Calimala настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Информация

автор: Фабио Лопиано
художник: Гаральд Лиеске
издатель: Правильные игры
Stronghold Games
Arrakis Games
ADC Blackfire Entertainment GmbH
магазин: Игрофишка (Украина)
Королевство игр
.
язык: Русский
Английский
Немецкий

Поcтавка

игровое поле 40х60 см
8 жетонов действий
15 жетонов влияния
45 карт действий
10 карт влияния
5 планшетов игрока
75 деревянных дисков
200 деревянных кубиков
15 деревянных фишек кораблей
15 деревянных фишек торговых домов
10 жетонов мастерских
фишка первого игрока из дерева
5 жетонов «50 очков влияния»
игровые правила
правила для 2 игроков

Награды добавить

  • добавить
  • фото или видео
  • статью
  • файл или ссылку
  • связанную игру
  • похожую игру
  • событие или новость
  • комментарий

Описание игры

Arte di Calimala («Калимала»), одна из крупнейших гильдий Флоренции, занималась отделкой и продажей иноземных тканей по всей Европе. В позднее средневековье она обладала громадным влиянием во Флорентийской республике. Члены гильдии почитались как элита, а на торговле сукном держалась городская экономика.

Всю свою долгую историю Arte di Calimala покровительствовала искусству и развитию архитектуры. Для гильдий Флоренции это было в порядке вещей, однако среди прочих Arte di Calimala выделялась количеством и значимостью опекаемых проектов, в том числе по возведению и отделке главных церквей Флоренции.

В игре «Calimala. Флорентийский купец» каждый игрок становится влиятельным членом гильдии, которому предстоит контролировать производство и торговлю тканью. Вы множите своё влияние, организуя поставки тканей на иностранные рынки, а также внося свою лепту в возведение церквей и украшение их произведениями искусства.

Вы прикрепляете своих доверенных работников к улицам Флоренции. Работники остаются там и выполняют доступные действия, когда улица активируется сначала ими самими, а позже — другими работниками. В конечном итоге ваши подчинённые вступают в городской совет, что всякий раз инициирует подсчёт очков влияния.

Оригинальная версия игры Calimala предназначена для 3–5 игроков. Русская локализация «Calimala. Флорентийский купец» выходит с дополнительными правилами для 2 игроков, подготовленными автором игры Фабио Лопиано и компанией «Правильные игры».

Фото и видео

Фото из отчётов

Статьи

Файлы и ссылки

Связанные игры

Похожие игры

«Calimala. 7.12

С миру по нитке. 9.32

Комментарии

Она в продаже появилась/появится? Нигде не могу найти.

Появится этим летом, но чуть позже. Хотим создать искусственный ажиотаж (шучу). Скоро!

Неплохое евро, но солнечный город подвёл с полем(((, да и китайцы с деревом тоже. на игру не влияет.

Что с полем не так? А вот дерево, конечно, на отшибись делали. Тот неловкий момент, когда печать в России получилась лучше зарубежных деревянных компонентов.

У меня неровный разрез- поле выгибается вовсю. Спасибо ребятам, поменяли на другое но и оно почти такое же(.
Сама игра понравилась.

Вот только на неделе удалось впервые в нее поиграть. За все это время поле действительно выгнулось. Более менее ситуацию исправляет, если края срезов не соединять друг с другом, иначе совсем печаль.

Сыграли пару партий - закинул ссылку на впечатления в Файлы.
Неожиданно приятная и быстрая игра!

По действиям более всего напомнил Стамбул, но тот покрасивее/тематичней, радует; Марко Поло, тоже покрасивее и слегка помасштабнее, не особо тянет; и Санта-Марию, ещё более сухую/безтематичную, но та заметно в действиях разнообразнее и в качестве спортивного евро доставалась чаще. Ошибкой было ожидать в Калимале темы, погружения. Скорее в Нью-Васюки вместо шахмат. Очень математично. Го/Шахмато/Нарды-подобная игра, загримированная кубиками под тематичное евро. Из двух оставлю Санта-Марию. Тем-не-менее, интерес, куда Фабио Лопиано двинется дальше, есть. В его Ragusa (2019) при случае с интересом вникну. Прелесть, что не перегружено. Но тут или подчёркивать уникальность ткани относительно прочих товаров, механически выделять. Или ровнять катком в безликость к бескрайне плоским логическим ходам в простоте правил. Оба пути за талантливым просчётом будут востребованы.

Сравнение со Стамбулом совершенно неуместное и не близкое по механике.
Как и с Марко Поло и Санта Марией.
Мария - строительство движка, Марко - конвертация ресурсов в ПО.

В Калимале у вас гонка по мажорити с другими игроками, акцент не на получении ресурсов, а на предугадывании действий соперников.

Отсуствие темы тут обыденное для средне-семейных еврогеймов. Механика первична.
Могли бы не ткани развозить по европе, а гоблинов или киборгов, ничего бы не поменялось.

"Calimala. Флорентийский купец" будет скоро на CrowdRepublic. Русская версия по комплектации полностью соответствует международной, свыше того - добавлены правила для 2 игроков, они будут только в русском издании. Крауд-кампания будет примерно в первой половине февраля.

"На CrowdRepublic вы сможете приобрести игру за 2700 рублей, в то время как розничная цена составит не менее 3400 рублей"

Цена хорошая только на предзаказе т.к. в европе стоит 2970 на данный момент в рознице (например, Филиберт)

В английской версии игры никакого инлея тоже не было?

Неплохая игра средне-хардкорного уровня, но можно играть и как в семейку, так как механики в игре не сложные, и все правила изложены наглядно и схематично на планшете игрока и на поле (кроме правила подсчета - это минус).

В игре очень тесное взаимодействие и майндгейм - постоянные попытки угадать какие финальные тайные цели у соперников, а на опытном уровне понять приоритет действий других игроков, чтобы подставить свой жетон под чужую активацию, а в идеале - чтобы тебя еще и отправили на трек подсчета (тут это тайбрейкер).

Из минусов - слишком рендомный приход карт поощрений за невыполненные действия. Могут зайти пачкой карты под те действия которые ты в приницпе по своей стратегии никода не будешь выполнять, как трата хода (а число ходов ограничено). Я бы захомрулил удалением значимой части карт именно действий из колоды, увеличив таким образом процент оставшихся карт ресурсов, так как ресурсам всегда можно найти применение.

Второй минус - оформление. Выглядит как пнп, чес слово. Многие графические и дизайнерские ходы - новичковские, многие графичекие ходы страдают с точки зрения доступности и читаемости. Например, нет напоминалки про подсчет очков, хотя на поле места полно. Маркеры городов и портов мизерные, как и гербы, хотя это основная механика. Зато трек очков страдает гигантизмом.
Здания так же не отличаются друг от друга на треке подсчета, я бы виделил разным цветовым фоном, для наглядности.
Если Правильные игры смогут доработать графику (и имеют на это право), то это было бы очень хорошим ходом в пользу игроков.



Об игре


Здесь всё просто, эти механики светились уже не в одной евро-игре (и ещё не в одной засветятся в будущем). Они становятся мотивом для игрового конфликта, хорошо работают, но не являются чем-то уникальным.



Активировать одну и ту же стопку бесконечное количество раз без последствий не получится. Когда в стопке появляется четвёртый рабочий, верхние три выполняют действия, а нижний уходит в совет гильдии и активирует очередной подсчёт влияния. Это основной способ получать победные очки, за которые и борются игроки.


Когда все места в совете заняты, либо все рабочие у игроков заканчиваются, считаются последние очки за карты целей и определяется победитель.

Игра вдвоём

Когда Фабио создавал игру, он рассчитывал на короткие партии большой компанией. Именно поэтому, стандартный режим игры предусматривает партию от трёх до пятерых игроков (вместо стандартных двух-четырёх). Однако множество людей, которым понравилась Calimala жалело об отсутствии дуэльного режима.

Тогда автор предложил на BGG режим игры на двоих. Он отличается от обычной игры, так как предусматривает третью сторону, которая может даже победить. Суть данного варианта сводится к тому, что каждый игрок имеет одинаковое количество рабочих третьей стороны. Их можно использовать единожды для себя, в последующем же, при их активации на поле будут появляться кубики третьей стороны. Соответственно, они участвуют и в споре за влияние.

Фишки поддержки работают несколько иначе, чем обычные. Что бы не расслабляться, продажи ткани и пожертвования совершаются ими даже чаще, чем игроками, если, конечно, их помощью воспользовались слишком рано. Однако, если выставить их поздно, то они могут принести слишком мало пользы.

Впечатления

На момент написания я успел сыграть в Calimala две партии втроём, одну дуэльно и одну максимальным составом, поэтому могу поделиться только первыми впечатлениями.


Надо внимательно следить за тем, в каком порядке будут разрешаться жетоны влияния. Загадывать на далекое будущее здесь не стоит, потому что первые из целей будут сравниваться, пока у всех количество товаров и пожертвований не блещет. Соответственно, и победить в таком споре легче. А вот за самые последние цели придётся побороться.


Это происходит из-за меньшего количество рабочих. В зависимости от количества игроков личных рабочих от 12 до 8 (плюс 2-3 белых). Соответственно, при игре впятером активаций чужих фишек происходит меньше, чем хотелось бы. Возможно, это у нас такая компания, но при игре впятером на поле то и дело была картина, как один игрок активировал новой фишки свои же старые. Эта стратегия не только ограничила игроков в возможностях, но и сделала партию скучной.

Тем не менее, эта механика и элементарность действий делает игру достаточно динамичной. Игроки не ждут, когда до них дойдёт ход: либо очередь активного игрока подходит быстро, либо рабочий активирован в чужой ход. Чаще происходит и то, и другое. Это влияет на длительность игры. В среднем на партию уходит час, плюс минус 15 минут, в зависимости от количества игроков.

Партия на двоих особенно острая. В ней игроки сталкиваются лбами, а третья сторона не столько мешает, сколько выполняет вашу грязную работу своими руками. Постаравшись, можно устроить фиктивному игроку второе место (естественно, отобрав его у соперника), или просто занять последнее место в локации. Дуэльная игра достаточно конфликтная. Да, рабочие третьей стороны работают не так гладко и имеют излишние нюансы в правилах, но этим тоже можно напортачить сопернику.


Итоги

Calimala вызывает симпатию своей оригинальной механикой, поэтому в неё хочется продолжить играть. Приятно, что её можно разложить впятером (таких игр часто не хватает), но фана в таком составе мы испытали меньше, чем хотелось бы.

Коробка на столе среднего размера (как Стамбул, Замки Бургундии, Среди Звёзд и другие игры) Воздух внутри прилагается Карты действий хорошего качества. С протекторами не стал заморачиваться Правильные игры могут себе позволить сделать красивую коробку без рекламы других игр на бортах 🙂

Попробую пояснить лишь основную суть правил в три абзаца. Больше люди не читают, да и зачем расписывать подробно, если правила Калималы умещаются на 10 страниц.

Как играется? Суть правил

Игроки имеют несколько дисков своего цвета + несколько белых дисков. В свой ход игрок размещает один из дисков в левой нижней части поля, где расположены в три ряда 9 действий (они, кроме центрального, выкладываются случайным образом). После этого он выполняет действия, рядом с которыми он разместил фишки. Если используется диск цвета игрока, то эти два действия выполняются по разу, а если это белый диск, то действия выполняются дважды.


На личном планшете все действия расписаны слева, а справа склады, река для кораблей и мастерские

Если в стопке 4 диска, то нижний диск не активируется, а летит на верхние 15 жетонов по порядку. Жетоны показывают различные скоринги. Например, жетон с деревом активирует скоринг, в котором 3,2,1 очко достается тем, кто пожертвовал больше всего дерева на храмы. А скоринг Барселоны даёт 3,2,1 очко тем, кто наиболее представлен в Барселоне. Во время партии кубики как раз и олицетворяют ткань, дерево, скульптуры и т.п., которые вначале возникают на планшете игрока, а потом конвертируются на главную карту. В итоге побеждает тот, кто больше всех заработает на 15-ти скоррингах и на картах целей (каждый игрок имеет одну, но очки даются всем игрокам).

Впечатления после двух партий

Calimala на деле оказалась очень приятной игрой, которую хочется оставить в коллекции надолго. Попробую перечислить основные причины:

Минус игры тоже очевиден:

Пока я доволен этой игрой после двух партий на троих, но обязательно хочу опробовать в ближайшее время на четверых-пятерых. Предварительная оценка: 7.5 из 10.

Флоренция – живописный город, расположенный в самом центре Италии на берегах реки Арно, по праву считается колыбелью эпохи Возрождения. Столица Тосканы внесла неоценимый вклад в развитие европейской науки и искусства, здесь жили и работали Микеланджело, Данте, Галилей, Леонардо да Винчи. Сегодня мы перенесёмся во времена Ренессанса, вступим в одну из семи старших (Arti Maggiori) флорентийских гильдий по отделке тканей (Arte dei Mercatanti o di Calimala) и поборемся за места в городском совете. Но перед этим стоит узнать, чем же примечательна гильдия Arte di Calimala, чья продукция столь высоко ценилась во всём мире…


Процесс изготовления тканей начинался с промывки шерсти в водах Арно, после этого сырьё сушили на специальных плетёных решётках, расчёсывали гребнями и отбивали прутами для смягчения волокон. Затем за дело брались искусные ткачихи, которые создавали непревзойдённое по качеству шерстяное полотно. В этом было задействовано около трети работоспособного населения Флоренции, что позволяло выпускать около ста тысяч рулонов ткани в год. Что же, настало время прикоснуться к истории, развить собственное производство, добиться влияния и занять место в городском совете!


Для этого нам потребуется небольшая коробочка, внутри которой грохочут деревянные компоненты, порхают карточки, перемещаются планшеты и тайлы, придавленные сверху игровым полем и буклетами правил. Ложемент в западном издании отсутствует.


События игры развернутся на схематичном представлении Флоренции и небольшой карте Европы: вверху слева располагается городской совет, справа от него – три строящихся здания с ячейками для пожертвований, слева внизу находится план города, справа от него – Европа с торговыми и портовыми городами. По традиции, всё это великолепие опоясывает трек влияния.


Соперникам предстоит вести дела на индивидуальных планшетах своего цвета: в мастерских (сверху) происходит отделка тканей, на складах (снизу) хранится три вида ресурсов, в гавани покачиваются на волнах торговые суда. Если вы что-то забудете в пылу экономической борьбы, то памятка слева поможет не потерять нить размышлений.



Увеличение количества мастерских на личном планшете – лучший способ поднять производство. В этом помогут специальные тайлы, приобрести которые можно за камни и кирпичи.


Борьба за влияние – одна из важнейших сторон бизнеса. Пятнадцать жетонов будут размещены в городском совете, и в каждом случае лишь трое достойных смогут получить за них причитающиеся бонусы.


Во время финального подсчёта карточки влияния принесут дополнительные призовые очки.


Карточки действий послужат компенсацией в случае неудачного развития событий. Быть может, в следующем раунде вам повезёт больше!


Первому игроку будет сопутствовать некий призрак в чёрном одеянии, белые диски удваивают выполнение выбранных в городе действий.


Каждому игроку достанется россыпь деревянных компонентов, состоящая из трёх кораблей, сорока кубиков, тринадцати дисков, трёх домиков и одного жетона «50 очков», который пригодится, когда вы выйдете на второй круг трека влияния.


Комплекты абсолютно одинаковые и отличаются лишь цветом.


В локализованном издании от издательства «Правильные игры» (на площадке народного финансирования CrowdRepublic началась кампания-предзаказ) помимо базовых правил находится буклет дуэльного варианта игры – приятный бонус русскоязычным поклонникам «настолок».



Подготовка к партии займёт некоторое время: необходимо в случайном порядке разместить в городе тайлы действий, затем выложить в городской совет пятнадцать квадратиков влияния. На стартовую позицию трека победных очков выставляются диски игроков, неподалёку выкладываются жетоны «50» очков (потребуются, когда диски пойдут на второй круг). Рядом открыто размещается одна случайная карточка влияния (приносит очки при итоговом подсчёте, отсутствует при игре впятером), а также колода карт действий рубашкой вверх.


Оппоненты получают комплекты, состоящие из: индивидуальных планшетов, двух тайлов мастерских, сорока кубиков-маркеров, двух белых дисков и некоторого количества дисков своего цвета (зависит от числа соперников), трёх кораблей и такого же количества торговых домов. В ходе несложных манипуляций (описанных в правилах) противникам достаётся по одной карточке целей и действий. Первому игроку вручается чёрная фигурка – всё готово к началу партии!


В свой ход необходимо выставить в город один диск и, ориентируясь на указатели, выполнить два связанных с данной локацией действия (белый диск умножает это значение вдвое, но не участвует в повторной активации). Последующие диски располагаются поверх предыдущих, образуя стопки. При этом лежащие внизу диски также активируются, позволяя выполнять аналогичные действия (кроме белых кругляшков).


В нашем примере, владелец жёлтого маркера добавляет во все свои мастерские по одному кубику тканей (изначально у игрока только одна мастерская), а затем отправляет на личный склад один кубик дерева из резерва (постройка вмещает до четырёх единиц сырья). Рассмотрим все варианты развития событий, начнём с расходных материалов…


Дерево, кирпич, мрамор – активировав соответствующий тайл, игрок добавляет на свой планшет кубики ресурсов, располагая их в ячейки складов. Для чего нам стройматериалы?


Тайл строительства позволяет основать контору в одном из городов сухопутного торгового пути (два кирпича); спустить на воду корабль (два дерева); расширить производство, добавив на планшет мастерскую (дерево и кирпич).


Мрамор пригодится для скульптур, украшающих соборы. Строящиеся здания требуют дерева, кирпича и мрамора, которые доставляются со складов посредством пожертвований. Кстати, если игрок не может выполнить действие в городе, он получает случайную карточку действия в качестве компенсации. Эту карту можно разыграть как в свой ход, так и в ход соперника при активации дисков игрока в стопке.


Итак, ресурсы на складах необходимы для развития личного производства, а также строительства и украшения зданий, а мастерские вмещают готовую продукцию, которую предстоит развозить по городам Европы посредством сухопутных и водных маршрутов.

Для перемещения тканей водным путём понадобятся корабли, каждый из которых отвозит один кубик в свободную ячейку выбранного населённого пункта. Сухопутный тракт не требует никаких дополнительных технических средств, но в выбранном городе должна быть основана ваша контора (в противном случае хранить ткань будет негде).

Возим ткани, прокачиваем планшеты, строим корабли… А по какому принципу, собственно, начисляются победные очки?! Всё достаточно просто.


Как вы помните, сыгранные диски остаются на поле, а последующие фишки складываются столбиками. Максимальная величина столбика – четыре диска. При достижении этого количества три верхние фишки активируются по обычным правилам, а самый нижний диск вместо активации…


… переносится в городской совет (фишки располагаются в порядке очерёдности слева направо, сверху вниз). При этом немедленно начинается промежуточный подсчёт очков, зависящий от того, какой именно тайл был активирован. Это может быть город, чей герб указан на рисунке; строящееся здание; скульптуры; портовые и сухопутные города; пожертвования стройматериалов.


Например, активируется город Труа. Суммируется количество кубиков по цветам. Игрок, занявший первое место, получает три победных очка, второе – два, третий – одно. Таким образом, в течение партии будет выполнено пятнадцать промежуточных подсчётов, а также итоговый по карточкам целей.

Партия завершается, когда соперники либо разместят на схеме города все свои диски (включая белые), либо активируют все пятнадцать жетонов городского совета.


При подведении итогов учитываются условия всех карт влияния, включая лежащую подле игрового поля. Независимо от владельца, бонусы получают первые три игрока, имеющие максимальное количество кубиков в данной локации. Чей диск убежит дальше других по треку победных очков, тот и победит.


Кстати, по оформлению. Оно на любителя и, на мой взгляд, отражает дух игры – сухость, лаконичность, внимательность. Тайлы действий что в городе, что в совете чётко видны всем игрокам, планшеты максимально информативны, оформление поля выполнено в стиле старинных документов. Мне такой подход нравится – ничего не отвлекает от размышлений.

Так получилось, что мы сыграли минимум по одной партии всеми составами – от двух до пяти игроков. Больше всего понравились варианты «втроём» и «впятером». Вчетвером игра не дотягивает до накала страстей полного состава, при этом увеличивая время партии по сравнению с игрой втроём, где всё гармонично, чуть менее агрессивно и относительно быстро. Дуэльный вариант вызвал смешанные чувства, пока не готов дать заключение. Втроём, на мой взгляд, лучше.

Сама игра на протяжении всей партии заставляет внимательно следить за всеми соперниками и строить стратегию в зависимости от очерёдности активации тайлов городского совета. Порой лучше сделать плохо противнику, чем выполнить действие с большей выгодой для себя. И права на ошибку тут нет, особенно при игре полным составом: займут оппоненты своими домиками города, и останетесь вы ни с чем – на одном флоте выиграть не получится. Одним словом, всесторонне развивайтесь, но принимайте своевременные меры по нейтрализации противников.

Для игроков среднего уровня подготовки — хорошо подойдёт как для умного семейного вечера, так и для мозголомной схватки с опытными друзьями.

В данный момент идёт кампания-предзаказ по настольной игре «Calimala. Флорентийский купец» от издательства «Правильные игры». Приняв участие в ней и сделав предзаказ, вы получите экземпляр игры по привлекательной цене. В качестве бонуса для русскоязычных поклонников умных развлечений в коробку вложены правила для двух игроков. В качестве эксклюзива, участники предзаказа получат мини-дополнение «Конклав» и жетон первого игрока из прозрачного акрила – герб гильдии Arte di Calimala.

Спасибо за обзор! И за честное мнение, что вдвоем не очень. Для меня важно именно вдвоем, поэтому воздержусь от покупки.

Пожалуйста. Понимаете, Сергей, тут большую роль сыграли партии втроём и впятером. Мне игра очень понравилась именно в таком составе (я отразил это в обзоре). Игра вдвоём в "Калималу", скажем так, это как играть в "Билет на поезд по Европе" вдвоём (упрощённо, безусловно, уровень игр совершенно разный, но суть одна) :) Нет того азарта, интриги, хочется ещё одного реального партнёра. Честно говоря, вдвоём хорошо играются игры, которые изначально разработаны для дуэли :) Остальные игроделы придумывают "костыли". Так, например, во "Фреске" играет бот -вроде бы интересно (поначалу), но потом "увы", ищешь третьего реального игрока ;) Попробуйте у друзей игру, вдруг Вам понравится, ибо "Калемала" - хорошая игра, но не на двоих (на мой взгляд, конечно).

А вот мне игра понравилась вдвоём. Прямой конфликт, который становится пикантнее с фишками третьей стороны. Втроём вообще огонь, на четверых хорошо, а вот впятером вообще не зашла.

Читайте также: