Baldur s gate 3 обзор 2021

Обновлено: 03.07.2024

Мы посмотрели первые часы геймплея Baldur's Gate 3 от создателей Divinity: Original Sin.

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Baldur’s Gate — это легендарная серия. Именно она прославила студию BioWare, когда в 1998 году вышла первая часть. Без неё не обходится ни один разговор о классике компьютерных RPG: где Fallout 2 и Planescape: Torment, там и Baldur’s Gate.

Но с её релиза прошло уже двадцать с лишним лет — и многие из нас даже не застали тех времён, да и саму игру в глаза не видели. Так что давайте сначала разберёмся, на что она была похожа. Вы точно хоть раз слышали про настольную ролевую игру Dungeons & Dragons — или видели, как за ней проводят время герои сериалов Stranger Things и The Big Bang Theory. Это знаковая вещь не только для американской, но и для мировой поп-культуры: фактически история всех компьютерных RPG тянется от D&D. Какие-то игры уже ушли далеко от оригинальных правил, какие-то стремятся их придерживаться.

Так вот, Baldur’s Gate — из последних: она строилась на базе второго издания Advanced Dungeons & Dragons. И правила AD&D настолько хорошо вписались в формат видеоигры, что серия на данный момент насчитывает уже девять релизов, включая DLC и переиздания.

Однако не все они одинаково хороши: с годами франшиза мало-помалу теряла величие. BioWare перестала выпускать продолжения уже после второй части, и с того момента Baldur’s Gate пошла по рукам других разработчиков. И если к спин-оффам с подзаголовком Dark Alliance публика отнеслась благосклонно, то последнюю добавку к франшизе, Siege of Dragonspear, приняли так себе. Больше пятнадцати лет фанатов кормили всяческими ремастерами, и люди начали забывать о некогда великой серии. Но ситуация скоро изменится: мы слетали в Нюрнберг и за закрытыми дверями посмотрели несколько часов геймплея Baldur’s Gate 3.

Divinity + Baldur’s Gate = RPG мечты

На наших глазах по Забытым королевствам бегал сам основатель студии Larian Свен Винке. И по ощущениям эта игра на 100% пронизана духом Divinity: Original Sin. Основные механики практически без изменений перекочевали в новый проект — но это ни разу не минус, а скорее плюс. Геймплей Divinity отлично подходит и для Baldur’s Gate. Вариативные диалоги, отношения с глубоко прописанными персонажами, пошаговая боёвка — всё работает как часы.

Тем не менее, некоторые детали всё-таки поменяли. Например, теперь каждый член отряда может использовать несколько базовых движений: рывок, прыжок и толчок. Первый помогает сократить или увеличить дистанцию с противником. Второй — позволяет занимать более выгодные позиции для обстрела. Ну а толчком мы будем сбрасывать противников с занятых высот.

В Baldur’s Gate 3 будет ещё один важный элемент, перекочевавший прямиком из настолок Dungeons & Dragons: двадцатигранный кубик. В игре он отвечает за рандом. Работает это следующим образом: надо тебе, например, забрать у NPC ключ. Ты можешь сделать это разными способами, допустим, убеждением. Если у тебя прокачано обаяние, тебе нужно выкинуть 3 или больше. Если не прокачано — 10 и больше. Удача важна, как и в нашей с вами жизни. При этом неудача вынуждает искать новые решения, которые всегда есть.


Паразиты

Сюжет в BG3 будет полностью самостоятельный. Так что если вы не играли в предыдущие Baldur’s Gate, ничего страшного: их знание не обязательно, чтобы вникнуть в третью часть. Впрочем, разработчики обещают, что пасхалки для «своих» всё же будут.

Как и в Original Sin 2, в начале игры мы либо выбираем одного из уже прописанных персонажей, либо создаём нового. Есть, например, циничный, но одновременно харизматичный волшебник Гейл. А есть вампир Астерион, у которого какие-то тёрки с его повелителем. И у каждого из них своя история со своими особыми квестами, кат-сценами и выборами.



Свен Винке: Это одна из фундаментальных проблем, с которой вашему отряду придётся иметь дело. Головастик — это источник темных сил. И для кого-то вроде вампира это круто. Но некоторые герои не доверяют тёмным силам, и им это не нравится. Из-за этого вы начинаете конфликтовать внутри отряда. Один из ключевых аспектов игры — это история о доверии. О том, как выжить в этом мире. Или скорее даже о том, как помочь миру выжить, когда картина становится яснее. Такие проблемы — хороший источник конфликта и драмы. А драмы будет в достатке.

Драма и вариативность

Давайте подробнее о драме на примере вампира, поскольку мы видели геймплей именно за него. Что нужно вампиру, чтобы чувствовать себя хорошо? Конечно же, свеженькая кровь. В момент одного из привалов отряда нам предложили выбор, присосаться к шее одного из новоиспеченных союзников, либо же утолить голод лесным зверьем. Мы выбрали первый вариант, очень удачно рольнули нужное число на кубике, и никто нас не заметил. Более того, мы умудрялись скрывать нашу вампирскую сущность на протяжении всего геймплея. Подозреваю, что, если команда узнает наш маленький секрет и сопоставит его с отметинами от зубов на шее клирика, ничем хорошим это не закончится.


Пока непонятно, как герой будет расплачиваться за использование темных способностей. Свен говорит, что стоит лишний раз подумать, прежде чем их применять. Напоминает механику из Prey: там была похожая ситуация с нейромодами и способностями тифонов. Если слишком увлекался прокачкой инопланетных навыков, то в какой-то момент по герою начинали стрелять защитные турели. Всё потому, что они уже распознавали его не как человека, а как врага. А вот как это будет реализовано в Baldur’s Gate — увидим позже.

Классы, боевка, мир

Классов пока показали пять: чернокнижника, клирика, ассасина, мага и воина. При этом не обязательно отыгрывать чистым классом — можно создавать гибриды. И пользоваться этим, видимо, придется. Отряд во время демонстрации состоял из четырёх человек, как и в Divinity, а это значит, что взять с собой всех, кого захочется, не выйдет. Кооператив в игре тоже появится, так что можно будет крушить врагов на пару с друзьями.

В боёвке всё тоже построено по лекалам Divinity: пошаговый тактический режим, использование окружения, распределение очков действия. А у каждого персонажа, включая врагов, есть резисты и уязвимости. Никуда не делись и ловушки с секретами в подземельях: во время презентации нам показали комнату с воспламеняющимся полом и летающими туда-сюда фаерболами. Но это не единственный тип локаций — обширные области для исследования тоже будут. Игровые карты не уступают по площади своим аналогам из Divinity, так что ходить придётся много. А вот будет ли быстрое перемещение наподобие порталов из Original Sin, нам пока не ответили.

Для Baldur’s Gate сейчас начинается новая эпоха, и я лично рад этому. Larian как никто способна освежить серию и дать нам глубокую ролевую игру на несколько десятков часов. У неё есть кредит доверия игроков, она движется проторенной дорожкой, и выходит здорово. Игра пока анонсирована на PC и Google Stadia, будем ждать новых подробностей и сразу же вам их сообщим. А вы расскажите в комментариях, верите ли вы в триумфальное возвращение легендарной серии.


Фанаты ролевых игр истосковались по классическим фэнтезийным играм. Этот год не принёс ни одного по-настоящему захватывающего проекта. И вот выходит Solasta: Crown of the Magister — заметная игра в своей нише, но сможет ли она порадовать геймеров? Я уже поиграл и спешу поделиться впечатлениями.

Фанаты D&D оценят

Ранее мы уже пытались разобраться в духовной наследнице Divinity: Original Sin. За два года разработчики из небольшой французской студии Tactical Adventures попытались разнообразить игровой мир и расширить геймплейные возможности своего дебютного проекта. Удалось явно не всё, но прогресс заметен.

Такое классическое «настольное» повествование хорошо знакомо любому D&D-геймеру. Но в этом и кроется одна из главных проблем проекта: в игре мало нового, всё идёт по отработанной схеме. А после ознакомления с ранним доступом Baldur's Gate 3 проект и вовсе может показаться вторичным.

А ещё графика абсолютно не дотягивает до современного уровня. Несмотря на неплохую детализацию объектов и красивые заклинания и способности героев, их внешний вид и лицевая анимация выглядят неестественно. Да и любоваться окружением совершенно не хочется.

Выучить гоблинский

С другой стороны разработчики смогли сохранить и перенести ключевые особенности настолки, в точности передать множество знакомых механик. Так, игроку предлагается окунуться в детальную кастомизацию персонажа. Всего доступно шесть классов: разрешается настроить не только внешность героя, но и его кредо или знание языков. Например, выбрав гоблинский язык, персонаж с легкость сможет понимать, о чём болтают эти существа во время сражения. Постоянной надобности в этом нет, но момент любопытный.

Такой подход позволяет подготовить наилучшую комбинацию персонажей для выживаемости отряда. Для ленивых заготовлено несколько стандартных вариаций, которые в некоторых аспектах не отличаются уникальностью, однако с самого начала способны успешно взаимодействовать друг с другом. Управлять приходится сразу всем отрядом, поэтому не обязательно выделять своих любимчиков. Основной подход заключается в правильной коллаборации плюсов и минусов команды. Лучше собрать разномастных героев, чтобы иметь большую вариативность в бою и диалогах. Одна из отличительных фич игры как раз в возможности отвечать любым персонажем во время диалога. В большинстве случаев это ни на что не влияет, но почему бы и нет.

Всё дело в кубиках

Как и в упомянутой Baldur's Gate 3, любые взаимодействия с игровым миром привязаны к броску кубика. Смогут ли герои обнаружить скрытую ловушку или застать врага врасплох, зависит только от рандома. Успешность ударов, урон, прыжки, убеждение — любые взаимодействия с окружением связаны с кубиком. Именно поэтому в таких играх желательно сохраняться чаще. Легко можно словить сильный вражеский удар и моментально потерять важного персонажа до конца боя.

Игра автоматически совершает броски и учитывает текущие характеристики персонажей. За такие случайные события мы и любим фэнтезийный мир пошаговых ролевых игр. Они вносят особый шарм в геймплей и приводят к самым неожиданным последствиям. К тому же на все расчёты требуется всего лишь несколько секунд, в отличие от настольных аналогов, поклонникам которых это точно понравится.

Несмотря на загроможденность игрового меню, все необходимые действия интуитивно понятны. Разработчикам удалось найти баланс между огромным количество занятий настольной D&D и внедрёнными игровыми функциями. Это позволяет новичку постепенно погрузиться в геймплей проекта и не потеряться среди всех возможностей.

Багам — бой

К сожалению, с технической стороны Solasta: Crown of the Magister далека от идеала. Встречаются не только привычные баги, но и серьёзные ошибки с сохранениями. В ближайших обновлениях это, наверное, исправят, но неприятный осадочек всё-таки остался. Да и персонажам явно не хватает живых анимаций. Они двигаются точно роботы по рельсам. Это особенно заметно в центральном городе, где происходит закупка снаряжения перед грядущими походами.

Зато уже сейчас в игру внедрили режим «песочницы», в котором можно собственноручно построить локацию для игры. Посмотрим, как этот функционал будут
развивать дальше.

В Solasta: Crown of the Magister очевидны задатки хорошей игры, но дорабатывать нужно многое. На безрыбье проект определённо зайдёт любителям пошаговых фэнтезийных RPG, но хотелось бы большего.

На сегодняшний день Solasta подчистую проигрывает Baldur's Gate 3, и глупо с этим спорить. Возможно, привнести что-то новое в жанр получится у Ruined King: A League of Legends Story от Riot Games, создателей одной из самых популярных MOBA в мире. Скоро узнаем.

А что вы думаете о Solasta: Crown of the Magister? Делитесь с нами в комментариях!

Скриншот Solasta: Crown of the Magister

Скриншот Solasta: Crown of the Magister

Скриншот Solasta: Crown of the Magister

Скриншот Solasta: Crown of the Magister

Нужны ли такие проекты, как Solasta: Crown of the Magister игровой индустрии?

У Baldur’s Gate 3 действительно есть все шансы стать лучшей игрой Larian Studios.

Первые впечатления от Baldur’s Gate 3. Живая классика

Первые впечатления от Baldur’s Gate 3. Живая классика
Первые впечатления от Baldur’s Gate 3. Живая классика
Первые впечатления от Baldur’s Gate 3. Живая классика

Когда Larian Studios объявила, что её следующей игрой будет продолжение Baldur’s Gate, многие встретили анонс с осторожным оптимизмом. С одной стороны, репутация и портфолио студии говорят сами за себя: кто, как не авторы лучших CRPG последних лет, смогут возродить столь культовую серию? Сложно подобрать более подходящую кандидатуру, учитывая печальное состояние самой BioWare. С другой стороны, увидев первые отрывки геймплея, старые фанаты забили тревогу — уж слишком игра похожа на Divinity: Original Sin 3, а от «настоящей» Baldur’s Gate не осталось ни следа.

Хорошо забытые королевства

Как и в случае с Divinity: Original Sin 2, в ранней версии Baldur’s Gate 3 доступна лишь малая часть контента — пролог и первый акт истории. С событиями пролога нас уже знакомили в трейлерах: вы приходите в себя на корабле свежевателей разума, где вас и ещё нескольких неудачливых жертв заразили личинками иллитидов. Монстры берут курс на крупное поселение, чтобы похитить ещё больше людей, но рейду мешают наездники на красных драконах — гитьянки. После короткой погони и экскурсии в Авернус (буквальный ад) наутилоид свежевателей терпит крушение где-то в десяти днях пути от Врат Балдура — здесь и начинается первый акт. Что вообще произошло и как вы оказались в этой ситуации? Не важно! Главное — как можно быстрее избавиться от паразита, поселившегося в вашей голове. Иначе… Первый трейлер наглядно показывает, что произойдёт.

Если вы поняли сюжетную завязку, не залезая в поисковик на каждом слове, то это хороший знак. Знание лора Dungeons & Dragons определённо помогает сильнее, чем знакомство с историей прошлых частей Baldur’s Gate, и это довольно показательный момент. На Baldur’s Gate 3 в принципе не стоит смотреть просто как на продолжение серии, — она слишком амбициозна для таких узких рамок. Настолько амбициозна, что, по факту, студия делает три игры в одной. Новую Baldur’s Gate, старомодную ролёвку на движке D&D и «RPG от Larian», которые уже успели стать жанром в себе. Причём аудитории этих игр пересекаются не во всём и далеко не всегда, что также нужно учитывать.



Пролог на корабле свежевателей быстро задаёт тон повествования. В чувстве стиля и чёрном юморе авторам не откажешь

Угодить всем в подобной ситуации крайне непросто, но Larian Studios всё равно попыталась, — и, на первый взгляд, у разработчиков вполне получилось. Первый акт ощущается как небольшой модуль для настольной D&D: с не слишком запутанным сюжетом и понятным конфликтом, но множеством развилок, решений и хитрых намёков. Вскоре после кораблекрушения оказывается, что в окрестных землях и без того хватало проблем. Местная роща друидов переполнена беженцами-тифлингами (из-за событий Descent into Avernus); гоблины, разграбившие их караван, теперь планируют взять рощу штурмом и добить выживших. Вдобавок глава круга друидов пропал во время вылазки в разрушенный храм, где гоблины обустроили базу. Новый же архидруид собирается закрыть рощу магическим ритуалом, — беженцев бросят на растерзание зеленокожим, а вы останетесь без друидского целителя, который так нужен.

По меркам Dungeons & Dragons это довольно стандартный расклад, но грамотный сценарий придаёт ему глубину, — даже у «злых гоблинов», давно превратившихся в клише, есть второе дно. Не буду вдаваться в детали, чтобы ничего не спойлерить, но распутать всю эту ситуацию можно очень по-разному: вариантов столько, что иногда приходится серьёзно взвешивать все за и против. Среди них есть как очевидно «хорошие» пути, так и… Мягко говоря, спорные. Игра не запрещает принимать откровенно жестокие решения и не наказывает за «неправильные» поступки принудительной сменой мировоззрения. В конце концов, не все захотят по доброй воле избавиться от паразита — чем ближе симптомы превращения, тем больше псионических сил он даёт носителю. Поначалу можно просто читать мысли других заражённых существ и внушать им свою волю, но затем персонажи получают уникальные способности — сродни магии Истока из Original Sin 2. Например, кровавый щит, отражающий вражеские снаряды назад в отправителя, или возможность бесплатно телепортироваться к члену отряда. Зачем отказываться от такого подарка, если можно попытаться контролировать его?


Все диалоги выхватывают лица средним или крупным планом, так что лучше поковыряться в редакторе и настроить внешность во всех подробностях. Просто чтобы не плакать, глядя на себя в катсценах

Театр разума

Если судить по цифрам (количеству боёв, NPC, квестов), первый акт Baldur’s Gate 3 в несколько раз больше аналогичного отрезка Divinity: Original Sin 2, но по ощущениям он не так богат на события. Конечно, до релиза многое может поменяться, однако сейчас похоже, что разработчики сделали акцент на качество вместо количества. И это ни разу не плохо: исследовать мир здесь всё так же увлекательно, как в других играх Larian Studios. Локации, ценные находки и другие секреты спрятаны хитро, но в то же время на виду — их не сложно найти, если захотеть, и при этом нет чувства, что тебя ведут за ручку. Авторы уважают и поощряют любопытство игрока, причём необязательно только лутом.

Лично я переживал, что персонажи и диалоги просто не дотянут до того же уровня качества, на котором находится дизайн мира и квестов. Несмотря на космических кальмаров и другие чудеса природы, Baldur’s Gate — более традиционное и тяжёлое фэнтези, чем Original Sin. Сценаристы студии играючи пишут комедию в духе Пратчетта, однако здесь нужен совсем иной подход к литературному стилю, подаче, такту и сотне прочих нюансов.

К счастью, опасения были напрасны. Тон нарратива выдержан превосходно: история не перебарщивает с юмором, но и не давит на игрока непроглядным мраком. Она всегда знает, как создать по-настоящему напряжённую ситуацию и как умело разрядить её — шуткой, колкостью или просто сменой обстановки. Что ещё важнее, диалоги заставляют мир игры выглядеть по-настоящему большим и полным жизни. Добравшись до рощи друидов, я потратил где-то сорок минут, просто общаясь с тифлингами, укрывшимися там от гоблинов. Каждому было, что рассказать, пускай иногда и парой слов: кто-то хвастался, что во Вратах Балдура его ждёт практика у могущественного волшебника, другие оплакивали погибших. Влюбленная парочка обсуждала, куда можно сходить развеяться, когда они будут в безопасности. Я посоветовал им один паб, и девушка пообещала угостить меня пивом при встрече — не удивлюсь, если в релизной версии всё так и будет. В первом акте множество подобных деталей, и именно благодаря им создаётся чувство, что окружающий мир и персонажи написаны настоящим, любящим своё дело мастером.






Без шуток, по качеству моделей и лицевых анимаций персонажей Baldur’s Gate 3 стоит на порядок выше многих современных ААА-проектов, прямо на краю «зловещей долины»

Но особенно хорошо авторам удались сопартийцы. Сейчас в игре доступны пять спутников; все пятеро получились крайне своеобразными и не всегда приятными личностями. Например, Лаэзель, будучи гитьянки, ужасно высокомерна и хладнокровна, а манерный эльф Астарион, как и подобает дворянам, до тошноты эпатажен. Уже сейчас заметно, что разработчики основательно поработали над личными историями и характерами героев, но они вовсе не торопятся раскрывать душу каждому встречному. В партии царит редкое по меркам жанра недоверие — у всех персонажей есть весомые причины скрывать друг от друга информацию. Группу объединяет лишь желание выжить, и многие готовы, если придётся, вцепиться в глотки вчерашним товарищам, — в этих условиях дружбу, или хотя бы человеческое отношение, нужно заслужить. Подобная динамика в партийной RPG воспринимается довольно свежо, и даже в первом акте наблюдать за развитием персонажей было увлекательно. Они ведут себя как загнанные люди с десятком скелетов в шкафу, а не герои фэнтези. Потому и сопереживаешь им больше.


В лагере, куда вам предстоит возвращаться, чтобы отдохнуть, можно спокойно пообщаться с сопартийцами. Благо с ними всегда есть, о чём поговорить

Подземелья, драконы и бочки

Наконец, главный вопрос — что там с геймплеем. Если вы всерьёз волновались, что Baldur’s Gate 3 будет копией Original Sin, то зря: о предыдущих играх Larian Studios тут напоминают только некоторые базовые механики и интерактивность окружения. Всё остальное работает по правилам пятой редакции Dungeons & Dragons, которые серьёзно отличаются от второй, послужившей базой для прошлых Baldur’s Gate. Если вы знакомы с системой, то скажу лишь, что разработчики постарались адаптировать её под формат видеоигры с удобством для пользователя. Некоторые решения однозначно упрощают жизнь — кому-то покажется, что даже слишком. Подготовленные заклинания можно сменить в любой момент, а маги могут моментально скопировать свиток в свою книгу, просто заплатив деньги. Другие же изменения смотрятся странно — сделать быстрый отдых, например, можно лишь один раз в сутки. Есть и другие противоречивые мелочи, но, уверен, за период раннего доступа их ещё тысячу раз успеют привести в надлежащий вид.


Освещение играет важную роль, особенно для тех, кто не умеет от природы видеть в темноте. Заклинателям и стрелкам нужно видеть цель, а при плохом освещении это непросто. Так что у факелов и других спецэффектов есть геймплейное предназначение

Ролевая система D&D 5e элегантна, но достаточно закрыта. Опять же, сейчас в Baldur’s Gate 3 доступна лишь малая часть контента настольной RPG, но этого уже хватает, чтобы оценить, как всё будет работать. Здесь, в отличие от Original Sin, не получится создать персонажа-универсала: доступные разным классам навыки и заклинания строго ограничены. При желании можно вкачаться сразу в несколько классов, чтобы расширить свой арсенал, но, во-первых, это затратно, а во-вторых, эта опция появится только в релизной версии игры. Так что развивать персонажа нужно с умом: даже вложив одно лишнее очко в выносливость, вы уже резко повысите свои шансы на выживание. Это ещё не говоря о перках и выборе специализаций.


В игре уже сейчас полно заклинаний на любой случай жизни, а в полноценной версии арсенал будет во много раз шире. Правда, особого применения для «мирных» фокусов, вроде тавматургии или магической руки, я пока не нашёл

Эти нюансы также накладывают отпечаток на тактику в сражениях: в Baldur’s Gate 3 работает принцип «экономики действий» из настольной D&D. Грубо говоря, в свой ход (да, бои пошаговые, без тактической паузы) персонажи могут выполнить всего несколько действий: передвинуться, атаковать или использовать заклинание, выпить целебное зелье. Одно и то же действие в большинстве случаев нельзя выполнить дважды за один ход. А заклинания ограничены количеством слотов, которые восстанавливаются только при отдыхе, — каждый на вес золота.

Именно это и делает Baldur’s Gate 3 самостоятельной игрой, а не производной от Original Sin. У вас мало ресурсов, поэтому распоряжаться ими нужно расчётливо, особенно на ранних уровнях, когда один удачный ход может решить исход битвы. Здоровья всегда немного, а способов восстановить его, — ещё меньше. Жрец, конечно, может тратить свои слоты на «лечилки», но тогда ему будет нечем атаковать, а магия здесь порой в разы эффективнее клинков. В случае чего есть зелья, но они стоят денег, — окупится ли риск? Думать нужно на несколько ходов вперёд, а проклятый двадцатигранный кубик частенько вносит свои коррективы. Вы запросто можете четыре раза подряд промахнуться мощнейшим заклинанием, и с этим ничего не поделать. Придётся сделать глубокий вдох и думать, как выкрутиться из ситуации.



В сражениях иногда участвует под дюжину разных существ, но чувства, что тебя заваливают пушечным мясом, не возникает. Перед волей d20 все равны

Может показаться, что из-за всего этого игра будет невыносимо сложной, но нет, — с балансом всё в порядке. За 15 часов геймплея ни одна схватка не показалась мне слишком тяжёлой или несправедливой. Похоже, разработчики извлекли урок из ошибок Original Sin 2, потому что теперь бои бросают вызов не за счёт показателей вражеского урона и здоровья, а благодаря полю боя. Локации стали не только просторнее, но и вертикальнее, — а разница высот крайне важна в тактике. Например, в выжженной деревне можно угодить в гоблинскую засаду: лучники сидят на крышах и обстреливают вас сверху. Сами по себе они не особо опасны, но выгодная позиция даёт им бонусы, поэтому нужно либо самому забраться на крышу, либо выкурить их. Как именно? Да как угодно. Можно баффнуть атлетику воина, чтоб он одним махом запрыгнул наверх. Или накрыть позицию облаком тумана. Или ослепить лучников. Или скастовать ледяной луч, чтоб неудачники споткнулись и сами упали вниз.

Даже если просто взглянуть вокруг, то наверняка найдётся что-то, что получится обернуть себе на пользу. Уничтожить несущую балку в полуразрушенной хижине, чтобы завалить гигантского огра камнями, или разбить боевой барабан гоблинов, чтоб те не смогли вызвать подкрепление. На худой конец, можно просто взять какой-нибудь ненужный предмет из инвентаря и швырнуть его в противника: я один раз попытался вырубить шамана гоблинов, кинув в него склянку с усыпляющим зельем. Он умер от попадания в лоб. Не тот эффект, на который я рассчитывал, но сойдёт.


Эту расщелину вполне можно перепрыгнуть (не без помощи магии), чтобы срезать путь. На локациях полно похожих секретов: некоторые позволяют зайти врагам в тыл, а другие — просто обойти сражение стороной

Самое забавное, что враги пользуются окружением не меньше вас. Сейчас ИИ противников далёк от совершенства, но периодически он всё же удивляет находчивостью. Тот придавленный огр в свой ход встал, отряхнулся и метнул в меня первую попавшуюся бочку, — спасибо, что пустую. А в другом сражении я занял отличную позицию на вершине утёса, и всё шло по плану… Пока на этот утёс не забрался хиленький гоблин-лучник и не столкнул меня вниз, прямо в пропасть.

О Baldur’s Gate 3 хочется разговаривать часами напролёт, но я не собираюсь портить вам удовольствие, — в неё лучше играть самому. Такую RPG в современной индустрии может разработать только Larian Studios, её почерк ни с чем не спутать. Три года назад, когда вышла Divinity: Original Sin 2, я был твёрдо уверен, что выше этой планки уже нельзя подняться. Оказывается, ещё как можно: у Baldur’s Gate 3 действительно есть все шансы стать лучшей игрой студии. А заодно и войти в зал славы RPG.

Стоит ли немедленно бежать в Steam, чтобы поиграть в раннем доступе? Если вам совсем не терпится, то конечно. Для сырой версии клиент игры неплохо оптимизирован, и даже русская локализация (правда, кривая) есть, но багов, в том числе фатальных, хватает.

Поэтому не знаю, как вы, но я подожду полноценного релиза. Уж слишком оно затягивает.


Анонс новой Baldur's Gate я ждал, затаив дыхание — уж очень хороша была оригинальная дилогия. Мощные квесты и проработанный до мелочей нарратив уже тогда были визитной карточкой студии BioWare. Неудивительно, что их первый большой хит занял в сердцах фанатов особое место. За право продолжить легендарную серию боролось немало достойных команд: Black Isle, inXile, Obsidian… Но в итоге Wizards of the Coast, хозяева Dungeons & Dragons, доверили эту честь Larian Studios.

Фанаты классики восприняли такую новость двояко. С одной стороны, кому, как не авторам Divinity: Original Sin, можно доверить настолько ответственную работу? С другой же, велик риск, что игра на самом деле окажется очередной Divinity, только под другим заголовком. По геймплейным роликам было не совсем понятно, что на самом деле представляет собой новая Baldur’s Gate. Вроде типичная игра от Larian — а вроде бы и нет. И, главное, совсем не похожа на оригинал от BioWare!

На днях состоялся ранний релиз Baldur’s Gate 3, и я спешу всех успокоить: это по-настоящему крутая ролевая игра, в которой можно пропасть на тридцать с лишним часов и при этом увидеть лишь малую часть того, что нас ждёт в полной версии. От Divinity здесь только движок и мелкие фичи, которые не портят, а отлично дополняют гигантскую классическую RPG.


Культ Ктулху и высокое фэнтези

Ранний доступ к Baldur's Gate 3 одновременно радует и печалит. И это вина не багов, а того, насколько малый отрезок истории нам дают пощупать. Выпускать этакий пролог, который станет и испытательным полигоном, и своего рода демоверсией, в порядке вещей для Larian Studios. Подобное уже было с Divinity: Original Sin 2 — и, на мой взгляд, подход правильный.

Крупные ролевые игры на то и крупные, что каждая мелочь может в итоге повлиять на геймплей и «проходимость» заданий, а разработчикам нужно это учитывать. Мне, например, пришлось перезагружать двухчасовой квест, когда я выкрал сюжетный предмет у одного персонажа, из-за чего скриптовая сцена попросту не смогла активироваться. Сейчас на подобную вещь нельзя обижаться, ведь это ранний доступ, а значит, есть время на исправление. Главное, чтобы не пришлось исправлять сюжет.

Второстепенные квесты закручены ничуть не хуже, чем основные

Второстепенные квесты закручены ничуть не хуже, чем основные Второстепенные квесты закручены ничуть не хуже, чем основные

Благо, пока история как минимум интригует. В ней намешали и похожих на Ктулху иллитидов, и мозговых паразитов (один из которых, естественно, достанется главному герою), и гитьянки на красных драконах. Завязка в Baldur's Gate 3 быстрая, полная загадок и недосказанностей, как в приличном модуле Dungeons & Dragons — и это хорошо. Похоже, Larian того и добивалась, чтобы у игрока возникли ассоциации с настольной ролевой игрой, а не с CRPG от BioWare. Разумно, ведь новый проект абсолютно не связан с приквелами, зато очень многое берёт от настольного первоисточника.

Случайно спасенный в темной пещере дварф, совершенно не связан с основными квестами, но благодарить он вас будет при каждой встрече

Да и гоблины, в отличие от большинства произведений по D&D, уже не кажутся простым мясом для вышибания опыта. Их сообщество расколото внутренней враждой. Сторонники культа Абсолюта (очень похожего на культ всё того же Ктулху) убедили большую часть сородичей начать священную войну против неверных, и первыми под острие топора попали именно тифлинги из рощи друидов. Между тем, в лагере гоблинов остались и те, кто не понимает, ради чего служить кальмарообразным монстрам, когда можно и дальше грабить себе и жить припеваючи. А так и до гражданской войны недалеко.

Квесты и тексты

Несмотря на то, что в раннем доступе есть только первый акт, а событий в нём происходит не шибко много, Baldur's Gate 3 всё равно умудряется удивлять — мелочами. Сходу видно, что разработчики вложили огромное количество ресурсов в проработку окружения, персонажей, звука и других деталей. Каждая комната, каждый закуток, заполнены мелкими вещами, которые можно потрогать, осмотреть и подвигать. Изучать каждый комод не только внутри, но и снаружи можно и нужно. Увидеть какой-нибудь маленький бутылёк с зельем не всегда удается с первого раза. Специальная клавиша должна подсвечивать мелкие интерактивные предметы, но в раннем доступе эта функция работает через раз.

Larian намеренно не ведут игрока за руку, а заставляют его осматривать каждую мелочь и экспериментировать с окружением. Я был приятно удивлен, когда сработала проверка на внимательность, и мой герой заметил царапины рядом со шкафом. Становится понятно, что его нужно переместить, но каким способом — нам не говорят. После десяти минут раздумий и поиска другого входа, я решил сдвинуть ящики, и с удивлением обнаружил за ними нужный рычаг. В такие моменты помогают разбросанные повсюду записки и книги, которые так или иначе раскрывают окружение и дают игроку подсказки. К сожалению, не все тексты переведены на русский, но это тоже пока спишем на ранний доступ.

Вообще, в последнее время встретить хорошо написанную RPG — редкость. Разве что в прошлом году была удивительная Disco Elysium, которая увлекала не бессмысленным отстрелом мобов, а изучением мира через текст. И новая Baldur’s Gate от неё не отстает ни на шаг. Общаться с неигровыми персонажами на редкость приятно, ведь каждый — настоящая личность. К примеру, даже зная лор Dungeons & Dragons и не самую дружелюбную натуру тифлингов, ими всё равно проникаешься, им пытаешься помочь, хочешь побольше узнать о бедах каждого… И это можно сказать абсолютно про всех встречных NPC.

Второстепенных квестов в раннем доступе немного, но выполнены они со вкусом. Задания в духе «подай-принеси» давно стали моветоном, и в Larian это прекрасно понимают. Поэтому небольшая просьба навестить тётушку в её чайном домике влечёт за собой жуткое приключение с несколькими способами прохождения. Такие квесты не особо влияют на основной сюжет, но дают игроку проникнуться тем самым духом D&D из восьмидесятых — таинственным и волшебным.

Baldur's Gate 3 не перебарщивает с мрачными тонами и не тонет под весом собственных шуток. Она держит баланс. Чёрный юмор местами отталкивает, но всё же забавляет. А жестокости, крови и занимающихся сексом огров явно недостаточно, чтобы обозвать игру тёмным фэнтези. Ни одно настроение в Baldur’s Gate 3 не успевает приесться. Едва сценаристы начинают слишком сильно нагнетать драму, как атмосферу разряжает меткая шуточка, чтобы опять уступить место чему-то посерьёзнее — и так по кругу.

Ситуация с орками смешная, но последствия печальные.

Ситуация с орками смешная, но последствия печальные. Ситуация с орками смешная, но последствия печальные.

Проклятый кубик D20

Но здесь у нас, напомню, не Dragon Age, а Dungeons & Dragons. От пятой редакции Baldur's Gate 3 переняла не только лор и стилистику, но и весь функционал. Перед нами самая настоящая D&D, в которой разработчики выступают в роли гейм-мастеров. Конечно, кое что от Original Sin 2, вроде интерактивного окружения и вертикального геймплея, здесь есть, но по большей части это совершенно другая игра. Те, кто играл в D&D, очень легко вникнут во все игровые механики. А вот новичкам будет сложнее.

Темно, сыро, паутина и еще злобные твари на горизонте. «Время приключений», говорили они.

Темно, сыро, паутина и еще злобные твари на горизонте. «Время приключений», говорили они. Темно, сыро, паутина и еще злобные твари на горизонте. «Время приключений», говорили они.

Даже мне, бывалому проводнику по подземельям, было сложно привыкнуть к интерактивной версии D&D. Враги сильнее, ячейки магии быстро заканчиваются, а отдохнуть можно всего единожды — это немного не то, к чему я привык. Зато трёхфазные действия во время сражения — точь-в-точь как в настольной версии. Это значит, что за ход мы можем один раз переместиться, один раз атаковать и один же раз выполнить дополнительное действие: выпить зелье, спрятаться или поднять товарища в критическом состоянии. Приходится очень тщательно выбирать.

Так что в Baldur's Gate 3, как и в бумажном первоисточнике, нужно много мыслить и постоянно продумывать каждый шаг. Прокачать своих персонажей за несколько часов, чтобы потом раскидать фазовых пауков в пещере, всё равно не выйдет. Да ведь Baldur's Gate 3 и не про это! Здесь каждый шаг — риск. Любая ошибка немедленно отправляет героя в могилу. Здоровья всегда не хватает. Зелья и свитки воскрешения стоят дороже золота, а яблоко, съеденное ради пары хитпоинтов, может отравить. Каждое заклинание — как жизненно важная фигура в шахматах, где даже обычная пешка в своё время может переломить ход всей партии.

Лишь бы кубик d20 не подвел. Уж поверьте: вы его возненавидите. Игра будто запрограммирована на неудачные броски. Даже с максимально прокачанной харизмой и сложностью в два очка, вы гарантированно выбросите на кубике меньше, чем нужно. Эта напасть будет преследовать не только в бою, но и в диалогах, в проверках на внимательность и инициативу. А это значит, вы гарантированно будете проваливать сюжетные разговоры — с соответствующим плачевным результатом. Но таковы правила Dungeons & Dragons.

Хотя даже если вам не везёт, не всё ещё потеряно. Baldur's Gate 3 даёт игроку огромный простор для тактики. Можно подкрасться к врагу и одним толчком сбросить негодяя в пропасть. Или швырнуть в толпу гоблинов бутылку с жиром и поджечь. Просторов для экспериментов — уйма. Каждый бой — отдельная история. Я помню, как случайно провалился в подвал в заброшенной деревне. Побродив в потёмках, я нашел пещеру, а там огромные пауки в считанные минуты разорвали моего приключенца. Пришлось изрядно поработать головой, чтобы выбраться, не столкнувшись с врагами — и вернуться, дабы отомстить.

Искусственный интеллект в битвах на удивление хорош, учитывая, что игра ещё находится в разработке. Враги активно используют окружение, просчитывают местоположение героя и его сопартийцев, продумывают максимально эффективные способы убийства… Без программных ошибок, правда, не обошлось. Если обмануть игру и зажать крупного босса в углу, он попросту зависнет и перестанет сопротивляться, а застрявший в стене персонаж уже не выберется из неё живым.

Чаще всего проблемы возникают с лицевой анимацией, из-за чего многие герои забывают использовать губы при разговоре. Противная камера может провалиться под ноги в ответственный момент, а сопартиец — самостоятельно выйти из скрытого режима и вызвать на бой целую толпу противников. Перечислять ошибки можно очень долго, вот только смысл? Ведь после многогранных персонажей, остроумных диалогов, ветвистых квестов и напряженных сражений о багах даже не хочется вспоминать.

Местами Baldur's Gate 3 напоминает скорее Dragon Age, нежели Original Sin. Прекрасная атмосфера приключения, которой так не хватает в современных ролевых играх. Задушевные разговоры в лагере и великолепное сплетение личностных конфликтов с глобальной историей. Larian Studios в очередной раз доказывают своё умение создавать великолепные классические RPG, о которых можно часами рассказывать друзьям.

Стоит ли покупать игру сейчас, в раннем доступе? Если вы соскучились по крутым ролевым играм и вас не пугают баги и другие прелести незаконченного проекта, то безусловно да. Ну, а я жалею только об одном: теперь мне ещё долго ждать, чтобы вернуться в мир Forgotten Realms и продолжить историю, которую уже точно не стереть из памяти.

Читайте также: