Спасибо каратель за что за то что спас меня а да

Обновлено: 04.07.2024

Феликс Дзержинский родился 30 августа (11 сентября) 1877 года в имении Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии в польской мелкопоместной и многодетной дворянской семье. Образование получил в гимназии (курса не окончил). Юный Феликс воспитывался, как и многие поляки, в ненависти к России. В 1922 году, когда Дзержинский был уже одним из руководителей Советской России, он так писал о своих детских патриотических чувствах: «Еще мальчиком я мечтал о шапке-невидимке и уничтожении всех москалей». Также Феликс был ревностным католиком и даже хотел вступить в орден иезуитов. Однако, когда в 16 лет он стал готовиться к карьере католического священнослужителя, его отговорили. Переубедила его мать и, как ни странно, близкий к семье ксендз.

Дзержинский тогда разуверился в боге: «Я вдруг понял, что Бога нет», — отметил он позже в своем дневнике. Однако он нашел другую веру. Феликс стал поклонником немецкой социал-демократической партии. В дальнейшем Феликс стал образцовым революционером с типичной биографией. В 1895 г. вступил в Литовскую социал-демократическую организацию, в 1900 г. — в Социал-демократию Королевства Польши и Литвы (СДКПиЛ). Вел партийно-подрывную работу в Вильно, городах Царства Польского, в Петербурге. С 1906 года представитель СДКПиЛ в ЦК РСДРП. В 1906-1912 гг. был членом ЦК РСДРП(б). Неоднократно был арестован, дважды бежал, несколько раз освобождался по амнистии. Все последние годы перед революцией 1917 г. провёл в заключении. Так, в апреле 1914 года приговорён к 3 годам каторжных работ; отбывал их в Орловском централе. Дополнительно приговорён в 1916 году ещё к 6 годам каторги, отбывал её в Бутырской тюрьме в Москве, откуда был освобождён 1 марта 1917 года после Февральской революции. «Железный Феликс» провел в общей сложности на каторге и в ссылке 11 лет своей жизни.

С августа 1917 г. — член ЦК и секретариата большевистской партии. В октябре 1917 — член Петроградского военно-революционного комитета, участник знаменитого заседания ЦК партии большевиков, где было принято решение о вооруженном восстании. В дни Октябрьской революции в Петрограде отвечал за охрану штаба большевиков Смольного, руководил взятием Главного почтамта и телеграфа. Являлся наркомом обороны с 17 июня по 31 августа. С ноября 1917 член коллегии НКВД РСФСР.

По предложению Ленина 7 (20) декабря 1917 был назначен председателем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) при СНК РСФСР по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК и ее местные органы получили широчайшие полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров. ВЧК использовало, как и схожие органы безопасности в других странах, различные методы: от сравнительно мягких — временная изоляция, высылка инакомыслящих за рубеж и т. д., до весьма жестких — казни заложников, «красный террор» по классовому принципу, создание первых концлагерей. Фраза Феликса о том, что «чекистом может быть человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками» впоследствии стала легендарной.

При этом в личной жизни был аскетически скромным и чрезвычайно трудолюбивым человеком, полностью погружавшимся в порученное партией дело. Как вспоминал М. И. Лацис, Дзержинский «не довольствуется только руководством. Он сам жаждет действовать. И мы нередко видели, как он сам допрашивает обвиняемого и роется в изобличительных материалах. Его настолько захватывает дело, что он просиживает ночи в помещении ВЧК. Ему некогда сходить домой. Он спит тут же, в кабинете за ширмой. Он и столуется тут же, курьер приносит ему еду, какой питаются все сотрудники ВЧК». Вячеслав Менжинский писал: «Организатор ВЧК, в первое бурное время, когда не было ни опыта… ни людей, сам ходивший на обыски и аресты, лично изучавший все детали чекистского дела, столь трудного для старого революционера довоенной выделки, сросшийся с ЧК, которая стала его воплощением, Дзержинский был самым строгим критиком своего детища».

В 1918 г. Дзержинский поддержал Троцкого и «левых коммунистов», выступив против позиции Ленина на заключение Брестского мира, считая его капитулянтским. С марта 1919 г. одновременно возглавлял НКВД РСФСР, с августа того же года — Особый отдел ВЧК (военную контрразведку), а с ноября 1920 г. — и службу охраны границ. С октября 1919 г. — председатель Военного совета войск военизированной охраны (ВОХР), с ноября 1920 г. — войск ВНУС (внутренней службы). Таким образом, он сконцентрировал в руках основные спецслужбы.

Во время советско-польской войны и наступления Красной Армии на Варшаву (1920 г.) — председатель Польского бюро ЦК РКП(б) и член Временного ревкома Польши. В августе-сентябре 1920 г. член Реввоенсовета Западного фронта. Неоднократно направлялся на различные фронты Гражданской войны, где руководил борьбой с бандитизмом, восстанавливал дисциплину в войсках. С 1921 г. одновременно с основной чекистской работой возглавил комиссию по улучшению жизни детей; руководил ликвидацией детской беспризорности.

В отличие от части большевиков, Дзержинский сразу поддержал новую экономическую политику, выступал за развитие рыночных отношений. При этом полностью солидаризовался с курсом Ленина в политической сфере, направленным на уничтожение любого инакомыслия и сохранение монополии большевиков на власть. В дни Кронштадтского восстания считал, что его участники действуют по заданию иностранных разведок и требовал его беспощадного подавления. В 1922 г. заявил: «Закончилась война, теперь нам нужно особенно зорко присматриваться к антисоветским течениям и группировкам, сокрушить внутреннюю контрреволюцию, раскрыть все заговоры низверженных помещиков, капиталистов и их прихвостней». В том же году, когда ГПУ было лишено права выносить смертные приговоры и отправлять политических заключенных в ссылку, добился создания при НКВД особого совещания (председателем стал Дзержинский) с правом ссылать контрреволюционеров. Таким образом, Дзержинский стал одним из организаторов высылки в 1922 г. за рубеж деятелей отечественной науки и культуры, репрессий против священнослужителей. Категорически выступал против попыток ряда либерально настроенных большевиков передать органы государственной безопасности в ведение Наркомата юстиции РСФСР.

После смерти Ленина (январь 1924 г.) был назначен во главе комиссии ЦИК СССР по организации похорон. Дзержинский настоял, вопреки возражениям вдовы покойного Крупской, на бальзамировании тела умершего. Под его руководством в кратчайшие сроки был построен мавзолей, ставший одним из главных символов советской цивилизации. С февраля 1924 г., не оставляя поста председателя ОГПУ, возглавил Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР, под его контролем находилось практически все народное хозяйство страны. На посту председателя ВСНХ привлек к его работе опытных специалистов с дореволюционным образованием, продолжал линию поддержки рыночных реформ, допущения свободных цен, прекращения давления на крестьянство. Это вызвало глубокий конфликт с лидерами оппозиции Зиновьевым и Каменевым.

Суть спора была о путях и методах индустриализации, том, как превратить огромную аграрную, крестьянскую страну, только-только закончившую восстанавливать экономику после тяжелых лет Первой мировой войны, Гражданской войны и интервенции Антанты, в страну промышленную, высокоразвитую. Разумным личностям было очевидно, что завоевания Октября, социалистический строй можно сохранить лишь при условии создания высокоразвитой индустрии.

«Левая оппозиция» настаивала: для индустриализации необходимо обобрать «мужика», обобрать до последней нитки, до последней копейки. Мол, только это позволит изыскать необходимые средства для развития тяжелой индустрии. В реальности такая позиция означала разрыв крестьянства с рабочим классом, что в стране — по преимуществу все еще крестьянской — грозило новой крестьянской войной и поражением революции (в условиях внешнего враждебного окружения). Поэтому Дзержинский выступил с резкой критикой такой позиции: «Если послушать вас… то… как будто тут нет союза рабочих и крестьян, вы не видите этого союза, как основу Советской власти, при диктатуре пролетариата, который сознательно ведет страну к определенной цели, к социализму… Этот совершенно ошибочный политический уклон может быть и для нашей промышленности и для всей Советской власти убийственным».

20 июля 1926 года на пленуме ЦК, посвящённом состоянию экономики СССР, Дзержинский произнёс двухчасовой доклад, во время которого выглядел больным. В нём он снова подверг резкой критике представителей оппозиции, Пятакова, которого он назвал «самым крупным дезорганизатором промышленности», и Льва Каменева, которого обвинил в том, что тот не работает, а занимается политиканством. Из-за нервного срыва ему стало плохо. В тот же день он скончался от сердечного приступа.

Позднее был создан миф о том, что Сталин виновен в смерти Дзержинского. Однако к смерти Дзержинского Сталин не имел никакого отношения. Напротив, он, судя по всему, подозревал неладное и потребовал от врачей, которым доверял, провести тщательное вскрытие и исследование причин смерти. Существует версия, что Дзержинский, как и Фрунзе, был устранен т. н. «троцкистами» как одна из фигур, которая поддерживала Сталина.

Дзержинский был крупной фигурой не только как «чекист № 1», но и глава всего народного хозяйства. Под его руководством была вся промышленность, которая находилась в стадии восстановления. На пост председателя Совета народного хозяйства его рекомендовал лично Сталин, с которым у Дзержинского были очень даже неплохие как личные, так и деловые отношения. Дзержинский был удобен для Сталина не только тем, что поддерживал его политику, но и тем, что был сторонником быстрого восстановления и развития хозяйства и хорошо разбирался в хозяйственных вопросах.

Дзержинский разработал очень перспективную «локомотивную» программу, суть которой заключалась в немедленном развертывании паровозостроения в СССР (то есть машиностроения). По обоснованному мнению Железного Феликса, программа позволяла полностью загрузить паровозостроительные заводы, что в свою очередь резко подтягивало за собой другие, смежные отрасли. В частности, паровозостроение требует опережающего развития металлургии. А на базе интенсивного роста металлургической промышленности появляется возможность резко интенсифицировать металлообрабатывающую промышленность, а соответственно насытить рынок металлоизделиями, обеспечить доходность государственной промышленности, обзавестись оборотными средствами для восстановления и развития промышленности. Таким образом, Дзержинский планировал сделать паровоз «локомотивом» советского экономического роста. Сталин, который также отлично разбирался в экономике, безоговорочно поддержал этот план.

Понятно, что против планов восстановления хозяйства России тут же выступили троцкисты. Прежде всего впоследствии расстрелянный нарком финансов Г. Я. Сокольников (Бриллиант). Он настаивал не только на резком сокращении финансирования программы развития промышленности, которую выдвинул Дзержинский, но и на сохранении за наркоматом финансов функции распределения всех отпущенных для промышленности средств. Как мы, видим, троцкист Сокольников по своим взглядам практически неотличим от нынешних российских либералов, которые душат хозяйство, науку и образование страны «оптимизацией» (сокращением расходов).

В ответ на это Дзержинский предложил программу радикальных преобразований в системе управления металлургической промышленности, суть которой сводилась к концентрации и централизации управления. В этой же программе содержался пункт с идеей единого промышленного бюджета. Изобретение очень простое, но столь же и очень эффективное. Государственная промышленность часть полученной прибыли сдаёт государству. Наркомат финансов проектирует государственный бюджет, в котором есть строка финансирования промышленности в целом. Но вот распределение финансирования промышленности осуществляется уже на Президиуме ВСНХ, в соответствии с задачами развития промышленности.

При поддержке Сталина программа Дзержинского решением Политбюро ЦК ВКП(б) была утверждена. В её основе были следующие принципы:

— главная задача индустриализации — опережающий рост производства стали и чугуна;

— главная экономическая цель — строительство мощной машиностроительной индустрии, которая сможет осуществить хозяйственный переворот в стране;

— главная политическая цель этих экономических преобразований — сбросить экономическую власть крестьянства путем создания крупных товарных производств, основанных на крупномасштабном применении машин и оборудования, произведенных на советских заводах;

— главный метод индустриализации — сосредоточение управления промышленностью в одном штабе и концентрация государственного капитала в едином промышленном бюджете;

— главный способ индустриализации: а) крупномасштабное планирование развития целых отраслей промышленности в их взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга; б) развитие вместе с крупной металлургической и машиностроительной промышленностью смежных и связанных отраслей хозяйства;

— основной характер индустриализации — концентрация производства на крупнейших заводах и строительство самых крупных и современных предприятий. Таким образом, Дзержинский предвосхитил основы будущей индустриализации.

При этом присущей ему энергией Дзержинский активно включился в титаническую работу по экономическому преобразованию страны и достиг отличных результатов. Так, когда он возглавил ВСНХ, в СССР выплавлялось 1,55 млн. тонн чугуна, 1,623 млн. тонн стали, производилось 1,396 млн. тонн проката. По состоянию на 20 июля 1926 г., когда Дзержинского не стало, выплавка чугуна в стране составила 2,2 млн. тонн, стали — 2,9 млн. тонн, производство проката — 2,2 млн. тонн. То есть рост составил 55-70%! Когда Дзержинский возглавил ВСНХ, в стране работали всего 45 доменных и 115 мартеновских печей. После себя «Железный Феликс» оставил 53 работающих домны и 149 мартеновских печей. При нем были расконсервированы и пущены в эксплуатацию Енакиевский, Донецко-Юрьевский им. Ворошилова и Константиновский металлургические заводы на юге и пять металлургических заводов на Урале, было расконсервировано и пущено в эксплуатацию более 400 других предприятий разных отраслей. При Дзержинском были заложены: металлургический завод в Керчи, заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове и Златоусте и т. д. В 1926 г. загрузка заводов СССР впервые превысила уровень 1913 года, составив 101 %. В том же году СССР вышел на 7-е место по выплавке чугуна и на 6-е место по выплавке стали в мире.

Понятно, что успехи Сталина и Дзержинского в развитии страны приводили в бешенство Троцкого и прочих «троцкистов-интернационалистов», которые явно или по умолчанию работали на Запад, решая задачу превращения России в отсталую сырьевую периферию «мирового сообщества». Они делали все возможное, чтобы саботировать успешное развитие советской промышленности, которое превращало Россию-СССР в одну из передовых мировых держав, гарантируя её независимость. Поэтому Дзержинский и стал очередной мишенью Троцкого и его сторонников. Они организовали его травлю на всех уровнях. В итоге здоровье Дзержинского и не выдержало (а он не отличался богатырским здоровьем), или по одной из версий — «сердечный приступ» организовали, отравив «чекиста № 1». А затем громкую смерть свалили на Сталина, как и в ряде других случаев.

Стоит также отметить, что Дзержинский мешал троцкистам и как глава органов безопасности. Дзержинский сохранял огромное влияние на органы госбезопасности, так как при всей загруженности по работе в ВСНХ Феликс Эдмундович оставался и председателем Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР. Внутри ОГПУ уже сложилось как бы параллельное руководство, которое осуществлял заместитель «Железного Феликса» Г. Г. Ягода, родственник некогда могущественного председателя ВЦИК Я. М. Свердлова (известного русофоба и агента влияния Запада). Он сколотил группу — К. В. Паукер, М. И. Гай и др. Когда Дзержинский умер, Сталин сумел поставить во главе ОГПУ своего человека — В. Р. Менжинского. Он планировал поставить органы под жесткий партийно-государственный контроль. Однако, эффект от этого кадрового маневра оказался невелик так как Менжинский тяжело болел, поэтому группа Ягоды сумела сохранить и даже укрепить свои позиции. Таким образом, органы безопасности до прихода Берии, который расчистил эти «авгиевы конюшни», стали оплотом троцкистов, из-за этого во время «чистки» пострадало большое количество невинных людей.

Таким образом, нельзя принимать навязанную с 1991 г. врагами советского проекта и цивилизации точку зрения, что Дзержинский — это «кровавый упырь», который отметился только «красным террором» против «невинных» дворян, белогвардейцев, интеллигенции, попов и т. д. «Железный Феликс» был строителем советской государственности (иной тогда не было, т. к. Российская империя была уничтожена, а взамен либерал-демократы ничего достойного предложить не смогли) и делал это на самых критичных направлениях. Это один из людей, который спас Россию от хаоса, анархии, бандитского беспредела и вторжения иноземных захватчиков. Феликс Эдмундович реально боролся против врагов народа и строил новую советскую цивилизацию, общество, основанное на идее социальной справедливости. Дзержинский был одним из основателей программы советской индустриализации, на фундаменте которой до сих пор держится Россия. Видимо, поэтому Дзержинский и вызывает чувство ненависти у современных либералов.

Спасибо каратель за что за то что спас меня а да

Савелий Орсаг


Савелий Орсаг ответил Максиму

Максим Боболя


Максим Боболя ответил Савелию

Иванъ Бирюковъ


Иванъ Бирюковъ

Рашид Сетдиков

Кристина Золототрубова


Кристина Золототрубова

Михаил Гольдфельд

Странно что его раньше не было, самый очевидный кандидат на флешбеки же

Денис Никитин

Антон Погорянский

Богдан Михайлов


Богдан Михайлов

Д. М. Карбышев – герой, не сломленный немецкими концлагерями


Сегодня уже мало кто из поколения 20 – летних и младше сможет рассказать что-нибудь вразумительное о легендарном советском герое – Дмитрие Михайловиче Карбышеве. Его фамилия на слуху, в основном, из-за большого количества названных в честь него улиц городов постсоветского пространства, реже встречается названные в честь него учреждения (например, школы), но это всего лишь оставшиеся осколки той легенды о человеке, судьба которого была известна когда-то каждому пионеру в любом уголке СССР…

Дмитрий Карбышев родился 26 октября 1880 года в Омске в семье военного чиновника. В юном возрасте Дмитрий остался без отца, однако, решил идти по его стопам и в 1898 году он закончил Сибирский кадетский корпус, а через два года – Петербургское Николаевское военно-инженерное училище. По окончании училища Карбышев в чине подпоручика назначается на службу ротным командиром в 1-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, который располагался в Маньчжурии.

Дмитрий Карбышев участвовал в русско-японской войне: в составе своего батальона он укреплял позиции, занимался наведением мостов и установкой средств связи. Показал себя храбрым офицером в боях под Мукденом, и неудивительно, что за два года этой войны Карбышев пятью орденами и тремя медалями.

В 1906 году Дмитрия Карбышева увольняют из армии в запас: согласно документированным источникам – за агитацию в то неспокойное революционное время среди солдат. Через год, однако, Карбышев снова был призван на службу в качестве командира роты сапёрного батальона: его знания и опыт пригодились при перестройке крепостных сооружений во Владивостоке.

Окончив в 1911 году с отличием Николаевскую военно-инженерную академию, Дмитрий Михайлович получил назначение в Брест-Литовск, где он принимает участие в строительстве фортов Брест-Литовской крепости.

В Красную Гвардию Дмитрий Карбышев вступил в декабре 1917 года, со следующего года он уже в составе Красной Армии. Во время Гражданской войны Карбышев помогал укреплять военные позиции по всей территории страны – от Украины до Сибири. С 1920 года Дмитрий Михайлович – инженерный начальник 5-й армии Восточного фронта, чуть позже он назначен помощником начальника инженеров Южного фронта.

После Гражданской войны Карбышев преподаёт в Военной Академии имени Фрунзе, с 1934 года он работает преподавателем в Военной Академии Генерального Штаба. Среди слушателей Академии Карбышев пользовался популярностью. Вот что вспоминает о нём генерал армии Штеменко: «…от него пошла любимая поговорка сапёров: "Один сапер, один топор, один день, один пень". Правда, ее переиначили острословы, по-карбышевски она звучала так: "Один батальон, один час, один километр, одна тонна, один ряд».

В 1940 году Карбышев в звании генерал-лейтенанта инженерных войск, а в 1941 году ему присвоена учёная степень доктора военных наук (его перу принадлежат более ста научных трудов по военно-инженерному искусству, военной истории). Его теоретические пособия в вопросах инженерного обеспечения во время боевых операций и тактике инженерных войск считались основополагающими материалами при подготовке командиров Красной Армии перед Великой Отечественной войной.

Дмитрий Карбышев участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, разрабатывал рекомендации по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.

Начало Великой Отечественной войны застало Карбышева в штабе 3-й армии города Гродно. Дмитрию Михайловичу предлагают для возвращения в Москву выделить транспорт и личную охрану, однако, он отказывается, предпочтя отступать вместе с частями Красной Армии. Попав в окружение и попытавшись выбраться из него, Карбышев был тяжёло контужен в ожесточённом бою (близ Днепра, в Могилевской области), и в бессознательном состоянии пленён немцами.

С этого момента начинается трёхлетняя история карбышевского пленения, его скитания по нацистским лагерям.


В гитлеровской Германии Карбышева хорошо знали: уже в 1940 году IV управление РСХА Имперского управления безопасности открыло по нему специальное досье. Досье имело особую пометку и проходило по категории учета «IV D 3-а», что означало, - помимо наблюдения за деятельностью, - применять особое обращение в случае захвата в плен.

Свой лагерный «путь» он начал в польском городе Остров-Мазовецкий, куда его отправили в распределительный лагерь. Вскоре Карбышева отправляет в лагерь польского местечка Замостье, Дмитрия Михайловича поселяют в барак №11 (позже прозванный генеральским). Расчёт немцев на то, что после лишений лагерной жизни, Карбышев согласится сотрудничать с ними, не оправдался, и весной 1942 года Карбышева перевели в офицерский концентрационный лагерь города Хаммельбург (Бавария). Этот лагерь, состоящий сугубо из контингента советских пленных офицеров и генералов, был особенным, - в задачу его руководства входило любыми методами склонять заключённых к сотрудничеству с нацистской Германией. Именно поэтому в его атмосфере соблюдались некие нормы законности и гуманного обращения. На Дмитрия Карбышева впрочем эти методы не действовали, именно здесь родился его девиз: «Нет большей победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом».

С 1943 года «профилактическую работу» с Карбышевым ведёт бывший офицер царской русской армии Пелит (примечательно, что этот Пелит когда-то служил вместе с Дмитрием Михайловичем в Бресте). Полковника Пелита предупредили, что русский военный инженер представляет для Германии особый интерес, соответственно, нужно приложить все усилия для привлечения его на сторону нацистов.

Тонкий психолог Пелит взялся за дело с основанием: играя роль бывалого вояки, далёкого от политики, расписывал Карбышеву все преимущества перехода на немецкую сторону (фантастические по своей сути). Дмитрий Михайлович, однако, сразу раскусил хитрость Пелита и стоял на своём: Родину не предаю.
Гестаповское командование принимает решение использовать несколько другую тактику. Дмитрия Карбышева вывозят в Берлин, где ему организовывают встречу с Гейнцем Раубенгеймером, известным немецким профессором и знатоком фортификационной инженерии. В обмен на сотрудничество он предлагает Карбышеву условия для работы и проживания на территории Германии, делавшие бы его практически свободным человеком. Ответ Дмитрия Михайловича был исчерпывающ: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».

После такого твёрдого отказа вновь меняется тактика по отношению к советскому генералу-военнопленному – Карбышева отправляют в концентрационный лагерь Флоссенбюрг, лагерь знаменитый своими каторжными работами и поистине бесчеловечными условиями по отношению к заключённым. Шестимесячное пребывание Дмитрия Карбышева в аду Флоссенбюрга закончилось его переводом в нюрнбергскую гестаповскую тюрьму. После которой мрачной каруселью закружились лагеря, куда определяют Карбышева. Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен – эти поистине кошмарные лагеря смерти, через которые пришлось пройти и Карбышеву и в которых, несмотря на нечеловеческие условия существования, он до последних своих дней оставался волевым и несгибаемым человеком.

Погиб Дмитрий Михайлович Карбышев в австрийском концлагере Маутхаузен: замерз, будучи облит водой на морозе… Погиб героически и мученически, так и не предав свою советскую Родину.

О подробностях его гибели стало известно со слов майора канадской армии Седдон Де-Сент-Клера, который также прошёл Маутхаузен. Это было одно из первых достоверных сведениях о жизни Карбышева в плену, - ведь он тогда в СССР считался пропавшим без вести ещё в самом начале войны.
В 1946 году Дмитрию Карбышеву было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. А 28 февраля 1948 года были открыты памятник и мемориальная доска на том месте бывшего концлагеря Маутхаузена, где был изуверски замучен генерал-лейтенант Карбышев.

Броневик «Каратель». Четырехколесная загадка

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая новость только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.

Броневик «Каратель». Четырехколесная загадка

В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.







Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.


Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

Читайте также: