Сколько дней на выбор системы налогообложения после регистрации ооо

Обновлено: 05.07.2024

Регистрируйте компанию, сообщите менеджеру ваш ИНН и получите бесплатно 3 месяца работы в сервисе со сдачей отчетов!

После регистрации ООО важно сразу решить несколько задач. Пользуйтесь этой статьей как чек-листом: распечатайте ее и отмечайте галочками выполненные пункты.

1. Заказать печать

С 7 апреля 2015 года компании не обязательно иметь круглую печать ( п. 5 ст. 2 №14-ФЗ ) . Но есть документы, на которых печать ставить нужно: трудовая книжка, копии документов для ИФНС, отчетность в «бумажном» виде. Если вы знаете, что вашему ООО печать понадобится — закажите.

Не забудьте внести в устав сведения о печати — теперь этого требует закон. Если вы завели печать, вам придется ставить ее даже на «необязательные» документы.

2. Назначить руководителя

Подпишите трудовой договор с руководителем нового ООО и оформите приказ о его назначении, даже если обязанности руководителя исполняете вы. С точки зрения трудового законодательства директор — это работник организации, поэтому его нужно трудоустроить. Если директор является единственным учредителем, трудовой договор можно не заключать, но тогда он не сможет получать зарплату за работу и социальное обеспечение.

Если вы — учредитель и директор в одном лице, подпишите трудовой договор дважды: от лица организации и от лица работника.

3. Определитесь с системой налогообложения

Если вы зарегистрировали ООО и не подадите в налоговую уведомление о смене налогового режима, то будете работать на ОСНО. Налоговая автоматически переводит на нее всех, кто не выбрал спецрежим в течение 30 дней после регистрации. Общая система отличается высокой налоговой нагрузкой и большим количеством отчетности. Подойдет компаниям, у которых выручка превышает 150 млн рублей, более 100 сотрудников, или большая часть контрагентов работает с НДС.

Ведите учет, платите налоги и зарплату, отчитывайтесь через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Первые 14 дней работы бесплатны.

УСН — специальный налоговый режим, на котором один налог заменяет три (НДС, налог на прибыль и налог на имущество). Вы сможете выбрать с какой базы платить налоги — с дохода по ставке 6% или с доходов за вычетом расходов по ставке 15%. Подойдет малому бизнесу с выручкой до 150 млн рублей и количеством сотрудников менее 100 человек. С 2021 года эти лимиты можно превышать, но тогда ставка по налогу вырастет. Для УСН «Доходы» ставка при переходе за лимит вырастет до 8%, а для УСН «Доходы минус расходы» — до 20%. Максимальная выручка по УСН в 2021 году — 200 млн рублей, количество сотрудников — 130 человек.

От выбранной системы зависит перечень отчетов и деклараций, которые вы обязаны сдавать. Пропускать сроки нельзя — за это грозит штраф. Специально для вас мы сделали календарь бухгалтера на 2020 и 2021 год.

Если в течение 30 дней после регистрации ООО вы не уведомите ФНС о том, на каком налоговом режиме хотите работать, то окажетесь на ОСНО.

4. Зарегистрировать ООО в ПФР, ФСС и Росстате

Сведения о новом ООО ФНС передает в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Этот пункт — для обособленных подразделений с отдельным балансом и расчетным счетом. Они должны самостоятельно обращаться в территориальные отделения фондов по месту регистрации.

Если через 2-3 недели после регистрации на адрес ООО не пришли коды постановки на учет — напомните о себе.

Обычно коды статистики Росстат автоматически присваивает после регистрации, если вам их не прислали, подайте заявление на получение. Процедура занимает около двух дней. Получить данные о кодах статистики и перечень сдаваемых форм по ИНН или ОГРН можно на официальном ресурсе Росстата .

Самостоятельно ООО регистрироваться в фондах не нужно, но стоит проверить, что ФНС подала информацию о вас. Уведомление с подтверждением регистрации в ПФР и ФСС, а также документ о страховом тарифе придут на электронную почту организации. Если их нет, то обратитесь с запросом в фонды.

5. Оформить работников (если они есть)


Помните, что запись в трудовую книжку работника нужно внести в течение 5 дней. Подробнее о кадровом учете читайте здесь.

С 1 января 2021 года бумажные трудовые книжки исчезают. Работодатель продолжает вести бумажные трудовые только тех работников, которые подали заявление о ведении трудовой «на бумаге» или не подали заявление о переходе на электронные. Всем остальным книжки можно вернуть и перейти на электронный формат ведения сведений о трудовой деятельности.

При приеме сотрудника на работу в 2021 году заводить бумажную трудовую книжку и делать в ней запись больше не надо., если ранее они нигде не работал или выбрал электронную трудовую на прошлом месте работы.

А вот отчитаться в ПФР о найме сотрудников нужно, даже если они выбрали бумажные трудовые книжки. Для этого подают отчет СЗВ-ТД, на его основании заполняется электронная трудовая. Срок сдачи СЗВ-ТД при приеме на работу — не позднее следующего рабочего дня за днем приема.

6. Отчитаться о среднесписочной численности

С 2021 года отчет о среднесписочной численности отменен. Данные о количестве сотрудников работодатели будут сдавать ежеквартально в рамках расчета по страховым взносам (РСВ). Поэтому всем, кто открыл ООО в 2021 году, подавать отдельный отчет о среднесписочной численности не нужно.

7. Подать уведомление о начале работы / получить лицензию

Полный список видов деятельности, о начале которых нужно уведомлять, приведен в ст. 8 закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 .

О начале своей работы обязательно уведомляют компании, занимающиеся общепитом, торговлей, грузоперевозками, оказанием гостиничных и бытовых услуг.

Если среди заявленных компанией видов деятельности есть лицензируемые, получите лицензию. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, перечислен в ст. 12 закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года .

Ведите учет, платите налоги и зарплату, отчитывайтесь через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Первые 14 дней работы бесплатны.

8. Открыть расчётный счёт в банке

Организации могут платить налоги только с расчетного счета, поэтому он всегда необходим. В первую очередь выберите банк, в котором хотите открыть счет. Оцените репутацию, срок жизни, тарифы и отзывы клиентов.

Со 2 февраля 2021 года действует обновленная версия Инструкции ЦБ РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам, депозитных счетов». В главе 4 указан перечень документов, которые нужно представить в банк: учредительные документы, лицензии, карточку, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юрлица.

Уведомлять об открытии счета налоговую и внебюджетные фонды не нужно.

9. Внести уставный капитал

В 2021 году у организации есть не более 4 месяцев, чтобы все участники внесли вклад в уставный капитал в рамках своей доли. Срок может быть уменьшен решением о создании организации. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы кредиторов. Он может иметь форму денег или имущества, но минимум 10 000 рублей должно быть в деньгах, остальную часть можно вносить в любом виде.


10. Купить и зарегистрировать кассовый аппарат

К началу 2021 года поставить онлайн-кассу должны практически все организации ( ст. 2 № 54-ФЗ ). Техника обязательно должна подключаться к интернету, чтобы передавать данные в налоговую онлайн. Также надо заключить договор с оператором фискальных данных.

За несоблюдение закона организациям грозит штраф от 75% до 100% выручки, полученной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. Для должностных лиц штраф от 25% до 50% выручки, полученной мимо ККТ, но не менее 10 000 рублей. Полный перечень штрафов перечислен в ч. 2 ст. 14.5 КоАП .

11. Провести специальную оценку условий труда

Работодатель обязан провести специальную оценку условий труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ . Это нужно для того, чтобы обеспечить безопасность и комфортность труда сотрудников.

У новых ООО в 2021 году есть 12 месяцев на проведение оценки. Для этого нужно привлечь специализированную аккредитованную компанию, которая проведет оценку и подготовит отчет. Проверить, аккредитована организация или нет, можно на официальном сайте Минтруда России . Следующую оценку нужно провести через 5 лет.

В течение 30 дней ознакомьте сотрудников с результатами спецоценки. Также уведомьте о проведении спецоценки трудовую инспекцию, отправив декларацию по рабочим местам в течение 30 дней.

12. Обеспечить ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет обязаны вести даже компании, применяющие УСН. Выберите ваш способ ведения бухучета:

  • нанять штатного бухгалтера;
  • нанять приходящего или работающего удаленно бухгалтера;
  • отдать бухучет на аутсорсинг;
  • вести учет самостоятельно через онлайн-сервисы.

Самый дорогой вариант — штатный бухгалтер. Ему нужно платить зарплату, начислять взносы и оборудовать рабочее место. Самый дешевый вариант — вести бухучет самостоятельно, но для этого нужно время и специальные знания. В целом, выбор зависит от вида деятельности и размеров компании.

Например, компаниям в сфере торговли и с небольшим оборотом, отлично подойдет удаленный бухгалтер или аутсорсинг. Крупным производственным компаниям нередко нужен целый штат бухгалтеров: главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер на зарплату, производство и так далее.

Если вы зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад, мы подарим вам квартал работы в Контур.Бухгалтерии.


Иногда начать свой бизнес легче, чем официально оформить предпринимательскую деятельность: выбрать организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, разобраться с ведением бухгалтерии и т. д. Чтобы принять правильное решение, иногда приходится проводить настоящее исследование. В этой статье мы постарались облегчить задачу начинающему предпринимателю и сравнить условия работы и налогообложение для ИП и ООО.

4. Открываем расчетный счет

Без расчетного счета ООО не жить. В отличие от самозанятого или ИП юрлицо должно иметь расчетный счет. Хотя бы один.

И выбирать банк лучше не по самому дешевому тарифу, а по совокупности признаков.

Ходить в маленький банк смыл есть тогда, когда вы уверены в том, что у банка нет проблем с ликвидностью и он не нарушает в процессе своей деятельности 115-ФЗ и другие законы.

А кто может быть в этом уверен?

Поэтому есть смысл хотя бы один счет открыть в ТОП-11 банков.

О том, как выбрать банк, я регулярно пишу на своей странице, поэтому углубляться в эти дебри сейчас не буду, чтобы вы не заснули после сытного обеда.

7. Решаем, будем ли нотариально заверять решения общего собрания участников общества

С сентября 2014 года любое собрание участников (даже годовое) должно венчаться заверением у нотариуса. Эта норма введена статьей 67 ГК РФ.

Считается, что это требование распространяется даже на те общества, которые состоят из одного участника. Поэтому, если не хотите бегать по каждому внеочередному и очередному поводу собраться и что-то решить к нотариусу, то в уставе или в протоколе общего собрания учредителей один раз и навсегда закрепите, что достаточно подписей всех участников ООО для того, чтобы решение общего собрания участников никто не признал незаконным.

10. Делаем СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативных требований (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

А если по-русски, то это необходимая для любого ООО процедура, которая стоит (для стартапа) немалых денег, которая ничего полезного для компании не приносит, зато тем, кто присел на этот рынок, приносит постоянный доход в виде тех, кто вновь зарегистрировался, сменил офис, создал новые рабочие места, изменил технологический процесс. Для новых компаний для проведения этого мероприятия есть 6 месяцев.

Настройка реквизитов кассы при смене налогового режима

Если вы работаете с онлайн-кассой, при смене СНО вам не придется перерегистрировать ее в ФНС и менять фискальный накопитель. Только при переходе на ОСНО есть нюансы: если у вас фискальный накопитель на 36 месяцев, его придется поменять на более “короткий” накопитель на 15 месяцев, этого требует 54-ФЗ. В остальных случаях придется только сменить налоговый режим в настройках кассы к началу работы на новом режиме. Чтобы сделать это быстро и без ошибок, обратитесь в свой сервисный центр.

Работайте на разных налоговых режимах и совмещайте СНО в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата, отчетность и круглосуточная поддержка специалистов. Мы дарим полгода работы в сервисе всем компаниям и ИП, которые переходят с ЕНВД на УСН или ОСНО в 2019-2020 году

8. Подаем уведомление о начале деятельности

Перед началом осуществления некоторых видов деятельности компания должна уведомить соответствующий надзорный орган.

Это делается для того, чтобы потребитель мог на вас пожаловаться, а надзорному органу было куда прийти с проверкой.

Такая обязанность у компании введена Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Смена системы налогообложения в обязательном порядке

Изменение системы налогообложения

Необходимость менять СНО появляется, если вы нарушаете критерии применения своего спецрежима или прекращаете конкретный вид деятельности, к которому применяется спецрежим. А еще чиновники могут ввести новые ограничения для спецрежима или отменить его.

Если вы слетаете с УСН, придется уведомить налоговую о потере права на упрощенку по форме 26.2-2. Сделайте это в течение 15 дней после квартала, в котором вы нарушили критерии. Но право на УСН вы теряете с начала квартала, в котором допустили нарушение, и применять ОСНО должны тоже с начала квартала. Последним кварталом на упрощенке будет тот, который предшествовал кварталу с нарушением. За деятельность на УСН придется заплатить налог и отчитаться в течение 25 дней после “нарушительного” квартала.

Если вы слетаете с ЕНВД, подайте в налоговую заявление по форме ЕНВД-3 (для организаций) или ЕНВД-4 (для ИП) в течение 5 дней после того месяца, когда были нарушены критерии по ЕНВД или в течение 5 дней после прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД. Если до этого вы совмещали УСН и ЕНВД, то ваша бывшая вмененная деятельность автоматически переходит на УСН — если, конечно, не нарушает его критериев. Если до этого вы не переводили деятельность на упрощенку, то у вас есть 30 дней с момента отмены ЕНВД, чтобы подать заявление о переходе на УСН. Это тот редкий случай, когда на упрощенку можно перейти в начале года. Если не подать заявление на упрощенку в течение месяца, вы автоматически окажетесь на ОСНО.

Если вы слетаете с патента, подайте в течение 10 календарных дней с момента нарушения заявление об утрате права на патент. При “слете” с патента считается, что предприниматель находился на своем базовом налоговом режиме с начала действия патента. Если вы переходили на УСН и совмещали упрощенку и патент, то вы будете считаться плательщиком УСН. Если же перехода на упрощенку не было, вы будете считаться плательщиком ОСНО.

Мы указали общие правила перехода с одной системы налогообложения на другую. Возможно, вам потребуются уточнения экспертов: многие вопросы смены СНО имеют разночтения, на этот счет есть письма и разъяснения контролирующих органов и судебная практика, все это поможет сориентироваться в конкретной ситуации.

10 дел, которые нужно сделать после регистрации ООО


Сразу после регистрации общество с ограниченной ответственностью вместе с правом вести бизнес получает определённые обязанности.

Не все эти обязанности очевидны и известны новичкам. Ха, неновичкам, кстати, тоже.

Чтобы не было мучительно больно, не бегать в первые же месяцы с выпученными глазами с непониманием, что происходит, платить штрафы, я собрала 10 важных дел, которые надо сразу сделать, чтобы не отвлекаться потом на залатывание дыр.

Зачем менять систему налогообложения

Часто предприниматели меняют налоговый режим добровольно: можно перейти на более выгодный спецрежим и снизить налоговую нагрузку, если в деятельности что-то изменилось. Например, переход с ОСНО на УСН “Доходы минус расходы” сокращает налоги в 1,5-2 раза и уменьшает объем отчетности.

Другой случай смены СНО — вынужденный. Скажем, если бизнес перестал “умещаться” в рамки, установленные для его спецрежима, придется перейти на основную систему.

3. Выбираем систему налогообложения

Юридические лица в форме ООО выбирают между ОСН, УСН и ЕНВД.

Для перехода на УСН у нового юридического лица есть всего 30 дней для принятия решения о применении.

Если компания останется на ОСН, то желательно перед тем, как стартовать, посмотреть на льготы, которые она может воспользоваться при налогообложении налогом на добавленную стоимость.

Ведь вид осуществляемой деятельности может быть освобожден от уплаты НДС вовсе или товары, которые компания намерена производить или продавать, облагаются по пониженной (10%) ставке налога.

9. Получаем лицензию, разрешения, допуски

Перед тем, как начать осуществление некоторых видов деятельности, надо получить лицензию. Перечень лицензируемых видов деятельности определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

За деятельность без лицензии или с нарушением ее условий могут взыскать административный штраф, также может быть конфискована изготовленная с нарушением продукция или приостановка деятельности, а также в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность за такое деяние.

Общая система налогообложения

ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.

Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.

Налоги, которые оплачиваются на любом налоговом режиме

Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • акцизный сбор;
  • сбор за пользование биологическими ресурсами;
  • транспортный налог;
  • торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.

Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.

Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.

Когда необходимо изменение системы налогообложения

Необходимость менять СНО возникает, если компания нарушает критерии, установленные для текущего спецрежима. Возможны варианты.

  • Вы прогнозируете, что в будущем нарушите критерии применения спецрежима: например, вы на патенте и собираетесь нанять более 15 сотрудников. В таком случае можно подобрать “мягкий” вариант перехода и выбрать новый выгодный спецрежим с нового налогового периода.
  • Вы внезапно нарушаете критерии и вынуждены перейти на основную систему с начала того периода, в котором произошли нарушения (для разных систем эти периоды отличаются). Например, вы на УСН не уследили за размером дохода, и он превысил 150 млн. за год: вам придется перейти на ОСНО с начала квартала, в котором были допущены нарушения.

Также придется поменять СНО, если федеральные или региональные законы вводят новые ограничения по спецрежимам. Например, местные власти отменяют применение ЕНВД по вашему виду деятельности. Еще один актуальный пример: вы на ЕНВД и продаете кеды, а чиновники вводят ограничение на применение ЕНВД при торговле маркированными товарами, к которым относится обувь, — значит вам придется переходить на другой налоговый режим. Поскольку обычно нововведения вступают в силу с нового календарного года, у предпринимателя есть время для маневров и выбора новой СНО.

2. Ставим бухгалтерский и налоговый учет

Бухучет — святое для любой компании.

Малопонятные понятия о дебете и кредите для большинства предпринимателей зачастую вырастают в протест и попытку оставить это дело на потом, однако обзавестись бухгалтером в штате, на удаленке или форме аутсорсинга придется и практически сразу.

Сделать надо это хотя бы по 2 причинам:

1) в десятидневный срок после создания компании надо обзавестись ЭЦП для сдачи декларации по НДС в электронном виде (для тех, кто примет решение остаться на общей системе налогообложения),

2) до 20 числа следующего за месяцем регистрации компании подать в ИФНС сведения о среднесписочной численности. Иначе компании заблокируют операции по счету и штрафуют, а также компания не попадет в список предприятий малого и среднего предпринимательства, что может стать препятствием для участия в некоторых тендерах и конкурсах.

Страховые взносы организаций и ИП

Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:

  • на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
  • на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
  • на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.

ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.

ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.

6. Делаем печать. Или не делаем

Это зависит от того, что вы написали в своем уставе. Если в уставе сказано, что общество имеет печать, то утвердите эскиз, изготовьте печать и храните ее в сейфе.

1. Заключаем трудовой договор с руководителем

Руководитель компании начинает свою деятельность сразу после того, как в ЕГРЮЛ появляется запись о внесении компании в реестр.

От имени компании договор с руководителем подписывает один из учредителей, данные которого вы указали в протоколе собрания учредителей.

Трудовой договор вы заключаете на тот срок, который указали в уставе.

Можно этот срок указать только в трудовом договоре, тогда в уставе надо сделать отсылку к договору.

Важно понимать, что как только договор заключен, так сразу у компании возникают обязанности начислять и выплачивать заработную плату своему руководителю. Есть мнение, что если компания состоит из одного участника и он же является руководителем, то зарплату начислять самому себе не обязательно.

Так можно делать.

Только помните о том, что компания создается в целях извлечения прибыли, поэтому будет странно на фоне отсутствия зарплаты директору не выплачивать дивиденды.

На старте платите зарплату, потом, когда заработаете первые деньги, переходите на выплату дивидендов.

Тогда можно будет попытаться защитить свою позицию на заседании комиссии ИФНС по обелению зарплатного фонда.

Налоговой все равно, платите ли вы самому себе зарплату.

Ей не все равно, сколько вы налогов платите.

Также помните о том, что зарплатные налоги входят в налоговую нагрузку, которую считает банк (не по своей воле, конечно) и, прикрываясь 115-ФЗ, банк может вам доставить немало хлопот из-за вашей же жадности.

Конечно, получение зарплаты самим владельцем (когда он сам еще и руководитель) есть самый дорогой способ получения дохода от бизнеса. Поэтому в общем и целом ничего не будет плохого в том, что вы не будете выплачивать себе зарплату.

Однако не надо фанатеть в экономии. Всему должна быть мера.

Ответственность за отсутствие трудового договора там, где он необходимо, последует незамедлительно и, как водится в современной действительности, она немалая — от 50 до 100 тысяч рублей.

Изменение системы налогообложения

Компании и ИП не всегда работают на одном налоговом режиме долгие годы, иногда его приходится менять. В статье расскажем, какие бывают причины для смены системы налогообложения (СНО), как и в какие сроки сменить налоговый режим.

Системы налогообложения в 2021 году

Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:

  • ОСНО;
  • УСН (спецрежим для малого и микробизнеса, его могут использовать компании и ИП);
  • ПСН (только для ИП);
  • ЕСХН (для ИП и ООО).

Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.

Смена системы налогообложения в добровольном порядке

Если вы добровольно и запланированно меняете систему налогообложения, все зависит от того, с какой СНО вы уходите и какую выбираете взамен. Сперва рассмотрим, как отказаться от текущего спецрежима, если это необходимо, затем — как перейти на новую СНО.

Отказ от УСН. Добровольно отказаться от этого налогового режима удастся только с начала нового календарного года: подайте в ФНС уведомление 26.2-3 не позднее 15 января нового года. Ждать реакции от налоговой не нужно. Если планируете только сменить объект налогообложения («Доходы» или «Доходы минус расходы»), это тоже можно сделать с начала календарного года: подайте в свою ФНС уведомление 26.2-6 до 31 декабря текущего года, чтобы со следующего начать работать по-новому. В этом случае тоже не ждите реакции от налоговой.

Внимание! Отказывайтесь от УСН, только если вы хотите перейти на ОСНО. Если же вас интересуют ЕНВД или патент, их можно совмещать с УСН, не отказываясь от этого режима.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Отказ от ЕНВД возможен в любое время. Отправьте в налоговую заявление о снятии с вмененки по форме ЕНВД-3 (для организаций) или ЕНВД-4 (для ИП). Заявление подайте в течение 5 дней с того момента, как вы начали применять новый налоговый режим. Удобно делать это в начале нового налогового периода. Дата снятия с учета — это дата, которую вы укажете в заявлении. Налоговая обязана в 5-дневный срок уведомить вас о своем решении.

Отказ от патента невозможен, придется ждать окончания его срока действия. С патента нельзя уйти добровольно, но можно «слететь».

Отказ от ОСНО невозможен: эта система считается базовой, а для перехода на другие СНО вы просто подаете соответствующие заявления.

Теперь расскажем, как начать применять новую СНО. Обратите внимание: некоторые налоговые режимы (ОСНО, УСН) распространяются на всю вашу деятельность целиком, а некоторые (ЕНВД, ПСН) применяются только к некоторым видам деятельности. Больше того, они могут работать «поверх» базовой системы налогообложения — тогда это называется совмещением налоговых режимов. Например, вы ведете розничную торговлю на УСН и дополнительно оказываете образовательные услуги на патенте.

Переход на УСН с общей системы возможен только с начала нового календарного года. Упрощенка будет распространяться на все ваши виды деятельности, но для некоторых видов вы сможете дополнительно применять патент или вмененку. Подайте в налоговую по месту регистрации форму 26.2-1 до 31 декабря текущего года. И не ждите от налоговой ответа — вы просто уведомили ее о применении УСН.

Если же вы когда-то перешли на УСН, а затем на патент или ЕНВД, то вашей «базовой системой» считается упрощенка. Тогда вернуться с дополнительных спецрежимов на УСН можно в любое время.

Переход на ЕНВД возможен в любое время. Этот режим распространяется на определенные виды деятельности, которые нужно указать в заявлении. Если вы собираетесь применять вмененку с начала календарного года, подайте заявление о постановке на ЕНВД до 15 января (ЕНВД-1 для организаций и ЕНВД-2 для ИП). Если переходите на вмененку в середине года, подайте заявление в течение 5 дней после начала применения этого режима. Налоговая ответит в течение 5 дней.

Переход на ПСН возможен в любое время: патент выдается на период от 1 до 12 месяцев, но только в пределах календарного года. Патент, как и ЕНВД, затрагивает только конкретные виды деятельности. Предприниматель подает в ФНС форму 26.5-1 за 10 или более дней до начала применения новой СНО. В течение 5 дней налоговая выдаст патент или откажет предпринимателю.

Переход на ОСНО происходит, если вы «слетели» со спецрежима или добровольно отказались от него. Никакого заявления о переходе на ОСНО подавать в налоговую не нужно, этот режим считается базовым, он охватывает всю деятельность компании или ИП (кроме тех видов деятельности, для которых применяют патент или вмененку). Перейти на ОСНО с разных спецрежимов можно в разное время:

  • с УСН — добровольно с начала нового календарного года, вынужденно — с начала квартала, в котором произошло нарушение требований для УСН;
  • с ЕНВД — добровольно в любое время, вынужденно — с начала месяца, в котором произошло нарушение требований для ЕНВД;
  • с ПСН — добровольно только по истечении срока патента, вынужденно — с начала срока применения патента.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

5. Вносим уставный капитал

Для ООО срок оплаты долей в уставном капитале своими учредителями установлен законом об ООО и он равен 4 месяцам.

Если в вашем уставе сказано, что вы оплачиваете уставный капитал деньгами, то каждый из учредителей в течение указанного срока обязан сделать платеж на расчетный счет компании.

Сделать это лучше с личного расчетного счета, причем, вы не можете освободить участника общества от оплаты им своей доли в уставном капитале.

Если вы оплачиваете доли имуществом, то независимо от того, какова стоимость имущества, вам придется его сначала оценить у независимого оценщика.

Минимальный размер уставного капитала, который составляет 10 000 рублей, оплачивается только денежными средствами.

Вообще, в современном бизнес-мире лучше не указывать уставный капитал в минимальном размере.

Это будет одним из 109 признаков однодневки, поэтому и банки, и налоговая инспекция не порадуется за вас. Да и потенциальному крупному покупателю/поставщику это обстоятельство тоже будет не по душе. Но если вы настаиваете на вашем праве поставить минимальный размер, то это — ваше право.

Кстати, штрафа за несвоевременную оплату уставного капитала нет.

Поэтому вы можете прошляпить срок и вам за это ничего не будет.

Разве что налоговая инспекция или иное заинтересованное лицо инициирует ликвидацию общества в связи с несоблюдением правил, установленных федеральным законом.

А в остальном — нарушайте на здоровье.

Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы


Система сама рассчитает налоги и напомнит вам о сроках платежей и сдачи отчетов


Автоматический расчет зарплаты, отпускных и больничных Техподдержка 24/7, подсказки внутри сервиса, справочно-правовая база


Отчеты и КУДиР формируются автоматически по данным бухучета


Электронный документооборот и быстрая проверка контрагентов Документы, сделки, аналитические отчеты, сверка по НДС

Инструкция для ООО по смене налогового режима

Организация может применять ОСНО, ЕНВД и УСН, совмещать ЕНВД+ОСНО и ЕНВД+УСН, а значит может столкнуться с такими ситуациями по смене режимов:

Переход с ЕНВД на УСН: в этом случае следуйте нашим рекомендациям выше и изучите вопрос о выгодности применения этих спецрежимов в нашей статье, а также требования для плательщиков УСН.

Переход с ЕНВД на ОСНО: следуйте нашим рекомендациям выше, читайте статьи о переходе со вмененки на общий режим и особенностях ОСНО. А еще помните: если вы подавали заявление о применении УСН, а затем стали работать на ЕНВД, то для перехода на ОСНО вам придется также отказаться от УСН (выше мы писали, как это сделать).

Переход с УСН на ЕНВД: в этом случае вы переводите на ЕНВД конкретные виды деятельности, а УСН остается вашим “базовым” налоговым режимом. Читайте нашу статью о совмещении УСН и ЕНВД.

Переход с УСН на ОСНО: нужен, если организация хочет заключать сделки с крупными контрагентами и работать с НДС или если она слетает с упрощенки. Откажитесь от УСН в конце календарного года добровольно или уведомите ФНС о потере права на УСН согласно нашим рекомендациям выше.

Переход с ОСНО на ЕНВД: вы переводите на ЕНВД часть или все виды деятельности, а ОСНО остается вашим «базовым» налоговым режимом. Читайте наши статьи о совмещении ЕНВД и ОСНО и раздельном учете при совмещении.

Переход с ОСНО на УСН: вы меняете «базовый» налоговый режим для всех ваших видов деятельности, это можно сделать только в начале календарного года. Следуйте нашим рекомендациям выше и читайте статью о переходе с ОСНО на УСН и восстановлении НДС.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Инструкция для ИП по смене налогового режима

ИП может работать на ОСНО, УСН, ЕНВД и патенте, совмещать ЕНВД+УСН, ЕНВД+ОСНО, УСН+патент, УСН+патент+ЕНВД, ОСНО+патент, ОСНО+патент+ЕНВД. Для предпринимателей возможны те же варианты смены режима, что и для организаций (смотрите выше), и еще несколько ситуаций.

Переход с патента на ОСНО: происходит при завершении срока патента или утрате права на патент, если предприниматель не переводил свою деятельность на УСН. Следуйте нашим рекомендациям и читайте статью о совмещении патента и ОСНО.

Переход с патента на УСН: происходит при завершении срока патента или утрате права на патент, если предприниматель перевел свою деятельность на УСН, а потом купил патент. Следуйте нашим рекомендациям выше и читайте статьи о совмещении патента и УСН, а также о выгодности патента или упрощенки.

Переход с патента на ЕНВД: возможен после завершения срока патента или после утраты права на патент, когда ИП начинает применять ЕНВД. Следуйте нашим рекомендациям выше и читайте статьи о совмещении патента, УСН и ЕНВД, а также патента и ЕНВД.

Переход на патент с любой СНО: возможен, если вид деятельности соответствует требованиям ПСН. При этом возможно совмещение патента и других налоговых режимов.

Читайте также: