Borderlands 1 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Borderlands создается как кооперативная игра, без напарника тут будет трудно.

«Во время прошлой презентации мы сообщали, что в Borderlands будет 500 000 разновидностей оружия. Так вот, это неправда. Их будет 653 000», — с гордостью сообщает нам продюсер Марк Тардиф. С момента анонса самого крупного и амбициозного проекта Gearbox Software прошел год, за который Borderlands… мало изменилась. По крайней мере, внешне. Зато с ее структурой, механикой и богатым внутренним миром все стало более-менее ясно.

Год назад мы приняли игру за такой межгалактический вариант «Сталкера», но Рэнди Питчфорд метит скорее в Diablo. Borderlands продолжает опасные для шутера эксперименты с генерируемым контентом: оружие, квесты, целые локации тут формируются движком, а не геймдизайнером. Проблема в том, что не так давно мы уже видели одну довольно удручающую попытку сделать шутер с Diablo-механикой внутри. Колосс под названием Hellgate: London благополучно грохнулся, не сделав и несколько шагов, не помогла даже EA. Питчфорда такой опыт нисколько не смущает, ему кажется, что Flagship «просто не хватило времени». Сами Gearbox явно никуда не торопятся: Borderlands делается уже два года, текущей датой релиза значится расплывчатое «2009», и она вполне может измениться.

Как выглядит Borderlands сегодня, по состоянию на лето-2008? Короткий ответ — любопытно. Это действительно RPS, Role-Playing Shooter, как зовут его сами Gearbox. Вы разъезжаете на двухместных машинах, стреляете, общаетесь с персонажами и делаете все, чего можно ожидать от шутера с открытым миром. Все меняется, если внимательно посмотреть на нижнюю часть экрана. А там — ваш текущий уровень и счетчик XP-очков. После каждой схватки игра заботливо выводит подробную статистику: сколько XP вы заработали, эффективность использования какого оружия возросла. Апгрейды и прокачка происходят у специальных «software skill stations», совсем как в BioShock (улучшениям подвергается, например, количество гранат, которые вы можете носить с собой, или скорость перезарядки).

Все это более-менее было известно в прошлом году. В этом стало ясно, как Borderlands устроена. Ближайший ориентир все-таки Diablo. То есть в относительно безопасных городах вы осуществляете куплю/продажу, общаетесь с NPC, набираете квестов, а потом отправляетесь их выполнять.

И не только напарника: совместно один и тот же квест может выполнять более двух человек.

И вот здесь вступают те самые 653 000 разновидностей оружия. Здесь можно тридцать минут реального времени ехать по соляной пустоши, отстреливаясь от каких-то плотоядных тварей, потом спуститься в подземный бункер и там обнаружить, что у вас нет патронов, а в кармане — один лишь пистолет. Как и Diablo, Borderlands полна бесконечных ящиков, содержимое которых генерируется случайным образом. Там могут с равным успехом оказаться никому не нужные пищали и какая-нибудь дичь вроде револьвера со снайперским прицелом. Наведя курсор на оружие, вы тут же получаете исчерпывающую характеристику: скорость перезарядки, убойная сила, отдача, радиус, разброс и так далее. Самое приятное, что вооружение ваших врагов также генерируется на лету. Но в отличие от Diablo вы на глаз (вернее, в бинокль) можете определить, насколько мощная у них броня или оружие. И будьте уверены — после смерти и то, и другое упадет вместе с трупом на землю, а вы сможете стать новым хозяином.

Gearbox старательно накачивают этот мир контентом: тут есть гранаты, которые при взрыве порождают еще несколько себе подобных, есть какие-то ядовитые пули, электрические имплантаты, сотни тысяч пистолетов/пулеметов/автоматов, техника, наконец. Основная проблема осталась та же: как шутер Borderlands — это такие крепкие 7,5 баллов. Физика слабо влияет на геймплей (разлетаются разве что ящики и вражеские конечности, которые можно отстреливать), технологии играют в происходящем минорную роль. Borderlands, конечно, гораздо сложнее простой суммы собственных слагаемых, но сегодня стрелять все-таки интереснее в Brothers in Arms: Hell’s Highway. Это мы к тому, чтобы вы не удивлялись, если цифра в строке «дата выхода» незаметно сменится на «2010».

Будем ждать?

— Шутер со структурой Diablo: XP-очками, квестами, NPC и генерируемым контентом.

Бедную Diablo пытались убить уже столько раз, что у нее выработался иммунитет к магии, мечам и лукам. Поэтому многие игры пытаются обмануть ее, хитростью занять трон королевы. То Титаны приходили и вместо обнаженного лезвия показывали томик Гомера. Мол, красиво писал, Греция, все такое. Почитаем вместе? Из Лондона приезжала делегация, рассказывала о полном Hellgate, который случился у них в подземелье. Даже отечественные разработчики задумывали покушение. Легенду выдумали о том, как простая кухарка стала демоном. Дескать, такая вот у нее была «Магия крови». Но все эти попытки никак не смогли уязвить Diablo. Как смотрела она на всех свысока, так и продолжила. Пока откуда-то издалека не послышался выстрел. Все обернулись, а в голове королевы красовалась аккуратная круглая дырочка.

Borderlands

Порой встречаются категорически суровые противники. Одной руки нет, во второй тесак, на лице маска. А я рядом с ним еще и карлик, которого отбрасывает выстрел из собственного дробовика.

Бить, бить, рубить, бить!

Начало, конечно, немного ироничное, но… На самом-то деле, ближе всех к «магии» Diablo, о которой очень часто говорят те, кто пытается анализировать феномен этой игры, приблизилась именно Borderlands. Хотя, на первый взгляд, ну какой же из нее наследник проекта от Blizzard? Пушки, пустошь, инопланетяне. С таким раскладом впору Fallout убивать…

Феномен же Diablo заключается в том, что при примитивном игровом процессе оторваться от мышки с клавиатурой практически невозможно. И дело никогда не заканчивается одним прохождением. Финальные титры – так, условность. Как подзагрузка нового уровня – посмотрели десять секунд, и снова в бой.

А секрет довольно прост. И его полностью «раскусили» разработчики из Gearbox. В Borderlands вполне стандартная ролевая система – убиваем монстров, получаем опыт, растем в уровнях и развиваем умения. В отличие от игр типа Gothic или Fallout, где драка вещь прикладная, в Borderlands она – сама цель. Мы можем по несколько часов только стрелять, подрывать, бить и обижать. Даже квесты здесь предельно просты. Надо просто из одной точки добраться в другую, что-то подобрать, кого-то найти. Ну и пока мы идем, постоянно встречаются враги, тысячи врагов.

Borderlands

Локации действительно большие, и чтобы передвигаться быстрее – можно сесть в машинку. Она тоже стреляет, на ней можно давить противников. Но опыта за это дают чуть-чуть.

Интересного сюжета – нет. Задания скучны. В битвах нет особой глубины. Так какого же черта? А все дело в том, что прямо на ваших глазах, без задержек и ожиданий, герой становится сильнее. Каждое убийство немного приближает вас к новому уровню, а значит, к новым умениям и большей мощи. Вдобавок, с противников постоянно сыпется какое-то оружие. 80% – ненужная ерунда. Но всегда есть шанс, что вот сейчас что-то хорошее да появится. Причем если вы взяли новый автомат, то сразу увидите, насколько он лучше предыдущего. Уже через пять секунд те же самые бандиты станут дохнуть быстрее. Потому и квесты вы не пропускаете, ибо за них сулят хорошую награду. И боссов обожаете, поскольку с них всегда падает что-то особенное, сильное и необычное.

Просто же все? Вот и многие разработчики так думают. Выпускают десятки подобных проектов, но не один из них не может столь же сильно зацепить, как Diablo. Хотя, вроде бы, все составляющие есть: интерфейс, как у прародителя, море мечей и посохов, вид сверху, классы практически такие же, даже некоторые монстры и квесты похожи. Но «магии» нет, миллион раз проходить не хочется.

И вот появляется наглая Borderlands. Ни о каких покушениях не помышляет, выглядит совсем иначе – вид от первого лица, да стиль акварельный, как в Bad Day L.A.. И без единого меча он пришел, без захудалого кинжальчика – исключительно с огнестрелом ходит. И все происходит не в темном царстве-государстве, а в какой-то пустыне. Но, черт же побери, я не могу досчитаться 30 часов жизни, которые незаметно своровала игра всего за несколько дней! И не знаю, сколько еще она заберет сегодня, завтра, через месяц. Разработчики смогли сделать главное – они разбудили манчкина внутри приключенца. И пока он не получит все самое лучшее, пока не убьет финального босса на высшем уровне сложности и не найдет самую мощную пушку – он не уснет.

Господин солдат – главный лекарь в команде. Если же играет один, то становится суровым автоматчиком.

Герои пустоши

И что еще сильно привлекает в Borderlands, так это то, что помимо индивидуального развлечения, можно еще путешествовать по пустоши вместе с друзьями, в кооперативе. Разработчики поощряют командные приключения, и если вы бегаете с другими пользователями, то и вещей выпадает больше, и персонаж растет в уровнях быстрее. При этом особенно хорошо, если все четыре места в игре четырьмя разными классами.

Разрешите представить – берсерк, солдат, охотник и сирена. У каждого из них есть примерная специализация, но на первых уровнях герои практически одинаковые. Только оружием и отличаются друг от друга. Охотник, разумеется, ходит со снайперской винтовкой, берсерк предпочитает дробовик, солдат автомат, а сирена – SMG.

Но одинаковыми персонажи будут недолго. Новые уровни дают очки развития, на которые улучшаются навыки, расположенные в трех ветках. И чем ниже стоит умение, тем оно сильнее и притягательнее. Но чтобы до него добраться, надо вложить определенное количество очков в ранние «слои». Ничего нового, а потому, как и везде, невозможно создать героя суперубийцу, который одним лишь грозным видом будет отправлять в акварельные ады квадриллионы противников.

Borderlands

Скагзила – большая, бронированная, любит прыгать.

У героев нет схожих умений, и уже уровню к седьмому они совершенно разные. Но даже если в вашей команде есть персонажи одного класса, не факт, что они будут братьями близнецами. Например, охотнику придется выбирать между тремя путями. Первый – самый очевидный, по нему идет классический снайпер. Увеличение урона при использовании винтовки, быстрее перезарядка, выше точность. Второй – выбор «животновода». Герой дружит с соколом, который помогает ему атаковать врагов. Если развить эту ветку, то птиц будет сражаться даже лучше хозяина. И последняя тропа – выбор эстета. Здесь расположились умения, отвечающие за урон из револьвера. Чувствуешь себя ковбоем, когда, не меняя барабан, кладешь сразу пяток противников.

У остальных героев тоже есть выбор специализации. Берсерк либо повышает живучесть, либо увеличивает силу рукопашных атак, либо становится более искусным во владении оружием. Солдат делает ставку на поддержку или же на нанесении урона. У сирены свои заморочки – но такого же типа.

И благодаря тому, что ветки три, можно всегда маневрировать, выбирать более интересное сочетание, а не просто специализироваться на чем-то узконаправленно. Охотник, который сражается только при помощи сокола, напоминает похотливого импотента. Но стоит сделать птицу помощником, который клюет противников, пока снайпер отстреливает им бошки – и картина уже совсем другая.

Borderlands

Местное древо умений. В самом верху изображена главная особенность класса. У охотника – личный сокола.

Новая сторона старого жанра

Мы уже так сильно привыкли, что в играх этого жанра надо драться на мечах, что Borderlands смотрится действительно новаторски. Да, до него был Hellgate London, который ежесекундно кричал о том, что он обязательно прищучит Diablo, но. С таким видом от первого лица можно было только стреляться, но никак не стрелять. Пушка четко посреди экрана, тесные помещения, в которых просто неудобно биться. Это был провал.

То ли дело Borderlands. Если вы просто запустите игру, не зная о жанре, то подумаете, что перед вами классический шутер. Причем шутер дорогой, первоклассный. И дело даже не в акварели (которая просто восхитительна), сама стилистика впечатляет. Многое явно позаимствовано из Fallout, но дай бог каждому так воровать чужие идеи.

Да и сами сражения реально «зажигают» вас. Когда вид сверху, вы просто активно тыкаете мышкой, лишь направляете героя. А здесь же каждый шаг, так сказать, в ваших пальцах на раскладке WASD. Огромная собака-мутант разбегается и прыгает прямо в лицо герою, два шага в сторону, она пролетает мимо, и вы всаживаете ей пол-обоймы в бочину. В перестрелках с бандитами прячетесь в укрытия, метаете гранаты, заходите с фланга. И практически никаких отличий от какой-нибудь Call of Duty. Разве что видно, сколько урона нанесли. Белые циферки постоянно отскакивают от противников. Но для поддержания уровня манчкинства в крови – это надо. Когда играешь с товарищами, постоянно слышишь, как кто-то начинает кричать, что какой он красавчик и сейчас одним выстрелом Т-А-А-А-КОЙ урон нанес.

Borderlands

Стандартное зрелище при игре берсерком. Кулаки расшибают головы врагов, экран залит кровью.

Borderlands

В игре есть возможность сразиться с товарищем. Надо несколько раз друг друга ударить в ближнем бою.

Пятнадцать милльенов пушек здесь.

И это мы еще округлили. Разработчики заверяют, что их больше. Создатели хорошо знают, чем привлекает Diablo. Поэтому в Borderlands мы постоянно что-то находим. И поскольку действительно стоящих вещиц мало, то часто мы будем одну среднюю пушку менять на другую. Пока не найдем ту единственную, которой станем гордиться, как будто мы сами ее сконструировали.

Всего видов оружия здесь не так уж и много: автоматы, пистолет-пулеметы, винтовки, пистолеты, револьверы, дробовики и ракетницы. Зато, даже внутри, так сказать, «жанра» существует определенное деление. Винтовки бывают быстрые, но медленные, очень мощные, но с обоймой крошечной. При этом каждая пушка может обладать определенными эффектами. У одной повышенный урон, другая поджигает противника, третья порой выстреливает «молниями», у четвертой магазин расширенный. Все подтипы не перечислишь. Цифра с пятью нулями нам об этом намекает.

Но помимо разного рода обычного оружия, встречается здесь и элитное, по типу артефактов из Diablo. Оно падает с боссов и дается по сюжету. Такие пушки даже выглядят по-особенному. Есть и более простые, но тоже весьма занимательные. И чтобы указать игроку на уникальность той или иной вещицы, разработчики все оружие поделили по цветам. Белое – второй сорт, самое наиобычное. Зеленое – любопытно, часто – очень хорошо. Фиолетовое – высший класс, с кучей наворотов и интересностей. Оранжевое – легендарное.

Borderlands

В игре очень важно, куда именно вы попали противнику. Людям надо стрелять в голову, тогда сразу выпадает критический урон и башка взрывается. Животным желательно целиться в пасть. Ну, или же в бочины и задницу. Тогда урон возрастает.

Одно плохо – брони здесь как таковой нет. Есть только щиты (как у космических кораблей, которые принимают на себя урон), но они не так разнообразны, как доспехи в других ролевых играх. А потому с этой стороны Borderlands многое теряет.

Но даже с таким недостатком игру хочется проходить еще и еще. Каждый раз, когда вы начинаете заново, монстры подстраиваются под ваш уровень, становятся еще сильнее. Но квесты и местность не меняется. Возникает вопрос – зачем тогда возвращаться? Да чтобы найти еще оружие еще лучше, дабы еще сильнее насладиться перестрелками, когда в руках у вас великолепная фиолетовая пушка и монстров от нее просто в пыль разносит.

Так вышло, что Borderlands – это новый наркотик, который попал на наш рынок под видом шутера. Его не успели оклеймить очередным клоном Diablo, никто не ставил палки в колеса, и вот теперь у нас совсем нет свободного времени, и мы, как ошалевшие, по десять часов убиваем монстров и ищем лучшую из миллионов пушку. Обязательно попробуйте, но помните – в реальный мир тоже надо возвращаться. Мы это через силу теперь делаем.

Плюсы: отличный стиль, новаторский, нешаблонный; невероятная притягательность; боевая система, не уступающая боевикам от первого лица; реиграбельность.
Минусы: отсутствуют «доспехи»; порой низкоуровневые монстры немного достают; игра дает жить полноценной жизнью.

Знаменитая Diablo в свое время положила начало одному из самых популярных RPG-поджанров – так называемому hack'n'slash. Правила были просты: элементарный сюжет с однообразными заданиями здесь являлся лишь поводом для убийства тысяч монстров с целью прокачать своего персонажа и экипировать его в самые лучшие вещи. Удивительно, но эта формула работала прекрасно – Diablo и многие ее подражатели запросто могли увлечь на долгие месяцы.

При этом почти все подобные игры выходили в фэнтезийном сеттинге и обладали видом от третьего лица. Первой попыткой сделать аналогичный шутер стала Hellgate: London – игра была пусть и интересной, но все-таки далекой от идеала. И вот второй заход – Borderlands.

По сюжету у нас на дворе самый разгар постапокалипсиса. Не так давно все вокруг взорвалось, изверглось, упало с неба – в общем, обитатели планеты Пандора теперь живут в не очень чистых экологически руинах и с грустью вспоминают о своем куда более цивилизованном прошлом. Впрочем, и здесь есть место для интриги. По слухам, где-то на планете таится загадочный Vault – бункер, построенный инопланетянами и хранящий фантастически ценные артефакты. Именно за ними прибыла четверка наших героев (выбрать можно будет лишь одного; кооперативный режим прохождения на четверых, разумеется, доступен).

Сразу же стоит отметить, что Borderlands не очень старается делать серьезное и строгое лицо. Ну звездануло, да – но это не значит, что нужно скучать и отчаиваться. Атмосфера в игре легкая и местами даже веселая, ключевые персонажи проработаны со вкусом – поэтому достаточно быстро немного начинаешь жалеть, что перед нами игра, в которой основное внимание отводится изничтожению монстров, а не сюжету. На базе столь прекрасного сеттинга можно было бы рассказать отличную историю!

В плане геймплея Borderlands – практически классическая Diablo, пусть и со своими нюансами. Каждый из четырех персонажей уникален и обладает тремя ветками разнообразных скиллов, которые можно учить в процессе прокачки. Квесты достаточно просты и чаще всего сводятся к банальному изничтожению монстров. Последних здесь просто огромное количество – впрочем, разработчики учли, что делают шутер, и подправили баланс соответствующим образом: Borderlands – это игра, рассчитанная на использование огнестрельного оружия, и воевать с ним здесь очень удобно.

Кстати, об оружии. Арсенал здесь состоит… чуть ли не из тысяч образцов. Оружие создается хитроумным генератором, который может скомбинировать в пределах одного ствола самые разнообразные особенности – например, здесь может быть ракетница, стреляющая очередями. Далеко не все образцы удобны для ведения боя, но в этом есть своя прелесть – лут с врагов падает в огромных количествах, и очень здорово ковыряться в нем, находя стоящие образцы. Все вышесказанное в той или иной мере относится и к другим элементам экипировки: здесь наблюдается такое же разнообразие. Охота за вещами натурально сводит с ума – игру обследуешь очень досконально, лишь бы найти редкие и интересные образцы экипировки.

Из-за ориентированности на «шмотки» Borderlands очень ненавязчиво заставляет нас регулярно менять стиль игры. Нашли крутую снайперскую винтовку – действуем на огромных дистанциях. Сменили ее на шотган – сражаемся вблизи. И так далее.

Картинка очень милая – cell-shading и грамотная работа художников пошли игре на пользу. И мы еще раз отметим великолепную атмосферу – без нее бы Borderlands потеряла половину своего очарования.

И все-таки, рассказывая о Borderlands, ни в коем случае нельзя забывать, что перед нами достаточно неплохой Diablo-клон, со всеми полагающимися плюсами и очень специфическими минусами. По сути, кроме изничтожения монстров, охоты за шмотками и прокачки, здесь нет ничего интересного. Несмотря на отличную атмосферу и очень неплохих персонажей, окружающий мир выглядит всего лишь как не очень богатые декорации для одного концерта: здесь все создано для того, чтобы вы пришли в населенный пункт, получили пару новых квестов, скинули лут и снова отправились рубить врагов в кровавый фарш. Кого-то такой подход очень разочарует. Но многих Borderlands увлечет на долгие недели.

  • Механика Diablo здесь достаточно хорошо перенесена в шутер
  • Огромный арсенал оружия и вещей
  • Неплохая атмосфера

Чем отличаются персонажи в игре?

Хороша ли физика?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА BORDERLANDS В «ИГРОМАНИИ» №12/2009 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» №13/2009.

Из всех общечеловеческих страхов самый распространенный — это, безусловно, страх конца света. Население земного шара с благоговейным трепетом ожидает Третьей (и непременно ядерной) мировой войны, прилета Нибиру из глубин космоса, завершения цикла календаря майя в 2012 году или на худой конец пробуждения йеллоустоунского супервулкана. Игровая индустрия не остается в стороне. Fallout 3, Fuel, Fallen Earth, «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» — все эти игры объединяет мрачная, угрюмая и пасмурная атмосфера мира, пережившего катастрофу. И тут, будто слон в посудную лавку, в их хмурые ряды врывается красочный Borderlands и наглядно демонстрирует, что постапокалипсис — это весело!

Здесь будет город-ад

Видимо, разработчики обожают «Годзиллу». Помимо такой вот Мотры, есть еще босс по имени Skagzilla, пускающий смертоносные лучи изо рта.

Каких-то восемь месяцев назад Borderlands тоже выглядел серо и уныло. Но весной этого года Gearbox Software неожиданно передумали и устроили игре курс цел-шейдинг-терапии. Больше никаких насупленных лиц и нахмуренных бровей. В открывающем видоролике бронированный автобус несется по пустыне и на полном ходу сбивает какую-то собаку-мутанта. Облака пыли, бодрая рок-музыка, крупный план кишок на переднем бампере — какая уж тут тоска и безысходность?

Глядя на мир этой игры, живо вспоминаешь Full Throttle и «Безумного Макса». Раскрашенные в сочные цвета, перед нами предстают гигантские пустоши, посреди которых расположилось единственное более-менее крупное поселение. Над ним, словно исполинские великаны, нависают горы мусора, а дальше — только потрескавшийся асфальт единственной дороги, песок, облака едкой пыли и камни, камни, камни. Среди них понатыканы собранные из стальных листов ржавые халупы и деревянные шатры. Завершает картину худший кошмар Дон Кихота: подпирающие небо ветряки, которые отбрасывают на землю длинные тени (не раз нам приходилось в страхе шарахаться, спутав их с атакующим птеродактилем). Бежать некуда: стоит только выйти за пределы разрешенной зоны, как в спину уткнется лазерный прицел свисающего с вышки пулемета и механический голос вежливо попросит вернуться.

Обитатели пустоши — под стать окружению. На каждом шагу вы рискуете наткнуться на нору, откуда на вас с голодным воем кинется собака, раскрыв огромную слюнявую пасть, как у Хищника, или вылезет здоровенная фиолетовая сороконожка, страдающая несварением желудка, и забрызгает все вокруг соляной кислотой. А там, где монстров нет, обязательно устроят лагерь бандиты, тупые амбалы-переростки и злобно верещащие карлики-мутанты.

При этом игра не впадает в уныние. Вместо драматических историй и гнетущей атмосферы здесь — здоровый цинизм и крутые персонажи с отличным чувством юмора. Добрый доктор в кровавом фартуке и с циркулярной пилой. Торговец оружием, редкостный пройдоха и вообще сальный тип. Слепой безногий фермер, отстреливающий по запаху всех, кто покушается на его урожай. И конечно, непременный юмористический персонаж — танцующий робот-бездельник по прозвищу Трепло.

Цветовое кодирование вещей помогает на взгляд определить ценность предмета. Любители World of Warcraft почувствуют себя как дома.

Чтобы увеличить вместимость инвентаря, надо чинить роботов. На десятый раз их хочется разобрать на гайки собственными руками.

Главные герои тоже очень колоритные: снайпер с ехидной улыбкой и в летном шлеме, здоровенный добродушный детина, хмурый квадратный пехотинец и обворожительная девушка с дьявольским огоньком в глазах. На Пандору эта компания прилетела не просто так, а в поисках загадочного Убежища. Это не опечатка, оно прямо так и называется — Vault. Только функции у него другие, нежели в серии Fallout. Это такой бункер, построенный загадочной внеземной цивилизацией. Внутри — несметные сокровища и инопланетные артефакты космической мощи.

Старенький сторож вскинул обрез

У некоторых монстров есть своя изюминка. Вот этого паучка, например, спереди не пробить даже ракетами.

Главную особенность Borderlands вы наверняка отлично знаете: это игра с сотнями тысяч видов оружия. Рисовали его, разумеется, не вручную — для этого Gearbox пришлось бы нанять всех китайских художников. Стволы создаются на лету из нескольких базовых заготовок, к которым добавляются уникальные свойства и особенности. Изредка встречаются совсем уж зверские перки. Так, в игре обнаружился дробовик, стреляющий маленькими ракетами! Или, наоборот, реактивная установка, дающая залп из трех, а то и пяти взрывоопасных снарядов. А ведь винтовки бывают огненные, ледяные — все как в самых правильных ролевых играх.

Пытаться прикинуть количество возможных комбинаций бесполезно. Десятки, сотни тысяч! И это мы еще умолчали о генераторах защиты, гранатах и модах для различных героев. Конечно, большая часть найденного обмундирования будет бесполезным ширпотребом. Зато охота за ценными экземплярами приковывает к экрану сильнее, чем желание одеться в эпические шмотки в какой-нибудь MMORPG. Наконец, самое приятное в том, что этот арсенал ведет себя ничуть не хуже, чем в чистокровных шутерах. Никакого автоприцеливания, никаких бесконечных патронов и особенных режимов стрельбы, нормальная баллистика. Такой проработки экшен-составляющей лично нам очень не хватало в Fallout 3.

Противники постоянно возрождаются и этим сильно надоедают. Приходится отвлекаться на низкоуровневых уродцев, за которых не дают ни опыта, ни нормальных предметов.

С ролевой системой все на порядок проще. Она почти полностью копирует Diablo. Четыре героя, четыре класса, у каждого за пазухой один уникальный прием и три дерева пассивных умений, улучшающих характеристики персонажа. Уровни монстров, несмотря на шутерную ширму, ощутимо влияют на игровой процесс: если у вас персонаж пятого уровня, а монстр — пятнадцатого, то конфронтации лучше избегать.

Несмотря на разный внешний вид (голубое небо и карлики в латексных масках против темных пещер и демонов всех мастей и калибров), ощущения от игры в Diablo и Borderlands практически идентичные. И там и тут вокруг маленького поселения (которое служит герою одновременно и магазином, и местом отдыха, и агентством по трудоустройству) обитают тысячи монстров, а все внимание игрока приковано к развитию собственного персонажа и поиску редких предметов. Если вы в душе не манчкин, то вам будет очень сложно понять, какую радость испытывают эти люди от результатов прокачки, какое их гложет жгучее желание облазить каждый закуток уровня в поисках редких предметов.

При критическом попадании на экране огромными красными буквами пишут слово Critical. Очень воодушевляет!

Для тех же, кто без ума от Diablo, Borderlands станет новым фетишем, по крайней мере до выхода Diablo 3. После каждой перестрелки такие люди (мы говорим о них в третьем лице, но на самом деле это мы с вами) будут деловито рыться в горах шмоток на земле в поисках той самой единственной и неповторимой винтовки, делающей героя чуточку сильнее. А через полчаса, когда она им надоест, из очередного босса вдруг выпадет неимоверной мощи шотган. И так до самого финала. От нового оружия просто не успеваешь устать, оно постоянно меняется, а вместе с ним меняется и стиль игры. Только что мы крошили всех из пулемета — и вот уже ползаем по скалам со снайперской винтовкой наперевес. А то и вовсе идем резать врагов штык-ножом, дающим +300% к ближней атаке.

Не у дел остались только те, кто ждал от Borderlands глубокого сюжета, запутанных квестов и разветвленных диалогов. Разработчики, кажется, увлеклись скрещиванием Diablo и шутера и слишком поздно задумались об интересном сеттинге — графику переделать успели, а все остальное доделывали впопыхах, многое попросту не успели.

Вообще, Borderlands не очень кровавая игра. Но когда в руках оказывается дробовик, тут уж извините.

Планета Пандора получилась хоть и очень красивой, но совершенно мертвой. Во-первых, абсолютно никакой физики. Отсутствие хоть какой-то реакции окружающего мира на пальбу изо всех стволов сильно режет глаза. Расставленные повсюду взрывоопасные бочки выплескивают на экран еще больше ярких красок, но проблемы не решают. А уж какие остаются ощущения от езды на боевом квадроцикле без физики — лучше и не вспоминать: каждый забор, каждая неудачно расположенная кочка становится непреодолимым препятствием.

Во-вторых, мир получился пустым. Жизнь теплится только в главном поселении, New Haven. Но поговорить по душам все равно не с кем. Жители деловито подпирают дома своими телами и поворачивают голову в вашу сторону. На этом их функции исчерпываются. А те колоритные герои, о которых мы рассказывали выше, просто сидят на месте и гоняют вас по пустоши с дурацкими просьбами собрать десять цветочков и расстрелять двадцать пауков. Причем некоторые поручения еще и повторяются от локации к локации.

В-третьих, со временем Пандора приедается даже самым законченным манчкинам. Типов врагов на всю игру наберется не больше десятка. Пейзажи повторяются и к середине игры начинают утомлять. Буквально физически ощущаешь потребность в громком финале вот прямо здесь и сейчас, пока игра окончательно не успела надоесть. С надеждой идешь в очередной телепорт, а там еще одна огромная карта с парой пещер и, самое ужасное, переходом в следующую зону, который, конечно, закрыт до поры до времени.

Бои на колесах могли бы стать весомым плюсом в пользу игры, но машины ездят как кирпичи на салазках.

Ближний бой в игре на удивление востребован благодаря вот таким психам.

Несмотря ни на что, Borderlands — первый удачный эксперимент по скрещиванию Diablo и шутера (безвременно угасшая Hellgate: London не в счет). Этой игре не откажешь в чувстве вкуса, она копирует свой источник вдохновения настолько точно, насколько это вообще возможно. Но как только жизнеспособный гибрид был получен, стало очевидно, что от прямого скрещивания по-настоящему увлекательной игры не выходит. Условности, которые прощались RPG в изометрической перспективе (плоские персонажи, однообразные задания, повторяющиеся монстры), недопустимы в современном шутере с открытым миром: в этом отношении, например, S.T.A.L.K.E.R. даст Borderlands сто очков вперед.

Безусловно, Borderlands нужно увидеть: если у вас нет аллергии на ролевые игры для манчкинов, то не стоит отказывать себе в удовольствии поохотиться на мутантов ради эпической винтовки с зажигательными патронами. Главное — отдавать себе отчет в том, что в этом Diablo-шутере Diablo больше, чем всего остального.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Очень красивая и яркая смесь шутера с ролевой игрой, страдающая излишним гигантизмом и не утруждающая себя внятным сюжетом. Если вас это не смущает, удовольствие гарантировано.

Рейтинг «Мании»: 7,5

Borderlands отличается от традиционных шутеров наличием четырех непохожих друг на друга героев

Lilith

Хрупкая на вид девушка хорошо управляется практически с любым оружием, но полностью раскрывает себя, только вооружившись элементальной пушкой. Если дела плохи, героиня уходит в астрал, пуская разрушительную волну, а затем подкрадывается к противнику сзади и сворачивает ему шею.

Mordecal

Пусть вас не обманывает вид дистрофичного мужчины с козлиной бородкой. Он отлично управляется со снайперскими винтовками и револьверами, умеет выколачивать из врагов дополнительные предметы, пробивать их щиты и наносит огромные повреждения критическими попаданиями. Путешествует вместе с ручным соколом, который с удовольствием выклевывает глаза всем, кто угрожает хозяину.

Roland

Роланд — классический пехотинец. Чувствует себя увереннее, если в руках у него пулемет, штурмовая винтовка или дробовик. Умеет устанавливать на поле боя стационарную турель, которая со временем обзаведется ракетной установкой и изредка будет выплевывать неиспользованные обоймы, которые можно подобрать.

Brick

Брик — очень живучий бугай с добрым лицом. Периодически впадает в бешенство, силы его удесятеряются, и он дает волю своим огромным кулакам. Обожает все, что взрывается. Брик настолько суров, что регенерирует не только здоровье, но даже ракеты, а заодно умеет увеличивать скорострельность любого оружия в два раза.

Главный источник вдохновения для разработчиков Borderlands — две части Diablo. Посмотрим, чем они похожи?

В обеих играх огромное количество предметов, и главный стимул — достать себе экипировку получше. В Diablo игроки охотились за редкими колечками и сетовыми наборами брони. В Borderlands главный трофей — оружие, а в роли колечек выступают генераторы защитного поля с различными свойствами.

И там и тут из любого противника может выпасть практически что угодно. Ситуация, когда из птеродактиля выпадает пачка банкнот, ракеты, обойма для винтовки и сама винтовка, — совершенно нормальная и не должна вызывать удивления.

И в Diablo, и в Borderlands количество мирного населения можно пересчитать по пальцам. Зато бандитов и всевозможной нечисти — несметные полчища. Интересно, как человечество вообще выживает в таком опасном мире?

Чем дальше вы проходите игру, тем больше и больше становятся пачки врагов, нападающих одновременно. Только в Diablo они грызут вам глотку все вместе, а в Borderlands накатывают небольшими группами.

Читайте также: