Ребенок в 2 года не понимает обращенную речь когда к нему обращаются

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуйте.Моя дочка(ей 2 года и 1 месяц)не понимает обращенную к ней речь.Девочка подвижная,любит играть с игрушками,укладывает их спать,кормит по нарошку,возит их в игрушечной коляске, хорошо собирает простые пазлы без помощи.нравится дурачиться со старшей сестрой, хохочет.ооочень любит животных, просто не возможно пройти на улице мимо собаки или кошки.кушает без проблем,любит пробовать новенькое,новых мест не боится,ходим,ездим везде.НО меня настораживает то,что она не реагирует на мою речь.не откликается на своё имя,как буд то не с ней разговариваю,не выполняет просьб,она вообще не понимает что я от неё хочу, даже не поворачивается в мою сторону, когда я ей что то говорю. указательного жеста нет, когда ей что то надо, тянет меня к тому месту, берет мою руку своей и указывает на то,что ей нужно(редко,когда показывает своей ручкой). простых кися "мяу",собачка "гав"не говорит.но ей нравится, когда
я ей показываю на картинке животных и озвучиваю их.думала может слух плохой,но включала тихонько в телефоне её любимую песенку, прибегает смотреть . много говорит на своем тарабарском языке.но безсмысленно.
Может у кого такое было,что делали в этой ситуации?И как у вас дела сейчас?

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы

Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.

Признаки ЗРР

Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.


В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.

На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.

Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:

  • появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
  • затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
  • непонимание детской речи;
  • неразборчивость произношения и сочетания звуков;
  • плохое выговаривание окончаний слов;
  • нарушение речевых темпов.

Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.

К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:

  • заметны нарушения в звуковой стороне речи;
  • во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
  • используются одни и те же слова и сочетания;
  • заметны трудности в построении связного высказывания;
  • наблюдается неумение образовывать грамматические формы.

Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.

Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.

Причины задержки речи

ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить. Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей. Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.


К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:

  • нарушения слуха и зрения;
  • неврологические заболевания;
  • недоразвитость органов артикуляции;
  • поражения головного мозга и травмы;
  • гипоксия;
  • преждевременные и трудные роды;
  • травмы психологического характера;
  • алкоголизм родителей;
  • врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.

На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.

Когда стоит обращаться к логопеду

Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом. Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.

Обращение к логопеду

К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:

  • если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
  • после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
  • при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
  • при нарушениях слуха и зрения;
  • генетических синдромах;
  • повышенном внутричерепном давлении;
  • после перенесенной родовой травмы.
Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ

На заметку! Что касается непосредственно речи, то ее развитие имеет весьма размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего малыша со сверстниками, так как речевое становление является сугубо индивидуальным процессом.

Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.

У кого ребенок не понимал обращенную речь!

У нас тоже схожая ситуация, нам 4 года, хочется узнать, как у вас сейчас, пришло ли понимание?

Как сейчас ваш малыш? У нас похожая проблема.

нам тоже ставили зпрр, у нас 4 шейный позвонок смещение и поэтому кровь в мозг не полноценно поступает и зпрр. это у нас родовая травма

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста какое обследование вы делали? Заранее спасибо за ответ

мой говорил, но не понимал… не понимал вопросов… говорил только повторяя все… как попугай… итог-аутизм… занимались с дефектологом платно стало полегче, но все равно до сих пор трудно ему что-то объяснить, рассказать… есть большие проблемы с развитием.

татьяна, а кто поставил диагноз аутизм. это точно он?? у нас тимоша не понимал в 2,8 вообще ничего, сейчас ему 3,2 понимание речи на процентов 60 у нас точно есть. я ему все время предлагала ответы, он сначала шаблоном их использовал, а потом приходило осознание и теперь он их использует, как надо. С жестом «да » все тоже самое и его теперь использует, как обычный ребенок. сейчас уже пытается говорить сложными предложениями. Как у вас сейчас с речью. диагноз поставили после 4 лет… сначала у нас потом направляли на консультацию Москву и там подтвердили… мой сын-чистый аутист… тут и думать нечего… ему 12 лет сейчас… очень отличается от сверстников и с каждым годом все больше и больше… проблем очень много есть и было… никогда не будет таким как все, не самостоятельный, живет только копированием, привычками и все… мышления нет, логики нет, ничего нет… речь… говорит то говорит… но иногда трудно ему что-то объяснить… говорит всегда используя самые просты слова и выражения… и часто просто зубрит и повторяет за другими… своего мнения и личности нет вообще..(( А говорит как. Фразами или предложениями. Неее ну у нас по другому все. Тима как обычный ребенок, только единственное что зрительная память не развита слаба и не понимает сложную речь

говорит и фразами и предложениями… но у нас проблемы не в речи то, а вообще в состоянии… типичный аутист… нет эмоций, нет фантазии, нет мышления, нет логики, нет самостоятельности… делает только точь-в-точь то, что скажешь… чуть ситуация изменилась-в ступор… живет только копирование и повторение… самострельных мыслей, действий нет… нечем не интересуется… он еще когда был маленький никуда не лез, нечем не интересовался, мог годами смотреть одни и те же мультики и все… медлительный, заторможенный… бывают приступы психоза с самобичеванием… да много всего.

У аутистов же есть логика наоборот. Логики нет у уо

У нас логика вроде есть, но пишут группа риска уо. Речь понимает очень плохо. Что вдолбила вроде бы, через час спрашиваю — забыл. Не видит разницы, когда спрашиваю сколько того-то, говорит, это яблоки, какого цвета — начинает их считать и тп. Невпопад, что ли. Даже не знаю, как описать. И аутизм тоже пишут

Сделали рентген шеи в боковой проекции и через открытый рот( подвывих первого шейного и кифотическая установка 4 позвонков) и ультрозвуковую доплерографию сосудов шеи( перегиб сосуда с правой стороны, нарушение кровообращение мозга). Обошли многих остеопатов, но помог всего один. Сделали 5 сеансов по 2.500 руб в фефрале 2015, до этого делали 10 сеансов по 1200руб.

Юля, извините за беспокойство, подскажите, а кто подсказал вам пройти
рентгег швз и уздг? Я тоже из Воронежа. Проблема с дочкой и не говорит, и плохо понимает речь, обращенную к ней. Что посоветуете?

Дочери 2 года, она плохо понимает обращенную к ней речь, не разговаривает, типа мама, папа, спасибо — сибо, заяц — за, часы — сы, кто — то, пойдём -пдём, может ещё пару звуков наподобие этих. Не любит, когда ей читают, уходит, картинки смотрит на бегу, знает многие, показывать начинает, но маловато для её лет. В куклы играет, кормит, поит, спать кладёт, помогает по дому: хватает швабру мыть полы, трёт сначала, потом ею размахивает, так же и пылесосит, помыть посуду, вообщем, по хозяйству впереди планеты. Путается в понимании, например, открой — закрывает или наоборот, цвета не понимает или не обращает внимание что ли, не пойму. Мозаику беспорядочно собрать может, но не любит, пирамидку — кольца собирает в хаотичном порядке. На горшок не просится, сто раз показывала и кукол сажала — бесполезно, не просится совсем, где приспичило, всё время в памперсах, на прогулке хотя бы не какает, не знаю, терпит что ли? Думаю купить сидение для унитаза детское, может этот вариант подойдёт. Единственное, что успокаивает, у неё великолепная зрительная память, пару раз посмотрит мультик и уже заранее показывает жестами и мимикой, что будет дальше. Дороги на улице, вплоть до каждого куста запоминает сразу же, когда проходим мимо второй раз по этому месту, бежит показывает, например птиц, цветы, листья и т.д. У меня было кесарево, у ребёнка асфиксия, то, что невропатолог назначал, уколы, массаж проходили неоднократно курсами, ходит до сих пор иногда на цыпочках, сжимает пальцы, когда обувается. У кого такая же проблема, подскажите, что делать?

Катерина, как сейчас обстоят дела? Моей дочке почти 2, все то же самое. И ходит на ципочках. Асфиксию не ставили, но роды были сложные. Говорить не хочет, только на тарабарском. Ответьте пожалуйста

добрый день, расскажите как сейчас дела у вас обстоят, у нас очень похоже

Альбина, давно не была на этом сайте, зашла случайно. Девочке 4,5 года разговаривает, но плохо, сложные слова не выговаривает. Очередь в логопедический сад подойдет только в 2020 году. Индивидуальные занятия особых плодов не принесли, зато денег ушло много. Интерес к чтению минимальный, заставляю, хотя бы перед сном, слушать её сказки с объяснениями, иначе не поймет совсем о чем речь. Соответственно словарный запас слов не достаточный. Ходит на гимнастику, нравится, очень подвижная, гибкая, в группе лучше всех занимается, быстрее всех достигает результатов. Любит вырезать, наклеивать, получается не плохо. Знает штук 15 букв, пишет их сама, считает только до пяти. Что еще? Спрашивайте, если актуально.

Оксана, давно не была на этом сайте, зашла случайно. Девочке 4,5 года разговаривает, но плохо, сложные слова не выговаривает. Очередь в логопедический сад подойдет только в 2020 году. Индивидуальные занятия особых плодов не принесли, зато денег ушло много. Интерес к чтению минимальный, заставляю, хотя бы перед сном, слушать её сказки с объяснениями, иначе не поймет совсем о чем речь. Соответственно словарный запас слов не достаточный. Ходит на гимнастику, нравится, очень подвижная, гибкая, в группе лучше всех занимается, быстрее всех достигает результатов. Любит вырезать, наклеивать, получается не плохо. Знает штук 15 букв, пишет их сама, считает только до пяти. Что еще? Спрашивайте, если актуально.

спасибо, что ответели. напишите как понимание с обращенной речью? какой диагноз ставят?

Юлия, подскажите пожалуйста фамилию остеопата который вам помог? Заранее спасибо

Здравствуйте, как у вас сейчас обстоят дела? Все наладилось? У нас похожая история

Здравствуйте. Как у вас сейчас деда? У нас что-то тобе с пониманием плохо и не разговаривает почти, если не сложно скажите

После остеопата (рентгег швз и уздг), начала понимать обращенную речь.

Все так зашифровано))) долго ходили и сколько это стоит.

лет до 4х тупил немного.да и сейчас бывает, толи не дослушает, толи недопонимает чего от него хотят.(аспергер 9лет)

дочь очень плохо понимала обращенную речь лет до 5, диалога не было совсем, о себе в 3-м лице говорила только.пробовали все, что было доступно-логопед, дефектолог, психолог, препараты от психиатра(ноотропы, сосудистые, нейролептики очень долго не пили), не знаю, или что-то помогло, или просто время пришло.стало лучше, но все равно ребенок довольно тяжелый.

мой до сих пор не понимает. нам почти 3 года

ЗПРР, гипердинамический синдром и сенсорная алалия под вопросом. Да, занимаемся 4 раза в неделю со специалистами + 2 раза в неделю бассейн (снимаем гипердинамичность) + обычный детсад с 8 утра и до 15,30. Результата пока 0. Хотя уже 10-ц месяц непрерывных занятий пошел у нас, к сожалению, не важная ЭЭГ, поэтому микрополяризацию мы пока не делаем Вы ходите в спец.садик или обычный? Мы просто тоже не понимаем обращеную речь, вот думаю светит нам садикмили нет

в коррекционный для детей с ЗПР. но нас и оттуда хотят вывести, т.к. сын даже там самый тяжелый

Здравствуйте! Как у вас дела с пониманием? Расскажите, пожалуйста. Очень за своего переживаю.

Здравствуйте! Как не понимал обращенную речь, так и не понимает ((( а уже 4,7.

Мой сын не понимал обращеную речь до 2 лет, потом очень быстро пришло понимание, сейчас ему 2,4 года все прекрасно понимает… Сам скомпенсировал. он недоношенным родился в 34 недели… ни с кем не занимались, если ребёнок не понимает обращеную речь совсем занятия на мой взгляд бесполезны, только медикаментозное лечение.

Нам через недельку 2 года уже будет и тоже речь не понимает… медикаментозно ваще никак… не можем подобрать препараты на пантогам и энцефобол истерики и спать перестает, а кортексин миаклонии спровоцировал, хотя по ээг эпи активности нет, но ноотропы все под запретом теперь… и как помогать малышу не знаю.

Занятия и еще раз занятия! Мы с тимохой благодаря занятиям многое освоили. Вас спасет микрополяризация и занятия с дефектологом. Если совсем не понимает. Мы благодаря занятиям многое освоили… а медикамеетозно нам не помогает Скажите, адо 2 х лет вы обращались к врачам? Просто моему ребенку 1, 5 года он не понимает обращенную речь, на имя отзычается, в глаза смотрит, но указательного жеста нет.Ребенок недоношенный 34-35 недель.Хочу пойти к врачу, но родные останавливают, говорят маленький еще Уже должен понимать! У него есть жест да. У тимы мой педиатр заметил отклонение, ему 2,8 было! Указательный жест был, а вот жеста да никогда не было. Сейчас уже есть конечно, моя заслуга и он сам компенсирует слава богу! . На счет жеста да, убедитесь, что он есть! Задайте вопрос утвердительно! Если есть, то 100% понимает! А вот если нет, то здесь это вас должно насторожить! Я вот дура не обратила внимание и целый год потеряли!((((

Ну и правильно останавливают! Мы наблюдались у одной из лучших неврологов города, и она говорила, что все нормально, просто позже начнёт понимать, говорить и т.д. Ну и нам спешить некуда

Светлана добрый день! Как ваш ребёнок начал говорить и понимать обращённую речь?

Добрый вечер, чем лечили? Нам почти 2, понимание речи очень плохое

Добрый день подниму тему — подскажите пожалуйста, как занимались? К кому обратиться, чтобы подобрали занятия? Нам 2.1 не понимает речь, очень мало понимает почти ничего. Пальчиком не показывает, говорит слоги и то невпопад (нет обращённой речи) я дура проворонила ждала двух лет (( Подойди / сядь выполняет через раз. У невролога наблюдаемся, назначил ноотропы и Детралекс а насчёт занятий сказал пока бесполезно так как не понимает речь. А я боюсь время терять. Как вы занимались без понимания речи .

Врача адекватного я так и не нашла. На занятия тоже немало денег на ветер пустили. Занимаюсь в основном сама. С пониманием речи и сейчас проблемы большие. Но вот бумажные задания, наклеивание всякого зашло, корректурные пробы. На развитие ребенка. ком брала, в вк сообществах, годовые курсы типа школа 7 гномов (там все по порядку, а меня кидало то туда, то сюда, сама не знала с чего начинать, каша в голове до сих пор) можно скачать, на рутрекерах качала книги. Когда 1 раз села, думала, никогда не смогу объяснить. Весной вот закончили по новиковой-иванцовой 3 части от слова к фразе по-моему, на пинтересте тоже много хороших заданий бумажных. Хотя бы с этого можно начать. Уже считает, пишет, говорит фразы простые, говорят, уровень знаний по возрасту, но вот с пониманием что делать не знаю. Бак 5 раз делали, магнитную стимуляцию давно уже (в 3, по-моему), микрополяризацию 1 раз сделали, 3 недели почти прошло, слов оч много (уже не знаю, какие он знал, а какие прибавились, но окружающие, говорят, заметны улучшения), вот фразы стал вносить в жизнь. Проблем еще много, многое надо наверстывать, хочу после этой темки теперь шею ему проверить, у нас и роды тяжелые, выдавливали его и травмы были. Остеопата нормального начала искать еще с декабря, пока не нашла нормального… 4 контакта дали, будем пробовать, а неврологов у нас 3. Все кандидаты наук, но верить всецело ни одному из них не могу.

хорошего врача найти! в поликлинике сказали — аутист. у невролога сказали тяжелой ребенок, ниче не понимает, не говорит и речи не будет вообще. причем невролог платная, оч хвалят её. послала на какие то тесты к психологу, а психолог с ним позанималась часа четыре и сказала, что это врачи все тупые, да речь лепетная, но в этом лепете и мама и папа и все что думает, что делает все по возрасту, а «непонимание» это он просто шлангом прикидывается, чтоб не заставляли что то делать. маленьким быть гораздо приятнее. когда мы это прочухали все, начала картина резко меняться! начал все делать что просишь, пытаться называть животных, обращать внимание на то, что показываешь и т.д. короче ребенок по сути все отлично понимает, просто не хочет это показывать, хитрит

Частичное понимание речи у почти 2 летнего ребенка

Скажите пожалуйста как сейчас ваш малыш? Пришло понимание речи?

Да пришло. После 2.2 пошло развитие. Речь после 3. Но говорит плохо. В сад ещё не ходим толком, болеет. А садик очень хорошо помог!

А что-нибудь кололи или пили лекарства? Или само как-то наладилось ?

Одно дело, когда дети в таком возрасте не разговаривают, но совсем другое дело, когда элементарные просьбы не понимают/не выполняют… очень похоже на аутизм (у подруги старшая дочь с этим диагнозом). Но дай бог, чтоб не подтвердилось у вас

Да не похоже на аутизм, он ничего вообще не боится. Не людей, не новых мест, очень общителен. У аутистов помимо невыполнение просьб и отсутствие речи ещё очень много других признаков. У нас, к счастью не одних нет.

Ну так у неё дочь тоже не боится. Ласковая, ко всем идёт сразу, обниматься любит

Наш ребёнок знает как дойти до магазина, показать что ему купить, он очень сообразительный. Все бытовые предметы знает как использовать, так же у него есть подражающие игры. Все игрушки использует по назначению, нет зацикленность действия. С детьми умеет играть. Понимаете, что все смотреться в совокупности. Это тоже самое, что написать, если у ребёнка температура, то значит восполнение легких !

Нет к него аутизма. Единичный раз он покакал на диван. И то потому что нас в комнате не было. Обычно он прячется, когда какает. Начали мы лечение. У нас прорыв и слова пошли, постоянные разные звуки. Указательный жест есть. Он сообразительнее своих ровесников. Просто не говорит. И речь он понимает. Просто если ему не нужно он не будет выполнять просьбы. Были мы у невролога и психиатра, сказали что похоже я больная, а не ребёнок. Ну как тут больной не станешь, если вол такие как вы пишете про аутизм, про случае ваших соседей?♂️

ЗРР или аутизм

Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.


Как отличить аутизм от ЗРР

Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.

Характеристики развития речи при раннем детском аутизме

При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:

  • речь полностью отсутствует;
  • ребенок не может выражать свои желания и потребности;
  • отсутствует реакция на речь окружающих;
  • возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
  • отсутствует реакция на вербальные инструкции;
  • не способен строить и правильно оформлять предложения;
  • на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
  • речь слишком громкая или тихая;
  • наблюдается буквальное понимание речи.

Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.

Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года

Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.


Действия родителей при ЗРР

При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.

Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения. О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете. Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.

На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.

Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.

В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.


Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.
Логопедические занятия для детей в домашних условиях

Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь.

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.


Методика развития речи у неговорящих детей

Методика развития речи у неговорящих детей

Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.

А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.


Задержка речевого развития

Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью

Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.

На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.

Особенности речи

Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.

Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи

Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.


Совершенствование интонационной выразительности

Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей

У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.

На заметку! Важно понимать все особенности словаря и правильно регулировать речевую деятельность, а также, какой вид чтения характерен для детей с нарушениями речи.

Эндогенные и экзогенные причины отсталости

К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.

К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г

При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.

Читайте также: