Псп что это в авиации

Обновлено: 04.07.2024

Словарь авиационого сленга, применяемого на этом форуме

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: lt.ak, vova_k

Словарь авиационого сленга, применяемого на этом форуме

Предлагаю раскрывать смысл частых выражений, сокращений, терминов, употребляемых на этом форуме.

Просто пишите ответ, а мы вставим куда надо. Проьба быть поактивнее. Быстрее наполним - меньше глупых вопросов)))

АОН - авиация общего назначения
АДП - аэродромный диспетчерский пункт
АМСГ - авиационная метеорологическая станция (гражданская)
АМЦ - авиационный метеорологический центр
АСПД - автоматизированная система передачи данных
АС УВД - автоматизированная система Управления воздушным движением
АХР - авиационные химические работы

БПРМ - ближний приводной радиомаркер

ВС - Воздушное судно
ВМДП - вспомогательный местный диспетчерский пункт
ВМО - Всемирная Метеорологическая Организация
ВПП - взлетно-посадочная полоса
ВСЗП - Всемирная система зональных прогнозов
ВЦЗП - Всемирный центр зональных прогнозов

ГА - гражданская авиация
ГосА - государственная авиация
ГАМЦ - Главный авиаметеорологический центр
ГМС - гидрометеорологическая станция

ДПК - диспетчерский пункт круга
ДПП - диспетчерский пункт подхода
ДПР - диспетчерский пункт руления
ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки

ЕЭВС - Единичный Экземпляр Воздушного Судна

ЛА - Летательный аппарат

МВЗ - московская воздушная зона
МВЛ - воздушная местная линия
МДП - местный диспетчерский путь
МРЛ - метеорологический радиолокатор
МСВ - международное скоординированное время

НЛГ - нормы летной годности

ОПВП - SVFR - особые правила визуальных полетов

ПВП - правила визуальных полетов
ПДП - пункт диспетчера посадки
ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия
ПДС УВТ - производственно-диспетчерская служба управления воздушного
транспорта
ПО ГА - производственное объединение гражданской авиации
ППП - правила полетов по приборам
пакс - пассажир в самолете
ПВП - VFR - правила визуальных полетов
ПЛП - первоначальная летная подготовка
ППП - IFR - правила полета по приборам

Партизанить - Осуществлять нелегальные полеты (то есть полеты с отсутствием всех формальностей, необходимых для их законного проведения).

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации

СВЖ - самолетовождение
СЛГ - сертификат летной годности
СЛА(СВС) - сверхлегкий летательный аппарат (воздушное судно)

В заключение

И у тех, и у других правил есть своя красота. Полет сам по себе очень волшебное и завораживающее зрелище, а полет в облаках может быть чем-то ещё более невероятным – либо оказаться скучной серостью за окном. Летая визуально, вы увидите привычные вам достопримечательности так, как их не увидит никто. Летая по приборам, вы будете элегантно решать очень интересные логические, математические и менеджерские задачи, а также намного меньше зависеть от погоды.

Разумеется, никто не мешает вам во время визуальных полетов использовать приборное оборудование (в качестве вспомогательных средств). И наоборот, во время приборных полетов вы вполне себе можете подглядывать на естественный горизонт, если вам его видно.

Я являюсь частным пилотом, летающим (вернее, летавшим до введения карантина) визуально в Англии. Около трех месяцев назад я начал учиться летать по приборам. Я не являюсь инструктором, моя статья носит научно-популярный характер и не может быть использована для обучения реальных пилотов.

Если вам она понравится, я могу писать больше статей на авиатематику. Из интересного можно рассказать про:

  • классы и типы воздушного пространства
  • приборы самолета, их устройство, назначение и действия в случае отказа
  • штурманский расчет и выполнение визуальной навигации
  • угол атаки и сваливание самолета
  • управление самолетом по трем осям и его стабильность
  • полет по кругу аэродрома
  • процедуры установки высотомера

Дожидайтесь окончания самоизоляции, а после этого приходите на аэродромы и пробуйте летать сами. Статью о том, как просто это можно сделать, можно найти тут. Если вам интересна тема авиации, вы можете дополнительно:

Словарь авиационого сленга, применяемого на этом форуме

Есть вопросы по обучению? - Задавайте! Обсуждаются непонятные моменты в практике полётов и различных учебных дисциплинах.

Модераторы: lt.ak, vova_k

Словарь авиационого сленга, применяемого на этом форуме

Предлагаю раскрывать смысл частых выражений, сокращений, терминов, употребляемых на этом форуме.

Просто пишите ответ, а мы вставим куда надо. Проьба быть поактивнее. Быстрее наполним - меньше глупых вопросов)))

АОН - авиация общего назначения
АДП - аэродромный диспетчерский пункт
АМСГ - авиационная метеорологическая станция (гражданская)
АМЦ - авиационный метеорологический центр
АСПД - автоматизированная система передачи данных
АС УВД - автоматизированная система Управления воздушным движением
АХР - авиационные химические работы

БПРМ - ближний приводной радиомаркер

ВС - Воздушное судно
ВМДП - вспомогательный местный диспетчерский пункт
ВМО - Всемирная Метеорологическая Организация
ВПП - взлетно-посадочная полоса
ВСЗП - Всемирная система зональных прогнозов
ВЦЗП - Всемирный центр зональных прогнозов

ГА - гражданская авиация
ГосА - государственная авиация
ГАМЦ - Главный авиаметеорологический центр
ГМС - гидрометеорологическая станция

ДПК - диспетчерский пункт круга
ДПП - диспетчерский пункт подхода
ДПР - диспетчерский пункт руления
ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки

ЕЭВС - Единичный Экземпляр Воздушного Судна

ЛА - Летательный аппарат

МВЗ - московская воздушная зона
МВЛ - воздушная местная линия
МДП - местный диспетчерский путь
МРЛ - метеорологический радиолокатор
МСВ - международное скоординированное время

НЛГ - нормы летной годности

ОПВП - SVFR - особые правила визуальных полетов

ПВП - правила визуальных полетов
ПДП - пункт диспетчера посадки
ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия
ПДС УВТ - производственно-диспетчерская служба управления воздушного
транспорта
ПО ГА - производственное объединение гражданской авиации
ППП - правила полетов по приборам
пакс - пассажир в самолете
ПВП - VFR - правила визуальных полетов
ПЛП - первоначальная летная подготовка
ППП - IFR - правила полета по приборам

Партизанить - Осуществлять нелегальные полеты (то есть полеты с отсутствием всех формальностей, необходимых для их законного проведения).

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации

СВЖ - самолетовождение
СЛГ - сертификат летной годности
СЛА(СВС) - сверхлегкий летательный аппарат (воздушное судно)

Правила визуальных полетов

В 1903 году братья Райт совершили первый в истории человечества полет. Их пример вдохновил множество инженеров, и вскоре мир захватил бум авиации. Теория полета тогда только разрабатывалась, поэтому заря выдалась непростой и унесла с собой множество жизней. Полетам очень скоро нашлось практическое применение – мир захлестнула Первая Мировая Война. Спрос на самолеты породил предложение, дав возможность доработать теорию и сделав полеты достаточно безопасными для перевозки пассажиров.

Зарождались первые авиакомпании, а в 1944 году множество стран объединилось, подписав Чикагскую Конвенцию и создав ICAO – интернациональную организацию, регулирующую полеты. Появился современный правовой базис для международных полетов. Возникла необходимость создать и систематизировать правила полетов, используя знания, опыт и технические возможности того времени.



Один из первых маршрутов KLM, Амстердам – Джакарта. Точками обозначены пересадки

Правила визуальных полетов (ПВП, Visual Flight Rules, VFR) опираются на тот факт, что пилот на протяжении всего полета будет видеть естественную линию горизонта, воздушное пространство вокруг себя и часть поверхности земли снизу.

Согласно приложению 6 конвенции о международной гражданской авиации, самолет, летящий визуально, должен иметь на борту средства измерения и отображения:

  • приборной воздушной скорости (позволяет выдерживать безопасную для маневров скорость)
  • барометрической высоты (для поддержания необходимой для полета высоты)
  • магнитного курса (дает возможность выдерживать направление на точку назначения)
  • времени (позволяет узнать расстояние до точки через скорость)

Сами правила полетов достаточно просты:

  • пространственное положение самолета, необходимое для безопасного маневрирования, выдерживается по естественной линии горизонта
  • конфликтующий трафик ищется пилотом визуально, и для его разведения не требуется помощь диспетчера (два самолета на встречных курсах поворачивают каждый вправо)
  • навигация обеспечивается чтением аэронавигационной карты и соотнесением её ориентиров с наблюдаемой поверхностью, а также выполнением точного штурманского расчета на земле
  • процедуры строятся по тем же ориентирам и публикуются в специальных сборниках. Пример такой процедуры для захода на посадку: долететь до такого-то озера, повернуть от него к такой-то деревне, посреди деревни повернуть влево, а там уже и полосу становится видно
  • для управления трафиком можно использовать ограничения по высоте или ориентирам (например, построить запретную зону над Москвой от МКАДа)

Помимо самого маневрирования воздушным судном, на пилота возлагается обязанность по сканированию трафика и ориентиров на земле. Поэтому большую часть времени визуальный пилот смотрит наружу. Это, в свою очередь, приводит к пониженной точности выдерживания параметров полета (высоты, скорости, курса).

Для таких полетов необходимы достаточно строгие метеорологические условия. Пилот должен видеть:

  • большую часть земли на протяжении всего полета, что делает трудноосуществимым полет на больших высотах (над облаками)
  • естественную линию горизонта, что делает невозможным полеты в самих облаках
  • взлетно-посадочную полосу при взлете и заходе на посадку, что исключает возможность осуществления взлетов/посадок в тумане



Типичный визуальный полет

Все это делало коммерческие визуальные полеты делом весьма непредсказуемым. Рейсы приходилось корректировать или отменять из-за погодных условий, полет на больших высотах (уменьшающий время полета и расход топлива) был недоступен. Это привело к появлению новых правил, по которым и стала летать коммерческая авиация (о них речь пойдет чуть ниже).

Но визуальные полеты остались. Они прочно закрепились в той нише, которая нетребовательна к регулярности полетов – малой авиации. Они проще в освоении (все частные пилоты учатся летать изначально именно визуально), менее требовательны к оборудованию самолета (можно сэкономить на самолете и его обслуживании) и диспетчерскому сопровождению (можно летать вообще без диспетчера). Визуальные полеты безумно красивы и позволяют пилоту сполна насладиться всеми красотами неба.

Чего ожидать от правил

Попробуем по аналогии с правилами дорожного движения понять, зачем они вообще нужны и чего мы, участники этого самого движения, от них ждем.

Одной из важнейших функцией любых правил является выполнение предсказуемых процедур. Увидев сигнал поворота на машине спереди, вы понимаете, что она скоро повернет или перестроится. Аналогично и в небе: летая вокруг аэродрома с множеством самолетов в воздухе, вы должны знать, где, куда и при каких условиях они будут поворачивать (либо менять скорость/высоту).

Второй важнейшей функцией являются ограничения – по скорости, весу или габаритам. Во многом такие ограничения обусловлены требованиями к безопасному маневрированию транспортного средства. Например, на скользких и крутых дорогах часто ограничивают скорость. В авиации для безопасного маневрирования очень важно знать пространственное положение воздушного судна.

Очевидно, что несущиеся с большой скоростью навстречу друг другу автомобили нужно разводить в разные стороны. В правилах дорожного движения это достигается использованием разных полос, знаков приоритета и светофоров. В авиации всего этого нет, и нужно придумать способ разведения трафика в воздухе.

В небе нет и дорог в привычном нам смысле. И знаков навигации тоже нет. Тем не менее, пилоты должны как-то уметь находить дорогу из точки А в точку Б. Поэтому принципы осуществления навигации также являются частью правил полетов.

Обычно — пневматическая винтовка с расположенным под стволом или в прикладе резервуаром для воздуха или другого газа. Давление в баллоне около 200 атм. Бывают варианты с большим предельным давлением, около 300 атм. Воздух в резервуар нагнетается при помощи насоса высокого давления или с помощью предварительно заправленного баллона. Также в качестве рабочего тела может применяться гелий, из-за его лучшей сжимаемости и большей скорости звука в нём.

В зависимости от объёма резервуара, из винтовок PCP можно произвести около 30—150 выстрелов с одной заправки. Винтовки с предварительной накачкой, равно как и мульти-компрессионные характеризует отсутствие отдачи. Это позволяет использовать на этом оружии любые оптические прицелы без опасений разбить их двойной отдачей пружинно поршневой пневматики (ППП).


РСР (русск. ПСП) – это система с предварительной накачкой. Оружие данного типа считается компрессионным. В качестве источника энергии выступает сильно сжатый воздух. Находится он в специальном резервуаре, куда попадает под большим давлением. Еще эту деталь называют баллоном. Резервуары бывают встроенные, а также сменные. Находятся они, как правило, под стволом. В целом баллоны сильно видны, однако на большом расстоянии РСР-пневматика напоминает комбинированное оружие. Особенность винтовок данного вида заключается в наличии малого количества движущихся деталей, в отличие от пружинно-поршневых систем. Все это в конечном счете отображается на характеристиках устройства.

Посмотреть интересное видео. Low Pass.

Сегодня статья с минимумом текста и максимумом видео . Следуя пожеланиям трудящихся :-), сделаем некоторое отступление от сложноватых, иной раз даже нудноватых тем и немного отдохнем способом обычным для любого современного человека. Я просто предлагаю вам посмотреть интересное видео.

Демонстрационные (и не только :-)) полеты разных типов летательных аппаратов неизменно приковывают к себе восторженные взгляды многочисленных зрителей. Пилоты стараются показать на что способны их машины по максимуму. Особенно притягивают внимание самолеты и вертолеты, выполняющие какие-либо маневры на малой и предельно малой высоте.

Посмотреть интересное видео. Low Pass.

Еще один классный пролет. Рilatus РС-7. Сколько до полосы? 🙂

Все эти действия с одной стороны бывают близки к лихачеству, или как раньше говорили воздушному хулиганству . Но с другой стороны понимаешь, что человек, выполняющий такое совсем непрост. Здесь и характер должен быть, и умение, и твердый расчет.

F-18 из "Голубых ангелов". Low Pass. Надеюсь, это не монтаж :-).

747-й . Обратите внимание на расстояние от законцовки крыла до земли при развороте с набором.

Правила полетов по приборам

По мере развития спроса на коммерческие перелеты встал вопрос о планировании рейсов. Любая неподходящая погода в точке вылета, прилета или на пути могла привести к отмене рейса. Увеличивающийся поток трафика требовал от пилотов более точного выполнения процедур, а уворачиваться от других самолетов становилось все сложнее. Научно-технический прогресс тоже не стоял на месте. Все это привело к появлению новых правил.

Правила полетов по приборам (ППП, Instrument Flight Rules, IFR) опираются на тот факт, что на протяжении любой части полета пилот может иметь ограниченную видимость.

Становятся возможными полеты в облаках, на больших высотах, посадки при очень плохой видимости. Одновременно, такие полеты становятся требовательнее к оборудованию и обслуживанию.

  • маневрирование выполняется по искусственному авиагоризонту. При его отказе используются комбинированные данные с других приборов – высотомера, тахометра, магнитного компаса, часов, указателя скольжения и поворота
  • конфликтующий трафик разводится указаниями диспетчера. Как правило, на самолетах установлена TCAS (traffic collision avoidance system, система предупреждения столкновения самолётов в воздухе), однако она используется лишь для подстраховки возможных ошибок диспетчеров
  • навигация осуществляется выполнением указаний диспетчера, использованием наземных радиомаяков (VOR/DME/ADF/ILS), инерциальной системы навигации (IRS), либо спутниковой системы (GPS)
  • процедуры выполняются по радиомаякам/инерциальной системе/спутникам, либо по прямым указаниям диспетчера
  • управление трафиком тоже выполняет диспетчер, используя данные с радаров либо отчеты пилотов о достижении определенных точек



Приборы Airbus A321

Пилот на протяжении всего полета смотрит на приборы. Человеческий организм не предназначен для полетов, а потому ему характерны визуальные и пространственные иллюзии. Достаточно отвести взгляд от авиагоризонта на несколько секунд, чтобы обнаружить, что самолет ушел в крен или пике. Требования к точности выдерживаемых параметров также возрастают. Такие полеты требуют существенно более высокого уровня подготовки экипажа, в частности, обучения его правильным техникам сканирования приборов. Пилот, допущенный к полетам в приборных метеорологических условиях, должен иметь инструментальный рейтинг в летной лицензии.

Требования к самому самолету также значительно выше. Теперь он должен быть оснащен дополнительными приборами, такими, как авиагоризонт, указатель скольжения и поворота, указатель вертикальной скорости. Нужны приемники уже упомянутых выше навигационных маяков, радиостанция для связи, транспондер (ответчик) для предоставления диспетчеру информации о местоположении.

Так как пилот почти все время смотрит на приборы, чтение аэронавигационных карт, изменение частот и ведение бортового журнала становятся более сложными задачами. Для снижения нагрузки в самолеты часто ставят автопилот, либо летают вдвоем. Сами приборы тоже часто дублируют, да так, чтобы у них были разные и независимые источники информации – отказ приборов в отсутствие видимости может быть очень опасен.

Полеты в облаках чреваты риском обледенения, поэтому зачастую на приборных самолетах можно встретить противообледенительные системы. Фюзеляж экранируют для защиты от удара молнии, а кабину иногда оснащают погодным радаром или грозоотметчиком. С целью уменьшения вероятности столкновения в воздухе на самолеты могут дополнительно ставить вышеупомянутую систему TCAS. При заходе на посадку в условиях плохой видимости полезно знать точное расстояние до поверхности земли, поэтому на некоторые самолеты дополнительно ставят радиовысотомер. Для посадки при особо низкой видимости, когда безопасное приземление находится за пределами физических возможностей человека, используют автопилот с функцией автоматической посадки.

По сути, приборные полеты это настоящий простор для самого разнообразного (и весьма дорогого!) оборудования под всевозможные задачи. Иметь автопилот, TCAS или погодный радар совсем необязательно, но их наличие может здорово облегчить пилоту жизнь и внести существенный вклад в общую безопасность полета.

Как уже было упомянуто, по приборам летают авиалайнеры. Малая авиация тоже может летать по приборам, но большая её часть летает визуально.



Иногда можно полетать среди таких лучей

Визуальные и приборные правила полетов


Читайте также: