This war of mine как обучать детей

Обновлено: 30.06.2024

Город Погорень, столица восточноевропейского государства Высень, охвачен пожаром гражданской войны. Трое мирных граждан волею судьбы очутились под крышей одного здания — полуразрушенного, с выбитыми стеклами, но еще способного послужить укрытием от непогоды и случайного рикошета. У них всего одна задача — пережить войну, не заработав видимых телесных и душевных ран.

Пока идет война

Ночью кто-нибудь из вашей команды отправляется в одну из дюжины локаций, копается в мусоре или ворует у других, старается не ввязываться в драки (лечить раны тут долго и дорого) и с третьим криком еще живого петуха возвращается домой с хабаром.

Днем, пока он отсыпается, мирные жители находят применение найденным доскам, лампочкам, железкам и удобрениям: фильтруют дождевую воду и строгают спички, сколачивают из деревяшек кровати и верстаки, забивают досками окна и собирают радиоприемник, ставят ловушки на крыс и выращивают в мини-теплице морковку, варят пищу для тела и читают пищу для ума.

Обустройство дома — целая наука. Вскоре вы отправляетесь на поиски уже не с целью нагрести в мешок все, что плохо лежит, а с четким планом в уме. В голове прокручивается таблица материалов и запчастей, которые нужно уместить в небольшую котомку ночного охотника, иначе просто невозможно наладить табачный заводик или приличную ферму в небольшом жилом доме.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Впервые забираясь в неисследованный район, добытчик язвительно его отрекомендует. Даже если он не местный. ► Танк на заднем плане будет гореть каждую ночь, но разве это так уж важно?

Но даже собственное производство, для которого наворовано столько досок и опилок, не спасет. Во-первых, материалы все равно надо добывать или выменивать, а во-вторых, продукт, как правило, потребляется на месте. Это выверенная математика, суровый «менеджер для выживающих» — и как же приятно этим заниматься!

Выживающие тоже кое-чего стоят. Из-за нехватки еды граждане могут оголодать, из-за сквозняка — заболеть, в результате нападения — пораниться, от аморальных действий или невозможности выкурить сигаретку — расстроиться и даже впасть в депрессию. Они постоянно комментируют свои ощущения — в основном жалобами вроде «жрать хочу!» и «эх, что ж я раньше не свалил». Если бы не чувствительная тема This War of Mine, в списке близких по духу игр однозначно фигурировала бы The Sims.

Параллельно домострою творятся драмы. Добытчик вломился в домик пожилой пары и вынес два кило мяса без костей — все, теперь половина сожителей разноется, что жизнь уже не та, мы преступили моральный закон внутри нас, и не понятно, как нас теперь земля носит. А какой цирк с рыданиями начнется, когда добытчик впервые подерется с другим искателем из-за разбитой гитары.

Герой не моего романа

Многие отмечают, что вот эта демонстрация совести в реальном времени и есть центральная тема This War of Mine. Да и сами разработчики, похоже, придерживаются такого мнения. Но вскоре выясняется, что реплики у персонажей идут по кругу, реагируют они на все предсказуемо одинаково, а все преступления добытчика легко нивелируются и прощаются. Нет у них души, короче говоря.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Наткнувшись на чужой схрон, кусаешь губы в первую очередь из-за того, что все награбленное зараз не унести. Приходится выбирать только то, что отвечает плану развития убежища. ► Забаррикадированные двери, железные решетки, запертые шкафы разведчику приходится запоминать. Или забивать ценную ячейку набором инструментов «на все случаи жизни».

Вот к примеру: вчера ночью Павле вломился в чужой дом, украл из холодильника три банки консервов, пока их владелец отходил покурить, и утром вернулся домой с радостным: «Смотрите, я еды надыбал!» И что думают наши бедолаги? «Как же так, нам пришлось воровать, чтобы выжить» или «Бедный Павле, ему пришлось украсть, ведь у него не было другого выбора», в лучшем случае — разумное «Делать нечего: тут или мы, или они».

Братцы мои, это не Павле решил своровать банку консервов, а я — ваш хозяин и благодетель, и на его месте я вообще молчал бы о том, как именно добыты эти несчастные консервы. Что вы там себе думаете (точнее, какую логику вложили геймдизайнеры), это ваше дело, а моя забота — накормить вас любой ценой, чтобы вы с голодухи коньки не отбросили.

Но экранные марионетки об этом не знают, они канючат и расстраиваются по каждому случаю незаконного отъема ресурсов у населения. Ничего, принесу им больше книжек да починю гитару — и вскоре их морщины разгладятся, а краешки губ поднимутся куда следует.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика

► Павле всю ночь разгружал чужие ящики и шкафы, ужасно устал, но все равно счастлив — он принес добра людям, фактически ставшим его семьей!
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Война продлится достаточно долго, чтобы обустроить весь дом. Советуем начинать с кроватей и заколачивания окон. ► На верстаке поначалу можно смастерить лишь примитивное оружие, но с улучшениями получится и винтовку сообразить, и даже попорченный бронежилет залатать.

В особо запущенных случаях могут возникнуть серьезные проблемы: последней каплей запросто станет убийство бомжа, вставшего грудью на защиту лучшего друга — бутыли с самогоном. То, что именно я, сидящий в уютном кресле, отдал жестокий, с точки зрения игровой морали, приказ, еще не означает, что я при этом маниакально захохотал и незамедлительно потребовал еще бомжей для бога бомжей.

Просто если у меня есть такой инструмент и я прекрасно осведомлен о последствиях поступка, я воспользуюсь им. Мне это ничего не стоит, потому что я буду минимально наказан необходимостью тратить время одного из подчиненных на игру на гитаре два дня подряд. Тоже мне епитимья.

И ведь нельзя даже сказать, что «разработчики выстроили тонкую связь игрока с персонажами, а потом ее сломали», потому что связь не чувствуется изначально. Вся эмпатия в This War of Mine строится на вынужденном компромиссе между полным вживанием в шкуру мирного жителя и необходимостью симулировать социальные отношения. Последнее, кстати, неплохо реализовано: своевременный разговор даже сильного и смелого порой вытаскивает из глубочайшего депрессняка, а копящееся раздражение заядлого курильщика может вылиться в неожиданную ночную драку.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Бродячие торговцы появляются по приказу генератора случайных чисел. Вычислив игровую логику, вы быстро определите не нужный вам, но ценный для торговца товар — вот его и меняйте. ► Пока дом не обезопасили, стоит оставить хотя бы одного бойца на страже, пока остальные отсыпаются (часовой отдохнет днем). Но кто-то обязательно должен сходить на разведку или за добычей, здесь дорога каждая ночь.

Но без социалки TWoM была бы лишь немного другой, а с одним-единственным немым героем — заметно выиграла бы. Если бы после убийства пожилой пары он ничего не говорил, а хватался за голову и молча катался по полу, вместо того чтобы как ни в чем не бывало мастерить фильтр для воды, — вот такого поведения хватило бы, чтобы замедлить мой сердечный ритм. Ведь он — это я. А «они» — это совершенно точно не я, и нечего тут.

Кроме того, всю дорогу чувствовалось какое-то расхождение. Конфликт, служащий одной большой декорацией, на первый план ни разу не выходит и не дает игроку принять чью-либо сторону. Это и понятно: разработчики не хотят впутывать сюда политику, поэтому считается, что герои аполитичны. Тем не менее условные повстанцы вовсю сражаются с условными регулярными войсками, но ни тех, ни других вы не встретите (если не попытаетесь заглянуть в Military Outpost, но и там в лучшем случае предложат поторговать, а в худшем пустят пулю в лоб).

К вам не заглянут на огонек «белые» или «красные» с требованием сдать в расположение части запасы махорки; вас не вовлекут в Сложный Моральный Выбор, обрекающий на гибель вчерашнего студента или убеленную сединами вагоновожатую. С тем же успехом за разбитыми окнами дома в This War of Mine мог разразиться нефтяной кризис, день триффидов или зомби-апокалипсис.

Давайте жить дружно

Если не брать в расчет прокрустово ложе игровой морали, куда игрока впихивают геймдизайнеры, останется неплохой симулятор с менеджментом ресурсов и какой-никакой stealth action. С каждым днем открываются (а порой закрываются!) новые локации, откуда можно унести много полезного, однако в конечном итоге для выживания придется либо активно торговать, либо активно воровать-убивать.

В разработку «ночного» интерфейса, по всей видимости, опять вмешались морально озабоченные дизайнеры: двумерный платформер, управляемый мышью, — решение странное (но понятное: разработчики раньше делали игры для планшетов). Стрелять из пистолета или бить монтировкой, тыкая курсором в бегущего противника, — все это выглядит так, словно разработчики пытаются доказать, что убийство — дело не только грязное, но и трудное. Даже не пытайтесь.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика

► Экипировка и инструментарий занимают золотые ячейки, поэтому на разведку имеет смысл идти налегке. Решетку или запертую дверь вам никто не гарантирует, а с пустыми руками вы в любом случае не уйдете.
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Проведя разведку, запомните, какой инструмент понадобится в следующий раз, чтобы получить полный контроль над ресурсами в локации. ► В одних записках ничего полезного нет, другие открывают местонахождение тайников с ценнейшими предметами.

И даже в хорошо продуманный план может вмешаться рандом. В начале нового дня TWoM генерирует несколько событий — постучится ли сегодня в дверь сосед ли торговец, подрался ли ночью с Катей психически неуравновешенный Роман, выспался ли расстроенный недавними убийствами Бруно.

Случаются и положительные события — например, сосед может принести в подарок морковку. Звучит смешно, но однажды он этим поступком реально спас игру. А как-то раз пришлось три или четыре раза перезагрузиться с посещением разных локаций, потому что кровь из носу нужны были лампочки — а это в TWoM и без того днем с огнем не отыщешь.

Зато на атмосферу гражданской войны хорошо работает графика и озвучение. Вся TWoM выглядит как ожившие карандашные наброски, на фоне которых выделяются неплохо анимированные персонажи. Хороша печальная музыка днем и тревожная ночью, бабахающие взрывы и автоматные очереди на заднем плане, шорохи и шаги в стелс-режиме.

Закончу рецензию типичным диалогом с самим собой во время игры:

— Чего бы такого смастерить из оставшихся ресурсов? Может, ножовку?

Как вывести из депрессии ребенка в This War of Mine?

Здравствуйте, в данной игре у вашего персонажа кроме нормально могут появиться ещё 3 статуса из них первый не несёт ничего отрицательного а два оставшихся должны вас приводить в опасение. Итак первый статус просто "опечален", второй " депрессия" и третий " разбит горем". Вот на втором статусе не много по подробнее: замедляет скорость персонажа, может прервать персонажа во время работы. Лечиться только путем разговора с другим персонажем у которого хорошее настроение. Но будьте осторожны, если другой персонаж тоже находиться в депрессии то ничего не поменяется.

Если вы увидели, что у персонажа-ребенка стоит статус "в депрессии", то ее лучше вылечить, иначе он не сможет нормально функционировать. у него замедляется реакцция, он становится медленным, не сможет выполнять работу и та далее. Чтобы избавиться от надоедливой депрессии, необходимо провести беседу с каким-либо персонажем, а лучше психологом. Но психологов в игре нет, поэтому просто общайтесь с жизнерадостным игроком, которым в скором времени выведет заболевшего из депрессии.Ему нужно рассказать о своих проблемах.

Как научить детей готовить в This War of Mine?

Хоть и считаю дополнение для игры This War of Mine, добавляющее в игру детей, считаю бесполезным, но отвечу на ваш вопрос. Для того чтоб научить детей тому или иному действию достаточно нажать на ту же плиту, после чего нажать на кнопочку обучения. В течении какого-то времени ребенок научится делать то или иное действие без взрослых. Стоит понимать, что они смогут делать только минимальную часть действий, так что особого смысла в детях из дополнения не вижу. Еще их нельзя убить, поэтому придется оберегать их вечно.

В This War of Mine: The Little Ones дети только мешают

Редактируя рецензию Святослава Торика на This War of Mine чуть больше года назад, я позволил себе возмутиться.

This War of Mine ведь уникальная. Она умудряется быть совершенно невеселой игрой (потому что в войне нет ничего веселого), но все равно затягивать процессом. Она делает из простых геймплейных ситуаций мощнейшие сюжеты. Она показывает войну так, как в играх никто толком ее не показывает. «Да как же так, — подумал я. — Критиковать эту игру за недостаток эмоций?»

Вычитал остаток рецензии, налил чаю, хорошо высморкался. И отправил текст на корректуру.

В This War of Mine: The Little Ones дети только мешают

Святослав просто-напросто обратил внимание на те вещи, на которые я смог закрывать глаза дольше, чем он.

В какой-то момент выживание в This War of Mine — сложное, выверенное — действительно начинаешь воспринимать как бухгалтерскую работу. К концу первого дня все завалы в убежище должны быть разобраны. К третьему у меня должен быть улучшенный верстак, чтобы смастерить топор и разобрать на дрова всю мебель в доме. К пятому надо смастерить не меньше двух работающих водяных фильтров. К седьмому — наладить производство алкоголя: на него мы сможем выменять что угодно. Кормить — только когда выживающие будут помечены как «голодные» не меньше двух дней. Новых людей не жалеть, от них проблем больше, чем пользы.

Это один критический огрех This War of Mine: когда ты раскалываешь устройство системы, эмоций уже не остается. Это не делает ее менее важной или особенной, но, вне всякого сомнения, тяготит. И вместо того чтобы искать способы решения проблемы, в This War of Mine: The Little Ones добавили еще одну сущность, которая ничего не меняет, — детей.

В This War of Mine: The Little Ones дети только мешают

Настоящие дети балуются, растут и меняются — и гораздо быстрее, чем кажется. Да, они полны фантазий и видят мир иначе, но в то же время многое понимают. Я могу представить, как маленькая хулиганка сбегает ночью из дома, чтобы раздобыть лекарства для плачущего от боли опекуна. Или как семилетний мальчик задается каким-то жизненным вопросом, и от моего ответа зависит, что он сделает в трудный момент. Или его похищают во время набега на убежище и вынуждают меня предпринять спасательную вылазку.

Ничего из этого The Little Ones не показывает. Дети просто добавляют еще один ряд переменных сытости, усталости и недовольства. Они почти не помогают (можно научить их пользоваться, например, водными фильтрами, но пользы от этого чуть), они — обуза, которая больше мешает, чем трогает. Их нужно кормить, нужно лечить, нужно строить для них игровую площадку. Всё.

При этом дети всегда вне риска. Они бегают по этажам, играют в классики и не погибают, но убегают прочь, если их не кормить. Они ведут себя не как дети посреди охваченного войной города, а как населяющие заброшенный дом галлюцинации.

В This War of Mine: The Little Ones дети только мешают

Посреди «настоящей» войны появляются почти неприкасаемые, но весьма назойливые «лучики солнца», и This War of Mine начинает казаться напрочь фальшивой. До сих пор она была непреклонна: если ошибка — то смерть, если смерть — то тщетная и некрасивая. Но теперь This War of Mine вдруг пошла на попятную, будто вспомнив, что она — игра, а в играх есть свои табу. Табу, кои на деле вовсе не табу, а просто темы, которые в играх затрагивать слишком странно и как-то неудобно.

Это дополнение — не про детей на войне. Его с тем же успехом можно было назвать «This War of Mine: Питомцы» и заменить детей котятами. При таком раскладе я, по крайней мере, могу представить себе один сильный момент: когда ты решаешь, умереть с голоду или съесть своего доброго двортерьера. В таком дополнении было бы ровно на один сильный момент больше, чем в The Little Ones.

В This War of Mine: The Little Ones дети только мешают

Я не уверен, что хочу играть в серьезную драму, где можно есть детей. Но если произведение, прежде стремившееся в полной мере показать ужасы войны, вдруг понимает, что все ужасы показать не получается, и с видимой робостью обходит неудобные моменты, хотя раньше не боялось ничего, — стоило ли тогда вообще соваться на эту территорию?

Короче говоря, самое ценное в The Little Ones — это перенос хорошей игры, в которую вы, возможно, не играли, на платформу, где вы, возможно, в нее таки сыграете, со всеми обновлениями и приличной адаптацией под геймпад. Расстраиваться же из-за того, что дополнение про детишек пока отсутствует на PC, вряд ли стоит. Всё главное — в оригинале.

Читайте также: