Silver economy что это

Обновлено: 05.07.2024

Какие продукты и услуги нужны людям старшего поколения

Разные люди по-разному смотрят на мировую повестку. Кто-то считает главной глобальной проблемой Исламское государство, кто-то — Дональда Трампа, а социологи — стремительное старение человечества. Оно происходит потому, что рождаемость в развитых странах падает, а продолжительность жизни растет. В 2015 году на планете жили 901 млн человек старше 60 лет. По прогнозу ООН, к 2030 году их будет 1,4 млрд, к 2050-му — 2,1 млрд. Это создает огромную экономическую нагрузку на молодых и грозит подорвать социальную политику многих стран.

Хотя стариков становится все больше, бизнес ориентируется в основном на молодежь. Это проявляется в моде, медиа и кино, поэтому культурологи вовсю говорят о тинейджеризации культуры. Ролевые модели успеха явно помолодели — мир восхищается юными поп-звездами, стартаперами и блогерами. Крупные корпорации вроде Google и Facebook делают ставку на молодых сотрудников, а опытным специалистам предпенсионного возраста все труднее найти работу. Многие рынки игнорируют запросы пожилых людей, потому что не видят в них своего потребителя.


Rusbase рассказывает, почему старшее поколение играет все большую роль в экономике России, почему предпринимателям пора учиться общаться с возрастной аудиторией и какие возможности для бизнеса открывает старение населения.

Самые дальновидные предприниматели уже переключаются на пожилую аудиторию. Они понимают, что в ближайшие годы бабушки и дедушки станут очень перспективным рынком. На сайте AngelList можно найти 371 стартап в категории Elder Care и 97 стартапов из серии Senior Citizens. Например, американский онлайн-сервис Honor уберизирует уход за пожилыми на дому. Проект помогает семьям найти квалифицированную сиделку по различным критериям — например, говорящую на нужном языке. В этот стартап уже вложились ведущие инвесторы Кремниевой долины.

В России рынок продуктов и услуг для старшего поколения (на Западе для него придумали поэтическое название — «серебряная экономика») развивается медленнее. Наше общество не обращает внимания на проблемы старения, а наши пенсионеры не отличаются платежеспособностью. Как правило, после выхода на пенсию финансовые возможности россиян резко снижаются (в 2017 году средняя пенсия составляет 13 620 рублей). «У нас вообще нет культуры старости, при том что стариков становится больше каждый день», — сетовала геронтолог Дарья Белостоцкая в интервью «Афише». Пока маркетологи грезят о миллениалах с большими зарплатами, в нише продуктов и услуг для пожилых — дефицит предложения и низкая конкуренция.

В России старшее поколение — стабильно растущий потребительский сегмент. «Через десять лет число россиян старше 60-65 лет удвоится, — прогнозирует гендиректор гериатрического центра «Монино» Инна Карпенко. — Это произойдет из-за увеличения продолжительности жизни, а также выхода на пенсию детей послевоенного демографического взрыва».

Сегодня каждый четвертый россиянин — пенсионер. По данным Росстата, пенсию по старости получают около 35,6 млн человек. Это 24% от населения страны (146,8 млн). Доля пожилых россиян растет не первый десяток лет и продолжит увеличиваться в будущем. Так, в 2022 году количество пенсионеров по возрасту перевалит за 40 млн (27% от общего населения).

Данные Росстата, прогноз аналитического центра при правительстве РФ Российские чиновники тоже обеспокоены проблемами старения. В начале прошлого года правительство утвердило стратегию действий в интересах граждан старшего поколения. Государство собирается стимулировать занятость и дополнительное образование пожилых людей, повышать их финансовую грамотность, обеспечивать их досуг, доступ к информации, развивать социальные услуги и здравоохранение под запросы старшего поколения.

Некоторые аналитики считают старение населения стимулом для развития экономики. Продолжительность жизни стариков увеличилась, теперь пора повысить ее качество. Россияне старшего поколения — крупная категория клиентов практически любого бизнеса, от торговых сетей до частной медицины. Важно, чтобы предприниматели учитывали их потребности и создавали для них новые услуги.

Сегодня многие торговые сети, турагентства, парикмахерские дают скидки по пенсионному удостоверению. Российские фитнес-клубы вводят специальные программы для пожилых людей, рассказывает директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym Ольга Киселева. «Нынешнее поколение 50-60+ активно и платежеспособно, — объясняет она. — Около 20% клиентов нашей сети — люди старше 60 лет. Если десять лет назад членские карты им покупали взрослые дети, то сейчас люди в возрасте приходят к нам сами, чтобы укрепить здоровье. Современная фитнес-индустрия предлагает им йогу, учитывающую возрастные изменения, пилатес, стретчинг, аквааэробику, скандинавскую ходьбу».

По мере повышения культуры старения россиян акцент «серебряной экономики» будет сдвигаться от лечения к профилактике, активному долголетию и повышению качества жизни, полагает замдиректора по направления «Социальные проекты» АСИ Антон Яремчук. Это досуговые центры, творческие студии, образовательные программы, возможности для подработки.

Рост числа стариков в России станет драйвером для отечественной сферы услуг, считают собеседники Rusbase. Сегодня в третий возраст входит поколение, которое успело реализовать себя вне социализма. «Новые пожилые» более состоятельны и хотят сохранить привычный уровень потребления. Если раньше на пенсии принято было посвящать себя внукам, то нынешние пенсионеры могут и хотят заниматься собой. В этом смысле в России приживается европейский подход к старению.

Микролернинг: как обучиться максимально быстро

Шквал новых профессий, которых не было на рынке еще пару лет или даже несколько месяцев назад, стимулировал трансформацию образования в пользу коротких курсов по новым навыкам. Как отмечается в исследовании «Барометр онлайн-образования», самый популярный формат обучения сегодня — это курсы длиной в один-три месяца: каждая третья платформа уже предлагает именно такой вариант.

Вместе с этим развивается тренд на микролернинг: обучение через блоки длиной 15-20 минут. Сокращение модулей происходит во многом потому, что способность современного человека к концентрации внимания снижается: после 6-8 минут просмотра видео люди начинают уставать. Как результат — хорошо, если 20-25% учеников доходят до конца полноценного курса. Это и стимулирует платформы переходить на микроформат — его выбирают уже 43% компаний.

В ИТ-отрасли, отличающейся стремительным развитием, трансформацию профессий нередко стимулирует появление новых технологий: коммерческие редакторы уже не только пишут тексты, но и берут на себя создание сайтов под ключ, а дизайнеры не только отрисовывают, но и собирают приложения сами.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Происходит переход от узкопрофильных специалистов к модели «Леонардо да Винчи» — появлению на рынке исполнителей с уникальными комбинациями навыков, решающих задачу «под ключ» и благодаря этому способных брать более выгодные заказы. Чтобы успешно сочетать несколько компетенций, необходимо быстро им обучаться, а не тратить условные год-два на получение образования разработчика, затем еще год — на диплом дизайнера и так далее.

В исследовании «Gig-экономика 2021» от PwC указывается, что Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Такой формат труда популярен не только у самих специалистов, но и у работодателей: каждый второй выбирает фрилансеров для доступа к широкой экспертизе, а каждый третий — потому что это позволяет привлекать разных специалистов на отдельные проекты.

При этом свыше 57% компаний сталкиваются с трудностями поиска квалифицированных работников на выполнение отдельных работ. Опрошенные PwC эксперты уверены, что рынок продолжит прирастать на 20% как минимум в ближайшие пять лет. Переход офисных работников во фриланс будет происходить в том числе за счет коротких курсов и микролернинга.

Фото:Creativan / Shutterstock

Что такое креативная экономика и зачем инвестировать в инфлюенсеров

Фото: Sean Gallup / Getty Images

На 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. На мероприятиях ЮНЕСКО уже обсуждаются вопросы укрепления экономики за счет творческого сектора. Участниками креативной экономики являются не только деятели культуры (художники, музейное дело, музыканты), но и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети — инфлюенсеры, блогеры, независимые авторы, которые образовали нишу Creator Economy и стали отдельным каналом маркетинга и продаж для заказчиков.

Например, в России AIB Russia представили анализ рынка Influencer Marketing 2020 — за год его объем вырос на 63,3% и составил ₽11,1 млрд. В исследовании рассматривались две самые крупные сети Instagram и Youtube, где чаще всего продвигают товары и услуги.

По данным Adindex за 2020 год, крупнейшими заказчиками рекламы в Рунете были «Сбер», МТС, Tele2, PepsiCo и Nestle. Суммарно рекламные бюджеты этих компаний составили ₽10,3 млрд.

Сейчас перед инфлюенсерами стоит задача удержать не только аудиторию, но и рекламодателей. Для этого блогерам приходится создавать креативный контент, наблюдается рост популярности программ для обработки фото и видео, появляются новые формы заработка на создании трендового контента. В свою очередь популярность и капитализация таких приложений растет, что говорит об их инвестиционной привлекательности.

Фото:из личного архива

Новый тренд: Зерокодинг, или Zero coding, 0 coding, No-code

Отдельно хотелось бы остановиться на новом явлении, которое по масштабу уже сравнивают с появлением первых операционных систем, позволивших пользоваться компьютерами людям без навыков программирования. Идея заключается в том, что создание новых ИТ-решений и продуктов происходит без написания собственного кода, при помощи визуального программирования — комбинирования готовых блоков и функций.

Компаниям это позволяет создавать нужные для работы инструменты силами собственных сотрудников, без привлечения ИТ-отдела — этот тренд называют «гражданской разработкой» (от англ. citizen development). А у специалистов, которые хотят войти в цифровую индустрию или запустить свой сайт или даже мобильное приложение, но не имеют ИТ-бэкграунда и знаний языков программирования, появляется возможность создавать собственные ИТ-продукты в одиночку всего за пару недель.

К зерокодингу прибегают не только маленькие компании с ограниченным бюджетом, но и мировые гиганты. Microsoft в посте на сайте корпорации рассказывает, как гражданские разработчики компании изучили зерокодинговый инструмент Microsoft Power Apps и всего за 40 дней создали с его помощью умного ассистента для своих задач. ИТ-отделу компании на это потребовались бы месяцы.

«Умный» ассистент, версии при запуске для планшетов и телефонов

«Умный» ассистент, версии при запуске для планшетов и телефонов

В Microsoft подчеркивают, что такая инициатива на местах может стать источником идей для новых коммерческих продуктов: гражданские разработчики лучше всего понимают, как должен работать новый инструмент для эффективного решения их задач. Если такой MVP окажется востребованным, компания сможет привлечь ИТ-отдел для масштабирования продукта и вывода на рынок.

Зерокодинг не только ускоряет процесс вывода проектов на него, но и позволяет без дополнительных затрат на создание MVP тестировать новые идеи, проверять спрос, клиентов, прибыль. Благодаря no-code платформам ИТ-предприниматели или те, кто только хочет ими стать, могут предложить свою идею рынку, имея близкий к нулевому бюджет на запуск.

Развитие зерокодинговых инструментов органично поддерживает рост Passion Economy.

Теперь в одиночку можно создать не только простенькие сайты или интернет-магазины, но и полноценные мобильные приложения — и в пару кликов опубликовать их для своих клиентов через App Store и Google Play. Например, предприниматель из Калуги всего за две недели собрал так приложение для необычного фитнес-клуба.

При этом даже для разработки продукта без кода нужно иметь определенный набор знаний и навыков, чтобы грамотно обращаться с инструментами для реализации проекта. Но обучиться зерокодингу на краткосрочных курсах в разы проще и быстрее, чем освоить профессию разработчика с нуля. И это одна из причин, по которой направление продолжит стремительно развиваться. Согласно отчету Gartner, уже к 2023 году число гражданских разработчиков-зерокодеров в четыре раза превзойдет число профессионалов, а к 2024 году без кода будут создаваться 65% мобильных приложений на рынке.

Trend Alert: Silver Economy — почему в рекламе все чаще снимают людей в возрасте?


Взрослые лица и тела в фаворе у глянца не только из этических соображений, развитое общество не столько чтит возраст, сколько скрупулезно считает деньги: потребитель в возрасте составляет внушительный процент от общей массы покупателей!

Джессика Лэнг в рекламе Marc Jacobs Beauty

требует уважения к своим кумирам!

Среди «записных» it-girls 21 века — 81-летняя героиня прошлогодней рекламной кампании Céline журналистка Джоан Дидион, представляющая Saint Laurent 72-летняя певица Джони Митчелл и 94-летняя Айрис Апфель, американский коллекционер и дизайнер, в 2011 году ставшая лицом косметической линии M.A.C, а в 2015-м — послом марок Kate Spade и Alexis Bittar. Также среди модных фаворитов последних лет — легенда 60-х и амбассадор L’Oreal Твигги, стилист Линда Роден, несравненная Дафна Гиннес, «стилист века» Грейс Коддингтон, легенда Moschino Роселла Джардини и актриса Джессика Лэнг.

Катрин Денев в рекламе Louis Vuitton

Дамы в возрасте с интересной историей жизни, броской внешностью, ярким характером и творческой карьерой украшают обложки глянцевых журналов — только ли потому, что общество устало от одинаковых точеных и безымянных фигурок моделей и ищет достойных кумиров? Именно в этом нас хотят убедить запоминающиеся рекламные кампании с участием немолодых див. Но причина не только в этом.

Английский термин silver economy на русский переводят буквально — «серебряная экономика», но движущей силой ее является вовсе не серебро. Ее главный потребитель — «седовласый» покупатель за 60, который, согласно статистике A.T. Kearney, представляет самый быстрорастущий класс в мире. В 2000 году население Земли в возрасте старше 60 лет составляло около 600 миллионов человек, к 2010 году эта цифра дошла до 800 миллионов, а к 2050 году она предположительно составит 2 миллиарда человек. В этом свете совершенно логично, что модные Дома и косметические бренды сфокусировались на привлечении в ряды своих почитателей именно «великовозрастных» покупателей.

Кроме того, люди в возрасте обладают еще одной важной характеристикой покупателя люкс-товаров: у них есть деньги. В США, например, поколение бэби-бумеров контролирует более 80% всех финансовых активов страны и отвечает за 60% всего luxury-потребления. Люди за 50 в 2010 году потратили на товары класса люкс более 8 триллионов долларов, ожидаемый доход в 2020-м — 15 триллионов.

Культурный сдвиг в восприятии взрослого тела привел к тому, что «ботокс-молодость» больше не культивируется: нам позволили чувствовать себя комфортно «в своей шкуре», но не только потому, что это мудро, но и потому, что у нас есть деньги. Впрочем, это вряд ли кого-то должно смущать. Мода на «красивую старость» прекрасна, особенно, когда ее воспевают талантливые люди с воображением. Например, создатели вдохновляющего блога Advanced Style, публикующего фотографии стильных пожилых людей.

Creator Economy — рынок популярного контента

Creator Economy — индустрия заработка на контенте независимыми авторами — начала активно набирать оборот в 2020 году. В эту сферу входят журналисты, продвигающие платные подписки, блогеры и инфлюенсеры, зарабатывающие на своих каналах, видеографы и множество других авторов, которые так или иначе монетизируют собственный контент.

По данным Signal Fire, более 50 млн человек во всем мире считают себя криэйторами (creators), несмотря на то, что активное развитие креативных индустрий началось всего десять лет назад.

Опрос среди американских детей показал, что больше ребят хотят быть звездой YouTube (29%), чем астронавтом (11%), когда они вырастут. Многих представителей поколения Z в креативных индустриях привлекает возможность монетизировать свой контент. Graphtreon, платформа, которая помогает отслеживать заработок, статистику и рейтинг популярности креаторов Patreon, сервиса с платной подпиской на контент, каждый день публикует статистику по количеству взносов на краудфандинге. По их оценке на начало 2021 года было совершено 9,75 млн взносов на сумму $20,85 млн.

Внутри креативной сферы возникло и продолжает увеличиваться облако сервисов, помогающих в создании и продвижении контента. Структурно можно выделить несколько сегментов среди приложений:

  • Фильтры, приложения с эффектами для обработки фотографий (Affinity, Canva, Snappa, VCSO).
  • Приложения для монтажа видео (Vochi, Invideo, Kapwing).
  • Сервисы для записи подкастов (RedCircle, Anchor, PodBean).
  • Приложения для записи музыки (Ableton, GarageBand, FL Studio).
  • Сервисы для письменных материалов (Twitter, Medium, Quora).

Медиаплатформы и социальные сети со встроенными эффектами, которые позволяют публиковать творческий контент, делятся на:

  • Видеосервисы/платформы для стримов (YouTube, TikTok, Twitch).
  • Сервисы для графического дизайна/фотографий (Instagram, Snapchat, Pinterest).
  • Стриминговые сервисы для прослушивания музыки и подкастов (Apple Music, Spotify, Soundcloud, Splice).

Также на рынке креативных индустрий помимо инструментов присутствуют следующие категории игроков:

  • Создание и дистрибуция контента: это вышеперечисленные платформы, помогающие в создании контента и доведении его до потребителя (Instagram, Twitter, YouTube, Spotify, TikTok и инструменты, приложения, которые помогают создавать и редактировать контент: FaceApp, Mojo, PicsArt, Vochi и другие).
  • Продвижение и посев: агентства, отвечающие за продвижение.
  • Монетизация контента и привлечение средств для реализации проектов (Patreon, KickStarter, Starsona, Karat).

К тому же часто авторы используют популярный контент для перевода аудитории из социальных сетей в своих покупателей — они создают свои онлайн-магазины, продают инфопродукты на собственных сайтах, размещают творчество на ресурсах патронажа и краудфандинга.

Фото:Shutterstock

На этом рынке немало известных игроков, которые в свое время привлекли венчурные инвестиции. Например, американская компания VSCO в 2012 году разработала приложение для обработки фото с помощью пресетов и других инструментов. За восемь лет им удалось превратить приложение VSCO в бизнес с выручкой $50 млн и оценкой $550 млн, а также удержаться от поглощения сервисом Instagram.

Кроссплатформенный сервис Canva для графического дизайна был основан в 2012 году. Графический редактор дает доступ к встроенной библиотеке шаблонов, стоковых фотографий, иллюстраций и шрифтов. В марте 2013 года общая сумма финансирования достигла $3 млн. В апреле 2021 года компания получила $71 млн инвестиций и достигла оценки в $15 млрд. По данным Crunchbase, всего в компанию вложили около $370 млн инвестиций.

Разработчики музыкального приложения SMule, которое позволяет петь и сочинять музыку вместе с друзьями, крупными артистами привлекла $54 млн инвестиций от Bessemer, Tencent и Times Bridge.

Passion Economy: «экономика страсти»

Этот термин, появившийся в 2019 году, отражает тренд, который в англоязычном Twitter уже окрестили «enterprization of consumer» — превращение потребителей в предпринимателей. Если предыдущее поколение маркетплейсов, работавшее по модели Uber, стирало индивидуальность работников в пользу эффективности и бесперебойности их труда, то платформы Passion Economy позволяют каждому монетизировать свои уникальные навыки.

Фактически, это превращение хобби в способ заработка, вне зависимости от того, что именно делает человек — вяжет крючком, рисует комиксы или смешит людей. В более узком смысле в понятие «экономика страсти» включаются цифровые сервисы, помогающие людям монетизировать собственные увлечения. Например, Twitch или Caffeine, позволяющие геймерам зарабатывать на стримах прохождения игр, конвертировать своих подписчиков и просмотры в деньги.

Главная страница Twitch

Впрочем, речь не только о стримерах (и блогерах, монетизирующих свои хобби через YouTube), но и, например, о педагогах, которые преподносят свои знания через платформы Outschool, Teachable и другие. Или о дизайнерах, которые получили возможность продвинуться через Pietra, о писателях, зарабатывающих до $500 тыс. в год на Substack просто за счет подписок. Появляется больше шансов извлечь выгоду из творчества и того, что приносит удовольствие.

Сегодня на смену масштабированию приходит бесконечная палитра точечных предложений: свой покупатель находится на каждый продукт, будь то инди-игра или почтовая рассылка. В тени монополиста Amazon все заметнее становится инди-маркетплейс Shopify, где продавцы формируют прямые отношения с покупателями в своей нише.

Как подмечают в The New York Times, здесь продают нечто большее, чем продукт: это ощущение сопричастности, право быть частью комьюнити, собственная идентичность. Бланковый Shopify подходит для этого куда больше, чем Amazon, который затмевает поставщика собственным брендом. Инфлюенсеры, вроде модели Кайли Дженнер с прокачанной аудиторией в Instagram и Snapchat, с помощью Shopify могут в считанные часы конвертировать свою лояльную аудиторию в покупателей миллиардного e-commerce бизнеса.

Тренд зародился на маркетплейсах для физических продуктов вроде Etsy, а сейчас распространился и на сервисы — уже упомянутые Substack, Teachable, HireClub, SoundCloud, Glow и другие.

Экономика страсти будет усиливать влияние не только потому, что всеобщая цифровизация стимулирует людей уходить в онлайн, но и потому, что в пандемию многие лишились работы, и им пришлось искать альтернативный заработок.

Растущий интерес к рынку

По оценкам авторов Influencer Marketing Hub, в настоящее время объем мирового рынка креативных индустрий составляет около $104,2 млрд, включая influence-маркетинг, который в 2021 году оценивается в $13,8 млрд. К 2023 году объем Creator Economy достигнет, а возможно и превысит, $1 трлн.

Количество заинтересованных лиц и компаний, которые участвуют в развитии индустрии, также постоянно увеличивается. К ним относятся сами социальные сети как площадки, рекламодатели, то есть производители товаров и услуг, инвесторы, финансирующие разработку приложений для создания и обработки фото-, видео-, аудиоконтента, а также сами блогеры, дизайнеры, видеографы, фотографы, инфлюенсеры и потребители контента.

Согласно данным этого исследования, 33% криэйторам создание контента приносит менее $20 тыс. в год. Примерно равные группы участников исследования (

20%) говорят, что зарабатывают от $20 тыс. до $50 тыс., от $50 тыс. до $100 тыс. и от $100 тыс. до $500 тыс. И лишь 1,6% авторов заявили о доходе от $500 тыс. до $1 млн, еще меньше (0,5%) указали, что зарабатывают на контенте более $1 млн в год.

Сейчас Creator Economy представляет собой огромный, в значительной степени неизведанный рынок. По оценкам венчурной компании SignalFire, 50 млн человек во всем мире считают себя создателями контента, а по оценкам The Information, в 2021 году венчурные инвесторы вложили $2 млрд в 50 стартапов, ориентированных на создателей контента.

Фото:Shutterstock

Такая заинтересованность венчурных инвесторов делает этот рынок легитимным и не позволяет игнорировать его вклад в экономику — создание и публикация креативного контента уже давно не просто развлечение для тинейджеров.

Кремниевая долина всерьез интересуется цифровыми инструментами и платформами, используемыми создателями контента:

  • В июне 2021 года венчурная фирма Founders Fund взяла на себя инициативу в сделке объемом $15 млн для Pietra — стартапа, призванного помочь влиятельным лицам запускать линейки продуктов.
  • В апреле 2021-го Seven Seven Six, венчурная фирма, управляемая Алексисом Оганяном, соучредителем Reddit, и Bessemer Venture Partners объявили о вложении $16 млн в PearPop — платформу, которая помогает создателям монетизировать их сотрудничество и взаимодействие в социальных сетях.
  • В феврале 2021-го венчурная фирма Andreessen Horowitz инвестировала в Stir — платформу, которая помогает авторам управлять тем, как они зарабатывают деньги, оценив компанию в $100 млн.

Среди последних сделок с участием российских инвесторов можно упомянуть белорусский стартап Vochi, разработавший приложение для креативной обработки и рендеринга видео c использованием технологии AI и ML. Он привлек $2,4 млн от клубов Angelsdeck, A.Partners, TA Ventures, Kolos VC, Startup Wise Guys и других. Всего за два года стартап привлек более $4 млн.

Творческие люди: как превратить увлечение в источник дохода

Фото: Shutterstock

Рынок труда становится более цифровым — спрос на ИТ-специалистов зашкаливает, предприниматели выходят в онлайн, чтобы выжить, и даже офисным работникам без цифровой грамотности уже никуда. Кроме того, бизнес начинает чаще привлекать фрилансеров и проектных работников, как показывает исследование PwC «Gig-экономика 2021».

И вместе с этим все больше людей остаются без работы: за период с марта по декабрь 2020 года, как сообщил Минтруд, были уволены свыше 12 млн россиян, а безработица к январю 2021-го выросла до 5,9% с 4,6% годом ранее. Люди стали искать способы альтернативного заработка, что способствует развитию новых трендов на рынке труда.

О том, как превратить увлечение в доход, какие направления появились в экономике и каким профессиям сегодня можно быстро научиться, рассказал ИТ-предприниматель, основатель первого в СНГ Университета зерокодинга Вадим Михалев.

Creator Economy: «экономика творческих людей»

Это направление можно считать разновидностью Passion Economy, но акцент в этом случае делается на работу в социальных сетях, получение денег за создание или разработку контента. Если до появления тренда на Creator Economy инфлюенсеры зарабатывали на оплаченной брендами рекламе в промежутках между авторским контентом, в новой парадигме они получают деньги за свое творчество напрямую от армии преданных фанатов.

Поколение Z равнодушно к раскрученным звездам и не готово тратить время на телепередачи и другие массовые продукты от крупных компаний. Вместо этого они находят тех, кто искренне заинтересован в близкой им теме, даже если она актуальна всего для десятка человек, и поддерживают их творчество деньгами.

Монетизировать талант стало возможным благодаря возникновению платформ вроде Patreon, где автор получает пожертвования от своих «патронов» (поклонников) за публикацию контента. Деньги можно вывести через PayPal и другие платежные системы. Можно выставить несколько уровней подписки, разделяя их по объему бонусов для поклонников, настроить ежемесячную подписку или получать донаты за новую порцию контента.

Главная страница Patreon

Пандемия оказалась мощным стимулом искать новые способы заработка, а для кого-то — и пытаться отвлечься от реальности. Как передает TechCrunch, только в первые недели марта 2020-го на Patreon зарегистрировались 30 тыс. новых участников. Но эта платформа — не единственный продукт Creator Economy, хоть и доминирующий. В Fanhouse инфлюенсеры делятся своими дурацкими селфи, OnlyFans знаменит контентом для взрослых, в HeyWith экспертам платят за короткие видеоконсультации.

И все это приносит неплохой доход: платформа Teachable сообщила, что за 2020 год ее пользователи заработали суммарно свыше $456 млн. Средняя цена образовательного продукта составила $167. А разработчик инди-игры, размещенной на Patreon, может получать хорошую московскую зарплату.

Развитие Creator Economy будет сопровождаться увеличением числа нанопредпринимателей — фрилансеров, зарабатывающих на жизнь через цифровые платформы, и ростом количества этих платформ.

Как сообщает SignalFire, свыше 50 млн человек по всему миру считают себя креаторами, причем большая их часть сейчас самовыражается через YouTube.

Для поколения Z роли «креатора» и «инфлюенсера» уже стали желанными карьерными путями: в опросе 2019 года 86% «зетов» и миллениалов сообщили о желании публиковать контент с платным доступом, а 54% заявили, что будут инфлюенсерами в социальных сетях. Все эти люди могут двигать вперед Creator Economy и менять рынок труда.

Фото:Shutterstock

Драйверы роста креативной экономики

Гибкость креативной среды. Самые разные цифровые технологии могут быть использованы для создания трендового контента и нового опыта пользователей — искусственный интеллект, компьютерное зрение, AR, VR.

Всеобщий переход в онлайн. Многие компании из разных индустрий изменили способы взаимодействия с потребителями и перешли в онлайн. Пользователи, в свою очередь, тратят все больше времени на приложения и потребляют больше информации онлайн. Из-за притока людей доходы платформ и социальных сетей увеличиваются, все больше потребителей готовы платить на оригинальный контент.

Монетизация творческого контента. Представители поколения Z больше ориентируются на монетизацию контента и работу в креативных индустриях. Это обеспечивает рост интереса к специализированным приложениям для обработки и создания контента, который соответствует трендам. Количество криэйторов увеличивается, социальные сети с возможностью делиться своим творчеством обретают новую волну популярности, а новые инструменты для создания контента приобретают пользователей.

Фото:Pexels

Появление лидеров рынка. Лидеры в сегментах этого рынка среди приложений и платформ еще не оформились, и пока есть возможность вступить в эту гонку. Хотя приложений на рынке достаточно много, все еще есть возможность стать лидером — пользователям непросто одновременно работать со многими платными инструментами и платформами. Те игроки, которые предложат авторам больше функций и возможность одновременно управлять контентом и анализировать реакции, смогут стать необходимым инструментом в арсенале каждого создателя контента.

Читайте также: