Batman arkham origins обзор

Обновлено: 05.07.2024

Добавить мультиплеер к устоявшемуся игровому франчайзу — задача не из простых. Если игра была успешна без сетевого режима, то, скорее всего, он ей не нужен. Попытки разработчиков выжать из первоначальной концепции хоть какой-нибудь мультиплеер ни к чему хорошему не приводят, вспомните хотя бы BioShock 2. Другая опасность — сетевой режим, настолько отличающийся от одиночной кампании, что большинство фанатов серии его игнорируют (см. неплохой, но странный мультиплеер Assassin’s Creed: Brotherhood). В Warner Bros. уже обожглись на Gotham City Impostоrs, которая хоть и была неплохой игрой, но страдала от жуткого парадокса: в игре про Бэтмена, собственно, Бэтмена и не было.

Поэтому для следующей попытки запустить игроков в виртуальный Готэм была привлечена британская студия Splash Damage, специализирующаяся на многопользовательских играх (Enemy Territory: Quake Wars, Brink), а сам мультиплеер был прикреплен к новой части самой популярной игры по комиксам и гордо назван Arkham Origins Online. И да, в нем можно играть за Бэтмена.

3 vs. 2 vs. 3

В Arkham Asylum впервые появился режим Invisible Predator, в котором Бэтмен на замкнутой арене охотился за вооруженными бандитами. Задача заключалась в том, чтобы, используя все гаджеты в арсенале Темного рыцаря, незаметно подкрасться и вырубить всех злодеев. А чтобы жизнь медом не казалась, на каждой карте были жестко заданы условия победы — в каком порядке кого вырубать, какими гаджетами пользоваться. В Arkham City режим разросся и появилась возможность играть за Женщину-кошку, Робина и Найтвинга.

Batman: Arkham Origins

Единственный же анонсированный режим в Arkham Origins Online — это Invisible Predator, простите за тавтологию, Online. Раскладка следующая: две банды — клоуны Джокера и наемники Бэйна — воюют между собой за контрольные точки, в то время как Бэтмен и Робин, тоже управляемые игроками, пытаются их остановить. Иными словами, нас ждет «полуасимметричный мультиплеер»: две команды бандитов сражаются по одним и тем же шутерным правилам, а мини-команда Бэтмена и Робина играет против них в стелс.

Batman: Arkham Origins

Понятно, что все хотят быть Темным рыцарем или хотя бы его боевым товарищем, поэтому, чтобы никому не было обидно, в начале каждого раунда игра выбирает двух случайных игроков на роль ведущего дуэта. Из жеребьевки всегда можно выйти и продолжить играть бандитами, что должно быть удобно в закрытых матчах — например, если вы с друзьями на закрытом сервере хотите повоевать против конкретных людей.

Игра за бандитов напоминает компактную версию Battlefield. Карта, две стороны конфликта, по три человека на каждой, 25 очков на возрождение. Побеждает команда, которая убьет достаточно противников или удержит все контрольные точки. Однако есть пара подвохов. Первый: в команде три человека, но и стратегических точек тоже три. Второй: вы здесь не одни.

Те же и Бэтмен

Задача Бэтмена и Робина — остановить войну банд. Сделать это просто, надо всего лишь «запугать» преступников. Так же, как и в одиночной версии Invisible Predator, супергерои должны незаметно вырубить как можно больше бандитов или, как вариант, поставить глушилки на все контрольные точки.

Batman: Arkham Origins

Однако если обычные, управляемые AI бандиты из сингла страдают классической игровой близорукостью, то в мультиплеере игроки не будут стесняться смотреть на потолок, под которым затаился Бэтмен. Спрятаться от живых оппонентов будет гораздо сложнее, особенно учитывая, что герои не могут вырубить бандита, если он смотрит прямо на них или кувыркается. Кувырок, кстати, спасает от почти всех приемов супергероев, поэтому готовьтесь видеть игроков, беспрестанно прыгающих по карте.

В остальном же Бэтмен и Робин обладают основными гаджетами из Arkham City. Бэтмен может кидать взрывающиеся бэтаранги (по сути, липучие гранаты с таймером), а Робин — использовать щит и прыгать на противников, даже если они его видят, что делает Чудо-мальчика более агрессивным противником. Оба могут использовать дымовые шашки, глушилки (действуют на контрольные точки и тепловизоры) и обыкновенные бэтаранги, рикошетящие в нескольких врагов.

Batman: Arkham Origins

Элитные бандиты опасны ничуть не менее, чем супергерои. Они вооружены самым разным огнестрельным оружием, могут прятаться в укрытиях и стрелять из них, но самое важное — их можно подогнать под себя. Изменению поддается все, от оружия и типа боеприпасов до перков и гаджетов. Так, бандиты Джокера могут стрелять из любого оружия по-македонски, фактически удваивая огневую мощь, а также запускать маленькие радиоуправляемые дирижабли со взрывчаткой. Наемники Бэйна, в свою очередь, смогут установить ультразвуковую бомбу, которая наносит урон через стены, или запустить в небо беспилотник, стреляющий ракетами. Разработчики обещают, что в финальной версии игры список гаджетов пополнится новыми экземплярами.

Batman: Arkham Origins

Ну и чтобы окончательно отравить жизнь героям, в определенный момент матча открывается дверь: кто первый до нее добежит, тот будет играть Бэйном или Джокером, в зависимости от фракции. Бэйн — накачанный громила, который может убить врага одним ударом и стреляет из гранатомета. Джокер вооружен гигантским револьвером «Пиковый туз», а также пистолетом-пулеметом «Король червей». Обоих суперзлодеев очень трудно убить, поэтому в умелых руках они могут полностью изменить ход сражения.

Warner Bros. старательно создает собственную вселенную, история которой, cудя по всему, будет разворачиваться как в одиночной, так и в многопользовательской кампании. Поэтому в сетевую часть играть придется хотя бы ради того, чтобы получить полное представление об игровой мифологии. С другой стороны, Arkham Origins Online выглядит по меньшей мере интересно. Надо лишь добавить побольше разных героев с уникальными способностями (Охотница, Зеленая Стрела, Бэтгерл, в кои-то веки?), банд со злодеями, уникальных режимов и карт — и все будет хорошо.

Неравная игра

Как зародился ассиметричный мультиплеер

Batman: Arkham Origins

Выражение «ассиметричный мультиплеер» означает сетевую игру, в ходе которой противостоящие команды обладают радикально различающимися возможностями. Например, все игроки в Unreal Tournament равны перед собой, а в каком-нибудь Team Fortress 2 игровой процесс за разные классы существенно отличается, хоть обе стороны конфликта и идентичны в наборе этих классов.

Впервые ассиметричный мультиплеер появился в игре Nautilus аж 1982 года выпуска, в которой один игрок управлял лодкой, уничтожающей подводный город, а второй командовал кораблем, сбрасывающим на лодку мины и пытающимся починить поврежденные здания.

По-настоящему эта концепция начала раскрывать себя только в 2000-х в сетевых режимах The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena и Splinter Cell: Pandora Tomorrow. Если первая во многом была похожа на Arkham Origins Online (Риддик с ночным видением и ножами против охранников с огнестрельным оружием и фонариками), то вторая шла дальше, разделяя игроков на команды наемников (FPS) и шпионов (стелс-экшен от третьего лица).

Не хочется лишний раз распинаться о том, как хороши Batman от Rocksteady. Лучше всего об этом рассказал релиз Arkham Origins: даже будучи переданной в руки стороннего разработчика, игра сложилась как-то сама собой, настолько гладкая и цельная в ней механика.

Неудивительно, что портативная версия супергеройского экшена очень многое позаимствовала у «старшего брата». Blackgate просто не могла не появиться, и всем понятно почему. Вопрос в другом: как изначально портативный проект добрался до PC и, вообще, зачем он здесь нужен, если есть априори более полноценная трилогия?

Batman: Arkham Origins Blackgate - Deluxe Edition

Почувствуй себя Нострадамусом: предскажи будущее плохого парня.

Бутырка Origins

«Карманная» версия похождений героя в плаще — сиквел приквела, то есть вписывается куда-то между третьей и первой частями. Бэтмену предстоит познакомиться с Женщиной-Кошкой и поучаствовать в подавлении бунта в тюрьме Blackgate. Все достаточно стандартно: загадочные третьи лица спровоцировали взрыв, разрушивший систему безопасности и позволивший Джокеру, Пингвину и Черной Маске захватить контроль над помещениями. Темному Рыцарю, ясное дело, нужно всех утихомирить.

Может показаться, что это важный эпизод в биографии героя, который даст какие-то ключи к пониманию последующих событий, — но, разумеется, это не так. Сценарные отсылки к основному сюжету есть, однако это больше похоже на махание кулаками после драки. Да и художественной ценностью история едва ли обладает: в комиксных заставках разговаривают много, но все как-то ни о чем. Например, первая встреча Бэтмена и Селины — эпизод настолько невыразительный, что даже обидно.

Тем не менее в игре есть приличное количество знакомых персонажей, пара солидных сюжетных твистов и даже нашлось место для кое-какой нелинейности. Тюрьма поделена на три независимых участка, в каждом из которых главенствует собственный «босс». Проходить их можно в произвольном порядке, и выбор повлияет на развитие событий: концовка, например, меняется в зависимости от того, кого из главарей вы оставите «на десерт».

Благодаря этому игра получается чем-то вроде оригинальной Arkham Asylum. Есть закрытое пространство, по которому геймера за ручку водит линейка квестов. При этом четкого деления на уровни нет, по разветвленной карте можно перемещаться практически в любом направлении. С одной небольшой поправкой: Blackgate двумерна, и ходить здесь можно лишь влево и вправо. Камера частенько меняет ракурс и позволяет уйти в третье измерение, но сути это не меняет.

Batman: Arkham Origins Blackgate - Deluxe Edition

Прием, конечно, заезженный, но разнообразие в процесс вносит.

Скролльный Рыцарь

Однако Blackgate отнюдь не стала платформером. Напротив, главный герой медлителен и неповоротлив, на самые маленькие препятствия взбирается при помощи крюка, а с любой высоты лениво планирует. Нет даже кнопки прыжка: есть универсальный «бег», который помогает и карабкаться, и перескакивать. Из-за этого хождение по уровням — жутко скучный процесс, в котором задействованы максимум три клавиши.

Несмотря на это, портативный «Бэтмен» умудряется практически полностью копировать приемы оригинальных игр. Геймплей условно разбивается на тот же самый набор эпизодов: стелс с горгульями и ползаньем по канализации; драки, завязанные на контрударах; детективные задачки из серии «куда метнуть бэтаранг». Все, разумеется, в несколько уменьшенных масштабах.

Проблема в том, что чужие идеи в местном псевдо-3D работать часто отказываются. От драк еще можно получать хоть какое-то удовольствие — они скопированы дословно и система атак-контрударов от переноса в двумерность ничего не потеряла. Но вот «тихое» прохождение — одна сплошная комедия, в которой геймдизайнеры «ненавязчиво» разворачивают противников спиной к игроку. Любая задачка на скрытность жутко примитивна, а убежать от врагов можно нажатием всего пары клавиш.

Настоящий вызов начинается, когда в дело вступают задачки из серии «отключи 4 электроустановки на разных этажах». Выясняется, что линейные уровни на самом деле имеют немало развилок, заплутать в которых достаточно просто. Спасает разве что карта, которая выполнена в полноценном 3D и, в принципе, удобна для ориентирования.

При взгляде на это сразу представляется Джокер на строительных лесах с молотком и ведром краски. Старался.

В основном разветвленность в локации вносят бэт-девайсы, разбросанные вокруг. Взрывающий стены гель, электрический бэтаранг и натяжной трос, как и полагается, позволяют забраться в недоступные ранее области. Вот только если в Arkham-трилогии это смотрелось органично, то здесь скорее глупо: предметы используются только в определенных, грубо расставленных точках, задуманных разработчиками.

Более того, поскольку эпизоды можно проходить в любом порядке, каждый прибор активно используется лишь в «своем» квартале. Зашли в гости к Черной Маске — повзрывали все на своем пути. Вышли оттуда — забыли о динамитном геле до самого финала. Пара исключений, может, и есть: подразумевается, что мир можно исследовать на предмет секретов. Но все, что можно найти в таком случае, это редкое увеличение жизней либо совсем уж бесполезный коллекционный мусор.

Таким образом, в недоплатформере просто нет оформленного игрового процесса. Бэтмен занимается кучей разных дел: скрывается от врагов, взрывает стены, отключает электропитание, ползает по вентиляциям и решает задачки. Но, по сути, в каждой комнате у игрока есть только один вариант действий: клавиша, которая в данный момент подсвечивается на экране. «Протянуть трос» и пройти дальше. «Скрытно убить», забраться в вентиляцию. «Выпустить бэтаранг», перелезть через забор.

От жуткой линейности спасает неплохая, в общем-то, режиссура. Периодически встречающиеся битвы с «боссами» разнообразны, попадаются очень неплохо обыгранные головоломки. Но этого чертовски мало, в то время как бестолковой беготни по опустевшим уровням — слишком много.

Batman: Arkham Origins Blackgate - Deluxe Edition

Если обобщать, Бэтмен в Blackgate себя чувствует как-то так.

Blackgate — отличная игра для карманных консолей. В ней есть все то же самое, что в «большой» версии, она смотрится разнообразно и красиво. А на некоторую ограниченность и линейность в портативном формате жаловаться даже стыдно.

Но вот появление Blackgate на основных платформах без качественных изменений — странное недоразумение. Здесь она смотрится жалко, скучно, технически отвратительно и неполноценно. Из-за неторопливого ритма, коридорности и кучи ограничений геймплей превращается в кромешный «press X to win» в худшем его проявлении. И играть в такого «Бэтмена» (учитывая абсолютную бесполезность для серии в целом) просто не стоит.

Плюсы: все, что можно, заимствовано у Rocksteady.
Минусы: в двух измерениях игра становится примитивной; не выдерживает конкуренции с «большими» частями Arkham.

Выпустив Batman: Arkham Asylum, британцы из Rocksteady реанимировали жанр игр про супергероев и задали ему такую планку качества, что покорить ее пока удалось только им же (и не без труда) в Arkham City. Их дилогия про Бэтмена собирала призы, высшие баллы и миллионы долларов, а многие элементы (например, гениальная боевая система и режим детективного зрения) успешно перекочевали в другие игры. Но теперь эта серия грозит стать примером другого, не лучшего порядка: как жадные издатели могут испортить все впечатление, поставив производство радости на поток.

Анонс Batman: Arkham Origins уже не вызвал прежнего энтузиазма. И все-таки мы надеялись на лучшее. Ведь с момента выхода Arkham City прошло два года, да и разработчик сменился — им стала канадская Warner Bros. Games Montreal. Может быть, они посмотрят на серию свежим взглядом и предложат что-то действительно новое?

Batman: Arkham Origins

Некоторые драки с «боссами» по-прежнему заставят попотеть.

Напрасные мечты. Первые же минуты игры, практически дословно повторяющие вступление Arkham City, вызывают желание удалить Arkham Origins с немым вопросом: зачем играть в одно и то же в третий раз подряд? Наш ужас, летящий на крыльях ночи, по знакомой схеме избивает врагов, лазит по вентиляционным шахтам, сносит непрочные перекрытия голыми руками, крюками или с помощью взрывного геля, отключает или включает ток управляемым бэтарангом, сканирует улики в режиме детективного зрения, опознает радиосигналы и взламывает коды с помощью специального гаджета…

А когда встречает группу вооруженных бандюг, сразу бросает дымовую гранату и взмывает на крюке к головам горгулий, чтобы потом, перелетая с одной на другую, планируя, подкрадываясь или свешиваясь со статуи головой вниз, по одному убирать перепуганных и палящих во все стороны врагов. Умножьте все это на сто и повторяйте до конца игры. Да еще добавьте сюда перекочевавшие из Arkham City практически без изменений интерфейс, ролевую систему, карту, постепенно пополняющиеся досье на всех и вся, обязательные драки с «боссами» и знакомый режим испытаний, которые можно проходить не только за Бэтмена, но и за других героев и злодеев.

И снова Джокер

Даром что повод для всех этих хождений по кругу новый. Хотя правильнее было бы назвать его старым. Arkham Origins является приквелом к событиям Arkham Asylum. Миллиардер Брюс Уэйн еще только начинает свою карьеру супергероя, обычные жители Готэма и рядовые бандиты считают Бэтмена выдумкой, городской легендой и анекдотом одновременно, а более осведомленные злодеи хотят устранить угрозу в зародыше. Так, известный негодяй по кличке Черная Маска объявляет баснословную награду за голову Уэйна, приглашая самых известных киллеров разделаться с ним в течение одной долгой рождественской ночи.

Batman: Arkham Origins

Сражения стали чуть сложнее, но в целом все очень и очень знакомо.

Завязка вполне в духе оригинальных комиксов, но, в отличие от прошлых игр, здесь она напрочь лишена интриги. Практически сразу же мы узнаем своих врагов в лицо и получаем прямые указания, что, как и зачем делать всю оставшуюся игру. А затем на сцене появляется бессменный джокер по кличке (что логично) Джокер. Боже, какая неожиданность!

На какие-то нововведения разработчики все же сподобились, но большинство из них в приличных домах принято добавлять с патчами. Появились пара оригинальных гаджетов и новые противники, умеющие парировать контратаки, а сам Бэтмен теперь может реконструировать события в режиме детектива, проматывая время вперед или назад. Последнюю фишку можно было бы превратить в действительно важный элемент геймплея, докрутив ее до уровня манипуляций с прошлым, которые, например, проводит героиня Remember Me. Но нет, все осталось на уровне обычной мини-игры, позволяющей, например, отследить, куда после взрыва залетела нужная карточка доступа.

Batman + GTA? Минус!

На самом деле, даже в таких условиях авторы могли сделать что-то действительно новое, совместив проверенную временем механику серии с концепцией открытого мира. И все возможности для этого у них были. Действие игры окончательно переместилось на улицы Готэма. Размер мира ощутимо увеличился; теперь мы можем свободно порхать по крышам из одного района в другой, используя для этого в том числе и функцию быстрого перемещения на своем Бэткрыле (для этого, правда, нужно предварительно отключить глушащие радиовышки). Да и база Бэтмена вроде бы играет более ощутимую роль: мы регулярно наведываемся в пещеру Уэйна и общаемся там с дворецким Альфредом.

Batman: Arkham Origins

Проработка окружения и внимание к деталям все так же радуют глаз.

Однако и эту часть создатели не проработали должным образом. На улицах Готэма нет обычных горожан, там только бродят и дерутся с полицией бандиты. Авторы придумали для этого оправдание — дескать, все происходит ночью, когда на улицах лютует сильная метель. Но тем самым они и нас лишили повода заниматься исследованием и изучением этого мира. Здесь банально скучно: нам предлагают лишь предотвращать однообразные преступления, сносить бэтарангом какие-то важные электрощитки да отключать радиовышки, чего нам за глаза хватило еще в Far Cry 3. Да и база Бэтмена, по большому счету, так и остается лишь декорацией.

Действительно важное новшество Arkham Origins — это появление (впервые в серии) мультиплеера. Здесь игроки делятся на три команды: бандитов Джокера, наемников Бейна и дуэт Бэтмена и Робина. Вот тут знакомая игра предлагает хоть что-то новенькое. Наемники и бандиты сражаются друг с другом и героической парочкой в стиле Gears of War, используя разнообразный арсенал огнестрельного оружия и укрытия. Супергерои получают возможность применять свои фирменные гаджеты и приемы против живых игроков (а это куда веселее!). А некоторым еще и выпадает радость поиграть за Джокера или Бейна, используя необычные устройства, например управляемые ракеты и портативные дроны. Но один лишь мультиплеер, который к тому же достаточно быстро приедается, еще не оправдание появлению откровенного клона.

Batman: Arkham Origins

Знакомая ролевая система награждает опытом за каждый чих и позволяет делать нашего супергероя сильнее, быстрее, крепче и внимательнее.

Как известно, шутка, повторенная дважды, теряет свою актуальность. То же самое происходит и с играми, песнями, фильмами, книгами. И данный случай — не исключение. Если Arkham City еще можно было воспринимать как полноценный сиквел, где игра вышла из узких больничных коридоров на более-менее открытое пространство, то Arkham Origins выглядит максимум как сюжетное и сетевое дополнение с небольшими нововведениями. Конечно, кому-то (особенно поклонникам комикса) и это будет подходящим поводом снова встретиться с любимыми героями и злодеями и узнать про них кое-что новое. Благо знакомая механика по-прежнему работает без сбоев, да и в целом игра может увлечь. Но все остальные явно ждали от Arkham Origins большего.

Плюсы: симпатичная графика; выверенная стилистика; адекватный геймплей.
Минусы: тотальная вторичность всего и вся.

Но всё равно лично меня ждало разочарование. Не то, чтобы я чего-то особого ждал… Просто начал играть, и не покидает ощущение, что всё ровно то же самое, что и во второй части, но только хуже. И даже толком непонятно чем, везде по чуть-чуть. Чуть меньше интересен сюжет, чуть хуже драки с боссами, чуть меньше хочется стелсить, чуть менее крутой артдирекшн, чуть… Очень много таких «чуть». И местами они даже весьма значительны. Но главное — раньше ты действительно ощущал себя бэтманом, какое-то непередаваемое чувство единения с персонажем. А тут оно куда-то исчезло, вместе с атмосферой. И хрен пойми почему. Вроде всё такое же, так же вроде сделано, но почему-то атмосферы нет. Ох уж эти тонкие материи(

Но всё равно играется отлично)

Ни один мышочеловек не понравился, так дубасит врагов: об стены, об колено, об углы стен, а они в итоге все без сознания лежат. Серьезно? Почему они не подыхают от таких ударов? Практически на любой такой вопрос есть простой ответ: Это все магия комиксов! не играл, так что не знаю заслуженная оценка или нет, но… обидно Печально, все нынешние продукты, которыми нас «наградили» и выходили с рейтингом ААА вторичны и смахивают максимум на DLC и во всём этом добре только Рокстаровцы блещут умом и сообразительностью, как птица Говорун. Эпизоды ЛС по моему скромному мнению одни из лучших DLC последних лет -цати. А у тех же Активистов и Юбиков оный продук вышел бы с отдельной циферкой и надписью GTA5: Black gay. Всё что сейчас выходит уже вторично и ничего нового не предлагается давно. GTA5 опять же исключение. Вот поиграв несколько часов в новые приключения Бэтса, я еле еле уловил различия. Задачки Энигмы стали конечно лайтовые. В предыдущей части тратилось много времени на то, чтобы тупо выбить какой-нить хитрожопый знак вопроса. И я тратил это время, хотя совершенно не какой то там титан одиночества и стато и ачивко дрочер, просто реально загадки были действительно классными. Баги уфффф… скажем так, я бы уже многим дизайнерам уровней и тестовым группам руки из жопы вытащил и вставил. Все игры похожи на какой то бета тест.

Как будто бы Arkham City был фонтаном инноваций. Да Бэтмента выпустили в город, но я бы не сказал что при прохождении АА у меня возникало чувство что Бэтмена зажали в 3 комнатах, клиника Аркхема была прописана очень хорошо и некоторые ее локации, как например камеру Плюща или Морг я помню до сих пор, из АС только башню Хьюго Стрейнджа припоминаю

Да в АС впихнули почти всех опонентов Бэтмена, но толком не уделили никому времени ( к примеру Двуликого и Хьюго Стрейнджа обещали сделать главными врагами, но на деле они появились на пару минут всего). Тоже из обещанным геймплеем за женщину кошку, обещали 3 часа, на деле от силы минут 20.

И по поводу того что Бэтмен дескать не убивает своих оппонентов, во-первых он делает это что бы самому не попасть на темную сторону, второе никто из супергорево как ДС так и Марвела не мочит своих врагов, в третьих даже если злодеи и гибнут, они через время либо воскрасают либо их маску одевает кто-то другой. Тоже и из супер героями, на этом в принципе индустрия комиксов построена.

Серия Batman: Arkham разом перевернула наши представления о супергеройском жанре. Rocksteady не просто выпустили игру про мстителя в плаще, они сделали ее понятной для широкой аудитории. Если Кристофер Нолан в своей кинотрилогии максимально отстранился от мифологии DC, то Rocksteady наоборот — с головой зарылись в кипы комиксов. Британцы выудили из архивов далеко не самых очевидных и известных персонажей, не забыв и о знаковых злодеях — Бэйне, Пингвине, Ядовитом Плюще и, конечно же, Джокере.

Batman: Arkham не отпугивала гиковщиной, глубина описанного мира привлекала не только фанатов, но и новичков. История, рассказанная Rocksteady, интересна вне контекста, сама по себе, и в этом ее главная прелесть. Кроме того, игры серии отлично передавали мрачную атмосферу оригинальных графических новелл и фильмов Тима Бертона. На антураж работали и элементы геймплея — впервые вы собственноручно проделывали все то, чем Бэтмен вот уже столько лет занимается на страницах комиксов.

Arkham Asylum получилась новаторской, самобытной игрой, Arkham City — ее улучшенной и дополненной версией. Было очевидно, что в третьей части нужно выходить за рамки привычной формулы. Казалось, вопрос, кто займется сиквелом Batman, не подлежит обсуждению — кто, как не сами британцы? Но в Warner Bros. рассудили по-другому. Издатель решил повременить с экспериментами и потому серию передали в руки Warner Bros. Montreal, наказав сделать «того же, и побольше».

Ночь перед Рождеством

Одно из важнейших качеств рассказчика — умение вовремя остановиться. В Arkham City история достигла своего логического завершения: сюжетные нити были распутаны, а финал однозначен.

К счастью, у Warner Bros. хватило ума оставить все как есть, Origins — не продолжение, а приквел к Batman: Arkham. Игра берет начало за пять лет до событий первой части.

Действие «Летописи» укладывается в одну рождественскую ночь. Черная Маска совершает побег из тюрьмы Блекгейт и нанимает восьмерых убийц, пообещав им огромные деньги за голову Бэтмена. Но вот что странно — немногим ранее полиция нашла беглеца мертвым, опознание подтвердило личность погибшего. Кто же тогда разгуливает по городу, изображая короля преступного мира? Уэйн начинает подозревать, что охота на его альтер эго — всего лишь уловка, призванная отвлечь внимание от того, что на самом деле происходит в городе. Темный рыцарь приступает к расследованию этого загадочного дела.

Как молоды мы были

Бэтмен совсем недавно заступил на ночную службу Готэму. Он молод, хитер и не настолько опытен, многие бандиты принимают его за городскую легенду и при встрече отказываются верить своим глазам. Замаскированный Уэйн пользуется плюсами своей неоднозначной репутации — головорезы понятия не имеют, кто он и что он, потому Брюс без зазрения совести запугивает их расправой. Преступникам невдомек, что убийства не входят в список методов величайшего из детективов.

Batman: Arkham Origins

Origins перевернула многие привычные вещи с ног на голову. Интереснее всего наблюдать за сменой статус-кво, сравнивать образы персонажей в начале и конце их пути. Новая глава Arkham дает прочувствовать эту разницу. Человеку в костюме летучей мыши не доверяют даже стражи порядка. Комиссар Гордон, извечный союзник Бэтмена, в «Летописях» считает Темного рыцаря угрозой, анархистом, вершащим самосуд. Он ставит под сомнение приемы мастера Уэйна, просит его сдаться: «Я на стороне закона. Мы не ломаем подозреваемым кости и не выбиваем зубы».

Batman: Arkham Origins

И отчасти комиссар прав. Молодой Брюс — жестокая и самонадеянная личность. Он не гнушается излишнего насилия (чего стоит эпизод, в котором супергерой допрашивает бандита, свесив его с крыши высокого здания), не без удовольствия раздает злодеям на орехи и оправдывает свои действия именем правосудия. Страж Готэма без колебаний вступает в конфликт с полицией: «Они все до единого продажны и стоят у меня на пути». Поздний Бэтмен более мрачен и суров, но его суровость не перерастает в открытый садизм, время сделало ночного мстителя умнее и сдержаннее.

Хороший и плохой коп

Однако Origins — история становления не только Бэтмена, но и многих других героев вселенной. На старте игры комиссар Гордон только приступает к своей работе в качестве начальника полиции. Он — идеалист, резко контрастирующий с остальными служителями порядка. Как и Уэйн, Гордон одержим идеей очистить Готэм от преступности и бесчестных копов, которыми наводнен департамент. Если в Arkham Asylum и Arkham City мы в основном встречали храбрых и самоотверженных полицейских, то здесь все не так. Злодеи заключают подпольные сделки с GCPD, офицеры точат на комиссара зуб и планируют научить его здешним законам. Командир спецназа и вовсе объявляет на Бэтмена охоту — получить пятьдесят миллионов желают не только наемные убийцы, но и деятели закона.

Batman: Arkham Origins

Batman: Arkham Origins

Разработчики пошли тем же путем, что и Naughty Dog в случае с Uncharted 3, где нам впервые дали поиграть за юного Дрейка. Поклонников наверняка обрадуют сцены знакомств героев и важные гик-детали: в Arkham Origins вы встретите Барбару, причем без инвалидной коляски, лично пообщаетесь с Альфредом (раньше все переговоры проходили исключительно по рации), испытаете прототипы знаменитых гаджетов. Ну а когда Бэтмен попросит своего дворецкого раздобыть информацию о Джокере, любители комиксов просто не сумеют сдержать улыбку — после стольких лет открытого противостояния сложно вообразить, что злейшие враги когда-то не знали о существовании друг друга. И в этом, пожалуй, самая сильная сторона Origins: игра щедра на приятные любому фанату отсылки и чуть ли не целиком состоит из аллюзий на самые значимые события мира «Бэтмена».

В одну реку трижды

И все же Arkham Origins — в меньшей степени самостоятельное произведение. Это скорее масштабный аддон, расширяющий вселенную, чем полноценный продукт. В отрыве от предыдущих частей «Летописи Аркхема» проходить не так интересно — упускаешь множество мелочей. Но тут возникает другая проблема: Warner Bros. Montreal привнесли в привычную концепцию минимум изменений. То есть новая аудитория не сумеет уловить всех отсылок, а ветераны серии будут вынуждены в третий раз заниматься ровно тем же самым, что и четыре года назад. Проще говоря, Origins не более чем попытка повторить успех Rocksteady, за которой видна боязнь оступиться. Ключевое слово — «повторить», а не «превзойти». Даже место действия — Готэм — мало чем отличается от огороженного участка из Arkham City (что вполне естественно). Как результат, «Аркхем» в своем эволюционном развитии остался там же, где и был.

Batman: Arkham Origins

С другой стороны, не упасть в грязь лицом, делая игру во вселенной Arkham, — задача не из простых, и, быть может, избранная Warner Bros. Montreal стратегия как раз самая правильная (в конце концов, для канадцев это первый проект такого масштаба). Удивительное дело, но привычная механика по-прежнему не на шутку увлекает. В свое время Rocksteady придумали гениальную формулу: меняющийся открытый мир, двухкнопочная система боя, загадки, завязанные на использовании гаджетов, перемещения с горгульи на горгулью и режим детектива.

Для сравнения, серия Assassin’s Creed немногим старше «Бэтмена», но за прошедшие годы стелс и система сражений в играх Ubisoft безвозвратно устарели. Более того, никто так и не сумел превзойти боевку, придуманную еще в Arkham Asylum, хотя, казалось бы, что может быть проще — назначить на одну клавишу атаку, а на другую блок. Во многом наши опасения были связаны именно с драками — ни одна другая студия так и не смогла воспроизвести особую магию рукопашных схваток Batman: Arkham, хотя пытались многие (те же United Front Games, авторы Sleeping Dogs).

Batman: Arkham Origins

Однако у Warner Bros. Montreal все получилось. Канадцы даже осмелились добавить в механику боя свои элементы. Темный рыцарь теперь умеет притягивать к себе врагов управляемым бэткогтем и оглушать их при помощи клеящихся детонаторов. К месту пришлись и электрические перчатки, которые будут особенно полезны против вооруженных щитами соперников.

Навались толпой

Впрочем, не все так радужно. В «Летописях» неприятели стали менее агрессивными, если не сказать тупыми. Стоит подвесить одного из патрульных, а затем срезать веревку бэтарангом, как к его телу непременно сбегутся остальные — взглянуть, что же произошло. Тут-то их и можно брать тепленькими. Враги начинают толпиться прямо в зоне захвата под горгульей, и вам ничто не помешает «перевешать» их всех по одному, раз за разом обрезая тросы для очередного маневра. Подобные казусы случаются далеко не всегда, просто в Arkham Origins — подозрительно часто.

Batman: Arkham Origins

Остро чувствуется нехватка интересных боссов. Arkham City в этом плане был настоящим шедевром. К большим парням приходилось подолгу подбирать тактику, каждый бой врезался в память — не в последнюю очередь благодаря испытываемому волнению. Ра’с аль Гул, мистер Фриз, Пингвин со своей гигантской акулой — перечислять можно долго. Rocksteady проявили фантазию и выдержали идеальный баланс между сложностью и увлекательностью.

А вот Warner Bros. Montreal так не могут. Там, где нужно сойти с проторенной дорожки, канадцы начинают теряться. Большинство боссов сделаны по шаблону «главарь и его шайка». Разработчики не умеют держать темп, схватки то слишком легкие, то, наоборот, долгие и нудные. Анарки вырубается простым ударом, Медноголовку (в роли свиты выступают ее собственные проекции) приходится брать измором, а весь бой с Дефстроуком строится на контратаках. С Безумным Шляпником все совсем грустно — проходите традиционный уровень с галлюцинациями, настигаете противника и вырубаете его. одним бэтарангом. Хиляк, что сказать.

Rocksteady нашли себе талантливых подмастерьев, и все-таки — канадцам не хватает выдумки, опыта и местами чувства стиля. При желании из Arkham Origins можно выкинуть треть локаций, и игра ничего не потеряет. Сюжет интригует, но из-за того, что его все время искусственно растягивают, отправляя нас в дальние локации под каким-либо предлогом, достигнутое напряжение спадает. Будь в «Летописях» чуть меньше коридоров и заданий-филлеров, наша оценка повысилась бы как минимум на полбалла.

Но даже несмотря на это, стоит признать, что канадцы подобрались довольно близко к оригиналу. Приложи Warner Bros. Montreal чуть больше усилий, позволь немного больше вольности и сумасбродства, и Origins заткнула бы за пояс своих предшественников. Но за серию теперь можно как минимум не беспокоиться — Arkham находится в надежных руках (а Rocksteady, будем надеяться, в данный момент трудятся над новой частью саги для консолей следующего поколения).

Читайте также: