Школьная реформа введение дня знаний при ком

Обновлено: 30.06.2024

Официально 1 сентября как начало учебного года стало регламентироваться постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 3 сентября 1935 года. До этого подчеркивалась лишь необходимость образования: в постановлении от 14 августа 1930 года, за подписью «всенародного старосты» Михаила Калинина, говорилось о том, что необходимо «добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения» и «принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей» в возрасте 8, 9, 10 лет, а также от 11 до 15 лет. Отдельно в документе оговаривалась роль ответственных: «обязанность посылать в школу детей… возлагается на их родителей».

Советская практика начала учебы в гимназиях и университетах осенью опирается на дореволюционную. До 1917 года главным ориентиром при составлении учебного расписания была церковная традиция. Так, в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года говорилось о том, что «учебное время в гимназии продолжается от 1 августа предыдущего по 1 июля следующего года; июль есть месяц вакансии или роздыха». Как известно, 1 августа по старому стилю начинался Успенский пост. По традиции в это время происходило освящение нового урожая.

Кроме того, возможно, важную роль сыграла еще одна традиция, привнесенная из Византии с Крещением Руси. С 312 года по распоряжению императора Константина Новолетие, или Новый год, стали праздновать именно 1 сентября. Считалось, что именно в этот день в 5509 году до н.э. был сотворен наш мир. Правда, многие богословы долго оспаривали эти вычисления и считали более верной датой 1 марта. Наша церковь поначалу склонялась именно к «мартовской эре», поэтому Новый год у нас праздновали весной. И только в 1492 году этот праздник начали отмечать 1 сентября.

Затем Петр Великий перенес его на 1 января. В таком коротком изложении эти изменения могут показаться чехардой, но на самом деле между ними проходили сотни лет — значимость даты 1 сентября, скорее всего, отложилась в сознании у людей и сохранилась до XX века.

Поэтому, когда советские чиновники решили регламентировать начало учебного года, все эти факторы сложились и была выбрана дата 1 сентября. Начиная раньше (по церковной традиции), мы отнимали бы у детей драгоценные дни короткого российского лета, а позже — не успевали бы уложиться к следующему. Наверное, поэтому День знаний — еще и грустный праздник: он обозначает, что лето закончилось.

Официально 1 сентября как начало учебного года стало регламентироваться постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 3 сентября 1935 года. До этого подчеркивалась лишь необходимость образования: в постановлении от 14 августа 1930 года, за подписью «всенародного старосты» Михаила Калинина, говорилось о том, что необходимо «добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения» и «принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей» в возрасте 8, 9, 10 лет, а также от 11 до 15 лет. Отдельно в документе оговаривалась роль ответственных: «обязанность посылать в школу детей… возлагается на их родителей».

Советская практика начала учебы в гимназиях и университетах осенью опирается на дореволюционную. До 1917 года главным ориентиром при составлении учебного расписания была церковная традиция. Так, в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года говорилось о том, что «учебное время в гимназии продолжается от 1 августа предыдущего по 1 июля следующего года; июль есть месяц вакансии или роздыха». Как известно, 1 августа по старому стилю начинался Успенский пост. По традиции в это время происходило освящение нового урожая.

Кроме того, возможно, важную роль сыграла еще одна традиция, привнесенная из Византии с Крещением Руси. С 312 года по распоряжению императора Константина Новолетие, или Новый год, стали праздновать именно 1 сентября. Считалось, что именно в этот день в 5509 году до н.э. был сотворен наш мир. Правда, многие богословы долго оспаривали эти вычисления и считали более верной датой 1 марта. Наша церковь поначалу склонялась именно к «мартовской эре», поэтому Новый год у нас праздновали весной. И только в 1492 году этот праздник начали отмечать 1 сентября.

Затем Петр Великий перенес его на 1 января. В таком коротком изложении эти изменения могут показаться чехардой, но на самом деле между ними проходили сотни лет — значимость даты 1 сентября, скорее всего, отложилась в сознании у людей и сохранилась до XX века.

Поэтому, когда советские чиновники решили регламентировать начало учебного года, все эти факторы сложились и была выбрана дата 1 сентября. Начиная раньше (по церковной традиции), мы отнимали бы у детей драгоценные дни короткого российского лета, а позже — не успевали бы уложиться к следующему. Наверное, поэтому День знаний — еще и грустный праздник: он обозначает, что лето закончилось.

История даты начала учебного года

В царской России единой даты начала учебного года в образовательных учреждениях не существовало. В гимназиях учиться начинали 1 или 15 августа, в реальных и коммерческих училищах - в середине сентября или октября. В сельских школах учебный год и вовсе мог длиться с декабря по май.

Как подготовить ребенка к 1 сентября. Советы психолога

Как подготовить ребенка к 1 сентября. Советы психолога

Единое начало учебного года - с 1 сентября - было введено во времена СССР, в 1930-х годах. 14 августа 1930 года вышло постановление Центрального исполнительного комитета (ЦИК) ВКП(б) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которым было предписано, чтобы все дети от восьми до десяти лет "были приняты в школу осенью". Постановление ЦИК ВКП(б) и СНК от 23 июня 1936 года "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школы" отменило существующую практику произвольных сроков начала учебного года в высших учебных заведениях и установило 1 сентября как единую дату начала занятий.

Кто придумал 1 сентября

С 1 сентября все учебные заведения нашей страны, как обычно, начинают свою работу. Все уже привыкли к тому, что именно в этот день для учеников открываются двери школ. Но так было далеко не всегда. Традиция начинать учебу в начале осени достаточно молодая — в этом году ей исполнится всего 75 лет.


Когда же в старину начинали учебу? Как это ни странно, единой даты начала занятий в Российской Империи просто не существовало. Каждое учебное заведение открывалось для учеников согласно уставу. Бывало, что гимназисты садились за парты еще в августе. А в сельских школах занятия могли начинаться даже 1 декабря.

Но давайте совершим небольшой экскурс в историю отечественного образования. Как мы помним, система начальных и средних учебных заведений появилась в нашей стране в начале XVIII столетия. Идея их создания принадлежит государю-реформатору Петру I, который, несмотря на его любовь к четкому регламенту во всем тем не менее не определил конкретной даты начала занятий в "цифирных школах". Из документов той эпохи следует, что начало занятий всегда было приурочено к окончанию полевых работ, что могло быть в октябре или ноябре, в зависимости от региона. Причем это правило распространялось даже на городские школы.

Первые гимназии появились в России в середине того же восемнадцатого века. Однако до начала следующего столетия единого времени начала занятий в них также не существовало. Лишь в 1804 году вышел правительственный указ, который установил это время — гимназии начинали свою деятельность с 1 августа, а заканчивали 1 июля, учебный год, таким образом, состоял из 240 — 241 календарного дня.

Причина подобной регламентации понятна и по-своему логична. Введением подобной даты начала занятий государство практически исключило возможность обучения в элитных учебных заведениях детей крестьян, купцов и тех дворян, которые предпочитали государственную службу сельскохозяйственной деятельности в своих поместьях. Тем самым как бы подчеркивался тот факт, что все желающие получить образование в дальнейшем должны быть ориентированы исключительно на карьеру государственных служащих, которой не должна мешать любая другая деятельность.


С середины XIX столетия в нашей стране появляются средние учебные заведения другой направленности — реальные, технические и коммерческие училища. В них осуществлялась подготовка не столько будущих чиновников, сколь специалистов научного и технического профиля. В эти школы принимали выходцев из самых различных сословий, поэтому в данном случае не ставилась задача "сохранения чистоты рядов". Исходя из этого, время начала занятий, как и в старину, приурочивали к времени окончания полевых работ. Так, например, ученики реальных училищ севера Российской Империи садились за парты 15 сентября, а на юге начинали учебу на месяц позже.

После отмены крепостного права и либеральных реформ эпохи Александра II в России активно развивается система сельских школ, в которых начинали учебу дети "освобожденных" крестьян (как мы помним, подобная школа описывается в замечательном рассказе Л. Н. Толстого "Филиппок"). Деятельность этих учебных заведений куда в большей степени зависела от сроков сельскохозяйственных работ — во время уборочной страды ни один из учеников на занятия просто бы не пришел.

Кроме того, работникам этих школ следовало учитывать тот факт, что после уборки урожая во многих губерниях проходили осенние крестьянские ярмарки, в которых дети также принимали активное участие. Поэтому заведения начинали свою работус конца ноября — начала декабря, в зависимости от климатических особенностей данной местности. Причем учебный год в этих школах был самый короткий — занятия заканчивались уже к Пасхе, то есть в апреле — начале мая!

Тогда же, во второй половине XIX века, изменилось положение относительно сроков работы гимназии. Теперь эти учебные заведения открывали свои двери для учеников с 14-15 августа. Возможно, подобные перемены были продиктованы стремлением допустить в ряды гимназистов детей помещиков, а также выходцев из других сословий. Так или иначе, но подобный порядок начала учебного года просуществовал в Российской Империи до самого ее крушения в 1917 году.

В первые годы советской власти порядок начала занятий оставался также неопределенным. Многие школы, возникшие на базе гимназий, начинали работу, как и раньше, 14 августа. И лишь в 1935 году вышло постановление Совнаркома и ЦК ВКП (б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе". В первой же статье этого документа говорилось о том, что на территории СССР во всех школах устанавливается "…начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их — в первых трех классах — 1 июня, в IV-VII классах — 10 июня и VIII-X классах — 20 июня, зимние каникулы — с 30 декабря по 10 января, весенние в продолжение шести дней".

Именно с тех пор и пошла традиция начинать новый учебный год с первого сентября. О том, почему была введена именно такая дата, до сих пор ведутся различные дискуссии. Сейчас даже высказывается такая оригинальная точка зрения, будто бы это постановление опирается на допетровскую отечественную традицию начинать православный новый год именно в этот день.

Но подобная гипотеза представляется весьма неубедительной. Вряд ли руководители государства, в котором господствовала ярко выраженная антиклерикальная идеология стали бы в этом важнейшем для страны вопросе ориентироваться на традиции всячески унижаемой ими церкви.


Кроме того, 1 сентября был именно началом церковного нового года, но не датой началом занятий в семинариях и церковно-приходских школах. Они-то как раз начинали работу тогда, когда заканчивалась уборка урожая.

Скорее всего, 1 сентября возникло следующим образом. Как мы помним, гимназии начинали свою работу 14-15 августа. Если мы посмотрим, каким числам это будет соответствовать по "новому стилю" (григорианскому календарю), принятому в России в 1918 году, то получится 27-28 августа, то есть почти что начало сентября. Но, как мы помним, в СССР любили приурочивать начало каждого вида хозяйственной деятельности к началу месяца (вспоминается печально известная директива 30-х годов об обязательном начале посевной 1 мая во всех без исключения колхозах). Так что, видимо, следуя общей традиции, школьникам "подарили" последние дни августа, передвинув дату начала занятий на "удобное" 1 сентября.

В 1980 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР "О праздничных и памятных днях", где 1 сентября было объявлено государственным праздником под названием "День Знаний". Однако первый раз его отметили в новом качестве лишь в 1984 году. С тех пор традиция не прерывалась, и даже после распада СССР и образования Российской Федерации День Знаний продолжают отмечать не только на территории нашей страны, но и в государствах, образовавшихся из бывших союзных республик.

История праздника День знаний


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 сентября в России отмечается День знаний - начало нового учебного года. Праздник был объявлен указом президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 15 июня 1984 года, который дополнил статью 1 указа президиума ВС СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" (принят в новой редакции 1 ноября 1988 года; последние изменения внесены указом президента РФ от 31 мая 2006 года).

Впервые он был проведен 1 сентября 1984 года.

Поскольку 2018 году 1 сентября приходится на субботу, во многих учебных заведениях России занятия начнутся позже. Так, в школах Москвы и Подмосковья приуроченные к началу учебного года торжественные линейки пройдут в понедельник, 3 сентября. В Правобережном районе Северной Осетии занятия начнутся 5 сентября, поскольку в первые дни месяца в республики проходят траурные мероприятия, связанные с очередной годовщиной теракта в школе №1 Беслана.

Статистика по образованию в РФ

На начало 2018 года в России действуют 95,8 тыс. образовательных организаций разного типа, в том числе дошкольного образования (49,5 тыс.). Система образования (дошкольного и общего, среднего, профессионального и высшего) охватывает около 30 млн детей и молодежи (из них 7,3 млн - дошкольники).

Среди образовательных организаций 41,9 тыс. средних школ, в которых преподают 1,3 млн учителей. Средняя начисленная заработная плата педагогических работников государственных и муниципальных школ, по данным Росстата, в первом полугодии 2018 года составила 42,2 тыс. рублей в месяц. Это на 6,3% выше средней зарплаты по экономике в целом за тот же период (39,7 тыс. руб.). Впервые зарплата учителей превысила средний уровень по стране по итогам 2017 года: к концу года она составила 34,9 тыс. руб. (на 1% больше, чем в среднем по экономике).

1 сентября 2018 года в школу пойдут 15,6 млн детей, в том числе 1,8 млн первоклассников (как и в прошлом году). Впервые двери откроют 67 новых общеобразовательных школ, а до конца учебного года планируется ввести в строй еще 119. В 2018/2019 учебном году планируется полностью ликвидировать третью смену обучения, которая осталась в таких регионах, как Бурятия (в девяти школах), Дагестане (26), Чечне (43). Из-за дефицита мест во вторую смену будут учиться 14% школьников. Полностью перейти на одну смену школы должны к 2025 году. К началу учебного года бесплатными учебниками на 100% обеспечены школьники практически во всех субъектах РФ, за исключением Белгородской области (97%) и Дагестана (58%). Интернетом оснащено 100% городских школ и 98,9% сельских.

В России функционируют 3,6 тыс. профессиональных образовательных организаций (колледжей и техникумов), в которых обучаются более 2,94 млн студентов (рост на 3,2% по сравнению с предыдущим годом). В колледжах и техникумах работают 165,3 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. Их средняя зарплата (в государственных и муниципальных организациях) в первом полугодии 2018 года составила 41,1 тыс. руб., впервые превысив среднюю по России - 103,5%.

В систему высшего образования входят 766 вузов (из них 500 - государственные), в которых обучаются около 4,3 млн студентов (из них 90% - учащиеся государственных вузов). В 2018 году на бюджетные места поступили 298,8 тыс. человек (число бюджетников выросло на 2% по сравнению с 2017 годом). Общая численность штатных педагогов вузов насчитывает 245,1 тыс. человек. Средняя зарплата преподавателей государственных и муниципальных организаций в первом полугодии 2018 года составила 87,7 тыс. руб. (220,9% от средней по экономике в РФ).

День знаний в России: история праздника

1сентября - День знаний

Традиция отмечать наступление нового учебного года 1 сентября пришла в Россию в XV веке из Византии, где в этот день отмечали наступление нового года. С 1492 года на Руси стали отмечать 1 сентября церковно-государственный праздник Новолетия.

С 1700 года по указу Петра Великого Новый год стали праздновать 1 января, но церковный и сельскохозяйственный календари остались прежними. В то время не все учебные заведения начинали учебный год 1 сентября. Учебный год в некоторых школах и гимназиях начинался в конце августа, середине сентября или октября, сельские школы грамоты начинали работать 1 декабря.

1 сентября - начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности, мужества.

1 сентября 2012 года во многих школах пройдет урок мужества, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

С особой торжественностью встречают в школах первоклассников. Учителя поздравляют учеников, звучит традиционный первый звонок.

В городе Беслан (Северная Осетия) занятия начинаются 5 сентября в связи с проведением Дней памяти жертв террористического акта 1-3 сентября 2004 года.

В 2011 году в школу пошли 13,098 миллионов детей. В 2012 году эта цифра составит более 13,356 миллиона.

В целом, с 2007 года наблюдается позитивная динамика изменения числа первоклассников. Если в 2005 году их было 1,26 миллиона, то в 2012 году общее количество составило 1,46 миллиона. Растет число учеников в средней школе. Общий рост ожидается с 2013-2014 годов, а в ряде регионов - с 2012 года.

По данным министерства образования и науки РФ, российские школы не испытывают дефицита в педагогических кадрах, число свободных вакансий составляет около 1%. Чаще всего школам требуются учителя литературы, иностранных языков, физкультуры, физики и химии.

При этом общее количество учителей снизилось: в 2006 году их было 1,5 миллиона, а по данным на 2012 год - немного более одного миллиона.

По педагогическим специальностям в российских вузах на всех курсах обучается около 500 тысяч человек. В 2011 году число выпускников составило 133 тысячи, при реальной потребности в 20 тысяч. 155 тысяч учителей прошли повышение квалификации на категорию.

В 2013 году расходы федерального бюджета на образование составят 550 миллиардов рублей.

Читайте также: