Rndis communications control что это

Обновлено: 28.04.2024

Все дело в том , что RNDIS позволит нам реализовать управление контроллером через вэб интерфейс.

То есть мы не имеет аппаратной реализации Ethernet, но мы можем сэмулировать ее через USB.

А поскольку скорость передачи данных по USB как-то совсем не маленькая, и к тому же USB ну везде есть , то поехали реализуем эту технологию на STM32 и Atollic True Studio.

Как удаленно из интернета управлять кассой Штрих-М с RnDIS адаптером?

Передачу чеков со Штрих-Online на ОФД опишем отдельно на соседней странице сайта.

Здесь настроим только управление по ip кассой Штрих.

Итак картинку в студию - как мы все это делаем :

Тут схематично показано как с другого ПК (192.168.1.2) в локальной сети управлять кассой 192.168.137.111 по порту 7778:

фотка 1

У нас наш ПК :
ОС Windows 10-64
касса Штрих-Online ФФД 1.05 с тестовым ФН 1.0
тестовый кабинет ОФД-Я (бесплатный)
роутер Keenetic Giga (отличная вещь)

1. Сетевая карта Ethernet to router (Сеть3) 192.168.1.50 / 255.255.255.0/ шлюз 192.168.1.1/ DNS 8.8.8.8 (за ним роутер, далее локалка или интернет).

1.1 на закладке ДОСТУП галочка на "Разрешить другим пользователям сети использовать подключение к интернету Данного компьютера" НЕ стоит.

2. RnDIS адаптер (появляется при подключении ККТ Штрих по USB) 192.168.137.1/ 255.255.255.0/ шлюз 192.168.137.111

3. Сама касса 192.168.137.111 / 255.255.255.0/ шлюза тут нет - т.к. касса само олицетворение интернета/ DNS 192.168.1.50

Наш ipconfig такой :

фотка 2

Соединяем две сети (два сетевых адаптора),

Другими словами настраиваем маршрутизацию пакетов из одной сети в другую:

netsh interface portproxy add v4tov4 listenaddress=192.168.1.50 listenport=7778 connectaddress=192.168.137.111 connectport=7778

Разрешаем в брандмауре Windows входящие подключения по 7778.

фотка 3

Ну и итоге все нормально работает:

Соединяемся из локалки с ПК 192.168.1.2

фотка 4

Обратите внимание на 192.18.1.50 соединяемся , а далее он нас перекинет на 192.168.137.111 : 7778

Внимание : при этом сетевой мост не использовали от слова совсем.

Чтобы каждый раз netsh загружалась автоматом при старте ПК надо закинуть cmd файл (понятно с каким содержанием) в автозагрузку Windows:

Далее в логах видим , что при такой настройке связи с ОФД нет совсем. То есть чеки мы бьем нормально, а связь с ОФД для полного комплекта еще надо настроить.

STM32F4 USB RNDIS драйвер (управление устройством через Web-интерфейс)

Первым делом хотелось бы с лучшими пожеланиями поздравить всех с минувшими новогодними праздниками.

Ранее в статье была анонсирована разработка RNDIS USB драйвера для контроллеров серии STM32F4. С тех пор библиотека постепенно развивалась и нынче доросла до первой release-версии. Библиотека под названием LRNDIS (LWIP + RNDIS) позволяет нам создавать на базе контроллера STM32F4 как устройства класса USB «модем», так и любые другие устройства с управлением через web-интерфейс. Пример управления платой stm32f4-discovery из web-браузера на Android-планшете представлен на видео:

image

На странице видеоролика представлена ссылка на исходные коды и HEX-файл прошивки для платы discovery, с которым вы сможете повторить данный эксперимент. В статье рассказано о том, как и когда технология доступа через WEB-интерфейс полезна, а также — как работает библиотека LRNDIS для контроллеров STM32F4. Также присутствует обучающий материал о работе USB и устройстве Ethernet-сетей.

Предыстория создания библиотеки

Предыстория проекта весьма типовая. Стоял тёплый летний день. Гхм… Для заказчика стояла задача разработать устройство с сервисным интерфейсом управления.

По мере развития прошивки было введено несколько команд управления по VCP-интерфейсу. Это значит, что после подключения USB-устройства в ОС создавался виртуальный COM-порт. Используя его, из пользовательского терминала передавались команды управления и диагностики. В ответ от устройства принимался статус выполнения и его текущее состояние.

Система вполне типовая с сервисной точки зрения: есть последовательный порт и набор команд для управления и диагностики.

Всё изменилось в короткий срок. По объективным причинам рос требуемый набор команд. Также понадобилась интерактивность вывода: некоторые параметры стало необходимо отображать в динамике. Как, например, показания магнитного датчика при проносе мимо него ферромагнетика. Для этого были введены дополнительные команды, которые, оперируя управляющими последовательностями, печатали информацию в пользовательском терминале с высокой периодичностью. Это создавало необходимое ощущение риалтаймовости наблюдения. Интерактивные команды оказались настолько удобными для инженеров, что некоторая часть команд позже была добавлена в соответствии с концепцией. И тут раздался треск. Требовалось поддержать сразу несколько групп команд: интерактивные, диагностические, команды управления. При этом периодический рефакторинг кода был связан с трудоёмкой правкой в большом количестве обрабатываемых команд. Ясно стало, что ещё должна быть пользовательская группа команд — для менее квалифицированного персонала, который будет просто следовать инструкциям по эксплуатации. Для них возникла идея написания клиентского терминала с кнопочками и флажочками… И вот тут возникли сомнения: стало ясно, что мы занимаемся сервисной частью, уделяя всё меньше внимания функциональности! А ведь пользовательская программа, запускаемая на клиентской ЭВМ, также должна обладать своими требованиями: кроссплатформенность и LTS (длительностью поддержки).

Устройство, предположим, мы закончили, а пользовательское ПО мы должны портировать и тестировать с каждой версией выпускаемых операционных систем! А как долго?

Так и родился вопрос — как избавиться от дополнительных трудозатрат?

Было принято решение использовать стандарты гарантированно длительной поддержки. Те стандарты, которые нам позволят создать клиентскую программу управления устройством, которая будет поддерживаться максимально полным набором операционных систем в настоящем и будущем времени. На первых парах были найдены недостатки популярных кроссплатформенных фрэймворков:
— java: необходимость наличия в ОС JVM, и вытекающий из противного предположения необходимость дистрибьюции виртуальной машины
— qt: периодическая необходимость версионного портирования и нюансы запуска под Android.

Нет, эти сложности пугать не должны. Вопрос, пожалуй, только в трудочасах, которые мы, бывает, недооцениваем с учётом фактора длительной поддержки.

image

Сфера применения библиотеки

К сожалению, первый анонс в полной мере успешным не был, т.к. рассказ о сфере применения был упущен.
Попробуем немного наверстать упущенное и раскрыть эту тему.
Если мы находимся на этапе системного проектирования устройства, то следующие соображения могут склонить нас в сторону использования web-интерфейсов (вне зависимости от физического канала, Ethernet или USB):
1. Устройство должно иметь интерфейс управления и/или диагностики
2. Средства управления могут использоваться не только на этапе разработки, но и на этапе эксплуатации (ПО пользователя)
3. Квалификация пользователя может быть недостаточно высокой, что требует дружественный интерфейс управления
4. Способ «дружественного» управления должен быть доступен из под разных платформ и ОС
5. Соответствующие средства требуется поддерживать в рабочем состоянии длительное время
Дополнительным критерием может являться то, разрабатываем ли мы изначально сетевое устройство. А также: не будет ли (в противном случае) добавление в прошивку сетевого стека и web-сервера являться избыточным на фоне куда менее богатого функционала устройства. Иными словами, добавление web-интерфейса в контроллер управления лампочкой — очевидно, избыточное решение.

Если мы поверили в web-интерфейс, то следующие соображения, возможно, нам помогут в выборе физического канала связи (из Ethernet и USB перспективы).

Тип Внутрисхемное подключение Типовое применение
Ethernet Ethernet PHY контроллер — Промышленные устройства
— Бытовые устройства с сетевой функцией и доп. питанием
USB ULPI контроллер или прямое подключение к МК Бытовые и часть промышленных устройств. В особенности, если:
— устройства имеют не гарантированный источник питания (питание от батареи, например)
— устройства потенциально подключаемые к хосту только с USB интерфейсом (например, планшет)
— миниатюрный класс устройств

От себя добавлю — не смотря на все прелести, не посоветовал бы применять USB в промышленных узлах с требованием повышенной надёжности: часто встречается негативный опыт. Если альтернативы нет — то вопрос устойчивости требуется изучить досконально.
Исходя из приведённых пунктов, становится ясна сфера применения библиотеки: бытовые и часть промышленных устройств, которые:
— работают на базе МК STM32F4
— должны обладать дружественным интерфейсом управления
— должны управляться из под разного аппаратного и программного набора
— могут не иметь гарантированного источника питания
— должны иметь длительный период поддержки ПО управления
Возможных примеров использования технологии много даже вне области сугубо сетевых устройств.
К примеру, на данный момент есть планы по превращению stm32f4-discovery в инструмент любительской разработки с функциями портативного генератора/анализатора сигналов и осциллографа. Подключите такой помощник к телефону и посмотрите в динамике что происходит в интересующей вас цепи. Из бесплатных плюсов — не требуется собирать или устанавливать ПО; достаточно прошить HEX-файл и открыть браузер — в нём будут присутствовать все прелести GUI-интерфейса. На мой привередливый вкус — то что нужно. Конечно, инструмент не для профессиональной разработки, но известный интерес к нему присутствует.

Итак, надеюсь, разобрались. А теперь о том как работает библиотека.

image

Как оно работает

При ответе на этот вопрос спешить не будем. Человек, имеющий небольшой опыт взаимодействия с сетями, может вполне справедливо смутиться. Поэтому, касаясь того или иного протокола взаимодействия я буду также давать его краткое техническое описание на том уровне… которого когда-то не хватало самому.

Шаг 1. Подключаем USB-устройство.
Как говорилось раньше, на этом этапе наше устройство говорит хосту «я — сетевая карта!».
Хост (т.е. клиентская ЭВМ) после подключения к нему нашей поделки, начинает отправлять запросы.

— как изделие называется
— какой у изделия VID и PID (идентификаторы производителя и изделия, см. список)
— к какому классу и подклассу относится устройство
— по каким endpoint точкам и какими блоками следует обмениваться данными
Ну, и некоторую другую информацию. Конфигурационные пакеты при этом передаются по точке endpoint 0. Ответные пакеты от устройства с информацией о себе обычно называют «дескрипторы USB устройства».

Подробно ознакомиться о процессе опроса (энумерации) можно здесь.

Вообще, протокол USB достаточно богат… иногда даже кажется, что избыточно. Однако, это богатство вот уже много лет позволяет подключать совершенно разные устройства, даёт возможность передавать изохронные потоки, блоки данных, прерывания. В общем, всё необходимое, что может потребоваться широкому набору современных устройств. Обратная сторона медали — высокий порог входа в разработку USB-устройств.

После получения информации об устройстве, ОС хоста производит поиск подходящего драйвера для взаимодействия. В типовом случае, вроде flash-носителей (USB класс MSC) или клавиатуры с мышкой (HID класс), загружается стандартный для класса драйвер. В более «тяжёлом» случае, вроде нашей USB сетевой карты (CDC класс с RNDIS подклассом), операционная система поступает по усмотрению:
— ОС linux/android/mac, как правило, успешно пытается наладить типовой обмен
— ОС windows просит установить внешний драйвер
Наше устройство в первом случае работает сразу.
В случае ОС windows (позднее XP) можно установить стандартный драйвер фирмы Microsoft. Для Windows XP необходимо поставить inf-файл, доступный в репозитории библиотеки LRNDIS.

Шаг 2. Драйвер инициализирует RNDIS-устройство
На данной картинке изображён принцип связи с RNDIS устройством (ОС Windows).

image

Более подробно о нём можно почитать тут и там.

Если вкратце, то RNDIS протокол — это расширение NDIS для внешних устройств. Роль протокола — обеспечить поддержку PnP и обмен сетевыми пакетами. По сути своей, RNDIS — самостоятельный сетевой интерфейс, информационной нагрузкой которого являются кадры канального/сетевого уровней (Ethernet или IP кадры, опционально).

На приведённой схеме это реализует кубик «Минипорт Remote NDIS», который отвечает за:
— сервис общения (спросить у сетевого устройства его MAC-адрес, размер пакета, скорость работы и прочее)
— оборачивает отправляемые хостом сетевые пакеты в RNDIS заголовок
— транслирует принимаемые от устройства пакеты, выбрасывая RNDIS заголовок
Кубик «Минипорт Remote NDIS USB» отвечает за транзит RNDIS посылок, работая с драйвером USB шины.
На стороне контроллера STM32 за поддержку RNDIS протокола и работу с USB отвечает файл usbd_rndis_core.c. Он делает то же самое, что и «кубик» хоста «Минипорт Remote NDIS» — занимается приклеиванием/отклеиванием заголовков, а также отвечает на вопросы драйвера. Ответы, вроде MAC-адреса и скорости он берёт из файла usbd_rndis_core.h.
После успешной инициализации RNDIS драйвер Windows создаёт сетевой интерфейс, который в последствии отображается в «Центре управления сетями» и в области трей-индикатора.

Шаг 3. Получение IP-адреса
Итак, для чего нужна служба получения динамического адреса. Эта служба называется DHCP (протокол динамической настройки узла).
После того как хост инициализирует наше устройство, он создаёт сетевой интерфейс.

Сетевой интерфейс — это программная сущность, предоставляющая доступ к ресурсам физической или виртуальной сети.
Чаще всего каждому сетевому интерфейсу хоста соответствует конкретный сетевой адаптер. Но есть множество других интерфейсов, вроде локальной петли или те, что служат для взаимодействия с виртуальной машиной. В их случае в сигнальном виде из хоста «ничего не выходит» — обмен происходит программным способом.

Каждому сетевому интерфейсу хоста должен быть сопоставлен хотябы один IP-адрес. По нему «жители сети» может обратиться к хосту.

Если «на проводе» адресовано несколько сетей (например, устройства с IP адресами 10.4.1.xx и 192.168.1.xx), то интерфейсу может назначаться два «личных» IP-адреса. Они могут выглядеть так: 10.4.1.151 и 192.168.1.200. Узнать набор сетевых интерфейсов и сопоставленных им IP-адресов в ОС Windows можно с помощью команды ipconfig и с помощью ifconfig в ОС Linux.

Для описания сетей/подсетей используется маска. Например, правильное описание сети 10.4.1.xx такое: сеть 10.4.1.0, маска 255.255.255.0. Либо, если 4-ёх байтовое число маски представить в двоичном виде и посчитать число ведущих едениц, то получится значение 24. Тогда сеть можно описать так: 10.4.1.0/24.

Подробнее об этом можно почитать в соответствующих источниках.

Известны две основные стратегии назначения IP-адреса интерфейсу: статический способ (когда пользователь сам прописывает адрес интерфейсу) и динамический (с помощью DHCP-службы).

Последний заключается в том, что при создании интерфейса на хосте активизируется служба DHCP-клиента. Она начинает посылать в сеть (конфигурация которой пока не известна) широковещательные пакеты по протоколу UDP, в надежде на то, что в сети присутствует DHCP-сервер.

image

Функция DHCP-сервера в общем, и в частности на нашем контроллере — ответить клиенту. В ответе контроллер «говорит»: клиент, ты в такой-то сети, держи такой-то IP-адрес, а ещё у нас имеется DNS-сервер с таким-то адресом.

После этого хост «чувствует себя» намного лучше: он назначает интерфейсу выданный IP-адрес и запоминает IP-адрес DNS-сервера.

Инициализация закончилась, теперь можно вводить имя страницы (run.stm) в браузере хоста.

Надо сказать, что поведение библиотеки LRNDIS настраивается. Службу DHCP-сервера можно исключить из сборки. Тогда на хосте придётся прописывать любой адрес, принадлежащий диапазону 192.168.7.(2-254). Такая сеть создаётся по умолчанию. Её параметры (192.168.7.0/24) также настраиваются. В примере клиенту выдаются адреса в диапазоне 192.168.7.2… 192.168.7.4 с временем лизинга 24 часа.
Более подробно по вопросу настройки библиотеки можно посмотреть в предыдущей статье.

Шаг 4. Загрузка страницы
Для загрузки страницы пользователь может ввести адрес нашего устройства 192.168.7.1 напрямую.
Однако, запоминать цифры не требуется, т.к. помимо DHCP-сервера, есть возможность собрать библиотеку с поддержкой DNS-сервера, функция которого — разрешать сетевые имена. В публикуемом примере DNS-сервер обучен разрешать имя ресурса «run.stm».

Запрос и ответ между браузером Firefox и контроллером:


История запросов при загрузке страницы:


Из истории мы видим, что, после загрузки корневого HTML-документа браузер также загружает из контроллера другие два файла: discovery.svg и zepto.min.js. Первый — это изображение платы discovery. SVG формат выбран, т.к., являясь изображением векторной графики, мало занимает места в ПЗУ микроконтроллера. Скриптовый файл zepto.min.js включён, т.к. является урезанным аналогом знаменитого JQUERY. Надо заметить, что скрупулёзной экономии места в ПЗУ не производилось, т.к. не смотря на жертву в 35 Кб на все статические ресурсы, памяти контроллера ещё вполне достаточно. К тому же данный размер с дальнейшим увеличением сложности интерфейса обещает расти заметно медленней. Если же интерфейс разросся существенно — всегда есть выход хранить и отдавать статические ресурсы в сжатом виде — все известные браузеры на данный момент поддерживают декомпрессию «на лету».

Ещё один запрос, который отправляет браузер — это запрос /state.cgi. Он формируется скриптом из корневого HTML-документа с периодичностью 5 раз в секунду. Нужен запрос для получения в динамике текущего состояния устройства.
При приёме данного запроса, контроллер формирует и отвечает следующей строкой в JSON формате:


Она и содержит все данные о текущем состоянии устройства, которые впоследствии отображаются на странице средствами JavaScript кода.

Ну и, пожалуй, последний момент в общении с браузером — способ управления.

О стеке LWIP
Никакого сетевого обмена устроить бы не получилось, если бы не данный сетевой стек, который и был встроен в библиотеку.
Поскольку библиотека работает под «голым» железом (без ОС и динамической аллокации памяти), то надстройка в виде сокетов для использования недоступна. Написание сетевых приложений поэтому происходит с использованием сырого API стека. По этой теме, к счастью, в сети много информации.

В прошлой статье я давал краткое описание стека и его настройки. На данный момент был уточнён набор важных для стека определений в файле:

Также была решена проблема с mem_malloc. Хоть текущая версия прошивки и не использует динамическую аллокацию, аппаратный крах при вызове mem_malloc держал настороже. Разрешилось добавлением определения MEM_ALIGNMENT, который раньше был обойдён вниманием.

Нерешённые вопросы
1. Ньюансы релицензирования стека lwip, который может иметь свои условия включения в состав другого ПО;
2. Доработка DNS-сервера для обработки «многовопросных» пакетов;

Вместо заключения
Благодарю читателя за терпение и надеюсь, что данная статья окажется для него полезной. Опубликованная в исходных кодах библиотека LRNDIS доступна для использования на правах MIT-лицензии. Считаю замечательным, если работа, на которую было уделено ощутимое время и запас сил, окажется полезной ещё кому-то. На худой конец, без использования открытых библиотек не получилось бы и этой.

NDIS. Введение

Собственно, как и обещал, начинаю цикл статей о подсистеме NDIS и о том, что с ней связано. Решил связать его с процессом собственного обучения на своей первой работе. Если цикла не получится, значит меня загрузили по самые уши, или вообще уволился.

Вступление

Для чего, вообще этот NDIS? Зачем его придумали, если и всё и так хорошо?

NDIS — это одна из подсистем ядра Windows, которая имеет прямое отношение к спектру начиная от драйверов сетевых карт и заканчивая интерфейсами для протоколов сетевого уровня. NDIS состоит из т.н. стека драйверов (хотя, как по мне, так это никакой не стек, а очередь), но для общего понимания лучше представлять себе это так:

image

Хорошо, но мне этого мало!
  • Драйвер должен себя зарегистрировать. Это означает то, что драйвер при загрузке указывает ядру, чтО он есть на самом деле и какого он типа;
  • Драйвер должен предоставлять минимальный набор интерфейсных функций, которые он предоставляет NDIS'у. Собственно, за эти функции NDIS и будет тягать этот самый драйвер;
  • Так же драйвер дожен, в зависимости от своего типа, реализовать функции управления собой, которые так же тягаются во время выполнения. Отличие от предыдущего пункта в том, что эти функции для каждого типа драйвера уникальные.
  • Драйверы минипорта;
  • Драйверы протокола;
  • Промежуточные драйверы;
  • Драйверы-фильтры.

Зачастую на практике пишутся драйверы-фильтры и промежуточные драйверы, т.к. в остальных потребность есть у небольшого круга компаний выпускающих собственные сетевые решения. Во времена XP разработчики часто использовали промежуточные драйверы (потому, что фильтров не было), начиная с Windows Vista лучше использовать фильтры, т.к. они проще в своём устройстве и основную функцию (а для нас это практически во всех случаях — модификация трафика) выполняют «на ура». Итак, как мы помним, «сверху» NDIS'a у нас протоколы (IP, IPX, ARP, RARP, etc.), а снизу сетевые карты. На этом промежутке мы будем выполнять свои магические заклинания над трафиком.

Разберемся с тем, чем именно отличаются драйверы-фильтры и промежуточные драйверы. Итак, когда трафик движется в сеть, т.е. от протокола к сетевой карте, он проходит через очередь пользовательских драйверов, которую сформировал NDIS. В самой середине этой очередь (честно, не знаю как найти середину, если в очереди 3 драйвера, однако с MSDN'ом не поспоришь) NDIS располагает промежуточные драйвера. Эти драйверы выстраиваются в свою очередь по неизвестному алгоритму, однако NDIS гарантирует, что трафик пройдёт через каждый драйвер в «стеке». Промежуточный драйвер представляет собой обманку, «сверху», т.е. для драйверов, которые располагаются над ним, он выглядит как минипорт (хотя настоящие минипорты еще далеко внизу), а «снизу» выглядит как протокол (протоколы далеко вверху). Т.о. промежуточный драйвер является прозрачным, и зачастую его используют не для фильтрации или модификации трафика, а для «рассылки» трафика одного протокола нескольким минипортам (они же интерфейсы сетевых карт). Ну, или, наоборот: рассылки трафика сетевой карты по нескольким протоколам.

  • Драйвер-монитор, не подвергает трафик изменению, но может его «воровать»;
  • Драйвер-модификатор, полный контроль над трафиком, меняй, удаляй, добавляй своё — что угодно.

Из названия понятно какая между ними разница, однако стоит отметить, что при установке оба драйвера устанавливаются и «работают» нормально. Т.е. если вы написали функции слежения, то трафик вы увидите. Однако, драйвер-модификатор в некоторых случаях потребует перезагрузки. Если перезагрузки не будет, то мониторить трафик вы сможете, а, допустим, ронять пакеты — нет. Функциональная особенность.

Теперь разберемся с местом драйверов-фильтров в очереди. Положение в очереди определяется назначением драйвера. Назначение драйвера (обычное назначение, т.е. для чего этот драйвер используется) устанавливается на этапе установки в его .INF файле. Полный список назначений я не приведу, но примерно картину обрисую. Допустим драйвер предназначается для сжатия трафика, для этого мы в .INF файле укажем «compression», так же есть назначение «encryption», ну или «Custom».

Тут можно ознакомиться со всем списком. Скажу так же, что custom — самые нижележащие драйверы, а, например, scheduler — самые «верхние».

Итак , что нам нужно

Нам нужно все бесплатно созданное хорошими людьми для нас (начинающих и не очень программистов) .

Это бесплатная среда Atollic True Studio со всеми нужными плюшками (отладка, трассировка).
Бесплатный конфигуратор Cube MX для создания начального набора файлов проекта.
Недорогой SWD программатор / отладчик JLink или ST Link2 .
Какой-нибудь контроллер STM32 лучше серии STM32F4хх (отладочная плата 500-800р.).

Стек USB

По предыдущему опыту мы примерно понимаем , что стек делится на 2 части (программно).

Первая часть для всех вариантов одинаковая - это инициализация периферии USB ,реализация описания дескрипторов , интерфейсов, конечных точек.

А вторая часть начинается с создания класса конкретного устройства (причем их может быть несколько).

Удаленная печать по ip через RnDIS Штрих на Win 10-64

С чего начать

Есть добрые люди в интернете , которые предоставляют для скачивание готовые проекты.

Там обычно используется бесплатная библиотека lwip (реализация стека Ethernet) . Работает она поверх USB. Поэтому сначала по любому надо реализовать стек USB.

Стек USB к сожалению с реализацией RNDIS у STM в Cube MX я не нашел.

Но зато у нас есть опыт создания USB-HID, USB-VCOM, USB-MSD на чистом HAL под Cube MX и Atollic.
Поэтому USB стеком нас не испугать.

Читайте также: