Служба в военной прокуратуре по призыву чем заняты

Обновлено: 04.07.2024

1)Возможно ли сегодня пройти срочную службу или службу по контракту в органах военной прокуратуры?

2) Какие условия для подписания контракта? Сам я срочную службу еще не проходил.

Здравствуйте, да. это возможно, однако в военной прокуратуре в основном срочную службу проходят люди полезные для данных органов. По моему практике в военной прокуратуре проходят сейчас срочную службу два моих одногруппника — бывшие следователи СК РФ. В данном случае естественно можно сделать логичный вывод — там ждут людей с высшим юридическим образованием, желательно с опытом работы в органах, будете помогать им составлять различные процессуальные документы. Если есть такая возможность, лучше договариваться с ними об этом заранее.

Совет Федерации одобрил закон, относящий прокуратуру и Следственный комитет РФ к структурам, в которых можно будет пройти военную службу, сообщает пресс-служба Совфеда.Закон начнет действовать с 1 января 2017 года, с этого момента призывники будут направляться, в том числе, в военную прокуратуру и военные следственные органы.

Здесь вопрос исключительно в том, сможете ли договориться, из моей практики один человек получил звание лейтенанта, другой никаких званий не имеет, однако служить в военной прокуратуре тем не менее начал, как я уже говорил, здесь исключительно договоренность изначальная.Как и в военную полицию, так и в военную прокуратуру могут взять, главное заранее начать.

)Возможно ли сегодня пройти срочную службу или службу по контракту в органах военной прокуратуры?
Игорь

Возможен вариант прохождения службы в органах военной прокуратуры, но здесь нельзя провести аналогию со срочной военной службой, так как служба, во-первых, только по контракту (это вид федеральной государственной службы), во-вторых, для поступления на службу в качестве военного прокурора необходимо соответствовать минимальным требованиям (высшее юридическое образование и др.).

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Вам следует обратиться в прокуратуру ХМАО либо в прокуратуру Нижневартовска (куда удобнее) с этим вопросом.

Здравствуйте, Игорь.

Вот требования, предъявляемые к военным прокурорам.

Как видите, без офицерского звания в военную прокуратуру не возьмут. На данный момент шансов нет.

Правда, по решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

Но, сами понимаете, это не так просто.

Игорь, добрый день.

Вы планирует проходить срочную службу с перспективой заключения контракта?

Для того, чтобы получить офицерское звание и проходить военную службу по контракту в органах прокуратуры ваше образование должно быть родственно военно-учетной специальности требуемой для замещения офицерской должности.
так, по смыслу ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы

2. Воинское звание лейтенанта присваивается:
в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность; или же решить Ваш вопрос о переводе в органы безопасности, подразделения военной полиции, федеральную службу охраны, где замещение ряда офицерских должностей предполагает наличие высшего юридического образования.

И то же самое касается военной прокуратуры — возможность поступления на службу у Вас есть.

Соответственно будучи зачислены в органы военной прокуратуры при постановке на должность, предусматривающей получение первого офицерского воинского звания — оно Вам будет присвоено, поскольку Вы отвечаете предъявляемым для этого требованиям.

Вот, что на этот счет сказано в Приказе Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 827 «О порядке реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры»

6.6. В случае когда первое воинское звание офицера присваивается на основании подпунктов «в» и «г» пункта 2 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы, вместе с представлением оформляются послужная карта в двух экземплярах, заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего уровень профессионального образования, другие необходимые документы.

Таким образом, при зачислении на службу и назначении на должность, предусматривающую офицерское звание, общим приказом Генерального прокурора РФ Вам будет присвоено первое офицерское звание.

Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания полковника юстиции, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника юстиции включительно производится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Если же планируете проходить только срочную службу в органах прокуратуры — то имейте ввиду, что в силу закона, ни штатом гарнизонных, ни окружных прокуратур должностей, замещаемых военнослужащими по призыву не предусмотрено.

Здесь вопрос решается по договоренности с прокурором об откомандировании Вас из воинской части по месту службы в прокуратуры.

Как видите, без офицерского звания в военную прокуратуру не возьмут. На данный момент шансов нет
Безгодов Александр

Вот только руководящие документы говорят об обратном. И присвоение воинского звания будет осуществлено одним приказом о назначении на должность при принятии решения о заключении с кандидатом на службу контракта.

Правда, по решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
Безгодов Александр

Не смущает, что первое воинское звание присваивается Ген. прокурором. В любом случае последнее слово остается за ним.

Упомянутым Приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 827 отмечается, что

3.1. Работа по отбору кандидатов из числа граждан, изъявивших желание поступить в органы военной прокуратуры на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, а также оформление необходимых документов организуется и проводится в военных прокуратурах гарнизонного звена в последовательности, определенной статьями 5 и 7 — 8 Положения о порядке прохождения военной службы, по согласованию с кадровыми подразделениями военных прокуратур окружного звена и на основании перечня вакантных воинских должностей, подлежащих комплектованию соответствующими категориями военнослужащих, направляемого в военные прокуратуры окружного звена кадровым подразделением Главной военной прокуратуры.
3.2. Гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту в органы военной прокуратуры на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подает заявление военному прокурору гарнизонного звена по месту воинского учета (месту жительства).
3.3. Заявление гражданина может быть возвращено военным прокурором по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы.
3.4. Военный прокурор гарнизонного звена после ознакомления с заявлением и представленными документами, подтверждающими соответствие гражданина установленным требованиям для поступления в органы военной прокуратуры на военную службу по контракту, не позднее семи дней со дня регистрации уведомляет гражданина о принятии заявления и необходимости прибытия в военную прокуратуру для проведения дальнейших мероприятий или о необходимости представить дополнительные документы.
3.5. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, становится кандидатом, поступающим в органы военной прокуратуры на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера (далее — кандидат). В военной прокуратуре гарнизонного звена оформляется личное дело кандидата.
3.6. С кандидатом проводится собеседование и профессиональный психологический отбор.
3.7. Форма заявления, перечень документов, подлежащих истребованию у кандидата и в иных органах для принятия решения о поступлении на военную службу по контракту, а также порядок их оформления и комплектования личного дела кандидата, требования к кандидату по уровню образования, профессиональной (квалификации) и физической подготовки, порядок проведения с ним медицинского освидетельствования и мероприятий по профессиональному психологическому отбору определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.
3.8. Военным прокурором гарнизонного звена выдается кандидату отношение, оформленное согласно приложению N 1 к настоящему Положению, которое представляется кандидатом в военный комиссариат по месту воинского учета (месту жительства) для проведения с ним мероприятий по отбору для поступления на военную службу по контракту, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы.
3.9. Кандидаты на воинские должности, подлежащие замещению военными прокурорами, проходят стажировку в военной прокуратуре гарнизонного звена со сдачей квалификационного экзамена в военной прокуратуре окружного звена.
3.10. Решение о допуске кандидата к стажировке и сдаче квалификационного экзамена принимается военным прокурором гарнизонного звена на основании первичных результатов изучения представленных документов и по согласованию с кадровым подразделением военной прокуратуры окружного звена.
3.11. Результаты изучения личности кандидата, прохождения им стажировки и сдачи квалификационного экзамена рассматриваются аттестационной комиссией военной прокуратуры окружного звена, которая на основании абзаца четвертого пункта 4 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принимает решение о его соответствии требованиям к поступлению на военную службу по контракту в органы военной прокуратуры.
3.12. При выявлении в ходе изучения личности кандидата (прохождения стажировки) моральных и деловых качеств или обстоятельств, препятствующих его поступлению на военную службу в органы военной прокуратуры, аттестационная комиссия по ходатайству военного прокурора гарнизонного звена, согласованному с кадровым подразделением военной прокуратуры окружного звена, может принять решение о несоответствии кандидата требованиям к поступлению на военную службу по контракту в органы военной прокуратуры до сдачи им квалификационного экзамена (прохождения стажировки).
3.13. Военный прокурор гарнизона не позднее семи дней после принятия решения об отказе гражданину в заключении контракта письменно уведомляет его, разъясняя право и порядок получения решения. По просьбе гражданина решение об отказе в заключении контракта в соответствии с пунктом 11 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы выдается ему под расписку.
3.14. На кандидата, прошедшего отбор в военной прокуратуре гарнизонного звена, составляется представление, оформляемое по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.15. Представление с заключением военного прокурора окружного звена и личное дело кандидата направляются в кадровое подразделение Главной военной прокуратуры, которое после изучения представляет их Главному военному прокурору.
3.16. Приказы по личному составу о поступлении кандидатов в органы военной прокуратуры на военную службу по контракту и заключении с ними контрактов (далее — приказ о приеме кандидата на военную службу) с определением на воинские должности, подлежащие замещению военными прокурорами, назначение на которые и освобождение от которых в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» отнесено к полномочиям Генерального прокурора Российской Федерации, подписываются Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.
3.17. Приказы по личному составу о приеме кандидатов на военную службу с определением на иные воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, подписываются Главным военным прокурором.
3.18. Выписка из приказа о приеме кандидата на военную службу не позднее семи дней после подписания приказа направляется кадровым подразделением Главной военной прокуратуры в военную прокуратуру окружного звена, представившую материалы на кандидата.
3.19. Военный прокурор гарнизонного звена, проводивший отбор, в течение трех дней после поступления выписки из приказа организует вызов кандидата в военную прокуратуру, а затем незамедлительно доводит до его сведения под роспись приказ о приеме на военную службу, информирует о порядке убытия к месту службы и заключения контракта, составляет отношение согласно приложению N 3 к настоящему Положению, которое вместе с выпиской из приказа направляет для уведомления в военный комиссариат по месту воинского учета кандидата.
3.20. Кадровое подразделение военной прокуратуры окружного звена комплектует личное дело кандидата с учетом поступивших из военного комиссариата дополнительных документов и направляет его по месту службы кандидата.

Основания для отказа в приеме заявления оговорены в п. 5 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы

Законодательная база деятельности военной прокуратуры

Служба в военной прокуратуре России (ВП РФ) является специфической, имеющим двойную подчиненность. В первую очередь – это структурное подразделение Генеральной прокуратуры РФ, а Главный военный прокурор является по должности первым заместителем Генерального прокурора РФ.

С другой стороны – все военные прокуроры являются военнослужащими. В силу этого подчиняются Министру обороны РФ и вся их деятельность связана с непосредственным участие в обеспечении законности в военизированных организациях:

Не входят в сферу деятельности военных прокуроров такие вооруженные формирования, как: МВД, ФСИН , многочисленные ведомственные службы обеспечения безопасности на транспорте и гражданских объектах.

Главными нормативными актами, регулирующими деятельность ВП РФ являются:

  • ст. 46 ФЗ-31 «Закона о прокуратуре»;
  • «Положение о военной прокуратуре» 04.08.1981 г. – до сих пор действующий документ;
  • Приказ ГП РФ N 827- регламентирует порядок прохождения службы в ВП РФ по контракту;
  • Приказ ГП РФ от 8 апреля 2019 г. N 255 "О военной форме одежды и знаках различия военнослужащих органов ВП".

Ряд других ведомственных и совместных с МО РФ документов.

Служба в военной прокуратуре (как попасть, какие условия и ограничения, зарплата)

О том, что в армии существует структура, призванная надзирать за соблюдением законности во взаимоотношениях между военнослужащими, законностью в освоении огромных бюджетных средств, выделяемых на вооружения и содержание армии, расследовать и предотвращать воинские преступления – знают многие. Более того, знают, что существует военная прокуратура.

А вот чем конкретно занимаются военные прокуроры, какова служба в военной прокуратуре, условия, где подготавливают молодых специалистов, и сложно ли служить военным прокурором – для многих остается загадкой. Объяснение не сложное: органы военной прокуратуры весьма немногочисленны. На всю страну насчитывается 100-110 региональных структур военных прокуроров, а численный состав - не сравним с количеством личного состава в любом строевом подразделении. Но. Обо всем по порядку.

Полномочия военных прокуроров

Органы военной прокуратуры, всех уровней, сосредоточены на контроле соблюдения законности и борьбе с проявлениями преступности в военной деятельности. Помимо Министерства обороны, военные прокуроры обслуживают деятельность воинских формирований и военизированных организаций:

РИСУНОК 1

Сфера компетенции военной прокуратуры РФ


Органы военной прокуратуры, тесно связанны с крупными денежными потоками и использованием бюджетных средств, широко распространены хищения и коррупция . В войсках, особенно в период проведения войсковых операций, резко возрастает количество общеуголовных преступлений: посягательств на жизнь, причинение вреда здоровью, грабежей, хищений, мародерства, преступлений против половой неприкосновенности, дизертирства .

Указанной спецификой очерчен круг полномочий прокурорских работников в войсках:

  • осуществлением общего надзора за состоянием законности и соблюдением конституционных прав военнослужащих и лиц гражданского контингента со стороны воинского командования и управления;
  • надзор за деятельностью военных дознавателей, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании воинских преступлений;
  • надзор за соблюдением прав военнослужащих отбывающих наказание на гауптвахтах и заключенных под стражу до суда;
  • соблюдением законности в расследовании преступлений, совершенных служащими перечисленных структур во время предварительного следствия, а так же гражданскими лицами принимавшими участие в совершении преступления в соучастии с военнослужащими или на территории воинских частей.
  • координация деятельности войсковых формирований (военной полиции) с другими правоохранительными органами в местах ведения боевых действий или в условиях военного положения.

К непосредственным полномочиям военных прокуроров всех уровней относится:

  • расследование преступлений, совершенных на территории подведомственного гарнизона, округа, флота;
  • назначение внеплановых ревизий и проверок финансового состояния в воинских формированиях или учреждениях;
  • требование обеспечения охраны лиц, содержания и конвоирования военнослужащих на гауптвахтах;
  • немедленного освобождения с гауптвахты при установлении невиновности военнослужащего.

Органы военной прокуратуры России и структура

Современная структура военной прокуратуры носит трехзвенный характер. По вертикали она состоит из:

  • Главной военной прокуратуры (резиденция в Москве);
  • прокуратур родов войск, флотов, военных округов;
  • гарнизонных военных прокуратур, которых насчитывается более 200.

Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора РФ, но непосредственно, в служебном отношении, ему не подчиняется. Хотя, определение штатов, структуры, организации и ликвидация органов военной прокуратуры сохраняется за Генеральным прокурором РФ.

Назначается и снимается с должности Главный военный прокурор по представлению Президента РФ верхней палатой российского парламента – Советом Федерации.

Каждому из органов прокуратуры свойственна внутренняя структура . Главная военная прокуратура имеет в составе:

  • Главного военного прокурора (имеет первого заместителя и заместителей);
  • управления;
  • отделы (как самостоятельные, так и в составе управлений);
  • канцелярию;
  • приемную.

Высшим коллегиальным органом является Коллегия Главной военной прокуратуры РФ.

По должности начальники управлений являются старшими помощниками Главного военного прокурора, а начальники отделов – помощниками.

Сотрудники управлений и отделов имеют должности:

  • старших прокуроров;
  • прокуроров;
  • старших и обычных следователей по особо важным делам;
  • старших и обычных прокуроров-криминалистов.

Помимо должностей, всем прокурорским работникам присваиваются, в соответствии с Указом Президента РФ № 1563, классные чины.

Среднее звено в структуре органов военной прокуратуры РФ – прокуратуры военных округов, родов войск и флотов. Возглавляет деятельность назначаемые Главным военным прокурором соответствующие должностные лица. Структура этих прокуратур соответствует структуре прокуратуры субъектов РФ (области, края, автономной республики).

Низовое звено – гарнизонные военные прокуратуры. Помимо гарнизонов они могут образовываться в соединениях, объединениях (временных группах войск в Афганистане, Чечне, Сирии и т.д.). Должностные лица низшего звена назначаются на должности приказами военных прокуроров среднего звена.

Структурно состоят из:

  • прокурора;
  • первого и обычных заместителей;
  • старших и обычных помощников;
  • прокуроров;
  • прокуроров-криминалистов;
  • других работников прокуратуры.

Кадровый состав и условия прохождения службы в органах военной прокуратуры

В органах военной прокуратуры могут проходить службу лица обоего пола, годные по состоянию здоровья и подходящие по возрасту для службы в вооруженных силах РФ по контракту:

  • мужчины от 18 до 40 лет;
  • женщины от 20 до 40 лет.

Указанное ограничение распространяется только на лиц, впервые заключающих контракт .

Кадровый состав военных прокуроров формируется из выпускников прокурорско-следственного факультета Военного университета МО РФ или выпускников гражданских юридических вузов, прошедших службу по контракту и дополнительную профессиональную подготовку по специальности «военный прокурор».

Предельный срок нахождения прокуроров и работников прокуратуры на службе с 2018 года, соответствует сроку выхода на пенсию гражданских лиц.

Всем работникам прокуратуры присваиваются воинские звания, соответствующие классным чинам прокуратуры. В отличие от работников прокуратуры, военные прокуроры являются не государственными служащими, а военнослужащими. На них распространяются все ограничения и льготы, которыми пользуются военнослужащие.

Система военной прокуратуры РФ и структура

Военная прокуратура, как отдельное учреждение в системе прокурорского надзора, предназначенное для надзора за соблюдением законности в войсках, прошла длительный путь развития, прежде чем заняла своё место в правоохранительных органах сначала Российской Империи, а в последующем – с системе советского, а после 1991 года – вновь Российского государства.

В настоящее время она является структурным звеном Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полностью сохраняющим функции, которые были предназначены ей при создании в 1862 году – поддержания законности и борьбы с преступностью среди военнослужащих.

Становление системы военной прокуратуры России

Система военной прокуратуры развивалась поэтапно, пройдя почти трехсотлетний период становления. Родоначальником прокурорского надзора в Российской империи стал Император Петр I, издавший 12 января 1722 года Указ о создании при Сенате (высшем государственном органе Российской Империи) должностей Генерал-прокурора и Обер-прокурора).

Возглавить работу по организации службы по надзору за соблюдением законности Петр I поручил своему сподвижнику Павлу Ягужинскому, занимавшему к тому времени придворную должность камергера (соответствовал чину генерал-майора).

РИСУНОК

П.И. Ягужинский


В то время, когда Петр создавал службу прокурорского надзора, не существовало четкого разделения гражданских и воинских чинов. Почти все губернаторы и наместники, которые являлись «головной болью» для царя, имели воинские чины. Поэтому и первый в истории России прокурор был пожалован генеральским званием.

Собственно военная прокуратура, служба, призванная надзирать за соблюдением законности в войсках, была создана спустя 140 лет после создания общей прокуратуры – в 1862 году. Заслуга в этом принадлежит Императору Александру II, осуществившему целый ряд реформ, в последствии получивших наименование «великих». Одной из них являлась судебная реформа, в рамках которой была реорганизована прокуратура и из неё выделена военная прокуратура, создание которой обсуждалось еще в ходе Отечественной войны 1812 года.

Первым военным прокурором был назначен В.Д. Философов, начавший карьеру с должности помощника секретаря в Правительствующем сенате и дослужившийся до чина действительного статского советника (генерала армии) и придворного титула герольдмейстера. Именно при В.Д. Философове начала складываться система военной прокуратуры, которая, в настоящее время, претерпела значительные изменения.

Служба в военной прокуратуре и как на нее попасть

Для тех, кто только интересуется возможностью связать свою жизнь с обеспечением законности в вооруженных силах, но сам еще «не нюхал пороху», то есть не проходил воинскую службу по призыву, следует знать, что стать военным прокурором после окончания среднего учебного заведения – невозможно.

Все прокурорские работники имеют высшее специальное юридическое образование, которое они получают в специализированном вузе: Военном университете Минобороны России на прокурорско-следственном факультете. Ежегодное количество выпускников этой специальности составляет около 50 человек, которые полностью удовлетворяют потребность прокуратур в войсках. Из этого следует, что стать военным прокурором ничуть не проще, чем студентом знаменитого театрального вуза или МГИМО .

Существует возможность занять вакантную должность в прокуратуре офицеру, проходящему службу по контракту. Для этого должны быть соблюдены два условия:

  • офицер должен иметь профильное юридическое образование, полученное в гражданском вузе, имеющем военную кафедру;
  • к моменту назначения на должность обучаться на заочном факультете военного университета МО РФ.

Других путей стать военным прокурором не предусмотрено.

Особенности службы военных прокуроров

Кроме исполнения обязанностей прокуроров на военных прокуроров ложиться бремя соблюдения условностей воинской службы:

  • обязательное ношение военной формы;
  • исключительно уставное обращение к коллегам, подчиненным, лицам, в отношении которых осуществляется надзор;
  • обязательная ежеквартальная сдача зачетов по физической и боевой подготовке (бег, подтягивание, отжимание, стрелковая подготовка);
  • строевая подготовка.

Ограничения на выезд за границу

Все прокуроры (помощники прокуроров) базово имеют 2 форму допуска к государственной тайне (совершенно секретная документация и сведения). Для некоторых категорий прокуроров оформляется 1 категория допуска (сведения особой важности). Это связано с тем, что по роду службы им становятся известными сведения, представляющие интерес для разведслужб зарубежных государств, заинтересованных в ослаблении военного могущества РФ.

С допуском к гостайне связаны ограничения на выезд за рубеж. По рапорту, поданному вышестоящему начальнику, допускает выезд для отдыха, лечения или общения с близкими родственниками в следующие страны:

Этот список периодически пересматривается, в зависимости от уровня межгосударственных отношений, существующих между РФ и страной, участницей договора о взаимном пребывании граждан на их территории.

Выезд на отдых в такие популярные страны как Турция, Таиланд, Египет, в страны Евросоюза и на американский континент (за исключением Кубы), военным прокурорам закрыт.

Материальное обеспечение военных прокуроров

Для тех, кто заинтересовался перспективой службы военным прокурором, интересно будет узнать о размере зарплаты (денежного довольствия) и льготах предусмотренных для данной категории офицеров.

«Стартовая» зарплата выпускника в звании лейтенант - старший лейтенант, занимающего должность «помощника военного прокурора», составляет около 90 000 рублей. К названной сумме прибавляются многочисленные надбавки за:

  • воинское звание;
  • выслугу лет;
  • климатические условия;
  • работу с секретной документацией;
  • высоки показатели в физподготовке ;
  • участие в боевых действиях или на территории проведения боевых действий.

Перспективы службы

Для работников всех, без исключения, правоохранительных структур свойственны профессиональные деформации, «выгорание», высокие психологические нагрузки. Служба в военной прокуратуре не является исключением.

Эти тяготы компенсируются высокой пенсией и расширенным количеством социальных льгот военным пенсионерам.

Приняв решение не продлевать контракт на службу в МО РФ, бывший военный прокурор не останется не востребованным «на гражданке». Ему не заказан путь в любую территориальную или отраслевую прокуратуру. С менее жесткими дисциплинарными условиями работы. В любые, без исключения, коммерческие структуры на должности ведущего специалиста в области права, нет препятствий для ведения собственного бизнеса связанного с оказанием консалтинговых услуг в области права, с удовольствием бывшего военного прокурора примут на должность преподавателя в любой юридический ВУЗ страны.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Требования к кандидатам

Условия приема на прокурорско-следственный факультет Военного университета МО РФ несколько отличаются от требований гражданских вузов. Это связано с тем, что заказчиком выступает Минобороны , которое направляет заявки в военные округа. На местах военные комиссариаты проводят работу по отбору и предварительной проверке кандидатов на поступление. Просто так, прийти с улицы и подать документы на поступление в военный вуз не получиться.

На старте требования к кандидатам таковы:

  • для не проходивших службу в ВС РФ или одной из указанных выше военизированных структур – возраст с 16 до 22 лет;
  • для служивших по призыву – до 24 лет;
  • служащие по контракту (рядовой и сержантский состав) – до 27 лет.

Возраст поступающих абитуриентов определяется на 01 августа года поступления.

Для поступления необходимо подать заявление в военкомат по месту жительства и приложить документы, согласно предоставленного сотрудником отдела кадров перечня. Для выпускников суворовских училищ и военнослужащих по контракту обязательно написать рапорт на имя командира части (училища). После рассмотрения и одобрения рапорт передается «по команде» в учебную часть Военного университета.

После рассмотрения поступивших заявлений и рапортов в учебном отделе, работающим с абитуриентами, на каждого поступающего формируется личное дело. Приемная комиссия рассматривает «под микроскопом» каждого кандидата и принимает решение о допуске к сдаче экзаменов ( профотбора ).

Становление современной системы военной прокуратуры

Система военной прокуратуры, созданная в 1862 году, была полностью уничтожена в ходе революций (Февральской и Октябрьской) 1917 года. Вновь к идее создания надзорного органа в войсках правительство советской республики вернулось после окончания Гражданской войны, в 1922 году. Осознание необходимости борьбы с анархией и преступностью, процветавшими в армейской среде была осознана в ходе военных действий. Но сложное военное и политической положение новой власти не позволяли применять репрессивные меры по отношению к основной массе солдат – сторонников и основы нового социалистического строя.

Однако, мирится с произволом и беззаконием, царившим среди солдатских масс, в мирное время было невозможно. Требовалось укрепление принципа единоначалия, к которому в РККА вернулись в конце 1918 года, а также поддержание порядка среди личного состава, который к 1922 году на 90% состоял из неграмотных выходцев из деревни. В связи с этим, 28.05.1922 года СНК были утверждены Положения о прокурорском надзоре.

В юридическом плане произошел «откат» ко временам существования единой прокуратуры 1722-1862 годов, во время которого не существовало разделения на гражданскую и военную прокуратуру, а в рамках гражданской ветви – не существовало специализированных прокуратур.

Надзор за законностью в войсках поручался прокурорам – военнослужащим РККА. Первым Главным военным прокурором был назначен Н.И. Татаринцев. Однако, не смотря на то, что в системе прокуратуры выделялось направление и существовало высшее должностное лицо – Главный военный прокурор, сама прокуратура находилась в подчиненном (зависимом) положении и являлась всего лишь отделом Наркомюста РСФСР. Ни о какой независимости и самостоятельности военных прокуроров в период с 1922 по 1933 годы речи не шло.

Только в 1933 году советское Правительство осознало, что зависимая от Наркомюста СССР роль прокурорских работников мешает осуществлению полноценного надзора за соблюдением законности в войсках. Одновременно с принятием ЦИК и СНК СССР постановления «Об учреждении прокуратуры СССР», прокуратура в целом и её структурное подразделение – военная прокуратура стали полностью независимыми.

Окончательное формирование системы прокурорского надзора, сохранившегося, в общих чертах, по настоящее время, было осуществлено в 1936 году. Впервые прокурорский надзор, как высший надзорный орган в государстве, был декларирован в Конституции. Все последующее законодательство, касающееся органов прокуратуры, вплоть до 1991 года, следовало в русле установок, определенных в 1936 году.

Военная прокуратура после 1991 года

Правовой основой деятельности и структуры построения военной прокуратуры России является принятый в 1995 году закон «О прокуратуре РФ» в котором военной прокуратуре отведен отдельный раздел. В нем регламентируются:

  • правовой статус;
  • полномочия различные звеньев;
  • структура.

С принятием закона был положен конец дискуссиям, которые развернулись после распада союзного государства о необходимости существования военной прокуратуры как структуры правоохранительной системы.

Главная военная прокуратура является отдельным подразделением в составе Генеральной прокуратуры. Возглавляет её Главный военный прокурор, одновременно являющийся первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Все военные прокуроры, являясь военнослужащими, в то же время не подчиняются командованию воинских частей, гарнизонов и округов. Они независимы и подчиняются только вышестоящим начальникам из системы военной прокуратуры.

Органы военной прокуратуры (история, полномочия, структура, кадровый состав, статус)

В системе вооруженных сил РФ существует подразделение, формально не подчиняющееся Министру обороны, но выполняющее важные функции – надзора за соблюдением и исполнением законности в деятельности всех воинских формирований. Таким специфическим органом является военная прокуратура – орган с двойным подчинением.

Органы военной прокуратуры не многочисленны по составу, но крайне важны с точки зрения борьбы с воинскими преступлениями, борьбой с коррупцией и неуставными отношениями.

Этапы становления прокурорского надзора в войсках

Очень много значимых преобразований в системе устройства государственных органов связано с деятельностью двух российских императоров: Петра I и Александра II. Именно им обязана своим рождением прокурорская служба в целом, и такое направление ее деятельности, как военная прокуратура.

Первый прокурор, в функции которого входил контроль соблюдения указов царя и постановлений Сената, появился в 1722 году. Именно тогда была учреждена должность Генерал-прокурора. Функции тогдашних прокуроров были сформулированы расплывчато, конкретных направлений деятельности не существовало, а методы работы сводились к выявлению и расследованию злоупотреблений в среде высшего чиновничества и купечества. Поскольку, подавляющее большинство высших чинов государства (губернаторы, наместники, воеводы), наряду с гражданскими, имели и воинские чины, можно считать, что прокуратура в петровские и послепетровские времена отчасти выполняла функции военной прокуратуры.

Приближенные к современным формы деятельности прокуратуры обрисовались после военно-судебной реформы, осуществленной в 1867 году императором Александром II. Именно тогда появился первый Главный военный прокурор. В его полномочия входил надзор «за охранением законов» во всех воинских подразделениях и на флоте.

При первом Главном военном прокуроре были выработаны принципы:

  • самостоятельность и независимость от военного командования;
  • независимость органов обвинения от суда;
  • единство статуса и вертикальная структура подчиненности органов прокуратуры;
  • отчетность Главного военного прокурора только перед Сенатом.

Полное разрушение системы военной прокуратуры произошло в феврале 1917 года, после отречения последнего русского императора Николая II от престола. Оно ознаменовало переход к республиканской форме правления. Декрет об упразднении прокуратуры в целом, и военной прокуратуры, как структурного подразделения, был принят Временным правительством.

Спустя 9 месяцев, декретом № 1 «О суде» СНК , образованный радикальным крылом партии РСДРП – большевиками, окончательно упразднил прокуратуру, как реакционный орган.

Осознание совершенной ошибки пришло к В.И. Ленину только в 1922 году. Практически отошедший от дел ввиду болезни, Председатель СНК сформулировал в письме к ЦК основные направления развития социалистической законности и функции прокуратуры в условиях рабоче-крестьянской диктатуры. Однако, в полном объеме его теоретические разработки не были реализованы. Прокуратура была воссоздана в качестве отдела при наркомате юстиции и не являлась самостоятельным органом вплоть до 1936 года. Именно тогда была организована военная прокуратура СССР, в общих чертах сохранившая функции и структуры до настоящего времени, претерпев лишь переименование после распада союзного государства.

Особый статус военных прокуроров

Учитывая специфику деятельности данной категории военнослужащих, для них установлены повышенные меры защиты от вмешательства в профессиональную деятельность, воспрепятствования осуществлению полномочий и защите жизни и здоровья.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 42), в отношении прокуроров установлен особый порядок привлечения к административной и уголовной ответственности .

Органы военной прокуратуры не подвергаются задержанию, аресту, личному досмотру или досмотру транспорта, на котором передвигается прокурор, за исключением случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления. На период расследования прокуроры отстраняются от должности, но остаются в штате прокуратуры, до вступления в силу решения суда. Исключением является увольнение прокурора со службы в связи с утратой доверия (ст. 41.9 ФЗ № 2202-I).

Для защиты жизни и здоровья прокуроры имеют право на постоянное ношение личного табельного оружия, средств индивидуальной защиты и охрану, обеспечиваемую командованием воинских частей.

Еще статьи по теме:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Система органов военной прокуратуры

Система военной прокуратуры состоит из:

  • Главной военной прокуратуры:
  • прокуратур военных округов (флотов);
  • прокуратур родов войск;
  • гарнизонных прокуратур – низового звена.
  • в Москве действует городская военная прокуратура.

Всего в РФ насчитывается более 200 разноуровневых специализированных прокуратур, осуществляющих деятельность в войсках и государственных органах, в которых законом предусмотрена военная служба.

РИСУНОК "Система ГВП"


По статусу Главная военная прокуратура и прокуратуры родов войск, военных округов и флотов приравниваются к прокуратурам субъектов Федерации;

Военные прокуратуры, созданные в военных соединениях, объединениях войск, гарнизонах – по статусу равнозначны прокуратурам городов или районов.

В военных прокуратурах, приравненных к районным/городским приказом Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки. Это практикуется в местностях, расположенных на большом удалении от центрального округа (штаба военного подразделения), который обслуживает прокуратура.

РИСУНОК "Структура ГВП"


В военный период или в условиях чрезвычайных обстоятельств, в местностях, на территории которых не действуют другие прокурорские органы (гражданская прокуратура), а так же в местностях (зарубежных странах) на территории которых находятся российские войска, военные прокуратуры осуществляют полномочия по надзору за законностью среди военнослужащих, и всего обслуживающего гражданского персонала и гражданских лиц – членов семей военнослужащих.

РЕЗЮМЕ

Система военной прокуратуры являются важным звеном правоохранительной системы Российской Федерации. На нее ложится весь комплекс проблем, связанных с надзором за соблюдением законности всеми военнослужащими, начиная от служащих центрального аппарата Министерства Обороны РФ, заканчивая рядовыми служащими, лицами призванными на военные сборы, а так же учащимися военных учебных заведений.

На следственных органах военных прокуратур лежит основная нагрузка по расследованию преступлений, совершенных военнослужащими (наряду с военными дознавателями – командирами воинских частей и гарнизонов, и дознавателями военной полиции).

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Критерии профотбора военных прокуроров

Важную роль в судьбе кандидата на поступление в вуз играет его социальное происхождение и психологические и психофизиологические особенности.

Однозначно путь в военные прокуроры закрыт для:

  • судимых;
  • имеющих близких родственников с судимостями;
  • длительное время проживавших за рубежом;
  • обучавшихся в зарубежных не профильных учебных учреждениях, без направления государственного органа;
  • состоявших на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере;
  • имевших в анамнезе суицидные попытки;
  • имеющих на видимых участках тела татуировки, заметные врожденные дефекты кожи;
  • страдающих дефектами речи;
  • не соответствующие категориям годности в военной службе «А» или «Б1».

Перед допуском к экзаменам абитуриенты проходят психологическое и психофизиологическое тестирование, направленное на установление типа личности особенности поведения, выявления скрытых форм психических заболеваний.

Допущенные к сдаче экзаменов проходят испытания по:

  • русскому языку/литературе (от 33 до 40 по ЕГЭ);
  • истории (от 33 до 48 по ЕГЭ);
  • обществознанию (от 45 до 50 по ЕГЭ).
  • учитывается уровень общеобразовательной подготовки по результатам ЕГЭ.

Девушки на прокурорско-следственный факультет не принимаются.

Распределение после окончания ВУЗа

Окончившим Военный университет будущим военным прокурорам присваивается воинское звание «лейтенант юстиции» и они распределяются по органам военной прокуратуры согласно имеющихся заявок. «Свободного» распределения, позволяющего выбирать первое место службы, как такового нет. Лейтенанты обычно занимают должности помощников военных прокуроров частей и соединений, работают военными следователями.

С выпускником заключается первый контракт, продолжительностью не менее 5 лет.

Читайте также: