Бригада е5 новый альянс обзор

Обновлено: 03.07.2024

Дефицит — страшная вещь. Шесть долгих лет минуло после выхода Jagged Alliance 2, и до недавних пор ни одна тактическая игра не сумела даже приблизиться к культовому детищу ныне покойной SirTech, не говоря уже о том, чтобы повторить успех гениальных канадцев. Многострадальная UFO: Aftermath, предельно условная Laser Squad Nemesis, странноватая «Код доступа: РАЙ», «душевная» и патриотическая (увы, почти недееспособная) «АЛЬФА антитеррор»… На игровом небосклоне то и дело пролетали кометы и астероиды, но тщетно. Тот, кто познал истину, не в состоянии мириться с посредственностью.

Как известно, идеальные игры бывают лишь в пресс-релизах. Проект молодого петербургского коллектива «Апейрон» не лишен недостатков, однако в нем много и ярких достоинств. Не слишком впечатляющая графика и мелкие огрехи? Пускай. Если бы авторы JA2 принялись за сиквел, у них получилось бы нечто очень похожее.

Скриншоты 9

На страже тактики

Наш герой — международный головорез, волею судеб очутившийся в далекой латиноамериканской республике Палинеро. Затянувшаяся гражданская война разбила некогда процветавшую страну на несколько враждующих лагерей. Формальное правительство (партия «Народно-Демократический Фронт», для краткости — НДФ) едва контролирует треть территории, на юге окопалась армия революционеров под командованием опального генерала Торменса, восточные рубежи оккупировали контрабандисты — столь многообещающая обстановка привлекает авантюристов, мечтающих тем или иным способом урвать кусочек от государственного пирога. Выбираем себе физиономию, смотрим заставочный ролик и… глотая слезы ностальгии и умиления, вчитываемся в вопросы анкеты — как и в Jagged Alliance 2, ответы напрямую влияют на начальные характеристики.

Внятного разделения на уровни нет. Мы свободно гуляем по «глобальной» (в пределах квадратных границ) карте, охмуряем работодателей, сбываем лишнее барахло в магазинах и ищем приключения. Местоположение ключевых действующих лиц четко обозначено, так что бесконечные поиски нужного NPC нам не грозят.

Хлебом и солью «Бригады Е5» стала тактическая система. Старомодный походовый режим остался в XX веке — отныне столкновения происходят в реальном, скрупулезно рассчитанном времени. На каждое действие (будь то стрельба, передвижение, копание в инвентаре и т. п.) расходуется определенное количество секунд. Кто-то появляется в поле зрения — и игра автоматически замирает, позволяя не спеша спланировать поведение подопечных. Допустим, вы решили выстрелить. Щелкаете по врагу, снимаете игру с паузы и следите за тем, как персонаж поднимает винтовку, целится и жмет на курок. Поскольку компьютерные злодеи не стоят столбом, теория регулярно сталкивается с неприятностями. Непоседливая цель может ускакать за угол или, того хуже, одарить незваного гостя порцией свинца. Знаменитые «прерывания» из Jagged Alliance 2 и Silent Storm (и пофазовые разборки в «АЛЬФА антитеррор») честно пытались симулировать аналогичные ситуации. В «Бригаде Е5» эта концепция дошла до своего логического завершения.

Стандартные кнопочки «присесть» и «прилечь» дополнены чрезвычайно полезными находками. Возможность заранее взять автомат наизготовку, держать указанную точку на прицеле, перемещаться боком (и задом) или неожиданно выскочить из-за угла сберегли немало виртуальных жизней и реальных нервов. Внезапно налетев на неприятеля, понимаешь, что время на приведение оружия в боеготовность часто оказывается критичным. Хотя в игре и встречаются ляпы — например, охранник, поплевывающий на головы прохожих с «парашютной» вышки, достает из кармана «близорукий» ПМ, — основная часть противников вооружена неплохо. Солнце в зените, а на линии огня отсутствуют явные препятствия? Кто первый пальнул, тот и победил. Не важно, сколько килограмм кевлара надето на тушку наемника. Пусть пуля не прошла сквозь бронежилет — шок от удара провоцирует продолжительный ступор. Некому помочь? Что ж, один в поле не воин.

Исходя из того, что главным ресурсом игры является время, созданы режимы ведения огня. Очередь от бедра — наиболее быстрый и наименее точный из вариантов. Она незаменима в тесных помещениях, но на открытом воздухе трюки в духе Сталлоне и Шварценеггера обычно заканчиваются плачевно. Меткий выстрел требует долгой подготовки. Если враги залегли в густой траве и не собираются геройствовать «в штыковую», иной альтернативы не найти. Стремительное прицеливание — «золотая середина». Снайперам без поддержки скоростных братьев по оружию вообще никуда. Того, кто тратит на выстрел порядка десяти секунд, высокая точность и дальнобойность не спасут.

Не обошлось без накладок. Конечно, пуля летит не совсем по прямой, но когда стоящий в полусотне метров на холмике злодей без стеснения лупит по моему бойцу из винтовки, а он жалуется на «блокированную» линию стрельбы — это слегка раздражает. Наконец, нет разрушений: пули весело рикошетят о стены и порой пробивают хлипкие двери (единственный способ вскрыть замок).

Гранатометание ограничено традиционными для жанра проблемами. Швырнуть смертоносный заряд за угол, в окно или на другой этаж (бывает, в бой приходится ввязываться на ступеньках), не подставляясь под огонь, нашим спецам не под силу.

Разделить отряд и напасть на объект с разных сторон не получится. Игрок даже не может выбрать точку входа на карту. Согласитесь, атака тщательно охраняемой военной базы через центральные ворота выглядит несколько странно (особенно в сравнении с коварными ночными вылазками из JA2). В итоге первые минуты боя оказываются самыми сложными. Выжил — считай, победа в кармане. Наличие неограниченного количества ячеек для сохранения превращает дальнейшую зачистку местности в занимательный и необычайно гуманный к игроку аналог «Зарницы».

Деньги против принципов

Наматывать километры под палящим солнцем в одиночку не придется. Вы живо сообразите, что без снайпера и пары опытных штурмовиков в непаханых степях и прериях Палинеро выжить непросто.

У наемников есть увесистый мешок характеристик. Помимо стандартных столбиков «силы» и «ловкости» значение имеет острота зрения и слуха, навыки в обращении с оружием, «броски» (ножей и гранат), «маскировка» (увеличивается при помощи специальной «косметики»), «саперное дело», «медицина» и бестолковая парочка: «торговля» и «харизма». По словам авторов, последняя влияет на отношение окружающих к герою, но на деле от нее мало проку. Куда важнее «фракция», на которую вы предпочтете работать. Начинающие контрабандисты очень скоро заметят, что далеко не всех коллег по профессии прельщает карьера бандита. Попытавшись нанять свирепого вида девицу с АКМ, я с удивлением наткнулся на отказ. «Моя терпимость к ворам равна нулю»! Попробуй, убеди таких, что НДФ — кучка жалких коррупционеров, а генерал — обиженный жизнью неудачник.

Возня с огнестрельными «игрушками» — зычная песня под аккомпанемент тамтама и симфонического оркестра. Окольными путями раздобыв М16А3 (у торговцев он появляется ближе к середине игры), не сразу понимаешь, какие подарки ждут нас впереди. Подствольный гранатомет, подствольное ружье (обрезок «шотгана», закрепленный непосредственно под дулом «главного калибра»), глушитель, два принципиально отличающихся друг от друга оптических прицела, лазерный целеуказатель, тактический фонарь, сошки, штык-нож — для различных «стволов» предусмотрены свои нюансы. К примеру, на всю продукцию H&K навешивается модная оптика с 10-кратным увеличением, у многочисленных SMG складывается приклад (время на подготовку к бою уменьшается обратно пропорционально отдаче), а каждому калибру требуется отдельный тип глушителей. Сам арсенал включает десятки моделей. Из редкостей — охотничий карабин «Сайга». Сомневаюсь, что вы захотите свести с ним близкое знакомство, но для «экзотики» сойдет.

Склеивание вместе двух магазинов с помощью мотка скотча (нехитрый фокус значительно ускоряет перезарядку) — вершина народной смекалки. Для полного счастья не хватает возможности давать «железным подружкам» имена и ставить зарубки на прикладах.

Покупки и трофеи аккуратно отображаются на фигурке. Бронежилет, каска, плотно набитый рюкзак, запасной автомат за спиной — приятно, симпатично и удобно. Жаль, про остальные элементы визуального исполнения подобного не скажешь. «Стерильный», без единой трещины и лужи асфальт, неестественные стекла и масса наглухо запертых зданий не делают игре чести. Анимация могла быть помягче — неуклюжие солдафонские повороты выглядят ужасно. Приближать камеру к персонажам, выполняющим служебный долг, не рекомендуется: ненормально вывернутые руки, утопающие в теле части оружия и торчащие отовсюду углы — немое свидетельство длинного и отнюдь не всегда легкого пути «Бригады Е5» к прилавкам.

Из спецэффектов стоит отметить остающиеся на земле гильзы и вспышки при стрельбе ночью. Луч лазерного прицела, представленный убогими красными черточками, — верх латиноамериканского аскетизма. По соотношению «качество картинки / требовательность» игра не выдерживает никакой критики.

Зато запомнились мелочи, разнообразящие будни наемника. Поездка на машине утомляет только водителя (регулярно меняясь, вы сбережете силы отряда для битвы); наткнувшись на засаду, можно быстро сбросить с плеч тяжеленную поклажу и разбираться с разбойниками налегке; положенные в банк деньги приносят ежедневные проценты… И еще много чего.

Квесты радуют разнообразием. Мы под видом официального палача проникаем на военную базу и спасаем приговоренного к смерти преступника. Тащим чемодан с банкнотами на другой конец страны. Приводим полуголую «жрицу любви» в келью уставшего от воздержания священника. Грабим столичный банк ради компакт-диска с ценной информацией. Хладнокровно расстреливаем караван с гуманитарным грузом ООН… Сложность заданий прогрессирует скачкообразно: то с боем прорываемся к плененному наркодельцу, тратя кучу времени и боеприпасов, то проходим бескровную миссию из разряда «съезди туда-то, поговори с тем-то». Между прочим, необязательные FedEx-поручения оплачиваются по-царски. По-моему, $1000 за двухчасовое путешествие на «Хаммере» — это чересчур.

Едва зарождающаяся вера в реальность Палинеро рушится, словно карточный домик. Захватывая важный правительственный склад в Jagged Alliance 2, я чувствовал себя настоящим «псом войны». После обследования закромов «сказочно богатых» контрабандистов сил на слезы уже нет. Фонарик и полторы зубочистки — вот практически все движимое имущество «Большого Босса». Сверкающие слитки золота, россыпи кокаина и длиннющие стеллажи с новенькими АК-74М остались в моем воображении.

Поболтать с аборигенами «за жизнь» не удастся. Местные «партизаны» готовы вымолвить лишь парочку общих фраз из серии «кругом война» и «ох, как мне хреново». Население Палинеро представлено четырьмя основными социальными группами — жители, проститутки, рабочие и солдаты (так и хочется добавить беднейших крестьян). Вечно голодные детишки, непременные калеки-нищие, девушки менее фривольных профессий, а заодно и памятные по JA2 тигры и вороны, увы, пребывают за кадром.

Стрельба во благо

И все же «Бригада Е5» оставляет очень хорошее впечатление. Расписанные выше недостатки не коснулись главного — боевой системы, которая, несмотря на ряд неизбежных для компьютерной игры условностей, в состоянии похвастать отличным качеством проработки и поразительной притягательностью. Невыдающаяся внешность, безжизненный мир и мелкие шероховатости не помешали игре занять место лучшей squad-based тактики последних лет. Великолепный подарок для любителей жанра.

Пока в странах окончательно сгнившего капитализма некоторые разработчики тщетно пытаются реанимировать трупик Jagged Alliance да выпускают посредственные игро-побрякушки “по мотивам X-COM ”, на просторах нашей с вами родины производство тактических игр приобретает воистину эпические масштабы. В тот момент, когда вы будете читать эти строки, наверное, уже любой пролетарий за умеренную плату сможет узнать, какова она, эта “Власть Закона” . Чуточку позже на пост заступят описанные выше “Часовые” . Ну а следом за ними покажется и “Бригада Е5” .

А вот так мы в Палинеро ведем политические дебаты!

Несколько месяцев назад “Игромания” уже предлагала вашему вниманию “горящий” материал об обстановке в стране Палинеро — интервью с Юрием Бушиным , главидеологом новой революции. И вот в моем почтовом ящике оказалось очередное электрописьмо из “Апейрона” с предложением приехать в гости и посмотреть, как идет разработка игры.

Ответ на предложение, разумеется, был положительным.

Потому что мы — бригада!

За прошедшее с предыдущей поездки время игра постепенно начала приобретать законченный вид. Вот перед нами карта Палинеро — выдуманной латиноамериканской страны, в которой развернется действие “Бригады Е5”. По карте сего государства разбросано несколько десятков “секторов” — заранее прорисованных локаций, в которых расположены городские кварталы, промышленные и гражданские объекты. Почти все локации, за исключением нескольких “независимых”, поделены между тремя основными “фракциями”, которые бьются за власть в стране: Народно-демократическим фронтом, сторонниками зловещего генерала Торменса и контрабандистами.

“Я и моя пушка”. Фото на память. Обратите внимание — к стволу пистолета прикреплен лазерный прицел.

В целом геймплей “Бригады Е5” сильно напоминает Jagged Alliance. Игрок, попавший в Палинеро в качестве наемника и в связи с некоторыми обстоятельствами оставшийся без командиров и подчиненных, может прибиться к одной из фракций и, выполняя задания своих “хозяев”, постепенно привести их к власти в стране. Кроме того, никто не запретит “играть за себя”, просто отстреливая всех, кто пытается встать у вас на пути. В процессе прохождения игры за любую из сторон нам предстоит путешествовать по карте между секторами, выполнять задания, нанимать в команду бойцов, закупаться оружием и так далее.

В основе боевой системы “Бригады Е5” лежит не традиционный для большинства тактических игр пошаговый режим, а новомодный Smart Pause Mode (“умная пауза”). В целом перестрелки протекают в реальном времени, а в определенные “опасные моменты” (например, когда одного из наших ребят вдруг начинает обстреливать противник) включается пауза. Благодаря этому бои в “Бригаде Е5” выглядят очень реалистично, и при этом AI не получает перед игроком преимущества в виде одновременного контроля над всеми бойцами.

Детализация боевой системы впечатляет: множество режимов стрельбы и перемещения, стрейфы, выпрыгивания из-за угла — все это стало уже привычным для тактических игр. Мало того, разработчики “Бригады Е5” ввели в игру такую характеристику, как “адреналин”, которая описывает общее психологическое состояние бойца. Вот, например, наемник идет по улице. Его “адреналин” в норме — можно хоть сейчас вступать в бой. Но вот он заворачивает за угол и видит перед собой толпу вооруженных мучачос. “Адреналин” тут же подпрыгивает до небес, дыхание учащается, руки начинают дрожать, и в такой момент попасть из табельного оружия получается разве что себе в голову — и то если долго целиться. Но вот проходит некоторое время, “адреналин” постепенно снижается, туман в голове рассеивается, и боец уже может в полную силу участвовать в бою. Но это еще не все! Дело в том, что уровень “адреналина” зависит от огромного количества факторов. Например, известно, что бойцов крайне нервируют пули, которые пролетают над головой; вот вам и готовая тактика — возьмите себе пулеметчика и заставьте его в течение десяти минут палить по местам возможного пребывания злодейских редисок. И как только оные редиски дойдут до нужного уровня “адреналиновой кондиции”, выводите своих наемников из укрытия — и кончайте с врагом.

Сейчас он подстрелит президента, возьмет из камеры хранения чемоданчик с долларами и поедет отдыхать на Гавайи.

Также на потрясающем уровне смоделирована работа оружия и экипировки. В “Бригаде Е5” нет никаких условностей вроде взятых с потолка “очков повреждения” — здесь действуют те же законы, что и в реальной жизни. Учитываются даже такие мелкие нюансы, как реакция бронежилета на различные типы боеприпасов. Так, например, легкий “броник” практически на сто процентов защитит бойца от пистолетных пуль. Однако при выстреле из снайперской винтовки легкий бронежилет лишь усугубит ситуацию: летящая с огромной скоростью пуля не только с легкостью пробьет бронежилет, но при попадании развалится на несколько осколков и “потянет” за собой куски бронированной пластины. В результате рана, которую получит персонаж, будет значительно более опасной. Грамотно рассчитывается и эффект от различных “аддонов” на оружии. Так, например, при ярком дневном свете наличие на пушке лазерного прицела не даст вам ровным счетом никакого преимущества. Банально: наемнику при хорошем освещении будет трудно разглядеть след от прицела. Зато ночью, когда характерная красная точка отчетливо видна на огромных расстояниях, лазерный прицел здорово поможет нашим бойцам.

Ассортимент местных магазинов впечатляет: десятки видов пушек, куча модификаций для оружия, миллион разновидностей боеприпасов и снаряжения. Шутка ли — патроны в этой игре можно покупать поштучно(!), чтобы потом снаряжать ими использованные магазины от оружия. Занятие сие муторное, зато позволяет сэкономить немалое количество дензнаков. Кроме того, при подобном подходе становится возможным заряжать в магазин патроны сразу нескольких типов. Например, если зарядить в конец пулеметной ленты несколько трассеров, то они будут играть роль своеобразной “сигнализации”, сообщающей о том, что у бойца кончаются патроны.

Лежачих, как известно, не бьют. А вот стоящих на коленях — еще как!

Крайне оригинально в “Бригаде Е5” сделан инвентарь. В инвентаре есть как “быстрые” слоты (карманы, из которых, например, можно стремительно достать гранату), так и “медленные”. При этом наличие “медленных” и “быстрых” слотов не фиксировано, а зависит от того, какое обмундирование надето на бойце. Так, к примеру, можно купить себе объемный рюкзак с огромным числом “медленных” слотов, а можно обзавестись легкой походной сумкой с несколькими “быстрыми” слотами — и носить в ней магазины к оружию и гранаты.

С оружием связан еще один очень интересный параметр — его цена. Цифра на ценнике, которая стоит рядом с каждой отдельной пушкой, выводится в полном соответствии с. курсом спроса и предложения! То есть при росте спроса на определенную модель оружия возрастет и его цена. И наоборот. Если же учитывать, что оружие в игре покупает не только игрок, но и представители всех противоборствующих сторон, то можно вывести ряд закономерностей и предсказывать с их помощью поведение той или иной стороны. Так, к примеру, резкий рост стоимости оружия на территории, принадлежащей генералу Торменсу, скорее всего будет свидетельствовать о том, что сторонники генерала в массовом порядке вооружаются, и, значит, в ближайшем времени стоит ждать масштабной акции с их стороны.

Революция онлайн

Многопользовательский режим в тактических играх — большая редкость. Чтобы получить действительно играбельную и сбалансированную вещь, надо учитывать уйму различных моментов. Но даже если у разработчиков получится учесть самые мелкие детали, то игра все равно вряд ли станет популярной среди масс — слишком уж сложно, да еще и требует недюжинной выдержки и терпения.

Если возле двери нет звонка, то приходится стучаться при помощи гранатомета.

Тем не менее ребята из “Апейрона” пошли на серьезный шаг и добавили в “Бригаду Е5” многопользовательский режим. Да, можно сказать сразу, они не рассчитывают, что когда-нибудь их проект скинет с мультиплеер-олимпа какой-нибудь “пацанский” Counter-Strike . Нет, мультиплеер “Бригады” рассчитан на самых прожженных фанатов игры — нечто вроде награды за преданность жанру. Что, впрочем, нас только радует.

Скажу сразу: многопользовательский режим у “Апейрона” получился крайне интересный. Перенос Smart Pause Mode на мультиплеерный фундамент прошел легко и без потерь. Разработчики приняли простое и очень логичное решение — ограничить время паузы, которое выдается игрокам. Во время баталии любой из игроков в любое время сможет включить паузу, но при этом ему придется учитывать два очень важных фактора. Во-первых, пауза включится не только для него, но и для соперников, которые также смогут попробовать использовать ее в своих целях. Во-вторых, включение паузы автоматически приведет к тому, что стремительно начнет уменьшаться цифирь на специальном счетчике. Как только его значение достигнет нуля — все, больше вам пауз не положено. Отныне придется играть в реальном времени и надеяться на передышки во время пауз противника. Ну и, наконец, в-третьих: чем дольше у игрока включена пауза, тем быстрее убывает отведенное на нее время. Это стимулирует игроков грамотно и быстро планировать свои действия.

Трудовой коллектив “Апейрона”. В сером свитере и с “калашом” - наш старый знакомый Юрий Бушин.

Наконец, самые продвинутые игроки смогут попробовать еще один, очень оригинальный, стиль игры. Дело в том, что в “Бригаде Е5” запланирован специальный конструктор, позволяющий “программировать” действия бойцов. Благодаря этому можно научить своих подчиненных автоматически реагировать на достаточно сложные игровые ситуации, что позволит игроку сэкономить время и сосредоточиться на действительно важных событиях. Более того — в игре есть возможность создать несколько “наборов действий” (“агрессивный”, “оборонительный” и тому подобное) и переключаться между ними в зависимости от обстановки. В теории, с помощью такого конструктора можно будет запрограммировать собственный искусственный интеллект и практически полностью переложить управление подчиненными на плечи компьютера.

Во время моего визита в “Апейрон” у разработчиков было готово всего три сценария для многопользовательской игры. В релизе их, разумеется, окажется намного больше. Но даже те три, которые есть сейчас, заслуживают самого пристального внимания. Первый — поединок двух команд, в каждой из которых по трое бойцов, вооруженных пистолетами и гранатами. Бой в этом режиме представляет собой брутальное рубилово на предельно коротких дистанциях. Во втором режиме сражаются пары (снайпер плюс пулеметчик). Здесь бой идет сразу на нескольких дистанциях, а от игрока требуется мудро сочетать сильно разнящиеся умения своих бойцов. Наконец, третий режим пока носит рабочее название assault. Есть вилла, огороженная забором и охраняемая командой из пяти бойцов. И есть команда из девяти нападающих бойцов. По сути своей этот режим — классический спецназовский “штурм здания” с долгими позиционными маневрами, перестрелками через окна и скоротечными схватками на близких дистанциях.

Техническая сторона мультиплеера выглядит весьма симпатично. До шести бойцов в команде и до восьми команд в игре. Возможны союзы между игроками и участие в сражении AI-солдат. И, наконец, самое главное: разработчики обещают очень качественный и продуманный сетевой код, который позволит участвовать в мультиплеерных ристалищах даже при модемной скорости подключения к сети.

Вообще-то в целях конспирации даты начала революций принято не раскрывать. Однако для читателей “Игромании” сотрудники “Апейрона” сделали маленькое исключение. Итак, по сведениям нашей разведки, революционное шествие “Бригады Е5” по российскому рынку предположительно начнется уже в мае 2004 года. Начинаем зачеркивать дни в календаре.

Началось всё в 2001-м, когда Владимир Уфнаровский выложил первую демо-версию своего проекта, который тогда назывался просто Е5. Несмотря на тогда ещё страшный движок и общую непроработанность, проект уже привлёк внимание поклонников тактических стратегии своей боевой системой. В общих словах её можно упростить до формулы «Реал-тайм с паузой», хотя всё гораздо сложнее. Во-первых, абсолютно каждое действие - движение, предварительное зацеливание точки, выстрел, перемещение вещей в инвентаре, перезарядка или смена положения – занимает определённое время, причём время выполнения действия зависит как от прокачанности персонажа, так и от того, с чем и как он сейчас работает. Скажем, прицеливание с пистолетом будет на полсекунды-секунду быстрее, чем с пистолетом-пулемётом в руке, а о времени прицеливания с М16+М203, лучше не говорить. Как следствие на коротких расстояниях доли секунды будут играть куда большую роль, чем убойность или точность «ствола». Что-то подобное пыталась предложить система прерываний (JA2, OSS), но это всего лишь грубая имитация подобных ситуаций.

К счастью, боевая система дожила до релиза (в 2005-м году) без особых изменений. Появился издатель, сменился сеттинг (с футуристического на латиноамериканский, знакомый нам по Jagged Alliance), поменялся графический движок, но главное осталось. Конечно, данная боевая система имеет свои недостатки – хоть и с частыми паузами, сложно контролировать большое количество бойцов, особенно если они находятся на разных участках карты какой-нибудь плантации в Палинеро.
Палинеро – это вымышленная страна, в которой после прохождения анкеты а-ля JA2 оказался главный герой игры. В ней недавно произошёл дворцовый переворот, в результате которого в стране возник раскол. Теперь на севере находятся силы официального правительства НДФ (народно-демократический фронт, да), на юге собирают силы революционеры генерала Торменса. И только славной фракции контрабандистов наплевать на власть, их интересует только длинный доллар. Первые две фракции сильно не любят друг друга, поэтому в их центральные города лучше не соваться (если вы работаете на противоположную фракцию), а вот к контрабандистам может заходить любой (хотя, случайным образом при начале игры, представителей этой фракции не любит или НДФ, или Торменс). Что радует, при особом умении и удаче можно выполнить максимум заданий за каждую из фракций перед тем, как или окончательно выбрать одну из них, или же начать игру за себя. Выполнение заданий для этих фракций продвигает нас ближе к концовке, открывает доступ к новому вооружению (об этом чуть ниже), и даёт чуть-чуть заработать. Почему чуть-чуть? Главы организаций (да и вообще - все квестодатели в игре) очень неохотно расстаются с деньгами, поэтому основная часть денег добывается потом и кровью. Да, вы правильно поняли – продажа трофеев является очень выгодной, а после покупки транспорта эти трофеи можно и нужно сгружать в багажник. Да и быстрее по карте перемещаться с ним, так что вещь очень полезная.

Полученные деньги можно потратить тремя способами. Первый – положить их в банк. Конечно, его могут ограбить, так что лучше инвестировать денежные средства в покупку нового снаряжения. Помимо большого количества вооружения (от пистолетов и ножей до гранатомётов) и патронов к нему (к слову, только в этой игре при наличии патронов нескольких видов можно их скомбинировать в магазине) в местных магазинах можно найти различные пояса разгрузок и тактические жилеты с рюкзаками (для увеличения слотов в инвентаре), бронежилеты, обвесы для оружия (прицелы, глушители, подствольные гранатомёты и дробовики, тактические фонари, лазерные целеуказатели, сошки и так далее; в общем, без фантастики, не как в джа2) и немного разной мелочи.

Оружие в «Апейроне» любят – к каждому стволу прилагается краткое описание, подробные характеристики (правда, для игры пропорционально занизили прицельные дальности стрельбы, но это не так заметно, как в Silent Storm’е) и красивая 3D-модель (с людьми так не возились), на ствол можно установить только свои обвесы (скажем, на СВД нельзя поставить прицелы, предназначенные для пистолетов-пулемётов H&K). За каждым стволом надо ухаживать - вовремя чистить и чинить. Не говоря уже о возможности собственноручно склеить скотчем два магазина.

На оставшиеся после покупок деньги можно нанять до пяти наёмников. Сразу скажу – не JA2. Единого интернет-магазина нет (из-за чего приходится бегать по барам всего Палинеро), характера - тоже (если не считать за него краткую биографию, политическое убеждение и несколько дежурных нераздражающих фраз). Хоть лица, рост и характеристики разные. И то хлеб.
Но зато воюют они как реальные люди. При перегрузках они двигаются медленнее и устают быстрее. Впрочем, они могут устать и от бега и долгого держания оружия при прицеливании. У неопытных в бою часто от страха подскакивает шкала адреналина, поэтому они начинают часто мазать. То же произойдёт и при ранении (даже если пуля не пробила бронежилет). Хотя особо невезучие могут получить и болевой шок, ослепнуть/оглохнуть или повредить конечность. К сожалению, они все правши (так как бои происходят в 3D, правило правой руки тут соблюдается железно).

Правда, в отличии от коллег из Silent Storm’а, они не умеют залезать в окна или на крыши (если только рядом лестницы не будет). Жаль, хотя в пылу боя это не особо нужно, да и разрушаемого окружения в Е5 нет (только простреливаемость некоторых поверхностей), чтобы приходилось часто пользоваться подобной акробатикой. А вот прокачка местных бойцов напоминает JA2, но, по моему мнению, куда более продуманна - больше параметров (логичных) и нет понятия уровня бойца.

Но и без этого мода игра достойна пристального рассмотрения для всех любителей жанра. Всё-таки подобные игры выходят очень редко, и по степени проработки редко кто дошёл до уровня JA2 (да и дошёл ли?). Может быть, по стратегической части (контроль территории, доходов и расходов, да и характеры наёмников) Е5 и уступает JA2, но по тактической части Е5 полностью переигрывает своего именитого предка.



Где-то в Палинеро

Из Восточной Европы E5 переносит нас в тропические Джунгли — государство Палинеро, раздираемое гражданской войной. Завязка сюжета с самого начала создает много белых пятен и дает глубокую почву для размышлений. Ролик демонстрирует бойца (то есть игрока), попавшего в плен-рабство, вырваться из которого было предложено начальником лагеря. Мы соглашаемся на смертельную военную операцию, оставляющую нам хоть и ничтожные, но шансы остаться в живых. Далее видео показывает грузовик, на котором мы едем еще с несколькими такими же смертниками, который подрывается на фугасе. И вместо выполнения задания, мы идем завоевывать страну, хотя по логике вещей нужно просто найти способ смотаться из тропиков. Очевидно, герой игры также в свое время играл в JA. Иначе как объяснить его жажду приключений и битв, что поведут его по секторам, полных опасностей?

В игре три стороны — Народный Демократический Фронт (синие), Армия мятежного генерала (розовые) и контрабандисты (оранжевые). Изначально, выбирая персонажа, можно, пройдя тест, записаться за одну из сторон. При выборе НДФ, врагом у нас является генерал, а контрабандисты — нейтральная фракция. При выборе стороны генерала, соответственно, противником назначается НДФ при тех же нейтральных контрабандистах. Но, если вы играете контрабандистом, то враждебная сторона выбирается случайным образом. Каждая из сторон имеет свой город и обладает своими преимуществами. За НДФ играть легче всего, так как они изначально имеют столицу с богатыми районами, и более мощную поддержу по стране. Играть за генерала будет интересно тем, кто жаждет быстрее получить интересные военные миссии. У контрабандистов раньше всех появляется разнообразное оружие и снаряжение.

Можно играть за одного из 6 человек (2 женщины и 4 мужчины), каждый из которых со своей судьбой и начальными характеристиками. Кстати, не удивляйтесь, если увидите параметр энергия, равный 120% или (по ходу игры) заметите человека с харизмой минус 86%. В Е5 несколько иной подход к набору очков и навыков. Предложенный тест сформирует некоторые базовые умения, а, не проходя «анкетирование», мы получим случайный расчет машины. Если вы в качестве главного персонажа выбираете представительницу прекрасного пола, то ощутите сексуальное неравноправие. Девушки в E5 не носят каски (очевидно разработчики посчитали, что это испортило бы прически дамам) и их не обслуживают в Домах терпимости. Какая несправедливость!



Квестовый рай

Стратегическая карта напоминает JA и Fallout, или недавний «Серп и Молот», но без тумана войны. Вместе с этим новые населенные пункты будут появляться только по мере рассказа о них встреченными NPC или путем найденных карт.
Первый месяц пребывания придется, как ни странно, провести не в кровопролитных боях, а в передвижениях между пунктами, выполняя поручения доставить тот или иной груз. Это самый простой способ накопить деньги на первом этапе, особенно если вы выбрали сложный уровень, при котором изначально дается 2700 вечнозеленых бумажек (вы не забыли поговорить с Хьюго на месте крушения грузовика?). Также будут задания по поиску каких-либо предметов, людей (причем местоположение каждый раз генерируется случайным образом). Чуть освоившись, вы получите задачи вроде охраны должностных лиц или разборок с «крышей». Взамен будут деньги, скидки на товары и медобслуживание, новые пушки и предметы. Интересно, что некоторые квесты являются взаимоисключающими. Например, нужно выбрать — спасти сына мэра от суда за изнасилование дочери простолюдина или наказать обидчика. В первом случае мы получим много денег, приличную «пушку» и падение харизмы, а во втором — сделаем доброе дело, но насмерть поссоримся с мэром. Порой не знаешь, что и выбрать. Некоторые идут третьим путем и берут сынка с собой, на войну…

Накопив достаточно средств можно позволить себе покупку джипа/грузовика (всего 4 типа машин). С ними скорость передвижения возрастает в разы, а, кроме того, появится возможность возить большое количество трофеев. Далее можно набирать в команду встреченных наемников (всего 44 человека), без которых практически невозможно устроить победоносное шествие по региону. Практика показала, что эффективнее делать нападения ночью, если, конечно, соответствующим образом подготовиться. Приборы ночного видения, ночные инфракрасные прицелы, глушители, камуфляжная амуниция подойдут как нельзя лучше. В E5 есть особенность — если за 5 секунд убьешь первого встреченного противника, который еще не поднял тревогу, то о вашем местоположении никто не узнает. Впрочем, если вас засекут — у вас есть возможность провести передислокацию и через какое-то время противники о вас просто забудут. Свою лепту вносят источники света. Ночью они могут здорово помешать вам остаться незамеченными, но любую встречную лампочку можно разбить выстрелом или просто выключить при помощи выключателя.

Бои в E5 отличаются от тех, что мы видели во многих подобных играх. И все благодаря новой фирменной разработке — Smart Pause Mode (SPM). Обычно в пошаговых стратегиях на выполнение действий даются очки. Разработчики пошли другим путем. Они «посекундно» просчитали сколько нужно бойцу, чтобы, скажем, присесть на колено, взять с плеча автомат, прицелиться, выстрелить. Сделали зависимость быстроты действий от набранного военного опыта и навыка владения оружием. Теперь в режиме «Пауза» мы отдаем команды, после чего включается время, боец выполняет команды, причем вместе с этим одновременно действует враг. Таким образом, выигрывает тот, кто обладает не только точностью, но и быстротой. Шустрый боец способен увернуться от пуль, вовремя отбежать от брошенной гранаты и нанести свой удар. SPM оказалась очень удачным нововведением не только за счет приближения к реальности (скажем, пистолетом в ближнем бою пользоваться действительно быстрее и эффективнее, чем громоздким пулеметом), но и за счет зрелищности. Например, движения бойца во время боя выглядят очень эффектно и происходят в реальном времени, хотя по большому счету команды отдаются пошагово.



Обо всех интересностях E5 и не расскажешь. Выделим только некоторые из них, которые нам наиболее запомнились:

Оружие со временем приходит в негодность, так что нужно его чистить. В игре есть рюкзаки, пояса, карманы, etc, по которым удобно раскладывать предметы. Кстати, чем ближе предмет в плане доступа, тем быстрее им пользоваться во время боя. Есть возможность складывать приклад. Сложенный приклад занимает меньше места, и в таком режиме оружие быстрее использовать во время боя, хотя точность попадания снижается. Высокий уровень адреналина дает быстроту движений, но снижает точность нанесения удара. Шоковые удары вызывают эффект вспышки, раненный боец перестает видеть.

На среднем и легком уровнях сложности есть возможность получать сведения о состоянии здоровья противника. Есть возможность сделать сдвоенный магазин для автомата, скрепив две обоймы изолентой или соорудить растяжку из проволоки и гранат. Для настоящих подрывников имеется возможность соорудить радиоуправляемую мину. Оружия в игре свыше 130 единиц, практически у каждого есть модификация. Можно добавлять подствольный гранатомет и другие всевозможные усовершенствования.



О графике и звуке

Графика трехмерная и это её единственный плюс. Визуальная часть не так важна для пошаговых стратегий, поэтому за слабую графику ругать E5 как-то не хочется. Вместе с этим отметим однообразие уровней, скучный дизайн и посредственную анимацию. Внутриигровых заставок тоже нет. Есть только два вступительных и один финальный ролик. Это очень мало.



Игра «Бригада Е5: Новый Альянс» не повторила в плане зрелищности JA, в которой был более закрученный сюжет, и подчеркивалась уникальность наемников, равно как и взаимоотношения между ними. С другой стороны в жанр тактических пошаговых стратегий внесена новая система боя SPM, которая позволила оживить, в том числе, и сетевые сражения. Очень радует серьезный математический подход разработчиков к ведению боя. В битвах теперь появилась возможность приблизиться к реальной системе противостояний, в том числе точной системе повреждений и последствий. Ни одному шутеру, не то, что там стратегии, это пока и не снилось. Настоящий прорыв! Многочисленные баги будут исправлены в патчах, движок наверняка тоже можно «подружить» с железом, а графику обещают кардинально улучшить в продолжении. Команда «Апейрон» положила хорошее начало. Пока ребята заслужили твердую «четверку» из 5 баллов, и все у них впереди.

Читайте также: