Трудно быть богом ария о чем

Обновлено: 14.05.2024

" Мы здесь ломаем головы, тщетно пытаясь втиснуть сложную, противоречивую, загадочную фигуру орла нашего дона Рэбы в один ряд с Ришелье, Неккером, Токугавой Иэясу, Монком, а он оказался мелким хулиганом и дураком! Он предал и продал все, что мог, запутался в собственных затеях, насмерть струсил и кинулся спасаться к Святому Ордену. Через полгода его зарежут, а Орден останется ", -- так говорил дон Румата Эсторский, точнее, наблюдатель Антон своим коллегам. И ошибался, кстати. Иногда даже положительным героям (а с точки зрения авторов Румата бесспорно положительный герой) верить опасно -- хотя бы потому, что они могут заблуждаться. А иногда могут обманывать сами себя.

Удивительно, но почти все данные о готовящемся заговоре дона Рэбы у Антона были под рукой -- он только не смог их правильно интерпретировать. Вот он рассуждает, зачем Рэбе мог понадобиться доктор Будах: " Теперь вот ему понадобился Будах. Снова нелепость. Снова какой-то дикий финт. Будах – книгочей. Книгочея – на кол. С шумом, с помпой, чтобы все знали. Но шума и помпы нет. Значит, нужен живой Будах. Зачем? Не настолько же Рэба глуп, чтобы надеяться заставить Будаха работать на себя? А может быть, глуп? А может быть, дон Рэба просто глупый и удачливый интриган, сам толком не знающий, чего он хочет, и с хитрым видом валяющий дурака у всех на виду? "

Вот откуда идет представление Руматы, что Рэба дурак -- от неумения его просчитать. Никаких разумных аргументов в пользу этой теории нет. Есть только досада. Зато описание Рэбы в изложении Антона вам ничего не напоминает?

" Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями…

Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый. Потом тогдашний первый министр был вдруг арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса, ничего не понимающих сановников, и словно на их трупах вырос исполинским бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто. Он ниоткуда. Это не могучий ум при слабом государе, каких знала история, не великий и страшный человек, отдающий всю жизнь идее борьбы за объединение страны во имя автократии. Это не златолюбец-временщик, думающий лишь о золоте и бабах, убивающий направо и налево ради власти и властвующий, чтобы убивать. Шепотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба – совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш… "

Да это же идеальный агент -- незапоминающийся, взявшийся неизвестно откуда. И при этом -- не златолюбец (интересно, правда?) и не тот, кто "думает только о бабах" (а это уже ответ тем, кто уверяет, будто дону Окану Рэба изничтожил из уязвленного мужского самолюбия). Удивительно, что Румата -- сам самозванец -- не подумал, что самозванцем может быть и другой. Ну, да, врагов часто обвиняли в том, что они подменыши, но все же, почему бы Антону было не проверить этот слух? Хотя бы из академического интереса?

Не проверил. Как не обратил внимания и на другие тревожные моменты. К примеру, на трактат прокуратора Патриотической школы, созданной попечением дона Рэбы еще за 2 года до начала действия повести, создать в Арканаре государство наподобие Области Святого Ордена.

Или вот размышления Антона о Будахе:

" Высокоученый доктор Будах. Коренной ируканец, великий медик, которому герцог Ируканский чуть было не пожаловал дворянство, но раздумал и решил посадить в башню. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению . Автор широко известного трактата «О травах и иных злаках, таинственно могущих служить причиною скорби, радости и успокоения, а равно о слюне и соках гадов, пауков и голого вепря Ы, таковыми же и многими другими свойствами обладающих». Человек, несомненно, замечательный и настоящий интеллигент, убежденный гуманист и бессребреник: все имущество – мешок с книгами. Так кому же ты мог понадобиться, доктор Будах, в сумеречной невежественной стране, погрязшей в кровавой трясине заговоров и корыстолюбия? "

Держу пари, что для Антона в характеристике Будаха ключевым словом было слово "медик". А вот должно было стать слово "яд".

Итак, есть специалист по ядам, который зачем-то понадобился дону Рэбе (Антон все же остановился на нем). Логично задать вопрос, против кого Рэба собирался использовать яд?

Задал ли этот вопрос Антон? Нет. Ему это даже в голову не пришло. Человек, пришедший в Аранар из доброго и светлого мира, оказался не способен заподозрить преступление. Обычное зверство средневекового мира было более или менее понятно, хоть и отвратительно, но вот заговор.

Антон не понял, что происходит даже тогда, когда короля отравили у него на глазах. При том, что он читал трактат Будаха, знал, что мазью надо растирать ногу, а вовсе не принимать состав внутрь. И все равно -- не понял! Как не понял смысла сговора дона Рэбы и Ваги Колесо.

Наверное, это один из самых ярких примеров того, насколько наблюдатели далеки от реалий средневекового мира, насколько им трудно его понять. Но причина заключается не только в том, что они пришли из мира светлого и доброго. Вопрос еще в несоответствии скорости мышления наблюдателей по отношении к скорости изменения окружающей реальности.

Как уверял дон Кондор, единица времени у историков не секунда, а век. И, действительно, в обычных исследованиях историку некуда торопиться, все уже произошло и можно неспешно пытаться понять, что именно случилось. Вот только для наблюдателя нужны умения прямо противоположные. В результате люди, профессиональные навыки которых направлены на неспешное и въедливое исследование, сбор полного спектра источников, должны мыслить и действовать очень быстро при постоянном дефиците времени и информации.

Не получается? А вы как думали! Это и у политиков-то не всегда получается, так что же говорить о людях, у которых такой подготовки просто нет?

Можно приучиться есть из тарелки, вылизанной собаками. Не отворачиваться, когда рядом бьют, пытают и убивают. Но вот научиться быстро думать гораздо трудней. И еще трудней научиться мыслить подло.

Ни Румата за свои пять лет в Арканаре, ни дон Кондор за пятнадцать лет в Соане так и не набрались опыта, чтобы просчитать дона Рэбу. А ведь в повести показан вовсе не мелкий авантюрист и дурак, а умный и страшный человек, который давно и последовательно готовил захват королевства (и вспомните, как просто и быстро он получил от Будаха яд). К тому же мелкий дурак и политический хулиган, как назвал его Румата, который запутался в интригах и бросился спасаться к Ордену, не получил бы от Ордена титул боевого магистра, т.е. главы Арканарской области.

А что бы он получил? Да то самое, что получил Румата -- браслеты за заслуги перед Орденом, ах, ну да -- еще и Будаха в подарок. Мелким интриганам и дуракам большего не полагается.

Румата опять ошибся. Даже беседа с Рэбой после ареста, более всего напоминающая избиение младенца (при этом младенцем выступал Румата), не изменила его мнения. Зато тот факт, что именно Рэба подготовил всю операцию по захвату Арканара, и именно он был реальным боевым магистром Ордена, а вовсе не мелким жуликом, должен внушать читателям определенный оптимизм, т.к. опровергал слова Антона: " Через полгода его зарежут, а Орден останется ".

И дело даже не в том, что Рэба погиб через день, а в том, что не будучи жуликом и дураком, он и правда имел немалое влияние и власть в Ордене. Его гибель должна была нанести Ордену серьезный урон и существенно понизить шансы удержаться. Совершенно случайно, но Антон смог поразить спрута если и не в сердце, то куда-то близко.

Трудно быть богом ария о чем

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ АРИИ "ПРОКЛЯТЬЕ МОРЕЙ" (автор Chexi Чекси)

Сначала краткие тезисы:

Впечатление - удивлён, просветлён и доволен

Звук - приятно динамичный, уникальный, фирмовый Арийский

Музыка - полностью независимая и свободная, очень личная для музыкантов, не конъюнктурная, странная-весёлая-грустная-злая-традиционная, полностью новая и уникальная тем не менее фирмовая и в кассу

Вокал Житнякова - необычайно своеобразный, претерпел огромную эволюцию и развитие

Трудно Быть Богом - жесть, хочу ещё

Убить Дракона - жесть, хочу ещё

Если "Феникс" состоял полностью из песен предназначенных для слушателя, а "Через Все Времена" бросал слушателю вызов, то "Проклятье Морей" - это просто медитация музыкантов. Они высказываются.

Всегда удивлялся, как так получается, что у людей снова и снова получаются оригинальные красивые мелодии и риффы, и они не становятся хуже, не иссякают в ходе разбора песен.

Мои ожидания совершенно не оправданы (и это не плохо). Я бы хотел слышать такую музыку как "Гонка За Славой", "Варяг". Напротив же - "Эра Люцифера" хоть и имеет интро в традиционном злом стиле, дальше - незнакомый мне стиль, смесь какого то глэм-духа 80-х и кантри рока даже не знаю каких годов. Я такие ноты описываю словом "ZZ Top" - хотя группу совершенно не знаю. Хотя сейчас при втором прослушивании песня кажется очень характерной АРИИ и в ключе первых двух.

"Пусть Будет Так" - такая шансона гармония и мелодия в куплетах и припевах) А текст - интерпретация Высоцкого?) Я хейтер Высоцкого, но понимаю положительное отношение к нему) Окей, если великие люди хотят - пусть пишут на его темы) Я всегда считал что вокалисты лучше всего поют те партии, которые придумали сами и видел этому некоторые подтверждения. Здесь тоже вокал особо выделяется.

"Всё Начинается Там Где Кончается Ночь" - очень богатая и полноценная музыка. На второе прослушивание снова не кажется инородной, но по прежнему кажется уникальной и новой.

"Убить Дракона" - это жесть, что то на уровне "Diablo Swing Orchestra" (кто не знает - послушайте). Звук чем то напоминает Хэндрикса и Muse (с обоими плохо знаком).

Небольшое отступление - в последнее время я изо всех сил стараюсь вдолбить себе в голову факт того, что все цели и желания осуществимы, что нельзя сдаваться в амбициях, принимать компромиссы и идти на полумеры. Так то, весь альбом всеми способами это доказывает, но если подумать - данная ситуация просто паранормальна для меня

Так вот, партия ударных такая примитивная и наивная, что может показаться - лажовая. Нет - только настоящий ГЕНИЙ может отсеять мельчайший мусор чтоб оставить чистейший идеал стиля, представьте себе заколдованного карлика бьющего в барабан на улице уродцев .

"Проклятье Морей" - опять таки подвижность и текучесть музыки, никаких коротких циклов, только длинные и развёрнутые фразы, вариации. Вокал Житнякова - артистичный и колоритный, всегда не понимал, за что хвалили Кипелова в АРИИ, ведь он совершенно не играл голосом, пел как робот, одинаково и сухо, не играл, тихим вокалом спел только одну фразу за всю дискографию в АРИИ. Житняков же с первых появлений показался красочным и эмоциональным. музыка - с 2:06 1 в 1 Black Sabbath - "Heaven And Hell", ну дальше, конечно, быстро кардинально меняется. Дубинин ведь любит Black Sabbath и особенно альбом "Heaven And Hell". Я сначала немного разочаровался - очень долгое развёртывание, тихое начало, потом не очень тяжёлые куплеты. Но мэйн рифф уникальный, очень оригинальный и красивый, подкупает. Жаль Дубинин не спел больше, чем два крика в начале. Но я всегда ОБОЖАЛ длинные песни и ради продолжения всегда слушал длинные начала.

Тяжёлая быстрая предконцовка - это то, что я хотел услышать. Симметричная структура песни это прикольно) Звук гитары здесь отличается от всего альбома, что, Дуб настраивал?) Такой магнетизированный и вязко-рассыпчатый. всегда считал что последняя песня должна отражать завершение альбома по музыке, здесь это есть)

«Трудно быть Богом» – песня группы «Ария» из альбома «Проклятье Морей». Автор текста – Игорь Лобанов, композитор – Владимир Холстинин. Композицию исполняет Михаил Житняков. Премьера произведения состоялась 13 ноября 2018 года.

Ария – Трудно быть Богом – слушать

Интересные факты

Название песни группы «Ария» «Трудно быть Богом» навеяно одноименной научно-фантастической повестью братьев Стругацких, написанной в 1963 и опубликованной в 1964 году.

Ария – Трудно быть Богом – текст

Линия огня красит горизонт,
Город погружен в тихий мирный сон.
У меня есть долг, миссия и роль,
«Кто, если не я?» – это мой пароль.
Крылья в даль уносят наш спецотряд
Да начнется ад!

Вооружен до зубов, вороненая злая масть,
Она за всех невинных мстит.
Я Ангел смерти, поверьте, и в Рай вам не попасть
Я не прощу, если Бог простит
Правды я не знаю, я слышу приказ,
Кто там следующий из вас?

В бою решает все мгновенье ока,
И небо вовсе никого не ждет
Легко стать жертвой, но трудно быть Богом,
Решать, кто будет жить, а кто умрет.

И каждый день – Судный день: небо в пепле, земля в огне
Я – зло на службе у добра
И на закате явился Ангел в прицеле мне,
Война – циничная игра,
Мысли пролетели выстрелом прочь,
Да наступит снова ночь!

В бою решает все мгновенье ока,
И небо вовсе никого не ждет
Легко стать жертвой, но трудно быть Богом,
Решать, кто будет жить, а кто умрет
Кто-то должен взять эту роль на себя,
Кто, если не я?

В бою решает все мгновенье ока,
И небо вовсе никого не ждет
Легко стать жертвой, но трудно быть Богом,
Решать, кто будет жить, а кто умрет.

"Трудно быть богом": кровь на руках или сок земляники?

Да и сами они помнят, что речь шла о завоевателях и убийцах? Как там в повести описываются последствия их действий?:

« Город был поражен невыносимым ужасом. Красноватое утреннее солнце угрюмо озаряло пустынные улицы, дымящиеся развалины, сорванные ставни, взломанные двери. В пыли кроваво сверкали осколки стекол. Неисчислимые полчища ворон спустились на город, как на чистое поле. На площадях и перекрестках по двое и по трое торчали всадники в черном – медленно поворачивались в седлах всем туловищем, поглядывая сквозь прорези в низко надвинутых клобуках. С наспех врытых столбов свисали на цепях обугленные тела над погасшими углями. Казалось, ничего живого не осталось в городе – только орущие вороны и деловитые убийцы в черном

« А как пахли горящие трупы на столбах, вы знаете? А вы видели когда-нибудь голую женщину со вспоротым животом, лежащую в уличной пыли? А вы видели города, в которых люди молчат и кричат только вороны? »

Антон/Румата охарактеризовал все это предельно просто (и никто из коллег ему не возразил): « феодально- фашистская агрессия ». И нельзя сказать, что в данном случае он ошибся.

Возможно, кто-то будет уверять, что монахи Ордена не ведали, что творят, были обмануты, их отправили в степь, в снега, на неминуемую смерть…

Ой, это из другой истории. Но все же, вы всерьез считаете, что таких людей можно вразумить уговорами?

Но давайте посмотрим, о чем в Эпилоге повести говорили Пашка и Анка:

«— Слушай, Паша, — сказала Анка. — Может быть, мне не стоило приезжать сюда?

— Нет, что ты! Я думаю, он тебе обрадуется.

— А мне все кажется, что он прячется где-нибудь в кустах, смотрит на нас и ждет, пока я уеду.

Пашка усмехнулся.

— Вот уж нет, — сказал он. — Антон в кустах сидеть не станет. Просто он не знает, что ты здесь. Ловит где-нибудь рыбу, как обычно.

— А с тобой как он?

— Никак. Терпит. Но ты-то другое дело.

Анка сказала:

Ты не давай ему много думать. Ты с ним все время о чем-нибудь говори. Глупости какие-нибудь. Чтобы он спорил .

Пашка вздохнул.

— Это я и сам знаю. Да только что ему мои глупости. Послушает, улыбнется и скажет: «Ты, Паша, тут посиди, а я пойду поброжу». И пойдет. А я сижу. Первое время, как дурак, незаметно ходил за ним, а теперь просто сижу и жду . Вот если бы ты.

Анка вдруг поднялась. Пашка оглянулся и тоже встал. Анка не дыша смотрела, как через поляну к ним идет Антон — огромный, широкий, со светлым, не загорелым лицом. Ничего в нем не изменилось, он всегда был немного мрачный.

Она пошла ему навстречу.

— Анка, — сказал он ласково. — Анка, дружище.

Он протянул к ней огромные руки. Она робко потянулась к нему и тут же отпрянула. На пальцах у него. Но это была не кровь — просто сок земляники

И где здесь страх? Есть беспокойство за друга, а вот страха нет. Люди Полудня забыли о страхе перед другим человеком, даже когда для этого есть основания (ПТСР -- посттравматическое стрессовое расстройство -- никто не отменял). И Анка не боится.

А вот задумывались ли вы, почему Пашка первое время все время ходил за Антоном?

Да потому, что боялся, как бы тот чего с собой не сотворил. Да и Анка беспокоится о том же, поэтому и советует: « Ты не давай ему много думать. Ты с ним все время о чем-нибудь говори. Глупости какие-нибудь. Чтобы он спорил », иными словами предлагает один из способов вырвать Антона из глубин переживаний.

Но она же отшатнулась от него, -- можете возразить вы. -- Она же приняла сок земляники за кровь!

На руках у Антона сок земляники. История заканчивается тихо, грустно и светло.

Читайте также: