Ребенок 2 года не отзывается когда его зовут

Обновлено: 18.05.2024

Здравствуйте. Ребёнку 2 года, перестал реагировать на имя. С 8 месяцев отзывался и оборачивался. В год и девять начали посещать детский сад, адаптация проходила тяжело, ребёнок сильно плакал. Начал болеть-неделю походит, три недели на больничном. В саду спит и ест, но утром и вечером начинает плакать. Ест самостоятельно, на горшок ходит, но сам просится редко. Ребёнок активный, любит играть в прятки, догонялки, машинки, грузит грузовики, играет с машинкой на пульте управления,хорошо собирает конструктор, копирует поведение взрослых, в глаза смотрит, есть ответная улыбка и смех, смотрит с родителями книжки, называет животных, словарный запас небольшой, но говорить стал редко как пошёл в сад - всё исключительно по желанию. Бывает -не дозовёшься и за руку трогаешь, даже не повернется в твою сторону. Очень много смотрел мультики - и за едой и всюду и-всегда, родители сами по себе - ребёнок в мультиках. Сейчас полностью телевизор убрали. Стараемся играть и заниматься с ним, играет и веселится охотно, и объятия любит, особенно с мамой. Сверсники ему не интересны, а вот к девочкам постарше он подходил и интересовался ими. В общем - нас в ребёнке всё устраивает, он реагирует на просьбы, хитрит, показывает, если ему что-то надо-берёт за руку и ведёт, слово нельзя понимает, если сказать очень строго. Понимает обращенную к нему речь, НО если занят чем-то - играми, например, то нас игнорирует, и имени будто своего не знает, отзывается, но настолько редко, что мы не уверены, что это реакция на имя. Может ли это быть проявлением характера или же это неврологические расстройство.

Здравствуйте! Если кроме отклика на имя, тем более когда ребенок увлечен чем-то, ничего не беспокоит, то скорее всего это вариант нормы. Попробуйте следующее - никогда не зовите его по имени с целью проверки (обернется или нет), а зовите исключительно чтобы чем-то порадовать. Например, позвали по имени - и тут же скорчили ему рожицу. Или пощекотали. Или спрятались, играя в ку-ку. Спустя примерно пару недель результат должен быть виден. И второе - если после убирания мультиков прошло мало времени, то такие последствия тоже возможны. После частого просмотра мультфильмов дети действительно гораздо хуже начинают реагировать на обращение к ним.

Консультация психотерапевта на тему «Ребёнок 2 года перестал отзываться на имя» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Причина 9. Нарушения слуха

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

12 причин: почему ребенок не говорит

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Ребёнок в 2 года 4 месяца не реагирует на имя

Здравствуйте. Дочке 2 года 4 м.на именно не реагирует.разговаривать тоже не хочет(мама,папа,баба).любит рисовать,играет в игрушки.соберает пирамидку,иногда собирает пирамидку в ряд.в садике мало играет с детьми.в основном ходит одна.дома любит играть с старшей сестрой.сама кушает плохо,приходится кормить.в горшок ходит.если хочет писать или какать то несёт горшок мне.цвета знает все.показывает на картинках.другое не знает(фигурки,животных,фрукты).долго не могла отучить от соски.пьет из одного и того же стаканчика.скажите у нас есть проблемы?

Здравствуйте. Честно? Не знаю. Вы просто описываете поведение девочки. Ничего про развитие, про беременность, заключения врачей. Вы знаете нормы развития детей, понимаете, что ребенок им не соответствует. Обращались к неврологу? какие-то обследования проводили? Это может быть и характер, и наследственность, и отклонения в развитии - но без заключения врача о состоянии ребенка никто Вам не скажет, есть проблема или нет. Давайте, Вы сначала обратитесь к неврологу, а потом, по результатам, выработаем педагогический путь развития ребенка, с учетом отсутствия нарушений или наличия оных.

Обращались к неврологу,прописывал уколы(названия не помню)для стимуляции речи.роды были 2,родила сама без патологии.слух проверяли у сурдолого.сказали что все хорошо.

Дочка села в 6 мес.ползать начала рано.пошла в 10 мес.откланений врачи не наблюдали.да и я не переживала.просто началась разный статей про аутизм и задумалась.

Все-таки, мне кажется, это поведенческие отклонения. А как Вы занимаетесь с девочкой, в какие игры играете, просто сажаете и просите показать кошку, собачку и спрашиваете, как они "разговаривают"? Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других. Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что девочке свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – ее необходимо показать квалифицированным специалистам. Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы: •Социальные симптомы; •Проблемы коммуникации; •Монотонность (стереотипность) поведения. 1: Социальные симптомы аутизма у детей Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых; Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза); Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе; Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания; Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»); Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители; В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели. 2: Симптомы аутизма у детей: трудности коммуникации Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше); Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда); Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ; Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом); Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют; Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия); Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице. 3: Признаки аутизма у детей: монотонность поведения Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения; Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать); Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей; Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня; Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового); Что-то кажется похожим, согласна. Но основные признаки не совпадают, из чего я и сделала вывод, что это поведение. Но ребенка надо видеть, наблюдать! Может быть, какие-то аутистические черты есть, но тут все равно обращаться надо к квалифицированным неврологам, работающим с аутистами.

Консультация врача логопеда на тему «Ребёнок в 2 года 4 месяца не реагирует на имя» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Сын 2 года не отзывается на собственное имя

Здравствуйте. Хотелось обратиться за консультацией по поводу поведения ребенка. Последнее время стала замечать, что поведение моего ребёнка (сын 2 года) очень странное. Можно провести параллель с аутизмом. Не всегда смотрит в глаза. Он не всегда, но отзывается на своё имя. В основном в покое. Когда кушает. Смотрит в глаза и отзывается и улыбается. На улице и в период игры не отзывается. Он ходит на горшок, сам пьёт из чашки, сам кушает хлеб, сухарики, яблоки, но из тарелки приходится кормить. Играет в основном в беготню. Бегает, прыгает, скачет практически постоянно. Повторяет мытьё полов. Подносит к уху телефон. Пытается обувать обувь сам, надевает на меня шапку и на себя пытается. Мимика достаточно живая. Радуется, улыбается. Но он игнорирует детей. Людей прекращает игнорировать когда к ним привыкнет, спустя дня три-четыре. Он не может показать пальцем что ему нужно, но может принести вещь которая необходима ему лично. Например чашку, когда хочет пить. Сам открывает двери, поворачивает ручку и открывает. Отлично ходит по лестнице. Но абсолютно не разговаривает при этом всём. Мама папа баба. Это максимум который возможно из него выжать. Машинки катает. Но чаще крутит у них колеса. Разбирает собирает пирамидку. Разбирает Лего. Собрать не хочет. Играет в мяч со мной. Но если попрошу принести не принесёт. Может отдать то что в руке. Игрушки вроде бы использует по назначению, но тоже не всегда. Может стучать молотком по пирамидке. Но при этом рисует карандашами в альбоме. Он ничего не раскладывает по цветам и формам, что свойственно аутистам. Ест все. И пьёт тоже все что предложу. В людных местах не боится бывать. Но на людей ноль внимания. Иногда может взять чужого взрослого за руку. Но редко. На детей вообще никакого внимания тоже. Может отнять игрушку. В песке играет лопаткой, или ковыряет его палочкой. Громких звуков не боится. Иногда может побаиваться чего то из мультиков. Но это редко бывает. Днём спит по два часа. Гуляет достаточно активно. Маршрут разный выбирает. Приверженности одному маршруту нет. Но он постоянно в движении. Бежит куда попало. Нет инстинкта самосохранения. Интересуется голубями и кошками. Спокойно может только покушать и опять скакать. Кувыркается, залазит на диван, слазит с дивана и снова бежит и скачет по кругу. Иногда просто бегает туда сюда. Во время этих игр не откликается и не смотрит в глаза. Но если взять его на руки сидит на руках. Когда считаю ему сказку смотрит мне в глаза. Любит игры типа ку-ку и ехали медведи на велосипеде. Хохочет и смотрит в глаза. В остальное время не дозовешься. Были у невролога по этому поводу. Был поставлен предварительный диагноз гиперактивное поведение с задержкой речевого развития. И был прописан фенибут, глицин и пантогам. Что скажете? Аутизм или все таки стоит доверять заключению невролога? Спасибо.

Здравствуйте! Отсутствие отзыва на имя не говорит об аутизме. Не вижу пока что признаков аутизма. Думаю, что невролог прав в части задержки речевого развития, но ребенка все же стоит протестировать у специалиста (VB-VAPP тестирование). Необходимо формировать руководящий контроль, учебное поведение, работу с нежелательным поведением и работу над имитацией. Пока не будет имитации ("сделай как я") - говорить о развитии речи сложно.

Консультация психотерапевта на тему «Сын 2 года не отзывается на собственное имя» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития), обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Читайте также: