Age of mythology обзор

Обновлено: 04.07.2024

Меня до сих пор удивляет почему некоторые любят говорить, что игры серии Age of Empires это смесь Цивилизации и Warcraft. По-моему это вполне себе самобытная линейка RTS, у которой с WC общего только рубка деревьев и необходимость строить «фермы». Почему-то Age of Empires I у меня вызывает наиболее теплые чувства. Наверное, потому что древность мой любимый период истории человечества. Но, видимо, еще тогда, когда делалась первая часть серии, какой-то прозорливый человек сделал в уме заметочку - богатая древняя мифология.

Чем мне нравятся американцы, так это своей способностью превратить в часть своей поп-культуры все, что душе угодно. Античная мифология уже давно попала под каток американцев и они со знанием дела выжимают из нее «шедевры». Такие, как некогда транслируемые по отечественному телевидению сериалы «Удивительные странствия Геракла» и «Зена королева воинов». Для человека знакомого с историей и мифологией эти сериалы являются чем-то вроде «Очень страшного кино» или «Не грози южному централу». Почему-то я думал, что Ensemble Studios не скатится до ширпотреба такого уровня и предоставит качественный продукт.

Ох уж эти сказочники.

Познакомьтесь - Аркантос. Орел-мужчина! Атлант, красавец, спортсмен. Неожиданный, как Кольцевая линия московского метро и богатый на извилины, как та же линия на рельсы. Это наш главный герой. Как, вы не слышали мифов об Аркантосе? Как он Трою взял, как спас Одиссея от Цирцеи, собрал по частям Осириса и предотвратил Рагнарек? Я, к своему стыду, тоже не слышал. Сюжет начинается с того, что какие-то особо отмороженные пираты украли у статуи Посейдона трезубец и наш Аркантос отправился в погоню. За время погони он успеет совершить все вышеупомянутые подвиги. В общем, сюжет из серии «сходил за хлебушком». Конечно, у Аркантоса будут и верные соратники, приобретаемые по ходу путешествия. Это как реальные мифические герои, так и очередные плоды фантазии авторов. Но, с вашего позволения, к местным персоналиям мы еще вернемся.

Из греков в варяги

Слыша "Age of…" (за исключением Age of Wonders, который выпадает в силу иного жанра) мы подразумеваем привычный для серии геймплей. Здесь он мало чем отличается от Age of Empires II. Те же крестьяне, двух полов, тренируются в городском центре и распределяются на работу. Одни добывают еду, другие рубят лес, а третьи работают на золотоносной шахте. Такого ресурса, как камень здесь нет, поэтому все здания строятся из дерева и золота. Чтобы можно было строить больше юнитов - возводим дома. Подход к добыче еды несколько упростили - если на ранних этапах крестьяне могли только охотится на всяких зверей и собирать волчьи ягоды, то теперь на карте обитают и домашние животные. Овцы, коровы, свиньи и куры. За ними не надо бегать с копьями и они совсем не сопротивляются судьбе. Есть и весьма экзотический ресурс - божественная благодать. Она нужна для некоторых апгрейдов и для найма мифических существ. Каждая цивилизация добивается милости богов по-своему.

А цивилизаций в Age of Mythology целых три. Греки, египтяне и… скандинавы. Только не надо говорить, что викинги жили гораздо позже - авторам виднее. Однако каждая цивилизация должна выбрать одного из трех богов-покровителей. Для греков это Зевс, Посейдон и Аид. Для египтян Ра, Изида и Сет. У викингов это Тор, Один и Локи. Выбор бога сильно влияет на дальнейшее развитие, поэтому фактически сторон в Age of Mythology целых девять. Кроме того, когда игрок переходит в новую эпоху (здесь так же есть переход из эпохи в эпоху), ему предлагается выбрать одного из младших богов. Этот выбор влияет на список апгрейдов, мифических существ и божественных сил. Каждая цивилизация может обратиься за помощью к божественной силе - поразить врага молнией, наслать саранчу на его посевы или обзавеститсь источником целебной воды. Она отображена ввиде иконок наверху экрана. Эта помощь используется только один раз за игру и новая появляется с переходом в следующую эру.

Греки более-менее стандартны. Схема их развития привычна до ужаса и напоминает AoE I. За одним исключением - храм можно (и нужно) строить с самой ранней эры. Священников, переманивающих вражин на свою сторону, здесь нет вообще. Зато греки отправляют в храмы своих крестьян, чтобы те били челом и просили у богов благословления. Чем больше народу молится, тем больше божественной благодати игрок получает. Юниты греков обычно специализированны на истреблении какого-то конкретного рода войск и потому армия у них должна быть смешанной. Но учитывая, как эллины гребут милость Зевса, то в обычных солдатах и лучниках они редко нуждаются. Минотавры, мантикоры и медузы куда эффективнее. Ну а колоссы, которые в Мифическую эпоху придут на службу к поклонникам Гефеста, вообще вне конкуренции. Еще греки отличаются большим количеством апгрейдов для каждого юнита, что, по замыслу разработчиков, должно тормозить их развитие. Но на практике все далеко не так.

Наши веселые скандинавы самая оригинальная цивилизация в AoM. Во-первых они обладают передвижными складами - повозками с буйволами. То есть, когда заканчивается золото или срубили весь лес, то достаточно просто перевезти тележку и крестьян на новое место. Во-вторых у викингов есть универсальный золотодобытчик - гном. Гномы тренируются вместе с простым пролетариатом и специализируются на добыче презренного метала. В-третьих. Крестьяне викингов не умеют строить. Вообще. Зато все боевые юниты из числа пехоты строить очень даже любят. По логике Esemble Studios в Россию, подработать на стройке, должны ехать не таджики, а финны, которые с молоком матери впитали любовь к стройке. Если только они не выходцы из крестьян. Ладно, они разработчики, им виднее. Чем еще нас могут удивить братья-викинги? Божественную благодать, как и положено суровым нордическим парням, они добывают в бою. В храме можно строить специальный юнит - керсир. Эти грозные дядьки, с большими молотками, призваны сражаться против мифических существ, но и само их присутствие по чуть-чуть увеличивает божественную силу. Короче говоря, периодически викинги обязаны устраивать облавы на врага - все равно с каким исходом. Главное, чтобы добиться хоть какой-то милости от богов. Чтобы нормально существовать викингам нужна внушительная армия из простых солдат, чтобы враг не придушил их, если посланная «за кровью и славой» команда сложит головы. А еще, по мнению разработчиков, скандинавы первыми изобрели всеобщую воинскую повинность - одним кликом мыши можно превратить крестьянина или гнома в воина. Весь этот геморрой, по идее, должен компенсироваться поддержкой богини Хель в Мифической эпохе. Она позволит строить все виды гигантов, призывает злобного дракона-трупоеда и дает апгрейд, после которого все мифические юниты строятся во мгновение ока. Но это только на словах все так весело, а на практике лучше выбрать Балдура (без ворот) или Тира.

Фатима, открой личико.

Внешне AoM мне сильно напомнила Empire Earth I. Да, все трехмерно, но опять непонятно зачем. Я совершенно не вижу нужды во время игры крутить камеру или приближать ее. Тем более здесь «крутить камеру» и «приближать камеру» означает вовсе не то, что в Warcraft 3. Есть несколько фиксированных ракурсов и по ним то игрок и будет скакать. Заглянуть в мужественное лицо гоплитов не выйдет, да лучше этого и не делать. Всякие глобальные катаклизмы, возникающие при использовании божественной помощи, выглядят неплохо. Особенно метеоритный дождь. Некоторые юниты, например, обладают способностью хватать или раскидывать врагов - они на самом деле разлетаются, машут ручками и ножками. Добро.

Кажется, я обещал вернуться к сюжету? Но какое отношение сюжет имеет к графике? Просто вот тут авторы сделали промах. На протяжении почти четырех десятков миссий кампании нам будут показывать видеоролики на движке игры. А вот этого делать было нельзя! Когда у нас на весь экран возникают нарезанные из бумаги фигурки героев, покрытые страшными текстурами, то начинаешь сильно кривить лицо. От этого лицо может стать таким, как у героев AoM. Потому что на этот кошмар без содрогания смотреть невозможно. Складывается впечатление, будто авторы сами потом не глянули, что же у них получилось. Лично я бы постеснялся показывать эти пляски бумажных Буратино, с кляксами вместо лиц, широкой общественности.

Звук на приемлемом уровне. Единственное нарекание вызывает лишь ужасно малое число треков в игре - один. У каждой цивилизации есть нечто вроде «вводной мелодии», которая играет от силы минуту. Потом бренчит один и тот же трек на протяжении всей игры. Слава Зевсу, Тору и Изиде, пираты, которые переводили мою AoM, не мнили себя великими актерами и потому озвучку оставили английскую. За что им честь и хвала. Кстати, английская речь тут слышна только во время сюжетных роликов. Все юниты говорят на родных языках. Я, как историк, знаю, что современной исторической науке точно неизвестно, как звучал язык древних египтян, но послушать его приятно.


Трудно угодить богу.

К достоинству игры можно отнести длинную и интересную кампанию. Если, конечно, не принимать близко к сердцу олигофренический сюжет и карикатурность некоторых персонажей. Всю кампанию наш Аркантос, в лучших традициях голливудского боевика, гоняется за главным злодеем - циклопом со страшным именем Гаргаренсис. Сей одноглазый псих везде, где только может, стремиться спровоцировать конец света. У него есть два шизоидных помощника - минотавр-пират Камос и злой египтянин Кемсит. Ведет себя эта троица тоже «в лучших традициях», словно шайка террористов, планирующая похитить президента США.

Также к AoM прилагается богатая база данных по всем юнитам, зданиям, героям и апгрейдам. При этом дается не только сугубо игровая характеристика, но и историческая справка. Особенно умиляют научные названия мифических существ на латыни. Если бы не Ensemble Studios, то так бы никогда и не узнал, что правильное название минотавра Homo Taurus. Юниты стоят не большой гурьбой, а держат строй. Хотя, во время схватки все равно начинается свалка и строй мгновенно рассыпается. Если наскучила кампания или она уже пройдена, то есть режим игры на случайной карте. AI, надо сказать, показывает себя не с самой плохой стороны. На предельном уровне сложности мне ни разу не удавалось победить без компьютерных союзников. Единственное «но» - силиконовые мозги иногда клинит и компьютерные игроки, по неизвестным причинам, останавливают свое развитие и ничего больше не строят, даже если есть ресурсы. Особый интерес в игру на случайных картах добавляют артефакты - выглядят, как фонарики, лежащие в разных концах карты. Их могут подбирать юниты-герои и относить в храм. Эти артефакты оказывают различные полезные эффекты на нашу империю.

Резюмируя, хочу сказать, что Age of Mythology это крепкий среднячок. Не революция в жанре, но вполне добротная игра, чтобы скоротать время. Если не ждать от нее небывалой атмосферы, исторической достоверности и идеального баланса, то играть вполне можно. И получать удовольствие.

В Age of Mythology встроен очень простой, но в то же время функциональный редактор. В нем можно создавать уровни практически любой сложности, добавлять на карты скрипты. Нельзя только объединить созданные карты в полноценный сценарий с уникальным сюжетом. Сегодня мы с вами сделаем уровень-остров, расположенный посреди моря. На острове создадим высокие горы и глубокие пропасти, населим остров волшебными существами и украсим уровень парой скриптовых сцен.
Битва армии троллей со сфинксами и минотаврами продолжается.

Травой засадим твердь земную
Теперь на рельеф нужно нанести текстуры. Существует два способа. Первый — через инструмент Paint Land , который при нанесении текстуры изменяет еще и форму рельефа. Нам такой вариант не подходит, мы ведь уже изменили рельеф. Поэтому воспользуемся инструментом Paint Terrain , который рельеф оставит без изменений, просто наложит на поверхность выбранную картинку.
Чтобы воспользоваться текстурой, просто выбираете ее из списка и перетаскиваете в основное окно редактора. Процесс наложения текстур почти ничем не отличается от создания рельефа. Добавим на остров лес ( Forest ) и горы, в которых проходят каньоны ( Canon and Cliff ). Можете оформить остров и в каком-то другом стиле. Например, песком и галькой. Как вам больше нравится.
Когда закончите с текстурированием, переходите в меню World , где находятся опции, с помощью которых мы завершим работу над картой. В Lighting можно выбрать основные типы освещения для всей карты. В Map Elevation задается странный параметр "уровня всей карты над уровнем моря", для чего он нужен — не совсем понятно. На геймплей параметр никак не влияет, а если на карте уже есть моря, то как море может быть выше самого себя? В руководстве к редактору этот момент деликатно обошли и объяснений не дали.
Рельеф и ландшафт созданы. Но пока они пусты. Настало время поместить на карту различные объекты. Выбираем инструмент Place object . Перед вами табличка с объектами, разделенными на четыре категории: здания, юниты, природа и "украшательства". Кликайте на объект, который хотите установить на карту, и перетаскивайте его в основное окно редактирования. Для вращения объекта используйте колесико мышки. Через Place object в обязательном порядке надо создать город и армию главного героя, а также города противников — без этого играть будет невозможно.


Успех Age of Empires 2 HD — переиздания классической стратегии 1999-го года, закономерно подтолкнул Microsoft Game Studios к идее, что неплохо бы его повторить. Благо это вовсе несложно – до того, как в 2009-м Ensemble Studios была Microsoft закрыта по неким туманным экономическим соображениям, она успела создать множество сверхуспешных игр, оставив издателю богатое наследство стратегических блокбастеров. Немного времени, смешной бюджет на переделку игры под современные технические реалии, и собираем деньги с ностальгирующих игроков!
На сей раз переизданию подверглась Age of Mythology – своеобразный фентезийный спин-офф серии Age of Empires, в котором в бою, помимо привычных мечников-копейщиков-кавалеристов сходятся герои и чудовища из греческих, египетских и скандинавских мифов. Игрок, переводя свое королевство из эпохи в эпоху, также получает не только доступ к более совершенным юнитам и постройкам, но и покровительство богов своей нации, открывающее доступ к уникальным способностям, заклинаниям и мифологическим юнитам.

Во всем остальном игра следовала стандартам и принципам Age of Empires 2. Все так же мы отправляли рабочих добывать лес, золото и пищу, возводили дома, нанимали армии и сводили их в сражениях, организованных по принципу «камень-ножницы-бумага». Разве что дебютировавший в Age of Mythology движок BANG! Engine, на котором позже была сделана также Age of Empires 3, перевел все происходящее в 3D, передовое на свое время, а ныне, конечно, смотрящееся весьма бюджетным.
Собственно основная работа, которую Sky Box Labs провела над вышедшей в Steam Age of Mythology: Extended Edition ожидаемо касалась в первую очередь технической части игры. Так несколько улучшена графика, добавлена нормальная поддержка современных широкоформатных мониторов, а также разрешений вплоть до 1920х1200. Улучшены и добавлены разнообразные эффекты. В результате картинка стала ощутимо приятнее, да и просто возможность запускать игру на современных машинах спокойно, без всяческих танцев с бубном – дорогого стоит.

Геймплей, как и ожидалось, остался без изменений, и, поскольку речь идет о переиздании одной из лучших стратегий своего времени, это прекрасно. Конечно, игроку, избалованному современными RTS, может по началу бросится в глаза некоторая моральная и техническая устарелость материала. Так, к примеру, искусственный интеллект юнитов оставляет по современным стандартам желать много лучшего. Однако, при более долгом и вдумчивом знакомстве Age of Mythology оставляет очень приятное впечатление встречи с твердой, выверенной и качественной классикой стратегического жанра.
Изюминкой, отличающей Age of Mythology от других подобных игр, является, как это и следует из названия, мифология, а точнее – возможность призвать в бой существ и героев легенд игровых наций. Так греки вызывают в бой минотавров, гидр, мантикор, немейских львов, медуз-горгон и прочую такую живность, знакомую по книге «Мифы древней Греции». За скандинавов на помощь придут валькирии, морозные и огненные великаны, драконы, и другие нордические личности.Геймплей, как и ожидалось, остался без изменений, и, поскольку речь идет о переиздании одной из лучших стратегий своего времени, это прекрасно. Конечно, игроку, избалованному современными RTS, может по началу бросится в глаза некоторая моральная и техническая устарелость материала. Так, к примеру, искусственный интеллект юнитов оставляет по современным стандартам желать много лучшего. Однако, при более долгом и вдумчивом знакомстве Age of Mythology оставляет очень приятное впечатление встречи с твердой, выверенной и качественной классикой стратегического жанра.

—————————————————————————————————————————
Нации в Age of Mythology весьма ощутимо различаются по способам хозяйствования
——————————————————————————————————————————
В компании мифических чудовищ и воинов обычные копейщики, лучники и кавалеристы смотрятся бледновато. Они хорошая основа армии, но устоять без помощи мифических существ против войска, в котором они есть им крайне сложно. Для призыва мифических существ и воинов необходим особый тип ресурсов – благосклонность богов. Игровые нации весьма ощутимо различаются по способам хозяйствования (особенно отличились северяне, у которых рабочие не умеют строить постройки, а занимаются этим непосредственно воины), но самое главное отличие между ними – в способе получения этой самой благосклонности. Так для греков она накапливается тем быстрее, чем больше крестьян молится в ближайшем храме, египтяне для этих целей возводят разнообразные монументы, атлантам нужно строить дополнительные городские центры, а склонные к наступательной тактике скандинавы получают тем больше благословения, чем больше они уничтожили воинов врага.
Еще один важнейший момент, обеспечивающий стратегическую гибкость в Age of Mythology – выбор богов при переходе из эпохи в эпоху. Всего таких переходов возможно три, и в каждом из них игрок волен выбирать одно из божеств пантеона своей нации, в качестве покровителя. Именно этот выбор определяет, к каким мифическим существам, заклинаниям, способностям и технологиям получит игрок доступ в новой эпохе. Это обеспечивает игре дополнительный интерес и огромную стратегическую вариативность, которая порадует любого ценителя жанра.

Разработчики Age of Empires не забыли об Age of Mythology

Идейная продолжательница дела Age of Empires с мифологическим уклоном. Хотя и не является прорывом в жанре RTS, все же сделана качественно и заинтересует не только любителей серии.

Дополнения:
Age of Mythology: The Titans

Операционная система : Windows 98
Процессор : Intel Pentium II с тактовой частотой 450 МГц
Видеокарта : с 16 МБ видеопамяти
Оперативная память : 128 МБ
Место на диске : 1.5 ГБ
Интернет-подключение : dial-up 56.6 кбит/c
DirectX : 8.0

Операционная система : Windows 2000 / ME / XP
Процессор : Intel Pentium 4 с тактовой частотой 2.4 ГГц
Видеокарта : с 32 МБ видеопамяти
Оперативная память : 512 МБ
Место на диске : 2.0 ГБ
Интернет-подключение : dial-up 56.6 кбит/c
DirectX : 8.0

Читайте также: