Алиса в стране чудес игра обзор

Обновлено: 03.07.2024

В портфолио Американа Макги, бывшего дизайнера уровней для Doom и Quake, гениальный экшен American McGee’s Alice соседствует с горами безыдейного трэша вроде BadDay L.A. Терпя одно разочарование за другим, фанаты Американа не раз повторяли: «Лучше б просто сделал новую «Алису»! И вот их молитвы наконец были услышаны. Правда, Alice: Madness Returns получилась такой же неровной, как и творческий путь ее создателя. Но, к счастью, добро в ней все же побеждает зло — во всех смыслах.

Десять лет спустя

Повзрослевшую на 10 лет Алису по-прежнему терзают тайны прошлого. Ее родители, напомним, сгорели на пожаре, и теперь Алиса бродит по мрачным улочкам викторианского Лондона, пытаясь найти людей, способных рассказать что-то конкретное о том, как случилось это несчастье, но периодически снова проваливается в глубины больного подсознания, то бишь в Страну чудес. Именно там ей предстоит отыскать и собрать воедино осколки собственной памяти.

Из-за того, что разум Алисы под угрозой, волшебная страна тоже оказалась на пороге гибели. Героиня запуталась и не может отличить реальность от вымысла, а ее безумие прорывается наружу в виде пугающих видений, которые являются девушке на улицах Лондона. И наоборот, примеченное в реальности потом находит гипертрофированное уродливое отражение в Стране чудес: например, мертвая замороженная рыба, виденная в порту (на следующем уровне появляются враги-рыбы), или плакат с рекламой выступления человека-моржа (чуть позже огромный морж сожрет устриц, танцующих в волшебном кордебалете).

Некоторыми видами оружия можно разбивать потайные стены и массивные сундуки.

Все это разыгрывается в болезненно-прекрасном антураже, где переплетаются ирония, депрессия и ужас. Новая игра Макги — это по-прежнему праздник выдающего художественного стиля. И по ту, и по эту стороны реальности все кажется исковерканным, грязным, безнадежно испорченным, но при этом пугающе красивым. Автор снова ставит на сюрреализм и висящие в воздухе замысловатые конструкции в стиле первой части, но это не значит, что его фантазия оскудела. Здесь полно и новых образов. Так, предвестником гибели Страны чудес становится огромный инфернальный поезд, который всю игру пытается догнать Алису. Изменились и привычные персонажи: Безумный Шляпник превратился в огромного киборга, которого мы собираем по частям, а Мышь-Соня и Мартовский Заяц вдруг оказываются диктаторами-индустриалистами, которые пытаются остановить Алису при помощи боевого робота.

Игра нервов

Как и оригинал 11-летней давности, Alice: Madness Returns представляет собой сочетание экшена и платформера, где мы чередуем прыжки и сражения. Так вот, в обоих случаях авторы делают все, чтобы и самих игроков поскорее превратить в пациентов желтого дома.

Камера во время прыжков ведет себя развязнее мужа-ходока, который впервые за 5 лет вырвался в стриптиз-бар: постоянно норовит уйти налево или заглянуть Алисе под юбку. Даже на консолях она, вопреки традициям последних лет, принудительно не выравнивается за спиной прыгающей героини.

Алиса теперь может по нажатию одной клавиши уменьшаться в размере и проникать в труднодоступные места: так отыскиваются тайные локации с бонусами.

Особенно нервирует поведение камеры во время сражений, где к связанным с ней проблемам прибавляются еще и трудности с криво реализованным автоматическим прицеливанием. Строго говоря, оно необходимо только в тех случаях, когда вас атакуют противники, кидающиеся взрывоопасными предметами: сфокусировавшись на таком злыдне, Алиса может расстрелять бомбы в его руках или вовремя отбить запущенный в нее снаряд зонтиком. Во всех остальных случаях эта функция не только бесполезна, но и временами просто мешает играть: прицел регулярно цепляется не к тому врагу и отказывается переключаться, а камера при виде нескольких врагов начинает биться в истерике и смотреть Алисе под ноги.

Когда же таких «метателей» собирается сразу несколько, а под ногами вертится более мелкая шушера, приходится целиться вручную: необходимость постоянно переключать цели, чтобы поймать в прицел именно того, кто уже приготовил свой снаряд, превращает вас в отчаянно матерящегося психа.

Да и сами сражения оскудели. Оружия стало меньше. Арсенал сам по себе забавный (например, чайник-гранатомет или перечница-пулемет), но далеко не такой выдающийся, как раньше. Да и альтернативных режимов использования оружия (например, выстрелить все карты из колоды разом) теперь практически нет.

Наконец, в Alice: Madness Returns часто приходится повторять одни и те же занудные действия: вас, скажем, постоянно заставляют стрелять из перечницы по красным кнопкам и летающим свиным пятачкам, которые здесь выполняют роль «пасхальных яиц».

Когда у Алисы остается минимум здоровья, можно включить режим «истерики», в котором героиня становится почти неуязвимой и наносит врагам гораздо больше урона.

О пользе преодоления

Но если вы сумеете оценить дизайн и сюжет игры, то обязательно приручите камеру, перенастроите клавиши, привыкнете к управлению и приноровитесь быстро менять цели, чтобы расправляться с толпами «ракетчиков». Одним словом, сделаете все, чтобы пройти довольно длинную игру до конца.

И на каждый аргумент «против» запросто найдете довод «за». Однообразие? Но, позвольте, периодически авторы разбавляют процесс мини-играми, локации всегда разные и неизменно колоритные (адский металлургический комбинат, подводный город, мрачный кукольный домик), а те же упражнения с красными кнопками и платформами постепенно эволюционируют, становятся все сложнее. Появляются и новые противники, которые оживляют успевшие надоесть сражения, например призраки, способные атаковать из-под земли.

Много платформ? Акробатические этюды повторяются? Но это такая же примета жанра, как сбор предметов для квестов. Да и тут авторы периодически подбрасывают что-то неожиданное: например, заставят вас прыгать так, чтобы оставаться в свете, который излучает плывущий рядом морской конек.

Наскучивает сбор всевозможных плюшек и бонусов, который тоже проходит по одной и той же схеме? Но это все равно что коллекционировать экспу и трофеи в RPG: собранные осколки памяти Алисы проливают свет на происходящее, за вываливающиеся из противников и ящиков зубы можно апгрейдить оружие, розы восстанавливают жизненную энергию, а наградой за прохождение скрытых испытаний будет увеличение максимального уровня «здоровья» героини.

Поэтому искать, прыгать и добираться до нужного места, пусть даже с тридцатой попытки, все равно хочется. Alice: Madness Returns до сих пор живет в 2000 году и содержит все приметы типичного геймдизайна той эпохи. Причем повышенная сложность объясняется не только кривым управлением: игра в принципе заставляет вас быть внимательным и сосредоточенным. Не получается допрыгнуть до нужной платформы? Успокойтесь, возьмите себя в руки, еще раз прикиньте, как и куда прыгать. Когда получится, будет о чем вспомнить и чем гордится.

Даже в Лондоне по привычке хочется разбивать бочки и искать там бонусные зубы.

Ну а если игра все равно окажется для вас крепким орешком, поменяйте уровень сложности или оденьте Алису в один из бонусных костюмов, которые дают существенные преимущества. Так или иначе, Madness Returns вполне проходима, и даже довольно большая продолжительность игры (около 15 часов) только разжигает интерес.

Alice: Madness Returns — это по-прежнему Игра с большой буквы, в которой есть дух настоящего приключения, пускай не всегда веселого, легкого и комфортного. Она поражает воображение неожиданными визуальными образами, не боится довольно фамильярно обращаться со всем знакомой сказочной вселенной и, во многом благодаря нетривиальному дизайну, заставляет сидеть перед монитором или телевизором часами. Ее даже неохота анализировать, как положено рецензенту. Вместо этого хочется просто еще раз прогуляться по Стране чудес, чтобы слушать, смотреть, искать, собирать, преодолевать, а преодолев, испытать чувство глубокого удовлетворения.

За 10 лет отсутствия Алисы изменилась не только Страна чудес, но и многие ее обитатели

Alice: Madness Returns

Сейчас самое главное — правильно указать истинную целевую аудиторию для Alice: Madness Returns. Поверьте, это очень важно. Игрокам, воспитанным на скоротечных и зрелищных экшенах, простеньких аркадах и ролевых эпосах с геями, здесь будет не так интересно. Но те из вас, кто не понаслышке знаком с изнуряющими, хардкорными и стрессонагнетающими (ну так, слегка — чтоб мышку или геймпад разбить о стенку) платформерами, пожалуйста, останьтесь. Новая «Алиса» от МакГи — то, что вам нужно.

Классические атрибуты произведений схожей природы бережно сохранены. Вы постоянно будете потчевать себя такими милыми сердцу «недопрыгами», «недолетами» с не совсем вовремя нажатыми клавишами. Игра отчаянно сопротивляется скорому и беглому прохождению. А значит, и неуважительного отношения к себе тоже не приемлет. Alice: Madness Returns невозможно освоить с первых секунд. Она, как дорогой и крепкий алкогольный напиток, требует привыкания. Главное — поначалу смириться с тем, что перед нами хардкорный платформер. Того, кто усидит за ним первый час, в дальнейшем оторвать будет невозможно.

Важно не переборщить и баловать себя прохождением не самыми большими порциями за раз. Потому как, если вы вдруг планируете провести с «Алисой» не менее пяти часов подряд, то рискуете прийти к ошибочному заблуждению, что игра немного нудная и затянутая. Собирайте молочные зубы (они тут служат основной валютой при апгрейде оружия). Ищите секретные комнаты, пробраться к которым можно только через замочные скважины. Подбирайте осколки «воспоминаний» главной героини. Изучайте местные красоты, от которых всегда гарантированно захватывает дух. В действительности перечисленные операции произведут на вас намного большее впечатление, уж поверьте. И тогда Alice: Madness Returns начнет доставлять удовольствие.

С механикой сражений проблем очевидных нет. Наша Алиса, орудуя попеременно приспособлениями для ведения ближнего и дальнего боя, проводит серию быстрых атак, словно обезумевшая маньячка. Интересных экземпляров для разделки полно. Тут вам и крабы, прикуривающие от сигары бомбы, и безобразные увальни с лицами младенцев, и прямоходящие карты. И это далеко не весь список.

А вот как тут можно расправляться с неугодными — ух-х, прелесть просто. Есть и старая добрая перечница, и чайник с кипяточком да с шахматной булавой-фигурой лошади, и полюбившийся кухонный нож. Прикрывайтесь от летящих предметов зонтиком, ставьте сами часовые бомбы. Не скупитесь на усовершенствования для арсенала. И прыгайте, прыгайте, прыгайте. За это вас никто не осудит. Прыгайте по круглым, квадратным, подвесным, невидимым и ледяным платформам. Упали в бездну? Не беда! Повторите, снова повторите! Мы знаем, как вам сейчас хорошо, как вы соскучились по классическому хардкорному платформеру. Сами уже неделю из состояния эйфории выйти не можем. Что говорите? Вам такое не подходит? Ну, тогда вы ошиблись страничкой.

Alice: Madness Returns

Это самое жизнерадостное выражение лица Алисы, которое нам удалось запечатлеть за всю игру.

Когда не страшно открыть глаза

Только не забывайте про Алису. Ей здорово досталось. Девочка выросла, родителей нет. Мрачные трущобы Лондона за окном. Столько лет, проведенных в психушке. Но нужно устоять и попытаться не сойти окончательно с ума. Ну и пусть Чеширский Кот вновь дает о себе знать. Мы даже не сразу обратили внимание, что Герцогиня и Шляпник теперь числятся в стане добрых персонажей. Для нас важно выяснить правду. Кто был виновником пожара, в котором погибли мама и папа? Ответ как никогда близок.

Львиную долю времени мы проводим в Стране Чудес. Случаются кратковременные вылазки в грязный и реальный город. Только мы не за красотами Лондона сюда пришли. Дивный мир Алисы поглощает умело, расчетливо, со знанием психологии своего почитателя. Находиться в нем приятно. Потухшие от лицезрения привычных серых игр, «замыленные» глаза вдруг загораются, как у малолетнего доверчивого сорванца, еще верящего в Деда Мороза и высшую справедливость. А дальше только смена места действия в Madness Returns — и железная фиксация в мозгу увиденного великолепия.

Вот минутка прошла — вы уже не сводите глаз с развешенных в воздухе шестеренок, паровых труб, плиток и загадочных циферблатов. Прошла другая — с особым эстетическим наслаждением наблюдаете, как героиня раскуривает кальян для важного дела, дергает рычаги заржавевших механизмов и метко стреляет из перечницы по красным тумблерам. А тут нашей малютке наносят непоправимый урон, от смерти спасает только «истерия». Черное, белое вокруг. Красное из глаз и губ. И чувства боли больше нет.

После мы куда-то едем. Долго. Плывем на корабле. Катаемся на вагонетке. Беседуем с милым Котиком прямо в кабине фуникулера. И бежим. За пьяницей-осьминогом, по следам чувственной устрицы. Чтобы помочь загадочному существу с организацией необычного оркестра. И освободить духов из склепа от несправедливого гнета. Подарить надежду бывшему капитану корабля, потерпевшего крушение. И устроить представление в самом непривычном театре…

Не спешите забрасывать Alice: Madness Returns после запуска и первого часа в Стране Чудес. Поверьте, подобная нелепость у многих случалась. Главное, суметь себя убедить, что дальше будет интереснее, а нетипичная продолжительность «Алисы» вкупе с непопулярной формулой геймплея — дань уважения классическим платформерам. Не остановитесь в начале — МакГи вас поощрит несколько десятков раз. И тогда уже нормально побеседовать с вами окружающие смогут только после того, как неизбежная финальная сцена трафаретом отпечатается в памяти. Надолго. Или навсегда. А может, ровно до выхода третьей части. Мы вот почти одиннадцать лет сиквел ждали, а помним, чем закончилась оригинальная Alice, до сих пор.

С этой секунды нам хочется снять с Американа МакГи все накопившиеся обвинения. Складывается впечатление, что долгое время он выпускал откровенно проходные и никоим образом не трогающие за душу проекты только по одной благородной причине — силы, эмоции, неподдельный талант и отменная прозорливость береглись для Alice: Madness Returns. Пусть ее не восприняли на должном уровне широкие массы. Что ж, наверное, так и должно быть.

Плюсы: восхитительная атмосфера; хардкорный геймплей; потрясающий левел-дизайн; приятный звук; простая и изящная боевая система.
Минусы: тем, кто с играми знаком недавно, понять всю прелесть новой Alice будет трудно. Но возможно.

Когда самый известный психоделический режиссер современности (Тим Бёртон) берется экранизировать самую известную психоделическую сказку всех времен («Алису в Стране чудес», конечно), все разумные киноманы планеты ждут премьеры, затаив дыхание. Но когда компания Disney, учредитель всего мероприятия, анонсирует по этому фильму тематическую видеоигру (вдобавок еще и для Wii), похожей реакции ни у кого почему-то не наблюдается. И дело не только в том, что французы Etranges Libellule — это не Уоррен Спектор и его Junction Point Studios, которые сейчас заняты ребрендингом Микки-Мауса. Основная причина в том, что ровно десять лет назад эпатажный геймдизайнер Американ Макги окончательно закрыл тему возвращения в Зазеркалье в экшене American McGee’s Alice. Повзрослевшая Алиса, которая кромсала карточных стражей кухонным ножом под музыку Криса Вренны (бывшего клавишника Мэрилина Мэнсона), и строчки меню, которые складывались в аббревиатуру LSD, — в последнее время Disney, конечно, не стесняется экспериментировать, но повторить такое он вряд ли решился бы.

Страна приливов

Джонни Депп в печали, ведь в игре его Шляпника озвучивает совсем другой, никому не известный, актер.

Что, возможно, и к лучшему, учитывая, что Макги сейчас работает над полноценным сиквелом, Return of Alice (хотя по поводу его проектов мы уже боимся делать какие-то прогнозы). Ну а диснеевская Alice in Wonderland даже не претендует на рейтинг выше «Teen». Обидно другое — в игре про Алису очень мало самой Алисы, которая почти всю дорогу послушно семенит вслед за друзьями и лишь для финальной битвы ненадолго берется за меч. Зато любого из доступных персонажей можно взять под контроль нажатием одной кнопки, и уж поверьте — нажимать эту кнопку придется часто.

Белый Кролик умеет охаживать врагов огромными часами на цепи — примерно такие же были у участников рэп-группы Public Enemy.

Если разом осушить бутылку с пометкой «Яд», то рано или поздно почувствуешь легкое недомогание.

Часто для решения какого-нибудь пазла или победы над врагом требуются совместные действия всех персонажей, и уж тогда-то махать вимоутом (взмахи как раз включают спецспособности) приходится почти до изнеможения. Классический пример — первая же битва с Брандашмыгом: в то время как зверь готовится к прыжку, Кролик останавливает время, а Заяц ставит на пути зависшей в прыжке псины массивную мраморную колонну. Завершает комбо маленькая Мышь, которая в стиле God of War (quick time events на месте) взбирается на голову босса и втыкает тому иголку в глаз. Алиса все это время отсиживается за большим камнем, пытаясь побольнее ущипнуть себя, и никак не может поверить, что ее предназначение — спасти Страну чудес от власти Красной Королевы.

Когда маленькая Алиса оказывается лучше большой

Воркалось

Сложно поверить в то, что этот поеденный лишаем Заяц может силой мысли перемещать мраморные колонны, но так оно и есть.

«Мы все здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Ты сумасшедшая. Иначе бы ты сюда не попала» — эти знаменитые слова Чеширского Кота не слишком подходят к этой игре. В отличие от бёртоновской экранизации, интерактивная Alice in Wonderland почти не умеет удивлять. Новые персонажи встречаются там, где и положено по сценарию, ролики на движке игры в основном повторяют сцены из фильма, а бескровные драки с однообразными карточными стражами скучны настолько, что лучше бы их не было вовсе. Что же тогда является главной причиной, чтобы уделить этой игре внимание: пазлы, прокачка героев посредством сбора монеток или полезная возможность играть вдвоем? Правильный ответ — уровни. Для Wii игра выглядит неожиданно красиво, и хоть до первоисточника по качеству анимации ей все равно бесконечно далеко, среди здешних грибных лесов, красных пустынь, летающих зданий и шахматных дворцов так и хочется задержаться подольше. В фильме большинство этих локаций появлялись лишь мельком (а некоторые вообще только упоминались), да и то сразу меркли на фоне блестящей игры живых актеров. «Алисе» для Wii это точно не грозит.

Маленькая Мышь неожиданно выступает главным героем слэшера. Только слэшер из этой игры плохой.

Мэрилин Мэнсон — новая звезда независимого кинематографа

Первым снять мрачный хоррор о приключениях Алисы задумывал еще Американ Макги. На главную роль была выбрана Сара-Мишель Геллар (которая с тех пор успела совсем уж повзрослеть и даже родить ребенка), но, как это часто бывает у Макги, проект заглох еще на стадии подготовки. Как раз тогда, когда его совсем перестали ждать, о желании снять свою версию книги Льюиса Кэрролла заявил не кто иной, как Мэрилин Мэнсон. «Князь тьмы» выступит в проекте Phantasmagoria: The Visions of Lewis Carroll не только как режиссер, сценарист и автор музыки (вместе с Крисом Вренной), но и сыграет одну из главных ролей — самого писателя Льюиса Кэрролла. Неизвестно, какой режиссер получится из эпатажного рокера (фильм должен выйти в этом году и распространяться будет, скорее всего, через Интернет), но вот с выбором исполнительницы главной роли Мэнсон точно не прогадал. Рыжеволосая англичанка Лили Коул (на фото — вместе с режиссером) великолепно сыграла у Терри Гиллиама в недавнем «Воображариуме доктора Парнаса», и в том, что из нее получится прекрасная готическая Алиса, мы ни чуточки не сомневаемся.

Яркая и простая, Alice in Wonderland предназначена в первую очередь для детей и их родителей, совместно размахивающих вимоутом перед телевизором (игру можно проходить и вдвоем), но не становится от этого намного хуже. Напротив, свою основную роль она выполняет — помогает продлить впечатления от фильма в домашних условиях. Конечно, мы бы предпочли более взрослую и самостоятельную игру, которая представляла бы ценность в отрыве от картины, и такая версия действительно существует — для Nintendo DS (см. врезку). А если у вас почему-то нет возможности с ней познакомиться, то остается только посоветовать еще раз перепройти American McGee’s Alice.

«Алиса в Стране Чудес» — пожалуй, самое странное кино Тима Бертона. Это красочная сюрреалистическая фантазия на тему Льюиса Кэррла, не дословный пересказ и даже не компиляция идей. Алиса здесь не наивная маленькая девочка, а девятнадцатилетняя сбежавшая со свадьбы нонконформистка. Но бертоновской глубины и драмы здесь почти нет. Несмотря на все изыски, это просто хорошо снятая сказка с дежурным сумасбродством «в стиле Алисы».

У игры проблемы серьезней. Ее авторы подошли к своей задаче так, как подходят рабочие к перемешиванию цемента сапогами. Ответственно, но без фантазии. Сюжет кое-как повторяет канву фильма: Алису заманил в нору Белый Кролик Мак Твист, чтобы она спасла их мир от Королевы Червей. Только жители страны не уверены, что это та Алиса, которая приходила к ним, когда была маленькой. Нам нужно доказать, что Алиса — это настоящая Алиса, разыскивая причастных к делу персонажей, вроде Безумного Шляпочника. А потом побежать в замок бить Бармаглота и приспешников Хелены Бонем Картер. Подана эта история некрасиво: через череду жидких роликов с пенопластовыми репликами персонажей.

Геймплей завязан на умениях главных героев: Мак Твист останавливает время (необходимо для обуздания вертящихся предметов), Соня дерется, Шляпочник соединяет куски живописных картин с обломками архитектуры в целые предметы, Мартовский Заяц с помощью телекинеза собирает разломанные вещи и швыряется камнями, а появляющийся ближе к концу Мартовский Кот видит невидимые предметы.

Звучит все это увлекательно, но на деле сводится к однообразным задачкам вроде «собери дверь» или «останови вертящийся указатель». В основном мы скачем по грязно-зеленым пасторалям, косим сухие кусты, перепрыгиваем деревья, открываем сундуки с монетками и деремся с картами. В битвах однообразие становится перманентным: вид врагов всегда один, а боевые приемы героев состоят из пары анимаций. Впрочем, за накопленные очки можно купить в магазине какой-нибудь спецприем вроде «самонаводящейся посуды».

Добавьте ко всему сказанному бледную графику с колченогой анимацией, скучные бонусы, затянутость и получите классический портрет «детской игры по фильму». Впрочем, делать такую «классику» моветон вот уж года как четыре.

Читайте также: