Слепая вера что это

Обновлено: 28.06.2024

Если основная цель Бога есть любовь, добро, всеобщее, счастье, соблюдение заповедей, то почему Бог не явится всем, чтобы все были уверены в существовании и, как следствие, более охотно выполняли заповеди? Создается впечатление, что главное, что Бог ценит в человеке, - безосновательная слепая вера. Известны слова одного из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов Тертуллиана: "Верую, ибо это нелепо".

Это прослеживается и в Библии:

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16,16)

"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает". (Евр.11,6)

"Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ." (Иоанна 20:29)

Почему слепая вера в свое существование так важна для Бога? Почему слепая вера стала самоцелью для христианина?

Евгений Ананьев
Супер Модератор

Выполнение заповедей не может являться целью, так же как и соблюдение ПДД не является целью.

Почему вы считаете, что самоцелью христианина стала вера, да и еще и слепая?

Существуют три типа веры, три ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.

Давайте представим ситуацию, при которой "Бог показал Себя всем". Все люди стали выполнять заповеди из-за страха. Но Богу эти заповеди не нужны. Они нужны нам. Об этом ниже. Так вот выполняют заповеди из-за страха. Но есть такое понятие как свобода. Свободны ли после такого вот "открытия всем Себя" стал человек? Нет. А свобода - это Дар Божий. Выполнять заповеди нужно по любви к Богу, к ближнему, и они вовсе не являются целью, но средством.

Что такое заповедь? Не суй палец в розетку - заповедь, не прелюбодействуй (так как жена наскучит, всю жизнь будешь искать себе половинку, жену бросишь - будешь одиноким), не убий (а то тебя поймают, осудят, посадят), не кради (так же как и с убий) - тоже заповеди. Они даны нам как "инструкция по применению" Вы же понимаете, что это естественно.

Иван Ищенко
Заблокирован
Давайте представим ситуацию, при которой "Бог показал Себя всем". Все люди стали выполнять заповеди из-за страха. Но есть такое понятие как свобода. Свободны ли после такого вот "открытия всем Себя" стал человек? Нет.

Как-будто сейчас верующие свободны и не боятся наказания. Если человек верит библии, в которой множество угроз наказания за ослушание, то для него нет свободы.

По иконам видно, как любят и не боятся:

Не понимаю, как отсутствие информации, отсутствие уверенности в чем-либо может дать свободу?

Считаете, люди были бы свободнее, если бы уголовный кодекс излагался только через слухи? Ходили бы легенды про полицейских, про тюрьмы, про наказания. Некоторые люди бы сомневались в существовании уголовного кодекса и полицейских. Причем в разных городах были бы свои толкования слухов об уголовном кодексе. Появились бы слухи, запрещающие есть сладкое или соленое или вставать с правой ноги. Некоторые люди бы утверждали, что лично общались с главным прокурором и их пересказ уголовного кодекса самый правильный. Другие бы называли себя сыном главного прокурора, за что верующие в другой пересказ его бы избили. Самое смешное, в уголовном кодексе была бы предусмотрено поощрение за веру в существование главного прокурора и статья за неверие

Согласно библейским мифам, раньше Бог почему-то не стеснялся показывать явные чудеса для увеличения кол-ва верующих:

41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня .
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него .
(От Иоанна 11:41-45)


Слепая вера людей в нашем мире нужна только двум организациям: различным обманщикам, мошенникам вроде МММ и т.п., а также церкви. Извиняюсь за такое сравнение, но это очень странное соседство, наводящее на мысли о том, кому на самом деле нужна слепая вера..

Иван Ищенко
Заблокирован
Не суй палец в розетку - заповедь, не прелюбодействуй (так как жена наскучит, всю жизнь будешь искать себе половинку, жену бросишь - будешь одиноким), не убий (а то тебя поймают, осудят, посадят), не кради (так же как и с убий) - тоже заповеди. Они даны нам как "инструкция по применению" Вы же понимаете, что это естественно. Хотите сказать, что Бог создал законы природы такими, что сами законы естественным путем нас накажут, если им не следовать? Но в чем тогда заключается роль Бога? Если Бог не наказывает по своей сиюминутной прихоти, а законы наказывают сами, то это уже деизм получается.
Евгений Ананьев
Супер Модератор
Хотите сказать, что Бог создал законы природы такими, что сами законы естественным путем нас накажут, если им не следовать? Но в чем тогда заключается роль Бога? Если Бог не наказывает по своей сиюминутной прихоти, а законы наказывают сами, то это уже деизм получается.

Грех (amartia - мимо цели) - нецелесообразное действие
Итак, не деторождение грех, а прелюбодейство; не пища, а чревоугодие (ведущее, к примеру, к ожирению, болезням), не речь, но сквернословие.

И вот человек умирает. Страсть к алкоголю у него есть, а тела (рта, если хотите), водки уже нет. Желание выпить все постоянно увеличивается и увеличивается, а удовлетворить нечем. Вот и ад. Вот кто сам себя наказал. Человек своими страстями и отсутствием какой бы то ни было борьбы с ними.

Елена Яковлевна
Почему слепая вера в свое существование так важна для Бога? Почему слепая вера стала самоцелью для христианина?

Все таки я думаю, что важна она не Богу, а нам!

А насчет слепой веры: Когда мой сын был маленький, его спросил священник, "Веришь ли ты в Бога?", мой ребенок с таким недоумением посмотрел на него, примерно так, как его бы спросили, веришь ли ты , что у тебя есть мама
Получается, для него сам вопрос не имел смысла, так как ответ очевиден, как же это можно назвать слепой верой, это уверенность.

И вот человек умирает. Страсть к алкоголю у него есть, а тела (рта, если хотите), водки уже нет. Желание выпить все постоянно увеличивается и увеличивается, а удовлетворить нечем. Вот и ад.
Думаю, (даже знаю)что все намного страшнее в аду, чем невозможность удовлетворять свои желания. очень намного
р.Б. Андрей
Хотите сказать, что Бог создал законы природы такими, что сами законы естественным путем нас накажут, если им не следовать? Но в чем тогда заключается роль Бога? Если Бог не наказывает по своей сиюминутной прихоти, а законы наказывают сами, то это уже деизм получается.
Иван Ищенко
Заблокирован
Да уж!
Инртересно, а каким вы представляете себе Бога?
Добро - это закон жизни.

Что такое закон жизни?

р.Б. Андрей

Что такое закон жизни?

Как дать разрешение? Что конкретно надо сделать?

Евгений Ананьев
Супер Модератор

Любовь в правильном её понимании (думаю, вы уже научились пользоваться словарем Азбуки)

В Господней молитве есть такие слова - "..да будет воля Твоя" - искреннее вверение себя в руки Божии и есть это разрешение. Что конкретно надо сделать? Возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем и всем разумением твоим и ближнего как самого себя - на этом все законы и пророки.

В течение всей нашей земной жизни задача - научиться любить, чтобы стать богоподобными (Бог нас создал по образу своему, а к уподоблению мы призваны. Так если Бог-Любовь, то мы в себе её и должны взрастить)

Иван Ищенко
Заблокирован
Что конкретно надо сделать? Возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем и всем разумением твоим и ближнего как самого себя - на этом все законы и пророки.

Как я могу любить Бога, если я даже не знаю, что это такое, и не уверен, что оно существует? К примеру, вы можете усилием воли заставить себя поверить в Деда Морода, полюбить его всем сердцем и отдать себя на его милость?

В течение всей нашей земной жизни задача - научиться любить, чтобы стать богоподобными (Бог нас создал по образу своему, а к уподоблению мы призваны. Так если Бог-Любовь, то мы в себе её и должны взрастить) Как "Бог-Любовь" соотносится с тем, что тысячи невинных детей ежегодно умирают мучительной смертью от голода в Африке?
Константин П.В.

Если основная цель Бога есть любовь, добро, всеобщее, счастье, соблюдение заповедей, то почему Бог не явится всем, чтобы все были уверены в существовании и, как следствие, более охотно выполняли заповеди? Создается впечатление, что главное, что Бог ценит в человеке, - безосновательная слепая вера. Известны слова одного из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов Тертуллиана: "Верую, ибо это нелепо".

"Вот сейчас почему Бог не явится во всём своём великолепии?" - такой вопрос мне знаком, из опыта общения с другом-материалистом. Довольно наивно звучит, обычно свидетельствует о некоторой заинтересованности человека религиозными вопросами, которая началась недавно.
Итак, почему? Да потому что толку не будет. Бог поэтому и не является людям в зримом образе, что изменений к лучшему в душе человека не произойдёт. Вот появится сейчас перед вами Бог, вы откажетесь от курения, от пивка по выходным, сквернословия, (всё конечно условно, я говорю вообще), начнёте молиться, пост соблюдать, в церковь ходить? Увидите свои грехи? Возненавидите ложь и возлюбите правду? Врядли. Увидите, пожмёте плечами и дальше пойдёте, скорее всего. А на самом деле важнее познать Бога именно сердцем, внутренне, - только тогда человек обретает смирение, любовь к Богу и ближним, и прочие добродетели души. Только тогда начинает очищать помыслы, когда узнаёт, зачем и ради чего. Об этом и свидетельствует вырванная вами из контекста фраза из Евангелия: "блаженны невидевшие и уверовавшие"
Бог, правда, уже один раз явился людям. Две тысячи лет назад, в теле и душе человека. Даже прожил 33 года на этой грешной земле. И завершил своё пребывание здесь, оставив нам своё святое Слово, чтобы нам помнить о Боге и очищать свои сердца, дабы быть готовыми к тому моменту истины, когда Он нас призовёт для судного предстания перед Ним.

Таким образом, всё встаёт на свои места, и вера становится живой, а не слепой. И стремление в вере не от страха одного, но от самой любви к правде. Подтверждённая опытом богообщения, и свидетельствами Его чудес нам на пользу. Так что, в общем то, ответ был в вопросе.
С уважением

Разве в христианстве тоже есть этот интеллектуальный поиск?

Христианство не поощряет слепой веры - потому что живая вера предполагает духовный и интеллектуальный рост, от христианина ожидается, что он будет прилагать усилия к тому, чтобы понять, во что он верит, почему и что из этого следует. “Слепая вера” может легко сделать человека жертвой лжеучителей. Поэтому христианство породило чрезвычайно мощную интеллектуальную традицию - от ранних Отцов Церкви до философа Владимира Соловьева, традицию, которая продолжает развиваться.

Мы совершенно согласны, что “безосновательная слепая вера” - это неправильно. Все люди бывают склонны игнорировать доводы тех, кто с ними не согласен. Но поиск истины требует готовности открыться, выслушать, ознакомиться с другой точкой зрения.

ВЕРА СЛЕПАЯ

Вера слепая - это неверие или еще хуже, вера языческая, которая характеризуется тем, когда люди, заблуждаясь, думают, что участие в церковных обрядах без исполнения заповедей Христа и Евангелия, может спасти их. К сожалению, за критическим недостатком в последние времена истинных пастырей (наемников предостаточно), научить в чем состоит спасение человека стало некому. Эти времена предсказаны древними св. отцами, которые говорили: "в монастырях будут жить как в миру (страстях), а в миру как в аду" , что означает ничто иное, как полное духовное ослепление население, включая архиерейство и низшие ранги священства, пребывающее в тех же силках сатанинских, что и их паства, т.е. в зависимости от страстей и рабстве греху.

Поэтому Господь, предвидя наступление этих времен, предупреждает, чтобы Его ученики не верили слепо всем подряд, а согласовывали свои дела с Евангельским учением без лицеприятия, невзирая на саны, ранги и звания.

Оставьте их: они — слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Слепая вера может привести только к одному - гибели души. Поэтому, желающие спастись, не должны слепо доверять всем подряд "проповедникам" от религии, зачастую просто зарабатывающих деньги подобным ремеслом (безблагодатным празднословием и словоблудием). Но спасение собственной души вверять только Слову Божию (Евангелию) и святым отцам православной Церкви, достигших совершенства (возраста Христова) и стяжавших внутрь себя благодать Духа Святого (Истины), Который вселившись в очистившееся от страстей сердце человека, научает его всему, в том числе, как нужно правильно жить, чтобы спастись из сей "сени смертныя" в жизнь вечную. Аминь

Но разве христианство не требует доверия авторитетам?

Любая человеческая деятельность требует такого доверия. Большую часть того, что мы знаем, мы знаем, потому что мы поверили другим людям. Я никогда в жизни не видел микробов - да и не мог бы их увидеть. Но я полагаюсь на авторитет учителей, которые еще в школе мне о них рассказали и призвали мыть руки перед едой. Учителя, в свою очередь, узнали об этом от других учителей, а те, в конечном итоге, от ученых-микробиологов. Нам обычно не приходит в голову проверять их работу - мы просто полагаемся на то, что они компетентные и добросовестные специалисты. Вообще большинство из нас не может проверить те или иные утверждения ученых - для этого нужно быть специалистом, учиться годами, иметь доступ к специальному оборудованию и т.д. Но мы обычно доверяем их авторитету. В интернете немало сторонников различных “теорий заговоров”, которые полагают, что ученые, и особенно медики, хотят всех убить, но обычно мы от них просто отмахиваемся. Почему? Потому что мы все тщательно сами проверили? Нет, мы просто полагаемся на авторитет. Мы доверяем специалистам.

И это доверие не является слепым - мы можем объяснить себе, почему мы им доверяем. Мы - по некоторым основаниям - приходим к выводу, что эти люди достойны доверия, и полагаемся на их слово.

В области истории мы склонны доверять свидетелям тех или иных исторических событий - например, мы верим, что Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом, потому что мы полагаемся на свидетельства очевидцев, которые оставили нам письменные воспоминания об этих событиях.

Как христиане, мы полагаемся на свидетельство Апостолов о жизни, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Да, это доверие авторитету Апостолов - и мы приглашаем вас разобраться в том, достойны ли они такого доверия.

Что отвечать, когда говорят, что религия - это слепая вера без доказательств?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в видеоблоге на сайте “Фомы” говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев.

Это не так, и нам стоит тут заметить две вещи: во-первых, атеизм может быть не менее “слепой верой”, то есть мировоззрением, принятым без всякого рассмотрения; во-вторых, зрелая христианская вера не является “слепой” - и слепоты вовсе не приветствует.

Противопоставлять “слепую веру” и “атеизм” - значит противопоставлять теплое и зеленое. Психологические причины, по которым человек придерживается каких-то убеждений, и обоснованность самих этих убеждений лежат в разных плоскостях. Советский школьник мог верить в то, что “наука доказала, что Бога нет” не менее слепо, чем школьник в царское время верил, что Бог есть - не входя ни в какие личные исследования вопроса, просто полагаясь на мнение родителей и учителей.

Слепая вера что это


Сей есть Сын мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! Бог (Отец)

ВЕРА СЛЕПАЯ

Слепая вера есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как, равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого.

Может ли слепой водить слепого?

Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится, оставьте их: они — слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф.15:13,14).

Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя, но, и, усовершенствовавшись, будет всякий как учитель его (Лк.6:39,40).

На суд пришел Я в мир сей.

Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:39-41).

Преподобный Максим Исповедник

Слепую имеет веру тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих

Вера утешает боримый ум, воодушевляя его несомненностью в помощи; надежда, пред очи представляя уверованную помощь, отражает нападение сопротивоборцев, а любовь делает мертвым (или бездейственным) для боголюбивого ума приражение врагов, совершенно обессиливая его вожделенным устремлением к Богу. Слепую имеет веру тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих.

Ибо, если заповеди Божий есть свет, то явно, что без Божественного света остается тот, кто не исполняет Божиих заповедей, нося голословное, а не истинное Божественное звание.

Святитель Феофан Затворник

О вере слепой и не слепой

Вас занял вопрос о вечности мучений. Доброе дело! Но стали вы об этом рассуждать и набрались недоумений, не умея решить которые, начали колебаться и в самой вере в этот догмат. Вам думается, что коль скоро есть недоумения против какого-либо догмата веры, то ему и верить нечего, потому что иначе вера будет не разумною, а слепою, - будет не вера, а суеверие. По этой причине у вас в голове собрался большой шум. Не желая в чем-либо погрешить против веры, вы ищете вразумления. С удовольствием готов исполнить ваше желание, - и как у вас путаница произошла оттого, что, боясь обличения в слепой вере, вы взялись за рассуждение, которое и завело вас в накрывший вас туман, то сначала и скажу вам слово-другое о вере слепой и не слепой, и о том, в какой степени надо доверять своему уму в предметах веры.

Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? - Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и почему верует. Ясное видение, во что верует, обнимает все содержание веры, - что Бог есть един по существу и троичен в лицах, что Он весь мир сотворил словом Своим и о нем промышляет, и в целом и в частностях, что мы сотворены для лучшей жизни, но пали в прародителях, и се - томимся в изгнании, что беду сию мы сами на себя навели, но высвободиться из нее сами не имели возможности, почему воплотился Сын Божий и избавил нас от всего, чему подверглись мы вследствие падения, Своими страданиями, смертью, воскресением, вознесением на небеса и седением одесную Бога Отца, - это для того, чтоб каждый из нас делался причастным благ спасения, совершенного Господом, Дух Святый сошел на апостолов и чрез них Церковь Святую основал на земле, в коей Церкви и пребывает, всех верующих чрез святые Таинства возрождая к новой жизни, укрепляя на всякое добро, очищая от всякого зла и освящая, и чрез все это к вечной жизни приготовляя и Царства Небесного наследниками соделывая, - и что все верными сынами и дщерями Церкви Божией до конца себя сохраняющие, несомненно, Царство Божие наследуют, а неверными ей оказывающиеся в ад попадут на вечные мучения. Все это ясно видит и ведает определенно видящая вера.

Настоящая вера и есть та, когда кто верует потому только, что Бог так повелел

Видит она ясно и определенно и основание, почему так верует. Но оснований этих у нее не много, а одно, - потому что верует, что Сам Бог повелел так, а не иначе веровать, - основание самое разумное, разумнее и тверже которого ничего нет. Ибо что Бог сказал, то уже все конечно есть совершеннейшая истина, против которой неуместны и возражения. В полном смысле настоящая вера и есть та, когда кто верует потому только, что Бог так повелел, и когда для того, чтоб уверовать ничего больше не ищет, как узнать, как Бог повелел, и как только узнает, что Бог повелел так и так веровать, так и успокаивается на том полным успокоением, не допускающим никаких колебаний.

Детская вера - беспрекословно верящая Богу - Отцу своему!

Се - детская вера, беспрекословно верящая Богу - Отцу своему! Ее-то и требовал Господь, когда сказал: если не будете как дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Из сего можете вы сами заключить, что кто иным каким-либо образом верует, о том нельзя не усомниться, войдет ли он в Царство Небесное.

Такая детская вера не есть слепая, а видящая, и видящая все чистыми глазами, ничем не запорошенными. Она только в умовые исследования не пускается, а как узнает, что Бог так сказал, так и успокаивается. Это у нее самая верная, самая прочная и самая разумная основа на все верования. Слепая вера есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как, равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого. Такова большею частию вера простого нашего народа, но не исключительно; ибо и между лицами высшего и образованного круга очень много таких, если не наибольшая часть. И в простом народе не редкость сильная детская вера видящая, за которой куда гнать нашей ученой вере?!

У нас вошло в обычай слепой вере противополагать разумную

У нас вошло в обычай слепой вере противополагать разумную, а под разумною верою разуметь веру ученую, которая не довольствуется одним тем основанием, "что так Бог повелел и верую", - но ко всему примешивает и соображения своего ума, и когда начнет говорить о предметах веры, то говорит о них так, как бы это было постижение ума его, стыдясь даже помянуть, что так Бог повелел, видя в этом унижение уму своему. У иных это доходит до того, что они и совсем верить не хотят ничему такому, что не сумеют подвести под начала своего разума и согласовать с суммою добытых ими понятий и с установившимися в голове воззрениями на сущее.

На это скажу: никакого нет греха доискиваться некоторых умовых соображений в уяснение и полнейшее уразумение предметов веры. Это делали нередко и святые отцы. Но надо заметить, что к существу веры это ничего не прибавляет, и есть совсем побочное или придаточное дело. Будь это или не будь, вера, верующая Богу, как сказано, нисколько от того не теряет. Кто набрал себе таких соображений, не имеет у Бога преимущества пред тем, кто не имеет их, а искренно и ясно верует во все веруемое по тому одному, что Бог так повелел. Это замечание надо крепко держать в уме, чтоб не породилось лукавое в сердце предпочтение своих соображений тому единственно прочному основанию: Бог так повелел, и верую. Ибо в таком случае человек выходит из детскости и сам себя подвергает опасности, в коей находятся не имеющие детской веры: "аще не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное". Как ни мудр будет ум, все ему окончательно надо стоять на том, что - Бог так повелел, и верую. Но само собою уже, разумеется, что по мере того, как дается предпочтение своим соображениям, вера слабеет и теряет свое значение, а где своим только соображениям верят, там и совсем веры нет, а есть умствования о предметах веры.


Когда строятся в уме умовые соображения о предметах веры, тогда наиболее приходят и недоумения, колеблющие веру. Правда, что они подкрадываются и в душу, детски верующую. Но тут им обычно никакого хода не дают, сразу прогоняя их, в той уверенности, что это, наверное, какой-либо кривотолк. Но так же надобно поступать и тем, которые не довольствуются и не умеют довольствоваться простою верою. Недоумения против веры то же суть в области веры, что дурные помыслы и позывы, противные добронравию и заповедям в сфере жизни. Последние как мы встречаем? Отталкиваем - и конец. То же следует делать и с первыми. Пришли недоумения, отгони их мечом веры, и конец. И это будет самое разумное действование. Когда ясно ведомо, как Бог повелел веровать, разумно ли против того допускать возражения, а не только строить? Когда Бог говорит, тварь должна слушать и слушаться.

Это первый акт - отбить недоумение, оставаясь на стороне веры без колебаний. Когда это сделано, и покой веры возвращен сердцу, тогда можно против недоумений искать разъяснений, кто хочет. И это не мудрено. Их всегда можно найти в восстановлении точного учения о предмете веры, подвергшемся нападкам недоумений. Все недоумения исходят оттого, что какой-нибудь предмет веры затемняется, и ясное представление его не созерцается. Коль скоро этот недостаток будет восполнен, тотчас недоумение рассеется само собою.

Грешат против сего много те, которые, лишь только родилось какое недоумение, тотчас переходят на сторону его, и вражески готовы выступить против веры, мечтая в то же время, что они начинают действовать неким возвышенным образом, - не то, что иные невежды, слепцы, и проч. - Хорошо ли делает тот, кто, лишь только пришло дурное желание, тотчас переходит на сторону его и исполняет его? - Конечно, дурно. Дурно делает и тот, кто, как только родилось недоумение, тотчас вместе с ним начинает вооружаться против веры. Когда недоумение касается такого предмета, о котором известно Божие определение, то такого рода действование есть богоборство. Законный образ действования должен быть такой: пришли недоумения - не допускай их до сердца и не возмущай ими покоя веры, оттолкни их, стоя с сердцем на стороне веры, а потом ищи разъяснения. Придет разъяснение – добре, не придет - беда не велика. Покой веры цел, - не слепой, а той, которая видит и знает, как повелел Бог. Повелевает неложный Бог, а недоумения кует нам умишко, - задорный, но слепой.

Этими пояснениями теперь ограничусь. Рассеяние ваших недоумений отлагаю до следующего раза.

Инок Никодим

Вера слепая - это неверие или еще хуже, вера языческая, которая характеризуется тем, когда люди, заблуждаясь, думают, что участие в церковных обрядах без исполнения заповедей Христа и Евангелия, может спасти их. К сожалению, за критическим недостатком в последние времена истинных пастырей (наемников предостаточно), научить в чем состоит спасение человека стало некому. Эти времена предсказаны древними св. отцами, которые говорили: "в монастырях будут жить как в миру (страстях), а в миру как в аду" , что означает ничто иное, как полное духовное ослепление население, включая архиерейство и низшие ранги священства, пребывающее в тех же силках сатанинских, что и их паства, т.е. в зависимости от страстей и рабстве греху.

Поэтому Господь, предвидя наступление этих времен, предупреждает, чтобы Его ученики не верили слепо всем подряд, а согласовывали свои дела с Евангельским учением без лицеприятия,, невзирая на саны, ранги и звания.

Оставьте их: они — слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Слепая вера может привести только к одному - гибели души. Поэтому, желающие спастись, не должны слепо доверять всем подряд "проповедникам" от религии, зачастую просто зарабатывающих деньги подобным ремеслом (безблагодатным празднословием и словоблудием). Но спасение собственной души вверять только Слову Божию (Евангелию) и святым отцам православной Церкви, достигших совершенства (возраста Христова) и стяжавших внутрь себя благодать Духа Святого (Истины), Который вселившись в очистившееся от страстей сердце человека, научает его всему, в том числе, как нужно правильно жить, чтобы спастись из сей "сени смертныя" в жизнь вечную. Аминь

Но атеизм традиционно считается верой в разум, где же тут слепая вера?

Атеистические убеждения могут быть не менее “слепыми”, то есть принятыми безо всякого исследования, из доверия к авторитету, как и религиозные. То, как человек их принял, еще ничего не говорит нам об их ложности или истинности.

Более того, как верующие, так и атеисты могут проявлять зашоренность и нежелание знать что-либо, что теоретически могло бы подорвать их сложившееся мировоззрение. Это не особенность веры или атеизма - это особенность человеческой психологии. Для нее есть даже специальный термин, confirmation bias, “склонность к подтверждению своей точки зрения” - из всей доступной информации человек склонен выбирать то, что хорошо вписывается в его уже сложившееся мировоззрение, и игнорировать или отрицать то, что ему не соответствует.

Интеллектуальный поиск, способность усомниться в своей позиции, открытость к новым данным - то, что противоположно “слепой вере” - может привести человека вовсе не к атеизму.

Я как-то читал интересную историю одного английского журналиста - сначала он был христианином, но, будучи по природе человеком склонным к вопросам и сомнениям, стал атеистом. Но потом он стал внимательно исследовать уже атеистическое мировоззрение - и засомневался в нем. Наконец, он вернулся - уже на новом уровне понимания - к христианской вере.

Читайте также: