Attila total war последний римлянин обзор

Обновлено: 05.07.2024

Всем доброго времени суток, паны. Хочу поделиться первыми впечатлениями по дополнению.

Итак, высаживаемся в Северной Африке. Две орды. Идея создания кочевников из римлян крайне любопытна, особенно постройка "сортиров" для сплоченности и роста экспедиции. Сразу поставил несколько условий. Придерживаемся стороны лоялистов, стараемся по максимуму выполнять задания от императора, его жены и своей собственной жены (быть подкоблучником в то время было не зазорно, а иногда очень выгодно ).

Первые бои были слегка рискованны, вандалы пытаются завалить массой, особенно если дать им возможность отожрать стеки до полного. Важно после захвата ближайшего поселка не распылять силы, а сразу совершать марш-бросок к столице региона. Сильно осложняет ситуацию отсутствие онагра среди наемников, а стоять два хода под стенами опасно. Первый раз попал в капкан из 3х армий, пиррова победа и провал осады. В следующий раз поступил хитрее - более слабой армией осадил город, а Велисарием напал на ближайший стек, обезопасив свой фланг. Соглядатай тормозил сильнейший стек вандалов.

Осада прошла на ура - флот вандалов, пытавшийся помочь осажденным, был полностью разбит (никогда не понимал стремление АИ высаживать десант за стенами порта вместо того, чтобы укреплять стены и ворота). Далее дело пошло по накатанной - византийцы прислали несколько легионов для защиты новых провинций, впрочем, на них можете не надеяться - проигрывают даже с подавляющим преимуществом.

После нескольких полевых сражений подходим к Карфагену - вновь осада, помочь осажденным некому - два тарана отлично справляются с воротами с противоположных сторон. После захвата двух провинций сам Феодосий появляется в Северной Африке, правда всего с двумя отрядами. Дальше проще - забираем города один за другим и передаем их Феодосию. В 534 году Феодосий попросит освободить остготскую царицу из заточения, вынуждая воевать на два фронта - высадка в Италии пока не входила в мои планы. Сильно помогла царица, которая из чисто бабской ревности предложила не спасать варварскую царицу. Итог - дополнительные финансы и ухудшение отношений с Восточной Римской Империи на 60 ходов (не существенно, так как дипотношения постоянно улучшаются из-за передачи провинций). Надо отметить, что меня сильно достали агенты вандалов - пара шпионов и жрец, сам я ограничился один шпионом, вложив все финансы в армию.

Зима 534 года - Тьма Египетская. Вся карта окрасилась в пепельные цвета. Наш новый стек появился в море около Адрумента

Весной 535 года вандалы кончились. Жена нашего протагониста (тоже та еще курва) очень захотела получить брюлики из соседнего берберского города, пришлось прогнуть берберов. И ТУТ ПРИШЛИ МАВРЫ! 5 стеков появились по краям карты.

За сим откланиваюсь. Идея римской орды хороша и любопытна, возможность восстановления Западной Римской Империи варварами оригинальна. Задания от Императора, Императрицы и жены очень радуют - понимаешь, что все беды от баб

Если вам казалось, что вторжение гуннов на территорию современной Восточной и Центральной Европы — это главное в Total War: Attila, то вы ошибались. Основной исторический процесс, показанный в игре, — Великое переселение народов, которое было спровоцировано как критическими изменениями в климате, так и слабостью границ Западной Римской империи. Нашествие тюркских племен лишь подстегнуло немало народов к переселению на Запад и Юг. Кампания Attila демонстрирует нам целый набор глобальных изменений в Европе, которые во многом и сформировали ее современный облик. Харизматичный Аттила и знакомые исторические события скрывают за собой намного более интересные и важные процессы.

В некоторых моментах Total War: Attila далеко ушла от своей предшественницы, Rome 2. Эта игра ни в коем случае не дополнение, как может сперва показаться, а самостоятельный проект, действие которого разворачивается в совершенно другой эпохе. Завершение античности приносит свои, новые правила игры. Западная Римская империя занимает Испанию, Галлию, часть Африки и остатки Британии, но находится на грани краха. Провинции то и дело бунтуют, еды практически нет, а доходы падают с каждым годом. Численность армии значительно уменьшилась, и легионы теперь комплектуются за счет романизированных племен со всех уголков империи. Основой армии стали копейщики, тактика ударных пехотных кулаков сменилась глухой обороной, а на помощь им пришла кавалерия.


С варварами все проще. Варварские государства франков, саксов, аланов, вандалов, вестготов и остготов — это вариации того, что уже было в Rome 2. Выделяются разве что вестготы, которые могут нанимать римские войска в захваченных имперских городах.

Гуннские орды практически полностью состоят из всадников, которые с самого начала обладают весьма неплохими параметрами. Управлять ими сложно. Осада городов часто превращается в кошмар, но вид конницы, рвущейся в атаку, впечатляет. Игра за гуннов подарит вам совершенно новые впечатления! Здесь важна быстрая реакция и продуманная тактика.

Разнообразие войск в Attila уменьшилось — оригинальные подразделения можно пересчитать по пальцам. Важную роль стали играть осадные орудия, без которых нередко просто не обойтись. Сами осады стали на порядок сложнее: штурм города без использования таранов и башен приведет к серьезным потерям. В то же время на их создание уходит не один ход. Города-сателлиты получили оборонительные башни и какие-никакие стены, что позволяет эффективно защищать их даже небольшим гарнизоном. Более сложные осады — то, что делает войну в Total War: Attila не такой, как прежде.


В механике управления государством тоже появились свои изменения. Система должностей стала более наглядной. Любого аристократа или вашего родственника можно назначить на подходящую должность, но начинать им придется с самого низа, пройдя через всю карьерную лестницу. При этом у каждой фракции должности хоть и незначительно, но отличаются, отображая реалии государственного устройства. Так, у римлян есть два претора, а у вестготов, соответственно, лишь один верховный судья. Чем выше должность, тем серьезнее бонус для персонажа. Кроме этого, появилось подробное генеалогическое дерево. Также увеличилось количество политических происшествий: в каждом конкретном случае вы можете принять решение, которое повлияет на ваше положение в государстве. Вернулся и параметр лояльности, который теперь играет большую роль. Любой персонаж, к которому вы относились наплевательски, теперь может поднять мятеж и устроить гражданскую войну.


Процесс развития персонажа тоже был изменен. Теперь мы имеем древо умений: чтобы развить последнее из них, необходимо сперва открыть все предыдущие. Развивать один параметр «авторитета» или «рвения» не получится. В этом есть и определенные минусы. Линейка умений получилась одинаковой для всех: и для полководцев, и для появившихся в игре губернаторов. Линейки развития армий построены по такому же принципу.

А вот исследования изменились не так сильно. Древо технологий приняло иной вид, но сохранило свою прежнюю суть. За некоторые открытия, правда, теперь придется заплатить. В условиях тотального дефицита финансов это порой серьезно задерживает развитие ключевых технологий.


В центре внимания теперь экономика. Если раньше деньги требовались в основном для поддержания армий, то сейчас они нужны практически для всего. Платить придется и за исследования, и за содержание построек, и даже выкладывать катастрофически огромные суммы на перестройку городов. Просто трансформировать город другой культуры в свой теперь не получится. Мало того, что это стоит значительных средств, так еще и требует немало времени. Из-за этого быстрая экспансия невозможна: попросту не хватит ресурсов. В Total War: Attila нужно постоянно следить за состоянием своей казны, иначе, даже имея большую империю, можно остаться без армии и потерять возможность что-то изменить.


Способов заработка стало больше. Появились такие параметры, как плодородность почвы и уровень загрязнения, и теперь в разных регионах приходится устраивать разные типы хозяйства. Где-то лучше растет пшеница, а где-то можно заниматься исключительно скотоводством. Игнорировать эти параметры не стоит, так как правильное использование провинций сулит значительные выгоды.

Во время Великого переселения народов некоторые города были заброшены или разрушены. Для их восстановления требуется потратить золото и значительное количество солдат. Застраивать их приходится фактически с нуля. С другой стороны, любая армия может уничтожить город, если вы выберете эту функцию при захвате. Позже эту территорию можно заново заселить своими людьми. Учитывая стоимость перестройки чужих столиц, в некоторых случаях полное уничтожение — самый правильный выбор.


Визуально Attila выглядит немного хуже, чем Rome 2. Даже столичные города на глобальной карте выглядят как забитые деревни, а римские поселения с трудом можно отличить от варварских. Выглядеть лучше стали разве что выстрелы: огненные стрелы просто потрясающие. Фоновая музыка тоже не отличается разнообразием. Похожие друг на друга «кочевые» мелодии звучат и при игре за варварские королевства, и при игре за Рим.

Пожалуй, главное беспокойство вызывает та же проблема, от которой страдала Rome 2 сразу после своего выхода. Ход в игре продолжается слишком долго. Конечно, до нескольких минут ожидания, как это было в предыдущей части, далеко, но в определенный момент на карте появляется столько новых фракций, что ждать приходится слишком долго.


Как мы уже писали, Total War: Attila — ни в коем случае не дополнение, а полноценная игра с измененной механикой и пересмотренным балансом между войной и экономикой. Кроме того, она стала значительно сложнее. Сходу захватить половину Европы уже не выйдет. Несмотря на определенные проблемы, Creative Assembly в очередной раз выпустила хорошую игру в серии Total War, в которую стоит сыграть каждому.

Total War: Attila

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Улучшенный баланс
  • Грамотно обновленная механика
  • Проработанная система экономики

Минусы:

  • Некоторое внешнее однообразие
  • Однообразная музыка
  • Большая продолжительность хода

Оценка: 9.2

Вердикт: Total War: Attila – еще одна отличная часть популярной серии, которую лишь слегка портят небольшие недоработки. Впрочем, то же самое можно сказать и о любой другой игре из линейки Total War.

Сегодня была анонсировано новое DLC к Total War: Attila "The Last Roman" Campaign Pack.

Релиз - 25 июня.

Информация о дополнении

- Новая огромная карта кампании
- Новая фракция "Экспедиция" с новыми особенностями игры
- 5 фракций для игры с дополнительными войсками, технологиями и строениями
- Увлекательная драматичная кампания, основанная на реальных исторических событиях.
Подробности читайте ниже.

О дополнении

Год 533 н.э. За последнее столетие Западная Римская империя была полностью стерта с лица земли.
Однако последний оплот римского величия все еще стоит в Восточной Римской империи. Он по-прежнему обладает великой силой и мечтает о возрождении былой славы.
Император Юстиниан знает: другого раза не будет. Нужно предпринять опасную и отчаянную попытку вернуть то, что по праву принадлежит ему. Заново завоевать запад, прежде чем все, что когда-то представлял из себя Рим, обратится в прах. Задача непосильная: по всему Средиземноморью образуются и растут варварские королевства. Лишь один человек во всем мире способен возглавить такую экспедицию.
Бывший телохранитель его отца, герой сражения при Даре, человек, безжалостно подавивший восстание "Ника".
Велисарий. Последняя надежда умирающей империи, последний настоящий римлянин.

Total War: Attila - превью DLC к The Last Roman Campaign Pack

Уникальная кампания с новой механикой игры

Комплект кампании "Последний римлянин" - это грандиозное по своим масштабам расширение для игры Total War: ATTILA. Сюжет новых миссий развернется на новой проработанной карте Средиземноморского театра боевых действий.
Опытные игроки в Total War должны взять на себя роль Велисария, возглавить его Римскую экспедицию и отобрать Римские земли у враждебных дикарей.
Вы слуга императора Юстиниана, и вам предстоит исполнять свой долг на протяжении целой серии миссий и исторических событий. Император, императрица, даже ваша собственная жена Антония - будут бороться за ваше внимание, ставя перед вами трудные и часто противоречивые задачи. Выполняйте эти задания, чтобы получать новых бойцов и пополнять припасы, но будьте осторожны, если оскорбите не того человека Будущее всей вашей экспедиции окажется под угрозой.
С другой стороны, вы можете провозгласить независимость, восстановить Западную Римскую империю под собственными знаменами и добиться славы и бессмертия вдали от Константинополя.
Останетесь ли вы верны императору и заберете ради него Рим у варваров? Или же пойдете собственным путем и создадите на западе собственную империю?

Total War: Attila - превью DLC к The Last Roman Campaign Pack

Новая карта кампании

Карта кампании "Последний римлянин" отличается огромным размером и точностью воссоздания западной Европы 533 года н.э. Вас ждут 35 провинций и более 100 регионов, включая территории Италии, Северной Африки, Испании и Франции.

Total War: Attila - превью DLC к The Last Roman Campaign Pack

Фракции для игры

В кампании "Последний римлянин" вас ждут пять фракций - помимо новой Римской экспедиции в игре присутствуют Остроготы, Вандалы, Франки и Визиготы - каждая из фракций имеет свои уникальные черты и уникальные точки начала компании.

Вандальскому королевству угрожает непокорная Сардиния и растущая опасность римского завоевания, в то время как королевство Остроготов страдает из-за действий сочувствующей Риму королевы и требований недееспособного альянса. Оба государства стремятся укрепить границы и получить все, что можно от плодородных земель Италии, но репутация Велисария опережает его, а все знают, на что способен дикий зверь, загнанный в угол.

Для Франков и Визготов же возвращение римлян открывает определенные возможности. Это молодые растущие королевства, полные энергии юности и жажды завоеваний. Настало время им расширяться: пока остальные заняты борьбой за далекие африканские земли, Европа ждет. Ждет, когда новая великая империя восстанет из пепла Рима!

Total War: Attila - превью DLC к The Last Roman Campaign Pack

Новые боевые единицы

Помимо вернувшихся знакомых боевых единиц основные фракции кампании "Последний римлянин" обладают следующими войсками.

Римская экспедиция

- Буцелларии (Кавалерия-стража)
- Федераты (Мечники-пехотинцы)
- Скутаты (Мечники-пехотинцы)
- Антесигнаны (Мечники-пехотинцы)
- Лимитаны (Копейщики-пехотинцы)
- Скутаты с копьями (Копейщики-пехотинцы)
- Скутаты с топорами (Пехота с топорами)
- Буцелларии-топорники (Пехота с топорами)
- Катафракты (Ударная кавалерия)
- Клибанарии (Ударная кавалерия)
- Буцелларии (Ударная кавалерия)
- Конница федератов (конница ближнего боя)
- Конные лучники федератов (конница дальнего боя)
- Гиппотоксаты (конница дальнего боя)

Вандалы

- Вандальские всадники (конница ближнего боя)
- Знатные вандальские всадники (конница ближнего боя)
- Комитатские вандалы (Ударная кавалерия)
- Новобранцы-мавры (Копейщики-пехотинцы)
- Знатные вандальские мечники (Мечники-пехотинцы)

Остроготы

- Сагиттарии (Пехота дальнего боя)
- Элитные сагиттарии (Пехота дальнего боя)
- Баллистарии (Пехота дальнего боя)
- Ювены (Пехота ближнего боя)
- Милиты (Мечники-пехотинцы)
- Милиты с копьями (Копейщики-пехотинцы)
- Комитатские войска (Мечники-пехотинцы)
- Комитатские войска с копьями (Копейщики-пехотинцы)
- Ветераны (Мечники-пехотинцы)
- Ветераны-копейщики (Копейщики-пехотинцы)
- Доместики (Элитная пехота)
- Сxолы (Элитная конница)
- Комиты (Генералы)
- Метатели дротиков (Базовые бойцы)
- Знатные метатели дротиков (Элитные бойцы)

Total War: Attila - превью DLC к The Last Roman Campaign Pack

Новые технологии и здания

Комплект кампании "Последний римлянин" включает множество новых технологий и зданий.

Римская экспедиция имеет сильно измененное римское дерево технологий с 20 новыми технологиями, а также совершенно новое уникальное дерево строений.

Если вы провозглашаете независимость, здания Экспедиции возвращаются к первоначальному виду - тому, что вы привыкли видеть у Рима. Такие строения больше подходят начинающему императору.

Другие доступные фракции также обладают собственными комбинациями римских и варварских технологий и строений.

Total War: Attila

В Total War: Attila отражена геополитическая ситуация в Европе на стыке IV — V веков. Некогда великая Римская империя ныне еле удерживает свои владения под напором многочисленных варварских племен — вандалов, франков, вестготов и прочих. С Востока же движется сила, которой предначертано поставить крест на многовековой истории великого Рима…

На выбор нам предложены одиннадцать фракций, включающие в себя как кочевников, так и оседлые народы. Каждая из них имеет собственные исторические задачи и особенности, дающие те или иные бонусы. Кампании различаются уровнем сложности, что обусловлено историческими обстоятельствами. Так, самой незавидной оказалась судьба Западной Римской империи — ее социально-экономическое положение таково, что огромная территория, которой она располагает вначале, будет сокращена до нескольких провинций.

Кульминационный момент кампании — выход Аттилы на историческую сцену. Это произойдет не с самого начала. Гуннам также нужно время, чтобы подготовиться к великому завоевательному походу. От того, как вы распорядитесь данными вам бонусными десятилетиями, зависит ход дальнейшей борьбы с главным врагом.

Total War: Attila

На этот раз гуси не спасли

Впрочем, и без Аттилы в новой Total War не так уж и просто. Стратегия получилась одним из самых хардкорных творений Creative Assembly. Да, традиционная концепция, сочетающая пошаговые действия на стратегической карте со сражениями в реальном времени, сохранена без изменений. Однако суровые стартовые условия и добавленная «миграционная» механика, позволяющая некоторым народам перемещаться на большие расстояния и изменять свое «место проживания», полностью изменили логику и стиль игры. Экспансионистские задачи уступили место одной цели — выжить. Это новшество требует от пользователя совершенно другого уровня стратегического расчета.

Как и раньше, в деле городского менеджмента мы обязаны следить за тремя главными показателями: порядком, производством еды и экономической отдачей. Первые годы в игре испытываешь сильное напряжение от общественных неурядиц и военного давления соседей. Во избежание бунтов приходится строить всевозможные социальные учреждения. Ситуация ухудшается новой напастью — болезнями, которые поражают целые города и армии. Дабы сопротивляться недугу, необходимо возводить соответствующие санитарные пункты. Пока пытаешься разобраться с подобными мелкими проблемами, рядом с городом прогуливаются легионы гуннов или других «миролюбивых» соседей. Однако времени и ресурсов на то, чтобы усилить военную мощь, катастрофически не хватает.

Правил больше нет — даже не находящиеся в состоянии войны с вами народы могут спокойно прогуливаться по вашим землям. Все это повышает степень ответственности за каждое движение на глобальной карте — двигать фигурки генералов нужно очень осторожно. Сконцентрировав большую армию в одном месте, вы наверняка получите удар по незащищенному городу и потеряете его.

И вот, когда вы вроде бы утрясли все социальные проблемы в своем королевстве, наладили дипломатические контакты и только собрались взяться за подготовку войск, тут на горизонте появляется армия Аттилы, превосходящая вашу в разы. Скрепя сердце, сжигаете родной город до последней щепки, дабы нажива не досталась врагу, пускаетесь в вольное странствование, а курсор уже тянется к кнопке перезапуска кампании. Но в голове нет ни одной идеи, каким образом можно подойти к нашествию гуннов более подготовленным.

Total War: Attila

Однако подобное чувство нестабильности, опасности и постоянной нехватки предполагается самой сюжетной кампанией. Разработчикам удалось воспроизвести упадочную атмосферу, царившую в Европе того времени. Стратегия медленного, постепенного роста и расширения территории на этот раз срабатывает далеко не всегда. Привыкайте к тому, что, играя за варварские племена, зачастую вам придется действовать, не имея за плечами ни одного города. Единственным способом выживания окажется плата дани гуннам или блуждание по просторам Европы в поисках наживы.

Власть людей не портит. Дураки портят власть

Возросшая сложность игрового процесса обусловлена и избытком текстовой информации о состоянии нашего государства. По сравнению с Rome 2 интерфейс стал чуть более удобным, но на первых порах и здесь испытываешь некоторый дискомфорт. В уме нужно держать огромное количество информации, касающейся собственной семьи, заключенных союзов, боевых качеств тех или иных генералов и так далее. Все персонажи обладают целым набором параметров, на которых сказывается наличие у них жен и компаньонов.

Вполне типичная для Attila ситуация: в одном городе наблюдается наплыв иммигрантов и высокий уровень недовольства, что требует постоянного присутствия войск; в другом — царит голод; в третьем — поднят мятеж. Наша армия на границе страдает от небоевых потерь и деморализована, единственный выход — децимация. Всюду нужно издавать декреты и назначать губернаторов, улучшать характеристики десятков военачальников, заключать дипломатические договоры и не забывать о времени года. Так один ход может растянуться на десяток минут.

Значение политики в новой Total War велико, как никогда. Все персонажи со временем развиваются, у каждого из них есть индивидуальные качества, дающие те или иные преимущества. Членов нашего или родственного семейных древ можно назначать на должности судей, губернаторов и прочих. Очень важными параметрами являются «контроль» и «власть». Первый отражает ваш авторитет как правителя. Второй — отношение к вам политической элиты, которое можно улучшить посредством интриг. Наращивание политической мощи и принятие сложных решений — отдельный пласт игры, к которому, однако, трудно привыкнуть из-за вышеуказанной неадаптированности интерфейса и общего способа подачи информации пользователю.

Total War: Attila

Через полминуты остготские копейщики бросят копья и с позором помчатся к краю карты. Здесь даже харизма полководца бессильна.

Все это, конечно, рай для «хардкорщиков», но излишняя «детализированность» геймплея может отпугнуть новичков. Тем не менее игровой процесс воспринимается реалистично, и после преодоления довольно высокого порога вхождения начинаешь получать неподдельное удовольствие от всех хитросплетений политического и экономического менеджмента.

…И колодец тоже надо

Боевая составляющая в новой части изменилась незначительно. Перед нами все та же игра в стиле «камень-ножницы-бумага», в которой кавалерия с легкостью шинкует пехоту, но страшится копейщиков, а последние, в свою очередь, беспомощны перед мечниками. Пожалуй, главные нововведения коснулись городских осад. Если до штурма поселения мы уделили несколько ходов его осаде, то во время сражения сможем увидеть нанесенный ему урон.

Битвы выглядят более зрелищно, но не столько благодаря улучшенной графике, сколько за счет высокой концентрации огня на поле боя. Способствует погружению в действо и великолепный звук. У каждой фракции есть свой саундтрек, во время битвы генералы выкрикивают вдохновенные речи, а «юниты» издают яростные вопли. Attila смотрится отлично, но найти десять отличий по сравнению с «Римом» будет сложновато. Это и неважно, ибо и сейчас далеко не у каждого найдется компьютер, способный «без тормозов» воспроизвести самые масштабные битвы игры на максимальных настройках.

Искусственный интеллект стал ошибаться реже, научился более чутко оценивать дислокацию войск на поле боя, но все же ему далеко до совершенства. На глобальной карте тоже нельзя однозначно заявить о приросте компьютерного IQ: с одной стороны, некоторые дипломатические решения оппонентов дальновидны и разумны, а малочисленные группы врага, готовые быть разбитыми, теперь можно увидеть очень редко. С другой — часто вы будете получать от далеких государств странные дипломатические предложения о союзе при условии немалой денежной выплаты или натыкаться на другие «косяки» ИИ.

Аттак — наследник Респендиаля. Сасаса оставим про запас, а Маду пора бы выдать замуж. Красавец Инсазагос вполне подойдет.

Плюсы: хардкорная одиночная кампания; отлично удавшаяся «миграционная» механика; глубокая политическая составляющая; зрелищные сражения; реалистичные графика и звук.
Минусы: все еще долгое ожидание хода противника; далеко не самый интуитивный интерфейс.

Читайте также: