Сколько лет полищук в 12 стульях

Обновлено: 02.07.2024

Люба дебютировала в кинематографе в 25 лет. В шпионском фильме Григория Александрова “Скворец и Лира” (1974 г.) она снялась в крошечном эпизоде, а для Любови Орловой роль разведчицы “Лиры” стала последней работой в кино. Жаль, что на прощание легендарная актриса “плюнула в вечность” — фильм не был выпущен на экран по решению самих создателей. Его показали только в 1996-м году, поэтому зрители впервые увидели Полищук в комедии Марка Захарова “12 стульев” (1976 г.).

Роль девушки мечты Остапа была небольшой, но такой эффектной, что мгновенно прославила на всю страну никому не известную актрису. Страстное аргентинское танго в исполнении Миронова и Полищук украсило картину. Много лет спустя Люба назвала эту роль самой сложной из всех, что ей довелось сыграть.

После успеха в “12 стульях”, режиссеры стали регулярно приглашать актрису на съемки, но ее “несоветская” внешность пугала чиновники от кино. Полищук очень редко будут утверждать на главные роли, но даже в незначительных ролях и эпизодах ее запомнили и полюбили зрители.

Через год она сыграла у Евгения Татарского в детективе “Золотая мина” любовницу бандита Николая Косова Ларису . На пробы Люба попала благодаря самоуправству помощницы режиссера. Татарский поручил ей найти “манекенщицу, блондинку с карими глазами” , а ассистентка привела синеглазую шатенку из варьете. Режиссер пришел в ярость, но вынужден был пробовать Полищук, так как корабль, на котором в этот день планировали снимать эпизод, уже арендовали за весьма приличную сумму.

Видя состояние Татарского, актриса запаниковала и никак не могла настроиться на работу. Положение спас Олег Даль , игравший Косова . Он нашел нужные слова и заставил Любу почувствовать себя равноценным партнером. Сцену сняли с одного дубля и режиссер утвердил Полищук на роль. Впоследствии Татарский, по настоянию Даля, пригласил актрису сняться в еще одном своем фильме — “Приключения принца Флоризеля” (1979 г.). Здесь Олег Иванович сыграл эксцентричного принца, а Люба — очаровательную мадемуазель Жаннет , опять-таки пассию преступника Ника Николса , роль которого исполнил литовский актер Донатас Банионис .

Любовь Полищук. “Приключения принца Флоризеля” 1979 г. Любовь Полищук. “Приключения принца Флоризеля” 1979 г.

В 80-е годы лучшими фильмами с участием актрисы стали историческая драма “Эзоп” ( Клея ), детектив “Тайна черных дроздов” ( Адель Фортескью ), еще один фильм Евгения Татарского “Презумпция невиновности” , где на этот раз Люба сыграла главную роль певицы Зои Болотниковой , знаменитая драма “Интердевочка” ( Зина Мелейко , дама “с низкой социальной ответственностью”) и мелодрама “Любовь с привилегиями” (водитель Ирина Николаевна ).

В период 90-х Полищук снималась гораздо реже и достойных картин в ее фильмографии, на мой взгляд, больше не было. Можно вспомнить разве что “Кадриль” (1999 г.) режиссера Виктора Титова , да и то из-за актерского состава (кроме Полищук там сыграли Станислав Любшин , Олег Табаков , Валентина Теличкина и т.д.).

В 2000-х Любовь Григорьевна играла преимущественно в сериалах, таких как “Русские амазонки-2” , “Осторожно, Задов” , “Моя прекрасная няня” . В последнем из них актриса доигрывала будучи уже смертельно больной. Под конец она снималась сидя, потому что ей тяжело было стоять, но шутила и смеялась. Коллеги знали, что у Любы серьезные проблемы со здоровьем, но никто не подозревал, что она испытывает мучительную боль и доживает отпущенный судьбой срок. Актриса простилась со съемочной группой за три месяца до своего ухода из жизни.

Роковая роль Любови Полищук: Что осталось за кадром фильма «Двенадцать стульев»

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru


21 мая одной из самых ярких и неординарных актрис отечественного кино Любови Полищук могло бы исполниться 69 лет, но уже 12 лет ее нет среди живых. Первая же ее роль в кино стала визитной карточкой актрисы, но сыграла роковую роль в ее судьбе. Вокруг этого фильма Марка Захарова всегда было немало споров. Он получил неоднозначные отзывы: Гайдай противопоставлял его своим «Двенадцати стульям» , снятым пятью годами ранее, и называл его «уголовным преступлением», а Козаков – «музыкальным хулиганством».

На съемках фильма *Двенадцать стульев* | Фото: feldgrau.info

На съемках фильма *Двенадцать стульев* | Фото: feldgrau.info

Снимать новую версию «Двенадцати стульев» всего через пять лет после знаменитой экранизации Леонида Гайдая было само по себе рисковой затеей. Однако Марк Захаров не собирался вступать в противостояние или предлагать альтернативное прочтение – он просто хотел создать абсолютно другое кино, и его музыкальный фильм действительно получился совсем не похожим на гайдаевскую версию. Тем не менее эти две комедии продолжают сравнивать и по сей день, называя и первый, и второй фильм попеременно то классическим прочтением, то полным провалом.

На съемках фильма *Двенадцать стульев* | Фото: feldgrau.info

На съемках фильма *Двенадцать стульев* | Фото: feldgrau.info

Подходы режиссеров к работе были совершенно разными: Гайдай долго не мог определиться с исполнителями главных ролей, провел огромное количество проб, и уже в процессе съемок сменил несколько «Остапов»: Александр Белявский не смотрелся в паре с Сергеем Филипповым, а Владимир Высоцкий после утверждения на роль Бендера ушел в загул. Ситуацию спас Арчил Гомиашвили. В отличие от своего коллеги, Марк Захаров изначально знал, кого будет снимать в своем фильме: в роли Остапа Бендера он видел только Андрея Миронова, а в образе Кисы Воробьянинова – Анатолия Папанова, которых Гайдай, кстати, забраковал во время проб.

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: feldgrau.info

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: feldgrau.info

Захаров объяснял: « Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая – на «Мосфильме». У меня – в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. А Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре ».

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: aif.ru

Для Любови Полищук эта роль стала первой, но благодаря столь яркому дебюту на нее обратили внимание другие режиссеры и начали ее приглашать в свои проекты. Но фильм, который принес ей популярность и стал трамплином в кинокарьере, сыграл роковую роль в ее судьбе. Говорят, что именно после травмы, полученной на съемках «Двенадцати стульев», у нее начались проблемы с позвоночником, которые привели к ее преждевременной гибели.

Любовь Полищук в фильме *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru и kp.ru

Сам Захаров, как и родные актрисы, отрицал эту версию, считая, что причиной болезни стала автокатастрофа, в которую актриса попала в 2000 г., но многие ее знакомые утверждали: она повредила позвоночник во время съемок нескольких дублей эпизода танго с Мироновым, где герой «ронял» ее на пол. Так, Варлен Стронгин вспоминал: « Люба мне рассказывала, что сцену, когда Андрей Миронов опускает руки и она падает на пол, снимали 14 дублей подряд. Режиссёр фильма Марк Захаров, правда, утверждал, что на полу лежали маты. Но всё равно это не могло не сказаться на её спине. Потом Люба попала в автокатастрофу, получила травму позвоночника. Она мучилась от боли. Во время антрактов ложилась на доски, чтобы хоть чуть-чуть помочь своей спине. Так и лежала полчаса до следующего выхода на сцену ».

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

По другой версии, в одном из дублей актриса случайно упала не на матрац, а на бетонный пол. Как бы то ни было, последующая автокатастрофа усугубила ситуацию, и боли в спине стали просто невыносимыми. На съемки в ситкоме «Моя прекрасная няня» актриса приезжала после сеансов химиотерапии, превозмогая тошноту и боль и никому не рассказывая о своих страданиях. 28 ноября 2006 г. замечательная актриса, народная любимица Любовь Полищук ушла из жизни.

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Тяжелыми стали съемки в «Двенадцати стульях» и для еще одной актрисы – Лидии Федосеевой-Шукшиной, которая сыграла в фильме роль мадам Грицацуевой. Ее тоже утвердили сразу, без проб. Но в этот период в ее жизни случились две самые страшные трагедии: погиб ее супруг Василий Шукшин, а уже после того, как началась работа над фильмом, умер отец. На съемки эпизода свадьбы Грицацуевой с Остапом Бендером актриса приехала сразу с похорон. Именно поэтому она тогда отказалась петь в кадре, а в перерывах уходила и тайком плакала.

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Песни сыграли в комедии Марка Захарова едва ли не самую главную роль – именно благодаря им фильм получился похожим на мюзикл. Идея сделать главного героя «Двенадцати стульев» поющим появилась еще у Леонида Гайдая, но тогда ее не одобрило руководство, и «Песенку Остапа Бендера» вырезали из фильма. А Захаров благодаря музыкальным способностям Андрея Миронова сделал это изюминкой своего фильма. Интересно то, что знаменитой песни «Белеет мой парус такой одинокий» изначально вообще не было, ее предложил автор текстов песен Юлий Ким, и она неожиданно стала сквозной темой фильма.

Андрей Миронов в фильме *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Марк Захаров рассказывал: « Андрей Миронов – феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким – Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите – я играю». Я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника. ».

Савелий Крамаров сыграл в обоих фильмах | Фото: feldgrau.info

Савелий Крамаров сыграл в обоих фильмах | Фото: feldgrau.info

Несколько артистов снялись и у Гайдая, и у Захарова: Савелий Крамаров в первой экранизации сыграл одноглазого шахматиста, во второй – слесаря, Георгий Вицин сначала предстал в образе монтера Мечникова, а затем – гробовых дел мастера Безенчука, в обеих версиях сыграли также Эдуард Бредун, Павел Винник, Григорий Шпигель, Анатолий Обухов и Юрий Медведев.

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru



Она была одной из самых нестандартных и самых талантливых актрис в СССР, но реализовать свой талант в полной мере ей так и не удалось: «Несоветское лицо» Любови Полищук .

Как два великих режиссера почти одновременно экранизировали «12 стульев»



В июне 1971 года советские зрители брали штурмом кинотеатры, чтобы посмотреть новую комедию Леонида Гайдая, а ровно через пять лет они не могли оторваться от экранов телевизоров, когда Марк Захаров создал свою версию экранизации романа Ильфа и Петрова. Гайдаю фильм-конкурент настолько не понравился, что он назвал его «уголовным преступлением», однако сегодня обе ленты входят в золотой фонд нашего кинематографа и одинаково любимы зрителями.

Леонид Иович подбирал актеров всегда очень тщательно, но пробы на роль Остапа Бендера стали даже для него особенными – он перепробовал более 20 кандидатов, да еще каких! Никита Михалков, Олег Басилашвили, Александр Белявский, Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Часть из этих прекрасных актеров не смогла принять участие в съемках, а кому-то Гайдай отказал (например, Миронову).

Пробы актеров на роль Бендера в фильме Гайдая

Когда отсеялись те, кто по мнению режиссера не подходили, остались всего лишь два претендента, и с ними дело решилось еще более интересно. Александр Белявский был уже утвержден и даже приехал на съемочную площадку, но перед началом нового фильма группа всегда разбивала тарелку «на счастье». В этот день посуда оказалась крепкой, и суеверный Гайдай не только отложил съемки, но и решил еще раз пересмотреть кандидатуру главного героя. Пригласил на роль Владимира Высоцкого – опять, как ни странно, неудача с тарелкой, причем примета оказалась верной, Высоцкий в первые же дни съемок запил. И только тогда отчаявшемуся режиссеру кто-то рассказал про малоизвестного актера Арчила Гомиашвили, который уже много лет прекрасно играет Бендера в одном из провинциальных театров. С этим кандидатом и тарелка разбилась, и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл главную роль в своей жизни.

Пробы Владимира Высоцкого на роль Остапа Бендера

А Марк Захаров зато воспользовался «наработками» коллеги и взял без раздумий на главные роли отвергнутых Гайдаем Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Время показало, что и он абсолютно точно не прогадал. Сегодня о том, какая пара актеров является более яркой, даже никто не спорит – все хороши. Интересно, что целая команда из 10 актеров снялась в обеих лентах, в небольших ролях, некоторые в тех же самых образах. Так, например, Георгий Вицин сыграл в одном фильме Безенчука, а в другом — монтера Мечникова, а Савелий Крамаров был одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым.

Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г.

Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г.

Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Марк Захаров на съемках фильма «12 стульев», 1975 г.

Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Марк Захаров на съемках фильма «12 стульев», 1975 г.

С мадам Грицацуевой у Гайдая опять была заминка. Он попробовал на эту роль пару главных «фигуристых» актрис нашего кинематографа – Галину Волчек и Нонну Мордюкову, но ни та, ни другая не казались ему достаточно смешными. Тогда звукооператор Владимир Крачковский показал ему свою жену Наталью, которая к тому времени уже снялась в нескольких эпизодических ролях. Капризный режиссер влюбился в пышную красавицу с первого взгляда: «Вот она, мечта поэта» - только и смог сказать он. Эта роль стала для актрисы по-настоящему важной.

Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев», 1971 год

Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев», 1971 год

А Марк Захаров, как всегда, быстрый в решениях, утвердил на эту же роль Лидию Федосееву-Шукшину даже без проб. Правда, роль далась актрисе очень тяжело. Незадолго перед этим ушел из жизни ее супруг, а как только началась работа над фильмом, она потеряла еще и отца. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера актриса приехала сразу с похорон. Отыграв эпизод, уходила в уголок и плакала.

Андрей Миронов и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев», 1976 год

Андрей Миронов и Лидия Федосеева-Шукшина в фильме «12 стульев», 1976 год

Были в работе над обеими картинами и сложности. Гайдай не скупился на расходы, и часть съемок проходила на Кавказе. Особенно досталось при этом Михаилу Пуговкину. Сначала его пожарным краном поднимали на острый пик скалы, куда, якобы, забрался Отец Федор. Актер был очень далек от профессии каскадера, поэтому тут он натерпелся страху. Однако при просмотре материала оказалось, что его мучения еще и были напрасными – в кадре совсем не было видно той высоты, на которой он находился, поэтому эпизод решили переснять в павильоне, безо всякого риска. А затем, после рубки стульев на фоне шторма, актер слег с сильнейшим радикулитом – буря для съемок требовалась настоящая, а такую удалось дождаться в Батуми только к осени.

Отец Федор с колбасой в исполнении Михаила Пуговкина в фильме «12 стульев», 1971 год

Отец Федор с колбасой в исполнении Михаила Пуговкина в фильме «12 стульев», 1971 год

Существует известная история о том, что на съемках у Марка Захарова Любовь Полищук получила серьезную травму позвоночника – в момент, когда Андрей Миронов бросает ее после жаркого танца, актриса, якобы, приземлилась мимо матов на бетонный пол. Правда, сам режиссер эту легенду всегда яростно опровергал и говорил, что с техникой безопасности под его руководством всегда был полный порядок.

Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме «12 стульев», 1976 год

Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме «12 стульев», 1976 год

Хочется в данном случае согласиться с Мао Цзэдуном, который взял на вооружение лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Два фильма, снятые в разных стилях по одному роману, действительно украсили наш кинематограф и служат до сих пор прекрасным учебным пособием для будущих режиссеров. Зрители от соперничества великих корифеев нашего кинематографа, несомненно, только выиграли.

Время все расставляет по своим местам, но, к сожалению, не щадит людей. Смотрите дальше, Как изменились актеры, сыгравшие в комедии «Двенадцать стульев», через годы после съемок

Злополучный танец с Андреем Мироновым

Народная артистка Любовь Полищук умерла в 2006 году в возрасте 57 лет. Незадолго до смерти врачи обнаружили у Любови Григорьевны онкологическое заболевание – саркому. Актрисе сделали операцию, она прошла и соответствующее лечение. Но все оказалось тщетно.

По мнению современных ученых, одной из основных причин развития саркомы позвоночника является травма. Именно такую травму Полищук получила во время съемок в картине «12 стульев». Согласно сценарию, Андрей Миронов, исполняя песню, должен был взять Любовь Григорьевну на руки, а после слов «Дайте кораблю минутный отдых» бросить ее. Однако помощники не успели подстелить маты и актриса приземлилась на голый бетонный пол.

Актерская байка

Эту историю о неудачном и жестком приземлении режиссер ленты Марк Захаров, который, разумеется, лично присутствовал на площадке, назвал обычной актерской байкой. Об этом пишет Юлия Андреева в свой книге «Любовь Полищук. Одна, но пламенная страсть». По утверждению Захарова, матрацы и маты были на месте и упала Полищук именно на них. А что касается первопричины ее смертельного заболевания, то на самом деле травм в жизни Любови Григорьевны хватало как до, так и после «12-ти стульев». И всякий раз страдала именно спина. Та же Юлия Андреева приводит слова матери Полищук о том, что актриса не раз падала с лошади во время киносъемок. И после ее мучили боли в спине.

Любовь Полищук: правда ли, что ее жизнь сломал фильм «12 стульев»

«12 стульев» был одним из первых фильмов Любови Полищук. Актриса появилась там в небольшом эпизоде, станцевав вместе с Андреем Мироновым танго. Многие считают, что инцидент, произошедший в ходе съемок той сцены, и стал причиной заболевания Полищук, приведшего впоследствии к ее преждевременной кончине.

Другие травмы

Кроме того, в 1985 году Полищук снова получила травму позвоночника. В процессе выполнения очередного трюка у нее вылетели сразу три межпозвоночных диска.

В 2000 году актриса стала жертвой автомобильной аварии. И опять основной удар пришелся на позвоночник. Кстати, именно после этого ДТП состояние Полищук стало резко ухудшаться. Она усиленно лечилась и долгое время ходила в специальном корсете. Артистка даже перед публикой выступала исключительно в нем.

А через пять лет у Любови Григорьевны диагностировали саркому. Тогда доктора лучших столичных больниц начали борьбу с ее недугом. Специалисты Института нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко приняли решение удалить у Полищук отрезок позвоночника. После операции актриса прошла курс реабилитации и даже вернулась в театр. Однако болезнь не отступила.

В 2006 году медики, осознав свое бессилие, выписали Полищук сильные болеутоляющие. В конце ноября того же года она впала в кому и спустя три дня умерла.

Какая именно из многочисленных травм, полученных актрисой, спровоцировала развитие саркомы, теперь можно только догадываться.

Читайте также: