Bloodstained ritual of the night обзор

Обновлено: 07.07.2024

Мы всё так же рубим в щепки подсвечники, статуи и фонари, из которых выпадает что-нибудь ценное, в подкате быстро проносимся по уровням, отмахиваемся от ядовитых цветков на полу и надоедливых летучих мышей, а за спиной у главной героини Мириам летает в качестве ручного питомца огромный меч, который с криками «Дааай!» рубит врагов. Здесь мы так же ищем сферы, увеличивающие запасы здоровья или маны.

И действие опять разворачивается в огромном замке, где о том, что мы видели в Symphony of the Night, напоминают и геометрия, и даже наполнение многих уровней. Вампиров тут нет, но есть огромный фонтан крови. И некоторые локации ближе к финалу тоже могут переворачиваться вверх дном. Кризис идей? Скорее пасхалки для своих.

Это всё та же концентрированная метроидвания, собственно и породившая жанр, — смесь из экшна, платформера, RPG и исследования уровней, на многие из которых вы не попадёте, пока не откроете новую способность вроде двойного прыжка или умения хватать тяжёлые предметы.

В команде вампиров замена

Вампиров сменили демоны, а сына Дракулы, дампира Алукарда, — девушка Мириам, жертва экспериментов алхимиков, которая должна была умереть, но впала в кому и через 10 лет очнулась как раз к моменту нового нашествия демонов. Естественно, ей с этой проблемой и предстоит разбираться. Тем более что из-за постигшего Мириам проклятия девушка способна поглощать демонические кристаллы, которые дают ей новые силы, однако медленно, но верно лишают саму Мириам человечности.

Bloodstained: Ritual of the Night обзор игры

Даже порталы тут оформлены как произведение искусства.

На этом непростом пути наша героиня встретит немало колоритных персонажей, уничтожит тысячи врагов и одолеет в непростых схватках десяток коварных боссов. Ну а мы выслушаем много пафосных диалогов и увидим столько же театральных сценок, которые, кажется, могли придумать только японцы.

Сюжет в Ritual of the Night подчёркнуто старомоден — много чисто японского пафоса, театральщины; диалоги и мотивы героев не оставляют особого пространства для толкований. Ничего заумного и сверхсложного, но всё равно чувствуется интрига, в сердце и памяти главного злодея Мириам хочет пробудить что-то человеческое, но что с ней самой будет и чем всё это закончится, — непонятно. Классика — а большего в данном случае и не надо.

Здравствуйте, я ем кристаллы!

Система душ из Symphony of the Night и Dawn of Sorrow, дающих разные способности, в Bloodstained: Ritual of the Night превратилась в систему демонических кристаллов — хотя и 100-процентной калькой её не назовёшь. Некоторые из кристаллов дают чисто атакующие умения, которых очень много. Огненный/водяной шар, удачно отскакивающий от стен, метание костей, дисков, стрел, превращение врагов в камень, призыв временных помощников-монстров — чего тут только нет! И это, понятно, открывает простор для подбора собственной тактики.

Другие кристаллы позволяют призывать постоянных спутников, третьи усиливают характеристики или наше мастерство владения определёнными типами оружия. Последнего, к слову, тоже навалом — разные виды кинжалов и мечей, булавы, копья, пистолеты и ружья. Можно даже лопатой драться или превратить нашу Мириам в мастера восточных единоборств, надев ей на ножки кунг-фу-ботинки.


Лишние осколки разрешают продавать или пускать на усиление наших способностей. Делаем мы это на базе, у ближайшего соратника героини, алхимика Йоханнеса, который хочет искупить свою вину перед девушкой.

И тут крафт!

У Йоханнеса же можно заняться изготовлением предметов — от зелий до оружия и брони. Всю игру мы собираем самые разные ингредиенты — эктоплазму, бронзу, обсидиан, железо, дуб, клыки нетопыря и прочее, чтобы потом собрать что-нибудь полезное.

Также можно готовить еду из найденных или купленных ингредиентов — это даёт бонусы к параметрам. Так система прокачки становится чуть интереснее и позволяет влиять на крутизну героини не только экипировкой и автоматическим повышением параметров при получении новых уровней, но и при правильном питании.

На базе разрешают торговать и брать простенькие задания — найти такой-то предмет, чтобы почтить память Эммы (Луизы, Жака), убить четырёх демонов… Награда — как правило, блюда и те же ингредиенты. А ещё там можно сеять кукурузу, рис и пшеницу, чтобы не тратиться на злаковые в магазине.

Bloodstained: Ritual of the Night обзор игры

Порхающий за нами меч — тот ещё помощник, но с ним всё равно как-то приятнее.

Hollow Knight повержена?

Читая последние абзацы, кто-то может воскликнуть: «Ну и чего вы так восхищаетесь игрой, это же какая-то JRPG с примитивными квестами и гриндом ресурсов!» Нет, на самом деле все эти тортики, посевная кукуруза и мщение за кузена Жака — это так, опциональные вещи. Крутизна Bloodstained: Ritual of the Night — в том, как она выглядит и звучит, какой тут шикарный дизайн уровней, какие разные и необычные враги (включая, например, картины), как много разной экипировки и умений, как интересно играть, сражаться, выучивать разные техники и комбо, работающие только с тем или иным оружием. Как опять же интересно решать задачки, пытаясь добраться до очередного сундука, исследовать, открывать новые способности, проходить в ранее недоступные места, преодолевать и побеждать разных гротескных боссов, каждый из которых использует свою тактику.

Да, на нормальном уровне сложности (а изначально доступен только он), подкачав персонажа и обзаведясь мощным оружием, вы сможете проходить сквозь врагов, как нож сквозь масло, делая остановки только у боссов. Да и тех можно убивать не за счёт того, что это вы такой крутой мастер единоборств, а за счёт гринда, позволяющего быстро качать персонажа — в то время как враги в уровнях не растут. И крафт в такой ситуации не особенно нужен. Тем более что куча всего полезного выпадает из сундуков и тех же боссов. Но на более высоких уровнях сложности уже всё иначе — там-то все механики и раскрывают себя по полной.

Bloodstained: Ritual of the Night обзор игры

Авторы обещают 13 DLC, в том числе кооператив и двух дополнительных персонажей.

Смех сквозь пафос

Да, сюжет пафосен и в целом прямолинеен, но тут есть потрясающее внимание к деталям, множество ироничных отсылок и юмор. Вы можете наткнуться на пианино, сесть, встать и пойти дальше. Но если у вас есть в качестве питомца одна фея, то она споёт ностальгическую песню. На Мириам можно надеть игрушечные ботинки — бьют они больно и по-взрослому, но при каждом шаге смешно пищат.

Вообще, внешний вид Bloodstained — это отдельная симфония наслаждения. Да, чисто технически графика не ультрасовременная. Но вот сам дизайн, краски, то, как стильно всё нарисовано, сочетание цветов, ракурса, деталей — это самый японский в лучшем смысле этого слова коктейль из готики, барокко, гротеска, сюра и чёрт знает каких ещё стилей. Опасения, что использование 3D пойдёт во вред, оказались напрасными. Ну а в том, что музыка от Митиру Яманэ (Michiru Yamane), писавшей саундтрек к той же Symphony of the Night, окажется великолепной, по-японски пафосной и мелодичной, никто и не сомневался. Вот разве что одна мелодия мне очень сильно напоминает что-то из советской музыки. Но очень приятно напоминает. Тоже отсылка.

Многие боссы тут, естественно, очень колоритные и гротескные.

Приступая к написанию обзора, я изначально хотел построить материал вокруг вопроса: а так ли изумительна игра, которая на 60 % и больше является вроде бы калькой другой (или других)? Пусть и от того же автора. Да, понятно, что такой дилеммы не стоит для новых игроков, незнакомых с Castlevania: Symphony of the Night, — они просто получили едва ли не лучшую на сегодня метроидванию.

Ностальгирующие фанаты, в свою очередь, получили повод прореветься, утопив Игараси в аплодисментах. Для них все эти повторяющиеся вещи — это не калька, а отсылки и подмигивания для своих. Как и всю игру можно назвать одной сплошной ностальгической отсылкой. Но вот если посмотреть с точки зрения развития всего жанра, глобально…

А потом я понял, что тут надо задать совсем другой вопрос: а повернётся ли у кого-нибудь язык ругать id Software за то, что в DOOM 2016 года всё те же какодемоны, BFG и кровавый Марс в глазах, только в новой обёртке? Ответьте на него для себя — и тогда определитесь со своим отношением к Bloodstained: Ritual of the Night.

Плюсы: яркие персонажи; безумно увлекательный геймплей в лучших традициях метроидваний; множество ностальгических отсылок к Castlevania; шикарный визуальный стиль; красивая музыка.

Минусы: сюжет мог бы быть и чуть более сложным; не самый удобный инвентарь; простоватая анимация; на релизе встречались баги.

Достойная наследница Castlevania вызовет у фанатов серии слёзы ностальгии, а прочим игрокам позволит приобщиться к классике, не спотыкаясь о старомодную пиксельную графику.

Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант

Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант
Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант
Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант

Когда Кодзи Игараси решил собрать средства на разработку Bloodstained: Ritual of the Night на Kickstarter, фанаты буквально закидали его деньгами: проект даже поставил рекорд по сборам, побить который смогла только Shenmue 3. И немудрено, ведь один из авторов Castlevania обещал фактически продолжить легендарную серию, только с новым названием и героями.

Однако Игараси-сан заставил поклонников поволноваться. Разработка затянулась на два года, ламповые спрайты превратились в трёхмерные модели, а некоторые герои и режимы стали дополнительным контентом — бесплатным, но с неизвестной датой выхода. После громкого провала Mighty No. 9, показавшего, что известное имя на обложке ещё не гарантирует качества игры, запускать Bloodstained было страшновато. Но Ига-сэнсэй не подвёл.

Вперёд, в прошлое

Чем же крута Castlevania? За четверть века своей истории эта серия стала не просто популярной — она на пару с Metroid заложила основы целого игрового поджанра «метроидвания». Так для краткости называют гибрид двухмерного платформера, экшена и ролевой игры с большим миром-лабиринтом, новые уголки которого открываются для героя по мере получения им разных способностей. Впрочем, к этому поджанру часто относят трёхмерные приключения с головоломками и акробатикой, «рогалики» со случайно сгенерированными картами, мрачные платформеры и прочие, лишь отчасти похожие, игры. Всё-таки чистокровных метроидваний на удивление мало, а хороших среди них и того меньше.


В Bloodstained полно отсылок к Castlevania. Даже хардкорный восьмибитный уровень есть!

Поэтому новую работу Кодзи Игараси ждали как манны небесной. Его часто называют автором Castlevania, но это не совсем верно: к тому моменту, когда он начал работать над серией, ей уже исполнилось десять лет. Однако именно Игараси сделал её культовой, добавив ролевые элементы, расширив выбор оружия и превратив игровой мир из набора отдельных уровней в единый лабиринт, который нужно исследовать. C его первой работы, Symphony of the Night, и начинается та самая Castlevania, которую все помнят и любят.

Точнее, любили до тех пор, пока в 2010 году Konami не решила перезапустить серию и сделать её трёхмерной. Lords of Shadow получилась неплохой, но слишком далеко отошла от привычной формулы, а её сиквел и вовсе превратился в посредственный экшен. Невыразительный финал для легендарной серии, которая вряд ли увидит продолжение в обозримом будущем. Однако теперь у неё хотя бы есть отличная идейная наследница в лице Bloodstained: Ritual of the Night.

Ходячий арсенал

Игра рассказывает о похождениях Мириам — девушки с волшебными кристаллами в теле, которые понемногу растут и поглощают её плоть. Виноваты в этом алхимики: они выращивали кристаллы прямо в детях, а потом приносили их в жертву, дабы призвать могущественную нечисть. Из объектов их эксперимента чудом уцелели лишь двое: Мириам, заснувшая накануне ритуала беспробудным сном, и её друг Джибель, слишком слабый, чтобы перенести церемонию.


Сюжет незатейливый, но неожиданных встреч и поворотов в нём хватает


В подземелье можно встретить героя Shovel Knight и отобрать у него лопату

Выбор одежды и аксессуаров у Мириам тоже немаленький: от обычных доспехов, дающих максимум защиты, до всяких платьев, шарфов и амулетов, меняющих характеристики. Лучшие же друзья нашей девушки — не бриллианты, а кристаллы, благодаря которым она может пользоваться магией.

Магия превыше всего

Кристаллы стали не только проклятием, но и даром героини: с их помощью она может перенимать способности поверженных демонов. Призыв позволяет ненадолго заручиться поддержкой выбранного существа, будь то гигантские щупальца, чудовищная собака, летающая картина или даже… стул. Вариантов много — как реально полезных, так и просто забавных.


Бедный котик сейчас получит по рогам и от рыцаря-фамильяра, и от призванных на помощь портретов, и от самой Мириам

Можно пойти дальше и завести спутников-фамильяров. В отличие от призванных созданий, они не исчезают, а защищают героиню постоянно, за что получают опыт и уровни. А ещё кристаллы позволяют ей кидаться молниями, стрелами, огненными шарами и прочими снарядами — либо, наоборот, накладывать полезные чары. Выбор огромный, и, главное, каждая новая способность становится сюрпризом. Убивая какую-нибудь адскую жабу, никогда не знаешь, наградит она героиню сопротивлением к яду или присоединится к её зверинцу.


Магия позволяет двигать предметы и открывать зачарованные двери

Впрочем, награды может и не быть: волшебные кристаллы и материалы для крафта выпадают из побеждённых врагов в случайном порядке. Крафт позволяет усилить магию Мириам, а заодно разжиться полезными побрякушками, не расходуя денег. Их у героини всегда в обрез, потому как целебные зелья стоят недешево, а прикладываться к ним надо постоянно. Приходится экономить и стараться вообще не подставляться под удар.


Бои с боссами традиционно зрелищные и сложные. И полоски жизни у мерзавцев нет — попробуй догадайся, сколько урона ещё нужно нанести!

И чем дальше продвигаешься по игре, тем больше открывается оружия и магии и тем разнообразнее становятся враги. Даже обычные монстры могут сильно потрепать нервы, особенно если нападут скопом. Ну а боссы, конечно же, требуют особого внимания и чёткого тайминга. Они чертовски сильны и опасны, так что просто избить их не выйдет — нужно изучить каждое движение и атаку, найти слабое место и поймать удачный момент для удара.

Куда ты, тропинка, меня привела?


Превратившись в луч света, Мириам может через зеркала проникнуть в недоступные иначе комнаты. Сходных способностей в игре несколько, причём не все дают за победу над боссами — из обычных монстров тоже придётся кое-что выбить

Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант

На лицо ужасные, добрые внутри

Частые пробежки по одним и тем же комнатам и коридорам оправдывает только разнообразие интерьеров. Величественный собор с витражами и жуткая лаборатория, уютная библиотека и затопленный сад, залы и лестницы разной степени готичности и помпезности вышли настолько яркими и детализированными, что в них так и хочется задержаться, чтобы хорошенько всё разглядеть. Поклонники Castlevania получат вдобавок ещё и ударную дозу ностальгии: дизайн, как и геймплей, здесь ну очень похожий! Разве что картинка посовременнее.


Замок Джебеля радует разнообразием стилей. Здесь барокко, там готика, а в башне вообще натуральный стимпанк!

Качество графики, правда, оставляет желать лучшего. В комнатах с богатой обстановкой это в глаза не бросается, а вот на открытых пространствах повторяющиеся текстуры режут глаз. Бывают проблемы и с тенями, и со спецэффектами. Но печальнее всего смотрятся диалоги! Издали и в движении модели героев производят отличное впечатление — а вот на крупном плане поплывшие текстуры и топорная анимация дают о себе знать.

Ругать инди-игру за средненькую графику, конечно, бессмысленно. Но всё же Bloodstained разрабатывалась не горсткой энтузиастов на карманные деньги, а командой профессионалов минимум на пять миллионов долларов. Могли бы если не подтянуть картинку до современного уровня, то хотя бы скрыть явные изъяны. Например, использовать в диалогах арты героев с разными выражениями лиц, как в визуальных новеллах.


Алхимику Йоханнесу с внешностью совсем не повезло. На концепт-артах он был улыбчивым мальчишкой, а в игре превратился в унылого зомби

Bloodstained: Ritual of the Night — классическая метроидвания от законодателя жанра. Сюрпризов от неё ждать не приходится: игра следует проверенному рецепту до последней буквы, да ещё и заигрывает с фанатами бесконечными отсылками. Но испытанный годами геймплей доработок и не требует — разве что графику стоило подтянуть, а навигацию и загадки сделать чуть понятнее: часами вслепую искать нужную комнату понравится далеко не каждому.

Тем не менее эти недостатки с лихвой окупаются захватывающими и разнообразными боями. А уж когда выйдут обещанные DLC с новыми героями, кооперативом и прочими плюшками, оторваться от Bloodstained наверняка будет просто невозможно!

Достойная наследница Castlevania вызовет у фанатов серии слёзы ностальгии, а прочим игрокам позволит приобщиться к классике, не спотыкаясь о старомодную пиксельную графику.

Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант

Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант
Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант
Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант

Когда Кодзи Игараси решил собрать средства на разработку Bloodstained: Ritual of the Night на Kickstarter, фанаты буквально закидали его деньгами: проект даже поставил рекорд по сборам, побить который смогла только Shenmue 3. И немудрено, ведь один из авторов Castlevania обещал фактически продолжить легендарную серию, только с новым названием и героями.

Однако Игараси-сан заставил поклонников поволноваться. Разработка затянулась на два года, ламповые спрайты превратились в трёхмерные модели, а некоторые герои и режимы стали дополнительным контентом — бесплатным, но с неизвестной датой выхода. После громкого провала Mighty No. 9, показавшего, что известное имя на обложке ещё не гарантирует качества игры, запускать Bloodstained было страшновато. Но Ига-сэнсэй не подвёл.

Вперёд, в прошлое

Чем же крута Castlevania? За четверть века своей истории эта серия стала не просто популярной — она на пару с Metroid заложила основы целого игрового поджанра «метроидвания». Так для краткости называют гибрид двухмерного платформера, экшена и ролевой игры с большим миром-лабиринтом, новые уголки которого открываются для героя по мере получения им разных способностей. Впрочем, к этому поджанру часто относят трёхмерные приключения с головоломками и акробатикой, «рогалики» со случайно сгенерированными картами, мрачные платформеры и прочие, лишь отчасти похожие, игры. Всё-таки чистокровных метроидваний на удивление мало, а хороших среди них и того меньше.


В Bloodstained полно отсылок к Castlevania. Даже хардкорный восьмибитный уровень есть!

Поэтому новую работу Кодзи Игараси ждали как манны небесной. Его часто называют автором Castlevania, но это не совсем верно: к тому моменту, когда он начал работать над серией, ей уже исполнилось десять лет. Однако именно Игараси сделал её культовой, добавив ролевые элементы, расширив выбор оружия и превратив игровой мир из набора отдельных уровней в единый лабиринт, который нужно исследовать. C его первой работы, Symphony of the Night, и начинается та самая Castlevania, которую все помнят и любят.

Точнее, любили до тех пор, пока в 2010 году Konami не решила перезапустить серию и сделать её трёхмерной. Lords of Shadow получилась неплохой, но слишком далеко отошла от привычной формулы, а её сиквел и вовсе превратился в посредственный экшен. Невыразительный финал для легендарной серии, которая вряд ли увидит продолжение в обозримом будущем. Однако теперь у неё хотя бы есть отличная идейная наследница в лице Bloodstained: Ritual of the Night.

Ходячий арсенал

Игра рассказывает о похождениях Мириам — девушки с волшебными кристаллами в теле, которые понемногу растут и поглощают её плоть. Виноваты в этом алхимики: они выращивали кристаллы прямо в детях, а потом приносили их в жертву, дабы призвать могущественную нечисть. Из объектов их эксперимента чудом уцелели лишь двое: Мириам, заснувшая накануне ритуала беспробудным сном, и её друг Джибель, слишком слабый, чтобы перенести церемонию.


Сюжет незатейливый, но неожиданных встреч и поворотов в нём хватает


В подземелье можно встретить героя Shovel Knight и отобрать у него лопату

Выбор одежды и аксессуаров у Мириам тоже немаленький: от обычных доспехов, дающих максимум защиты, до всяких платьев, шарфов и амулетов, меняющих характеристики. Лучшие же друзья нашей девушки — не бриллианты, а кристаллы, благодаря которым она может пользоваться магией.

Магия превыше всего

Кристаллы стали не только проклятием, но и даром героини: с их помощью она может перенимать способности поверженных демонов. Призыв позволяет ненадолго заручиться поддержкой выбранного существа, будь то гигантские щупальца, чудовищная собака, летающая картина или даже… стул. Вариантов много — как реально полезных, так и просто забавных.


Бедный котик сейчас получит по рогам и от рыцаря-фамильяра, и от призванных на помощь портретов, и от самой Мириам

Можно пойти дальше и завести спутников-фамильяров. В отличие от призванных созданий, они не исчезают, а защищают героиню постоянно, за что получают опыт и уровни. А ещё кристаллы позволяют ей кидаться молниями, стрелами, огненными шарами и прочими снарядами — либо, наоборот, накладывать полезные чары. Выбор огромный, и, главное, каждая новая способность становится сюрпризом. Убивая какую-нибудь адскую жабу, никогда не знаешь, наградит она героиню сопротивлением к яду или присоединится к её зверинцу.


Магия позволяет двигать предметы и открывать зачарованные двери

Впрочем, награды может и не быть: волшебные кристаллы и материалы для крафта выпадают из побеждённых врагов в случайном порядке. Крафт позволяет усилить магию Мириам, а заодно разжиться полезными побрякушками, не расходуя денег. Их у героини всегда в обрез, потому как целебные зелья стоят недешево, а прикладываться к ним надо постоянно. Приходится экономить и стараться вообще не подставляться под удар.


Бои с боссами традиционно зрелищные и сложные. И полоски жизни у мерзавцев нет — попробуй догадайся, сколько урона ещё нужно нанести!

И чем дальше продвигаешься по игре, тем больше открывается оружия и магии и тем разнообразнее становятся враги. Даже обычные монстры могут сильно потрепать нервы, особенно если нападут скопом. Ну а боссы, конечно же, требуют особого внимания и чёткого тайминга. Они чертовски сильны и опасны, так что просто избить их не выйдет — нужно изучить каждое движение и атаку, найти слабое место и поймать удачный момент для удара.

Куда ты, тропинка, меня привела?


Превратившись в луч света, Мириам может через зеркала проникнуть в недоступные иначе комнаты. Сходных способностей в игре несколько, причём не все дают за победу над боссами — из обычных монстров тоже придётся кое-что выбить

Обзор Bloodstained: Ritual of the Night. Неогранённый бриллиант

На лицо ужасные, добрые внутри

Частые пробежки по одним и тем же комнатам и коридорам оправдывает только разнообразие интерьеров. Величественный собор с витражами и жуткая лаборатория, уютная библиотека и затопленный сад, залы и лестницы разной степени готичности и помпезности вышли настолько яркими и детализированными, что в них так и хочется задержаться, чтобы хорошенько всё разглядеть. Поклонники Castlevania получат вдобавок ещё и ударную дозу ностальгии: дизайн, как и геймплей, здесь ну очень похожий! Разве что картинка посовременнее.


Замок Джебеля радует разнообразием стилей. Здесь барокко, там готика, а в башне вообще натуральный стимпанк!

Качество графики, правда, оставляет желать лучшего. В комнатах с богатой обстановкой это в глаза не бросается, а вот на открытых пространствах повторяющиеся текстуры режут глаз. Бывают проблемы и с тенями, и со спецэффектами. Но печальнее всего смотрятся диалоги! Издали и в движении модели героев производят отличное впечатление — а вот на крупном плане поплывшие текстуры и топорная анимация дают о себе знать.

Ругать инди-игру за средненькую графику, конечно, бессмысленно. Но всё же Bloodstained разрабатывалась не горсткой энтузиастов на карманные деньги, а командой профессионалов минимум на пять миллионов долларов. Могли бы если не подтянуть картинку до современного уровня, то хотя бы скрыть явные изъяны. Например, использовать в диалогах арты героев с разными выражениями лиц, как в визуальных новеллах.


Алхимику Йоханнесу с внешностью совсем не повезло. На концепт-артах он был улыбчивым мальчишкой, а в игре превратился в унылого зомби

Bloodstained: Ritual of the Night — классическая метроидвания от законодателя жанра. Сюрпризов от неё ждать не приходится: игра следует проверенному рецепту до последней буквы, да ещё и заигрывает с фанатами бесконечными отсылками. Но испытанный годами геймплей доработок и не требует — разве что графику стоило подтянуть, а навигацию и загадки сделать чуть понятнее: часами вслепую искать нужную комнату понравится далеко не каждому.

Тем не менее эти недостатки с лихвой окупаются захватывающими и разнообразными боями. А уж когда выйдут обещанные DLC с новыми героями, кооперативом и прочими плюшками, оторваться от Bloodstained наверняка будет просто невозможно!




События игры разворачиваются в Англии XVIII века, во время промышленной революции. Приходом технического прогресса оказались недовольны алхимики, от которых начали отворачиваться инвесторы. И чтобы доказать денежным мешкам важность своей работы, “учёные” решили подстроить конец света и призвать из ада армию демонов. Для этого они создали оскольщиков, людей способных управлять демоническими силами. Принеся их в жертву, алхимики открыли врата ада и выпустили на волю легионы нечисти. И тут в дело вступает церковь, которая большими усилиями, но загнала всех чертей обратно в преисподнюю. И вроде счастливый финал, но выяснилось, что два оскольщика пережили бойню алхимиков, юноша Джибел и девушка Мириам. Последняя таинственным образом была заморожена во времени, а её кристал потерял силу, что и спасло её от жертвоприношения. Ritual of the Night начинается спустя 10 лет после этих событий, когда Мириам выходит из своего долгого “сна”. От друга детства, алхимика Йоханесса, девушка узнаёт, что Джибел, который им обоим был как старший брат, сошёл с ума, вырезал почти всех алхимиков, объявил войну всему человечеству и призвал из ада целый замок с армией демонов. Шокированная Мириам отправляется в путь, чтобы разобраться в происходящем.



Если вы играли в предыдущие метроидвании от Игараси, то сюжет вам покажется очень предсказуемым. В Ritual of the Night японец собрал все штампы, которые когда-то встречались в играх Castlevania под его продюсированием. И не скажу, что я ожидал от Игараси чего-то другого. Я прекрасно помню каждую Castlevania от него и потому понимал что именно меня будет ждать. Я бы даже не обратил на это внимание, если бы не концовка и финальный босс. Вроде всё должно быть эпичным и пафосным, но на деле выглядит всё скомкано. Видно, что бюджета немного не хватило.



Но хотя бы по лучше обстоят дела с персонажами. Не скажу, что они оригинальные, даже в рамках серии Castlevania, но почти каждый по своему хорош. Мириам просто милашка, Йоханес типичный погружённый в исследования учёный, самурай Зангетсу сам по себе ходячее воплощение пафоса и так далее. Фанатам же Castlevania должен понравится саркастичный вампир библиотекарь O.D. (Orlock Draсule), явно срисованный с Алукарда из Castlevania Symphony of the Night. Его даже озвучивает тот же актёр.




И если игра– наследница Castlevania, то как же не затронуть место действия. Замок Ritual of the Night состоит из нескольких огромных локаций, в каждой из которых есть какая-то изюминка. Например, в башне близнецов драконов движение идёт окружности, а не влево-вправо, как в обычных платформерах. Из-за этого можно немного запутаться в карте, но в принципе никаких сильных проблем это не вызывает. В стимпакнковской библиотеке замка нужно двигать полки с книгами, чтобы продвигаться по локации. И так в каждой части замка: часовне, подземных пещерах, тронном зале и так далее. Но больше всего меня удивил горный садик в явно японском стиле, который тут называется “Восточной волшебной лабораторией”. Нет в нём есть что-то волшебное, но это только одна комната, которая является отсылкой на локацию из Castlevania Aria of Sorrow. При том внешне по артам и и скриншотам вокруг замка только деревушка, а ближайшая гора находится в нескольких километрах от замка. И судя по нахождению садика на карте он вообще висит в воздухе.




Если говорить честно, то новый замок маэстро местами сильно напоминает тот, что был в Symphony of the Night. У обоих из них чуть ли не одинаковая структура, основная часть, подземные пещеры с катакомбами (вместо которых в Ritual of the Night пустыня), и тронный зал на верхушке. Даже водопад в пещерах находится примерно в том же месте, что и был в Symphony of the Night.


Но что же про заявления про то, что это самый большой замок Игараси? Отчасти так оно и есть, если забыть один факт. В поздних Castlevania, в частности Portrait of Ruins и Order of Ecclesia, игрок исследовал не только замок, но и прилегающие территории, вроде карманных измерений или окрестных лесов, болот и пещер. Если взять все места, которые нужно исследовать в какой-нибудь из этих игр, соединить и сравнить с замком из Ritual of the Night, скорее всего они будут приблизительно одинаковы. Из локаций, которые не относятся к замку, Мириам будет исследовать только галеон, на котором она добралась до замка, поезд до секретной лаборатории алхимиков и саму лабораторию. Кроме галеона, это все довольно мелкие локации на пару комнат.


Но хватит о замке, давайте наконец поговорим о том, что представляет из себя новое творение IGA. Bloodstained: Ritual of the Night это не просто метроидвания, а двухмерная экшн-RPG. У героини несколько характеристик от которых зависит сила её ударов, сопротивление разным типам урона, максимальное здоровье и так далее. Кроме этого, как и любая Castlevania, игра довольно разнообразна в плане истребления сил зла. Как пример оружие. Мириам владеет гигантским арсеналом: мечи, кнуты, ножы, кувалды, катаны, кнуты и даже ботинки. Да вы не ослышались. В отличии от Castlevania и многих других RPG тут обувь выполняют функцию оружия. Мириам калечит монстров ударами ногой не менее эффективно, чем она бы это делала каким-нибудь мечом или кнутом.


Отдельно хочется выделить огнестрел, который был в Castlevania, но больше в виде пасхального яйца. В Bloodstained его решили доработать до полноценного вида оружия. Само по себе огнестрельное оружие наносит мало урона, если в инвентаре нету усиленных стихиями или сделанных из редких материалов патронов. Да и максимальное количество хороших пуль ограничены прокачкой Мириам. К сожалению, убитые враги редко оставляют после себя боеприпасы. Но их для девушки может создавать алхимик Йоханнес, о котором мы поговорим позже.


Кроме обычных ударов или выстрелов, у каждого типа оружия есть свои боевые техники. Это приёмы, которые можно выполнять надев то или иное оружие. Они тратят ману, но и наносят в полтора раза больше, чем обычные удары. О том как изучить технику можно прочитать из книжных полок, спрятанных по всему замку. Например, для изучения техники нужно длинное копьё. Дальше убивайте описанным приёмом, пока над головой Мириам не пролетит надпись «Техника освоена». После этого, вы сможете его выполнить любым оружием того же типа. И у данной идеи есть небольшие проблемы, по крайней мере для меня. Выполнение техник заключается в нажатии определённой комбинации на крестовине или аналоговом стике а затем кнопки удара. Из-за строения крестовин у геймпадов Xbox Controller и Nintendo Switch Pro, выполнять на них эти манипуляции иногда проблематично. Было бы неплохо, если после освоения технику можно было бы поставить на отдельную кнопку, благо одна при используемом игровом управлении всегда свободна. Почему бы её просто не использовать?


Кроме оружия, Мириам может носить разные типы брони, аксессуары и шарфы. Шарфы вообще здесь аналог плащей из Symphony of the Night. Бонуса к характеристикам дают мало и больше нужны как декоративный элемент. Радует, что почти все элементы одежды, кроме доспехов, отображаются на главной героине. Доспехи, максимум, меняют цвет платья. Зато это первая метроидвания Игараси, где вообще можно менять внешность главного героя. Кастомизации поддаются такие элементы как цвет кожи, глаз и платья с причёской. Этого вполне достаточно, чтобы поменять внешность Мириам на свой вкус.


Всё вышесказанное это всего лишь малая часть того на что способна Мириам. Главной особенностью Ritual of the Night является один очень интересный набор механик. Каждый раз, когда девушка убивает монстра из него с какой-то вероятностью вылетает волшебный осколок, который протыкает героиню и даёт ей новую способность. Кроме белых осколков, которые действуют постоянно, Мириам может использовать сразу только один осколок определённого цвета. Каждый цвет работает по своему. Например, осколки жёлтого цвета увеличивают характеристики героини или дают ей пассивную способность, вроде вампиризма или уменьшения затраты маны при использовании активных осколков. Или с помощью красных героиня может создавать метательное оружие из воздуха и швырять его в демонов. К тому же чем больше одинаковых осколков Мириам соберёт, тем сильнее будет их эффект.


Не скажу, что эту идею IGA придумал специально для Ritual of the Night. До этого она появилась в двух его Castlevania, Aria и Dawn of Sorrow, где вместо осколков были души. В Ritual of the Night Игараси немного изменил концепцию, добавив фиолетовые и зелёные «души». Первые действуют так же как и красные, только направлением выстрела можно управлять с помощью правого стика. Зелёные– это знакомые по предыдущим играм фамильяры. В Sorrows они были частью синих осколков, которые накладывали на героя дополнительные эффекты или способности, только в отличии от жёлтых требовали дополнительной активации и стремительно отнимали ману. По итогу сама система осколков для IGA не нова, но в Ritual of the Night японец её хотя-бы немного доработал.


Что же пришло время вспомнить о Йоханесе. Вместо оружия или одежды, враги чаще всего будут оставлять после смерти части тела или драгоценные камни. При наличии этих ресурсов и рецептов алхимик способен создавать для Мириам новое оружие, зелье и даже иногда осколки. Главное просто иметь при себе нужные ресурсы. Кроме убийства монстров, собирать их можно открывая разбросанные по всему замку голубые сундуки. Они автоматически восстанавливаются каждый раз, когда Мириам возвращается в локацию. Эта идея была взята из Castlevania Order of Ecclesia. Ещё в лаборатории сама героиня может готовить себе поесть. Но в отличии от Castlevania, где еда просто восстанавливала здоровье, первая порция приготовленной закуски будет повышать характеристики девушки.


Ещё молодой алхимик за ресурсы может улучшать ранг осколков, увеличивая радиус их действия или один из пассивных эффектов. И тут есть интересная деталь, когда жёлтый осколок достигает максимального ранга, он становится белым и действует постоянно. Идея, по мне, очень противоречивая. Мириам со всеми пассивными эффектами превращается не просто в машину смерти, а в настоящую богиню, которая отправляет даже боссов на тот свет чуть ли не с одного удара.


Вообще смотря на игры с крафтом, я часто задаю вопрос, если нужно создать несколько предметов и не хватает ресурсов, есть ли другие способы их получить? В Ritual of the Night есть. После того как вы приготовите блюдо или создадите предмет, он сразу же станет доступен для покупки в магазине по соседству с лабораторией Йоханеса. Но вам понадобится много денег. Заработок тут сделан больше не по современной школе RPG, где вам нужно выполнять задания для получения денег, а по старой, когда надо уничтожать монстров и элементы окружения, например фиолетовые подсвечники. И то из последних выпадают деньги только когда у Мириам полный запас маны.


Кстати о заданиях, в Bloodstained Ritual of the Night, к сожалению, нет по-настоящему интересных дополнительных миссий. Вам нужно либо убить некоторое количество монстров, либо создать предмет и отдать его девушке в начальной локации, либо покормить старушку, приготовив ей блюдо, название которого она не помнит, но даст подсказку в виде ингредиентов и иконки закуски. Есть ещё миссии по нахождению заблудившегося жителя, где надо принести ему камень телепортации, но там интересна только реакция Мириам. Хотелось бы, чтобы тут хотя были задания уровня Portrait of Ruins с Order of Ecclesia, где надо было сфотографировать йети или прийти в костюме монашки. Зато награда от выполнения всех цепочек очень полезна, особенно бабушкина.


Я мог бы ещё охватить многие вещи, но боюсь статья ещё сильнее затянется. Да и сказанного вполне достаточно, чтобы оценить игру по достоинству. Так что давайте подведём итоги. Bloodstained Ritual of the Night– это компиляция и доработка лучших идей из метроидваний серии Castlevania. Хотя не так, игра и есть новая часть Castlevania, только во избежания проблем с авторскими правами была переименована. Это можно понять не только по геймплею, но и по большинству врагов и некоторым боссам, которые действуют явно по той же логике, что и в «родителе». Кроме этого в игре много ненавязчивого фансервиса в виде отсылок на игры серии и не только. Не могу и не отметить работу композиторов во главе с Мичиру Ямане. Хоть некоторые композиции и получились немного кривыми, на мой взгляд, музыка одна из самых лучших вещей в этой игре. Но главное достоинство Ritual of the Night заключается в её игровом процессе и его разнообразии. Количество доступных осколков и оружия позволяют Мириам уничтожать нечисть в замке сотнями разных способов.


К сожалению, игра не обошлась без недостатков. Это не только проблемы с сюжетом, но и какие-то дизайнерские и технические недоработки. Из мелких русская локализация, в которой Мириам говорит иногда о себе в мужском роде. Или игра в одном месте заставляет игрока фармить осколки, чтобы продвинуться по сюжету. А вот из крупных– это Switch-версия игры. Вы уже наверное слышали, что на полупортативной консоли игра вылетает и есть проблемы с фпс, подгрузкой и так далее. С некоторыми из них я даже встречался при прохождении. Вылеты обычно происходят после перехода в другую локацию или загрузки катсцены. Всего за 40 часов игры Ritual of the Night у меня вылетел 4 раза, три из которых были в первые часы игры. Но самые серьёзные проблемы возникают в замковой библиотеке. В этой локации очень долго идут переходы между комнатами и иногда сильно просидает fps. В остальных частях замка всё более-менее работает стабильно. Иногда просто появляются мелкие графические артефакты. У Switch версии довольно сильно покоцана графика, из-за чего модельки с используемым визуальным стилем выглядят как растаенное мороженое из мыла. IGA, конечно, уже заявил, что работа по устранению всех неполадок идёт в усиленном темпе.


Даже с учётом всех недочётов получилась довольно масштабная метроидвания с гигантским количеством возможностей. Особенно это приятно на фоне большинства нынешних игр такого типа. Не поймите неправильно, мне очень нравится то, что сейчас очень много проектов разрабатывается в этом направлении, но они больше сделаны по типу Метроида. В большинстве это обычные платформеры, только с открытым миром вместо уровней. И потому радуешься выходу чего-то такого масштабного. Я же рекомендую эту игру всем фанатам Castlevania и вообще метроидваний. Не пожалеете. При этом у проекта явно большие планы на своё будущее. Ведь параллельно с доработкой Switch-версии, сейчас в разработке находятся ещё 13 бесплатных DLC, среди которых будет 2 новых играбельных персонажа. Но пока из дополнительного контента за 10 долларов можно убить самого Игараси. Бесплатно эту награду получили те, кто задонатил на игру во времена кампании на Kickstarter. DLC пока доступно только на PC и вскоре должно выйти на все платформы. А на этом у меня пока всё. Спасибо за внимание.

Читайте также: