Call of duty black ops 2 обзор

Обновлено: 30.06.2024

Для редакции «Игромании.ру» главная отечественная выставка «Игромир-2012» началась с закрытого показа Call of Duty: Black Ops 2, в ходе которого прессе впервые показали сюжетную миссию в Мьянме, военные технологии 2025 года и четыре карты для сетевых баталий. Чтобы сдернуть завесу тайны с будущего блокбастера, в Москву приехал лично продюсер игры Джеймс Лодато. И, говоря по-военному кратко, после его инструктажа к битве мы готовы!

Главным героем Black Ops 2 стал Дэвид Мэйсон, человек со странным позывным «Секция» и сын главного героя первой части Call of Duty: Black Ops Алекса Мэйсона. Уже известно, что в продолжении появится и сам Алекс, который станет приглядывать за отпрыском. На «Игромире» нам первым в мире показали миссию в Мьянме из сюжетной кампании. Началась она так же, как миссия со скалолазами из Modern Warfare 2, — двое оперативников, связанные общим канатом, перемещаются вдоль скалы.

В ход пошли технологии будущего. Дэвид вооружен особыми перчатками с технологичными липучками, которые намертво прицепляются к камню, но при необходимости легко от него отлипают. Все, что требуется делать во вступлении, — вовремя нажимать одну-единственную кнопку и пробрасывать напарника по горизонтали вдоль скалы. Несмотря на заскриптованность эпизода, смотрится он все равно эффектно. Впрочем, именно такими сценами серия всегда и славилась.

Call of Duty: Black Ops 2

После столь некультурного обращения герои спрыгивают со скалы. Команда без снижения летит в тумане, под дождем, над какой-то горной местностью. Разрешается вертеть головой, хотя герой движется вперед сам. Надо лишь изредка корректировать угол полета, не упуская из вида силуэты напарников. Первые минуты миссии мы играем в интерактивный фильм с минимумом действий: липучки, пролет над дождливым пейзажем и резкое приземление происходят с минимальным вмешательством игрока.

Попав в нужную точку, команда включает оптический камуфляж. Лежащая на оружии рука мгновенно становится невидимой, а стоящий перед глазами Дэвида оперативник растворяется в темноте. Мы видим лишь призрачный силуэт и четко выделяющуюся винтовку. После тихого убийства первого часового в деревне, под которую замаскирована военная база, начинается шумная бойня. Мьянма превращается в филиал ада на Земле, а мы созерцаем привычный по предыдущим частям коридорный шутер, где враги один за другим падают замертво, как манекены в тире. Сея хаос, Дэвид бросает дымовую гранату и сквозь туман обстреливает врагов через рентгеновский прицел — новинку второй части Black Ops.

В середине перестрелки герой втискивается под мирно стоящий вертолет, вскрывает корпус, а затем взламывает операционную систему и берет под свой контроль. Камера переключается на тепловизор вертолета, и Мэйсон обстреливает своевременно подъехавшие джипы и набежавшую пехоту. Оптическим камуфляжем во время перестрелки никто не пользуется. Команда зачищает охрану около входа в какой-то храм, и тот самый острый на язык напарник с помощью модной винтовки 2025 года взрывает наноснарядами заблокированный вход. Мы выдыхаем.

Call of Duty: Black Ops 2

Следующая сцена — внутренности храма, который оказывается то ли лабораторией, то ли исследовательской базой. Оперативники в режиме невидимок пробираются по коридору, но сталкиваются с другими владельцами технологии оптикамуфляжа и попадают в драматическую засаду. От огня на подавление экран начинает трясти, а Дэвида явно подташнивает. Казалось бы, тут всей бригаде и крышка, однако пресс-версия заканчивается пафосным девизом «Будущее черным-черно» и демонстрацией даты выхода игры.

«Всем спасибо за внимание», — заканчивает вводную часть презентации Лодато. Обидно, пожалуй, после увиденного за две вещи: Call of Duty остался верен скрипто-коридорному духу, а обещанный branching (возможность пройти фрагмент миссии двумя разными путями) так и не показали. В остальном игра припасла немало одноразовых захватывающих дух эпизодов. Ключевое слово — одноразовых. Скажем, полет над прекрасным пейзажем мы уже наблюдали в одиночной миссии «Президент США», которая завершалась очень похожим полетом Мэйсона в истребителе и уничтожением многочисленных китайских дронов.

Вторая часть презентации была посвящена сетевому режиму Black Ops 2. Из закрытого кинозала мы переместились в зал игровой, расположенный по соседству и оформленный как компьютерный клуб с барной секцией. Среди самых смелых журналистов провели мини-турнир, а генеральным судьей выступил сам Джеймс Лодато, который пригласил к компьютерам дюжину добровольцев из разных изданий.

Call of Duty: Black Ops 2

Сначала Джеймс вкратце рассказал о функции «Создай класс» и новшествах в ней. Коротко о главном: теперь каждый игрок волен выбрать себе три перка, два типа гранат, основное и вспомогательное оружие, модули для оружия, а также особые перки Wildcards, которые ценой отдельной ячейки позволяют вместо дополнительного оружия взять второе основное или еще один перк вдобавок к базовым. Проблема в том, что выбор широченный, каждый предмет (включая Wildcard) стоит одну ячейку, а бойцы ограничены десятью. Главное впечатление: класс бойца теперь намного эффективнее собирается «под себя».

Дав вдоволь наиграться с модифицированием пяти имеющихся классов, Джеймс подтолкнул всех к основному блюду — перестрелках на картах Aftermath и Cargo в режиме мультикомандного боя. Этот режим в серии Call of Duty впервые и напоминает «Схватку отрядов» из Battlefield 3 — на карте одновременно сражаются несколько мелких команд.

Call of Duty: Black Ops 2

В нашем случае расклад был таков: воевало четыре команды по три человека в каждой, в сумме дюжина бойцов. Во время видеопрезентации ключевых фишек мультиплеера сообщили, что некоторые режимы будут поддерживать до 18 воюющих солдат. Восемнадцать человек — это предел для сетевой игры, но вряд ли нам дадут возможность собирать шесть команд по три участника или три команды по шесть человек. Пока заявлено лишь два варианта: три команды по четыре человека и четыре по три.

Из-за того, что теперь против игрока выступает не 50% участников боя, а все 75% (три команды из четырех), резко выросла динамика боя. Есть стимул держаться втроем, чтобы в случае чего отомстить за павших друзей. Все фраги падают в общую копилку команды, и кто первым наберет необходимое количество, тот и победил. Уже на первой карте мы отметили улучшившийся интерфейс: награды за убийства стали меньше маячить на экране и исчезают за доли секунды.

Call of Duty: Black Ops 2

Карта «Последствия» напомнила нам популярную Cracked из первой Black Ops — разрушенный вьетнамский город. Однако если тот город был разрушен в ходе стычки двух армий, то здесь — помятый Лос-Анджелес после атаки китайских дронов. В обоих случаях воюем на руинах цивилизации, а осколки домов образовали новые лазейки для самых неожиданных атак. Кстати, вторжение китайской ИИ-техники хорошо показано в дебютной миссии «Президент США». Аккуратно припаркованные машины соседствуют с офисным небоскребом, изгрызенным шрапнелью и бомбами. Выщербленные куски ландшафта и превратившаяся в свалку улица. При этом из всей четверки карт Aftermath наименее впечатляющая, поскольку похожа на типичную городскую карту (типа Skidrow из Modern Warfare 2) с уймой строительного мусора и изуродованным некогда роскошным офисом.

Cargo куда интереснее. Действие происходит в порту Сингапура. Вся карта состоит из десятков контейнеров, портовой башни и площадки для разгрузки. Центр карты анимирован, и подъемный кран в автоматизированном режиме постоянно ворочает какие-то контейнеры. Тесные помещения и ближний бой напоминают о культовом Nuketown из Black Ops, а возможность прятаться в огромных контейнерах или скакать по ним, найдя правильный выход с крыши башни, доставит немало приятных минут всем любителям карты Favela. Вердикт: крайне динамичная карта с перестрелками на всех дистанциях. «Груз» понравился всем журналистам, и даже как-то обидно, что на ней дали сыграть только один раз.

Call of Duty: Black Ops 2

Финальная часть презентации — показ режима Hardpoint и двух великолепных карт Yemen и Turbine. Hardpoint появился в серии впервые. С виду — обычное удержание точки, но зона постоянно меняет свою дислокацию прямо во время боя. Время «жизни» площадки для удержания — всего 60 секунд, после чего она исчезает и появляется в новом месте. Из-за этого долго держать оборону в одном месте невозможно. В этом режиме есть дополнительные бонусы за убийство тех, кто штурмует точку, за ее успешную защиту и прочие приятности, а побеждают те, кто эффективнее всего оборонял точку от захватчиков.

Третья по счету карта Yemen, пыльный арабский город на острове Сокотра, одновременно похожа и на Invasion из MW2, и на культовый Dust из серии Counter-Strike. Здесь есть места стычек для бойцов, находящихся на разной высоте, и многоярусная высокая башня с несколькими этажами. Город состоит из центральной площади, мостиков, хижин и арабских лачуг, в которых так приятно сидеть в западне с культовым пистолетом-пулеметом MP7 и ждать шального гостя. Карта необычайно разнообразна и детально проработана, а потому рискует стать одной из любимых у игроков, выбирающих безбашенный ближний бой.

Последняя, четвертая, карта Turbine понравилась нам больше всего. Свое название она получила благодаря многочисленным ветряным турбинам. Это самая просторная карта из четверки протестированных нами на «Игромире». Хороша она нестандартным подходом к расстановке объектов — в центре карты накренилась и развалилась на куски башня, а со всех сторон ее окружают бункеры, узкие тропы, горки и трамплины. Эдакий Диснейленд имени Call of Duty. Разработчики предусмотрели одинаково эффективные пространства для тех, кто использует снайперскую винтовку, и тех, кто привык бегать с двумя пистолетами и убивать врага с трех метров.

Call of Duty: Black Ops 2

Тут и там постоянно вспыхивают драки на коротких дистанциях, часто убивают в спину при прогулке по башне или рядом с нею. Где-то висит навесной мост, который особо трудно оборонять в режиме Hardpoint, а где-то заботливо оставлен неподъемный миниган, брошенный на площадке, с которой открывается обзор на полкарты. По структуре и детализации «Турбина» напоминает серьезно доработанный «Афган» из MW2. Карту нарочно показали последней, чтобы журналисты ушли в восхищении. Кроме того, здесь много тонких каменных укрытий, сквозь которые так удобно подглядывать за противниками через новомодный прицел-сканер.

А еще теперь очки начисляются не только за убийства, но и за помощь напарникам. Благодаря этому делать серии фрагов и получать за них плюшки типа автономного робота с пулеметом стало значительно проще. Откровенно говоря, онлайн вообще стал добрее по отношению к «молодой крови». Фанатская база-то, как вселенная, постоянно расширяется!

Call of Duty: Black Ops 2

Главный фактор риска: разработчики пытаются сделать четыре игры в одной — одиночный режим, который проходит сразу в двух временах (80-е годы и Лос-Анджелес будущего), мультиплеер с кучей DLC, отдельную зомби-игру с, самое меньшее, тремя игровыми режимами и, наконец, дополнительный режим Strike Force Operations с возможностью раздавать ботам команды на глобальной карте. Многовато даже для проекта ААА-класса. Пресс-версия доказала, что боевой дух COD сохранен, но хватит ли запала на бесчисленные кампании и режимы? Это вопрос. Сложный и неприятный.

«Идут дни, месяцы, годы. Время стремительно несется вперед, изменяя и поглощая все на своем пути. Цветы вянут, моря высыхают, камни рассыпаются. Но есть вещи, которые не меняются. Call of Duty: Black Ops 2 — стабильность бесценна».

Так могла бы выглядеть рекламная акция нового творения Treyarch. Лет десять назад издатели из Activision нащупали слабое место в психологии современного геймера. Брутальные герои, масштабные боевые сцены и графические красоты создавали настолько сильный «вау»-эффект, что миллионы кошельков магическим образом распахнулись перед создателями боевика. Открыв секрет материального благополучия, разработчики пустились с конвейерной частотой поставлять на рынок бесконечные вариации на тему Второй мировой или «США vs. мировой терроризм». Но даже самые прекрасные вещи при бесконечном повторении приедаются. Разработчики, к счастью, эту истину усвоили. От нового проекта Treyarch веет приятным бризом перемен.

Call of Duty: Black Ops 2

Отцы и дети

Специфика жанра Call of Duty всегда заключалась в зрелищности, довлеющей над самим игровым процессом. В лучших традициях серии, Black Ops 2 — в большей степени кино, нежели игра. Эпичные ролики и катсцены иногда прерываются геймплейными вставками. Убили десятка два противников — наслаждайтесь видом падающих небоскребов Нью-Йорка. Убили еще сотню — получите порцию сюжета. Который, кстати, несмотря на всю свою предсказуемость, всегда вызывал восхищенные отзывы фанатов.

На этот раз повествование развивается в двух временных плоскостях. Основные события происходят в 2025-м году. Дэвид Мэйсон, следуя по стопам своего отца Алекса, взваливает на себя героическое бремя по истреблению террористической нечисти. Во главе последней стоит брутальный мужчина Рауль Менендес, мстящий всем и вся за гибель своей сестры. Параллельно Дэвид беседует с Фрэнком Вудсом, известным нам по первой части, и узнает содержание тайных страниц истории своего отца. Таким образом, сюжетная кампания включает в себя миссии как за Дэвида, так и за Алекса Мэйсона.

Линейность сюжета никогда не была слабым звеном игры. Но разработчики, проникшись реформаторским духом, анонсировали изменения в этом элементе нового проекта. Кто-то всерьез верил в нелинейность сюжета? Как известно, не хотите разочарований — не верьте. Если понимать нелинейность в традиционном смысле, как наличие ситуаций, в которых решение преломляет определенным образом все повествование, то таковых здесь ноль. Всем придется пройти одинаковый набор миссий и подстрелить одинаковое количество врагов. Почти все решения, которые можно будет принять игроку, заключаются в выборе одного из двух вариантов: казнить или помиловать ключевых персонажей. Но от нескольких таких решений будет зависеть не дальнейшее развитие событий, а всего-навсего финальный ролик.

Сюжетная линия недостаточно оригинальна, чтобы ею восторгаться, но достаточно коротка, чтобы не успеть сильно заскучать. За предложенные 7-8 часов игрового процесса Black Ops 2 завернет банальную интригу относительно судьбы Алекса Мэйсона и предложит ее столь же банальное решение; устроит экскурсию по Азии и США; в очередной раз истребит терроризм. Как обычно, смотрится этот блокбастер крайне эффектно: масштабные батальные сцены, жестокая военная атмосфера, взрывающаяся техника, рушащиеся дома и харизматичный злодей — Black Ops 2 использует все возможные штампы «крутых» боевиков.

Call of Duty: Black Ops 2

Квантовая запутанность

Да, по части графических эффектов Treyarch равных в мире найдется немного. Происходящее выглядит живо и динамично. Разработчики выдавливают из своего движка все, что можно, чтобы хоть немного преобразить картинку. Хотя в глаза уже бросается консольное бремя и древность движка, картинка все еще выглядит свежо и модно.

Но забудем на время обо всех дорогих эффектах, сюжете и «кинематографии». Что останется в остатке? Сухой геймплей, заключающийся в отстреле туповатых болванчиков, со времен предыдущих частей ни на извилину не ставших умнее. Даже на высшем уровне сложности аккуратное соблюдение всех норм безопасности ведения боя (не лезть на рожон, прятаться за укрытиями) обеспечит беспроблемное продвижение по заданию. Многообразие игровых локаций, конечно, здорово добавляет динамики. Однако в большинстве ситуаций игрок воспроизводит одну схему действий: перебежки от одного укрытия к другому и неспешный отстрел врагов «из-за угла».

Не имеет особого значения и огромное количество оружия. Да, арсенал будущего достаточно разнообразен: взрывающиеся стрелы, парализующие гранаты, пробивающие стены винтовки могут приятно удивить. Но вся эта экзотика нужна скорее для потехи оружейных гурманов. С наименьшими энергетическими затратами пронестись смертельным ураганом по уровням можно и с обычной винтовкой или дробовиком. Вспоминается абсурдная ситуация одной из начальных миссий. Мэйсон с Вудсом отступают от превосходящих по количеству сил врага. Противник наступает на пятки, игрок еле успевает перебежать к очередному камню, чтобы спрятаться от пуль… И тут Вудс произносит: «Алекс, расставляй капканы». Может, он бы еще боевикам крикнул: «Ребята, подождите, мы тут ловушки готовим!»

Оружейные новинки, не будучи особо полезными для игрока, пришлись кстати туповатым противникам. Двадцать пятый год одарил их чудесами военных разработок и робототехники. Костюмы, делающие ребят едва видимыми, заставят напрячь лишний раз зрение. А бродячие боты и парящие в воздухе вертолетики вынудят вас израсходовать пару лишних обойм. В некоторых зонах нам предоставляется возможность перепрограммировать роботов, и тогда железяки начнут вести войну за нас.

Очевидно, Treyarch пытается что-то менять, вводить определенные новшества. И хотя большинство из них на поверку оказывается внешними излишествами, не затрагивающими глубин игровой механики, в сотый раз воспроизведенная экшен-составляющая новой Call of Duty оказывается бодрой и динамичной. Дело даже не столько в упомянутых крутых роликах, сколько в многообразии заданий и их стилистической оригинальности — то мы взрываем танки верхом на лошади в Афганистане, то прогуливаемся по роскошному городу не такого уж далекого будущего.

Call of Duty: Black Ops 2

Прыжок с реактивными крыльями входит в стоимость экскурсии.

С кулаками на танк

Серия во многом и стала популярна потому, что вовремя прерывала однообразные шатания по уровню и занимала игрока ненавязчивыми и насыщенными аркадными заданиями. В Black Ops 2 можно и на истребителе полетать, и по скалам полазать с помощью липнущих к поверхности перчаток.

Беда в том, что за зрелищностью скрывается унизительная аркадность. Эти миссии не только не хардкорны, но даже ни на грамм не реалистичны. Когда Мэйсон, словно лихой ковбой, пришпоривая коня, с гранатометом наперевес вырезает целый танковый полк — впадаешь в некую сюрреалистическую мечтательность. Пожалуй, нужно написать письмецо разработчикам с просьбой включить в следующую часть сцену, в которой главный герой верхом на дельфине потопляет атомную подлодку террористов.

Не обошлось и без стелс-заданий. Как обычно, вместе с напарником нужно проскользнуть мимо грозных отрядов противника или дронов-охранников. Чтобы почувствовать себя виртуозным разведчиком, бесплотной тенью и ниндзя в ночи, достаточно уткнуться носом в спину товарища и покорно следовать за ним. Творческого подхода, как в Thief, здесь, конечно же, нет.

Отдельного упоминания заслуживают так называемые спецоперации ударного отряда. Эти миссии открываются как дополнительные в ходе прохождения одиночной кампании. Их завершение не является обязательным. Идея в том, что игрок получает возможность стратегического планирования: для выполнения операции нужно в режиме «вида сверху» оптимальным образом расставить бойцов и технику, назначить им маршрут движения. Затея разработчиков оказалась не слишком удачной: тактические премудрости с трудом вписываются в стилистику серии. К тому же во многом эти спецоперации напоминают войну с ботами. Но зачем она нужна, если Treyarch предложила нам увлекательнейшие возможности сетевого боя?

Служили три товарища

Одной из наиболее сильных и привлекательных сторон Call of Duty всегда был мультиплеер. Тем не менее Modern Warfare 3 не выдержала конкуренции не только с более глубокой и продуманной Battlefield 3, но даже с прошлыми частями серии. Поэтому на этот раз разработчики приложили немало усилий, чтобы значительно модернизировать сетевые баталии.

Call of Duty: Black Ops 2

Ничто не греет душу так, как два холодных лезвия в груди противника.

Действие мультиплеера разворачивается в 2025-м году. Это значит, что нам доступны все технические и оружейные прелести будущего: огромное количество оружия, всевозможные «перки», гранаты. Также есть возможность использовать уже упомянутые дроны. Режимов тоже достаточно: все, начиная от стандартного Deathmatch и заканчивая «дубинками и камнями». Новые режимы ничем не примечательны: например, в Hardpoint команде нужно захватывать и удерживать «рандомно» появляющиеся точки на карте. Надо ли говорить, что карты на этот раз действительно удались и радуют глаз яркими красками, в отличие от Modern Warfare 3 с ее унылой серо-коричневой палитрой?

По мере «прокачки» вы будете получать жетоны. За них можно приобретать новое оружие или улучшения. Вообще, система создания собственного персонажа довольно интересна. В начале боя можно выбрать готовый класс со стандартным вооружением. Но намного интереснее «вырастить» собственного бойца. Экипировка реализуется посредством слотов — два для оружия, несколько для модулей, «перков» и гранат. Универсального солдата создать не получится — активными могут быть лишь 10 слотов. Но этого вполне хватает, чтобы экипировать персонажа узкой специализации для командных целей.

Но не думайте, что ваш «прокачанный» боец не оставит шансов начинающим. В игре реализована система автоматического баланса. Команды создаются таким образом, чтобы средняя сила игроков была одинаковой. Даже если вы профи, заканчивающий каждый раунд с 50 фрагами, выполненными «хедшотами», попотеть придется, ибо в вашу команду попадут ребята зеленее травы, и вся ответственность ляжет на вас.

В полюбившемся многим режиме борьбы с зомби тоже появились новые режимы. Помимо традиционного «выживания» нам предлагают «Транзит», представляющий собой чуть ли не полноценную отдельную игру, и режим «Беда». Две команды по четыре человека соревнуются между собой в выживании. Соль в том, что члены одного отряда не могут ни подстрелить, ни воскресить своих противников. Вот и приходится прятаться за спинами врагов, оставляя тех голодным зомби.

Извозчик в зомби-режиме явно обладает немалым стажем вождения.

В итоге мы получили массу разнородного контента: занимательный «сингл» с немалым количеством новшеств, обновленный мультиплеер с интересными локациями и системой «прокачки» персонажа, зомби-режим. Конечно, сам процесс отстрела противников в «сингле» уже немного приелся. Но благодаря разнообразию локаций, динамике и футуристическим фишкам игра затягивает. Call of Duty всегда била по определенным мишеням: зрелищности и пафосу. И Black Ops 2 здесь попадает в десятку.

Плюсы: зрелищность; динамика; обновленный мультиплеер.
Минусы: поднадоевший геймплей; поверхностность некоторых нововведений.

Данный рассказ я хотел бы начать немного издалека. Предыдущую игру серии Call of DutyModern Warfare 3 – я не покупал и считаю её худшей в серии. Потому что не нашлось в ней чего-то, что могло меня зацепить. Она была откровенным шагом назад. Никаких инноваций, ничего нового. Но ситуация кардинально меняется в случае с нашим сегодняшним подопытным. Ну и, наверное, как вы догадались, это Call of Duty: Black Ops 2.

С самого анонса я для себя решил, что куплю и буду играть в эту игру. Treyarch наконец-то подошли к процессу разработки не спустя рукава и сделали действительно отличный проект «AAA» класса. Противопоставлением этой фразе могут стать крики о том, что «движок старьё», «графон гавно» и так далее и тому подобное. Но мне есть что ответить на эти выпады со стороны общества.

Во-первых, я не могу не согласиться с тем, что движок игры действительно устарел – это факт. Но разработчики выжали из него все соки. И, благодаря новым текстурам и фильтрам, картинка не выглядит настолько унылой, как в предыдущих играх серии.



Вот она — Call of Duty во всей своей красе

Во-вторых, создатели не поленились и сделали достаточно интересный одиночный режим с драмой, сюжетом, резкими поворотами и, вы не поверите, моральным выбором(!). Да-да, сценаристы не пожалели себя и сделали в игре 4(!) концовки! Также хочется отметить, что одиночной компании было отведено намного больше времени, чем обычно. Разработчики добавили брифинг-меню перед каждой миссией, и позволили выбирать любое оружие(из доступных, естественно) и ставить любые перки на ваш вкус.



Именно благодаря этой штуке, вы можете взять с собой Афганистан образца 1980-х годов футуристический автомат из 2025 года

В сингле появилось больше свободы действий. На карте тут и там можно найти разнообразные тайники с ништяками, которые помогут вам в бою.



Вот такие ништяки можно найти практически на всех локациях в игре, главное вовремя их заметить

Но разглагольствовать об одиночной составляющей игры можно ещё много. Я предлагаю вам самим всё попробовать. А теперь давайте кинем наш взор на то, за что мы больше всего любим и ценим серию игр CoD – на многопользовательский режим.

Сама механика практически не претерпела кардинальных изменений. Но всё же разработчикам удалось каким-то неведомым образом сделать контраст, благодаря которому играется «мульт» по-разному. Это может быть крайне динамичный «командный бой», в котором темп игры приближен к Quake 3: Arena. Или же «найти и уничтожить» («бомба» в простонародье), в котором успех уже зависит от стальных нервов и умения терпеть и выжидать. Именно это заставляет играть и приносит море удовольствия – разнообразие чувств, получаемых за один сеанс игры. Опять же режим «лиги», максимально адаптированный под чемпионаты и прочие турнирные игры, позволяет вам и вашим друзьям показать остальным весь свой, в частности, а также командный опыт, накопленный за всё время препровождения в CoD. Игра постоянно подстёгивает вас к зарабатыванию всё новых и новых плюшек, и это очень долго не надоедает.

Разработчики также переделали систему создания класса. Теперь фантазию игрока ограничивают лишь 10 слотов, отведённых на начинку своего бойца. Вы можете сделать оружейный склад с ножками или же наоборот, взять в руки один лишь пистолет и, обмазавшись различными перками, идти доказывать своё превосходство на поле боя. И мы снова возвращаемся к разнообразию ощущений. Благодаря такой системе количество тактик и методов ведения боя увеличивается. Плюс, не стоит забывать про возможность выделиться среди других игроков своей оригинальной эмблемой, которую вы можете сделать во встроенном редакторе.



Теперь меню создания класса выглядит во так

В завершении хочется сказать, что у Treyarch получилось сделать отличную игру. Она затягивает. Но если обратиться к «философии», то невозможно опровергать тот факт, что это был явный пик и предел возможностей разработчиков. И следующая часть должна уже кардинально отличаться от своих предшественниц. И хотелось бы верить, что большие боссы из Activision понимают это так, как и мы с вами.

Мы привыкли ругать и хвалить Call of Duty за одни и те же вещи, которые даже не хочется перечислять лишний раз. Миллионы непритязательных игроков по инерции покупали новые выпуски серии ради очередной порции голливудских взрывов и проверенного годами мультиплеера, и им, по большому счету, было плевать на отсутствие геймплейной глубины и внятного, цельного сюжета.

Но даже эта когорта игроков не могла не заметить, что Modern Warfare 3 уже не производил должного впечатления. Кроме уничтожения Парижа, в игре не было ни одной запоминающейся сцены, а многопользовательский режим, казалось, потерял некие неосязаемые биотоки: формально все было на месте, но затеряться в нем на неделю-другую уже хотелось не всем.

Со времен прорыва в Modern Warfare единственной игрой, которая как-то продвинула сериал вперед, стала Black Ops — во многом благодаря появлению сумасбродной, но увлекательной истории про ужасы времен «холодной» войны. Call of Duty впервые не сводился к череде красивых, но бестолковых сцен, а представал как внятный сюжетный шутер, а кое-какие персонажи в нем даже запоминались. В свою очередь, Black Ops 2 не просто развил идеи оригинала, а вывел их на новый уровень, навсегда (надеемся) сместив акценты всей серии.

В рекламной кампании Activision всячески подчеркивают, что над историей игры в числе прочих работал Дэвид Гойер, сценарист «Темного рыцаря». Может, и работал, но основная заслуга все-таки принадлежит Дэйву Энтони.

Когда Рауль Менендес был совсем маленьким, его родину Никарагуа сначала потрясла революция, в которой приняли действенное участие спецотряды американцев, а потом и мощное землетрясение. Он видел, как страдает его народ из-за чужестранцев. Видел, как сотни людей заживо погребло под обломками. Видел, как его семья потеряла все имущество, включая дом.

Вместе с отцом Рауль начинает торговать наркотиками, и очень скоро их картель становится сильнейшим в стране. Естественно, американцам это не понравилось. Годы разведывательных операций, захваты партий, допросы курьеров. Менендеса всячески пытаются прижать, и он еще сильнее обозляется на Америку.

Call of Duty: Black Ops 2

Спустя годы кропотливой работы наркобарон переквалифицируется в нового мессию. Созданная им идеология и социальное движение Cordis Die несет в себе простую мысль: капиталистические державы должны быть уничтожены. В своих речах Менендес умело цитирует Эйнштейна и заводит толпу простыми раздражителями. Миллионы последователей смотрят в уютных квартирах ролики на YouTube и грозно потрясают кулаками, вторя своему лидеру и не подозревая, что он бывший наркоторговец.

Тут может показаться, что Black Ops 2 — заурядный политический боевик-триллер, но на самом деле игра совсем не о политике и ультранационалистах. Это простая и понятная история человека, который потерял все и возненавидел за это весь мир. Рауль Менендес — редкий безумец, невероятно харизматичный злодей с очень живым умом. Рядом с ним антагонист из последнего «Бонда» кажется клоуном на детском утреннике. От каждого появления террориста в кадре кровь стынет в жилах, потому что понимаешь — он может выкинуть что угодно.

Хоть и от лица разных персонажей, но всю игру мы следим именно за жизнью Менендеса. Black Ops 2 постоянно перескакивает с семидесятых и восьмидесятых на футуристический 2025 год, постепенно раскрывая подробности становления злодея.

Call of Duty: Black Ops 2

Трудно вспомнить, когда мы в последний раз встречали такую кропотливую работу с сюжетом в шутерах, и дело тут не только в хорошем сценарии. Black Ops 2 блистательно срежиссирована. Каждый уровень — законченное произведение с идеально нарисованными декорациями, идеально поставленными сценами и идеальным темпом. Вот мы спокойно шагаем по затопленным улицам под прикрытием массивного бронированного «бегемота», а уже через секунду играем в прятки с вертолетами-хищниками по пояс в воде, прячась за колоннами и строительным мусором. Миг — и мы ползем по зловонной канализации, еще миг — тихонько пробираемся через патрули охраны, пытаясь подслушать важный разговор Менендеса. Финал — нас раскрывают, раздается взрыв. Быстрый прыжок в воду, погоня — и мы уже ведем масштабную перестрелку на крыше под управлением бронемашин с ракетницами и огнеметом. А потом садимся за руль джипа и несемся прочь по тесным улицам.

Из таких многоступенчатых уровней состоит вся игра, и при этом Black Ops 2 — первый Call of Duty, который нельзя пройти за четыре часа. То, что Treyarch умудрились увеличить плотность событий и без того сверхзвукового шутера и попутно вдвое удлинить хронометраж игры, — гигантское достижение.

Call of Duty: Black Ops 2

Treyarch попытались максимально разнообразить механику. Видно, что они устали от старого концепта даже больше, чем игроки. Большинство уровней перестали напоминать коридоры, нам все чаще дают выбрать, с какой стороны зайти — слева, справа, по центру или вообще сверху. Авторы даже позволили себе процитировать финал Half-Life 2: Episode 2, с поправкой на лошадь вместо багги: вашу базу атакуют с разных направлений, и требуется быстро носиться по пустоши, сбивая русские танки и вертолеты. В такие минуты одновременно радуешься — подобного в Call of Duty еще не было — и расстраиваешься: сериал наконец-то дозрел до тектонических сдвигов в механике, и в этот раз технологии уже действительно тормозят его развитие.

Call of Duty: Black Ops 2

В такой ситуации новые tower defense-этапы кажутся отличной находкой. Нам дают передохнуть от скоростного сюжета и немного поиграть в тактику. Через простенький интерфейс можно отдавать приказы и мгновенно вселяться в любую боевую единицу, будь то солдат, турель или робот. TD-уровней всего четыре, и они необязательны — при желании на них можно даже не отвлекаться (но вы лучше пройдите, они интересные).

Call of Duty: Black Ops 2

Наконец, главное нововведение — нелинейность. В ключевых моментах истории вам придется сделать так называемый сложный моральный выбор, и в случае с Black Ops 2 это всегда вопрос жизни и смерти. От ваших решений зависит концовка. Точнее, ее характер определяет лишь финальный выбор, а набор переменных — все предыдущие. Получилось чересчур грубо, но действенно: никаких сложных цепочек событий, все просто — пусти пулю в висок либо сдай властям; дай напарнику умереть или спаси, сорвав прикрытие, и так далее.

Black Ops 2 неожиданно стал откровением этого года. Никто не ждал от Call of Duty выдумки и сюжетных изысков, а в итоге получился один из лучших приключенческих шутеров в истории: разнообразный, атмосферный и на удивление оригинальный. Но! Следующую часть нужно обязательно делать для нового поколения консолей. Treyarch — слишком талантливые люди, чтобы сковывать их техническими ограничениями.

P.S. Ждите в ближайшее время наш подробный рассказ о мультиплеере и зомби-режиме.

Если вы в корне не согласны с автором, то возможно вам понравится альтернативное мнение Олега Чимде, редактора "Игромании.ру". Читайте в нашем блоге.

В рецензии на первую часть Black Ops мы констатировали очевидный вывод: серия Call of Duty, действующая на мужчин точно так же, как на женщин действуют любовные истории с бледными вампирами, давно обращается напрямую к инстинктам, минуя ту часть головного мозга, которая отвечает за логику, аргументацию и вообще трезвый взгляд. Совсем недавно даже тренированные рецензенты, которые помнят все консольные команды Quake, каждые выходные играют в мультиплеер оригинального GoldenEye и всерьез рассуждают о балансе оружия в Halo, ничего не могли противопоставить пошлому представлению, в котором спецназ, армия и ультранационалисты разносят планету на кусочки.

Но за два года с выхода первой игры случилась Modern Warfare 3, а вместе с ней в один миг пропала вся магия. Call of Duty, каждый год работая на одних и тех же идеях, уже не может транслировать тестестероновое счастье прямо в глубины подсознания. Теперь это самая обычная видеоигра, которой приходится сражаться за наше с вами внимание самыми обычными видеоигровыми способами. Это была плохая новость. Хорошая — получается у нее это гораздо лучше, чем у Modern Warfare 3.

Темно в глазах

Один из гостей нашей рубрики «Правила игры» как-то заметил, что Call of Duty напоминает аркадный автомат. Никто не просит ничего изучать и ни в чем разбираться. Вы и так уже знаете правила. Нужно просто опустить монетку — и веселье начинается тут же, через секунду. И выветрится из головы навсегда, стоит отойти к автомату с газировкой.

Call of Duty: Black Ops 2

С этим, честно говоря, трудно спорить. Если рассуждать о Call of Duty как о шутере, то это будет одновременно и величайший комплимент, и неслыханное оскорбление. Call of Duty — это игра-эмоция. Если к тому моменту, как по экрану потянутся титры, из вашего приоткрытого рта на диван будет непроизвольно капать слюна, то обо всем остальном можно, в общем-то, забыть. Никто не будет на полном серьезе жаловаться на дубовую баллистику, неправдоподобные сценарии или, там, физику — хотя жаловаться, мягко говоря, есть на что.

Более того, Black Ops 2 в этом смысле — сборник всего того, в чем серию обвиняли последние пять лет. От моментов, когда враги не кончаются ровно до тех пор, пока вы не активируете какой-то скрипт на уровне, в 2012 году хочется бить посуду. Если на вас несется перевернутый автобус и игра просит укрыться в переулке, не сомневайтесь — поворачивать нужно за правильный угол; повернете за другой — и герой умирает в муках. Если же у вас в руках появилась большая базука, будьте уверены — нужна она только для того, чтобы подорвать вот этот вот танк; все придумали и прописали за вас. И это если на время забыть о главном тезисе про «наглую коридорность».

Call of Duty: Black Ops 2

Все так, но в этот раз, впервые со времен Modern Warfare 2, этот вульгарный театр действительно мастерски поставлен и продуман до мелочей. Treyarch, студия-подмастерье, уже может и умеет в разы больше, чем их условные наставники из Infinity Ward (хотя обе команды в последние годы потеряли прорву сотрудников). Вы, на манер Uncharted 3, скачете на лошади где-то в пыльных ущельях, только вместо очевидного набега на караван придется гасить целую вертолетную эскадрилью. Или, как и в любой предыдущей части, готовитесь к штурму какой-то деревушки с террористами, только оборачивается это не вымученным стелс-эпизодом, как мы привыкли, а смертельным марш-броском с дробовиком наперевес, причем от лица главного злодея. Или как вам, например, плавучий штаб «Барак Обама»?

Темно в душе

Ну и, конечно, все это инкрустировали роботами, беспилотниками, какими-то футуристическими бомбами, сканерами и другими чудесными штуками из будущего. Половина Black Ops 2 происходит в 2025 году, где играть приходится за Дэвида Мейсена, сына Алекса Мейсена, героя первой части. Алекс в игре тоже есть, но ему перепадают в основном привычные разведоперации времен холодной войны. Злодей, впрочем, на всех один — революционер Менендез, который в восьмидесятые собирал единомышленников, выступая с речами перед бедными, грязными, но очень агрессивными народами стран третьего мира, а в XXI веке не брезгует YouTube и «Фейсбуком».

Основные надежды на Black Ops 2 все в основном связывали с Дэвидом Гойером, приглашенным киносценаристом, соавтором перерожденного «Бэтмена» и фильма «Темный город», в котором Кифер Сазерленд носит смешные круглые очки. Первая часть Black Ops, если помните, отличалась первой в истории серии связной историей. Надуманной, глупой, но это как раз нормально — хотя бы имена героев кое-как откладывались в памяти. В сценарии Black Ops 2 тоже нет ничего выдающегося, но это совершенно профессиональная работа, которая опирается на необходимые тут штампы и архетипы. Это одновременно и шпионский боевик, и политический триллер, и ода старому доброму ультранасилию — словом, ровно то, что нужно истории о том, как спецслужбы ловят опасного бандита.

Call of Duty: Black Ops 2

Но интереснее тут другое. Гойер, всю жизнь привыкший писать четко просчитанные трехактовые сюжеты, зачем-то добавил в Call of Duty нелинейность. Довольно смешную и условную, конечно: в нескольких сценах вам предложат то, что в игровых рецензиях принято называть «моральным выбором», и от вашего решения зависит несколько не слишком принципиальных сценарных поворотов. Не то чтобы это как-то кардинально меняло ощущения от игры, скорее чуточку обескураживает.

В этом как раз и заключается парадокс Call of Duty. Все много лет плачут о том, что в игре нет выбора, свободы, какого-то пространства для маневра, но правда в том, что, когда авторы спускают механику на самотек, игра тут же превращается в Code of Honor. А уж во что она превращается, если обратиться к Tower Defense миссиям (к счастью, необязательным) — и сказать страшно. Таких моментов в Black Ops 2, слава богу, немного, и дизайнеры точно знают, что после них нужно обязательно взорвать в кадре что-нибудь большое. И делают они это, по крайней мере в этот раз, с чувством меры и вкуса.

Не будем делать прогнозы на следующий год, но раз в двенадцать месяцев играть в громкий, глупый и по-хорошему простой шутер уровня Black Ops 2 — это, честное слово, совсем не постыдное занятие.

Читайте также: