Бастион настольная игра обзор

Обновлено: 14.05.2024

Настольной игре «Бастион» уже почти три года, и недавно она обзавелась Делюкс версией — косметическая правка правил и внушительная прокачка внешнего вида. Играем и размышляем, стоит ли оно того.

«Бастион» — кооперативная отечественная игра Евгения Никитина и Николая Пегасова, она засветилась еще на Игроконе, влилась в собственную вселенную Hobby world «Берсерк» и вот теперь вышло эксклюзивное издание. Чем оно отличается от стандартного? Отличается ли оно хоть чем-то? Давайте выясним!

Оформление

Так как это делюкс издание, то первым делом оценим оформление игры, тем более, здесь есть, на что посмотреть.

В очередной раз хочу исповедаться, и коробки на коробках Warhammer, Зомбицида и Кромешной тьмы не дадут соврать, что всегда ведусь на миниатюры. А они тут есть. Четыре качественно сделанных пластиковых волшебника — это неплохая замена картонным фишкам. С такими аватарами играть приятнее, а по исполнению они вполне на уровне той же Massive Darkness и выглядят отлично.

Радикальной замене подверглись и фишки маны: вместо деревянных кубиков в «Делюксе» пластиковые полупрозрачные жетоны шести цветов (как монетки в «Цитаделях Делюкс»), и надо сказать, что они мало того, что выглядит стильно, так еще и задают подобающую атмосферу. Кроме того в комплекте теперь есть фишки состояний и статусов, чтобы было проще следить за временными эффектами в игре.

И я обратил внимание на один любопытный момент: во всей игре, т.е. в правилах, на коробке и картах, не считая визуальных образов, осталось всего одно упоминание о вселенной «Берсерка». Так, игра стала более понятна и доступна широкой публике, незнакомой с этой ККИ, но в тоже время весь бэк фактически свелся к одному абзацу в начале.

Правила и впечатления

Бастион Делюкс (geekster.ru)

Но что отличает «Бастион» от этих игр, так это личное, во плоти (точнее в пластике) присутствие игрока на поле, отчего и зависят многие действия и возможности. Мы не просто парим над схваткой; важным фактором становится размещение персонажа и требование своими ножками придти, куда надо.

Конечно, есть много деталей, которые вносят свою специфику.

Например, возможность проводить ритуалы после успешной атаки, что дает артефакты или строения-башни с баффами на большую ману и ослабление врагов. А каждый побитый противник превращается в ваше личное одноразовое заклинание из классики фэнтези: огненные шары, ускорение, телепортация, конвертация цветов маны, дальнобойность и т.п. Наконец, сами враги делятся на классы со своими свойствами: кто-то усиливает соседей, кто-то перемахивает через стену и блокирует ману в секторах, другие приходят не одни или входят в симбиоз с товарищами на поле, а некоторые требуют для убийства все цвета маны.

Бастион Делюкс (geekster.ru)

Еще немного обидно, что персонажи игроков ничем не отличаются, кроме внешнего вида. Какую бы миниатюру вы не взяли, это не сулит никаких абилок или специальных навыков.

В общем, если вы любите в компании весело и быстро покидать кубы, то лучше выбрать «Зомбицид», тем более что «Зеленая орда» уже на подходе. А вот если вы про подумать и вместе решить пазл, то «Бастион Делюкс» точно для вас. Если вы раньше с удовольствием играли в «Бастион» и изрядно его потрепали, то делюкс версия — это отличный повод вернуться к игре. Но, пожалуй, она больше рассчитана на новых, так как коробка выглядит как роскошное подарочное издание.


Всю ночь небо с восточной стороны полыхало заревом пожаров. Ветер доносил запах дыма и отдалённые крики. Затем наступило тревожное затишье. А ближе к рассвету в сторону крепости потянулись нестройные ряды под чужими стягами — знак, что наше войско разбито и между неприятелем и цитаделью стоим только мы.

Вероятность победы мала — орды чудовищ всё прибывают, а нас всего четверо. Единственный шанс — разбить врага на подступах. Если дать ему время сгруппироваться, цитадель падёт. Не хочу даже думать о том, что тогда станет со всеми нами.

Настольная игра «Бастион» — новинка компании «Мир хобби», увидевшая свет в сентябре. Игра разработана нашими соотечественниками Евгением Никитиным и Николаем Пегасовым, чьи имена хороши знакомы российским настольщикам.

События игры происходят в мире Лаар, известном по игре «Берсерк» и нескольким другим настолкам. Некую крепость осаждают полчища чудовищ, и четыре защитника с магическими способностями должны перебить всех нападающих. Если в крепость прорвётся хотя бы один монстр, игроки сразу проигрывают.

Атмосфера начинается с коробки

Атмосфера начинается с коробки

Со вселенной «Берсерка» я практически не знаком и какой-то предыстории в правилах не приведено, так что из-за чего сыр бор разгорелся, мне не ведомо. Игроки просто оказываются в ситуации, когда война проиграна, полимеры растрачены, а несколько вражин уже расписывают стены крепости нехорошими надписями.

Игра кооперативная, хоть взаимодействие в ней и сведено к минимуму. Тем не менее кооперативный характер настолки позволяет играть любым составом игроков, используя до четырёх игровых персонажей. То есть при желании можно попытаться отстоять крепость в одиночку. Причём как в специальном соло-режиме, предусмотренном правилами, так и в обычном, взяв под контроль нескольких персонажей.

Содержимое коробки

Содержимое коробки

В красивой коробке, украшенной изображением дракона, находим книгу правил, семь фрагментов игрового поля, две пачки карт, пакетик с разноцветными деревянными кубиками, четыре памятки, пять пластмассовых подставок под картонные фишки и сами фишки, которые предварительно нужно выдавить с картонной формы.

К вырубке претензий нет

К вырубке претензий нет

Качество исполнения и оформления высокие. Особенно радуют глаз изображения разнообразных монстров, с которыми вот-вот придётся вступить в неравный бой.

Игровое поле изображает крепость, состоящую из шести кварталов, окружающих цитадель. В этих кварталах находятся источники маны шести стихий, откуда защитники будут черпать магические силы для победы над врагом. Расположение источников зависит от стороны игрового поля и влияет на сложность игры. Если на одной стороне источники разных цветов более равномерно распределены по всему полю, то на второй они сгруппированы по кварталам. Для того, чтобы не запутаться в частях поля, одна сторона каждого квартала содержит на площади статую.

А начиналось все так спокойно…

А начиналось всё так спокойно.

Фрагменты крепости можно стыковать друг с другом в любом порядке, что увеличивает реиграбельность. В одном месте, на стыке двух стен, ставится картонная фишка ворот, отмечающая начало и конец неприятельского лагеря. Если враги прорвутся за эти ворота, то игра будет проиграна.

Может безопаснее будет их не распаковывать?

Может, безопаснее будет их не распаковывать?

Состав колоды врагов, атакующих замок, тоже меняется от партии к партии. Игровая колода формируется из основного отряда, который участвует в любом бою, и карт определённых типов монстров из вспомогательного и легендарного отрядов, выбираемых случайным образом. Например, случайный дракон, оборотень или великан. То есть защитники знают, что рано или поздно появится дракон, но не знают, какой именно. Если не будут подсматривать в карты, разумеется.

Больше врагов, хороших и разных

Больше врагов, хороших и разных

Враги из вспомогательного и легендарного отрядов обладают различными свойствами, портящими жизнь защитникам. Например, они могут заблокировать источники маны, укрепить своих соратников или вовсе сделать их неуязвимыми. Вообще персонажей с разнообразными умениями в игре много, что радует. Причём в каждой отдельной партии наличие таких супермонстров строго дозируется, так что различные варианты построения колоды дают очень большой плюс к реиграбельности.

Колода собирается или в соответствии со сценариями, или на усмотрение игроков. В правилах есть рекомендации, как формировать колоду разных уровней сложности для различного состава защитников. Готовые сценарии различаются по уровню сложности от относительно простых до хардкорных. Ну и в готовый сценарий всегда можно подкинуть карт по собственной инициативе.

Нужно очень много черной маны

Нужно очень много чёрной маны

Новые враги вступают в бой перед ходом очередного защитника и выкладываются вокруг крепости. Для того, чтобы их уничтожить, игроки сбрасывают определённое количество маны одного из шести цветов, олицетворяющих стихии степей, лесов, огня, болот, гор и тьмы. Чтобы запас маны не иссяк, защитники постоянно вынуждены перемещаться по полю, выбирая ману из источников и окружающих цитадель башен, которые после этого закрываются до осуществления определённых действий.

Псс… Пакет маны нужен?

Псс. Пакет маны нужен?

Теперь черный источник в этом квартале будет приносить четыре единицы маны

Теперь чёрный источник в этом квартале будет приносить четыре единицы маны

Ещё одна интересная и полезная фишки — ритуалы, которые защитники могут проводить после победы над очередным врагом. Они позволяют получать полезные артефакты и даже возводить в кварталах различные сооружения — новые источники, обелиски, увеличивающие добычу маны из источников, и магические башни, ослабляющие определённых врагов.

«Бастион» — игра разносторонняя и многогранная. Причём каждая партия проходит по-своему. Мы свой первый бой бесславно слили: здорово подпортили ситуацию вышедшие в первых рядах архимаг и жрец. Архимаг заблокировал все синие источники, а жрец в это время кастовал на него неуязвимость.

Жрец прикрывает архимага, пока тот пакостит

Жрец прикрывает архимага, пока тот пакостит

Пока мы собирали ману на уничтожение жреца, набежала толпа врагов, а цитадель занял дракон, что снизило нашу мобильность — через цитадель можно быстро пройти на другую сторону крепости, но дракон перекрывает этот путь.

Зато мы поняли основные принципы игры, разработали прекрасную, на наш взгляд, тактику и вторую партию слили, почти полностью истребив врагов в колоде.

 такими артефактами играть значительно проще, но их нужно еще добыть

С такими артефактами играть значительно проще, но их нужно ещё добыть

В общем, игра превзошла мои ожидания. Уже как-то привык, что отечественные настолки преимущественно носят более казуальный характер, поэтому «Бастион» приятно удивил. Не скажу, что игра идеальна. Недостатки у неё есть: минимальное взаимодействие игроков (хотя это исключает «синдром лидера»), нечётко изложенные правила (например, не оговорена очерёдность хода игроков), возможность возникновения ситуаций, когда партию нельзя выиграть в принципе. Но достоинств гораздо больше. Так что даже проигрываешь с удовольствием.

Более того — слитая партия ещё и активно обсуждается. Все наперебой говорят о том, как нужно было сыграть в тот или иной момент. И нередко игра тут же раскладывается повторно.

Наш первый провал

Наш первый провал

Кстати, Евгений Никитин предлагает игрокам альтернативный вариант правил, которые включают некоторые детали, не вошедшие в финальную версию игры. Но я их ещё не опробовал — ещё не наигрался по официальным правилам.

Резюме: «Бастион» — сильный кооператив, хоть и с низким взаимодействием. За счёт разнообразия противников с интересными свойствами игра имеет высокую реиграбельность. Настройка колоды позволяет регулировать уровни сложности, что тоже очень хорошо. Игру не назовёшь новой вехой в истории отечественного настолкостроения, но сам факт выпуска отечественной игры, рассчитанной не на казуалов, а на более продвинутых игроков — уже очень хороший признак.

Отставить панику!

Настольная игра Бастион

Сами враги представлены карточками и отличаются запасом здоровья, цветом стихии и способностями. Основную колоду врагов составляют 24 юнита, лишенные особых свойств, но существует еще восемь типов бойцов 2-го, вспомогательного, ранга и десять легендарных существ 3-го ранга.

Настольная игра Бастион

Летающие существа могут блокировать источники маны, жрецы наделяют неуязвимостью ближайших союзников, а драконы способны не только нарушить рециркуляцию магических потоков в цитадели, но и усилить всех воинов своей стихии.

Настольная игра Бастион

Для того, чтобы уничтожить любого из нападающих, герой должен потратить определенное количество маны, выполненной в виде разноцветных кубиков. После гибели врага его карта переходит в руку игрока и может использоваться в качестве одноразового заклинания. Всего в игре 11 различных заклинаний разной степени полезности, привязанных к типу врагов.

Настольная игра Бастион

Tower defense в европейском стиле

Настольная игра Бастион

Не знаю зачем для одинаковых по свойствам артефактов подобрали разные картинки, но это сильно путает, особенно если нужно определить цвет артефакта.

Из-за этого карты ритуалов неравноценны. Например, ценность пушек стремится практически к нулю, так как предугадать выход и движение нападающих практически невозможно. И под залпы магических орудий в лучшем случае попадет 1-2 врага. Не спасают ситуацию даже заклинания, позволяющие передвинуть или поменять местами врагов, подставив их под огонь. Слишком уж редко они встречаются, выпадая только из оборотней и симбиотов.

Настольная игра Бастион

После выхода «Бастиона» я довольно часто нахожу на Тесере, в блогах и соцсетях комментарии игроков о том, как они превознемогают игру на минимальных уровнях сложности. Я нахожу это странным, потому что у меня сложности вызывают только легендарная и невозможная осада. Может быть это потому, что впервые игру мне показывал сам автор, а может из-за того, что я люблю находить в играх эксплойты – непредусмотренные автором или игровой механикой действия, выгодные игроку.

Основы обороны

1) Нужно стараться выполнить как можно больше заданий-ритуалов. Не важно, играете вы по базовым правилам или по продвинутым авторским, это обеспечит вас дополнительными источниками маны, обелисками и полезными артефактами. В идеале вы на первом же ходу разделитесь с напарниками, и каждый пойдет собирать ману и побеждать монстров нужного ему цвета.

Настольная игра Бастион

2) В начале игры лучше побеждать наиболее сильных монстров. К концу партии большинство источников будет закрыто, запасы маны игроков так же, скорее всего, подойдут к концу и тратить по 6-8 кубиков на одного врага будет довольно проблематично. В начале же у вас будет время для очистки источников, а сильные враги вдобавок обеспечат вас хорошими заклинаниями.

Руководствуясь этими двумя правилами, вы подготовите себе хорошую базу для дальнейшей обороны замка.

3) Не оставаться с 1 кубиком маны. Полное отсутствие маны всегда лучше, чем 1 кубик. Почему? Потому что игра сама дает вам один дополнительный кубик, чтобы на следующий ход вы получили ману из источника. Обычное получение маны выглядит так: вы тратите 1 кубик, чтобы получить еще 3. То есть реальная выгода составит 2 кубика маны. Если же у вас не осталось кубиков, вы получаете 3, ничего не потратив. Подобный хинт используется не только в «Бастионе», но и в «Roll for the galaxy», «Мачи коро» и ряде других настольных игр.
Поэтому, выбирая между монстрами одного цвета, но разной силы, лучше выбрать того, победа над которым будет стоить всей вашей маны. Если же 1 кубик все равно остается – отдайте его другим игрокам либо с помощью накопителя (базовые правила игры), либо оставив в угловом форте (авторский вариант).

Настольная игра Бастион

4) Активировать источники квартала маной одного цвета. Если хотя бы на двух источниках квартала будут лежать кубики маны одного цвета, при их очистке вы получите не сборную солянку стихий, а готовый к употреблению ресурс, оптимизировав процесс получения маны.

Бастион

5) Стараться прорежать ряды врагов. Из-за особенностей передвижения врагов правильной стратегией будет выборочное прорежение кольца нападающих. Не забывайте, что когда враги начинают двигаться, они перемещаются до ближайшего свободного места перед препятствием! Это основа механики игры и если вы не используете ее себе на пользу, значит, вы что-то делаете не так.

Пожалуй, это основные моменты грамотной стратегии обороны бастиона. Но есть еще несколько нюансов, на которые я бы хотел обратить ваше внимание.

Игровые нюансы

Левиафан. Легендарное существо, вносящее невероятный дисбаланс в игру не только из-за своего запредельного количества здоровья, но и из-за свойства, по которому он должен быть побежден маной всех шести цветов и без использования заклинаний. Побеждать его лучше на ранних стадиях, потому что сбор такого количества маны просто убийственен для игрока. Только подумайте, что вам придется собрать по две маны из шести источников, и вы поймете, что Левиафан превращает весь игровой процесс в пассивное собирательство. Если такой хардкор на костылях вам не нужен, лучше уберите его из игры.

Бастион

Неравноценность ритуалов. К сожалению, классические для tower defense игр «башенки» совершенно бесполезны в «Бастионе». Они снижают силу врага определенного цвета всего на 1, а выход врагов и их передвижение хаотично и совершенно непредсказуемо. Пытаться подставить врага под огонь магических башен – пустая трата времени и заклинаний.
В то же время обелиски и дополнительные источники очень полезны, равно как и артефакты, которые по базовым правилам вообще могут превратиться в ломающую игру имбу, позволяя получать ману любого цвета из любого источника, просто перегоняя одну стихию в другую.

Бастион

Читайте также: