Стратегические настольные игры могут быть полезны в образовании так как они учат принимать решения

Обновлено: 17.06.2024

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

Какие бывают настольные игры? Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно.Сюда входят: вкладыши, паззлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатныхигр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития. Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка? Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А.Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе. Кроме того,игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности. Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников. Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

Какие самые популярные настольные игры? Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Паззлы». Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными паззлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы паззлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель – собрать гармоничное целое из частей. «Паззлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом. Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил. Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать «Картинки-половинки». Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

Игра «Большие и маленькие» - маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» — домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т. д.? Когда можно учить собирать мозаику? Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т. к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность. А мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т. к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные паззлы – безопасные игры для здоровья детей. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи,решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

«Большие и маленькие» — игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» — помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» — учить детейразличать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук» — позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое» — учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму).

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов,следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д.Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

Сколько времени в день нужно уделять настольным играм? Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры. В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неёвключаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников» Консультация для педагогов. Тема: «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников». Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй,.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для родителей «Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей» Консультация для родителей "Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей". Игра-обязательный спутник детства, своеобразный.

Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Что такое досуг - это свободное времяпровождение детей, т. е. их.

Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?»

Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?» В группе для игр с детьми я подготовила много настольно-печатных игр. Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Сегодня.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Проект «Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно — печатные) игры» во второй младшей группе Слайд 1 Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно-печатные) игры Слайд 2 Актуальность проекта Дидактические игры —.

Лабораторные исследования

Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии? Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры.

Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой. Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры, однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года. Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого большая часть молодежи сегодня отказывается вовсе.

Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга, но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.

good-games-3

Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления.

Еще одно заблуждение тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справляются с этой задачей лучше. Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.

Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением. Активные компьютерные игры отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3–4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6–7 одновременно двигающимися предметами.

На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности. Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за людьми или животными.

Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.

Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям.

Когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она говорит об играх, цель которых – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно. Видеоигры могут использоваться для улучшения способностей работы мозга. Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Видеоигры повышают внимание и концентрацию.

good-games-4

Новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность быстро принимать решение и действовать, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи видеоигр. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.

Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее. Шлемы виртуальной реальности дают новый уровень погружения для игроков, для разработчиков же это новые инструменты и возможности, которые можно использовать в том числе и в целях образования.

Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию.

Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое.

Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны. Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать.

Чему нас учат компьютерные игры

Говорят, компьютерные игры учат только плохому – стрелять, убивать или угонять машины, что компьютерные игры вызывают агрессию, девиантное поведение и деградацию личности. Но так ли всё плохо? Может, у игр есть светлая сторона и они могут научить нас хорошему?

good-games-1

Проблема поменьше – ребенок чересчур увлекается играми и забывает про учебу. Тут уже игры ругают родители и учителя. У юного геймера изымают гаджет, ограничивают доступ к компьютеру, ставят ультиматумы. В общем, тоже мало приятного.

Потенциал современных настольных игр в школе

Основной темой этой статьи станет обзор потенциала современных настольных игр для работы с ученическим активом в школе. Мы уделим внимание классификации настольных игр, осветим их обучающие возможности, роль игр в социализации.

Основной темой этой статьи станет обзор потенциала современных настольных игр для работы с ученическим активом в школе. Мы уделим внимание классификации настольных игр, осветим их обучающие возможности, роль игр в социализации.

Начнем мы с обзора современных настольных игр, которые педагог может использовать в своей работе.

На настоящий момент настольные игры можно разделить, в первую очередь, на две крупные категории: традиционные народные и современные игры. Деление это достаточно условное, так как любой новый формат базируется на следовании неким общим принципам.

Традиционные и хорошо знакомые нам настольные игры разных народов мира: шахматы (существует масса сайтов, посвященным этой одной из древнейших настольных игр, правилам игры, организации турниров; шахматы развивают логическое и стратегическое мышление, внимание, воображение и многое другое), шашки (как утверждает портал Шашки.ру, первую доску для игры в шашки нашли ещё при раскопках Древнего Вавилона; существует немало видов этой настольной игры, развивающей фактически те же самые навыки, что и шахматы, при существенно более простых правилах). К традиционным настольным играм можно отнести также короткие и длинные нарды (древняя восточная игра, которой около 5000 лет, развивает стратегическое мышление, учит планированию; в России существует даже Федерация спортивных нард), калах (древняя африканская игра, о ней подробно рассказывает сайт о калахе). Традиционная русская народная игра – это бирюльки (незаслуженно была забыта, сейчас возрождается; игра способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания). К традиционным настольным играм можно отнести лото и все его виды – с цифрами или с картинками. Лото развивает внимание и скорость реакции.

Современные настольные игры можно классифицировать по количеству игроков (от одного до восьми – десяти), причем, бывают игры с фиксированным количеством игроков (строго четверо или, например, шестеро) и с произвольным (в эту игру может играть и три игрока, и восемь). Этот фактор необходимо учитывать при организации игровой деятельности, данные о количестве участников всегда указываются на коробке, как и возраст игроков, для которых рекомендована игра.

Также игры различаются по степени кооперации игроков. Если под кооперацией в целом мы понимаем совместную деятельность людей, то в отношении настольных игр степень кооперации можно обозначить так:

1. Каждый за себя. Все остальные участники игры являются соперниками игрока, он выигрывает или проигрывает единолично. 2. Команда на команду. Игроки изначально сгруппированы в команды, которых может быть две или более. 3. Коалиционная (кооперативная) игра. Участники играют командой против игры. Степень кооперации особенно необходимо учитывать при организации игрового процесса – выбор будет зависеть от исходной цели. Формат «каждый за себя» хорошо подойдет при организации конкурсов и соревнований между учениками, когда нужно выбрать одного победителя. Не стоит использовать такие игры в малознакомой, разновозрастной детской компании – велика вероятность постигрового конфликта. Второй и третий типы игр можно использовать как командообразующие, так и соревновательные. Кроме того, они способствуют профилактике конфликтов, развивают коммуникативные навыки.

Выяснить, какой тип игры перед вами можно прочитав правила, в которых обязательно указывается характер игрового процесса с точки зрения кооперации.

Игры также подразделяются на пошаговые и динамические. Пошаговые игры, где игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами, учат сосредоточенности, терпению. Полная им противоположность – это динамические игры, ходы в которых делаются по желанию игроков. В них игрок может не успеть сделать ход или, наоборот, поспешить. Основная обучающая функция этих игр – это развитие стратегического мышления и быстроты реакции. Пошаговая игра спокойнее по своему ходу, чем динамическая, она подойдет для того, чтобы успокоить компанию участников после физической нагрузки, настроить их на вдумчивую работу. Динамические игры же хорошо подойдут для того, чтобы взбодрить игроков, их хорошо использовать для паузы во время работы – они помогают расслабиться и переключиться. Правильно подобранные игры невысокой продолжительности (а среднее время одной партии игры обязательно указывается на коробке) могут быть успешно использованы в качестве динамической паузы во время урока. Понять динамическая или пошаговая игра перед вами можно исходя из инструкции.

Настольные игры делятся и по характеру организации самой деятельности. В этом случае их можно разделить на две крупные категории: интеллектуальные игры (успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход) и игры на физические способности, где на результат влияет реакция, скорость и координация движений. Второй вид игр особенно хорошо подходит для организации динамических пауз, первый подойдет для организации досуга и решения обучающих задач.

Игры могут быть абстрактными и имитационными. Абстрактные игры не связаны с реальной жизнью и ближе всего к традиционным настольным играм. Они лучше всего развивают логику, и, позволяя абстрагироваться от реальных понятий, способствуют развитию абстрактного мышления и воображения. Обратный им вид игр – имитационные, где более или менее достоверно моделируется определенный процесс, ситуации или события реальные или фантастические. Такие игры помогают сформировать жизненные навыки (в качестве примера можно привести экономические стратегии, которых сейчас множество. Они помогают научиться планировать бюджет, познакомиться с основными экономическими понятиями на практике, покажут, как работает биржа и зачем нужен фондовый рынок . В школах обязательным становится урок финансовой грамотности. И в качестве дидактического материала на таком уроке может быть использована именно экономическая имитационная игра).

Ещё один подход к классификации настольных игр, которая может быть нам полезна, это классификация игр по форме игры и её составляющих.

1. Настольно-печатные игры. Эти игры можно разделить на карточные и коробочные с полями, фишками, кубиками, фигурками и другими элементами. Сейчас это самый распространенный вид настольных игр, и именно он больше всего интересует нас в организации работы в школе.

2. Настольно-тактические. В основном, это военные имитационные игры. Каждый обладает некой группой фигурок персонажей, которые он перемещает по игровой карте, разыгрывая сражения, за удачные действия в которых ему начисляются очки. Такие игры хорошо развивают стратегическое мышление. Интересным может показаться, что такие игры оставляют немалое пространство для творчества: участники могут принять участие в изготовлении миниатюр для игровой карты – можно самим изготовить фигурки деревьев, элементов ландшафта, собрать игровые строения. Всегда интереснее играть на карте, изготовленной своими руками. В школьной игротеке всегда интересно иметь хотя бы одну игру такого рода.

3. Коллекционно-карточные игры. В стартовый игровой набор входит определенное количество базовых карт. Расширять игровые возможности можно приобретая дополнительные наборы карт или, как их иначе называют, – расширения. Эти игры хороши тем, что никогда не надоедают, потому что, дополняя их всякий раз новыми картами, вы обновляете игровой процесс. Но иметь много таких игр в школьной игротеке накладно, поэтому достаточно будет одной, максимум двух.

4. Словесные игры. Это особый вид настольных игр. Основной игровой процесс здесь построен на воображении и коммуникации участников. Обязательной фигурой в организации словесной игры выступает мастер или рассказчик, который ведет историю. Остальные участники выбирают себе роли различных персонажей, от лица которых они действуют в игре. В качестве вспомогательного элемента здесь могут использоваться поля, кубики и фигурки, но, повторюсь, основой игры будет ваше воображение. Для мастеров-рассказчиков выпускаются руководства как вести игру.

Итак, мы познакомились с основными видами настольных игр. Теперь рассмотрим – каков же потенциал современной настольной игры в школе?

Настольные игры можно использовать на уроке. Причем, не только во время динамической паузы (о чем я уже упоминала), но и в процессе обучения.

Экономические стратегии отлично подойдут как для урока обществознания, так и для урока собственно экономики в качестве закрепления основных понятий (например, настольную игру можно включить в качестве элемента последнего урока четверти или года, когда итоги уже подведены).

Военные стратегии можно использовать на уроке истории. Для динамической паузы лучше подойдут активные, быстрые карточные игры с простыми правилами и без полей. Обычно это игры на скорость реакции, внимание, быструю смену деятельности.

Для урока русского языка подойдут игры формата «Ерундопеля», где из трех вариантов определений для редкого слова нужно выбрать верное. Игра существенно расширяет словарный запас школьников в легкой и запоминающейся форме.

Существуют настольные игры для развития навыков быстрого счета. Они отлично подойдут для уроков математики в начальной школе.

Огромный потенциал у использования настольных игр в организации внеурочной деятельности при работе с активом школы. Настольные игры – это не только способ организации досуга ребят. Это неплохая форма для организации шефской работы: например, в Пушкинском лицее № 1500 ребята из старших классов под руководством старшего вожатого организовали игротеку для продленной группы начальной школы. Это помогло организаторам улучшить коммуникативные навыки, стало профориентационной площадкой для педагогически ориентированных ребят, способствовало развитию социальных навыков. Родители и учителя ребят из группы продленного дня, которые принимали участие в игротеке, тоже отмечали положительный эффект – улучшилась скорость реакции, усидчивость, ребята стали лучше считать в уме и решать логические задачи.

В школе можно проводить турниры по настольным играм, как в рамках одной игры, так и нескольких (их можно организовать по примеру шахматных и шашечных игр). Проводить такие турниры могут сами ребята, как для младших, так и для своих ровесников.

Настольные игры – отличный способ организации полезного и веселого досуга актива школы. На старте работы актива, когда ребята толком незнакомы друг с другом, настольные игры помогут командообразованию и социализации (отлично помогают здесь кооперативные игры, где команда игроков выступает против игры), ребятам будет гораздо проще познакомиться друг с другом в процессе игровой деятельности. Можно использовать настольные игры как профилактику конфликтов: разрешая игровые конфликты, ребята учатся разбираться с проблемами в реальной жизни. Аннотация к игре всегда поможет вам понять, какие именно полезные качества она развивает. Почти все настольные игры способствуют развитию памяти, внимания, логического и стратегического мышления, скорости реакции и многому другому. Использование игровых технологий решает многие задачи по построению коллектива. Усвоив механику игры, активисты могут создавать собственные настольные игры для использования их в рамках урочной деятельности, обучения актива ученического самоуправления. Настольная игра может использоваться как одна из новых форм организации предметных недель.

Существует достаточно большая линейка настольных игр, которые можно использовать в дороге, в автобусе или поезде, по дороге на экскурсию или в загородный лагерь. Такие игры помогут организовать ребят, избежать ненужного беспорядка в транспорте, сделать время пребывания в пути интересным и полезным.

Какие же советы можно дать для тех, кто начинает использовать потенциал настольных игр в своей работе?

Для начала стоит создать в школе свою базу настольных игр. С чего же начать (особенно если раньше вы никогда с настольными играми не сталкивались)? Некоторые компании, которые занимаются распространением настольных игр в Москве, проводят по запросу, в том числе и в образовательных организациях, ознакомительные бесплатные игротеки, на которые они привозят множество игр, а опытные игротехники обучают правилам и помогают сыграть пробные партии. Такие игротеки позволят вам ознакомиться с ассортиментом, понять, какие игры особенно нравятся ребятам, а какие не очень, и в итоге сформировать предпочтения и перечень игр, которые вы захотите приобрести. Игры можно купить, а можно попросить ребят принести из дома собственные, если у них есть подходящие. Не страшно, если ваша игротека начнется с двух-трёх несложных игр, главное – начать.

Обязательно нужно определить для настольных игр отдельную полку в кабинете. Места должно быть достаточно, иногда коробки с играми бывают достаточно объемными. Полезным подспорьем станет тетрадь, где вы будете записывать кто, когда и куда взял настольную игру. Обязательно стоит назначить ответственного за игры, который будет раз в неделю проверять комплектацию и состояние всех игр, подсчитывать все ли карточки, фишки, фигурки на месте. А тетрадь с записями всегда подскажет, куда что пропало и, самое главное, где это искать. Если вы выдаете игру на класс – то заведите специальный журнал учета и не забудьте про ответственного, который будет его вести и следить за его своевременным заполнением.

Подводя итоги, еще раз хочется уточнить, что же дают нам настольные игры? Современные дети много времени проводят в виртуальном общении со сверстниками по Интернету. Настольные игры позволяют им отвлечься от гаджетов, способствуют личному общению. Они усиливают и эффективно развивают психические качества и волевые привычки. Настольные игры легко модифицируются под задачи ученического актива. Потенциал настольных игр в педагогике огромен.

В приложении к статье доступна для скачивания « Памятка по приобретению настольной игры или на что обратить внимание в первую очередь ».

Чему на самом деле могут научить игры

На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер. К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.

good-games-2

На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям. Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.

Есть и другие специально разработанные игры для школ. К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.

В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора. Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.

Развивающие настольные игры для дошкольников

Игра - свободная деятельность ребенка. Обучение в форме игры всегда интересно и занимательно. Играйте с детьми и в игре научите детей необходимым движениям, речи, разнообразным умениям.

Мои дети очень любят играть. И я сегодня хотела бы поделиться с вами своим опытом. Вот некоторые игры, в которые мои дети играют с большим удовольствием.

"Самоцветы"

Развивающие настольные игры для дошкольников

Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с разноцветными камешками очень нравятся детям, увлекают и притягивают к себе снова и снова.

Цель таких игр – развитие мелкой моторики, сенсорного опыта детей, совершенствование координации руки и глаза, а также для эмоционального расслабления.

Здесь представлена моя коллекция разноцветных камешков – фигурок, которые дети с удовольствием разбирают по цветам и форме, выстраивают из них дорожки и пр.

Варианты усложнения игры:

Выкладывание рядов (последовательностей):

Разложить фигурки по размеру от маленького к большому.

Выложить одинаковое количество фигурок в ряды.

Выложить разное количество фигурок в ряды одной длины.

Игры на развитие восприятия:

Выкладывание дорожек для пальчиков.

Игры с тактильным мешочком, в который помещены разные предметы, среди которых нужно найти камешки или фигурки.

Творчество с камешками:

Выкладывание картин, башенок, контуров рисунков с использованием разноцветных камешков.

Игра "Шнуровка"


Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития устной речи. возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития рук. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм.

Цель игры: развить мелкую моторику, научить ребенка подбирать бусины по предлагаемому образцу и нанизывать их на шнурок.

Для усложнения игры можно предложить детям различные математические задачи:

Количественный счет: набери пять желтых и четыре красных бусины, посчитай, сколько получилось и т. д.

Порядковый счет: Набери первой по счету красную бусину, вторую по счету зеленую бусину и т. д.

Сложность и разнообразие задач зависят от вашей фантазии!

Доббль.


Цель игры: быстрее всех находить пары картинок.

Игра развивает внимание, скорость реакции, восприятия, обогащает словарь дошкольника.

Ход игры: преимуществом данной игры является ее вариативность. Можно использовать множество вариантов игровых состязаний: «Башня». «Отравленная башня», «Колодец», «Горячая картошка», «Возьми себе!», а можно придумать свой собственный вариант игры.

Доббль-животные


Этот вариант игры был придуман мной с целью познакомить детей с различными животными, насекомыми, птицами и закрепить их названия.

Игра представляет собой 55 карточек, на каждой из которых 8 мини-картинок в, казалось бы на первый взгляд, хаотичной последовательности. Но композиция каждой карточки продумана. Какие бы две разные карты из колоды мы не взяли, всегда отыщется одна пара совпадающих картинок.

Сложи по образцу.


Конструирование из счетных палочек способствует:

Развитию мелкой мороки

Развитию познавательной активности

Развитию зрительно-пространственной ориентации

Варианты усложнения игры:

Ребенку можно предложить сосчитать палочки, из которых составлена фигура.

Если фигура составлена из цветных палочек, попросить сосчитать палочки каждого цвета.

Можно предложить ребенку самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек и т. д.

"Поймай жука"


Цель игры: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи: закрепить знание количественного счета, развивать речь, зрительное восприятие, мыслительную активность, воспитывать интерес к совместным играм.

Это задание для самых маленьких. Сложить жуков в банку по цвету «крышки». Без использования кубика.

Игроки по очереди кидают кубик и кладут в банку столько жуков, какое число выпало на кубике.

3. Поймай быстрее.

Можно использовать два кубика, на одном из которых на гранях отмечены цвета, соответствующие цвету жуков. Игроки по очереди бросают кубики. Если выпадает кубик, не соответствующий цвету крышки «банки», ход пропускается.

4. Можно придумать свои правила игры.

RING L DING

Цель игры: надеть цветные резинки на пальцы так, как показано на карточке быстрее всех.


Игра развивает зрительное восприятие, закрепляет навыки счета, формирует пространственные представления, тренирует память, развивает наглядно-образное мышление, развивает внимание, мелкую моторику.

Игрок, быстрее всех правильно надевший резиночки, забирает себе карточку. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше карточек.

"Сложи картинку"


Игра формирует у детей представления о целостном образе предмета, обучает соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать картинку из отдельных частей, формирует усидчивость, воспитывает умение доводить начатое до конца

Для усложнения задачи картинки разрезаются на части сложной геометрической формы.

«Закрути гайки»


Все мы знаем, что дошкольники копируют действия взрослых. Мальчики наблюдают за папами, а папы часто что-то ремонтируют, крутят, закручивают. И мы решили сделать для детей такую игру, где можно тоже закручивать.

Развитие навыков мелкой моторики рук очень важно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него развита связная речь.

Для усложнения игры детям можно предложить различные математические задачи:

Закрути на первом штыре две гайки, а на втором на три больше.

Предложить ребенку закрутить гайки по возрастанию количества (на первом один, на втором два и т. д.)

Количество и разнообразие задач зависит от вашей фантазии.

"Накорми животных"


Развивать мелкую моторику рук помогают игры с крупами. В данном случае – это игра с фасолью.

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Ход игры: детям предлагается накормить (угостить) героев мультфильма «витаминками». Дети берут по одному семени фасоли и кладут в отверстие рта.

Усложнение игры: для игры можно предложить фасоль разных цветов и предложить накормить (угостить) друзей «витаминками» определенного цвета.

Кубики-переодевалки


Вроде бы знакомая всем игра в кубики, но на новый лад. Такой вариант игры повышает интерес детей к получению знаний об окружающем мире, развивает фантазию, образное восприятие, творческое мышление.

Консультация для родителей «Развивающие игры своими руками для дошкольников» «Внимание, родители! Развивающие игры своими руками для дошкольников». Игра в детском саду — неотъемлемая часть жизни дошкольников. Игра.

Для чего нужны настольные игры в детском саду?

Для чего нужны настольные игры в детском саду? Развиваемся играя!. Вот такой девиз у меня на занятиях в кружке "Развивайка" Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом собирают.

Фотоотчет «Настольные игры»

Фотоотчет «Настольные игры» В отделении замещающих семей, ОГКУСО «ЦПД, г. Шелехова", состоялся Марафон «Настольных игр». Настольные игры помогут детям в их развитии,.

Фотоотчет «Настольные игры»

Фотоотчет «Настольные игры» Значение настольных игр для развития детей Настольные игры –это интеллектуальные игры,они помогают детям в легкой игровой форме постичь.

Якутские настольные игры для ДОУ Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков. В XX веке народные настольные.

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Настольные игры» для 3 класса 1. Планируемые результаты освоения курса «Настольные игры» Воспитательные результаты: Результаты первого уровня: приобретение.

Развивающие настольные игры. Пазлы. Сказки

Развивающие настольные игры. Пазлы. Сказки Пазлы-очень увлекательная и интересная игра для детей. Особенно если они по знакомой детям сказке, которую они так сильно любят. Пазлы.

Семейный досуг. Весёлые настольные игры своими руками.

Семейный досуг. Весёлые настольные игры своими руками. Семейный досуг. Весёлые настольные игры своими руками. /b] Чтобы провести выходной день с пользой вместе с детьми можно сделать познавательные.

Современные настольные игры и их значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей и детско-родительских отношений Как сориентироваться в огромном количестве современных настольных игр? Какую тему выбрать и как играть? Такие вопросы очень часто встают.

Читайте также: