Whistleblower policy что это

Обновлено: 05.07.2024

В качестве одной из действенных мер противодействия коррупции, общепризнанной для многих международных организаций является работа по созданию и укреплению каналов подачи информации о коррупционных преступлениях , а также по защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются как «Whistleblower» (информатор/заявитель), а подача ими информации о преступлениях определяется как whistleblowing. «Whistleblower» - это не общепризнанный термин, используемый в разных странах и языках. Тем не менее, данный термин закреплен рядом международных неправительственных организаций как наиболее часто употребляемый. В статье проанализировано понятие Whistleblowers в европейской правовой культуре. Показано, что отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.

whistleblowing policy

Climate change policy of the United States — The politics of global warming is played out at a state and federal level in the United States. Part of the Politics series Politics … Wikipedia

Комплаенс-контроль — Финансовый контроль Контроль Виды финансового контроля Государственный контроль Внутренний контроль … Википедия

Department of Defense Whistleblower Program — Aircraft procurement whistleblowing launched the modern Defense whistleblower program. The Department of Defense Whistleblower Program enables, in part, the federal mission of protecting whistleblowers by committing the Inspector General of the U … Wikipedia

Daniel P. Meyer — Meyer as General Counsel, PEER Spring 2000. Daniel P. Meyer (born 1965) is director for whistleblowing and transparency (DW T) to Gordon S. Heddell, Inspector General, U.S. Department of Defense.[1] As Director DW T, Meyer s role is to promulgate … Wikipedia

Loyalty — For other uses, see Loyalty (disambiguation). Loyalty is faithfulness or a devotion to a person, country, group, or cause (Philosophers disagree as to what things one can be loyal to. Some, as explained in more detail below, argue that one can be … Wikipedia

David Deming — Deming during testimony before the United States Senate, 2006. Born … Wikipedia

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батищева Наталья Анатольевна

К вопросу о программе защиты разоблачителей (информаторов) по делам коррупционной направленности Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений КАК ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ: ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CONCEPT OF «WHISTLEBLOWERS» AND PROBLEM OF PROTECTION OF CRIME INFORMANTS IN THE EUROPEAN LEGAL CULTURE

whistleblower

whistleblower — in the figurative sense, by 1970, Amer.Eng., from WHISTLE (Cf. whistle) (as something sounded in an alert) + agent noun from BLOW (Cf. blow). Earlier in U.S. sports slang sense referee … Etymology dictionary

whistleblower — whis·tle·blow·er or whis·tle blow·er or whistle blower (hwĭsʹəl blō ər, wĭsʹ ) n. One who reveals wrongdoing within an organization to the public or to those in positions of authority: “The Pentagon s most famous whistleblower is. hoping to get … Universalium

whistleblower — whist|le|blo|wer sb., en, e, ne (medarbejder der informerer om ulovlige forhold i fx en organisation), i sms. whistleblower , fx whistleblowerordning … Dansk ordbog

whistleblower — see whistle blower … English dictionary

whistleblower — n. one who discloses the illegal or immoral acts of another person, informer one who reveals a wrongdoing or informs authorities about a misconduct, one who discloses the illegal or immoral acts of another person, informer … English contemporary dictionary

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

органов государственной власти. Именно скоординированная, систематическая, планомерная работа всей системы публичной власти вызывает самые позитивные ожидания у граждан.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета 1993. № 237

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. № 97.

4. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» // Российская газета. 2020. № 72

5. Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» // Российская газета. 2020. № 73.

6. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2020 года № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году» // СЗ РФ. 2020. № 17. Ст. 2805

7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» // Российская газета. 2021. № 5.

8. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2020 года № 1732 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 44. Ст. 6990.

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyataya vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993g. // Rossijskaya gazeta 1993. № 237

KOLESNIKOV, YURIY A. - Doctor of Law, Associate Professor, Department of Financial Law, Southern Federal University. TSAP, MARINA P. - Ph.D. student of the Department of State (Constitutional) Law, Faculty of Law, Southern Federal University.

УДК 342.7 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-40-44

ПОНЯТИЕ «WHISTLEBLOWERS» И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАТОРОВ О ПЕРСТУПЛЕНИЯХ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Ключевые слова: коррупционные преступления, борьба с коррупцией, информация о преступлениях, денунциация, заявители о коррупции.

В качестве одной из действенных мер противодействия коррупции, общепризнанной для многих международных организаций является работа по созданию и укреплению каналов подачи информации о коррупционных преступлениях, а также по защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются как «Whistleblower» (информатор/заявитель), а подача ими информации о преступлениях определяется как whistleblowing. «Whistleblower» - это не общепризнанный термин, используемый в разных странах и языках. Тем не менее, данный термин закреплен рядом международных неправительственных организаций как наиболее часто употребляемый. В статье проанализировано понятие Whistleblowers в европейской правовой культуре. Показано, что отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.

BATISHCHEVA, N.A. THE CONCEPT OF «WHISTLEBLOWERS» AND PROBLEM OF PROTECTION OF CRIME INFORMANTS IN THE EUROPEAN LEGAL CULTURE

Key words: corruption crimes, fight against corruption, information on crimes, denunciations, whistleblowers.

В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад «State-Owned Enterprises and Corruption. What Are the Risks and What Can Be Done?», основанный на анализе практики антикоррупционного регулирования в 34 странах. По мнению авторов доклада, коррупции и внешним финансовым подкупам наиболее подвержены государственные компании или компании с государственным участием. Согласно проведенному исследованию, должностным лицам в компаниях с государственным участием чаще обещали или давали взятки из-за рубежа в период с 1999 по 2014 год (OECD, 2014) [1, р.23]. И именно государственные компании, в отличие от частных компаний, менее склонны принимать действия, направленные на недопущение или минимизацию коррупционных преступлений. В качестве одной из мер противодействия коррупционным преступлениям авторы доклада особо выделили необходимость укрепления существующих и создания новых каналов подачи информации о коррупционных преступлениях сотрудниками предприятий. Также они акцентировали внимание на защите людей, информирующих о данных преступлениях посредством указанных каналов. Данные лица обозначаются в докладе как «Whistleblower» (информатор/заявитель/осведомитель), а подача ими информации о преступлениях - whistleblowing. Идея создания и внедрения механизмов защиты лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях и преступлениях, нашла свое отражение во многих международных документах.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Whistleblower» - это не общепризнанное определение, используемое в разных странах и языках. В европейской правовой культуре оно появилось сравнительное недавно, однако уже закреплено в ряде международных неправительственных организаций, как наиболее часто употребляемое. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции лица, добросовестно сообщающие компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с Конвенцией, обозначались как «reporting persons» [2]. Понятие «Whistleblower» в Конвенции не использовалось. Однако данное понятие, очевидно пришедшее из американского правового поля, постепенно становится универсальным в ряде документов международных организаций по борьбе с коррупцией.

В Рекомендациях Совета Европы от 2014 г. «O защите информаторов», принятых на 1198 заседании Комитета министров СЕ, прямо указывается, что «сообщающие или раскрывающие информацию об угрозах или вреде общественным интересам Whistleblower (информаторы), могут способствовать укреплению прозрачности и демократической подотчетности» [4]. В Рекомендациях предполагается не только развитие каналов подачи и сбора информации о коррупционных преступлениях, но и необходимость защиты информатора, даже в случае неподтверждения информации о преступлении или правонарушении. Государствам-членам Совета Европы рекомендуется создать правовую и институциональную базу признания и защиты информаторов/заявителей в рамках собственных национальных законодательств, а также обеспечить действующие каналы подачи информации. Однако, как указанные Рекомендации, так и Резолюция ПАСЕ от 2015 года № 2060 «Improving the protection of whistle-blowers» [5] предполагают более широкое толкование понятия «Whistleblowers», распространяя их защиту и на

сотрудников служб национальной безопасности или разведки, а также частных фирм, работающих в этой области. А под подачей информации понимается любое заявление о нарушениях, представляющих угрозу или вред общественным интересам в целом.

В указанном документе под «whistleblowers», понимаются лица, информирующие о любых нарушениях законодательства Европейского Союза, наносящих ущерб общественным интересам, и, таким образом, играющие ключевую роль в выявлении и предотвращении правонарушений и в защите благосостояния общества. Директива охватывает многие области законодательства, такие как сфера государственных закупок, сфера финансовых услуг, внутреннего и внешнего рынка, производства и сбыта продукции, связанной с обороной, транспортная безопасность и прочее, кроме национальной безопасности (п.24 Директивы).

Можно сказать, что данная Директива Европейского Союза - это шаг к закреплению понятия «whistleblowers» в европейской правовой культуре, введению его в повседневный лексический оборот. Конечно, наряду с ним, существует множество аналогичных, эмоционально окрашенных понятий, как в национальных языках, так и общеевропейской практике. Например, альтернативное употребление понятия «whistleblowers» в европейских СМИ и обществе - это «informer» и «snitch», «denunciator» и пр. Отсутствие общепринятого юридического термина создает проблемы в разработке национальных законодательных актов о защите информаторов/заявителей/осведомителей.

Принятие Директивы - это шаг как в признание данного понятия в общеевропейской правовой культуре, так и в разработке общеевропейского нормативно-правового законодательства, регулирующего права данной категории лиц. Предполагается продолжение работы с целью изменения общественного мнения о том, что роль информаторов/заявителей важна, а раскрытие информации должным образом защищается и даже поощряется. По мнению независимого бизнес-журналиста Нейла Ходжа, вполне вероятно, что Европейскому Союзу будет достаточно сложно убедить широкую общественность в том, что действия информаторов/заявителей действительно поощряются национальным государством и должным образом защищены правовой системой.

Европейская правовая культура не едина, и то, что приемлемо в одной стране Европейского Союза, зачастую осуждается обществом в другой. Так исследования, проведенные Европейской Комиссией, показали, что только 15 процентов граждан ЕС знают о существующих правовых нормах защиты осведомителей. В 2017 году 85% респондентов заявили, что не сообщают о должностных преступлениях, свидетелями которых они были, потому что не верят в защиту и боятся последующих репрессий в отношении них [8]. Так, в том же 2017 году 36% работников, сообщивших о правонарушениях, испытали негативные последствия в своей карьере - от увольнений, репутационных издержек и вплоть до причинения вреда здоровью [9].

косвенно [11, р.9]. И все же ценность данной категории лиц в европейской политической культуре неоспорима, документально подтверждена, а важность их защиты провозглашена многими нормативными актами.

В русскоязычной литературе понятие «whistleblowers» переводится в большинстве случаев, как заявитель или информатор о коррупционных правонарушениях и рассматривается преимущественно в контексте мер борьбы с коррупцией 15. Основным пояснением для такого рода сужения данного понятия, авторами представляется отсутствие нормативно-правовой базы в России, относящейся непосредственно к данной категории лиц. И это при том, что данное понятие намного шире, нежели просто лицо, сообщающее о коррупционных преступлениях.

Возможно, наиболее удачный термин в русскоязычной литературе, описывающий понятие информатор или заявитель именно коррупционных преступлений, и ряд мер по созданию каналов подачи информации и защите заявителей - это денунциация и институт денунциации. Институт денунциации - предоставление информации о фактах коррупции, согласно установленному регламенту, уполномоченному для рассмотрения и расследования факта коррупции должностному лицу (комиссии и органу), предполагающее комплекс мер защиты указанного сотрудника от дискриминации и репрессивных мер со стороны руководства компании. Возрастает необходимость установления в российском правовом поле института денунциации в качестве меры борьбы с коррупционным правонарушениям.

Литература и источники

12. Балог М.М. Противодействие коррупции в России: защита заявителей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2018. № 8. С. 39-44.

13. Волосова Н.Ю., Журкина О.В. К вопросу о программе защиты разоблачителей (информаторов) по делам коррупционной направленности // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5.

14. Спектор Е.И., Севальнев В.В. Вопросы правовой защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 4.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Макарова О.В. Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 97-105.

17. Цирин А. М. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы/ Под ред А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015.

18. Шевердяев С.Н. Концептуальные пробелы в системе Российского антикоррупционного законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1. С. 121-131.

References and Sources

12. Balog M.M. Protivodejstvie korrupcii v Rossii: zashchita zayavitelej // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Pravo. Upravlenie. 2018. № 8. S. 39-44.

13. Volosova N.Yu., Zhurkina O.V. K voprosu o programme zashchity razoblachitelej (informatorov) po delam korrupcionnoj napravlennosti // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. N° 5.

16. Makarova O.V. Obespechenie bezopasnosti lic, sposobstvuyushchih preduprezhdeniyu i raskrytiyu korrupcionnyh prestuplenij // Zhurnal rossijskogo prava. 2015. № 7. S. 97-105.

БАТИЩЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», заместитель директора по научной работе.

УДК 937(092) DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-44-49

ФАРИКОВА Е.А. ПООЩРЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые слова: государственная служба, трудовая мотивация, стимулирование, поощрение, поощрительная политика.

В статье рассмотрены основы поощрительной политики в сфере государственной службы, нормативное регулирование государственно-служебных отношений в области применения мер поощрения к государственным служащим. Дана оценка эффективности и преимуществам морального поощрения в сфере государственной службы. Отмечается, что стимулирование государственных служащих посредством применения к ним мер материального поощрения выступает одним из важных методов антикоррупционной политики в сфере государственной службы. Рассмотрены основные проблемы реализации поощрительной политики в сфере государственной службы. В частности, отмечено, что одной из проблем применения мер поощрения в сфере государственной службы выступает необъективная оценка руководителем деятельности государственного служащего, в отношении которого применяется мера поощрения.

FARIKOVA, E.A. PROMOTION IN THE PUBLIC SERVICE SPHERE

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: public service, labor motivation, incentives, promotion, incentive policy.

In the article considers the basics of incentive policy in the sphere of public service, the normative regulation of public-service relations in the sphere of the application of incentive measures to civil servants. It given an assessment of the effectiveness and benefits of moral incentives in the sphere of public service. It is noted that the stimulation of civil servants through the application of material incentives to them is one of the important methods of anti-corruption policy in the field of public service. The main problems of the implementation of incentive policy in the field of public service are considered. In particular, it was noted that one of the problems of applying incentive measures in the field of civil service is the biased assessment by the head of the activities of a civil servant in relation to whom the incentive measure is applied.

В условиях меняющейся государственной правовой политики, которая должна соответствовать современным тенденциям развития государственной и общественной жизни, трансформируется подход к основам организации государственной службы. Организационные вопросы государственной службы имеют прикладное значение для практики реализации государственными служащими возложенных на них задач и полномочий.

В последние годы наблюдается постепенное возрастание роли поощрительной политики, которая предполагает ранее не развитый в России подход к регулированию общественных

Кто такие whistleblowers и почему они нужны в России

Увидела в соцсетях пару слов о себе. Пользователь пишет, что Миронова - как Летов, против всех, и это очень хорошо.

Приятно такое читать. Однако хочется пояснить. Я не против всех, я не журналист-перпендикуляр. Здесь другое. В английском языке есть термин watchdogs - "сторожевые собаки". Выражение американское, именно там привыкли так называть независимых журналистов. Слово не вполне точное и не отражает интересы общества. Потому что любая собака лает на всех, кроме. тех, кто ее кормит. Самый злой сторожевой пес признает хозяина. Есть, конечно, абсолютные злыдни, которых даже хозяева только с лопаты кормят, но таких быстро уничтожают.

Журналист-watchdog лает не на всех. И беда общественности в том, что она часто не знает, кто эту собаку кормит и сколько у ее хозяина натыкано еще, простите, будок с псами.

Куда ближе мне английское слово whistleblower - дословно говоря это "дующий в свисток". Традиция употребления этого слова - британская. Им обозначали поначалу людей из любой сферы, которые первыми замечали нарушения прежде всего внутри коллектива, корпорации, системы, на которую они работают. То есть, это сотрудники внутри одной структуры, которые первыми оповещают коллег и общественность о нарушениях. Например, работник птицефабрики сливает видео, на котором тушки кур валяются в грязи на полу. Сотрудник IT-компании выкладывает данные о том, что фирма следит за своими пользователями. В этом смысле Эдвард Сноуден, допустим, это классический whistleblower. Занятно, что в США есть даже закон о защите "дующих в свисток", хотя даже на родине этого термина, в Британии, его нет. При этом тому же Сноудену и множеству других "дозорных" это не помогло.

Надо сказать, что со временем термин расширился. И сейчас он в Великобритании означает человека, который первым замечает надвигающуюся на все общество опасность и голосит о ней, непременно рискуя собственным положением. Потому что "вислблойера" от обычного информатора, журналиста или публициста отличает именно риск ущемления собственных интересов. К очень большому сожалению, все чаще термином whistleblower стали даже в Британии называть журналистов. Потому что, увы, случаев, когда выполнение журналистом или публицистом его работы подразумевает риск: потери работы, попадания под бойкот или ту самую культуру отмены, когда человека начинают отовсюду выгонять и все его игнорируют.

Вот я в нашей независимой прессе такой whistleblower. Дозорный со свистком, стоящий на каланче и первым предупреждающий об опасности. С каланчи видно раньше, где горит, у кого потоп, к кому в дом лезут воры, с какой стороны подступает вражеская конница.

Таких людей в бедных странах мало, потому что есть тот самый фактор риска, попадания под отмену, игнор, потерю всего. В сытых странах институционализированы разные формы поддержки вистлблойеров, в конце концов, там люди могут копить деньги, инвестировать их, нередко человек, заработав себе на старость, расплатившись с ипотекой, вложив деньги в надежные фонды, решается на гражданский поступок и публикует общественно важную информацию. Журналисты идут против своей корпорации, если получили имя, потому что в конкурентной богатой стране имя это всегда деньги, известный журналист, публицист, писатель по определению не будет беден, даже если его выгонят из редакций. Общество там умеет ценить тех, кто ради него жертвует собой.

А в бедных странах свистеть в свисток страшно, поэтому у нас таких людей мало. И природу их мотивации наши граждане плохо себе понимают

Просто не верят, что может быть человек, готовый рискнуть ради общественного блага и указать на надвигающуюся угрозу.

То, как я в последний год с небольшим вела себя по отношению к либеральному истеблишменту (мои тексты о затхлости этой тусовки, об эффекте паучьей банки, о деле Дмитриева и деле "Сети"), это и есть whistleblowing. Не просто разоблачение, а подача обществу сигнала: "Внимание, это опасность, которая надвигается на всех, просто вы ее пока не видите, а я вижу, потому что нахожусь внутри этой системы".

Таких людей наше общество должно научиться ценить и оберегать. Потому что вислблойеры всегда выступают в интересах общества. И чем таких среди населения больше, тем благополучнее страна. Особенно это касается СМИ и политики.

Читайте также: