Age of wonders 3 eternal lords обзор

Обновлено: 03.07.2024

Давным-давно, в начале девяностых, компания Microprose положила начало золотому веку глобальных стратегий. Именно тогда они издали первую Master of Orion, вскоре стартовали знаменитые Civilization и Colonization, а еще чуть позже вышла Master of Magic. Три первых игры получили продолжения и ремейки, а их названия на слуху даже сейчас. Фэнтезийный же Master of Magic ни одного продолжения так и не дождался — несмотря на культовый статус и первые места в списках «лучших игр всех времен и народов».

Стать идейным наследником MoM пытались многие и пытаются до сих пор. Относительно недавние Warlock и Elemental тому подтверждение. Но ближе всего подошла серия Age of Wonders. Единственным ее недостатком была катастрофическая затянутость. Так уж получилось, что первая часть вышла в то время, когда было модно считать, что вдумчивая стратегия обязана быть очень длинной. В Age of Wonders 2 этот недостаток сгладили, поэтому игра по сей день считается одной из лучших фэнтезийных стратегий. Однако есть маленький нюанс — ей на днях уже двенадцать лет стукнет.

В прошлом году Triumph Studios, бессменные разработчики серии, объявили о скором продолжении, и несколько недель назад мы получили доступ в закрытую бету Age of Wonders 3. Скажем сразу, она нас порадовала — разработчики руководствовались принципом «сделать как было, только лучше» и не прогадали. Буквально через неделю в свет выйдет полная версия, а заодно и наша рецензия. Пока же пройдемся по тому, что видели в бете, и расскажем о ключевых моментах AoW 3, которые делают ее достойным наследником серии.

Age of Wonders — это помесь глобальной стратегии с пошаговой тактикой, разбавленная ролевыми элементами. На стратегической карте мы управляем империей — строим и развиваем города, расширяем границы, исследуем технологии и рассылаем во все стороны целые армии. Когда одна из таких армий натыкается на врага, бой проходит на тактической карте, где мы сами управляем каждым отрядом нашего войска.

Age of Wonders 3

Мы начинаем игру с одиноким героем, несколькими солдатами и, вероятно, небольшим городком, а наша цель — смести с глобальной карты всех конкурентов. В отличие от «Цивилизаций» и Master of Orion, здесь не предусмотрены мирные пути прохождения. Правда, это не значит, что можно забыть про дипломатию, экономику и науку, — просто все это служит исключительно военным целям. Вместо того чтобы развивать культуру, мы развиваем армию — исследуем улучшения для войск и заклинания для главного героя. Вместо мирных мегаполисов строим замки, в которых можно тренировать войска и держать оборону.

Но игра не сводится к набору армии и сражениям — следить нужно за очень многим. За развитием городов, чтобы те хотя бы окупали собственную оборону. За логистикой, чтобы раз за разом не тащить войска из одного конца карты в другой. За настроениями в империи, чтобы войска не бунтовали и рабочие не бастовали. И стратегические решения значат очень много — оккупировать город на болотах, зная, что жители в таком климате будут больше ныть, чем работать, или разграбить его, настроив против себя соседей?

Age of Wonders 3

В любой игре серии Age of Wonders можно отметить пять отличительных особенностей, которые выделяют серию среди всех игр подобного жанра. И все они в третьей части наличествуют — давайте остановимся на них подробнее.

Люди, которые никогда не слышали об Age of Wonders, узнают, что здесь вообще есть. А старые поклонники, вероятно, вздохнут с облегчением, узнав, что все это здесь еще на месте. Итак, здесь есть.

Age of Wonders 3

Что на самом деле в глобальных стратегиях встречается не так уж и часто. Та же «Цивилизация» вынуждена худо-бедно считаться с историческими реалиями, не допускать оскорбительных стереотипов и заботиться о мнении мирового сообщества. Age of Wonders таких ограничений лишена — чай, эльфы с гномами не обидятся и в суд не подадут.

Age of Wonders 3

Поэтому у каждой расы есть ярко выраженные сильные и слабые стороны. Эльфы легки на ногу, а их лучники бьют без промаха с бешеных расстояний, зато удар лесные обитатели держат из рук вон плохо. У орков, напротив, стрелки с пяти шагов в сарай промажут, но о тяжелую пехоту таран можно сломать. Люди могут гордиться своей кавалерией — но ровно до тех пор, пока эта кавалерия не налетит на гоблинские пики и не подавится потоком отравленных стрел, которые никакие доспехи не остановят. А пикинеры гоблинов не успеют и пикнуть, если на них спикирует с неба летающая пехота драконидов.

К сожалению, рас всего шесть. Но кроме расы главному герою можно выбрать еще и класс — их здесь тоже шесть, и у каждого своя специализация. К примеру, воры могут снарядить войска отравленным оружием, научить кое-кого прятаться в тенях и пробираться за городские стены. Друиды легко наладят мирные отношения с животными и поставят себе на службу шаманов и охотников. Чародеи напризывают в свою армию волшебных существ и окутают их магической же защитой. Словом, комбинаций хватает.

Age of Wonders 3

Заклинания в Age of Wonders — не какие-нибудь свитки, которые покупаются в гильдии магов и копируются в книгу героя. Каждое заклинание здесь считается отдельной технологией, и его нужно изучать силами всего государства. Спектр задач, решаемых волшебством, тоже очень широк и отнюдь не ограничивается «военной» магией для тактических боев.

Есть огромная гора стратегических заклинаний для применения на глобальной карте. Построили город в пустыне, людям жарко и сухо, боевой дух падает? Устраиваем сеанс терраформирования, и вокруг города расстилаются зеленые луга. Нужно побыстрее превратить маленькое село с аванпостом в огромную крепость? Накладываем чары плодородия и наблюдаем, как деревня разрастается ударными темпами. Враг нагнал огромную армию и готов оборонять свою столицу до последнего? Отравляем городские водоемы — посмотрим, долго ли продержатся его вояки в зоне заражения. Та же огромная армия идет к нам, а у нас войско в полтора раза меньше? Обжигаем вражеский ударный отряд солнечной вспышкой — здоровье солдат уполовинится, силы уравняются.

Некоторые заклинания имеют совсем уж глобальный эффект — как насчет научить саму землю обнаруживать невидимых противников? Или устроить глобальную смену климата? Правда, такие чары обычно действуют только в границах империи — то есть вокруг наших городов. К тому же они стоят немало кристаллов маны, да и готовятся не за один ход. Так что решать все проблемы чудесным образом нельзя — да и хорошо.

Age of Wonders 3

В отличие от тех же «Героев» и King’s Bounty, где солдаты выдаются пачками и на вес, здесь каждый отряд — штучный и занимает в армии отдельное место. А еще у здешних солдат огромная куча умений, способностей, талантов и модификаторов. И каждый отряд набирает опыт, получает уровни и развивается отдельно ото всех остальных. Очень трудно найти два одинаковых подразделения в разных армиях. А если эти армии еще и набраны из представителей разных рас, то вообще невозможно. Даже герои здесь — не лидеры и полководцы, без которых солдаты и шагу не ступят, а всего лишь сильные бойцы с собственным снаряжением и огромным потенциалом для развития. Можно создать армию из одних героев, а можно вообще обходиться без них.

Age of Wonders 3

Приводить примеры навыков и модификаторов можно долго. Они начинаются с привычных сопротивлений или уязвимостей к определенной школе магии и заканчиваются экзотикой вроде невидимости на определенной территории. К примеру, почти вся легкая пехота обучена карабкаться на городские стены, а почти все монстры-гиганты умеют эти стены разрушать. Кавалерия зачастую умеет брать разгон и стаптывать врагов — или разбиваться о них же, если оружие вражеского отряда помечено модификатором «древковое». Бандиты наносят калечащие удары, которые снижают врагам скорость перемещения. Призраки высасывают из врагов силы и снижают боевой дух — а еще они бестелесны и посему почти неуязвимы для физических повреждений.

Age of Wonders 3

Особым умением отряда здесь считается даже способ перемещения. Некоторые солдаты ходят пешком, некоторые ездят верхом, некоторые летают — и все это исключительно важно, потому что играет роль как в сражениях, так и на стратегической карте. В тактическом бою летающий отряд перемахнет через укрепления или над головами у вражеского строя — а на глобальной карте армия, составленная исключительно из таких отрядов, спокойно пролетит над непроходимыми горами и реками.

Age of Wonders 3

Обычно, если в глобальной стратегии предусмотрены тактические бои, они проводятся в формате «армия на армию». На стратегической карте два войска встречают друг друга — а на тактической их бойцы схлестываются между собой.

Age of Wonders 3

Age of Wonders использует другой принцип — нечто похожее сейчас можно увидеть в серии Total War. Когда мы атакуем армию, стоящую на шестиграннике глобальной карты, в бой втягиваются войска со всех соседних клеток. Итого в сражении может участвовать семь полновесных армий, причем расположены они будут примерно так же, как стояли на стратегическом уровне. Окружили одинокого врага со всех сторон — увидите огромную локацию, по периметру которой расставлены ваши солдаты, а в центре сгрудились в кучу отряды противника. Собрали войска в кулак и пошли на вражеский строй — три армии с одной стороны столкнутся с четырьмя с другой.

Age of Wonders 3

Само собой, бой проходит на том же ландшафте, что и на глобальной карте, — если в стратегическом режиме армия стояла в болоте, то и в бою солдаты будут хлюпать по колено в грязи. Штурмуете форт — готовьтесь, что защитники будут отстреливаться с высоких стен, а нам нужно или подкатывать катапульты, или выламывать ворота. Зачищаете деревню — будете вести бой в улочках между избами.

С вариативностью карт в бете, правда, негусто — всего одна-две локации на каждый ландшафт. Особенно это касается «осадных» боев. За какой-нибудь десяток взятых крепостей мы успели изучить все возможные изгибы стен и каждый камешек перед воротами. Но сражения все равно не становятся однообразными — поля боя просторные, народу по обе стороны много, так что каждый бой умудряется подкидывать новые ситуации.

Age of Wonders 3

Забавно, но игра унаследовала от предшественниц даже их главный недостаток — затянутость партии. Люди, которые жалуются на нынешние «игры на один вечерок», обычно забывают о временном лимите «Принца Персии» и не вспоминают, что редкая партия в первую «Цивилизацию» занимала больше шести-семи часов.

Здесь же один сеанс может и на десять затянуться — представьте себе кампанию, в которой каждая миссия размером с «Цивилизацию». Утешает лишь то, что раньше в этом отношении было хуже: даже в сравнении с Age of Wonders 2 третья часть играется быстрее и динамичнее. И партия обычно заканчивается сразу после того, как начнет надоедать, а не значительно позже этого момента. Но сетевые сражения все равно затянуты — длительностью с ними могут помериться разве что знаменитые третьи «Герои».

Вторая проблема новой Age of Wonders — устаревшая графика. Нет, нарисована-то игра хорошо, и статичные картинки очень приятные, а вот анимация заставляет поморщиться. Движения быстрые и дерганые, визуализация действий временами отстает от их реального эффекта. Довольно скоро на это перестаешь обращать внимание, но первые пару часов оно сильно сбивает с толку. Спасает только возможность замедлить скорость анимации в бою — чтобы внимательно рассмотреть, кто кого атаковал и как рассчитался урон.

Age of Wonders 3

Но никак нельзя сказать, что Age of Wonders 3 потеряла какую-нибудь ключевую особенность серии или добавила откровенно неудачный новый момент. И если этого не случится за ту неделю, что осталась до выхода, — нас ждет, самое малое, достойное продолжение знаменитой серии.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Спойлер: за рядом оговорок, ИИ меня порадовал, но первая заметка, всё же, будет не о об игровых механиках, а лоре и сеттинге новой части Века Чудес!

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

- охраны всевозможного рода меньшинств от всевозможного рода дискриминаций,

- наконец (самое важное!), защиты окружающей среды и спасения климата.

Увы, социум 2014 не был готов к столь радикальному воплощению новомодных тенденций, отчего Age of Wonders III и была воспринята фанатами неоднозначно. Если во второй части вселенная Века Чудес являла собой классический мир меча и магии, наводнённый брутальными орками, красивыми эльфами, непоседливыми полуросликами и прочими отстало-консервативными элементами; то Age of Wonders III сделала грандиозный шаг вперёд, позволив каждой расе самостоятельно выбирать свою гендерную и мировоззренческую идентичность.

Хочет зелёный и страшный орк отрастить крылья и стать ангелом? – Ради бога. Желает сутулая гоблинка быть соблазнительной суккубкой, сводя с ума всех представителей мужского (да и не мужского тоже) пола? – Пожалуйста! Задумал низкорослый фермер-полурослик раскачаться на стероидах так, чтобы одним ударом мизинца отрывать голову троллю? Ему виднее!

- три ну очень прогрессивные расы,

- две чуть менее прогрессивные,

- и одна совсем непрогрессивная (игра есть игра, и без плохишей никуда, иначе с кем бороться добрым людям и нелюдям?).

Опишу расы, двигаясь сверх-вниз, от наиболее продвинутой до самой, в культурном плане, отсталой.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Основа матриархальной армии: лучницы, лёгкая кавалерия и лекари-разведчицы. Луки, конечно же, непростые, а нано технологичные. Копья наездниц также оснащены лазерными пистолями, позволяющим дать залп на короткой дистанции перед ударом врукопашную. Разведчицы, помимо аптечек, таскают с собой сканеры, позволяющее оперативно считывать информацию с вражеских юнитов, подмечая их наиболее уязвимые места.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Остальные расы считают конструктов отталкивающими монстрами, но сами киборги с подобной точкой зрения не согласны, считая именно себя вершиной человечества, избавившегося от всех болезней и горестей. Красота же – понятие относительное.

Раса униженных и оскорблённых инсектоидов перед которыми все человечество в неоплатном долгу за ранее причинённые страдания.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

К началу сюжетной кампании Кир’Ко охвачены кризисом национальной идентичности. Они мучительно пытаются понять, что же им делать с обретённой свободой: возвращаться к единому разуму, вере предков и прочим скрепам, или жить дальше, оставаясь отдельными индивидуальностям?

Несмотря на утрату единого сознания, коллективизм в обществе Кир’ко до сих пор силён. Инсектоиды, наверное, самые сильные воины-рукопашники в игре. Сражаясь бок о бок, они усиливают защиту всей армии (чуть не сказал, стаи).

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Надо думать, в бою Кир’Ко сильно помогает осознание того факта, что именно они – самые притесняемые меньшинства во вселенной, перед которым все люди обязаны извиняться при каждой встрече (что в кампании люди регулярно и делают).

Авангард, уж простите за тавтологию - это авангард человечества. Всегда на острие атаки, переднем краю фронтира. Осознают грехи прошлого, каются за них (хотя и недостаточно сильно перед Кер’ко), стремятся возродить разрушенный Звёздный Союз и сделать человечество великим снова.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

В бою полагаются на дистанционное оружие и роботов, опять же, их классического дизайна. Эдакие роботы, как роботы, будто из Звёздных Войн. Воевать солдаты Авангарда, как правило, предпочитают на дальней дистанции. В рукопашную звёздные ковбои ходят редко и даже технику предпочитают лишний раз не посылать.

Наименее прогрессивная часть человечества. Во главе фракции гармонично смотрелся бы какой-нибудь Джабба Хатт. По дизайну городов и внешнему виду юнитов представители Синдиката очень похожи на выходцев с Татуина, только переживших экономический расцвет.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Верхушка Синдиката – потомки торгово-бандитских династий Звёздного Союза, сумевших, после крушения единой государственности, повторно легализовать рабство. Судя по описанию базовых юнитов, в своё время воротилы Синдиката просто загнали подконтрольное население в ипотеку в долговую каббалу, а позже заставили отрабатывать. Нынче отрабатывают уже внуки, если не правнуки тех, кто когда-то занимал. Впрочем, всё по закону. По закону Синдиката. Справедливости ради стоит сказать, что на вершине фракции сидит раскованная и даже в чём-то прогрессивная золотая молодёжь. Ребята любят музыку, пирсинг, движуху, и тому подобную разлекуху.

Пушечное мясо армии Синдиката образуют закованные в специальные ошейники рабы. За ними присматривают надсмотрщики, вооруженные особым оружием с псионическим уроном.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Не волнуйтесь, товарищи! Разработчики позаботились обо всех, в т.ч. и о простых пролетариях (ну, при условии, что у простого пролетария вдруг найдётся 930 рублей на покупку игры, а лучше 1549 рублей за версию со всеми будущими DLC сразу, ибо их, вероятно, будет много (первое уже вышло)).

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Начать, хотя бы, с их прекрасных имён: Корвин Железо, Борис Космо, Иван Норин и, мне особенно нравится - Лена Маскировщица (это почти как Анка, только Ленка; и не Пулемётчица, а Маскировщица).

Названия городов тоже ласкает слух, не какие-нибудь там ZX896-XIO как у конструктов, а – Камыров, Гагаринск, Саратово и т.д.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Далее, прикид. Я ещё не до конца разобрался в лоре игры, но, если ничего не путаю, то двары родом из какой-то глубоко индустриальной жопы планеты Звёздного Союза, застроенной в своё время заводами и шахтами по самое не балуйся. Буквально клочка живой природы на планете не осталось.

Возможно, когда-то двары были людьми, но за века, если не тысячелетия непрерывной каторги в цехах, где им приходилось: и работать, и есть, и спать, и сра… справлять естественные потребности.. народец поизмельчал, а попутно разучился дышать нормальным воздухом. Сейчас все двары вынуждены носить большие, напоминающие бороды, фильтры, в которых атмосферный воздух, ставший для дваров ядовитым, перемешивается с первосортными химическими смесями, необходимым расе для выживания.

Герои-двары, как правило, предпочитают сливаться с народом, одеваясь в шахтёрские костюмы. Наиболее предпочитаемым головным убором остаётся каска, к которой прилагаются модные очки для сварки.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

Кому и десантный берет не мил, а хочется ещё БОЛЬШЕ крутости и духовности, дана возможность примерить папаху.

Большой обзор на Age of Wonders: Planetfall (часть I, лирическая) Компьютерные игры, Игровые обзоры, Литстрим, Лытдыбр, Юмор, Длиннопост

В своё время многим (и мне в том числе) сильно не понравилось отсутствие в Age of Wonders III расовых юнитов последнего (IV-ого ранга). Самые сильные и топовые войска были привязаны к выбору класса, а не расы. В Planetfall это изменили. Система классов никуда не делась и продолжает играть важное значение, но большинство высокоранговых юнитов теперь привязано именно к расе. Перечислять их всех, даже для графомана, вроде меня, будет утомительно, но парочку покажу.

Если вы никогда не слышали ни о Master of Magic, ни о предыдущих играх серии Age of Wonders — почитайте наш недавний материал с бета-теста, там подробно написано, что это такое.

Если же вы этот момент пропустили, напомним в двух словах. Age of Wonders — это помесь ролевой игры, глобальной стратегии и пошаговой тактики. Этакая фэнтезийная «Цивилизация», в которой мы строим и развиваем города, расширяем свои границы, проводим исследования и двигаем по карте целые армии — а если найдем врагов, то разбираемся с ними на тактической карте в пошаговом бою, в духе «Эадора» и King’s Bounty.

В отличие от той же «Цивилизации», здесь путей для мирного развития не предусмотрено — мы не развиваем ни культуру, ни искусство, а исследуем в основном заклинания и улучшения для войск. Однако глобальных стратегических нюансов здесь побольше, чем, скажем, в «Героях», — нужно следить не только за логистикой и перемещениями армий, но и за производством, за отношениями с соседями и нейтральными городами, за настроениями в империи, за наукой.

В начале каждой партии у нас есть главный герой — он же правитель нашей будущей империи, — горстка солдат и, вероятно, небольшой городок. И наша задача проста и незамысловата — смести с карты всех конкурентов.

Рас здесь шесть — для серии это очень мало. Это беспрецедентно мало, даже в первой части было вдвое больше. Но однообразной игра все равно не становится. У каждого из народов свои особенности, ярко выраженные достоинства и недостатки. Эльфы быстры, но хрупки, а их лучники — самые меткие в игре. А вот гномы, наоборот, медлительны, зато бронированы по самое никуда. Люди славны своей кавалерией, а орки — тяжелой пехотой.

Age of Wonders 3

Кроме этого, у каждой расы свои предпочтения по части ландшафта и климата. Построили город на болотах? Одно из двух — или вы правите гоблинами, или жители будут больше ныть, чем работать. Войско бодро топает по пустыне, а солдаты так и светятся энтузиазмом? Не иначе как дракониды идут — что им жара, у них каждый второй огнем дышать умеет. Игнорировать такие особенности нельзя, доведенные до ручки солдаты могут и дезертировать, а рабочие в городах — поднять бунт.

В военное время это подбрасывает немало дилемм. Положим, ваши эльфийские войска захватили гномий подземный город — и что теперь с ним делать? Можно просто присоединить к своей империи, но гномы едва ли будут довольны новообретенным правителем. Можно депортировать их к чертовой бабушке и заселить город «родными» эльфами, но тем будет неприятно жить в темноте тоннелей. Наконец, можно просто разорить крепость и удалиться восвояси — но тогда не надейтесь, что в будущем кто-нибудь из соседей согласится сдать вам замок по-хорошему.

Тактические бои здесь могут быть очень и очень массовыми. Когда мы атакуем армию, стоящую на каком-нибудь гексе глобальной карты, в бою участвуют войска со всех соседних гексов — и свои, и чужие. Так что при осаде какого-нибудь города вместо цепочки дуэлей получается настоящее побоище, в котором участвуют семь армий.

Age of Wonders 3

Сражения, в сравнении с предыдущими играми серии, особо не изменились — гексагональная карта, расставленные по клеточкам бойцы, пошаговый режим. Никаких заигрываний со всякими линейками инициативы — сначала мы двигаем своих солдат, потом то же самое делает противник.

ЭТО ЗАБАВНО: в третьей части Age of Wonders армия комплектуется не отдельными солдатами, а целыми отрядами — в тактическом бою, вместо, скажем, одного пехотинца, клетку занимает целый строй. Чем ниже здоровье отряда, тем меньше в этом строю солдат. Но изменение исключительно косметическое — даже если оставить отряду всего одно очко здоровья, остальные характеристики никак не изменятся. И когда одинокий лучник сшибает каждой стрелой по десять вражеских пехотинцев, выглядит это очень забавно.

Если вы раньше не играли в Age of Wonders, механика боя может показаться довольно мудреной. Скажем, у каждого стрелкового отряда здесь есть максимальная дальность стрельбы и область видимости, и, если цель загорожена препятствием, стрелки вряд ли смогут нанести ей хоть сколько-нибудь приличный урон. Притом линию огня преграждают не только деревья и стены — загородить лучникам цель запросто могут даже спины союзных солдат.

С войсками ближнего боя другая тонкость — они могут проводить «свободные атаки», как в ролевых играх по системе D&D. Когда враг, находящийся на дистанции рукопашного боя, пытается просто пройти мимо бойца или отойти от него, боец получает право безнаказанно ему врезать. Так что если, скажем, какой-нибудь кавалерист заблокирует ваших лучников, те не смогут просто отступить и продолжить стрельбу — точнее смогут, но определенно понесут при этом маневре потери.

Age of Wonders 3

Третья часть добавила к боям типичный прием из варгеймов — фланговый обход. Удары с флангов и тыла наносят повышенный урон, и враг на них не отвечает — только поворачивается лицом к атакующему. Это несколько развязывает руки «сильным, но легким» бойцам из категории «стеклянных пушек». А вот старую механику «уворотов», при которой у каждого бойца был шанс в случайном порядке увернуться от атаки и избежать урона, убрали. И пусть ее — не жалко, только бои зазря затягивала.

Участвуя в боях, солдаты зарабатывают опыт и получают уровни. Правда, больше пяти уровней на отряд не положено, но этого хватает с лихвой — за одного битого здесь не то что двух, а и трех небитых иной раз стоит отдать. Ветераны и здоровьем крепче, и бьют больнее, и защищаются лучше, и специальными умениями обрастают.

Age of Wonders 3

Таких умений, навыков и модификаторов у каждого бойца может быть не один десяток — они зависят от расы, от рода войск, от класса главного героя, от исследованных технологий, от того, какие строения были в городе, где наняли солдата. Кто-то умеет лазать по стенам, кто-то умеет эти стены разрушать, а кто-то сквозь них проходит. Одни наносят физический урон, другие — электрический, третьи вообще ядом плюются. Но на любой прием всегда найдется свой контрприем. Набрали огнедышащую армию — рискуете напороться на парочку высокоуровневых гномов, которые у своих горнов такого натерпелись, что им на ожоги всей душой наплевать.

Умения и модификаторы играют роль не только в бою, но и на глобальной карте. Кавалерия будет лихо носиться по равнинам, но завязнет в лесах. Армии, составленные только из летающих отрядов, будут летать — и чхать им на реки, горы и пропасти. Человеческие солдаты через болота поползут с черепашьей скоростью, а гоблинам по грязи бегать только в охотку. Поэтому комплектовать армии нужно очень аккуратно — учитывать не только то, как войска проявят себя в бою, но и то, что отряд движется со скоростью самого медленного бойца.

Словом, герой — серьезное подспорье для любой армии. Да и волшебная поддержка никогда не бывает лишней — без личного присутствия на поле боя колдовать умеет только правитель, причем тратит на это грабительское количество маны.

Заклинаний здесь, как и прежде, видимо-невидимо, и для использования их нужно исследовать. Некоторые предназначены для применения в бою — это всевозможные волшебные стрелы, проклятья, благословения, ускорения и все в таком роде. Другие используются на стратегической карте, и здесь выбор куда шире. От привычных «приложить вражескую армию покрепче» до экзотики вроде превращения пустынь в цветущие сады, и наоборот. Есть и совсем глобальные эффекты — как насчет устроить «глобальное потепление», запустив процесс постепенной смены климата и ландшафта по всей империи? Правда, стоит такое счастье изрядное количество маны и произносится несколько ходов.

Age of Wonders 3

Набор доступных исследований разнится от предводителя к предводителю, и здесь разработчики шагнули куда дальше, чем в предыдущих частях. Раньше у правителя была лишь специализация в определенной сфере магии, теперь же у него, как и у любого другого героя, есть полноценный класс. Но если у обычных героев класс влияет только на личные навыки, то правителю он открывает доступ и к специальным войскам, и к уникальным глобальным заклинаниям, и к целым веткам особых технологий.

К примеру, воры могут набрать в армию бандитов и убийц, снарядить их отравленным оружием и научить прятаться от чужих глаз на глобальной карте. Дредноуты сильны своей машинерией — их специальные отряды вооружены насквозь стимпанковыми мушкетами и аркебузами. Теократы знают десятки способов поднять боевой дух солдат и исцелить их раны, а в их войсках служат поборники веры — херувимы, мученики, святые.

Достоинствами класса очень удобно перекрывать недостатки расы. У драконидов, положим, почти нет толковых стрелков — то, что у них есть, никак не подходит под понятие «толковые». Но правители-друиды могут исследовать технологии, которые позволяют тренировать охотников и шаманов — замечательных бойцов дальнего боя. Друид-драконид не будет чувствовать себя ущемленным ни в чем — недаром до выхода игры разработчики демонстрировали этот класс именно на его примере.

Кроме ключевых достоинств серии третья часть унаследовала от предшественниц и ключевой недостаток — продолжительность партии. Обычно претензии к длительности игр заключаются в «очень уж короткая», но с Age of Wonders всё и всегда было ровно наоборот — любая игра этой серии затянута. Первая часть была «кошмар, как вообще можно было так затянуть», вторая слегка исправилась и стала просто «что-то сильно уж затянуто», а в третьей осталось только «эх, а ведь все-таки затянуто».

Age of Wonders 3

Примерно в середине любой партии обычно вспоминаешь, чем страшны войны более или менее развитых стран в «Цивилизации». К этому моменту под контролем обычно полтора десятка городов и столько же армий — пока набьешь очереди строительства, пока раздашь всем приказы. Когда играешь против компьютера, это не особо важно, но в сетевой игре динамика проседает довольно сильно. Не спасает даже концепция одновременных ходов для всех игроков — кто-то влез в тактический бой и командует отрядами, а кто-то уже давно ткнул «Конец хода» и теперь зевает с риском вывихнуть челюсть.

Age of Wonders 3

Впрочем, скучных и однообразных моментов здесь все равно куда меньше, чем во второй части. Секрет прост: и с глобальной карты, и из тактических боев убрали львиную долю пустого пространства. Никаких больше долгих путешествий по чистому ровному полю, только чтобы приблизиться к врагу на горизонте. Карты стали поменьше (само собой, не до такой степени, чтобы там сделалось тесно), но богаче деталями. Поэтому даже долгие бои держат в напряжении, и даже в самой затянувшейся партии, которая длится уже десятый час, всегда остается желание сделать «еще ход, теперь уж точно последний на сегодня».

Другая «наследственная» болячка — сюжетные кампании, которые трудно назвать образцовыми. Они здесь есть, их целых две, но сюжет вписан в глобальную стратегию с грацией парящего в облаках чугунного утюга, потому как сюжетные скрипты почти никак не связаны с игровым процессом. Запросто можно, скажем, пройти какую-нибудь миссию, не встретив ключевого персонажа, — он просто появится в следующем задании, как ни в чем не бывало. Или, например, выполнить сюжетное задание на убийство врага еще до его получения — компьютерные оппоненты могут покрошить друг друга без всякой помощи с вашей стороны. Не то чтобы такие ляпы встречались слишком часто или были критичны, но они здесь есть, и это неприятно.

Age of Wonders 3

Но куда неприятнее неряшливое техническое исполнение. Художники поработали превосходно, пейзажи дивно хороши, и на картинках игра выглядит замечательно. Но вот анимация в бою все портит. Движения солдат слишком быстрые и дерганые, а визуальный эффект атаки не всегда синхронизирован с реальным. Поначалу почти невозможно понять, что произошло на ходу соперника. Кто-то куда-то побежал, кто-то кого-то стукнул, ой, а почему мечник умер, эй, а с какой стати вот этот лучник выстрелил два раза, а тот — три, стоп, что значит, грифон с одного удара слег, он же только что полностью здоров был. По счастью, здесь можно замедлить скорость анимации, но не меньше, чем вдвое, — и тогда войска, наоборот, начинают ползать катастрофически ме-е-е-е-е-едлен-н-н-н-но-о-о-о-о-о.

Конечно, спустя какой-нибудь час в игру ухаешь с головой и вообще перестаешь обращать на такие мелочи внимание. Но проблема в том, что новичок в серии (а то и в жанре) рискует вообще не втянуться. Игра сложная, обучение проясняет только базовые моменты, по любому поводу нужно лезть в справку — и корявая визуализация, при которой в боях все мельтешит, совсем-совсем не облегчает попыток разобраться в происходящем.

Age of Wonders 3

Однако Age of Wonders 3 стоит простить и технические ляпы, и тяжелый «холодный старт». Потому что взамен она предлагает куда больше. Глубокую и продуманную боевую систему. Глобальную стратегию с асимметричным балансом и без всякой принудительной уравниловки. И огромный простор для повторной игры, для новых и новых партий. Простор, ограниченный разве что небольшим набором рас и классов.

Да и эти ограничения наверняка будут сниматься с выходом дополнений — никто ведь не сомневается, что будут и новые расы, и другие классы, и неожиданные заклинания, и расширенные игровые механики. Едва ли такие дополнения заставят себя ждать.

Разработчики из Triumph Studios поведали сегодня массу подробностей о втором DLC для пошаговой стратегии Age of Wonders 3 — Eternal Lords. На этот раз нас ждет гораздо более масштабное дополнение, в котором появится новый класс полководцев, две дополнительные расы, свежая сюжетная кампания и многое другое.

Повести свои армии в бой игроки смогут в роли некроманта, в распоряжении которого окажутся новые ужасающие создания. Например, собиратель костей — похожее на краба чудовище, питающееся трупами. Другие существа, вроде банши, будут вселять страх в сердца врагов одним своим видом. Кроме того, при помощи черной магии некроманты смогут преобразовывать захваченные города, превращая их население в послушных гулей.

У всех героев появятся три новые специализации — хранитель, серый страж и тенерожденный, — относящиеся к доброму, нейтральному и злому мировоззрению. У них будет возможность призывать могучих ангелов — высокоуровневых существ, воплощающих в себе соответствующие моральные качества.

Среди «новичков» Age of Wonders 3 и две расы — тиграны и фростлинги, знакомые нам, впрочем, по прошлым частям серии. Люди-кошки и гости с далекого севера получат свой набор доступных существ, расовые преимущества, постройки и т.д.

Кроме того, в дополнении игроков ждет новая сюжетная кампания, улучшенная система отношений с другими расами, масштабные катаклизмы, дополнительные условия победы, артефакты, карты и многое другое. Релиз Eternal Lords запланирован на 14 апреля.

Age of Wonders III

Ради Age of Wonders 3 Triumph Studios даже отложила разработку новой части Overlord. Студия решила тряхнуть стариной и несколько переосмыслила свою главную стратегию, с которой она дебютировала 15 лет назад.

Две части Age of Wonders вместе с дополнением Shadow Magic, вышедшие с 1999-го по 2003-й годы, сформировали своеобразную концепцию игры. Это такая смесь «Героев Меча и Магии» и Master of Magic: мы в роли одного из могущественных магов исследовали глобальную карту, завоевывали и развивали города, копили ресурсы, нанимали войска и участвовали в пошаговых сражениях на пересеченной местности. Изюминка в том, что при этом игрок постоянно изучал кучу разнообразных заклинаний на все случаи жизни. Одни чары разрешалось использовать в бою, поливая врагов огнем с небес, другие — и это куда интереснее — применялись на стратегической карте, чтобы, например, призвать себе на помощь адскую гончую или узнать, что творится во вражеских городах.

В третьей части основы этой механики остались нетронутыми. Мы по-прежнему управляем авторитетным волшебником, которого хлебом не корми — дай только покорить мечом и магией соседние земли. Он все так же ход за ходом исследует, нанимает, отстраивает и изучает. И то же самое делают его оппоненты, с которыми, впрочем, можно вести переговоры: предложить им союз, свободный проход по землям, а также золотишко или заклинание в придачу. Или, наоборот, объявить войну.

В завоеванных или основанных вашими поселенцами городах все так же нужно возводить разные постройки, казармы, магические башни и укрепления. По мере роста населения они укрупняются, расширяют зону влияния (особенно приятно, если в нее попали источники ресурсов) и получают новые статусы — от деревни до метрополии. В городах нужно готовить и нанимать «юнитов» разных рас: если вы взяли штурмом поселения орков или гоблинов, то и выпускать там будете соответствующих зеленокожих вояк.

Впрочем, как и раньше, никто не запретит вам заселить город родной расой вашего героя, например эльфами или людьми. Хотя истинные маги при желании могут собирать целые армии из призванных существ, животных и всяких чудищ. Главное, чтобы хватило на это маны (на найм обычных войск, понятно, идет золото). Правда, максимальный размер одной армии чуть сократился — теперь это 6 отрядов, а не 8, как раньше.

Age of Wonders III

Природа против технологий

Куда важнее другие изменения, произошедшие с серией в третьей части. Понятно, что авторы привели игру в соответствие с современными трендами. Здесь появилась трехмерная и очень даже симпатичная картинка, новый интерфейс. А сражения теперь напоминают о Total War: вместо сиротливых двухмерных фигурок мечника или рыцаря, которые тыкают во врага пикселями, мы управляем целыми отрядами хорошо анимированных бойцов — они эффектно атакуют, врезаясь в группу противников, или лихо забрасывают их заклинаниями.

Особенно здорово теперь выглядят штурмы, которым игра по-прежнему уделяет повышенное внимание. Мы видим действительно огромные города и крепости, на стенах которых расположились защитники. Поэтому приходится активно использовать тараны и требушеты, заставлять пехотинцев ползать по лестницам и посылать на передовую летающих бойцов.

Как и Heroes 6 или Disciples 3, новая Age of Wonders сделала ощутимый шаг в сторону сюжетной ролевой игры. Помимо многочисленных сценариев авторы придумали две кампании, где куда больше текстов, диалогов, режиссуры и квестов, в том числе побочных. Обе кампании с разных точек зрения освещают историю противостояния прогресса, технологий с одной стороны и природы — с другой. Первую представляет Содружество во главе с людьми, вторую, естественно, неспокойные и вечно всем недовольные эльфы.

Причем сюжетные миссии местами очень напоминают все ту же Disciples 3: мы точно так же сопровождаем важных персонажей в их поисках или стремлении добраться до важных артефактов, чтобы, например, омыть в священном источнике яйцо (слава богу, драконье). Это, конечно, не высокая литература, но следить за сюжетом достаточно интересно.

Age of Wonders III

Объявление войны теперь приравнивается к злым делам и тут же сказывается на вашей репутации.

Классная магия

Что касается ролевой составляющей, то теперь в игре появилась полноценная система классов. Если раньше на набор доступных вашему лидеру заклинаний влияла только раса и выбранная магическая сфера, то теперь это в основном определяется именно классовой специализацией. Всего их, как и рас, шесть — теократ, бесстрашный, архидруид, чародей, военачальник и плут. И если, например, бесстрашный делает ставку на машины, пушки и технологии (он даже может производить огненные танки), то чародей предпочитает призывать множество разнообразных монстров себе в подмогу. А теократ обожает называть своих врагов еретиками и спускать на них толпы фанатиков и крестоносцев.

Кроме того, все ваши лидеры и присоединяющиеся к ним герои, способные вести за собой армии, не только получают уровни и примеряют разную экипировку, но и изучают множество активных и пассивных умений на все случаи жизни — многие из них опять же доступны только представителям определенного класса. Так, на новом уровне можно увеличить защиту или здоровье персонажа, обучить его лечению или, например, способности забрасывать подопечных прямо за стены обороняющейся крепости.

Все открытые навыки действуют только в пределах одной миссии — на новой карте приходится начинать все сначала. И с этим связаны новые настройки сложности. Если раньше мы могли осложнить себе жизнь, наделив героя каким-нибудь отрицательным качеством, дающим разные штрафы, то теперь перед началом каждой миссии нас просят определиться, сколько навыков будет доступно герою для изучения изначально: чем их больше, тем, понятно, легче.

Age of Wonders III

Каждому классу доступны уникальные улучшения для своей Империи.

И настроение улучшилось

Поначалу кажется, что вместе с этим, вслед за двумя вышеупомянутыми играми, новая Age of Wonders тоже потеряла в сложности и глубине. Первые миссии проходятся одной левой, искусственный интеллект практически не оказывает сопротивления, и нам остается только копить, изучать и собирать армии, чтобы потом пройтись по врагам.

Но стоит выкрутить сложность на максимум и чуть дальше продвинуться по сюжету, как все становится на свои места: маги-оппоненты начинают нещадно прессовать, стремительно развиваться, совершать дерзкие вылазки, сеять бунты в ваших городах и наказывать за малейшие ошибки. Стоит вам, например, слишком рано поссориться с предводительницей местных гоблинов, как за нее тут же заступится грозный предводитель-орк, и вы узнаете, почем фунт лиха. То есть длинный язык и дипломатия в Age of Wonders 3 имеют значение.

К тому же теперь приходится учитывать настроения, которые царят как в отдельных ваших городах, так и в целом в Империи. Это влияет и на отношения с другими фракциями, и на доходы, и на моральный дух, боеспособность войск. Довольные подчиненные вместо бунтов будут устраивать праздники в вашу честь, собирая дополнительное золотишко, а морально устойчивые «юниты» никогда не дезертируют.

Настроения зависят от многих факторов — от того, проиграли вы или выиграли сражение, уничтожили завоеванный город, разграбили, присоединили к своей Империи или переселили туда свою родную расу. И даже от типа ландшафта, на котором расположены ваши войска и города — гномы, например, обожают горы и не любят вулканические поверхности, а люди не переваривают холод и арктические земли.

Age of Wonders III

Война престолов

Кроме того, сотрудники Triumph Studios придумали систему добрых и злых дел. То же разграбление или уничтожение города — это зло, присоединение — добро. Вы можете либо преследовать отступающего противника, либо пощадить — это тоже влияет на вашу положительную или отрицательную репутацию, а значит, и на настроения в Империи, и на отношение к вам соперников.

Ну и вообще, в Age of Wonders 3 появилось больше разных стратегических примочек. Например, авторы придумали систему столиц. В первом основанном вами городе устанавливается трон Империи. Если ее предводитель погибнет в бою, то игра не заканчивается сразу же, как раньше: через несколько ходов лидер возрождается в «тронном» городе. Главное, чтобы за это время враги не захватили столицу — вот тогда точно провал. Впрочем, в случае опасности вы можете перенести трон в другой город, на что потребуется определенное количество ходов.

А еще в игре появился новый тип ресурсов: к золоту и кристаллам «маны», которые тратятся на глобальные заклинания, прибавились «знания» — именно они расходуются на изучение чар. Чем больше знаний «вырабатывает» ваша держава, тем меньше тратится ходов на обучение волшебству. К слову, этот ресурс нужен еще и для изучения особых пассивных умений: некоторые, например, позволяют строить в городах порты, другие превращают плутов-новобранцев в опытных ассасинов.

Как и раньше, на эффективность дальнобойных атак влияет наличие препятствий перед стрелком. А вот расстояние до цели в прошлых играх серии не учитывалось.

Как видите, Age of Wonders 3 стала солиднее, больше, красивее и разнообразнее предыдущих частей. Здесь появилось много новых возможностей и условий. Это не значит, что играть теперь сложнее. Повторим, в некоторых сюжетных миссиях все сводится к постепенно надоедающей зачистке и накоплению ресурсов. Да и ИИ раньше был поумнее. И все-таки мы получили очень интересную и разнообразную игру, которая сочетает в себе дух «олдскула» и новые тренды и способна вырвать вас из реальной жизни на пару недель. Особенно если вы запустите какой-нибудь из многочисленных «скирмиш»-сценариев или мультиплеер, где разрешают подробно настроить своего лидера и условия игры. А ведь именно в таких режимах проявляется истинная стратегия.

Плюсы: проверенная временем, дополненная новыми возможностями механика; приятные графика и музыка; более интересный сюжет; любопытная ролевая система; эффектные сражения.
Минусы: не во всем удобные интерфейс и управление; временами слишком пассивный ИИ.

Читайте также: