Bioshock vita обзор

Обновлено: 05.07.2024

Вот признаемся честно: людей, продвигавших BioShock, нужно удавить в срочном порядке. Или как минимум раз и навсегда запретить им заниматься тем, чем они занимались до сегодняшнего дня. Дело в том, что эти товарищи совершили страшный грех: они — во множестве пресс-релизов, интервью и презентаций — нарисовали нам совсем другую игру. Мало похожую на ту, которую с первого дня делали талантливые труженики из 2K Boston.

Игра очень любит радовать нас красивыми кадрами.

Главное — не ждите от этой игры какого-то напряженного, динамичного, с треском раздирающего нервные клетки хоррор-экшена. Он остался там, в многочисленных демороликах: вместе с искаженным от ужаса подводным городом, Большими Папочками в своих жутких скафандрах и прочими хватающими за сердце вещами.

Мир BioShock — совсем другой. В первые минуты игра просто поражает несвойственной для шутера «ленивостью». Даже на самом высоком уровне сложности вас никто не гонит вперед, не пугает выпрыгивающими из-за угла скриптами, не бросает из перестрелки в перестрелку. Здесь тихо и спокойно. Вернее, не так: здесь подозрительно тихо и спокойно. Не торопитесь, ступайте по миру игры тихо и осторожно, заглядывая в каждый его уголок, вслушиваясь в радиорассказы ваших редких собеседников и вчитываясь в обрывки попадающихся дневников. И тогда вы поймете самое ужасное — этот мир просто устал. Устал от той трагедии, которая разворачивалась в нем все последние годы. В сюжет игры достаточно лишь чуточку вдуматься, представив, как все это происходило на самом деле — и поверьте, пугать он начнет куда сильнее, чем очередной подкравшийся со спины монстр.

Ну вот. Мы только что стали зачинателями семейной трагедии.

Завязку сюжета BioShock многие из вас наверняка уже слышали. Пятидесятые годы XX века. Человечество потихоньку оправляется от ужасов Второй мировой и увлеченно знакомится с ужасами холодной войны. В это время талантливый ученый Эндрю Райан решает создать Рапчур — город, заселенный самыми лучшими и достойными умами планеты. Для того же, чтобы умы эти не развращала всякая «шваль» из нижних слоев общества, Рапчур строят прямо на дне моря.

Но все, разумеется, быстро идет наперекосяк. Искусственно созданное общество начинает страдать от совершенно привычных болезней — зависти, ненависти, предательства и т. п. Главная причина — это, конечно, люди. Оставшись в одиночестве, гордая «элита» мигом опустилась до морального уровня тех, кого раньше она презирала. А может, даже и не опустилась, а сразу же была такой. Причем сгнил Рапчур явно вместе с головой — доктор Райан предстает перед нами жалким параноиком, цепляющимся за свою, мифическую уже, власть, боящимся агентов ЦРУ и КГБ и готовым пойти на все, ради себя.

Огромным толчком в деградации подводного города стало открытие Адама — волшебного по свойствам вещества, употребление которого открывало просто фантастические горизонты: избавление от болезней, обретение новых возможностей, омоложение, изменение внешности и даже пола. Поэтому, если поначалу местная элита просто деградировала до уровня обычного общества, то, превратившись после появления Адама в сверхлюдей, она поставила перед собой сверхзадачу — развязать гражданскую войну.

Где-то в недрах Рапчура еще прячутся люди. Этого, например, совсем недавно убили за контрабанду.

За контроль над веществом схватились две группировки: официальные власти Рапчура во главе с Райаном и сторонники Фрэнка Фонтейна, одного из самых влиятельных воротил местного теневого бизнеса. Со временем появилась и третья сторона — обычные жители города, устав от драки, объединились под началом Атласа и подняли восстание. Наконец, дал о себе знать и Адам. От постоянного злоупотребления им люди начали сходить с ума, вырождаясь в слайсеров — жутких и опасных мутантов. Причем мутация эта не совсем такая, к какой мы привыкли: внешне слайсеры очень даже похожи на людей — а вот их рассудок изуродован просто фантастически.

К 1960 году город затихает — сил на то, чтобы вести полномасштабную войну, уже, похоже, нет ни у кого. В просторных подводных помещениях царят разруха и анархия, а сохранивших рассудок людей можно пересчитать по пальцам. Именно в это время прямо над Рапчуром (а там, на поверхности, продолжает кипеть вполне нормальная жизнь) терпит катастрофу авиалайнер. Единственный спасшийся человек находит островок с батискафом, который отправляет его прямо в объятья подводного кошмара.

Спешим поздравить: этот человек — вы.

2K Games, конечно, заслуживают огромной похвалы: работая в экшен-жанре, где, казалось бы, сказаны уже все слова и давно устарели последние новинки, они умудрились подарить нам проект пусть и не супероригинальный, но очень свежий, непохожий на другие. Первое, на что обращаешь внимание в BioShock — это атмосфера. За свою геймерскую жизнь мы побывали много где, но мира, подобного Рапчуру, — не видели. Художники отработали по полной программе и поместили нас в настоящий город-на-дне-океана: с миллионами литров воды над головой, просторными стеклянными туннелями, батискафами в роли общественного транспорта. Для полноты картины не стоит забывать и то, что Рапчур пережил гражданскую войну: стены прохудились и внутрь постоянно просачивается вода, некоторые отсеки уже давно затоплены, другие — разрушены. Лучше всего былые ужасы заметны по интерьерам: всюду бардак, надписи кровью на стенах соседствуют с оптимистичными лозунгами из «нормального прошлого», а на могилу можно наткнуться прямо посреди бывшего бара.

Старенький «Томми-ган» — не лучшее средство против Большого Папочки.

Сюда же добавим необычный стиль. Многие относят BioShock к арт-деко, но, на наш взгляд, это все-таки более молодой и менее известный ретро-футуризм. В Рапчуре действительно угадываются черты города завтрашнего дня: современного, отлично оснащенного, удобного и комфортного. Более того, отчетливо видно, что когда-то здесь действительно пытались построить идеальное общество будущего: прибывший прямо с Бродвея «гламур пятидесятых» — с его ласковым неоном и старомодной, чуточку комичной рекламой — в Рапчуре сочетается с почти что коммунистическими лозунгами о всеобщем равенстве и доброте как к ближнему, так и к дальнему. Самым близким по стилю аналогом оказывается. Fallout с его рекламным мальчуганом — иногда вообще создается впечатление, что работал один и тот же художник. Ничего странного: и в BioShock, и в Fallout мы сталкиваемся с обществом 50-х годов, пережившим жуткую катастрофу (правда, во втором случае она намного глобальней).

Ну и, конечно, отдельная история — обитатели подводного мира. Чаще всего нам придется общаться со слайсерами — именно они сейчас населяют большую часть Рапчура. Это очень разномастный и неорганизованный сброд, в котором уже совсем не угадать бывшую элиту планеты. Слайсеры совершенно невменяемы, их сумасшествие чаще всего проявляется в лопотании о семейных проблемах, в ссорах с сородичами, перепалках, драках. Но стоит подойти поближе — и эта братия обо всем забывает, увлеченно набрасываясь на вас. Некоторые обожравшиеся Адама слайсеры подкидывают нам сюрпризы — например, лазают по потолкам или телепортируются прямо за спину и швыряются огнем.

Другие колоритные обитатели — это неизменный дуэт из Большого Папочки и «сестрички». Папочка — огромное существо, закованное в скафандр, один из самых сильных противников в игре (хотя на самом деле он не настолько крут, как могло было показаться из рекламных роликов). Сестричка — маленькая и беззащитная девочка, которая с помощью большого шприца собирает Адам из трупов. Ни тот, ни другой не являются людьми, однако в их повадках все равно осталось что-то семейное: девочка, занимаясь своей работой, напевает детские песенки, рассказывает разную ерунду папаше, а когда рядом появляется враг — то истошно зовет на помощь и прячется, пока ее громадный защитник выдает плюх обидчику. Если же «родителя» вдруг убьют — то разыгрывается маленькая семейная драма, со слезами и вскриками.

Пирокинез — отличное оружие. Вот только прежде чем сгореть, противник еще будет досаждать нам некоторое время. Впрочем, всегда можно добить его из шотгана.

К сожалению, избежать встреч с этой парочкой никак не удастся — ведь именно девочки являются источником столь нужного нам Адама (о нем — чуточку позже). Но здесь сценаристы заготовили маленькую моральную дилемму: убив папашу, можно либо прикончить беззащитную сестренку, либо — «спасти» ее, превратив обратно в обычного ребенка. Во втором случае мы получим заметно меньше Адама, однако. а пусть это останется тайной, ладно? С «семействами» в BioShock связана, пожалуй, самая красивая часть сюжета, и лучше будет, если вы познакомитесь с нею сами.

Живых людей (равно как и полуживых — тех, кто сошел с ума, но не так круто, как слайсеры) в игре совсем немного — и почти все они выступают в роли сюжетных персонажей. Зато хватает всякой боевой техники: камеры видеонаблюдения, поднимающие тревогу, смешно тарахтящие охранные «вертолеты», турели.

Искусственный интеллект поначалу может показаться «обычным» — действует вполне себе стандартно, особых сюрпризов не преподносит. Однако если приглядеться, то понимаешь, что AI в BioShock потрясающе естественен. Большинство противников ведут себя именно так, как и должны вести: полоумные слайсеры мчатся вперед, Папочка дерется яростно, не думая о собственной безопасности — как и любой отец, защищающий свою дочь. Боссы действуют значительно хитрее, постоянно маневрируют, пытаются «оторваться» от игрока, затеряться в хитросплетениях карты и напасть с неожиданной стороны. Не брезгуют они и развешанными на стенах медицинскими аппаратами, которые восстанавливают здоровье.

В целом, несмотря на несколько концовок, пару незначительных развилок и огромное количество необязательных для посещения уголков, сюжет в BioShock — линейный. Впрочем, это не отбивает желания пройти игру еще раз. Дело в том, что 2K сделали очень гибкий, глубокий геймплей, благодаря которому каждый может проходить игру так, как пожелает.

Главный герой, конечно же, таскает на себе груду оружия — разводной ключ, пистолет, автомат, шотган, ракетницу и проч. (среди прочего, например, есть фотокамера — сделав несколько снимков определенного противника, вы начинаете больше «знать» о нем и наносите ему больший урон). Интересная особенность: к каждой пушке есть несколько типов боеприпасов. Одни лучше действуют против бронированных врагов, другие — бьют электричеством и т. д. Само оружие изредка можно модернизировать — на карте попадаются устройства, готовые повысить вашей пушке точность, увеличить скорострельность и т. п. Апгрейдов мало, распределять их приходится с умом, выбирая себе одну-две «любимицы».

Через секунду она опять станет ребенком.

Вообще, BioShock радует нетипичным для экшена разнообразием возможностей. Не хватает боеприпасов? Ищите их по «нычкам», собирайте с трупов врагов, не забывая при этом подбирать и разнообразные компоненты — из них в специальном киоске можно сделать определенные вещи (в основном — все те же самые патроны). На худой конец, боекомплект можно и просто купить — деньги добываются из тех же «нычек» и с тех же трупов, а тратятся в специальном торговом аппарате.

Кстати — вам не нравятся цены? Так «хакните» аппарат! Процедура взлома почему-то реализована в виде мини-игры, аналогичной древней PipeDream: есть начало водопроводной трубы с медленно текущей водой. Есть место, докуда ее нужно протянуть (без препятствий на карте, конечно, не обошлось) — и есть целая куча разных секций, из которых труба и составляется. Успели быстрее бегущей воды — взлом прошел успешно. Не успели — теряете часть здоровья. Кроме того, иногда попадаются машинки для автоматического взлома (одноразовые!), ну а если совсем лень — то можно просто не строить трубу, а заплатить денег. Взламываются, кстати, не только торговые автоматы — но и сейфы, системы охраны и проч. Здорово, знаете ли, подчинить себе парочку охранных ботов — очень уж они повышают огневую мощь.

Но главная «фича» BioShock — это плазмиды, специальные устройства, вставляющиеся в тело нашего героя и дающие ему новые возможности или улучшающие старые. Выбор просто фантастический: тут вам и телекинез (очень приятно швыряться во врагов кухонной утварью, трупами, брошенными ими же гранатами), и электрошок, и даже способность подчинить себе на некоторое время Большого Папочку. За использование всех этих финтифлюшек приходится платить Евой — местным аналогом маны, восстановить которую можно только при помощи специальных аптечек. Есть и пассивные, ничего не расходующие плазмиды — повышающие количество здоровья, упрощающие процедуру взлома и т. д.

Трепещите, хакеры! Так в 60-е годы ломались лучшие компьютеры планеты!

Некоторые плазмиды мы находим валяющимися прямо на уровнях, но большинство — приходится покупать за Адам в специальных торговых киосках. Плазмиды делятся на несколько типов, для каждого из которых предусмотрены свои слоты. Количество последних, понятное дело, ограничено — если хотите увеличить, то платите все тем же Адамом. Впрочем, для всех плазмидов места (и «денег») в любом случае не хватит — поэтому к середине игры придется определиться, в какую сторону прокачивать своего персонажа. Кто-то предпочтет боевую конфигурацию и почти позабудет об оружии, кто-то — вложится в разнообразные «усиливалки», кто-то — запасется разными оригинальными плазмидами (вроде подчинения того же самого Большого Папочки). Очень приятная штука — на уровнях то и дело попадаются хранилища, в которые можно складывать лишние «модификации». Так что сменить специализацию вашего персонажа — проще простого!

О технологиях — совсем чуть-чуть. Все здорово, красиво, современно и при этом совсем не прожорливо до компьютерных ресурсов — все-таки хорошая штука этот ваш Unreal Technology 3! Версия под DirectX 10 радует чуть лучшими спецэффектами, но откровенного «забивания» пользователей Windows XP нет — у них все тоже очень и очень достойно. Немножко расстроила лишь физика: трупы, которые после смерти «машут лапками», в игре такого класса смотрятся как-то странно.

Вообще же BioShock — из тех игр, которые толкают вперед жанр. Давно, пожалуй, со времен Half-Life 2, мы не встречали столь выбивающегося из однородной массы шутера — шутера, разработчики которого умеют мыслить «не совсем как все» и при этом создавать очень успешные игры. Уверены, многое, придуманное в BioShock, в самые ближайшие годы будет воспроизведено в десятках разномастных клонов. Но все их, конечно же, затмит продолжение — пусть это будет BioShock 2 или еще какой-нибудь шок.


Несмотря на то, что уже анонсирована PlayStation 4 Pro, волна переизданий на PS4 даже не думает утихать, унося нас к одинокому маяку посреди бушующего моря. Впрочем, в случае сборника BioShock: The Collection это даже здорово, ведь все его игры по праву считаются одними из самых значимых за последнее десятилетие.


Все игры трилогии получали очень хорошие отзывы критиков и воодушевляли миллионы игроков на долгие и вдумчивые прохождения. Каждый раз разработчики из коллективов Irrational Games и 2K Marin умудрялись удивлять нас нетривиальным сюжетом, острой социальной драмой и великолепной атмосферой фантастических городов Восторг (Rapture) и Колумбия.

Графика BioShock: The Collection

Еще на этапе анонса переиздания разработчики ясно дали понять, что графические изменения коснутся только первых двух игр сборника — BioShock и BioShock 2.

Именно они являются главными компонентами The Collection, и цель студии Aspyr Media, которой поручили портирование на PlayStation 4, заключалась в том, чтобы подтянуть дилогию о событиях в городе Восторг до технического уровня BioShock: Infinite.

По большей части со своей задачей девелоперы справились: в первых двух частях можно увидеть текстуры более высокого разрешения, измененные эффекты воды, которой в игре ну очень много, а также динамическое освещение, которое стало гораздо более реалистичным, нежели «статика» оригинала.

Обзор BioShock: The Collection — под водой и в небесах

К тому же была проведена работа над физическим движком, функционал которого теперь дает возможность лицезреть плавную анимацию объектов и тел убитых противников. В оригинале вся физика была «залочена» на 30 кадров в секунду.

Говоря о частоте кадров, нельзя не отметить, что все три игры BioShock: The Collection работают в 60 fps, что очень сильно улучшает восприятие игры. Гладкая картинка во многом окупает стоимость сборника. К слову, повышенный фреймрейт — это единственное, что отличает новую версию Infinite от оригинала, вышедшего в 2013 году.

Обзор BioShock: The Collection — под водой и в небесах

Впрочем, не нужно ждать от переиздания чего-то сверхъестественного: основа у всех игр осталась той же и ограничена возможностями Unreal Engine 3. Все изменения носят косметический характер. Механика стрельбы, анимации, модели персонажей и окружения — все это осталось без каких-либо изменений.

Старые и новые ошибки

К сожалению, красоты подводного города Восторг, а также «шелковые» 60 кадров в секунду — это не единственное, что получили пользователи PlayStation 4 и PC. Переиздание пестрит разнообразными ошибками, среди которых можно найти даже баги оригинальных игр, не исправленные патчами того времени.

Их наличие говорит о том, что работа в этом направлении не велась вообще: портирование происходило без правок и исправлений проблем оригинальных игр. Напротив, Aspyr Media даже умудрились наделать собственных, что сильно омрачило старт продаж коллекции.

У автора этих строк, например, BioShock вылетела (!) на консоли (!!) на самом первом уровне (. ). Причем вылет был отнюдь не одиночным и периодически напоминал о себе в течение двух часов игры. А ведь это можно было выявить до релиза, посадив одного-единственного тестера за PlayStation 4.

Обзор BioShock: The Collection — под водой и в небесах

Подобные проблемы имеются также и в обновленной BioShock 2: игра иногда вылетает, и это факт, который очень сложно принять, играя на консоли. Возможно, проблема вовсе не во вселенской лени разработчиков, а в смене политики проверки игр на платформе от Sony, так как вылеты наблюдались и в No Man's Sky.

И можно сколько угодно ругать нерадивых девелоперов, но вина платформо-держателя от этого меньше не становится. PS4 — унифицированная система, то есть у ее всех пользователей один и тот же набор компонентов. Именно поэтому на консолях неприемлемы ошибки подобного рода, в то время как на PC на них часто могут закрывать глаза в первые дни после релиза.

Обзор BioShock: The Collection — под водой и в небесах

Но, опять же, не в этом случае, так как мы говорим не о новой игре, а о переиздании старых. И если на приставке с этим возникли проблемы, то нет ничего удивительного лицезреть их и на «персоналках».

Вдобавок к этому разработчики решили подчистую вырезать сетевую игру из BioShock 2. Возможно, это верное решение, так как мультиплеер в игре оценили далеко не все, однако для кого-то этот факт будет несколько неприятным.

Стоит ли купить?

С одной стороны, BioShock: The Collection — это очень выгодное предложение, так как включает в себя сразу три отличных игры по цене одной. Тот факт, что они уже далеко не новые, не умаляет интереса к ним, ведь графические изменения, которыми сопровождаются первые две части, очень освежают впечатления от исследования подводных пределов.

Обзор BioShock: The Collection — под водой и в небесах

К тому же в сборник уже включены абсолютно все дополнения, которые выходили к BioShock 2 и Infinite, что не может не радовать.

С другой стороны, обилие багов и вылетов даже на консолях сводит на нет удовольствие от игры. Кому понравится по несколько раз проходить один и тот же эпизод в надежде, что злополучный вылет не случится вновь?

Даже если мысленно представить, что все технические проблемы уже исправлены, это не меняет то, что игра не локализована, то есть играть придется исключительно на английском языке. А ведь это не просто шутер, диалоги и сюжет в целом играют очень важную роль во всех трех играх серии, поэтому без знания иностранного удовольствия от игры будет гораздо меньше.

Таким образом, сборник можно однозначно рекомендовать всем и каждому, особенно тем, кто в свое время прошел мимо этих замечательных игр от Irrational Games, но только после того, как разработчики выпустят обещанные патчи. Без них приключение в Восторге и Колумбии будет вовсе не таким увлекательным.

Кен Левин раскрыл некоторые подробности Vita-версии BioShock.

BioShock для Vita хотели превратить в тактическую RPG

Кен Левин раскрыл некоторые подробности Vita-версии BioShock. Известный дизайнер признался, что очень хотел выпустить этот проект и прилагал для этого все усилия, однако Sony и 2K Games так и не смогли договориться.

Между тем версия BioShock для портативной консоли PlayStation Vita должна была получиться совершенно иной игрой. Вместо простого переноса BioShock на Vita Левин хотел создать проект с нуля. При этом в качестве ориентира разработчик называет пошаговую тактическую ролевую игру Final Fantasy Tactics. Именно к этому жанру, а не к семейству экшенов, должна была относиться новинка. При этом события BioShock для Vita, по замыслу Левина, разворачивались до начала упадка подводного города Восторг.

bioshock новая часть

Игра показалась очень странной, немного страшной, да и серьёзно тормозила на старом ПК. Спустя 10 лет, в куда более сознательном возрасте и имея солидный игровой/жизненный багаж за плечами, удалось в полной мере оценить всю гениальность этого творения Кена Левина. Трудно найти более качественные сюжетные шутеры, чем франшиза, где перестрелки играют отнюдь не первостепенную роль.

Покадрово проводить параллели с первоисточников не следует, поскольку отличия заключаются лишь в более мягкой цветовой гамме, дополнительных источниках освещения и других малозаметных нововведениях. Основная цель переиздания – познакомить владельцев консолей нового поколения с игрой, ведь Bioshock Collection выходила как в Steam, так и на Xbox One / PS4.

Обзор Bioshock Remastered – прочтите, будьте любезны

Отдельные объекты остались мутными, со слабой детализацией, но всё компенсируется потрясающей дизайнерской проработкой каждого элемента окружения. Особенно сильное впечатление производит локация «Форт весёлый», встречающая вас люминесцентными прожекторами и красочной палитрой, сильно выбивающейся из общей зеленоватой цветовой гаммы игры.

Обзор Bioshock Remastered – прочтите, будьте любезны

По сюжету, главный герой прибывает в подводный город Восторг, воплотивший американскую мечту 50-х и 60-х об идеальном обществе. Естественно, утопия быстро вышла из-под контроля, а неограниченная свобода обернулась настоящим кошмаром. Что же произошло с этим городом? Куда подевались все жители? Что за странные твари бродят по улочкам, разговаривая сами с собой?

Обзор Bioshock Remastered – прочтите, будьте любезны

Есть ли у Bioshock недостатки? Да, безусловно, и в ремастер-версии они остались без исправлений. Например, стрельба реализована весьма посредственно, а целиться через оптику оружия всё ещё неудобно. Перемещения по локациям без миникарты – настоящий Ад, особенно когда нужно собрать компоненты для приготовления какого-то эликсира. Есть обычная карта на клавише М, где линиями расчерчены маршруты передвижения. Вот только двигаться по ним вы будете наугад, пока многократно не обойдёте каждое помещение, выискивая заветный светящийся предмет.

Обзор Bioshock Remastered – прочтите, будьте любезны

Кстати, никто не заставляет пользоваться оружием! Специальные модификаторы организма («плазмиды») позволяют хакать турели и торговые автоматы, расставлять ловушки оппонентам, растапливать лёд огнём для получения доступа к скрытым помещениям, контролировать летающих дронов-охранников, снижать получаемый физический урон, увеличивать собственную живучесть и т. д.

Именно здесь и проявляется настоящий Immersive Sim – жанр, требующий максимальной концентрации и взаимодействия с окружением. К нему относятся Deus Ex, System Shock, Dishonored, Prey и другие проекты.

Обзор Bioshock Remastered – прочтите, будьте любезны

В целом же, перед нами качественное переиздание оригинальной игры, достойное наследие идей System Shock 2 (и практически от тех же людей). Сюжет менее запутан, чем в Infinite, но всё равно заставит геймера напрячь мозг. Владельцам консолей рекомендуется купить Bioshock Collection, а вот обладатели оригинальных версий в Steam получили переиздание 1-2 частей бесплатно.

Читайте также: