Asylum обзор игры

Обновлено: 02.07.2024

Первый проект лондонской студии Rocksteady вышел в 2006 году. Это был консольный шутер от первого лица Urban Chaos: Riot Response. Несмотря на положительные отзывы, игру трудно назвать по-настоящему громким проектом, претендующим на престижное место в индустрии электронных развлечений. Отчасти именно поэтому от Arkham Asylum мало кто ждал серьезных откровений, однако Rocksteady Studios прыгнула выше головы.

Игра начинается с того, что Бэтмен привозит Джокера в Аркхемскую психиатрическую лечебницу и, почувствовав неладное, решает лично сопровождать своего злейшего врага до камеры. Для нехороших предчувствий были все основания. Во-первых, Джокер подозрительно легко дал себя пленить. Во-вторых, по странному стечению обстоятельств в городской тюрьме случился пожар, и армию подручных сумасшедшего клоуна перевели в Аркхем. В-третьих, в клинике к моменту появления Джокера находились практически все маньяки-социопаты Готэма. Стоит ли удивляться, что больница в итоге оказалась захвачена томившимся в ней отребьем, а Бэтмен превратился в главную мишень для всех своих врагов.

Batman: Arkham Asylum гармонично сочетает в себе черты сразу нескольких жанров. Разработчики использовали нетривиальный подход и вместо того, чтобы за уши притянуть сюжет к готовой концепции, сделали ровно наоборот. Таким образом, в начале, когда уголовники еще только повылазили из камер, мы получаем роскошный файтинг. Быковатые качки с голыми руками или вооруженные стальными трубами наваливаются на Бэтмена со всех сторон, давая герою возможность отработать роскошно анимированные приемы и комбинации.

Когда взбунтовавшийся сброд добирается до оружейных комнат, в числе противников появляются снайперы и автоматчики. Противостоять им в открытую – самоубийство, поэтому в таких схватках на первое место выходит скрытность. Прячась под потолком, за углами и даже под полом, нужно вылавливать злодеев по одиночке и душить их как котят.

Драки перемежаются акробатическими сценками, в которых Бэтмен, используя гарпун, карабкается на верхотуру, забирается в вентиляцию и красиво планирует с помощью плаща. Однако и это не все. Периодически герою приходится искать улики и разгадывать головоломки с помощью «режима детектива», в котором подсвечиваются интерактивные предметы и важные следы, будь то отпечатки пальцев или капли крови. Вместе с характером действия нередко меняются и декорации: взрывы бомб заваливают проходы, вынуждая искать новый путь (по Аркхемскому острову герой путешествует почти свободно); вырвавшиеся растения-мутанты наполняют воздух ядовитыми испарениями. А уж какие фантасмагоричные экскурсии по закоулкам подсознания приготовил для героя Джонатан «Пугало» Крэйн…

Batman: Arkham Asylum – один из немногих примеров прямо-таки виртуозного использования технологий Unreal Engine 3. Роскошная плавная анимация, детализированное окружение и, без преувеличения, шквал незаурядных спецэффектов. От удара трубой по голове в глазах у Бэтмена (и игрока) все начинает двоиться, в драках регулярно включается замедление, во время наведенных Пугалом галлюцинаций экран на мгновение заливают светом яркие вспышки. Красиво – разработчики действительно добились пресловутого «эффекта присутствия».

Но без атмосферного, пробирающего до костей звукоряда у них бы ничего не получилось. Аркхемская лечебница действительно Звучит (именно так, с большой буквы). Бесподобный издевательский тон Джокера, замогильный шепот во время галлюцинаций, чьи-то безумные вопли, панические крики охраны – все это живо напоминает старушку The Suffering.

Можно провести и другие аналогии с лучшими представителями жанра. По ощущениям, Batman: Arkham Asylum местами (особенно в начале) похожа на Half-Life, а гуляя по отделению интенсивной терапии, невольно вспоминаешь Manhunt. Кто бы мог подумать, что такие ассоциации будет вызывать экшен, созданный по мотивам комиксов! В этом отношении значение проекта Rocksteady Studios трудно переоценить. Авторы наглядно доказали, что на основе серии графических историй можно сделать действительно яркую, незаурядную и чертовски увлекательную игру для самой широкой аудитории.

  • Бесподобная гнетущая атмосфера Аркхемской клиники
  • Редкая многогранность игры, сочетающей в себе элементы файтинга, стелс-экшена, хоррора и других жанров
  • Зрелищные и в меру жестокие драки
  • Блестящая подборка разнообразных спецэффектов
  • Захватывающий, стремительно развивающийся сюжет

Кто придумал Бэтмена?

Как Джокер усложняет герою жизнь?

Удалась ли локализация?

Как развивается герой?

Что за приспособления есть в арсенале Бэтмена?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА BATMAN: ARKHAM ASYLUM В «ИГРОМАНИИ» № 10/2009 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» № 10/2009.

Новая игра Августина Кордеса (это, напомним, главный дизайнер знаменитого аргентинского инди-хоррора Scratches), наконец, обрела имя и первые осязаемые подробности. Действие ужастика под названием «Сумасшедший дом» (именно в таком значении сегодня чаще всего употребляют слово «asylum») логичным образом развернется в сумасшедшем доме. А именно в стенах Психиатрического института Ханвелла (Hanwell Mental Institute), что близ британской столицы. Больница, окутанная тяжелым лондонским туманом. как вы понимаете, это будет не самое оптимистичное приключение в вашей жизни.

Ночь в дурдоме

Главный герой когда-то был пациентом этого чудного заведения, а теперь одержим странными фантастическими галлюцинациями. Чтобы выяснить природу этих видений, он решает вновь посетить здание лечебницы, полагая, что оно давно заброшено.

Кордес обещает, что характер главного героя будет развиваться по ходу игры.

На месте выясняется, что в Hanwell Mental Institute вовсю ведутся строительные и ремонтные работы — старинный институт готовится снова принять пациентов. У нашего героя в распоряжении есть лишь одна ночь, чтобы выяснить, что же с ним здесь произошло. Одна ночь в сумасшедшем доме!

Естественно, мы здесь будем не одни. Веселая компания кошмаров, внутренних страхов и «окружающих теней» (это слова самого Кордеса) явно не даст нам заскучать. Кроме того, обещаны несколько персонажей, с которыми мы так или иначе сможем взаимодействовать: например, миловидная девушка Джулия, сотрудница больницы, которая, по словам Кордеса, станет нашим лучшим другом, «единственным лучом надежды среди окружающего хаоса». Еще мы встретим несколько пациентов лечебницы, в том числе дружелюбного психа по имени Ленни, который однажды поможет герою.

Поиски будут непростыми. Шаг за шагом нам придется исследовать три этажа Ханвелльского института: главному герою предстоит заглянуть в каждый укромный уголок, и, конечно, помимо всевозможных палат, лабораторий, офисов и технических зон, вас ждут очень темные и очень тайные помещения, где особенно велик шанс стать заикой.

А был ли доктор?

Вся игра будет проходить в психиатрическом институте. Мы сможем выйти наружу и побродить по свежему воздуху, но покинуть территорию лечебницы нам не позволят.

Те, кто помнит Scratches, прекрасно понимают, что играть на ваших расшатанных нервах Кордес будет не выскакивающими из-за угла психами с бензопилой, а скорее тревожными звуками и напряженным ожиданием чего-то притаившегося рядом. «Мы готовим несколько сюрпризов, но точно могу сказать, что привычных нападений монстров, с которыми вам придется в аркадном стиле сражаться, используя оружие и быстроту реакции, здесь не будет», — заверил нас Августин Кордес.

Сюрпризы, судя по всему, связаны с галлюцинациями главного героя. Исследуя мрачные помещения психиатрической лечебницы, он будет видеть такое, что сразу и не поймешь — выдумка это или реальность. Воображаемые тараканы, воображаемые собеседники из грядущей Amnesia — все это как-то меркнет по сравнению с тем фактом, что, может быть, самой больницы-то и нет вовсе! То ли вы ищете ответ на главный вопрос всей своей жизни. то ли погруженные в бред слоняетесь по пустым коридорам давно покинутой лечебницы.

«Мы предоставим вам самим решать, что реально, а что нет. Ведь игрок сможет максимально идентифицировать себя с главным героем. И связь между ними будет столь сильной, что порой это может привести к самым неожиданным последствиям», — интригует Кордес.

Помимо тревожных звуков, важнейшую роль в нагнетании пугающей атмосферы будет играть музыка. Пишет ее готический музыкант Даниэль Фэрос. Он создает композиции, которые будут динамически изменяться по мере того, как мы продвигаемся по коридорам сумасшедшего дома. По словам Августина Кордеса, в саундтреке будет все — и печать, и ужас, и мистика.

Разработчики в мельчайших подробностях воспроизводят устройство реальных психиатрических лечебниц и быт их обитателей.

Несмотря на это, игровой Hanwell Mental Institute не является точной копией реального заведения. Это, скажем так, собирательный образ — он состоит из кусочков самых разных больниц. Во время подготовки материалов для игры разработчики даже посетили две больницы в Буэнос-Айресе (слава богу, в ознакомительных, а не профилактических целях) и засняли свои беседы с пациентами и персоналом. Кордес не исключает, что некоторые из этих записей они когда-нибудь опубликуют.

Главным образом авторы брали за основу здания, которые с середины девятнадцатого века возводились по знаменитому плану Томаса Киркбрайда — психиатра из Филадельфии, предложившего строить для сумасшедших отдельные заведения и строить их так, чтобы постараться все-таки вылечить пациента. Он хотел дать им больше свежего воздуха, солнечного света и комфорта. Тем не менее по современным стандартам устройство этих старинных лечебниц (мужские и женские секции четко отделены, а посередине между ними располагаются административные комнаты) признано неправильным: комфортнее всего там себя чувствовали врачи, которые больше заботились об изучении самих болезней и научных экспериментах, чем о лечении пациентов.

Старый добрый ужас

Четкого представления о художественном стиле Asylum эти картинки пока не дают. Ясно, что будет мрачно.

Asylum — это классический авторский хоррор в духе Scratches или работ Джонатана Боакса (см. серию Dark Fall и The Lost Crown: A Ghost-hunting Adventure). Здесь нет места межжанровым экспериментам и инновациям, которые мы видели в серии Penumbra или в Alan Wake.

«Нет, у нас не будет ни внезапных экшен-сцен, ни мини-игр, ни заигрываний с честной физикой. Ничего, что могло бы отвлекать вас от истории, которая в Asylum стоит на первом месте», — говорит Августин Кордес. Все нововведения по сравнению с Scratches исчерпываются более активным использованием анимации и роликов да присутствием эффектов тумана (напомним, что действие в игре разворачивается недалеко от Лондона). Плюс пара сюрпризов, о которых авторы пока молчат.

«Мы делаем классический квест, хотя при этом пытаемся выглядеть достаточно современно, даже на фоне nextgen-консолей. Скажу так: Asylum — это старомодное приключение с новой графикой и визуальными эффектами», — уточняет Кордес.

Чтобы рассказать свою историю, авторы используют механику классического point & click квеста, но и в ней убирают все, по их мнению, лишнее. «Все загадки будут плотно интегрированы в историю, они призваны продвинуть сюжет дальше, а не искусственно блокировать прохождение — никто не собирается задерживать вас как можно дольше над каким-нибудь изощренным пазлом, имеющим весьма отдаленное отношение к тому, что происходит вокруг. Вы будете взаимодействовать с несколькими персонажами и пациентами и тщательно исследовать каждую локацию. Но при этом здесь не будет и тотального пиксельхантинга, заставляющего вас тянуть в карманы все, что плохо лежит», — объясняет наш собеседник.

Загадки психушки

Без зельеварения здесь, видимо, тоже не обойдется.

Некоторое представление о том, какие загадки нас ждут в Asylum, дает следующий пример: чтобы получить нужную информацию от пациента, страдающего аутизмом, нам придется смоделировать ситуацию, при которой этот человек может выйти из своего замкнутого внутреннего мира и пойти с нами на контакт. Согласитесь, на загадку «про сейф» или «из чего бы собрать лестницу» это отнюдь не похоже — нам предлагают провести интерактивный сеанс психотерапии.

Исследовать Hanwell Mental Institute мы сможем в свободной последовательности. Не будет никаких ограничений, куда идти и какие задачи решать в первую очередь. Однако, несмотря на нелинейную по своей сути структуру, финал у этой истории будет один. «У нас все подчинено сюжету, а у большой настоящей истории может быть только один конец. Другой вопрос, что он оставит богатую пищу для размышлений и споров о том, что же все-таки это было. И я надеюсь, что финал Asylum будет еще очень долго обсуждаться, как до сих пор обсуждается финал Scratches», — говорит Кордес.

На текущий момент весь контент Asylum фактически готов. Локации, скрипты, пазлы, персонажи — все собрано. Дело за программистами. Сколько продлится их работа, пока не известно. Но в любом случае встреча с новым аргентинским хоррором не за горами. Так что берегите свои нервы — они вам еще понадобятся!

Будем ждать? Одна ночь в сумасшедшем доме, сам факт существования которого под сомнением. С интерактивными сеансами психотерапии и от автора Scratches.


Особняк из «Scratches» - пример интерьера.

Чтобы разобраться, что такое «ASYLUM» и почему эту игру следует ждать — вернёмся в март 2006-го. Игроки в восторге, известные новостные издания, включая Игроманию, ставят игре «Scratches» — высокие оценки. Не для всех очевидна причина успеха, но ответы можно найти, если пережить этот опыт самостоятельно. «Scratches» — это хоррор-квест и детектив в одном флаконе.

По сюжету вы играете за писателя, который выкупил отдаленный от цивилизации особняк, чтобы найти там вдохновение и создать новую книгу. Прохождение разбито на одну игровую неделю и каждый день мы узнаем что-то новое об этом загадочном имение.

«Scratches» очаровывает красивыми декорациями старинного дома, его картинами от мастеров из разных эпох, богато обставленной мебелью и другими мелкими деталями, которые можно и хочется рассматривать. Но за всем этим кроется мистическая и зловещая тайна, у каждого места есть своя история, и наш новый дом — не исключение из правил.

Чем дольше мы играем, тем чаще приходим к мысли, что вместе с нами здесь живёт кто-то ещё. И пусть вас не отталкивает старомодная графика. Сам я прошёл «Scratches» - больше 7 раз.

И тихий ужас, что пронизывает стены нашего нового дома, нагнетающий мотив, которые не позволяет расслабиться ни на минуту — всё это заслуга музыкального сопровождения от композитора Cellar of Rats, чье влияние на игровой процесс сложно недооценить.

А теперь вернемся в настоящее. Видно, что разработчики из аргентинской компании «Nucleosys» вложили душу в своё творение. Но это не спасло их от закрытия. Спустя годы они вернулись под новым именем «Senscape». Денег у ребят было немного, их последний проект «Serena» не смог повторить успех «Scratches». Но они продолжали работать в попытке реанимировать свой загадочный долгострой «ASYLUM» — даже на Kickstarter нужную сумму собрали. И вновь исчезли. Годами от них не было никакой дельной информации. Я и мои друзья уже решили, что «ASYLUM» — мёртв.

Но, в рамках Фестиваля Игр, в Steam загрузили бесплатное Demo.

Изучение Demo заняло около 80 минут. По неизвестной мне причине, игра не позволяла поменять язык локализации на русский. Это удивляет, потому что поддержка нашего великого и могучего была заявлена на странице в Steam. Благо, английский там читабельный.

Другой спорный момент — это количество предметов, с которыми мы можем взаимодействовать — их сейчас очень мало, да и комментарии героя, а также диалоги — никто не озвучил. А тот факт, что в Demo нам дали побродить только по вестибюлю и двум коридорам, где большинство помещений закрыто — говорит о том, что разработка «ASYLUM» находится где-то на отметке в 60%.

Но это лишь моё предположение. Возможно, вы найдете больше зацепок. Я неторопливо изучал каждую доступную комнату, читал все найденные заметки персонала лечебницы, рассматривал план всего комплекса — по нему видно, какие огромные просторы нам нужно будет обойти в будущем. И конечно же знаменитые картины. Приятно видеть, что даже здесь они встречаются в некоторых местах и это хорошо работает на погружение. А новая музыка нагнетает не хуже той, что была в «Scratches».


План лечебницы - наша ходьба затянется на часы!

О сюжете известно совсем мало. Главный герой раньше был пациентом лечебницы. Как он оттуда выписался, что там происходило, почему его преследуют кошмары — это тайна. Но очевидно, что местный персонал что-то скрывает. Женщина в вестибюле по имени Юля утверждает, что работает в больнице только первый день, но охранник Бруно подозрительно легко доверяет каждому её решению. А в кабинете одного из врачей можно узнать, что директор больницы док Миллер и некая Эллис (пол определить не получилось) используют не самые гуманные методы лечения.

Среди пациентов есть сломленные люди - настоящие психи. Но некоторых, судя по записям, спасли от внешних проблем. Нельзя сказать, что все живущие в этих стенах — на самом деле больны. Возможно, над ними проводят опыты в целях изучения новых методик. Поэтому мы не знаем за кого играем. Есть предположение, что наш герой — шизофреник, так и написано в диагнозе, который можно прочесть после нажатия клавиши Esc. Был ли он болен до лечения или стал таким уже после — это нам и предстоит узнать, когда полная версия «ASYLUM» увидит свет.

Заканчивается Demo на том, как мы попадаем в ловушку охранника. Дату полноценного релиза пока не раскрывают. Рекомендую пройти «Scratches» в свободное время. Уверен, игра зайдет любителям квестов и ужасов. Есть у неё много общего с «P.T» Кодзимы.

Обе эти игры — не живы, не мертвы. Обе пугают не скриммерами, а самой атмосферой, этой нагнетающей тишиной. Мы сами додумываем свои кошмары и очередная медленно открывающаяся дверь — предвещает немало жутких сцен.

Вы просыпаетесь в своём доме. Вокруг только пыль и множество предметов. Каждый уголок этого места хранит воспоминания о прожитой жизни. Вы сбиты с толку, не понимаете, что происходит. На столе вы находите фотографию. Поначалу не понятно, кто на ней изображен, но чем больше вы изучаете дом, тем яснее становится картина происходящего.

Вскоре все ваши мысли будет занимать только один вопрос. Где моя жена Серена? Дальнейшие поиски постепенно откроют завесу тайны. Но утраченные знания — это не то, о чём хотелось бы помнить. Сразу вы не поймёте, что случилось, ведь финал не очевиден. Это и делает прохождение «Serena» — интригующим и личным.

Чувствуется почерк создателей культовой игры «Scratches». Визуальный стиль, портреты на стенах, стихи, записки, комментарии к воспоминаниям, музыка, которая волшебным образом передаёт смятение главного героя. Он резко скачет от одной догадки к другой. Положительная реакция сменяется гневом, затем раскаянием и в конце осознанием.

«Serena» — это квест, который можно пройти за 40 минут. Но вы запомните эти 40 минут и задумаетесь над тем, сколько же мыслей разработчики из Senscape успели вложить в такую маленькую, но очень хорошую игру. Моя оценка — 8 неоднозначных фотографий из 10. Рекомендую.

Был бы Бэтмен российским поданным, он уже десять лет получал бы пенсию. В этом году ему исполнилось семьдесят. Но у Готэма свои законы, и если ты супергерой, то жить тебе до забвения. А забвение Бэтмену пока что не грозит. В прошлом году вышел фильм The Dark Knight, который покорил миллионы зрителей, отняв у них миллиард долларов (трехнедельное первое место на IMDB как бы намекает. ), а совсем недавно торжественно поступила в продажу игра Batman: Arkham Asylum. Так что в спокойных водах Леты господин Темный Рыцарь плескаться не собирается. Но волнует сейчас другое — будет ли нам интересен проект от Rocksteady Studios? Причем интересен, не как простая побегушка-пострелушка типа «Хранителей», а как что-то более серьезное, глубокое, некомиксное. Ведь разработчики взяли за основу классическую вселенную, а не ту, что создал режиссер Кристофер Нолан (Christopher Nolan).

Batman: Arkham Asylum

Вот в таких карточках мы можем найти аудиозаписи с персонажами, их биографию и ключевые особенности.

«Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь» покорили самую разнородную публику благодаря иному подходу к интерпретации истории. В комиксах и старых фильмах все герои — нарочито ненастоящие, какие-то мультяшные. Таких персонажей просто не могло быть в реальном мире, они сказочные, начиная от одежки-грима и заканчивая побуждениями, идеями и мыслями. Нолан же «оживил» их. Его Джокер — обычный психопат. Да, он талантлив, харизматичен, но его легко вообразить и в нашем мире. Пугало — не какой-то урод, бегающий в смешном наряде, а практикующий психиатр.

И после такого успеха, такого удачного трактования старой вселенной — Batman: Arkham Asylum. верна классике. Монстры, мутанты, клоуны и комиксные шизофреники.

И сам сюжет, как эпизод мультсериала. Ведь действие разворачивается в течение одной ночи внутри психбольницы-тюрьмы Аркхэм. Небольшой островок с пятком различных зданий и подземной коммуникацией. Никаких больших открытых местностей, боев в чистом поле. Лишь коридорные, комнатные, тоннельные и прочие виды драк. Но до битв еще дойти надо, а пока.

Batman: Arkham Asylum

Это лишь в самом начале Джокер закован в наручники, вскоре Бэтмен поймет, почему тот так легко попался.

. Бэтмен тащит в крепость-дурдом Джокера. Его, конечно, все уже ждут: камеру подготовили, охрану выставили, заключенных перевели на более строгий режим. Как-никак в тюрьму прибывает один из главных преступников Готэма.

Однако быстро становится ясно, что принудительно лечиться и всю жизнь смотреть на надзирателей сквозь решетки Джокер не то чтобы даже не хочет, а просто не будет. У него давно был план, как устроить бунт в Аркхэме, захватить весь остров, а потом натворить что-то еще более веселое. В полицию поступают сведения о том, что весь Готэм заминирован, преступники осуществляют коварный план босса, а мир находится в одной ночи от гибели.

Batman: Arkham Asylum

Пугало наводит кошмары и на нас. Эти сцены — одни из лучших. Но при восхитительной атмосфере, увы, игровой процесс в них все-таки слабоват.

Они видят его таким

Но сразу хочу вас предупредить: сюжет все-таки слабоват. Никакого подтекста, морали или сдирания кожи с пороков нет. Зато подача настолько вкусная, что я могу с уверенностью сказать — перед нами одна из самых харизматичных игр на PC.

Batman: Arkham Asylum — пример фундаментального подхода к созданию игры. Если вы раньше никогда не сталкивались с летучими мышами, а людей в гриме видели только в цирке, то после посещения местной психушки почти наверняка немного да влюбитесь во вселенную Бэтмена. Разработчики всего одним проектом смогли познакомить нас с самыми ключевыми личностями этого мира, передать их мироощущения, их мысли и желания. По ходу прохождения мы будем находить аудиозаписи, в которых с заключенными беседуют психиатры. О каждом нам скажут пару слов, а потом и сами злодеи будут либо открывать врачам душу, либо наоборот прятать ее. Мы «увидим», как свихнется Харли Квин, как Ядовитый Плющ очарует врача, а Пугало сведет с ума мозгоправа.

Batman: Arkham Asylum

Драки красочны, Бэтмен использует десятки различных приемов и ударов.

Да и лично со многими головорезами познакомимся. Поймем, почему охранники никогда не спускаются в канализацию к Кроку, убедимся, насколько амбициозен и изобретателен Загадочник, спрятавший десятки призов на всех уровнях. И на своей шкуре почувствуем, что значит страх, который рождает Пугало.

И герои не просто злы, тупы, мвахахашны и с желанием мир захватить. Все они любопытны, с ними интересно встречаться. Так что пускай разработчики и не пошли по пути Нолана, но и старая протоптанная дорога их полностью не устроила. Arkham Asylum — еще одно видение вселенной.

Batman: Arkham Asylum

Иногда надо действовать вот так — незаметно и осторожно.

Чем живет человек-летучая мышь?

В обзорах принято четко называть жанр игры. Мол, это пошаговая стратегия, а это RTS. Точка. Полдела сделано, читатель уже сам почти все понял. С «Бэтменом» так поступить не могу. Боевик от третьего лица? Да, безусловно, но многое ли вам это скажет? Можно немного сузить определение, добавив «. про супергероя». Тут же вырисовываются более конкретные ассоциации. Не так давно вышел Spider-Man: Web of Shadows, две части «Хранителей», другая муть разного пошиба о людях в резиновых масках. Но все это не то. Нельзя равнять Arkham Asylum с играми, которые нравятся только подросткам и очень. увлеченным взрослым. Перед нами серьезный проект-приключение.

Многие игры по комиксам используют классическую схему, где надо двигаться от начала уровня к концу и убивать всех на пути. Перебили сотню головорезов, пробежали тысячу метров, извольте зайти в следующую локацию. Здесь же уровень один. Остров Аркхэм. Он монолитен, как участок в Resident Evil 2. Бегаем по нему и постоянно открываем что-то новенькое.

Batman: Arkham Asylum

Прыжок с горгульи и атака неприятеля двумя ногами.

Причем на протяжении всей игры на острове что-то меняется. Сначала все спокойно и мило, заключенные еще не выбрались наружу, охрана пытается подавить бунты, машина скорой помощи стоит в переулке и за ней прячутся санитары. Но время-то идет, события всякие разные происходят, а потому Джокер ставит на вышки снайперов, по периметру бегают дикие сумасшедшие, которые выбрались из психушки, а медики убиты и повешены. Каждый раз, когда будете выходить на улицу, увидите что-то новенькое.

Arkham Asylum напоминает первые Metal Gear Solid. Мы среди врагов, которые замыслили недоброе масштаба всемирного. Все друзья где-то далеко, и по рации связываются с нами. Поступает информация, и Бэтмену срочно надо из одной точки попасть в другую. Но мы ведь на острове, который контролирует Джокер, а потому шляться, где вздумается, не получится. Надо искать обходные пути, ползать по канализации, прыгать над потолком и летать на наших замечательных крыльях.

Кстати, как и в MGS, у нашего героя есть целый набор самых разных приспособлений. Например, так называемый «режим детектива», с помощью которого мы не только видим сквозь стены, но еще и находим людей по отпечаткам пальцев или. перегару. Есть и известный бэтаранг, и крюк, с помощью которого взбираемся на стены. Много всего. Это позволило разработчикам ставить перед нами еще более сложные задачи.

Если внимательно разглядывать окружение, то можно наткнуться на тысячу мелких деталей. Очаровательно.

Насильно учим добру

Но Бэтмен, конечно же, не только бродит по острову и пытается разгадать загадки Аркхэма и Джокера. Разбивать морды об кулаки придется часто. Причем все сражения можно условно поделить на два типа. Первый — мы просто врываемся в толпу заключенных и устраиваем классическое супергеройское побоище. Выходит очень бодренько, а главное — красиво. Нельзя такие бои назвать сложными, но эффектные они однозначно.

Второй тип совершенно иной — тактический. Мы попадаем в огромное помещение с высоким потолком, несколькими ярусами и каменными горгульями на стенах. И наша задача — устранить всех противников (Бэтмен не убивает врагов, а лишь вырубает их; наверное, нобелевскую премию мира хочет — Обаме дали, а человек-летучая мышь чем хуже?). Но тут недостаточно просто спрыгнуть в толпу врагов и стремительно надавать всем в щи. Зэки с автоматами ходят — одно лишнее действие, и Бэтмен дохнет от переизбытка свинца в организме.

Поэтому приходится постоянно изобретать тактику победы. Устранить одного противника — не проблема. Можно прыгнуть ему за спину и оглушить или свеситься с горгульи, схватить его и подвесить за ноги. Не запрещено и просто двумя-тремя сильными ударами вырубить — вариантов масса. Но есть проблемка: как только один из преступников повержен, все остальные сбегаются к нему. А вместе они не то чтобы сила, но стреляют, сволочи, быстро и точно — открыто действовать уже не получится.

Batman: Arkham Asylum

Бэтмен ищет нужного человека по перегару. Любопытно, но разработчики почти что тот же самый трюк повторяют три раза на протяжении игры.

Но и эта задача разрешима для того, кто носит маску с ушами. Можем, например, быстро перелететь в другой конец зала и схватить одного из бегущих бойцов. Другой способ — заминировать подход к павшему врагу. Все соберутся возле него, а мы их подорвем. Частенько приходится просто выжидать, пока недруги рассредоточатся. Если они будут ходить хотя бы по двое, то нам уже легче. Одного вырубаем бэтарангом, а на второго прыгаем двумя ногами вперед. Сбиваем, оглушаем — и опять наверх, к горгульям.

На описание всех тактик может уйти отдельный материал. Ведь каждый зал, в котором мы деремся, особенный. Где-то помимо горгулий есть еще комнатка со стеклянной крышей, большая сеть вентиляций, дыры в стенах, множество укромных уголков, высокие книжные полки и еще множество других объектов. Arkham Asylum действительно частенько заставляет нас по несколько минут просто сидеть и думать, как же лучше поступить. И я уверяю, далеко не всегда сразу удастся найти правильное решение. И не раз придется услышать крик заключенного: «Бэтмен сдох!»

Batman: Arkham Asylum

Одна из загадок: как попасть в то место, где стоит снайпер. Разгадаем, двинемся дальше.

Хотите поговорить об этом?

Впрочем, не только этой фразой ограничивается лексикон здешних бандитов. Игра чрезвычайно болтлива. Кто-то постоянно что-то говорит. Куда ни сунься — идут беседы. Просто ползем по вентиляции, слышим: где-то зэки фразами обмениваются. Мол, почему у них оружия нет, если Бэтмен придет, то крышка. Другой головорез отвечает, что оружие дрянь — он хочет кулаками расколоть мышиную голову. При этом мы можем спокойно проползти дальше и не услышать, чем кончится их общение.

Когда противники рылись в библиотеке, то минут десять о чем-то спорили. А ведь мы могли просто спрыгнуть и избить их, не дослушав и первой фразы. Кажется, что остров настоящий, и пускай почти все зэки похожи друг на друга, но они разговаривают, что-то придумывают, кричат и оспаривают. Это просто замечательно. И особенно хорошо то, что это не какие-нибудь сцены, которые невозможно пропустить. Не хотим слушать — пробежим мимо (например, порой мы натыкаемся на выпуски новостей, но слышно их только в одной комнате — пошли дальше, все пропустили).

Но, конечно, больше всех болтает Джокер. По всему Аркхэму стоят телевизоры или рупоры, через которые он и общается то с нами, то с бандитами. Каждый раз, когда мы входим в одну из комнат — он что-то рассказывает.

Batman: Arkham Asylum

Увы, далеко не все боссы разнообразны. Действительно запомнятся лишь Плющ да Пугало.

Причем он вещает не монотонно и однообразно. Джокера можно цитировать полностью. Любая фраза — хоть сколько-нибудь да любопытна. Когда Бэтмен незаметно вырубил одного из бандитов, то послышалось: «Ушастый забрал одного из вас. Причем сейчас у них не романтическое свидание, чего вы стоите?!» Или в другой раз, когда мы только вошли в комнату, но еще никого не трогали: «Если вы вновь упустите Бэтмена, я запру вас в камерах и пущу веселящий газ. Впрочем, почему бы не поступить так прямо сейчас? Это же весело!»

А уж аудиозаписи с Джокером — и вовсе подарок: «Больной по прозвищу Джокер не идет на контакт. Вот уже несколько дней я безрезультатно пытаюсь пообщаться с ним — говорит женский голос врача-психиатра, — но сегодня я постараюсь применить другой способ». Джокер мгновенно парирует: «О, не вгоняйте в краску. У меня есть подружка». Но роль играют не только слова, но и сама интонация. В общем, разработчики смогли удержать планку и подтвердить, что Джокер — один из самых интересных злодеев.

Самое время закончить. Мол, игра потрясающая, и точка. Но хочу вас предостеречь — ее не стоит проходить за два-три дня. Желательно растянуть удовольствие на неделю, а то и на две. В Arkham Asylum потрясающая атмосфера, но действия все-таки однообразны. Сначала все кажется потрясающим, любая находка — шедевром. Но как повторенная шутка превращается в глупость, так даже самая отличная идея набивает оскомину. Поэтому отдыхайте и не торопитесь. Два часа в день — и у вас останутся лишь положительные эмоции. Безусловно, перед нами одна из лучших игр года.

Плюсы: восхитительная атмосфера; обилие юмора; интересные находки разработчиков; красивый внешний вид; отличная подача сюжета.
Минусы: однообразие действий, игра приедается ближе к концовке; слабоватый сюжет; многие интересные находки повторяются неоднократно.

Читайте также: