Василий иванович и петька кто это

Обновлено: 17.05.2024

Петька и Василий Иванович - один из самых знаменитых квестов в принципе, но многие даже пройдя игру не задумываются о том, как и кто её создал и какие трудности игра преодолела перед выходом. Сегодня я предлагаю развеять это незнание и почитать о разработке культового квеста!

Как "Петька и Василий Иванович" народную любовь завоевал

Игра оказалась именно тем, что нужно было! Что уж тут говорить, если продажи игры всего за 3 месяца достигли свыше 100 тысяч копий (А если вспомнить, что игра вышла в период кризиса 1998 года, то цифры становятся поистине невероятными). Играли в культовый квест буквально все: от рабочих до государственных служащих.

У нас как-то после релиза сотрудника на таможне проверяли. Он на вопросы там отвечал, сказал, что работает в «Буке», и его таможенник спрашивает: «По поводу «Петьки и Василия Ивановича» – я там около реки не могу на другой берег перебраться, что там делать надо?» А я тогда как техподдержка работал – народ звонил, спрашивал как куда пройти. Сотрудники иногда проходили мимо, а я там по телефону говорю кому-то: «Ну вы там весла сломайте, а потом сожгите

- Вспоминает Александр Михайлов.

Случалось буквально и такое, что звонили в контору и жаловались, мол, что же вы наделали, всё производство остановлено, никто не работает, все в "Петьку. " играют!

Захаров, кстати, успех своей игры объясняет хитро:

В графике заложены определенные цвета, воздействующие на мозг человека. Позитивные оранжевые, желтые оттенки, светло-зеленые – они воздействуют на зрение таким образом, что глаза отдыхают, им приятно

А вот у Александра Михайлова другое мнение на этот счёт: он считает, что игра "выстрелила", потому что стоила намного дешевле конкурентов, ведь диски выпускались в "джевелах", это сильно удешевляло производство.

Чапаевцы

25-я стрелковая дивизия, которой командовал Чапаев, обладала весьма раздутым штатом: в ней числилось более 20 тысяч человек. При этом реально боеспособными были не более 10 тысяч. Остальную половину составляли тыловые и вспомогательные части, не участвовавшие в боях.


Малоизвестный факт: часть чапаевцев через некоторое время после гибели командира участвовала в мятеже против советской власти. После гибели Чапаева часть солдат 25-й дивизии была переведена в 9-ю кавалерийскую дивизию под командованием Сапожкова. Почти все они были крестьянами и остро переживали начавшуюся продразвёрстку, когда специальные отряды полностью реквизировали хлеб у крестьян, и уже не у богатейших, а у всех подряд, обрекая многих на голодную смерть.

Продразвёрстка оказала существенное влияние на рядовой состав РККА, особенно на уроженцев наиболее хлебных регионов, где она была наиболее жестокой. Недовольство политикой большевиков вызвало ряд стихийных протестов. В одном из них, известном как восстание Сапожкова, приняли участие некоторые бывшие чапаевцы. Восстание было быстро подавлено, несколько сотен активных участников расстреляны.

Чапаев и его команда

Благодаря фильму и книге о Чапаеве ординарец Петька, Анка-пулемётчица и комиссар Фурманов стали неотъемлемыми спутниками Чапаева-легенды. При жизни Чапаев не слишком выделялся, и даже книга о нём, хотя и не прошла незамеченной, всё же не вызвала фурор. Настоящей легендой Чапаев стал после выхода фильма о нём в середине 30-х годов. К этому времени усилиями Сталина был создан своеобразный культ мёртвых героев Гражданской войны. Хотя в те времена в достатке было живых участников войны, многие из которых сыграли в ней большую роль, в условиях борьбы за власть создавать им дополнительный ореол славы было неразумно, поэтому в качестве своеобразного противовеса им стали раскручиваться имена погибших командиров: Чапаева, Щорса, Лазо.

Фильм о Чапаеве создавался под личным патронажем Сталина, который курировал даже написание сценария. Так, по его настоянию в фильм была введена романтическая линия Петьки и Анки-пулемётчицы. Кино вождю понравилось, и фильм ждал самый широкий прокат из всех возможных, он шёл в кинотеатрах несколько лет, и не было, пожалуй, ни одного советского человека, который не посмотрел бы фильм хотя бы раз. Фильм изобилует историческими нестыковками: например, в психическую атаку идёт офицерский полк Каппеля (у которого его никогда не было), одетый в униформу марковской дивизии (воевавшей на совсем другом фронте).


Тем не менее именно он закрепил миф о Чапаеве на долгие годы. Лихо рассекающий на коне с шашкой наголо Чапаев тиражировался на миллионах открыток, плакатов и карточек. Но реальный Чапаев из-за ранения руки не мог ездить на коне и всюду перемещался на автомобиле.

Отношения Чапаева и комиссара Фурманова также были далеки от идеальных. Они часто ссорились, Чапаев жаловался на "комиссародержавие", а Фурманов был недоволен тем, что комдив положил глаз на его жену и совершенно не уважает политическую работу партии в армии. Оба неоднократно писали друг на друга жалобы начальству, их отношения трудно охарактеризовать иначе как враждебные. Фурманов негодовал: "Мне противны были ваши грязные ухаживания за моей женой. Я всё знаю, у меня документы имеются в руках, где вы изливаете свою любовь и хамскую нежность".

В результате именно это и спасло жизнь Фурманову. За месяц до гибели штаба в Лбищенске его перевели в Туркестан после очередной жалобы, а новым комиссаром дивизии стал Павел Батурин, погибший вместе со всеми 5 сентября 1919 года.

Фурманов прослужил рядом с Чапаевым всего четыре месяца, но это не помешало ему написать целую книгу, в которой реальный Чапаев был превращён в могучий мифологический образ полководца "от сохи", который университетов не кончал, но любого образованного генерала разобьёт.

К слову, сам Фурманов не был таким уж убеждённым большевиком: до революции он примыкал к анархистам и к большевикам перебежал только в середине 1918 года, когда те начали преследовать анархистов, и он вовремя сориентировался в политической обстановке и сменил лагерь. Также стоит отметить, что Фурманов не только превратил Чепаева в Чапаева, но и изменил свою фамилию (в годы войны он носил фамилию Фурман, именно так он именуется во всех документах того времени). Занявшись писательским ремеслом, он русифицировал свою фамилию.

Фурманов умер от менингита через три года после выхода книги и так и не увидел триумфального шествия Чапаева по Советскому Союзу.

Петька также имел вполне реального прототипа — Петра Исаева, в прошлом старшего унтер-офицера музыкантской команды императорской армии. В реальности Петька был не простоватым ординарцем, а командиром батальона связи. В то время связисты были на особом счету и являлись своеобразной элитой в связи с тем, что уровень их знаний был недоступен малограмотным пехотинцам.

С его гибелью также нет ясности: по одной версии, он застрелился в день гибели штаба, чтобы не попасть в плен, по другой — погиб в бою, по третьей — покончил с собой через год после гибели Чапаева, на его поминках. Наиболее вероятной версией является вторая.


Анка-пулёметчица является полностью вымышленным персонажем. В Чапаевской дивизии никогда не было такой девушки, отсутствует она и в оригинальном романе Фурманова. В фильме она появилась по настоянию Сталина, который требовал отразить героическую роль женщин в Гражданской войне, а кроме того, добавить романтическую линию. В качестве прототипа героини иногда называют Анну Стешенко, жену комиссара Фурманова, но она работала в культпросвете дивизии и никогда не принимала участия в боевых действиях. Также иногда упоминается некая санитарка Мария Сидорова, подносившая патроны пулемётчикам, и будто бы даже из пулемёта стрелявшая, но это тоже сомнительно.

Анекдоты про Петьку и Василь Иваныча. Когда они появились? И почему? Плюс новые истории про любимых героев

Случается, что киногерои становятся героями анекдотов. Штирлиц, например. Или поручик Ржевский. (О последнем мы писали – вот ссылка ). Таковы и Петька с Василием Ивановичем – персонажи, наряду с Анкой-пулеметчицей, классического советского фильма «Чапаев».

Но вот странность. Фильм снят в 1934 году. Но тогда, как говорят старожилы и исследователи, никаких анекдотов не рассказывали. А появились они только в шестидесятые. Почему?

Старый советский фильм реставрировали и выпустили в повторный прокат как раз в шестидесятые – в 1963-м. Но кино, как известно, стареет быстро. И то, что в тридцатые смотрелось, как откровение, спустя тридцать лет стало выглядеть архаичным. Именно в 1963-м был снят, к примеру, фильм «Я шагаю по Москве», а лидерами проката в СССР тогда стали «Коллеги» (по повести Аксенова) и «Три плюс два». Конечно, на фоне молодых оттепельных героев Петька с Василием Иванычем смотрелись старомодно. Как устарела и лобовая конструкция «Чапаева»: хорошие красные против ужасных белых. В эпоху шестидесятых герои, в том числе и киношные, стали гораздо более сложными и многоплановыми. Белые перестали выглядеть исчадием ада. Вспомним, например, Высоцкого в ленте «Служили два товарища» (1968), Луспекаева в «Белом солнце пустыни» (1969) или героя Владимира Ивашова в «Новых приключениях неуловимых» (1968). Да и красные стали выглядеть гораздо более сложными и многозначными. Поэтому Чапаева и его ординарцу не повезло. Городской фольклор зачислил их на вакантные, постоянно действующие роли «тупой и еще тупее». Простоватые, туповатые и грязноватые, вечно они несут пургу и ахинею!

- Василь Иваныч, белого привезли!

- Василь Иваныч, у тебя-то майка погрязнее моей!

-Так ведь я и постарше тебя, Петька, буду!

-Молчит, Василь Иваныч!

-А вы ему иголки под ногти загоняли?

-А каленым железом прижигали?

-А носки мои нюхать давали?

-Да что мы, звери, что ли?!

Захватили Петька с Василь Иванычем у беляков аэроплан. Летят, один в кабине спереди, второй – сзади. По переговорной трубе беседуют:

«Петька и Василий Иванович 2: Судный день» собрали из вырезанного контента. Авторы ушли, франшиза осталась у «Буки»

Продолжение вышло в сентябре 1999 года – всего через 10 месяцев после релиза первой части, хотя разработка оригинала (не считая концептов главного художника) заняла около двух лет. Дело в том, что для создания сиквела использовали вырезанные материалы из первого «Петьки» – даже постер игры уже был нарисован Олегом задолго до выхода «Судного дня».


Но игроки все также покупали и хвалили игру. Ругали разве что продолжительность – сиквел получился в 2 раза короче.

Суммарные продажи двух частей превысили 250 тысяч копий. То ли «Буке» этого было мало, то ли произошел какой-то конфликт, но от дальнейшей работы со S.K.I.F. решили отказаться. Из названия убрали Василия Ивановича, а делала следующие игры воронежская студия «Сатурн-плюс».

Перезагрузка серии оказалась показательной. Закончилась там, где стоило остановить серию

В 2016 году «Бука» вспомнила о «Петьке» – вышло переиздание первых двух частей игры. Что характерно, судьба дальнейших переизданий зависела от продаж предыдущих.


В итоге ностальгии хватило на 3 части, после чего выпуск переизданий закончился в 2017 году.

Но самое интересное здесь – продвижение переизданий «Букой». Издатель выпустил небольшой ролик с историей серии, но упоминается в ролике только первая часть и ее перезапуск, хотя «культовой» называют всю серию.

Перезагрузка получилась ироничной – после релиза четвертой части некоторые игровые журналы писали, что «возможно, стоило остановиться на трилогии» – прямо как с оригиналом. Судя по всему, продажи ремейка третьей части не устроили «Буку» – больше переизданий мы не увидим.

Сотрудничество с «Букой» помогло дойти до релиза, но игру пришлось урезать

Издателем игры выступила «Бука». Александр Михайлов, сооснователь и генеральный директор компании, вспоминал, что «Петька» сразу ему понравился: «Проектов такого рода еще не было – настолько близких русской душе. Взяться за игру хотелось всем, но она была слишком огромная».

На фронтах гражданской

Весной 1918 года в нескольких сёлах Николаевского уезда вспыхнуло восстание против советской власти. Чапаев был привлечён к его подавлению. Происходило это так: в село являлся вооружённый отряд во главе с грозным лидером и на село накладывалась контрибуция деньгами и хлебом. Чтобы завоевать симпатии беднейших жителей села, они от выплаты контрибуции избавлялись, кроме того, их активно агитировали вступать в отряд. Так из нескольких разрозненных отрядов, возникших стихийно (фактически автономных, под командованием местных батек-атаманов), собранных по местным сёлам, появилось два полка, сведённых в Пугачёвскую бригаду во главе с Чапаевым. Названа она была в честь Емельяна Пугачёва.

В силу немногочисленности бригада в основном действовала партизанскими методами. Летом 1918 года белые части организованно отступили, оставив Николаевск, который практически без сопротивления был занят бригадой Чапаева и сразу же переименован по этому случаю в Пугачёв.

После этого на базе бригады была сформирована 2-я Николаевская дивизия, в которую свели мобилизованных местных жителей. Командиром был назначен Чапаев, но уже через два месяца он был отозван в Москву в академию Генштаба для повышения квалификации.

Учиться Чапаеву не понравилось, он неоднократно писал письма с просьбой отпустить его из академии. В конце концов он просто уехал из неё в феврале 1919 года, пробыв на учёбе около 4 месяцев. Летом того же года он наконец получает главное назначение, которое и прославило его: он возглавляет 25-ю стрелковую дивизию, позднее названную его именем.


Стоит отметить, что с возникновением советской легенды о Чапаеве появилась тенденция несколько преувеличивать его достижения. Культ Чапаева разросся до такой степени, что могло показаться, будто он едва ли не в одиночку со своей дивизией разгромил войска белых на Восточном фронте. Это, конечно, не так. В частности, взятие Уфы приписывается едва ли не единолично чапаевцам. В действительности в штурме города помимо чапаевской принимали участие ещё три советских дивизии и одна кавалерийская бригада. Однако чапаевцы действительно отличились — они были одной из двух дивизий, которым удалось форсировать реку и занять плацдарм.

Вскоре чапаевцы взяли Лбищенск — небольшой городок неподалёку от Уральска. Именно там через два месяца Чапаев и погибнет.

Гибель Чапаева

После занятия Лбищенска дивизия рассредоточилась по окрестным населённым пунктам, а штаб расположился в самом городке. Основные боевые силы находились на удалении в несколько десятков километров от штаба, и отступившие белые части не могли контратаковать из-за значительного превосходства красных. Тогда они задумали глубокий рейд на Лбищенск, выяснив, что там расположился практически неохраняемый штаб дивизии.

Для участия в рейде был сформирован отряд из 1200 казаков. Им предстояло пройти ночью по степи 150 километров (днём местность патрулировали аэропланы), миновать все основные боевые части дивизии и неожиданно атаковать штаб. Возглавил отряд полковник Сладков и его заместитель полковник Бородин.

Почти неделю отряд скрытно добирался до Лбищенска. В окрестностях города ими был захвачен красный обоз, благодаря чему стало известно точное местонахождение штаба Чапаева. Для его захвата был сформирован специальный отряд.

Ранним утром 5 сентября 1919 года казаки ворвались в город. Растерявшиеся солдаты из дивизионной школы, охранявшие штаб, толком не оказывали сопротивления, и отряд продвигался вперёд быстрыми темпами. Красные начали отступать к реке Урал, рассчитывая бежать от казаков. Тем временем Чапаеву удалось улизнуть от взвода, отправленного на его захват: казаки перепутали Чапаева с другим красноармейцем, и командир дивизии, отстреливаясь, смог покинуть ловушку, хотя и получил ранение в руку.

Чапаеву удалось организовать оборону, остановив часть бегущих солдат. Около ста человек с несколькими пулемётами отбили штаб у занявшего его взвода казаков, но к этому времени к штабу подтянулись основные силы отряда, получившие трофейную артиллерию. Под артиллерийским обстрелом оборонять штаб было невозможно, кроме того, в перестрелке Чапаев получил тяжёлое ранение в живот. Командование принял на себя начальник штаба дивизии Новиков, который прикрывал группу венгров, переправлявших раненого Чапаева через реку, для чего они соорудили подобие плота из досок.


Однако один из немногих уцелевших свидетелей событий, начштаба Новиков, сумевший спрятаться под полом в бане и дождаться прихода красных, утверждал, что отряд белых полностью окружил штаб и перерезал все пути к отступлению, поэтому тело Чапаева надо искать в городе. Однако среди погибших Чапаева так и не нашли.

Ну а по официальной версии, канонизированной в литературе и кино, Чапаев утонул в реке Урал. Этим и объясняется тот факт, что его тело не нашли..

Чапаев не утонул, а Анки никогда не было. Подлинная история красного командира

9 февраля 1887 года родился Василий Чапаев — самый знаменитый красный командир времён Гражданской войны. Хотя при жизни он был не очень знаменит и особо не выделялся среди других командиров, после смерти он неожиданно выдвинулся в число главных героев войны. Культ Чапаева достиг в Советском Союзе такого размаха, что складывалось впечатление, будто он был самым успешным и выдающимся полководцем той войны. Вышедший в 30-е годы художественный фильм окончательно закрепил легенду о Чапаеве, а его герои стали настолько популярными, что до сих пор являются действующими лицами множества анекдотов. Петька, Анка и Василий Иванович прочно вошли в советский фольклор, а легенда о них заслонила собой их реальные личности. Лайф выяснил подлинную историю Чапаева и его соратников.

Игра шикарно продавалась, несмотря на кризис. Залог успеха – картинка, персонажи и экономичные упаковки для дисков

Карикатурный стиль и герои анекдотов понравились всем, но к такому выбору пришли не сразу. «Одним вечером мы рассуждали – а о чем делать игру? Боевик или ужастик? Боевики вроде надоели, а ужастик делать – самим страшно. Нужно было что-то мощное, гремучая смесь! Решили сделать фарс, комедию. За этим разговором кто-то начал анекдот – «Бегут как-то Петька и Василь Иваныч от белых…». На том и решили», – вспоминал Письменный.

Персонажи делались на основе анекдотов. Исторической достоверности в игре нет, но авторы этого и не обещали, о чем на телевидении говорил Олег Захаров: «Когда вышла игра, меня приглашали на какую-то программу на Первом канале и спросили – а книжку читали Фурманова? Без зазрения совести признался – не читал, ведь персонажи не оттуда, персонажи выдуманные. Основанные на анекдотах, но в альтернативной истории».


А вот выдержать визуальный стиль было сложнее. Олег настаивал на карикатурах – такой стиль лучше всего «оживлял» героев анекдотов: «Хотелось сделать карикатурно, но детально проработано. Ориентировался на Walt Disney – не меньше. Поначалу помогали знакомые – студенты из зеленоградского колледжа. Они потом отказались и ушли. Потом уже переехали в Москву, делали игру там, ну и дали объявление. Приходили ребята, заканчивающие институт и дипломированные специалисты – я тогда отсортировал где-то 50 художников. Не то было качество исполнения, не та стилистика», – рассказывал Захаров.

«Петька и Василий Иванович спасают галактику» стала народной игрой. Продажи за три месяца после релиза превысили 100 тысяч копий, а ведь вышла она в разгар экономического кризиса 1998 года! Играли все – от работяг до госслужащих.

«У нас как-то после релиза сотрудника на таможне проверяли. Он на вопросы там отвечал, сказал, что работает в «Буке», и его таможенник спрашивает: «По поводу «Петьки и Василия Ивановича» – я там около реки не могу на другой берег перебраться, что там делать надо?» А я тогда как техподдержка работал – народ звонил, спрашивал как куда пройти. Сотрудники иногда проходили мимо, а я там по телефону говорю кому-то: «Ну вы там весла сломайте, а потом сожгите», – рассказывает Александр Михайлов.


«Звонили люди и говорили: «Вы что такое сделали? Останавливается производство – люди играют в игру!» – вспоминал Олег Захаров.

Успех игры Захаров объясняет визуальными приемами. «В графике заложены определенные цвета, воздействующие на мозг человека. Позитивные оранжевые, желтые оттенки, светло-зеленые – они воздействуют на зрение таким образом, что глаза отдыхают, им приятно».

Оценки и продажи превысили ожидания издателя, так что требовался сиквел.

«Петька» начался со споров о лучшем разработчике квестов

Авторы «Петька и Василий Иванович спасают галактику» – студия S.K.I.F. Ее основали программист Вячеслав Письменный и художник Олег Захаров, а аббревиатура расшифровывается как «Славина компьютерная игровая фирма». Парни любили игровую индустрию и хотели туда с самого начала 90-х. В 1995 году они выпускали бесплатный цифровой журнал SBG Magazine с новостями об играх, обзорами западной игровой прессы и мнением по играм тех лет.


В 1996 году на страницах журнала авторы объявили о разработке собственной игры. Но, по словам Олега Захарова, разработка «Петьки» для него началась еще со школьной скамьи. «Пока все рисовали на партах, я рисовал комиксы. Про Петьку и Василия Ивановича, конечно. Это были скетчи для будущего проекта, хоть я и не знал какого – игра или что-то другое».


Идея реализовать скетчи пришла, когда Олег и Вячеслав спорили о понятии «идеальный квест». Вячеслав вспоминает: «Рассуждали о том, кто делает лучшие квесты: Lucas Arts, Sierra, Microprose, Virgin или кто-то совсем другой? И тут возникла шальная мысль – а что, если этот «кто-то совсем другой» — мы?»

Так идея перешла к реализации, но были вопросы: на какую аудиторию ориентироваться, делать комедию или ужасы, 2D или 3D-графику? «Решили делать на русском, на интересную для наших тему. У нас в западные квесты тогда не играли – выходили они на английском, а языком тогда мало кто владел, поэтому нужно что-то самобытное», – объяснял Вячеслав.


По словам главного художника игры, Олега Захарова, вся графика нарисована вручную. «Анимацию персонажей я рисовал на бумажных стикерах. Трудоемко, тяжело – прямо на оконном стекле накладывал два листа друг на друга и переводил карандашом. А рисовать получалось только днем – солнце заходило и через окно уже не получалось рисовать. Потом уже анимировали на программе в компьютере».


Посмертная слава

Через полтора десятилетия после своей смерти Чапаев обрёл такую славу, что по количеству объектов, названных в его честь, встал в один ряд с самыми высокопоставленными деятелями партии. В 1941 году популярного советского героя воскресили ради нужд пропаганды, сняв короткий ролик о том, как Чапаев доплыл до берега и призывал всех на фронт бить немцев. До сих пор он остаётся самым узнаваемым персонажем Гражданской войны, даже несмотря на распад СССР.

Как Василия Ивановича актёры из «Союзмультфильма» озвучивали

Да-да, не удивляйтесь. Может, вы и не знали, но знаменитого Василия Ивановича в игре озвучил не менее известный Александр Пожаров. Многие могут знать его под псевдонимом Шура Каретный. На момент "Петьки. " актёр уже успел поработать в игровой индустрии: его голосом говорят все персонажи "Братьев Пилотов" (Но вот к мультфильму "Следствие ведут Колобки" он отношения не имеет).

Но как же так получилось, что именно Союзмультфильм?

Еще до начала работы над игрой мы думали – кто же будет озвучивать? Надо было найти студию какую-нибудь, желательно, чтобы с мультиками работала, все же стилистика игры ближе к мультипликации. Ну и кто-то предположил – почему бы не «Союзмультфильм»? Тогда мы думали, зачем мы им нужны?

– вспоминает Вячеслав Письменный.

Действительно интересные факты об игре "Петька и Василий Иванович". Вы такого точно не знаете!

Из ручной работы в конвейер

Атмосфера третьего «Петьки» ушла от советской тематики в современный мир, а действие из России полностью перешло в США. Добавили рекламу. Ненавязчивую, вроде даже в тему, но как факт – прямо внутри игры рекламировалось радио «Европа плюс».



Нарисованная от руки графика Олега Захарова сменилась жутковатыми персонажами и мыльными задниками.



Цифры продаж издатель перестал публиковать после второй части, но серию поставили на поток, а значит прибыль была. «Сатурн-плюс» стала личным квестоделом для «Буки» – с 2001 года студия делала от 2 до 5 игр в год, среди которых было 6 частей приключений красноармейцев.

Начиная с четвертой части оценки прессы начали падать – средний балл новых частей не поднимался выше 5-6. К шестой части игра перешла в 3D. Для некоторых фанатов это стало последней каплей, но кто-то игры определенно покупал – ведь в 3D вышло еще три части.


Но тандем «Сатурн-Бука» продолжал выдавливать все из агонизирующей серии «Петьки» и никого не слушал. Сначала Петька и Василий Иванович оказывались в мире «Ночного Дозора», потом – на яхте с моделями Playboy, затем – в древнем Риме, ну а закончились приключения в Москве будущего. При этом игровые СМИ ругали каждую новую часть, чаще всего за слабую историю и специфический юмор.


Девятую часть журнал «Страна Игр» назвал «халтурно собранной псевдоигрой в традициях «русского квеста», но с тем же успехом эта фраза применима к 6, 7 или 8 части – друг от друга они отличаются только сеттингом.

«Петька и Василий Иванович» – квест-легенда. Босс «Буки» даже отвечал на звонки фанатов и помогал с прохождением

Buka Entertainment

Buka Entertainment

Lucasfilm Games

Lucasfilm Games

История культового российского квеста.

Жанр приключенческих игр в России и странах СНГ особенный – не зря же у нас он получил особое название «квест». А серия игр «Петька и Василий Иванович» – его флагман. И если об игре не знаете вы, то, скорее всего, знает ваш старший брат или отец.


Но в нулевых серия превратилась из самого значимого проекта для российской игровой индустрии 90-х в конвейерный продукт от обанкротившейся студии. Ведь вся ее культовость держится на одной игре.


Как обычный спор дал начало "Петьке и Василию Ивановичу"

Начать стоит с того, что создатели Петьки и Василия Ивановича - студия S.K.I.F (Забавный факт - S.K.I.F расшифровывается как «Славина компьютерная игровая фирма») - была основана всего 2 русскими парнями - программистом Вячеславом Письменным и художником Олег Захаровым. Они очень любили игровую индустрию и с самого начала хотели работать именно в этом направлении. С 1995, кстати, именно они выпускали журнал под названием SBG Magazine.

Именно на страницах этого журнала в 1996 было объявлено, что началась разработка их собственной игры. Правда, по словам Олега Захарова, разработка квеста началась ещё со времен школы:

Пока все рисовали на партах, я рисовал комиксы. Про Петьку и Василия Ивановича, конечно. Это были скетчи для будущего проекта, хоть я и не знал какого – игра или что-то другое.

Как Вячеслав рассказывает, идея рисовать скетчи пришла из обычного спора:

Рассуждали о том, кто делает лучшие квесты: Lucas Arts, Sierra, Microprose, Virgin или кто-то совсем другой? И тут возникла шальная мысль – а что, если этот «кто-то совсем другой» — мы?
Действительно интересные факты об игре "Петька и Василий Иванович". Вы такого точно не знаете!

Естественно, когда было окончательно решено делать квест появились понятные вопросы: делать 2D или 3D графику, на какую аудиторию стоит ориентироваться и так далее. Вячеслав рассказывает:

Решили делать на русском, на интересную для наших тему. У нас в западные квесты тогда не играли – выходили они на английском, а языком тогда мало кто владел, поэтому нужно что-то самобытное.

Как создатель "Петьки. " на Первом канале побывал

Весь карикатурный стиль игры сразу всем понравился, но к этому пришли далеко не сразу. Как вспоминает Вячеслав:

Одним вечером мы рассуждали – а о чем делать игру? Боевик или ужастик? Боевики вроде надоели, а ужастик делать – самим страшно. Нужно было что-то мощное, гремучая смесь! Решили сделать фарс, комедию. За этим разговором кто-то начал анекдот – «Бегут как-то Петька и Василь Иваныч от белых…». На том и решили.

Все персонажи игры создавались исключительно на анекдотах и шутках. В них нет никакой историчности или иной серьёзности. Об этом Олег Захаров, приглашённый на центральное телевидение, и говорил:

Когда вышла игра, меня приглашали на какую-то программу на Первом канале и спросили – а книжку читали Фурманова? Без зазрения совести признался – не читал, ведь персонажи не оттуда, персонажи выдуманные. Основанные на анекдотах, но в альтернативной истории.
Действительно интересные факты об игре "Петька и Василий Иванович". Вы такого точно не знаете!

Чепаев


Настоящая фамилия Василия была Чепаев. С этой фамилией он родился, именно так он подписывался, и эта фамилия фигурирует во всех документах того времени. Однако после смерти красного командира его стали именовать уже Чапаевым. Именно так он назван в книге комиссара Фурманова, на базе которой позднее был снят знаменитый советский фильм. Трудно сказать, чем вызвано это изменение фамилии, возможно, это ошибка или невнимательность Фурманова, писавшего книгу, или сознательное искажение. Так или иначе, в историю он вошёл уже под фамилией Чапаев.

В отличие от многих красных командиров, ещё до революции занимавшихся нелегальной подпольной работой, Чапаев был совершенно благонадёжным человеком. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он перебрался в провинциальный городок Мелекесс (ныне переименован в Димитровград), где работал плотником. Революционной деятельностью он не занимался и после призыва на фронт с началом Первой мировой войны был у начальства на очень хорошем счету. Об этом ясно свидетельствуют три (по другим данным, четыре) солдатских Георгиевских креста за храбрость и звание фельдфебеля. Фактически это был максимум, которого можно было достичь, имея за плечами лишь сельскую церковно-приходскую школу, — чтобы стать офицером, надо было учиться дальше.

В годы Первой мировой войны Чапаев служил в 326-м Белгорайском пехотном полку под командованием полковника Николая Чижевского. После революции Чапаев тоже не сразу включился в бурную политическую жизнь, долгое время оставаясь в стороне. Лишь за несколько недель до Октябрьской революции он решил примкнуть к большевикам, благодаря чему был выбран активистами на роль командира запасного пехотного полка, дислоцированного в Николаевске. Вскоре после революции испытывавшие острую нехватку лояльных кадров большевики назначили его военным комиссаром Николаевского уезда. Его задачей было создание первых отрядов будущей РККА в своём регионе.

Умер сооснователь «Буки». Он популяризировал лицензию в России дешевыми «Героями 3»

Разработчики с помощью издателей выбирали, какие идеи оставить для потенциального сиквела – реализовать все никак не получалось. «Сейчас можно выпускать игры эпизодами. Тогда таких тем не было – нужно было заканчивать проект и выпускать целиком», – вспоминает Михайлов.


Александр к тому времени стал продюсером игры и помогал разработчикам успеть к дедлайну. «Был у ребят в команде программист Артем. Он молодец, остался в команде до последнего, другие ушли во время разработки. Но была у него вредная привычка – Артем мог уйти из офиса и прийти через 3-4 дня. К концу разработки мне приходилось сидеть с ним ночами, чтобы он не уходил. Я проходил игру раз за разом в поисках багов, а Артем их исправлял».

Забавный момент – во время своих посиделок Олег и Вячеслав в шутку думали о том, чтобы в озвучке поучаствовали актеры из «Союзмультфильма». Так и получилось – голосом Василия Ивановича стал народный артист России Александр Пожаров, более известный под псевдонимом Шура Каретный. Он уже поработал в играх: Пожаров в одиночку озвучил всех персонажей в квесте «Братья Пилоты», хотя к мультфильму «Следствие ведут Колобки» отношения не имеет. Шефа и его коллегу озвучили Леонид Броневой и Алексей Птицын.


«Еще до начала работы над игрой мы думали – кто же будет озвучивать? Надо было найти студию какую-нибудь, желательно, чтобы с мультиками работала, все же стилистика игры ближе к мультипликации. Ну и кто-то предположил – почему бы не «Союзмультфильм»? Тогда мы думали, зачем мы им нужны?» – вспоминал Письменный.

Читайте также: