Сколько служит механическая коробка передач

Обновлено: 04.07.2024

Есть водители, которые ни за что не променяют МКП на автоматическую коробку передач. И вот почему.

Кстати! Если мы что-то пропустили в списке ниже, отметьте это в комментариях.

1. Цена вопроса

Машина с механической коробкой всегда дешевле при наличии альтернативы с автоматом. Правда, многие автомобили, начиная с C-класса, даже не предполагают механику. А вот в бюджетном классе на версии с механикой можно сэкономить при покупке 100–150 тысяч рублей.

2. Разгон

Автомобиль с МКП разгоняется всегда быстрее, чем с автоматом. У дорогих высокотехнологичных машин разница почти незаметна, но в бюджетном классе — ощутима.

3. Расход топлива

Расход топлива в автомобиле с механической коробкой передач, как правило, меньше. Если речь не идет, правда, о высокотехнологичных роботизированных коробках с двойным сцеплением.

4. Выбор передачи

В случае с МКП водитель сам выбирает передачу, а автомат в зависимости от настроек или режима работы может их то и дело менять. А это влечет опять же повышенный расход топлива, постоянно меняющуюся нагрузку на двигатель и кратковременную потерю тяги, которой водитель может не ожидать.

5. Обгон

При обгоне поведение машины с механической коробкой передач более предсказуемо, а автомат, даже если перейти в ручной режим, все равно способен взять да и затеять переключение в неподходящий момент.

6. Если машина не заводится

Если разрядился аккумулятор или сломался стартер, автомобиль с механикой запустить просто — с толкача. Для машины с автоматом, если откажет стартер, придется вызывать эвакуатор. Если сел аккумулятор, помогут провода для прикуривания, с толкача завести тоже не получится.

7. Ресурс

У механики ресурс гораздо больше — как правило, одной коробки хватает на весь жизненный цикл автомобиля. Автомат служит, в среднем, 200–250 тыс. км пробега, а каких-то хватает лишь на 100 тыс. км.

8. Прогрев на морозе

В морозы механическая коробка практически не нуждается в прогреве, автоматическая капризнее — требует прогрева рабочей жидкости.

9. Замена масла

Масло в МКП меняют гораздо реже, чем в АКП. Кроме того, в автоматах ее требуется гораздо больше.

10. Выбраться из снега и грязи

Вылезать из снежного или грязевого плена на машине с механической коробкой передач проще, чем с автоматом любого типа. Можно и раскачку применить, и побуксовать. А автомат в таких условиях не позволит быстро сменить передачу переднего хода на заднюю, да и перегреться может.

11. Прочность трансмиссии

Тащить прицеп или буксировать другой автомобиль на машине с механикой куда безопаснее с точки зрения сохранности трансмиссии. Достаточно поберечь сцепление во время старта с места и переключений, а уж остальное простая механика выдержит. Автомату придется тяжелее.

12. Буксировка

Тащить машину с механикой на сцепке можно хоть через всю страну, в случае с автоматом действует правило 50 на 50: не быстрее 50 км/ч и не далее чем на 50 км, некоторые производители позволяют и того меньше.

13. Ремонт

Если уж коробка сломалась, ремонт механической обойдется гораздо дешевле, чем автоматической.

14. Удовольствие от вождения

Удовольствие от полного контроля над автомобилем можно ощутить, только если он оснащен механической коробкой передач.

Проблемные места механической коробки

Механические ручные коробки переключения передач конструктивно сравнительно просты. Они имеют входной и выходной валы с шестернями, которые соединяются с промежуточным валом. Подключение передач происходит посредством тяг, включающих шестерни с помощью переходной муфты с синхронизаторами. В общем, ломаться там нечему. Такая конструкция, собранная с соблюдением всех требований по точности, может проработать под нагрузкой не менее 500 тысяч километров, если, конечно, будет вовремя меняться смазка.

Проблемных мест у коробки всего две. Это синхронизаторы и блок сцепления, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Оба технических элемента зависят от уровня подготовки водителя, его аккуратности и способности чувствовать нагрузку на фрикционных дисках. Только от умений водителя зависит продолжительность работы этих деталей.


Гудит, воет, но везёт. Сколько ходят ВАЗовские коробки?

Ресурс абсолютно любой детали или узла в автомобиле зависит от нескольких факторов. Начнём с «заводского брака», точнее с брака завода-изготовителя. В ходе производства и сборки коробки передач на одном из этапов специалист мог допустить ошибку. Виной тому могут послужить спешка, невнимательность, качество материала или даже оборудование на котором были изготовлены её отдельные части, такие как шестерни, валы или подшипники.

И вот мы плавно подобрались к самой распространённой проблеме ВАЗовской механики. Даже не к проблеме, это громко сказано, а точнее конструктивной особенности в виде акустического дискомфорта.

Это гул и посторонние шумы в ходе эксплуатации автомобиля, которые навязчиво дают о себе знать со стороны КПП. Забегая вперёд, скажу что с подобными характерными шумами сталкиваются чуть ли не все владельцы Лад. Кому-то повезло больше, кому-то меньше, но тем не менее шум КПП присутствует на многих машинах. Самое интересное что одни и те же коробки могут «звучать» по-разному на разных моделях марки. В том числе немаловажную роль может сыграть и шумоизоляция конкретной модели. Конструктивно вроде бы все они одинаковые, но шум от коробки Гранты будет значительно заметнее в салоне автомобиля чем в Весте.

Самое интересное что подобные шумы от КПП никак не влияют на ресурс самого узла. Коробка передач на новой Ладе может гудеть с первого дня эксплуатации и при этом без единого ремонта проехать более полумиллиона километров пробега. И обратная ситуация когда владельцу автомобиля откровенно повезло и коробка на его автомобиля оказалась «тихоней», но зато может попросить ремонта в первые же дни эксплуатации.

Виной повышенного шума ВАЗовских механик как правило служит грубая обработка шестерён. Причём вой и гул данных коробок никак не влияет на эксплуатацию автомобиля, если только не брать в расчёт акустический дискомфорт. Бытует мнение что конструкция этих механик грамотно просчитана, вот только изготавливаются эти зубчатые колёса и шестерни на неточном оборудовании. Малейшее отклонение от расчётов приводит к повышенному шуму.

А что если завод при производстве сего агрегата поскупился на трансмиссионное масло?

Точнее какое масло залито в МКПП при сборке? Такую информацию Вы вряд ли получите от менеджера по продажам в автосалоне. Скорее всего он ей не располагает, да и к тому же он в этом и не нуждается. Даже если и найдётся дотошливый покупатель, то его для получения данной информации отправят в сервис. Но и там ничего интересного не расскажут, максимум что вязкость масла применяемого в данной трансмиссии 75W90, а производитель как правило не известен. Зато с гордостью отметят что трансмиссионное масло полусинтетическое и не требует замены на весь срок службы.

И скорее всего данная информация будет достоверной. Производители современных автомобилей, оборудованных механической трансмиссией так и прописывают в инструкции по эксплуатации к данным автомобилям. А точнее что механические коробки передач не нуждаются в обслуживании на весь срок службы. А как же синтетические трансмиссионные масла с супер присадками которыми пестрят рекламные проспекты? На практике навряд ли масло от именитого производителя решит проблему постороннего шума. Максимум комфортней станет управление коробкой, да и включение передач в холодное время года.

Что же касается поломок, то в большинстве случаев они происходят при неправильной эксплуатации автомобиля. Сюда можно отнести как не полностью выжатое сцепление так и ударное переключение передач. Так же к особенности конструкции ВАЗовских механик можно отнести отлом зуба шестерни задней передачи. Как правило это происходит при не полной остановки автомобиля движущегося вперёд и поспешного включения заднего хода. Так же не стоит подолгу держать выжатой педаль сцепления на неподвижном автомобиле или же с включённой передачей.

А вот так выглядит моторный отсек автомобиля при снятой КПП А вот так выглядит моторный отсек автомобиля при снятой КПП

Если же хотите продлить жизнь трансмиссии своего железного коня, то как минимум нужно прогревать коробку в начале движения в холодное время года. Минуя рекомендации производителя произвести замену трансмиссионного масла хотя бы раз в сто тысяч километров пробега. Как минимум при обслуживании автомобиля визуально осмотреть КПП на предмет течи и проверить уровень трансмиссионного масла. При должном уходе и регулярном обслуживании ресурс ВАЗовских механик сможет Вас приятно удивить.

Замена масла в коробке

На ресурс коробки и зубчатых соединений также влияет периодичность замены масла. Производители заявляют, что смазывающая жидкость в коробке рассчитана на весь срок службы. Однако после первого ремонта сцепления лучше произвести и замену масла, так как внутри коробки скапливаются продукты износа шестерен. В дальнейшем масло можно менять через каждые 60 000 км пробега.

Как сжечь узел сцепления?

Производители не указывают конкретные сроки службы сцепления. Работоспособность узла сильно зависит от квалификации водителя. Участие в уличных гонках, частое пробуксовывание на грунтовых дорогах, резкое трогание с места на больших оборотах двигателя, попадание посторонних жидкостей и предметов, неквалифицированная регулировка технического узла — все это сокращает ресурс сцепления.


Обычно оно может выходить примерно 120 тысяч километров пробега и более. Однако при неправильном использовании оно ломается уже на 5 тысячах километров пробега.

Вторая ошибка, которую совершают водители, связана с систематическим частичным нажатием на педаль сцепления в процессе езды. Проще говоря, они не убирают ногу на площадку отдыха, а держат ее на педали и время от времени, не замечая, надавливают на нее. Это приводит к активации привода и ослаблению давления диска на маховик, что влечет за собой пробуксовку фрикционных накладок, их перегрев, выработку и снижение ресурса.

На возникновение поломок сцепления влияют также следующие факторы:

До сих пор больше 60% россиян выбирают механику: рассказываю, почему будущее не за "автоматами", а за МКПП

Вы знали, что до сих пор почти 70% вторичного рынка авто остается за механической коробкой передач? Это значит, что на вторичке механика ценится куда больше, чем любой из видов автоматических коробок. По данным о продаже авто через Авито, около 67% автомобилей, которые продались через сайт, были именно на МКПП.

На долю классического автомата приходится в районе 30%, ну, и еще по капле досталось "роботам" и вариаторам. И если статистика по вариаторам меня немного удивила – мне все-таки кажется, что вариаторов на вторичке ездит больше, чем 2% – то вот насчет механики я ни капли не сомневался, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, за ней будущее.

Старая добрая механика до сих пор остается нестареющей классикой Старая добрая механика до сих пор остается нестареющей классикой

В новых авто в России есть спрос на автоматические коробки, но в ближайшие пару десятков лет это вероятнее всего изменится. Смотрите, в чем тут дело: еще тридцать лет назад про автоматическую коробку по крайней мере в СССР никто и слыхом не слыхивал. Все ездили исключительно на МКПП.

Потом постепенно начали привозить б/ушные авто на автомате из-за рубежа, далее стали продаваться локализованные версии машин на АКПП, и сейчас именно новые авто на автомате покупают довольно часто. Почему? Потому что это удобно, не нужно совершать лишние манипуляции рукой для переключения передач . Но на вторичном рынке уже заметна тенденция обратного перехода на механику.

Для водителя, который не боится переключать передачи, механика — это идеальный вариант КПП! Для водителя, который не боится переключать передачи, механика — это идеальный вариант КПП!

На вторичном рынке преобладают машины примерно 7-12 лет от роду. Есть, конечно, и более старые двадцатилетние ржавеющие аппараты, и "трехлетки", тем не менее основная масса приходится именно на десятилетние машины. В 2010 году машин на автомате продавалось уже достаточно много, но на вторичке их нет. Почему? Да потому что они попросту не доживают до своего десятилетия!

Конечно, есть экземпляры автоматических коробок, которые две капиталки мотора пережили, но это уже редкость, согласитесь? Да и не делают сейчас уже таких трансмиссий, потому что производителям такой запас прочности просто не выгоден: кто же будет тогда их новую продукцию покупать? Получается, что на вторичке механика всегда будет преобладать над "автоматом" только из-за своей живучести. Но и на рынке новых авто механика снова начинает вытеснять автоматы.

Чтобы понять это, достаточно посмотреть на то, что сейчас покупают европейцы, а это механика! Чтобы понять это, достаточно посмотреть на то, что сейчас покупают европейцы, а это механика!

Уж в Европе-то должны все на автоматах ездить, правда? Они же такие богатые и лишний раз рукой передачи переключить им лень! Но нет, в Европе сейчас все чаще берут механику, потому что она экономична и дешева. А когда бензин стоит 1,5 евро за литр, то лучше уж самому передачи попереключать, чем за месяц недосчитаться лишних пары сотен евро в кошельке.

Механика надежнее и экономичнее (при неагрессивном стиле езды) любого автомата — в этом ее основное преимущество. И европейцы это уже поняли, а мы поймем только через 10-20 лет. Почему именно через 20 лет? Да просто как раз к этому времени до нас докатится тенденция тотальной экономии топлива и подсчета каждого сожженного литра. Ну, и может, за экологией начнем следить получше.

Пока же у нас на первичном рынке покупают все больше автоматов, но скоро эта тенденция пройдет. Поднимутся цены на топливо, люди начнут думать о своем кошельке, задумываться об экологии и вуаля — механика снова выйдет в лидеры по продажам! Потому что все новое – это хорошо забытое старое, и механика как раз через пару десятков лет снова станет трендом.

Как не сломать коробку. Каков ресурс у механической трансмиссии?


Механические коробки передач достаточно надежны, и многие автомобилисты отдают им приоритет по сравнению с автоматическими трансмиссиями. Между тем после пробега в 100 тысяч километров любая трансмиссия подвержена риску поломки. От чего зависит ресурс технического узла и что необходимо предпринять, чтобы уберечь механику от повреждений?

Как сломать синхронизаторы?

Синхронизатор — это механизм, обеспечивающий плавное переключение передач за счет выравнивания частоты вращения включаемой шестерни и вторичного вала. Он не только помогает снизить износ зубчатых венцов муфты и шестерни, но и убирает акустический шум при работе передач. Синхронизаторы можно сломать за счет неправильных включений.

По правилам водитель должен сначала выжать педаль сцепления, затем поставить селектор в нужное положение, а потом медленно вернуть педаль обратно, плавно передавая нагрузку от мотора к трансмиссии. К сожалению, не все так поступают. Новички не умеют еще дозировать усилие на педали и замыкают диски слишком быстро, допуская рывок в трансмиссии. Такие ударные нагрузки оказываются разрушительными для синхронизаторов, особенно на машинах с турбированными моторами.


У современных моторов с турбонаддувом пик тяги развивается уже на 1500 об., то есть почти с холостого хода. Это значит, что мотор выдает примерно 250 Нм крутящего момента на самом старте. Если водитель будет бросать педаль сцепления или включать селектор при плохо выжатом сцеплении, то возникнет прямой риск ударных нагрузок и быстрого износа узла.

То же самое актуально и для водителей-спортсменов, которые пытаются включать передачи без выжима сцепления для экономии времени. В определенных ситуациях такой прием помогает выиграть доли секунды в разгоне, однако он приводит к поломке муфты переключения и возникновению задиров и сколов на зубьях шестерен. В общем, продолжительность работы синхронизаторов зависит только от уровня подготовки водителя.

Читайте также: