Вархаммер что такое ересь

Обновлено: 05.07.2024

Рассказываем о том, какие мотивы и сюжеты легли в основу “Ереси Хоруса”.

Соперничество родителей и детей - это очень важная тема. Её начало уходит корнями в глубокую древность. Стать взрослым - значит отделиться от родительской фигуры. Однако именно люди первыми из человекообразных приматов стали заботиться о своих пожилых родителях. В мифах и легендах есть и истории детей, отвоевывающих силу и статус у родителей, и неудачные попытки восстания, где сочувствуют скорее родителю.

Вархаммер - это в первую очередь британский продукт, а в Британии с детства всем знакомы библейские сюжеты и легенды про короля Артура. Когда в сеттинге появилась тема предательства любимого сына Императора, ее стали развивать именно в этом духе. Тут больше сочувствия всё-таки на стороне отца.

Самый популярный библейский сюжет на эту тему, конечно же, предательство Иуды. Ученик тоже воспринимался как почти сын. К тому же, согласно христианской религии, воплотившийся Бог - Отец всех людей. Как и хорусианцы в Вархаммере, некоторые религиозные группы в древности создали цикл преданий об особой миссии Иуды. При этом в культуре его имя стало синонимом предательства. Частично в образе Хоруса представлен и мотив падшего ангела-ДеннИцы, самого светлого из ангелов до падения, который стал главой адских сил. По словам Рика Пристли, одного из создателей сеттинга, его вдохновила эпическая поэма Мильтона "Потерянный рай", посвящённая падению ангелов. Хоруса во внутрисеттинговой мифологии жители Империума представляют своеобразным аналогом Сатаны. Особенно боятся и ненавидят Хоруса те имперцы, кто не знает саму историю Ереси.

Есть ещё один подобный сюжет, малоизвестный у нас, но популярный в тех странах, где активно изучают Библию с детства. Это история про восстание Авессалома, любимого сына царя Давида. Самый видный, популярный и красивый из царевичей и вообще мужчин Израиля, Авессалом захотел занять трон отца. Он даже захватил столицу, но потерпел поражение и был убит. Давид простил сыну предательство и горько оплакал его. Поэтому мне кажется, что икона с изображением Императора, скорбящего о предательстве Хоруса, обоснованно может существовать. Её описание можно найти в романе Пола Кирни «Ярость КалгАра».

Мордред из артуровского цикла - это изначально племянник, а в более поздних сюжетах и незаконный сын Артура от единоутробной сестры МоргАузы. Это остатки наследования по материнской линии от доиндоевропейского населения Британии. Начиная с Гальфрида МОнмутского, в сюжете Артур отправляется в далёкий поход, препоручив Мордреду свои обязанности. Пока Артур в походе, Мордред объявляет себя королем. Позже они сходятся в бою на поле КамлАнна, где Мордред гибнет, а Артур смертельно ранен. Артура увозят на АваллОн, где он должен пребывать до своего возвращения в самый тяжёлый для Британии час. Эта история попала в сюжет Вархаммера почти буквально.

Есть в линии и отсылки к египетской мифологии, где Гор-Хорус, бог солнца с головой сокола, тоже сражается со старшим родственником, богом пустыни Сетом. Напрямую это цитирует Макнилл в "Тысяче сынов". У него Магнус представляет Императора в виде «золотого бога Сутеха». Сутех - это и египетский Сет, и бог войны кочевников-гиксОсов, образ которого позже совместили с Сетом. Правда, этот сюжет у Макнилла представлен в инвертированном виде. Убран момент мести Гора дяде за убитого отца, бога возрождения Осириса. Интересно, что в некоторых сюжетах богиня АшторЕт-Астарта, культ которой попал в Египет от западных семитов, была супругой Сета.

Религиозная культура повлияла и на самый большой сюжет сороковника. Сейчас Рождество является самым популярным в современной культуре христианским праздником. Однако годовой круг богослужения завязан на распятие и воскресение Христа, центральное событие всего нарратива. Праздник Пасхи с его символами и обрядами восходит и к неолитическим аграрным мистЕриям, и к иудейскому празднику освобождения от рабства. Христианская Пасха превращает древнее представление о единстве жизни и смерти в символ окончательной победы над смертью. Это новая для Древнего мира идея, и она преобразует вечный цикл в линию. Даже в эпоху постмодерна, постхристианства и прочих постироний это осталось в культуре и перешло в массовую культуру.

Вархаммер создан во многом на христианских мотивах в толкиновской и льюисовской колее. Он построен вокруг символического ряда СтрастЕй Христовых. Для британцев в образе Христа очень важны черты Царя и Воина. Это можно увидеть и в церковном искусстве, и в старинных сказаниях. Например, образ короля Артура получает много христологических мотивов. Император начинает свой сюжетный путь и как мессианская фигура, и как Царь-объединитель. Однако предательство любимого сына превращает триумф Великого Крестового Похода в трагедию.

Мы уже говорили о том, что Рождество сейчас — самый главный праздник. В его центре находится понятная всякому витальность — рождение новой жизни. Это важная часть истории Христа, но не главная. В центре истории находится Распятие и Воскресение. Религиозный канон Страстей открывает вход Иисуса в Иерусалим. Сюжет Ереси Хоруса начинается также с Великого Похода. Когда в Евангелии Иисус прибывает в Иерусалим, это превращается в триумф, его встречают с пальмовыми ветвЯми как Царя-Мессию и освободителя.

Житейские уроки для примархов созданы по образцу евангельских притч. Тут, в первых сюжетах о доересевых приключениях, уже ощущается растущая зловещая тень будущего. Например, в сюжетной ветке Лоргара есть отсылки к евангельским проклятию бесплодной смокОвницы, осуждению книжников и фарисеев.

С эпизода предательства Хоруса раскручивается трагический бунт, приносящий только бедствия обеим сторонам. Дальше будут многочисленные аллюзии на Тайную вЕчерю в сценах бесед Императора с примархами и приближенными. Печальные рассуждения Императора о будущем в "Повелителе человечества" напоминают о молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Там фактически всесильная, трансцендентная фигура предстает в неожиданно уязвимом виде.

День Пятницы - это драматическая развязка Ереси. Отец и сын сходятся в поединке на руинах Солнечной системы. Сын, превратившийся в монстра, наносит Отцу смертельную рану. Это атмосфера траура и скорби, для описания которой автору заключительного тома серии придется очень сильно постараться.

А дальше начинается самое главное. Мир "сороковника" на сто веков застыл в подвешенном виде. Его "Великая Суббота" превратилась в день сурка. Поколения рождаются и умирают, пока Император покоится во дворце-гробнице. Многие даже сомневаются, существует и существовал ли Он вообще.

Но у Страстной Субботы, дня между распятием и воскресением, есть смысл и важнее траурного бдения. Это сошествие в ад и разрушение ада. На этом символизме построена закадровая часть сеттинга. Свет Императора озаряет варп, сжигая и разгоняя демонов. Проповедники Экклезиархии учат, что души праведных не теряются в варпе, а отправляются в Царствие на "той стороне". Сошествие в ад - это невидимая пока победа. "Уже да, но ещё нет", по выражению британского богослова Чарльза Додда.

С падения Кадии, когда сюжет снова перешёл в линейное течение, стрелка часов сдвинулась ещё ближе к полуночи. При всем нагнетании безнадеги ближе к концу, культурная первооснова не может не влиять на восприятие. Новая "встреча сил на Терре" в предполагаемом финале больше напоминает не Апокалипсис, а образ пасхальной ночи. И пусть в ветке Темного Империума, сделанной на отвали, снова застой на сто с лишним лет. За затянувшейся Субботой уже брезжит Воскресенье.

В следующей серии мы расскажем про истоки образа учености в мире Вархаммера.

Во вселенной WH40K любой мертвец, чья душа не была уничтожена, может быть воскрешён (если не практически, то теоретически) в той или иной форме. После смерти дух покойного расстаётся с телом и летит в варп, но это путешествие можно прервать или обратить вспять. Эльдар улавливают психическую сущность павших камнями душ и потом зачастую оживляют призрачные конструкты. Гемункулы друхари за очень большую плату предоставляют особо важным клиентам услуги по воскрешению (похоже, Асдрубаэль Вект провернул такой трюк, и, возможно, не один раз). Аргел Тал попросил Эреба вернуть Кирену в мир живых и с его помощью смог вновь увидеться со своей вайфу. Малкадор пытался привязать осколки Магнуса к телу Арвиды/Януса и добился частичного успеха. Во время Рубикона космодесантники, трансформируемые в примарисов, могут умирать и возрождаться. Некоторые из Вечных сменили множество жизней.

Из погибших примархов в принципе не могут быть воскрешены только Сангвиний и Гор, ибо они не только погибли физически, но и сами их души были испепелены (да и то, по-видимому, остались какие-то аспекты Ангела). Все остальные могут возродиться. В "Повелителе Человечества" Император явил в Паутине призрак Ферруса Мануса. Очевидно, что душа десятого примарха спасена его создателем. Во время Ереси у Императора просто не было времени "починить фигурку" примарха Железных Рук - создать новое тело и "скачать" в него дух из варпа.

К счастью, авторы Games Workshop не особо злоупотребляют приёмом с воскрешением персонажей. Я лично сомневаюсь, что они решат возродить Ферруса во плоти, ибо его "перезапись" во многом обесценит огромное сюжетное и символическое значение его смерти на Истваане V. Факт гибели полубога потряс воображение и простых смертных, и Астартес, и даже других Сынов Императора. С того момента вся культура Железных Рук и их орденов-преемников строится на (пере)осмыслении наследия погибшего примарха и самой его смерти. Может, Феррусу дадут более активную роль в качестве призрака, скажем, он станет примархом Легиона Проклятых.

Интересно, будет ли воскрешён Кёрз. В "Повелителе ночи" Спурриера почти открытом текстом утверждалось, что душа примарха Восьмого легиона перетекла в венчавшую его голову Корону Нокс, инкрустированную эльдарским камнем. Технически вернуть Ночного Охотника с того света, может, даже легче, чем в случае с Жиллиманом, но неясно, захочет ли GW вспоминать о Короне Нокс. ред.

Содержание


Но не спешите бежать и к врагам данного государства. Основные противники имперцев — хаоситы, некогда служившие Империуму, но предавшие его. Полностью отмороженные маньяки, которые уже давно все перешли моральный горизонт. Поклонники бога войны Кхорна жаждут крови и битв. Особо упоротые после победы над врагом начинают убивать союзников (поэтому их не любят даже остальные хаоситы, впрочем, поклонники разных богов вообще друг друга не особо любят), вплоть до суицида по религиозным мотивам. Сторонники бога наслаждений Слаанеш обожают пытки и всяческие извращения. Верующие в бога разложения Нургла представляют собой ходячих чумных зомби, жаждущих превратить галактику в огромную братскую могилу. Ну а последователи бога обмана Тзинча даже сами не знают, чего хотят. Ибо Тзинч априори непредсказуем. Колдуны, поехавшие на почве поиска тайных знаний — это ещё одни из самых вменяемых (!) его поклонников. А есть ещё Малал (о котором толком никто ничего не знает, потому что его нет и вообще не было во вселенной Warhammer 40k), который ненавидит и стремится уничтожить всех вышеперечисленных — а потом всех неперечисленных.

Эльдар — космический вариант эльфов. Вроде бы гордая и мудрая раса, но тоже со своими тараканами. Ныне их империя — осколок былого величия, а сами они медленно вымирают. Однако в отличии от эльфов Толкина делать это со спокойствием и покорностью судьбе не собираются. Светлые эльдар славятся своей серобуромалиновой моралью. Сейчас они спасут тебя, а через час перережут глотку. Это не считая их милой привычки использовать человеческие войска как приманку в своих хитрых планах. Да и вообще, они абсолютные эгоисты, думающие только о выживании своего собственного народа и готовые ради выживания горстки эльдар пожертвовать миллионами людей. Тёмные эльдар — раса поголовных полных чудовищ и садистов. Захватывают рабов лишь для того, чтобы как можно мучительнее и дольше их убивать. Таким образом эти ребята откупаются от Слаанеш, которая/который (гермафродит короче) некогда уничтожила эльдарскую империю. Ну а «дикие» эльдар живут по «заветам предков» и убивают только тех, кто имел неосторожность их обнаружить. Имеются ещё трикстеры Арлекины очень любящие пошутить, только шутки у них обычно с летальным исходом.

Орки, дикие и воинственные, воюют ради самой войны. Каждая военная кампания для них — это великий праздник, который они зовут Ваагх!. Полностью лишены дисциплины и порядка, идут только за сильнейшим, размножаются спорами, аки грибы, едят сквигов, которых разводят в сортирах. Именно ради этих милых созданий придумали болтер с разрывными патронами. Воюют не ради какой-либо цели, а просто ради процесса, ибо драться орки обожают больше всего.

Тираниды — стая космической саранчи, подчиняющаяся высшему разуму. Желание одно — сожрать всех и вся. Все захваченные миры тираниды буквально съедают, превращая в биомассу. После их нашествия вместо планеты остается обычно безжизненный серый шарик. Есть мнение, что такая участь уже постигла тысячи галактик. Очередь за нами!

Некроны — раса машин. Космический аналог фэнтезийной нежити. Убить всех человеков. И нечеловеков. Всех убить. Даже блох. Но в новых дополнениях раса была расширена. «Убить всех» ради процесса — это обезумевшие дикари (коих 90% минимум). Цивилизованные некроны «всего лишь» копят ресурсы для возврата себе прежних тел. Подземные гробницы некронов разбросаны на многих планетах галактики, поэтому нашествие металлических воинов-скелетов возможно даже на самых, казалось бы, безопасных мирах.

Началось всё, как водится, давным-давно в далёкой-далёкой… да нет, в нашей родной галактике. Жила-была мудрая и могущественная раса Предтеч, которых теперь зовут Древними. Будучи достаточно развитыми инопланетянами, они изобрели множество загадочных технологий, для людей и прочих разумных тварей сорокового тысячелетия неотличимых от магии. В первую очередь это касается Варпа. Для путешествий сквозь пространство и время Древние использовали некое параллельное пространство, в котором время течёт не так, как в нашей реальности. Управлялось это измерение силой мысли, о чём впоследствии как Древние, так и все остальные очень сильно пожалели.

Одними из созданий Древних была раса Аэльдари, имевшая звездную империю во времена до того, как хордовые из океанов Терры вышли на сушу. Они пели песни и слушали наставления своих лидеров — полубогов Эльданеша и Ультанаша.

Когда сушей Терры владели гигантские ящеры, на другом краю галактики по соседству с Древними жила раса некронтир, магией не владеющая, зато неплохо прокачавшая скиллы «наука» и «техника». Они несколько завидовали тому, что срок жизни Древних исчсисляется десятками тысячелетий, а некронтир дохнут лет через сорок после рождения от радиации. Те и попытались повоевать с древними и их союзниками, с очевидным неудачным результатом. Загнанные умирать на свои родные миры некронтир обнаружили у своих умирающих и фонящих радиацией звезд странных существ — К’Тан. К’Тан питались энергией звёзд и были вполне разумны. Даже слишком разумны. Поэтому им не составило труда подчинить некронтир своей воле. К’Тан желали уничтожить всю жизнь во Вселенной и выпить энергию всех звёзд. Зачем им это было нужно, не уточняется. Как не уточняется и то, имели ли они хоть какое-то отношение к Древним.

Удача повернулась к Древним задом. Количество погибших и раненых превышало все разумные пределы. Это ослабило контроль над Варпом. Боль, гнев и отчаяние просочились в Имматериум (второе название Варпа) и породили Пожирателей, первых демонов. Они поглощали разум своих жертв и превращали их в зомби. В отчаянии Древние обратились к генной инженерии и варп-колдовству. Так было создано добрая часть рас галактики доживших до 41 тысячелетия, а попытка использовать существ варпа в войне стала погибелью Древних. Но уже ничто не могло остановить некрон. Древние были полностью истреблены, а Безмолвный Царь, разгневанный вероломством К’Тан, обернул подчиненных ему некрон против них, но не в силах убить их они были вынуждены расколоть Звездных богов на множество осколков и подчинить. Однако, аэльдари выжили и были готовы принять на себя мантию владык галактики, а некроны могли выстоять против них. Ослабленные противостоянием с Игнир, некроны решили переждать эту угрозу, впав в спящий режим в специально построенных по такому поводу «гробницах» на долгие 60 миллионов лет. Наступило время владычества эльдар.

Эльдар в эпоху расцвета контролировали почти всю галактику Млечного Пути, за исключением миров, заселённых орками (ещё одним изобретением Древних), и, по непонятным причинам, планеты Земля. Эльдар верили в целый пантеон богов, которые в те времена тесно контактировали с эльдар и во многом определяли их жизнь. Эльдар обычно не путешествовали через Варп, как таковой, считая этот вид путешествий неоправданно медленным. Вместо этого им в наследство от Древних досталась сеть гиперпространственных тоннелей под названием Паутина. Но ничто не может быть вечно. Несколько десятков миллионов лет Эльдар без конца воевали, но, в конце концов, поступила шифровка «Все в порядке, Штирлиц, можете немного расслабиться». Эльдар в ответ расслабились и развратились до такой степени, что даже людям не снилось. О чем собственно свидетельствует то, что доминирование эльдар не поколебала даже ТЭТ, чье начало и конец Империя Аэльдари пережила на пять тысяч лет. Их темные мысли породили пока что спящего четвертого бога/богиню Хаоса, Слаанеш. А его/ее темные сны сделали души эльдар еще темнее. Такая вот положительная обратная связь. Кто был поумней и прозорливей — собрали чемоданы и рванули из этого дурдома. Однако, большинство либо не стало слушать этих паникеров, либо начало бежать слишком поздно. Так что когда Слаанеш наконец проснулся/проснулась, он не только сожрал души большей части эльдар, но и подзакусил их пантеоном. Из эльдар выжили только те, кто отсиделся в Паутине (дарки), или успел удрать достаточно далеко. А из обширного пантеона уцелели всего три божества, да и у тех все не слава богу (Иша в плену у Нургла, Кхейна выкинули из варпа по бережно сохраненным кусочкам, Цегорах жив-здоров, но прячется в Паутине). А на месте империи эльдар теперь гигантский варп-разлом, известный как «Око Ужаса». Более того, Слаанеш до сих пор охотится за душами своих создателей. Отсидевшиеся в Паутине эльдар никаких выводов не сделали, куролесят почище предков. А чтобы Слаанеш не сожрал, сами жрут чужие страдания. Их не просто так «темными» зовут. Светлые противопоставили Слаанеш строжайшую самодисциплину. Плюс, после смерти переносят свои души в специальный «камень души», а оттуда — в конструкцию известную как «Бесконечный Цикл». Все лучше чем в Варп к демонам. Больше всего повезло последователям Цегораха — их души под защитой Цегораха, так что волшебный камушек без надобности. За вычетом солитеров, у этих как повезет.

В те времена, помимо эльдар и орков, в Млечном Пути также развивалась человеческая цивилизация, достигшая к 25-ому тысячелетию и небывалых технологических высот. Они также создали Системы Шаблонных Конструкций (СШК) — набор знаний и чертежей, необходимых для колонистов, с помощью которых даже неграмотный колонист-огородник мог собрать из подручных материалов всё необходимое для жизни. Это ещё больше поспособствовало освоению космоса. Тогда же среди людей начали появляться псайкеры — люди со сверхъестественными способностями, и навигаторы — особые псайкеры, способные чуять движения Варпа. Однако, началом конца золотого века человечества стала пси-эволюция человечества, количество псайкеров все возрастало. Из-за разразившихся вследствие такого наплыва пси-активных людей штормов, варп стал на время крайне нестабилен и непригоден ни для полётов, ни для коммуникаций. На самых развитых мирах произошло восстание машин, удачно воспользовавшихся изоляцией отдельных планет. Человечество погрузилось в новое Средневековье. На многих мирах люди превратились в примитивных варваров, бесценные блоки СШК переплавлялись на ложки и тарелки. Псайкеры вышли из-под контроля и демоны обрушились на человеческие миры.

Этот кошмар был бы вечен, если не рождение Слаанеш в конце тридцатого тысячелетия. Спустя сто пятьдесят лет после этого события на Земле, прародине человечества, родилось радикальное реваншистское движение. Некто, назвавший себя Императором, всего за неделю захватил крупнейшее государство Земли. После этого его армии смололи в пыль все войска остальных земных правителей.

Никто не знает, кем был Император, и никто не помнит его настоящего имени. По версии имперской пропаганды, он был богом среди людей. Многие еретики полагают, что Император — всего лишь очень могущественный псайкер, заключивший сделку с Богами Хаоса. Адептус Механикус считают его воплощением Бога-Машины, что связывает его с К’Тан. Наконец, Кабал, пожалуй, самая осведомлённая организация в Галактике, полагает, что Император был амбициозным и талантливым правителем, подвергшим себя мутациям. Некоторые инквизиторы-радикалы вообще отождествляют его фигуру с Ваулом, заточившим Дракона на Марсе.

Император с помощью генной инженерии создал двадцать сверхлюдей-Примархов. Эти сверхлюди были невероятно сильны и могущественны, но всё же уступали по мощи самому Императору. Однако, из-за вмешательства Богов Хаоса, сразу после рождения примархов затянуло в варп и раскидало по разным уголкам галактики. Но это не помешало Императору создать из оставшегося у него генного материала Примархов тысячи их «детей», которые он организовал в Легионы Астартес, и с ними начать завоевание галактики. Первым делом он договорился с сектой Адептус Механикус, властвующей Марсом и поклонявшейся машинам. Они признали его Омниссией, то есть пророком Бога-Машины, а он даровал им монополию на научную и исследовательскую деятельность в Империуме Человечества. С тех пор Марс — единственная суверенная империя, союзная Империуму, которую терпят и ценят за лояльность, а стократ более того — за незаменимость. Потом Император одного за другим нашёл своих потерянных примархов и отдал им под командование Легионы Астартес. Всего за двести лет Империум подчинил своей воле большую часть Млечного Пути. Но тут вновь вмешались силы Хаоса.

Тёмные Боги отравили душу Лоргара, примарха Несущих Слово, через его приёмного отца Кора Фаэрона и его генетического сына Эреба. Лоргар хотел поклоняться Императору как живому богу, и даже проводил соответствующую религиозную пропаганду среди населения, однако Импертор был заядлым атеистом и чуть не уничтожил Лоргара вместе со всем легионом, как уничтожил два других легиона с примархами (за неизвестные прегрешения — их вымарали из истории). Лоргара такая позиция Императора не устроила, и он решил, что если отец не хочет быть богом и принимать его поклонение, то прямо под рукой, в варпе, сидят аж четыре тоже вполне себе бога, которые поклонение примут без сомнений. Лоргар разослал по другим легионам своих эмиссаров, которые потихоньку начали склонять на свою сторону офицеров и солдат. Но величайшим успехом Лоргара стало предательство Хоруса. Хорус был любимым сыном и лучшим полководцем Императора. И он предал его в тот момент, когда Император уединился в своем бункере на Земле, проводя секретные эксперименты. Хорус переманил на сторону Хаоса лидеров ещё трёх легионов и поднял мятеж. Началась война. В первой же битве ещё три легиона изменили своей присяге и примкнули к Хорусу. Вскоре таких легионов было уже девять. Столько же, сколько и легионов, оставшихся лояльными Империуму. Во время войны многие из тех, кто предал Императора, были уверены в том, что делают правое дело, и не стремились приносить присягу Хаосу, так как приносили присягу Хорусу (который был любимым и самым доверенным сыном Императора на момент начала той войны). Война шла по всей галактике и, в конце концов, докатилась до Святой Терры, как теперь звали Землю. Армии Хоруса были близки к победе, но в самый ответственный момент Император вместе с десантным отрядом телепортировался на корабль вождя мятежников. Император и Хорус сразились на мостике флагмана, и мятежник пал. Оставшиеся в живых поклонники хаоса и просто те, которые не были хаоситами по убеждению, но кому в мясорубке войны не повезло со стороной, в итоге от безысходности бежали в Око Ужаса, где и остаются до сих пор (однако остались и те, кто в Око не убежал и избежал мутаций Варпа, продолжая досаждать Империуму). Но и Император получил чудовищные ранения. Победившие лоялисты по его же совету усадили его на Золотой Трон — устройство, способное поддерживать в нём жизнь. С тех пор Император не сказал ни слова своим соратникам. Он обречён вечно спать на своём престоле, но его подданные проявили рвение. По всему Империуму, словно грибы после дождя, вспыхнули культы поклонения Богу-Императору (прямо как хотел когда-то Лоргар). В конце концов эти культы слились воедино и стали государственной религией Империума. Впрочем, они выросли не на пустом месте. Император спит, его тело — гниющий заживо труп, но его сознание живо. Лишь сила разума Императора сдерживает демонов и предотвращает большой «БАДА-БУМ!» вселенского масштаба.

Ересь Хоруса

Ересь Хоруса — галактическая гражданская война, положившая конец Великому Крестовому Походу Императора человечества.

Ересь Хоруса (книжный цикл)

Ересьхор.jpg

«Ересь Хоруса / Ересь Гора» (англ. The Horus Heresy) — масштабный (больше 50 книг на момент 2021 года) книжный цикл, являющийся приквелом к основной вселенной Warhammer 40,000. Серия книг повествует о колоссальной гражданской войне, развернувшейся за 10.000 лет до текущих событий.

Серия началась в 2006-м году и по состоянию на середину 2019 года состоит из 38 романов, 103 рассказов и новелл (некоторые из которых собраны в 21 антологию), 47 аудиопостановок (плюс 4 антологии аудиопостановок), 2 артбуков, 2 сценариев и 1 графического романа. Сюда же входит подсерия «Примархи» (еще 15 романов, 7 рассказов и 4 аудиопостановок), посвященная именно лидерам легионов Космического десанта. С 2019 года основная серия официально закончена, и новые работы публикуются в рамках подсерии «Осады Терры», фокусирующейся на титульном конфликте и служащая краеугольным камнем для общей серии (4 из 8 романов, выпущенных до сих пор, плюс неопределенное количество запланированных новелл). На сегодняшний день, «Ересь Хоруса» — одна из самых популярных и любимых читателями серий, издаваемых «Black Library».

Библиография

Основная серия

Подсерия «Осада Терры»

  • Джон Френч, «Солярная война»
  • Гай Хейли, «Заблудшие и Проклятые»
  • Гэв Торп, «Первая стена»
  • Дэн Абнетт, «Под знаком Сатурна»
  • Джон Френч, «Мортис» (должен выйти в 2021-м году)
  • Рассказы:
    • Грэм Макнил, «Сыновья Селенара»
    • Грэм Макнил, «Ярость Магнуса»

    Подсерия «Примархи»

    • Дэвид Эннендейл, «Робаут Жиллиман: Владыка Ультрамара»
    • Грэм Макнилл, «Магнус Красный: Повелитель Просперо»
    • Гай Хейли, «Пертурабо: Молот Олимпии»
    • Гэв Торп, «Лоргар: Носитель Слова»
    • Джош Рейнольдс, «Фулгрим: Палатинский Феникс»
    • Дэвид Гаймер, «Феррус Манус: Горгон Медузы»
    • Крис Райт, «Джагатай-Хан. Боевой Ястреб Чогориса»
    • Дэвид Эннендейл, «Вулкан: повелитель змиев»
    • Гай Хейли, «Коракс: Повелитель теней»
    • Иэн Сент-Мартин, «Ангрон: Раб Нуцерии»
    • Гай Хейли, «Конрад Курц. Ночной Призрак»
    • Дэвид Гаймер, «Лев Эль’Джонсон: Повелитель Первого»
    • Майк Брукс, «Альфарий: Голова Гидры»
    • Антологии, связанные с книжной серией:
      • «Сыны Императора»
      • «Отпрыски Императора»
      • «Кровь Императора»

      Подсерия «Ересь Хоруса. Персонажи»

      • Крис Райт, «Вальдор. Рождение Империума»
      • Гэв Торп, «Лютер: Первый из Падших»

      Рассказы и повести

      • Ник Кайм, «Солнце Прометея»
      • Аарон Дембски-Боуден, «Аврелиан»
      • Крис Райт, «Братство Бури»
      • Грэм Макнилл, «Расколотое отражение»
      • Ник Кайм, «Прочность железа»
      • Гэв Торп, «Лев»
      • Роб Сандерс, «Притаившийся змей»
      • Грэм Макнилл, «Былой Калт»
      • Гэв Торп, «Коракс: Кузница души»
      • Ник Кайм, «Выжженная земля»
      • Джон Френч, «Талларн: „Палач“»
      • Джон Френч, «Талларн: Броненосец»
      • Аарон Дембски-Боуден, «Принц воронья»
      • Джон Френч, «Багровый кулак»
      • Энтони Рейнольдс, «Очищение»
      • Гэв Торп, «Лорд Воронов»
      • Грэм Макнилл, «Седьмой Змей»
      • Роб Сандерс, «Кибернетика»
      • Крис Райт, «Волчий Король»
      • Роб Сандерс, «Славные»
      • Дэвид Эннендейл, «Освободившиеся»
      • Джеймс Сваллоу, «Гарро: Обет веры»
      • Ник Кайм, «Рожденные в пламени»
      • Гэв Торп, «Верегельд»
      • Дэвид Гаймер, «Крыло Ужаса»
      • Дэвид Эннендейл, «Копье Ультрамара»

      Антологии

      • «Легенды Ереси» (под редакцией Ника Кайма и Линдси Пристли)
      • «Эпоха Тьмы» (под редакцией Кристиана Данна)
      • «Примархи» (сборник из четырех новелл под редакцией Кристиана Данна)
      • «Тени предательства» (под редакцией Кристиана Данна и Ника Кайма)
      • «Отметка Калта» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Имперская Истина» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Врата раздора» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Заветы предательства» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Смерть и неповиновение» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Клинки предателя» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Медузон» (под редакцией Лори Голдинг)
      • «Нет войне конца» (включает в себя сборники «Имперская Истина», «Врата раздора», «Смерть и неповиновение» и «Клинки предателя»)
      • «Око Терры»
      • «Безмолвная война»
      • «Коракс» (сборник Гэва Торпа)
      • «Гарро» (сборник Джеймса Сваллоу)
      • «Разбитые легионы»
      • «Талларн» (сборник Джона Френча)
      • «Бремя верности»
      • «Рожденные в пламени» (сборник Ника Кайма)
      • «Вестники осады»

      Аудиопостановки

      • «Башня молний. Тёмный Король» (Дэн Абнетт, Грэм Макнилл)
      • «Полет ворона» (Гэв Торп)
      • «Гвозди Мясника» (Аарон Дембски-Боуден)
      • «Гарро III: Серый Ангел» (Джон Френч)
      • «Гарро IV: Бремя Долга» (Джеймс Своллоу)
      • «Воитель» (Джон Френч)
      • «Бей и отступай» (Гай Хейли)
      • «Веритас Феррум» (Дэвид Эннендейл)
      • «Сигиллит» (Крис Райт)
      • «Порицание» (Ник Кайм)
      • «Вор откровений» (Грэм Макнилл)
      • «Кхарн: Восьмеричный путь» (Энтони Рейнольдс)
      • «Люций: Вечный клинок» (Грэм Макнилл)
      • «Сайфер: Хранитель Порядка» (Гэв Торп)
      • «Охотничья луна» (Гай Хейли)
      • «Волчий коготь» (Крис Райт)
      • «Долгая ночь» (Аарон Дембски-Боуден)
      • «Повелитель первого» (Гэв Торп)
      • «Гарро» (рассказы за авторством Джеймса Сваллоу):
        • «Особая клятва» (декабрь 2010)
        • «Сам себе легион» (апрель 2011)
        • «Меч Истины» (ноябрь 2012)
        • «Щит Лжи» (2015)
        • «Пепел верности» (2015)

        Связанные книги

        • «Битва за Клык» Криса Райта технически не входит в серию «Ересь Хоруса», но это своеобразная кульминация «Тысячи Сынов» и «Сожжения Просперо».
        • «Ангелы Тьмы» Гэва Торпа были написаны за несколько лет до того, как появились книги о Ереси Хоруса, но одним из персонажей является Астелян, «падший» Темный Ангел. Позже Астелян стал одним из главных персонажей книги «Падшие Ангелы».
        • «Титаникус» Дэна Абнетта, в котором продолжаются несколько сюжетных линий из «Механикум».
        • «Честь Макрагга» — комикс Дэна Абнетта и Нила Робертса, в котором рассказывается о команде флагмана Ультрамаринов, преследующем Кор Фаэрона во время битвы при Калте.
        • В трилогии «Повелители Ночи» Аарона Дембски-Боудена события сюжета происходят уже после Ереси, но некоторые главы и воспоминания персонажей связаны с серией «Ересь Хоруса».
        • В серии «Чёрный Легион» есть главы, которые выступают как прямое продолжение некоторых событий, описанных в серии «Ересь Хоруса».
        • «Пандоракс» Ц. З. Данна связан с книгой «Проклятие Пифоса».
        • «Железная ярость» Криса Райта отдалённо связан с «Фулгримом».

        Видеоигры

        • The Horus Heresy: Legions — ККИ с персонажами и юнитами, основанными на франшизе.
        • The Horus Heresy: Battle of Tallarn — пошаговая стратегия, действие которой разворачивается на планете Талларн после того, как она была подвергнута вирусной бомбардировке легионом Железных Воинов.
        • The Horus Heresy: Betrayal at Calth — VR-стратегия, действие которой происходит на планете Калт, где Несущие Слово атаковали легион Ультрамаринов.

        Император ведёт Крестовый поход, с целью объединения человечества под знаменем его идеологии рационализма и просвещения. В походе участвуют тысячи кораблей и триллионы солдат, но основной ударной силой являются легионы космодесанта, возглавляемые 18 примархами. После триумфа на Улланоре, когда для человечества не осталось угроз, Император отбыл на Терру, отдав командование Хорусу Луперкалю — примарху Лунных Волков. Но, после ранения зачарованным клинком на луне Давина и лечения местными мраккультистами, Хорусу промывают мозги, и он поворачивает налево. За счёт харизмы и титула, он склоняет на свою сторону половину легионов, рассеивая остальные по галактике. Но план предательства рушится, когда Саул Тарвиц узнаёт о готовящейся чистке, а Натаниэль Гарро отправляется на Терру, чтобы предупредить Императора.

        — То, что использую я во благо Стаи, и то, что практикуешь ты, разделяет огромная пропасть, чернокнижник, — ответил Хельвинтр, — и пропасть эта зовется «контролем». Лишь наивный будет полагать, что человечество сумело бы выжить без уловок и хитростей, но всему есть предел. Предел. Нам следует знать, что мы можем постичь, а что нет, и никогда не должны позволять себе переступать эту черту. Скажи, как далеко ты зашел за нее? На шаг? Три? Десять? Тысячу?

        Содержание

        Warhammer 40,000

        Warhammer 40,000 — космическая опера, результат переноса фэнтези Warhammer в далёкое ржавое будущее. Изначально придумывался как сеттинг для настольной тактической игры того же названия, но потом оброс расширенной вселенной в виде литературы и видеоигр.

        В давних, первых редакциях Warhammer 40,000 сообщалось, что действие сеттинга Warhammer Fantasy Battles происходит на одной из забытых Богами планет вселенной Warhammer 40,000. Позже эта информация перестала мелькать в каноничных текстах, и GW заявило что это две разные вселенные.

        Содержание

        Для продолжения крестового похода с целью объединить все планеты человечества, Император человечества назначил примарха Хоруса командиром всех войск. Многим лидерам Космического Десанта не понравилось решение Императора. Примархи Сангвиний, Лоргар и Фулгрим поддержали Хоруса. Леман Русс и Лион Эль’Джонсон были равнодушны, а Робаут Жиллиман, Рогал Дорн и Джагатай Хан решили не обсуждать волю Императора, сочтя её правильной и закономерной. Во время подавления вспыхнувшего восстания на Давине, Хорус был ранен клинком интерексов — анафемом. Лидер одной из религиозных сект Давина взялась за излечение Хоруса под присмотром Эреба, первого капеллана Несущих Слово. Во время обряда Хоруса искушал демон Тзинча, рисуя ему картины будущего, где Воитель будет забыт, а Император будет почитаться в роли единого божества. Хорус дал присягу силам Хаоса, руководствуясь, как он считал, благими намерениями — спасением жителей Империума от грядущей авторитарной теократии. Он убедил перейти на свою сторону почти половину примархов и их легионы. Эти легионы в дальнейшем стали Космическим Десантом Хаоса и начали войну с Империумом.

        Под контролем Хоруса оказался свой же собственный легион Лунные Волки (переименован в Сыны Хоруса), легион Лоргара (Несущие слово), совращенный Кхорном легион Ангрона (Пожиратели Миров), совращенный Слаанешом легион Фулгрима (Дети Императора) и легион Мортариона (Гвардия Смерти), первый капитан которого, Калас Тифон, был тайным последователем Нургла. Также к нему присоединились легион Конрада Кёрза (Повелители Ночи), командир который имел способности предсказателя (он всегда видел будущее в наихудшем варианте), а потому предпочёл сторону Хоруса принятию последствий за уничтожение своего родного мира. Легион Петурабо (Железные Воины) присоединились из-за личной вражды своего примарха с Рогалом Дорном. Легион Альфария и Омегона (Альфа-Легион) присоединился к силам Хоруса, так как его командиры были убеждены, что силы Хаоса могут быть уничтожены только изнутри, после победы Хоруса.

        Наконец, Хорусу удалось переманить на свою сторону существенную часть техножречества Марса обещанием новых СШК и снятия запретов на разработку некоторых устройств, запрещённых Императором. Таким образом в распоряжении Хоруса оказались девять легионов из восемнадцати и немалая часть обычных вооружённых сил Империума.

        Начало открытой фазе Ереси положила бомбардировка Истваана III. Получив приказ вернуть под контроль Империи объявивший о своей независимости мир, Хорус послал на эту планету космодесантников который были не достаточно лояльными. Большую их часть составляли ветераны легионов начинавшие Великий Крестовый поход еще с Императором и недавно принятые новобранцы не успевшие присягнуть делу Хоруса. Гарвель Локен, Тарик Торгаддон, Соломон Деметер, Саул Тарвиц и прочие лояльные Императору офицеры уничтожили повстанцев, понеся при этом серьёзные потери, и именно в этот момент Воитель открыл свое настоящее лицо. Хорус знаменитой фразой «Пусть галактика пылает!» приказал начать вирусную бомбардировку планеты. С кораблей флотилии на Истваан III были сброшены тысячи вирусных бомб, уничтоживших бóльшую часть лояльных Императору десантников. Оставшиеся были истреблены вторым десантом предателей и последующей орбитальной бомбардировкой. В ходе этой беспощадной резни погибли почти все десантники-лоялисты, за исключением нескольких. Избавившись от несогласных в своих легионах, предатели задумали сокрушить лояльные легионы, посланные на их уничтожение. Для этой цели была выбрана соседняя планета — Истваан V.

        Во время резни на Истваане III фрегат «Эйзенштейн» под командованием капитана 7-й роты Гвардии Смерти Натаниэля Гарро с семью десятками легионеров-лоялистов на борту сумел ускользнуть из системы, неся лояльным легионам предупреждение о надвигающемся предательстве. В пустынном космосе «Эйзенштейн» нашла флотилия Имперских Кулаков. Капитану Гарро стоило больших трудов убедить Рогала Дорна в предательстве Хоруса, и примарх решил действовать.

        Четыре легиона предателей (Сыны Хоруса, Гвардия Смерти, Дети Императора и Пожиратели Миров) заняли оборону на Истваане V. Империум отправил против них семь легионов — легион Вулкана (Саламандра), легион Ферруса Мануса (Железные Руки), из-за того что Феррус торопился отомстить Фулгриму за оскорбление и предательства, то взял с собой только один корабль и всех терминаторов 1й роты — морлоков, остальная часть флота и легиона прибыла позднее, гвардия Корвуса Коракса (Гвардия Ворона), а также четыре легиона, тайно перешедшие на сторону Хоруса — Повелителей Ночи, Несущих Слово, Железных Воинов и Альфа-Легион. Битва на Истваане V превратилась в резню, когда четыре легиона сразу после высадки и боевого развёртывания ударили в тыл своим товарищам. Феррус Манус погиб в бою с Фулгримом, а с ним полегли практически все ветераны легиона, из Гвардии Ворона удалось спастись только около пяти тысячам бойцам из восьмидесяти тысяч космодесантников во главе с примархом Кораксом. Судьба Вулкана описывается по-разному в разных источниках — по одним он пропал без вести во время битвы, по другим ему удалось спастись и свой легион он покинул только после Ереси. Каждому верному легиону удалось выбраться но с таким количеством с которым они никак не могли противостоять воинствам Хоруса.

        Понимая, что долгого противостояния против Империума ему всё равно не выдержать, Хорус принял решение начать продвижение к Терре.

        Положение в рядах сил лояльных легионов было очень плохими. Самый многочисленный из легионов, силы Жиллимана, находился достаточно далеко и был занят в активной кампании. Дополнительно Хорус отправил против Ультрамаринов часть сил Несущих Слово. Саламандры, Гвардия Ворона и Железные Руки были практически полностью уничтожены на Истваане V. Волки не успевали принять участие в обороне Терры после атаки на Просперо, а также были сильно потрепаны сражениями с легионом Магнуса и сражение с флотилей Альфа легиона после. Тёмные Ангелы столкнулись с мятежом в собственных рядах и дополнительно удерживались силами Повелителей Ночи. Фактически, оборонять Терру в полную силу могли лишь Имперские Кулаки во главе с Рогалом Дорном и Кровавые Ангелы Сангвиния (Белые Шрамы Джагатай Хана тоже успели принять участие в обороне Терры, но были вынуждены пробиваться через уже начавшие смыкаться силы осады).

        Император (оставивший в качестве «оператора» Золотого Трона Малкадора Сигиллита) c верными примархами и отрядом верных ему сил телепортировался на борт корабля Хоруса. Из-за проблем при телепортации силы Императора были раскиданы по кораблю, и первым встретившим Хоруса оказался Сангвиний, погибший в итоге в поединке. Вслед за этим до Хоруса добрался сам Император. В битве Хорус, несмотря на демоническую «подпитку», был уничтожен, однако успел смертельно ранить Императора. Тело Императора вынес с флагмана Хоруса Рогал Дорн; Император оставался в сознании достаточно, чтобы дать указания, как перенастроить Золотой Трон в качестве системы жизнеобеспечения, после чего был подключен к нему, успев предупредить, что отныне он не сможет активно раздавать указания. С гибелью Хоруса возможность победы мятежников была явно упущена, так что их силы отступили (и в конце концов нашли безопасную базу в Оке Ужаса). Преемником Хоруса стал первый капитан Сынов Хоруса (позже известных как Чёрный Легион) Абаддон, однако единого командования мятежников более не существовало. По иронии судьбы, именно в финальном бою Хорус обеспечил то будущее, которое было показано ему богами Хаоса в видении — без направляющего его Императора Империум постепенно стал превращаться в тираническое и бездушное государство, развился культ Императора, а Сангвиний, как пожертвовавший жизнью ради победы Императора, удостоился особого почитания из всех примархов. Дуэль Хоруса с Императором считается окончанием Ереси (хотя многочисленные сражения гражданской войны продолжаются существенно позже этого момента).

        Очевидным итогом Ереси стало устранение Императора из числа активно действующих мировых сил (и, как итог, резкое снижение темпов экспансии Империума, не считая собственно потерь от гражданской войны). Существенное влияние Ересь оказала на политическое устройство Империума — идея о том, что властью, подобной власти Хоруса, не должен обладать впредь ни один человек (и не вполне человек) оказала существенное влияние на все схемы устройства власти и вооружённых сил Империума в дальнейшем.

        Заявившие о себе как о отдельной силе легионы предателей были в конце концов оттеснены в Око Ужаса (однако этот процесс занял десятилетия, а полное восстановление Империума в прежних границах — Эра возрождения — заняло почти тысячу лет).

        Силы предателя Хоруса были побеждены, но Империум заплатил за это высокую цену. Армии Императора были разбиты, целые миры разрушены и сам Император был столь серьёзно ранен во время последней битвы, что был не способен даже говорить с подданными. Народы Империума изо всех сил пытались понять то, что они увидели и испытали, потому что логика и здравый смысл не дали объяснения природы врага, с которым они столкнулись. Часто такое объяснение давало только обращение к старым, прежним верованиям. Старые верования говорили о таких вещах как добро и зло, о демонах и богах. Много миров вернулись к древним верованиям, и через них нашли способ понять события Ереси Хоруса. Император, теперь почти безжизненная телесная оболочка, возведенная на трон Терры, скоро принял для них вид отдаленного бога-творца, судьи всего человечества. В течение десятилетий после восхождения Императора на Золотой Трон возникло более миллиона культов, поклоняющихся Ему. Многие основывались на верованиях, которые предшествовали Великому крестовому походу, в то время как другие, казалось, возникли из ниоткуда. Много миров породили десятки, даже сотни культов, славящих Императора, хотя и каждый своим собственным способом. Возможно, было неизбежным, что эти культы скоро вступали в драку, брат шел на брата, как это было в темные дни Ереси Хоруса, хотя теперь они поступали так во имя Императора

        Самым доминирающим культом Императора является — культ Императора-Спасителя.

        Одновременно с восстановлением Земли после разрушений, причиненных во время Осады Дворца Императора в разгаре Ереси, возродилась и вера Империума. Культ Императора-Спасителя основан старшим офицером Имперской Гвардии, который начал твердить, что получил мудрость Императора через серии видений. Этот человек, чьё настоящее имя затерялось в истории, взял себе имя Фатидикус и проповедовал свое откровение знакомым в высших эшелонах власти Империума. В скором времени новый культ был распространен повсюду, поскольку его новообращённые были от всех ветвей имперского общества, и их служебные обязанности часто кидали их в разные уголки Империума, помогая распространять веру. Куда бы они ни направились, сторонники культа распространяли слово Фатидикуса, часто принося единение в области, всё ещё разрываемые анархией Ереси Хоруса. Конечно, эти рьяные личности встречали на своем пути многих, кто выступал против них, но у них были ресурсы политического и экономического уничтожения, способные принудить к согласию, и скоро тысячи культов и сект были поглощены новой верой. Против отказавшихся сотрудничать были произнесены пылкие проповеди, и против не принявших Культ восставали целые новообращенные цивилизации. Таким образом было жестоко подавлено множество разрозненных сект, хотя Фатидикус и его последователи никогда открыто не поддерживали такие подавления, и скоро Церковь Императора-Спасителя стала доминирующим вероисповеданием в двух третях Империума. Фактически, единственные учреждения, которые не последовали общему примеру, были космические десантники и Культ Механикус, у которых были свои собственные традиции и верования, и кроме того, которые были слишком могущественны для того, чтобы быть обращенными в новую веру насильно. Спустя два тысячелетия после основания на Терре, Церковь Императора-Спасителя была формально признана официальной религией Империума.

        Учреждению дали новое название Адептус Министорум и два столетия спустя Экклезиарху Венерису II предоставили место в Сенаторум Империалис, Совете Высших Лордов. За следующие столетия Министорум далее укрепил свою власть, организовав в Империуме административные области, названные епархиями, каждым из которых управляет кардинал. Это породило систему десятин, которые заплатили за постройку тысяч обширных соборов и бесчисленных святынь во всех принадлежащих человечеству частях космоса, и положило начало обширной теократической организации, состоящей из миллиардов чиновников. Со временем Министорум получил почти неограниченную политическую власть, соответствующую власти над сердцами людей. Через три столетия место в Сенаторум Империалис стало постоянным, и его власть стала почти безграничным.

        Читайте также: