Blade runner обзор

Обновлено: 30.06.2024

В 1997 году, разработчик Command & Conquer Westwood выпустил игру Blade Runner . Они выиграли тендерную войну за права на ее создание, обойдя EA и Activision , и в результате получилось не идеальное, но интересное приключение жанра "point-and-click", которое красиво копирует визуальные эффекты и атмосферу пропитанного дождем шедевра Ридли Скотта .

В то время как персонаж Рик Деккард, Харрисона Форда, был измученным ветераном-полицейским, вышедшим на пенсию против его воли, в игре Вы - новичок с новым лицом, Рэй Маккой. У него есть плащ, бластер и грязная квартира, но он моложе и менее уставший от жизни, чем герой одноименного фильма " Бегущий по лезвию / Blade Runner " (1982). Ваш первый случай - убийство животных в экзотическом зоомагазине: преступление наравне с убийством человека, потому что в этом игровом мире животные почти вымерли. У самого Маккоя есть собака, которая стоила ему годовой заработной платы.

Расследование преступления приводит Маккоя к группе мошеннических репликантов - синтетических людей, которые почти неотличимы от реальных, и чье присутствие на Земле незаконно. Будучи "бегущим по лезвию" в элитной команде Rep-Detect Лос-Анджелесского полицейского управления, он должен выследить их и убить. Звучит знакомо, не так ли?

Самая большая проблема с историей - то, насколько близко она отражает фильм. Несмотря на огромные размеры этой футуристической городской застройки, преследование репликантов Маккоем приводит его ко многим из тех же мест, которые посещал Декард - от жуткой заполненной игрушками квартиры Дж. Ф. Себастьяна в Брэдбери-билдинг до гигантских золотых зиккуратов корпорации Тирелл. Фанатам фильма, безусловно, понравится посещение этих мест, но сюжет игры напоминает повторное воспроизведение. Лидером репликантов является Рой Бэтти, у которого такое же черное пальто и любовь к чтению стихов, но нет той угрожающей харизмы Рутгера Хауэра.

История не является причиной, по которой Вы должны пересмотреть фильм, она скорее дает Вам шанс существовать в футуристическом мире. Даже с нечеткими 640x480 предварительно отрендеренными фонами и грязными моделями персонажей, каждый скриншот пропитан атмосферой. Постоянный дождь, бродячие прожекторы, мигающие неоновые вывески и загроможденные улицы вызывают одно и то же унылое, мрачное ощущение, из которого состоял весь фильм. Пессимистическое видение Скотта будущего - это мощная обстановка, и Westwood Studios искусно имитирует эту тоску.

Сама игра - довольно стандартное приключение с разнообразием "пиксельной" охоты, но и с несколькими сюжетными поворотами. Когда Вы начинаете новую игру, она случайным образом решает, кто из главных актеров является человеком, а кто репликантом, включая Маккоя. Выбор, который Вы сделаете, и запланированные события, которые можно пропустить, приведут к одной из тринадцати различных концовок. Амбициозный материал для игры 1997 года, даже если Ваше общее влияние на ход истории минимально. У этого уникального подхода к рассказыванию истории был большой потенциал, и обидно, что продолжение не последовало.

Некоторые технологии из фильма воссозданы блестяще, в том числе машина ESPER. В фильме Деккард использует ее, чтобы исследовать фотографию в трех измерениях, и Вы можете сделать то же самое в игре, чтобы раскрыть подсказки. Монотонный щелчок, щелчок, щелчок при перемещении по изображению звучит точно так же, как в фильме. Вы также получаете возможность использовать знаменитую машину Войта-Кампфа: устройство, которое проверяет человека с помощью волнующих вопросов и заявлений, чтобы определить, является ли он репликантом.

Некоторые из актеров фильма повторяют свои роли в игре, включая Шон Янг в роли Рэйчел, Брайона Джеймса в роли Леона, Джеймса Хонга в роли Чу, Уильяма Сандерсона в роли Дж. Ф. На самом деле можно пропустить встречу с Рэйчел и Тиреллом, если Вы не поговорите со своим капитаном Гуззой в определенное время в полицейском участке. Хонг великолепен в роли Чу (он великолепен во всем), но некоторые другие актеры звучат немного "ошеломленно".

По какой-то причине им не удалось обеспечить права на потрясающий саундтрек Вангелиса. Но это не имеет значения, потому что версия Фрэнка Клепаки для игры почти идентична. Особо ярые фанаты фильма возможно заметят, что некоторые из синтезаторных звуков были не совсем удачными, но большинство людей никогда этого не поймут. Выйти на балкон квартиры Маккоя и услышать унылое звучание дрейфа "Blade Runner Blues" - это момент, который Вам обязательно запомнится.

Неудивительно, что погоня Маккоя за группой мошеннических репликантов на Нексус-6 так близко отражает погоню Деккарда, но оказывается, что эти два события происходят одновременно. Когда Вы встретитесь с Тиреллом, Рэйчел упомянет другого "Бегущего по лезвию". Изучите фотографию, показывающую чешую змеи, и Вы увидите на заднем плане Деккарда, показывающего чешую змеи рыбке. Это аккуратная отсылка, но она только подчеркивает, насколько неоригинальная история. Возможно, сходство между Деккардом и Маккоем является преднамеренным: популярная теория поклонников утверждает, что все бегущие по лезвию - фактически репликанты.

Blade Runner - это игра с отличными идеями, которые почти всегда терпят неудачу, но все же это полезный игровой опыт, особенно для поклонников фильма. На РС есть куда лучшие квесты, но существует мало настолько атмосферных игр. К сожалению, все оригинальные игровые ресурсы были потеряны, как слезы под дождем, поэтому ремастеринг HD кажется маловероятным. Но свет, который горит вдвое ярче, горит вдвое меньше.

Вместо спасибо ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Будет еще много интересного :)

Снимать продолжение уже состоявшейся легенды и надёжно, и опасно одновременно. С одной стороны армия фанатов заранее обеспечит интерес к новинке. С другой — сравнение с оригиналом редко оказывается в пользу продолжения. Ведь сейчас уже мало кто хочет вспоминать, что картину Ридли Скотта в 1982 году приняли, мягко говоря, неоднозначно, а потом около 20 лет выпускали различные перемонтированные версии.

В данном случае можно только порадоваться, что в новом фильме Скотт остался только на посту продюсера. Режиссёр сиквела Дени Вильнёв не только умеет снимать сразу, без глобальных доработок (он уже заявил, что у фильма не будет режиссёрской версии), но и способен отлично передавать стиль других авторов. Можно сказать, что фильм Вильнёва больше в духе классического Ридли Скотта, чем сам Ридли Скотт.

Новый «бегущий по лезвию» — офицер Кей, занимающийся отловом беглых репликантов, — становится обладателем информации, которая ставит под угрозу весь мировой порядок. Чтобы разобраться в ней, он должен найти Рика Декарда, пропавшего 30 лет назад.

Это практически всё, что можно узнать из официальных описаний сюжета. Трейлеры рассказывают не сильно больше — в них можно разве что рассмотреть антураж и настроение нового фильма и убедиться в возвращении Харрисона Форда к роли Декарда.

Некоторую вводную информацию можно почерпнуть из короткометражных приквелов. Но на этом всё, о сюжете новой картины больше ничего не известно. И это самый большой плюс. При нынешней тенденции показывать в трейлере чуть ли не половину сюжетных поворотов «Бегущий по лезвию 2049» оставляет зрителя в полном неведении до самого начала картины. И поэтому каждый твист действительно оказывается неожиданным.

Главный герой — человек или репликант? Этот вопрос в отношении Рика Декарда в первом фильме оставили открытым. С принадлежностью нового героя определяются почти сразу же, возможно, даже слишком прямолинейно. Но в итоге это раз за разом будет приводить к ещё большему удивлению.

Вильнёв уже не впервые искусно водит зрителя за нос, подбрасывая подсказки, которые вроде бы приводят к самым очевидным выводам. Но как только начинаешь думать, что развязка слишком уж банальна — всё снова переворачивается с ног на голову.

Первое, что можно сказать о настроении «Бегущего по лезвию 2049» — он полностью соответствует оригиналу. Причём Вильнёв не только сумел сохранить дух классического фильма, но и дал ему логичное продолжение. Картина неоднократно цитирует оригинал, показывая сцены, машины и события из него, иногда даже вставляя отрывки из фильма Ридли Скотта.

Антураж ночного города с вечными дождями никуда не делся, разве что к ярким пятнам рекламных экранов добавились голограммы. Но к нему прибавляются и другие локации, причём каждая из них выделена своей цветовой гаммой: серость непроглядного тумана в завязке, жёлто-красная пустыня при встрече с Декардом, белизна снега в финале.

Уже здесь начинает проявляться символизм, которым славился классический «Бегущий по лезвию». Всё это не просто цвета, а отражение внутреннего состояния главного героя: от метафорического «блуждания в тумане», через гнев и кровь к очищению.

Да, без библейских отсылок здесь не обойдётся. Эта сторона творчества Ридли Скотта уже стала излюбленным поводом для критики и шуток. Но тут без них никак — этого требует и первый фильм, и сама тема.

Большую часть таких идей Вильнёв смог подать достаточно легко, не передавливая, за исключением разве что сцен с Джаредом Лето. Тот, похоже, уже давно мечтал сыграть бога и полностью растворился в своей роли.

Но в итоге оказывается, что картина не только о философии и создателях. В версии Вильнёва фраза «больше человек, чем сам человек» обретает более широкий смысл, говоря и о любви (человека, репликанта, а то и голограммы), и о значении семьи в жизни любого.

Снимает Вильнёв нарочито неспешно. И это тоже плюс, если вы знаете, на что идёте. Не нужно ждать от фильма бешеного экшена, (хотя периодически всплески динамики, конечно, будут) эта история не о драках погонях, а об эмоциях и размышлениях.

Нового «Бегущего по лезвию», как и оригинал, нужно не просто смотреть, а скорее «рассматривать», в кадре не бывает лишних деталей, всё имеет значение. А если это просто долгий крупный план, то значит сейчас важны именно эмоции героя и ничего больше.

Немалое беспокойство вызывал саундтрек сиквела. Эпохальная музыка Вангелиса в оригинале давно уже превратилась в совершенно самостоятельный культ, не связанный с фильмом. И здесь был редкий случай, когда имя Циммера в списке композиторов немного пугало, поскольку его творчество ассоциируется больше с симфонической музыкой.

Но обошлось без оркестров — идеи Вангелиса слегка переработали, добавив к ним разве что типично циммеровских барабанов. Это может звучать немного вторично, но любой другой «саунд» был бы просто лишним. Дополнительной отдушиной становятся вкрапления песен Синатры и Элвиса, звучащие в постапокалиптичном мире совсем уж мистически.

Уже сегодня новый фильм настолько расхвален критиками, что ожидания у всех самые высокие. Но нужно учитывать несколько важных моментов, которых вы точно не увидите в новой картине.

Новаторство. «Бегущий по лезвию» 1982 года был прорывом: атмосфера ночного города, неоднозначность сюжета, музыка Вангелиса. Всё это на момент выхода было очень ново и неожиданно. Возможно, Вильнёв мог бы снять что-то настолько же экспериментальное, но тогда вряд ли удалось бы сохранить дух оригинала. «Бегущий по лезвию 2049» в первую очередь продолжает классику, добавляя несколько новых идей.

Ностальгия. Её тоже не будет. Роль Харрисона Форда здесь совсем не похожа на знаменитое «Чуи, мы дома» из «Звёздных войн». Его возвращение в сюжет обусловлено темой и необходимостью, но Вильнёв не пытается играть на ностальгии по классическому кинематографу, оставляя отсылки только там, где они нужны.

Экшен. Наверное это банально, но всё равно, многие современные зрители ждут от новых фильмов гораздо большей динамики и зрелищности, чем в классике. И чаще всего ожидания оправдываются. Фильм Вильнёва не перегружен событиями или экшен-сценами. У него, возможно, больший размах, но всё та же тягучая атмосфера.

Однозначность и объяснения. Хоть история и оказывается во многом проще и понятнее первого фильма, она всё равно оставит множество вопросов. Предыстории большинства персонажей и их дальнейшая судьба остаются за кадром, позволяя зрителю самому решать, что было важно.

У Дени Вильнёва вышло отличное переосмысление классики без впадания в ностальгию. «Бегущий по лезвию 2049» более масштабный, более современный и более эмоциональный. Но это всё тот же фильм о людях, репликантах и призрачной границе между ними.

С этой игры началось многое. Она рекламировала себя как «первая трёхмерная приключенческая игра реального времени». Благодаря этой игре, появилась всеми любимая нами «вариативность». И название данной игры:Blade runner ( с англ: Бегущий по лезвию). Всем привет дамы и господа, мы начинаем путешествие по миру киберпанка.
Пункт 1: Введение
Для начала немного истории. Данная игра разработана студией Westwood, известная по серии игр в жанре стратегии Command & Conquer. Создавалась игра по одноимённому фильму 1982 года от великолепного режиссёра Ридли Скотта. А сама картина создана на основе романа Филипа Дика «Мечта́ют ли андро́иды об электроо́вцах?» Данный фильм существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две — оригинальная с счастливой концовкой ( 1982) и режиссёрская с открытым финалом ( 1992). Версия 1982 года, к сожалению, была плохо принята критиками и провалилась в прокате. А версия 1992 года по опросу многих учёных была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории. В итоге, фильм получил культовый статус. Если вы вдруг не смотрели данный шедевр, то после прочтения моего обзора немедленно идите смотреть его, ну а потом в саму игру поиграйте.


Ну серьёзно, где ещё вы такое увидите?


Пункт 2: Начинаем расследование
Сначала я немножко отойду от темы и кратенько расскажу о сюжете фильма, без спойлеров, не волнуйтесь. Существует специальный отряд полиции, названный Бегущие по лезвию. Спецотдел занимается уничтожением киборгов, так называемых, репликантов, созданных в качестве рабов для людей. Не всем репликантам нравится такая участь, поэтому многие из них сбегают от своих хозяев. И вот, четыре репликанта сбежали из одной космической колонии прямо на Землю. А детективуРику Декарду, который хотел бросить данную работу, поручают найти и убить их.
Теперь про саму игру. Вы скорее всего подумайте, что сюжет игры полностью копирует фильм, но это не так. Сюжет там совершенно другой, разворачивается он параллельно событиям фильма. Главный герой там тоже другой.

Знакомьтесь. Детектив Рэй Маккой.


События игры начинаются с того, что некие личности устроили нападение на зоомагазин. А мы вместе с нашим протагонистом будем вести данное дело.
Пункт 3: Игровая механика

Да уж, ну и разгром.


Теперь поговорим о геймплее. Как вы поняли, данная игра является детективным квестом. Управление здесь нацелено на мышку. Щёлкайте, и ваш персонаж двигается. Вы также можете увеличить темп ходьбы Рэя, аж до бега, нажав по мышке определённое количество раз. Основой данной механики является нахождение и сбор улик, а также опрос сведителей. Все улики и разговоры хранятся в специальном мини- компьютере.

Какой же он классный. Глядишь, скоро такой изобретут.


В данном компьютере вы можете сортировать улики по каким-то конкретным преступлениям и людям. Это действительно полезная функция, поскольку игра не твердит вам о том, что вы должны делать. Вы сами думаете, где найти какую-нибудь улику, с каким персонажем стоит поговорить, в какое место пойти и так далее. Поэтому, варианты развития сюжетной линии зависят от количества найденных улик и информации, переданной в криминальную базу данных. В игре возможны до 16 различных концовок.
Кстати, в игре также встречаются так называемые мной « специальные улики» Это съёмки с видеокамер. Поэтому, улики данного типа требуют тщательного анализа. Сами фотографии состоят из квадратиков, с помощью которых можно увеличить изображение и даже разглядеть на ней какой-то отдельный элемент максимально близко и чётко.
От этого тёмного силуэта мне не по себе.


Ну а теперь перейдём, пожалуй к самому интересному. Это допрос «особо важных личностей».
Как вы поняли, концепция игры и фильма строится на людях и репликантах. Поэтому, при опросе очень важного собеседника вы должны установить – человек он или репликант. Для этого используется специальный тест « Войта – Кампфа». Этот тест измеряет мозговую активность и движение глаз в ответ на эмоционально-заряженные вопросы, большинство из которых связаны с причинением вреда животным. Кто кем будет — определяется случайным образом перед началом игры.

Прям настоящий детектив будущего.
Пункт 4: Атмосфера игры


Она просто великолепна. Это именно то, за что и полюбили фильм Ридли Скотта. Огромный и дождливый Лос – Анджелес в неоново- синих тонах выглядит просто потрясающе. Но в то же время, грязные и узкие улочки дают нам понять, что не всё так хорошо. Ведь на планете Земля была Третья Мировая война, а из-за неё в мире случилась экологическая катастрофа. Многие животные вымерли, у некоторых людей имеются серьёзные заболевания и генетические отклонения. В игре довольно большое количество диалогов, а сам сценарий, по информации одного источника, занимает около 500 страниц. Персонажи в игре раскрыты достаточно правдоподобно, прямо чувствуешь их тяжелое душевное состояние. Со многими NPC можно поговорить просто так, не по делу. У одного проблемы с бизнесом, другой пустился «во все тяжкие», чтобы не сдохнуть и так далее. А из центральных персонажей я хотел бы отметить следующих. Это ворчливый, но довольно спокойный Лейтенант Гузза-начальник главного героя. Это рыжеволосая девушка-коп Кристал Стил, питающая симпатию к главному герою, но готовая убить любого репликанта просто так. Это актер в красном пиджаке по имени Гордо Фриз, который порой ведёт себя как идиот, и не видящий ни какой разницы между человеком и репликантом. Это девочка Люси Девлин, но о ней я пожалуй промолчу, ибо спойлеры. И просто потрясающийглавный злодей со своими философскими понятиями, но его имя, впрочем как и о нём, я не стану говорить, ибо спойлеры. Да и сам Рэй, в отличии от того же Рика Декарда, раскрыт хорошо. В каких то моментах закадровым голосом он говорит о своих трудных буднях, о том что вся его жизнь – это сплошная работа. А где – то может о состоянии мира и некоторых людях высказаться. Но дальнейший характер Рэя зависит от вас.
Пункт 5: Заключение
Данная игра является идеальным примером того, как нужно делать игры по фильмам. Она с точностью передаёт дух и атмосферу фильма Ридли Скотта, даже где-то превосходит его.
В ней хорошая для 1997 года графика, она и сейчас смотрится нормально. В ней по настоящему крутые кинематографичные кат-сцены. И просто великолепная русская озвучка. Да-да, у вас не галлюцинации. Умели же переводить и озвучивать в то время. Да, впрочем, и сейчас локализаторы в некоторых проектах справляются неплохо.Вспомните локализацию Bioshock:Infinite Единственный минус игры в том, что она плохо работает на современных системах. У меня и у многих других людей игра вылетала в полицейском участке. На Windows 7. Поэтому мой вам совет: скачайте её с rutor и играйте в версию для XP. Поскольку игра очень старенькая, вы не найдёте её в цифровых магазинах.

Вот моя оценка.
Плюсы:
Потрясающий сюжет
Великолепная атмосфера
Хорошая графика и крутые кат – сцены
Хорошее музыкальное оформление
Минус:
Плохо играется на современных операционных системах.

Прошло две недели после релиза в России и мире сиквела «Бегущего по лезвию», фильм фактически провалился в прокате несмотря на хорошую прессу, что хоть и символично, но очень печально. Но цель этого текста не кинуть камень в нынешних зрителей, а попытаться вступить в диалог с теми людьми, которые фильм увидели и гордо, по-«бэдкомедиановски», объявили, что сюжет говно, сценарий говно (причём большинство не смогут обозначить разницу между сюжетом и фабулой), (сейчас будет самое интересное) всё разжевали и думать не над чем или что вообще ничего не объяснили и оставили «фанатикам» додумывать сюжет. А мы гордо будем тыкать в «сюжетные дыры».

Опять-таки, не буду кидаться камнями, а лучше попытаюсь хоть немного систематизировать всё то, чем наполнен, к чему отсылает, что символизирует и так далее «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва.


I. Пиноккио, оставшийся деревянным мальчиком

Бегущий по лезвию КD9-3.7, позже известный как Джо, оказался наиболее интересным и глубоко проработанным персонажем этого фильма. Именно его путь героя привёл меня к скупой мужской слезе, выдавленной безысходной тоской и несправедливостью. Но это всё лирика.

Джо прежде всего интересен также, как и Декард, только со своими нюансами. Мы не знаем, кем является Рик изначально и всё зависит от нашего восприятия (ну или версии фильма) кем мы его считаем — человеком или репликантом. В случае КD мы изначально знаем, что персонаж Гослинга андроид. Но вот вопрос, будем ли мы считать его машиной, когда пойдут финальные титры? Ответ, конечно, очевидный. Но вот, разобраться в том, почему Джо является прекрасно прописанным персонажем и какую ценность имеет для смысла фильма попытается разобраться далеко не каждый.

С первой же сцены нам показывают довольно странную черту для репликанта — любопытство. Слышал ли когда-нибудь Кей о чесноке, видел ли вообще живые растения? Вряд ли, но зная, что он искусственный становится немного странно от того, что Кей зачем-то заглянул в кастрюльку и принюхался к её содержимому. «Девятки» предельно покорные и наименее похожи на людей среди всех остальных, почему же Кей это делает? Почему тянется к тому, чего не знает, изучает по-своему? Дальше, конечно, эта черта далеко не часто проявляется, однако другая примечательная сцена, связанная с этим стремлением будет поинтересней первой. В Лас-Вегасе, на пути к казино, Кею на руку садится пчела, приведшая затем его к ульям. А затем он даже подходит к одному из них и суёт внутрь руку. Сцена, конечно, сама по себе странная. Однако, любопытство, желание познания окружающего привело репликанта к чему-то новому, выходящему за пределы его знаний о мире, заложенных программами и архивами.


Настоящая?

Кроме того, пчёлы интересны, конечно, из-за прямого назначения — опыления. Кто знает, может именно благодаря этой небольшой пасеке («А у меня есть пасека, пасека. ») Декард вырастил цветок для Рейчел. При условии, конечно, если это он вырастил. И при условии что они настоящие насекомые, а не какие-нибудь очистительные изощренные приборы, устраняющие последствия войны. Но учитывая склонность Вильнёва к поэтике, склоняешься к тому, что они живые.

Ну и да, пчелу с руки Кей смахивать не стал. Что может являться признаком другого явления человеческой психики, о котором позже. Это можно приписать также в качестве отсылки к одному из вопросов теста Войт-Кампфа, где упоминалась оса. Которую, кстати, убили.

Далее будет не менее занимательная сцена теста на проверку эмпатии и человечности. Во-первых, кажется, что вопросы представляют собой набор плохо связанных между собой слов. Во-вторых, как вы могли уже знать облазив Интернет — это цитаты из «Бледного пламени» Набокова. Интересна эта книга для «2049» странными параллелями друг с другом. Роман начинается с поэтических строк о том, что свиристель разбилась об окно, приняв отражение в нём за реальность. Весьма интересно, что Кей считал воспоминание о лошади своим — а в итоге, его уверенность в своей исключительности в своей человечности была бессердечно растоптана бунтаркой Фрейзой.

Сам же по себе тест — вполне стандартный психологический блиц-опрос, в котором нужно отвечать как можно быстрей. Собственно это и выявит, что в голове у Кея, сомневается ли он в том, что говорит, «связан» ли он. После встречи с Аной Стеллин и ложного доказательства (как позже выяснится) своей человечности Кей проваливает тест. Он начинает сомневаться, отвечать более обдуманно, он не может отвечать по-репликанстки, осознавая себя как настоящее, живое существо. У которого теперь есть не просто сомнения, а уверенность.


Меня терзают смутные сомнения.

Первый акт нового «Бегущего» вообще отличный и многообещающий. В нём и началась арка «персонажа», который, сам по себе, интересен, но ещё более интересен и важен как часть арки Кея. Джой, девушка-голограмма, стала примером того, как талантливо можно прописать романтическую линию.

«Everything You Want to Hear» («Всё, что ты хочешь услышать») говорит покупателю слоган данного продукта. Может, конечно, возникнуть вопрос: а зачем КD девушка или даже — а почему не репликантка? Тут становится интересно. Во-первых, неизвестно сам ли Джо приобрёл Джой или нет. Если нет, это может углубить сеттинг — подлые людишки создают не только искусственную жизнь, но и держат свои создания в иллюзии счастливой жизни, чтобы не рыпались. А болтающая только приятное уху голограмма как раз таки может успокоить и обрадовать репликанта, вернувшегося с задания по убийству сородичей. В отличии от репликантки.

С другой же стороны, Джо мог и сам купить данный продукт технологий. Вопрос, конечно, тот же — зачем? Возможно, это связано с тем самым явлением человеческой психики — способности к эмпатии. Иначе зачем KD близкое существо? Но как мне кажется, Джой устраивала Кея именно из-за своей покорности и способности выслушивать. Представьте, что он «отправил в отставку» очередного собрата, прошёл все тесты, выслушал начальника, говорящего про послушание и важность контроля, потом идёшь домой сквозь трущобы, дождь и враждебно настроенное окружение, портящее к тому же двери — а дома встречает приятный и успокаивающий голос. Вполне возможно, Кей осознанно идёт на эту иллюзию семейной жизни, цепляясь за то единственное, что возможно не безразлично к нему. Так почему голограмма, всё-таки, а не реликантка — да по той же причине, что и выше.


Купил бы такую девушку из нулей и единиц?

С развитием сюжета Джой не меняется — по сути, она говорит именно то, что хочет услышать Джо: даёт имя (что интересно, Джо деминутив от Джон, а американец Джон, как русский Иван — распространённое явление. Джон Доу, в конце концов) ты живорождённый, с душой, ты особенный. А затем её убивают (если это можно назвать убийством или смертью). Казалось бы всё, вот он пересказ фильма Спайка Джонза «Она» — ИИ стал человеком, признаётся в любви и драма. Но нет, колоссальных размеров реклама Джой в кульминационные минуты картины пытается продать себя Кею и чётко виден слоган продукта. «Всё, что ты хочешь услышать».

Но ключевой для Кея вопрос и ключевой для этой темы вопрос — а есть ли у него душа? Сэппер Мортон называет его, по сути, обычной жестяной банкой. Соседи и коллеги по работе в полиции откровенно презирают за искусственность. Зато Мадам, узнав о существовании живорождённого репликанта, у которого возможно есть душа явно говорит Кею приятные слова: «Ты и без неё хорошо обходишься». Что это? Проявление симпатии от начальника или простое «знай своё место»? Первое, всё-таки как мне кажется (тут и нежелание выдавать Джо, и беседа по душам). Но это мелочи.

Главное здесь — это ложная уверенность Кея, что он живорождённый, что у него есть душа. Ложное воспоминание привело Джо к мысли о своей исключительности и к стремлению доказать это. К несчастью, в конце пути его спускают с небес на землю. Но именно в стремлении героя найти себя, в том что киноведы бы назвали пути героя лежит его человечность. Джо проявляет свободу воли, что несвойственно «девяткам» — он не только проводит расследование, но и вопреки приказу Фрейзы не убивает Декарда и отводит того к дочери. Кроме того, Джо с огромным пиететом смотрит на Рика. Кей сначала был малоэмоционален, но затем он неочевидно, но меняется: слова Аны заставляют его взбеситься, он опустошенно воспринимает слова лидера бунтовщиков, что он пустышка, затем его добивает гигантская голограмма. И после всех бесчеловечных приказов, потрясений, обманов и интриг он выбирает самопожертвование.


More human than human

На фоне играет аранжировка Tears in Rain, падает снег, истекающий кровью Джо ложится на ступени, оставаясь в последние моменты жизни в полном одиночестве, воспринимаемый разменным материалом и машиной, обманутый Джой, оставшийся ненастоящим мальчиком.


Ну тут, конечно, рукалицо. Райан сыграл офигительно, играя чуть ли не одними глазами. В сценах где требовалась экспрессия он был хорош, но именно в сценах вроде с гигантской рекламной голограммой Гослинг раскрывался как актёр на все сто процентов. Такой безысходности, такой невыразимой тоски я вряд ли вообще когда-либо видел в глазах актёра. II. Ниандер Уоллес и синдром Бога

То, что персонаж Джареда Лето репликант можно было догадаться ещё в рекламных роликах. Уж больно слепые глаза были приметны — в таких красные блики не увидишь. Однако его происхождение не просто «ну пускай будет». Смысловая нагрузка немалая.

Прежде всего Ниандер это новое воплощение старого образа франшизы и Ридли Скотта в частности — человека с амбициями Бога. И да-да, куда уж тут без прямого и непрямого цитирования Библии. Современники могут увидеть в самопровозглашённом Божестве возможный образ будущего правителя мира — бездушного магната, которому слишком тесно с людьми в одном помещении.

Но Библия и Бог, конечно, самое главное. Ниандер в одном из своих монологов говорит, что создал девять миров — столько же создал Один. Это так, для разминки. Он ищет способ заставить репликантов размножаться самостоятельно. Зачем? Во-первых, если учесть, что «девятки» покорны, то вполне возможно, что покорные нексусы смогут воспитать таких же покорных детей — а самостоятельное воспроизводство позволит колонизаторам новых планет получать новую рабочую силу самостоятельно, самостоятельно же заселяя планеты, при этом метрополии могут не опасаться бунта. Во-вторых, Уоллес вполне возможно чувствует себя неполноценным и даже бесится (по-своему) из-за этого. В конце концов он Бог, он спасает человечество, он стоит выше остальных, он ставит себя выше остальных, но простой функции, делающей его полноценным человеком у него нет. Он такая же пустышка, какие бы речи не говорил — в этом, как мне кажется, кроется глубина его характера.


III. Чудо и план Декарда

Пожалуй самой неочевидной и туманной аркой стала история дитя-чуда Аны Стеллин и великого плана Декарда и репликантов. Но тем не менее, что-то вразумительное и понятное здесь сказать однозначно получится. Ведь во многом именно на этом элементе сюжета строится идейная значимость картины.

После 2019 Рик и Рейчел скрывались, пара убегала от бегущих, пока не дошла до Лас-Вегаса. Вполне возможно именно в бывшей столице игорного бизнеса Рейчел забеременела. Там же Рик мог напороться на какое-нибудь случайное дерево, мёртвое или живое. А затем в качестве первого подарка будущему ребёнку сделать коня (единорога?) — это объясняет и происхождение лошади и то, как она оказалась у Аны в детстве. Я не эксперт в древесном рукоделии, но конь выглядит гораздо менее аккуратно сделанным, чем фигурки в казино, которые новее выглядят — ещё одна подсказка?

Из сюжета «2049» становится понятно, что в своих странствиях по опустошенным штатам пара была не одинока и в какой-то момент столкнулась с группой Фрейзы и Мортона, которые решили им помочь. А затем они уже составили план, благодаря которому смогут обеспечить будущей мессии относительно безопасное существование. От Декарда требовалось лишь замести следы и всех обмануть подставным умершим ребёнком — чтобы наверняка не стали искать. Скорее всего, беременную Рейчел увезли от Рика к дому Сэппера, соответственно еще не рожденную дочь отделили от отца и отправили в неизвестное для него место, чтобы в случае чего невозможно было бы найти и отца, и ребёнка. А дату на коне мог вырезать тот же Мортон.

В случае Аны же, как мне кажется, совершенно неважно то, каким образом Рейчел родила и что это за технологии вложил в неё Тайрел — важна та самая душа и признание своей человечности. А что это может доказать лучше, чем крохотное существо, которое появилось благодаря твоим(!) усилиям?


IV. Скажем так, по мелочи

1) Офигительная сцена секса. Я, конечно, не думал, что в фильме с названием «Бегущий по лезвию» буду выделять сцену секса как одну из самых интересных в плане ценности для сюжета. Но, чёрт возьми, эта сцена гениальна. Как я уже говорил выше — Кей любопытен, он ищет связи с кем-то: с Джой, с «отцом». Поэтому неудивительно, что половой акт стал для Кея ещё одним интригующим неисследованным полем — именно в этой сцене он до конца мог именно что почувствовать себя как человек, занявшись сексом с девушкой, к которой он какие-то чувства всё-таки испытывал. Совершив простейший акт, так свойственный людям.

2) Та самая проститутка и бунтовщики. Мэрриет (Маккензи Дэвис) персонаж хоть и интересный, но весьма мутный. Кроме того, что участвует в своеобразном тройнячке, она интересна своими действиями после ночи с Гослингом — берёт в руки деревянного коня и рассматривает его, причём рассматривает его с очень большим любопытством. Может ли это значить, что и в неё имплантировано это воспоминание? Это вполне возможно, учитывая то, что Фрейза говорит о том, что «все мы хотели бы быть тем ребёнком» — явно намекая на то, что Кею «посчастливилось» стать одним из многих, кто обладает этим воспоминанием.

Сама же Фрейза тоже дама мутная. От одного её вида и приказов создаётся впечатление, что идейные борцы за свободу не такие уж и хорошие и невинные. В чём, конечно, они и сама Фрейза очень похожи на людей. Часто в Инете встречал этот вопрос: почему бунтари не объединятся с Уоллесом? Опять же — Уоллесу нужна власть через контроль, а бунтарям нужна полная свобода и настоящая человеческая жизнь.

3) Her Eyes Were Green. Одной из самых внезапных и крутых сцена стала сцена с Рейчел во время полудиалога Декарда с Ниандером. Тут во всю цитируется текст Писания — история о семидесятилетний Рахиль, которой Господь подарил детей — сначала Иосифа (Joseph, можно воспринимать Джо и как сокращение от этого имени), а затем Вениамина при родах которого она и умерла. Как бы намекает. Бог в лице Элдона Тайрелла дал возможность Рэйчел сотворения чуда — рождения ребенка. И кроме того, другой божок толсто намекает, что возможно именно чужая божественная воля свела репликантку с Риком.


Даже с бликами видно, что карие

Развязка сцены весьма занимательная — Декард врёт, что у Рейчел были зеленые глаза. Новую модель убивают. Декард либо решил не искушать себя, либо увидел в этой машине лишь бледную и разящую искусственностью копию. Ну а кроме того, не забывайте склонность Вильнёва к поэтичности.

4) Лав. Да не, Luv. Героиня Сильвии Хукс получилась какой-то странной — в хорошем смысле. То есть, убивая она плачет, к Джо относится с нескрываемой симпатией, к Уоллесу то ли со скрытой (но по понятным причинам бессмысленной и пассивной) ненавистью, то ли всецело его обожает. Проблема в её готовности лгать, проблема в том, что она хочет произвести на своего создателя впечатление, доказать, что она заслуживает быть лучшим ангелом. Но совершенно неясно, что происходило у неё в голове, когда фактически ей завуалированно доказывали, что она никчёмная и неполноценная — убивая «новорождённого» репликанта, не способного рожать, как и Лав.

Можно долго вспоминать отсылки (пистолеты, титры, реклама Pan Am, Atari, Coca-Cola, овца-оригами), искать какие-то интересные детали сюжета («лечение» для репликанта — «ремонт», настоящий/ненастоящий пёс), но мне ясно одно — фильм далеко не проще оригинала. «Бегущий по лезвию 2049» — это картина далеко не разжёванная и попсовая, далеко не простая или бессвязная и пустая. Видимо проблема в том, что многим зрителям (с малым сроком концентрации внимания) слишком лень пытаться заполнить пространство картины своими мыслями и размышлениями, трудно попытаться копнуть чуть глубже, за пределы материала для «киногрехов» и прочего ширпотреба.

Останется ли «2049» в истории? Как мне кажется — да. Реакция на фильм и сборы далеко не однозначные, а значит что-то в истории повторяется и возможно новое поколение зрителей проявит к картине Дени Вильнёва немного больше интереса, чем мы с вами сейчас.

Пишите в комментариях, что именно вы увидели в фильме, как иначе восприняли те или ходы, в чем вы со мной не согласны — будет крайне интересно узнать ваше мнение.

Читайте также: