Премия ред дот что такое

Обновлено: 05.07.2024

Red Dot Award и iF Design Award — престижные премии в области промышленного дизайна. SberPortal, созданный в SberDevices, взял награды сразу обеих премий. Разбираемся, почему дизайн настолько важен для смарт-дисплея, и рассказываем, как мы его разрабатывали совместно с нашим партнёром – дизайн-хаусом notAnotherOne.

Премия Red Dot существует с 1955 года, и поначалу в ней была только одна категория — награду вручали за дизайн инновационного продукта. Со временем категорий стало намного больше — несколько десятков. В разные годы награду получали Apple, Braun, Ferrari и другие международные компании. В 2021 году SberPortal взял сразу две награды — в номинациях «Умное устройство» и «Промышленный дизайн».

Номинация «Умное устройство» — новая, организаторы ввели её в 2020 году как подкатегорию «Промышленного дизайна». Её появление в Red Dot объяснили тем, что дизайнерские решения в сфере умного дома заметно улучшают жизнь людей. Награду в этой номинации присуждают за создание устройств, которые хороши не только с точки зрения индустриального дизайна, но и с точки зрения наполнения — функциональности и удобства для пользователей. А мы стремились создать именно такой цельный продукт.

Кстати, теперь SberPortal станет экспонатом музея Red Dot в Эссене. В этом музее собрана одна из самых больших в мире коллекций достижений промышленного дизайна.

Пока мы готовили этот материал, SberPortal получил ещё одну международную награду — в рамках iF Design Award 2021 его отметили как лучшее решение в области промышленного дизайна в номинации «Продукт». iF Design Award — международный конкурс дизайнерских проектов, который с 1953 года проводит независимая некоммерческая организация iF International Forum Design GmbH. Награды присуждают в разных категориях, от «Дизайна упаковки» до «Архитектуры», но больше всего заявок традиционно подают в категорию «Промышленный дизайн» (поэтому достойных конкурентов у SberPortal было много).

Рассказываем о том, как мы с notAnotherOne создали дизайн, благодаря которому это стало возможным.

Если сравнивать первый концепт и готовый продукт, становится понятно, что изменилось буквально всё — от типа камеры до материалов, из которых мы собирались делать девайс. Но сохранилась идея — от неё мы всё время и отталкивались: устройство с экраном, классным звуком и камерой, позволяющей общаться по видеосвязи хоть сутки напролёт, с семейством виртуальных ассистентов внутри. Кстати, о том, почему мы сделали именно смарт-дисплей, а не колонку, можно почитать здесь.

SberPortal — сложное с технологической точки зрения устройство с богатой начинкой. Внутри спрятаны скрупулёзно проработанная электроника, технологии синтеза и распознавания речи, компьютерного зрения, биометрии и многое другое. Хардверная часть в умных устройствах тесно связана с софтом. Поэтому при разработке дизайна мы должны были учитывать, какой будет начинка. Например, мы знали, что в SberPortal будут жить виртуальные ассистенты, и для того, чтобы пользователи могли с ними общаться, нам нужно было придумать, как разместить в корпусе устройства микрофонную матрицу.

Кроме того, мы усложнили себе жизнь желанием создать парящий экран, который выглядел бы изящно. В России смарт-дисплеи до нас никто не выпускал, а устройства от западных компаний показались нам слишком громоздкими. При этом ни в одном из них не было достаточно качественной, на наш взгляд, акустической системы. С учётом всего этого, нам с командой notAnotherOne пришлось разработать дизайн девайса from scratch (с нуля).

Всё началось со скетчей, то есть набросков. Их было множество — например, такой.

Один из скетчей. Вариант с треугольной подставкой

Из всех набросков, предоставленных нам дизайн-хаусом, мы выбрали три, и тогда команда перешла к более детальной проработке визуализации. Получилось три концепта с рабочими названиями «Классический», «Современный» и «Будущее».

Классический вариант выглядел строго, аккуратно и несколько консервативно. Консервативность отражалась и в выборе материалов — концепт предполагал использование дерева.

Несложно догадаться, что победил именно этот концепт. У шара, который вы видите позади дисплея, уже на этом этапе была прикладная функция: планировалось, что он будет работать как акустическая камера. Так и произошло.

Третий концепт предполагал, что экран можно будет наклонять, а динамики появятся и во фронтальной части девайса, и в задней. Эти решения сделали бы производство SberPortal слишком дорогим и сложным, поэтому от третьего концепта мы отказались.

На внутренней презентации макеты устройства выглядели так

Итак, фаворитом стал вариант с полусферой, и мы с дизайн-командой notAnotherOne с головой погрузились в доработку концепта и производство первых образцов.

Разрабатывая камеру SberPortal, мы стремились расширить возможности людей для общения — с коллегами или близкими. Сейчас благодаря этой камере человек может свободно ходить по комнате и разговаривать, оставаясь для собеседника «в фокусе». Камера улавливает движения пользователя без механического регулирования. Именно поэтому мы и сделали объёмную и выпуклую камеру — угол обзора у неё равен 149 градусам, и этого хватает, чтобы «видеть» всю комнату. И всё это она способна делать 24/7. Теперь многочасовые переговоры с партнёрами или друзьями, с которыми давно не виделись, не проблема. Кроме того, изображение транслируется в высоком разрешении 4К, а качество картинки сохраняется даже в условиях слабого освещения. А ещё камера умеет распознавать жесты и лица. Но это отдельная история.

Взрыв-схема SberPortal. На ней видно, сколько линз спрятано в камере

Всё это стало возможным благодаря правильно подобранным линзам, чувствительным сенсорам и алгоритмам машинного обучения. Создание такой сложной камеры и её «приземление» на небольшое устройство — нетривиальная задача для дизайнеров. Поначалу мы рассматривали вариант сделать камеру плоской, то есть «утопить» её в корпусе, как это делается в ноутбуках или смартфонах. Но это лишило бы нас возможности дать пользователям все те функции, которые доступны им сейчас. Если обычную камеру на смартфоне постоянно включать на несколько часов, линзы в ней от перегрева быстро деформируются и качество изображения снижается. Всё потому, что её конструкция просто не приспособлена для работы 24/7. А ещё для камеры такого вида нам пришлось бы расширить верхнюю часть рамки экрана, нарушив пропорции и потеряв часть той самой невесомости, которую должен был передавать дизайн. Так что от этой идеи мы отказались.

Варианты камеры, которые мы рассматривали. Зелёным выделен финальный

Ещё какое-то время ушло на поиски идеального размера: не хотелось делать камеру слишком большой.

Параллельно мы придумывали крышку, которая позволила бы пользователям выключать камеру физически и обеспечивала бы абсолютную приватность. Кстати, о приватности мы позаботились и когда обдумывали вариант с «плоской» камерой — обеспечивать её должна была специальная шторка. В случае с выпуклой камерой крышку мы сделали магнитной: когда камера работает, её можно надеть на заднюю часть, когда хочется приватности — на переднюю. Крышка магнитная, захлопывается она с характерным щелчком — так пользователь понимает, что она закрылась.

Для нас с notAnotherOne было важно сделать классный звук, чтобы от прослушивания музыки на SberPortal пользователи получали удовольствие. С решением этой задачи нам помогала целая инженерная команда из Harman Kardon. Сейчас звук SberPortal вызывает вау-эффект: он будто бы появляется из ниоткуда, потому что привычные динамики не видны.

Качество звука обеспечивает акустическая камера, в частности, чем она больше, тем лучше. Но мы понимали, что мощная акустика не должна помешать ощущению парящего экрана — крупных и заметных элементов хотелось избежать. Когда мы увеличивали полусферу в рамках экспериментов, она начинала выглядывать из-за экрана, и это портило впечатление. В итоге мы нашли оптимальный размер: диаметр усечённой сферы — 140 мм.

Акустическая камера SberPortal. Находится за дисплеем

А вот сама конструкция акустической камеры изменилась — и довольно сильно. Например, мы собирались поместить на заднюю часть сферы динамик и защитную сетку для него. В процессе создания цельной акустической системы концепт полностью изменился, и динамики мы расположили в нижней части акустической камеры, направив звук вниз. А вот заднюю её часть занял пассивный резонатор для увеличения низкочастотной картины звука.

Так могла бы выглядеть акустическая камера, если бы мы не перенесли динамики в её нижнюю часть

Во время тестирования мы поняли, что мощный звук заставляет девайс «ходить». Когда звучали басы, он перемещался по поверхности (если она не была мягкой). Было очевидно, что девайс нужно утяжелять, и это можно было сделать двумя способами. Первый — замена материалов некоторых внутренних деталей, второй — дизайн-решения. В итоге мы заменили все внутренние и внешние алюминиевые детали на более тяжелый материал — сплав цинка и алюминия. А от некоторых пластиковых деталей отказались в пользу металлических.

Металлическое кольцо, обрамляющее пассивный резонатор, поначалу было пластиковым

Мы боролись за каждый грамм, и важным решением стала переделка декоративного кольца, которое обрамляет пассивный резонатор. К тому времени мы уже определились с его размером и не хотели его менять — любые изменения довольно существенно сказались бы на всём концепте. В итоге мы нашли способ увеличить часть кольца, которая «утоплена» в девайс, и на внешнем виде устройства это не сказалось. Масса SberPortal увеличилась до 1,6 кг. «Ходить» девайс перестал, в том числе за счёт устройства нижнего радиатора. Подробнее о нём — ниже.

Как мы уже сказали, акустическая система SberPortal — цельная конструкция. Она состоит из акустической камеры и нижней части: решётки, или нижнего радиатора. При первом взгляде на устройство может показаться, что эта решётка выполняет всего лишь функцию подставки, однако на деле всё намного сложнее.

Взрыв-схема нижней части устройства

Но сначала пара слов об устройстве нижней части акустической камеры. Там расположены динамики: выходя из них, звук отражается от металлической «горки», спрятанной внутри радиатора. Эта «горка» так и называется — металлический отражатель. Именно благодаря ей нам с командой Harman Kardon удалось достичь объёмного звучания, когда звук равномерно расходится по помещению на 360 градусов. До появления нынешней «горки» у нас было четыре разных варианта отражателя, и ни один из них не прошёл акустические тесты. Звук получался плохим: были множественные переотражения звуковых волн, и достичь нужного эффекта не получалось. В итоге несколько команд — дизайнеры, механики, инженеры — совместно нашли оптимальное решение.

Разные варианты отражателя. Остановились на варианте, который выделен зелёным

«Горку» обрамляет радиатор, и его внешний вид тоже важен. Несмотря на то, что, как мы помним, важно было достичь определённого веса устройства для его стабильности, нельзя было визуально перегружать нижнюю часть. Если бы радиатор получился визуально массивным и тяжёлым, добиться эффекта парящего экрана не удалось бы — это та часть девайса, которая видна практически под любым углом. Поэтому мы остановились на варианте с решёткой. Поначалу в ней было 60 элементов, но в итоге дизайнеры сократили их число до 31. Кроме того, сама форма решётки стала сложнее — появились грани.

Разные варианты решётки нижнего радиатора. Остановились на варианте с первой картинки

Визуально радиатор должен был вписываться в общий дизайн, а функционально — не мешать рассеиванию звука. Чтобы добиться нужного эффекта, мы сделали его идеально гладким. Каждая такая деталь на производстве проходит три этапа шлифовки: на ней не должно быть ни малейшей неровности. Кстати, стоит SberPortal на маленьких силиконовых «ножках». Они не видны, если не переворачивать девайс, но устройство стало устойчивее отчасти благодаря им. Дизайн-команда специально искала подходящий силикон: материал должен был быть достаточно плотным, чтобы не испортиться под весом верхних частей устройства.

Нам пришлось продумать ещё множество подобных деталей и нюансов. Здесь мы постарались рассказать самое главное о том, как проходила разработка дизайна SberPortal. На самом деле интересных решений и неожиданных поворотов было намного больше — процесс занял многие месяцы. В итоге у нас получился цельный продукт, в котором дизайнерские и функциональные решения дополняют друг друга, давая владельцам интересный пользовательский опыт. А награды международных премий это подтверждают.

Церемонии награждения Red Dot пока не было — она пройдёт 21 июня 2021 года в рамках Red Dot Design Week. После неё, с июня 2021 года по май 2022 года SberPortal, как и других победителей, можно будет увидеть в Музее дизайна Red Dot в Эссене и на онлайн-выставке на сайте премии. Победителей iF Design Award 2021 можно увидеть на сайте премии, а некоторых из них — на офлайн-выставках, которые будут проходить в китайском Чэнду с июля 2021 года. Церемония награждения iF Design пройдёт 10 мая 2021 года в Берлине. Ну а читателям из России, которых заинтересовал наш рассказ про разработку дизайна устройства, достаточно прийти в крупный сетевой магазин техники — там можно своими глазами посмотреть на SberPortal и узнать, как он работает.

Позвольте несколько вопросов:
1. Говоря о дизайне не увидел в статье пользовательских сценариев, кроме транслируемых на промо-материалах. А потому вопрос - чем обусловлен размер дисплея и то самое желание, чтобы звук распространялся во все стороны, а не в сторону пользователя?
2. Нельзя не отметить рамку экрана. Обычно пользователи выстраиваются в очередь чтобы критиковать размер рамки вокруг дисплея очередного смартфона, и явно существует тренд на "безрамочность". Почему в своём решении вы оставили "огромную" для 2021 года рамку?
3. У Харман и Кардон это видимо часть бизнес-модели, делать партнёрские продукты. Хотелось бы больше узнать про то, что именно они привнесли в устройство? Т.к. судя по тексту решения "металл или пластик" или "динамик вниз или вверх" приписываются команде Сбер девайса?

Владимир, привет! Спасибо за вопросы.

1. При разработке устройства мы c not AnoherOne отталкивались от того, как владельцы скорее всего будут им пользоваться и куда поставят. Размер смарт-дисплея позволяет разместить его там, где он нужен, например на прикроватной тумбочке, журнальном столике или кухонном столе. При этом SberPortal достаточно большой для того, чтобы на нём можно было посмотреть кино, сыграть в игру или оформить заказ продуктов. Звук спроектирован и настроен так, чтобы обеспечивать высокое качество при любом размещении устройства в пространстве.

2. Тренд на безрамочность действительно существует, но касается в основном смартфонов. Смартфоны мы постоянно держим в руках, нажимаем на экран, и в этом случае ширина рамок на самом деле критична. У SberPortal совсем другие сценарии использования, и рамки не мешают с ним взаимодействовать. К тому же, почти всё можно делать с помощью виртуальных ассистентов, даже не прикасаясь к экрану — голосом или жестами.

3. Harman Kardon — опытный игрок на рынке звука. Нам было важно сделать звучание классным, поэтому мы решили обратиться к лучшим экспертам. При их поддержке мы спроектировали акустическую камеру устройства. Принимая решения, которые могли повлиять на качество звука, мы консультировались со специалистами, даже если речь шла о выборе между пластиком и металлом для тех или иных частей.

Продукт vs. Коммуникации

Главный Red Dot получают в категории Product Design, так как именно с этой награды началась история конкурса. «Награда в категории Product Design — тру достижение. Выиграть в категории Brands & Communication Design не так почетно, но это тоже big deal», — объясняет Дмитрий Панасюк. Он считает, что в коммуникационном дизайне выигрывают исключительно сильные работы.


Petcube — украинские победители Red Dot в номинации продуктового дизайна в 2018 году


За продуктовую премию борются многие мировые компании-производители. Как рассказывает Юрко Гуцуляк, выигрыш позволяет компаниям разместить знак на своем товаре — это помогает поднять розничную цену товара-победителя на 10-50%. Это покрывает все расходы на конкурс и дает хорошую прибыль.
Категория концепт-дизайна ориентирована на молодых изобретателей и стоит дешевле. В этой номинации соревнуются, чтобы показать свой потенциал и разработать портфолио.

«Комунікаційний дизайн — це молода категорія, яка об’єктивно є диверсифікацією конкурсного бізнесу. Чи потрібно пишатися нагородою Red Dot? Так, потрібно. Але пишатися швейцарським годинником, на який ти сам чесно заробив, і швейцарським годинником, на який гроші дав тато, — це різні відчуття», — Юрко Гуцуляк.

С разной престижностью номинаций не согласен Дмитрий Ярыныч. Он не противопоставляет победы в разных категориях: «Как по мне — победа в номинации Product находится на одном уровне c Сommunication. Даже в Miniso у каждого десятого куска пластмассы есть награды Red Dot и IFA».
Об этом же говорит Александр Солонько. Он считает, что в маркетинге продукт выражается через три формы: товар, услугу и идею. Как правило, клиент получает решение, где задействованы все три формы, поэтому нет смысла выделять какую-то категорию. Солонько считает, что корректнее оценивать портфолио агентства. «Если портфолио крепкое и классное, то я не вижу разницы. Создание продукта и коммуникации — сложные и трудоемкие процессы, если заниматься этим профессионально».


Как бренды-победители используют в маркетинге звание победителей Red Dot

MeHandA — первый российский продукт, получивший в Red Dot Award 2021 особую отметку best of the best

Red Dot Award это ежегодная премия в области дизайна. Старейшей является категория product design, согласно статистике с 2011 года насчитывает со всего мира 14 тысяч победителей данной премии, среди них всего 800 получили особую отметку best of the best.

Обычно данную премию получают крупные компании Mazerati, Apple, Google, Sony и т.д, но иногда их получают такие небольшие стартапы, как MaxBionic.

Red Dot Award с 1955 года является старейшей и авторитетной премией в области дизайна. Первой и главной категорией является product design. Завсегдатай данной премии являются такие компании, как Apple, Sony, Mazerati, Ferrari и т.д. В 2021 году компания MaxBionic также удостоилась этой премии, но отличительной особенностью стала метка best of the best.

Best of the best выдается всего 1.2% от общего числа заявок, для примера в прошлом году было 1633 победителей red dot и 75 с отметкой best of the best. Ранее не было компании из России, кто получал бы данную отметку.

Частый вопрос, который задают, зачем стартапу Red Dot Award? Главный плюс, это репутационный. Стартапу всегда тяжело заявить о себе на весь мир, а данная награда упрощает коммуникацию при коллаборации или дистрибуции продукта на западный сегмент рынка. Для некоторых данная отметка, это аргумент накинуть «20%» к стоимости или доступ на особые полки в магазинах. Для дизайнеров это же возможность поиграть мускулами перед коллегами и клиентами.

Итак, возвращаемся к основному, что за продукт от MaxBionic получил best of the best?

MeHandA это модуль кисти для изготовления бионического многосхватного протеза верхних конечностей. Создан для замещения утраченной верхней конечности, т.е руки. В MeHandA входит целый комплекс аксессуаров, таких как быстросъемное запястье с пассивной ротацией, запястье на вычленение, локтевой шарнир, данные устройства позволяют восстановить утраченный функционал и обеспечить комфорт пациенту.

Помимо дизайна отдельно мы выделяем нашу гордость систему позиционирования и управления кистью MeOn, революционная «вещь» на рынке позволяющая адаптировать управление даже для пациента с одной работающей мышцей. Благодаря этой системе задержка между командами практически исчезла, можно настраивать скорость, усилие и даже способы пропорционального управления, все это позволяет бодрее манипулировать объектом в руках. В сравнении это, как клавиатура для геймеров и обычная офисная, по сути, они выполняют одну и ту же функцию, но с разной степенью комфорта.

Премия и условия участия

С 1955 года в немецком городе Эссен проходит конкурс Red Dot Design Award, этой премией награждают лучших дизайнеров со всего мира.
На старте премию вручали только промышленным дизайнерам — тем, кто создаёт потребительские товары. Со временем в конкурсе появилось больше номинаций, и теперь креативщики соревнуются в трех категориях: промышленный, коммуникационный и концептуальный дизайн. «Red Dot Product Design и Red Dot Communication Design — это разные конкурсы, которые проводят отдельно: в разное время, в разных местах, с разными членами жюри», — пишет Виктор Шкурба.
Подача своей работы на номинацию Communication Design стоит около 200 евро. Подача работы в категории Brands стоит 500 евро. Продуктовый дизайн — от 300 евро.


Стоимость участия в номинациях (сверху вниз): коммуникационный дизайн, номинация «Бренды» и продуктовый дизайн.


Затем «Центр дизайна земли Северный Рейн-Вестфалия» выбирает победителей. Чтобы судьи признали вашу работу лучшей, платить ничего не нужно. Платить нужно на следующем этапе — награждении. Чтобы вас публично объявили победителем в категориях Brands Design и внесли в каталоги с лучшими работами, нужно заплатить согласно ценнику премии: от 1700 евро.

Если вы стали агентством года, то за официальное признание этого факта придется заплатить 6000 евро.

Только победители в номинации концептуального дизайна не должны платить ничего. Эта информация есть на сайте премии, поэтому, подавая заявку, участник знает, сколько денег нужно готовить на случай победы.
В каждой категории вручают награды нескольких видов: Winner, Best of the Best и Gran Prix. После церемонии награждения лучшие работы в номинации по продуктовому дизайну выставляются в Музее дизайна Red Dot в Эссене. Их также вносят в ежегодный каталог работ-победителей Red Dot.


Каталог работ-победителей в категории продуктового дизайна

Среди лауреатов одного из главных фестивалей креатива в дизайне россиян традиционно много


Процесс оглашения победителей фестиваль Red Dot прямо-таки смакует: часть наград раздали в августе, следующую партию — в сентябре, многим дизайнерам и их работам вердикта судей нужно было ждать до ноября.

Торжественная церемония награждения состоялась 1 ноября в Берлине, и вот ее результаты.

За деньги или по любви?

За участие в номинациях нужно платить. За победу — тоже. Это наталкивает на мысль, что деньги сводят на нет всю значимость конкурса. Но какие могут быть вопросы к участникам? Они знают правила игры — и соглашаются на них. Говорить нужно о тех, кто создает эти правила — организаторах.
«У каждого конкурса есть условия, глупо обсуждать их справедливость. Кто-то скажет, что деньги — великое зло или добро. Но за победу ты всегда платишь — и чаще более ценным ресурсом, чем деньги. Например, временем и здоровьем», — считает Александр Солонько.
Так же считает Роман Давыдюк. По его словам, признание — это продукт, за который нужно платить. В противном случае сама ценность премии была бы не так велика. «Хорошо, что не каждый может позволить себе податься и выиграть. Сейчас Red Dot — признак взросления агентства, веха причастности к международному клубу», — считает Давыдюк.
По мнению Юрка Гуцуляка, оплата за пакет победителя не нивелирует награду — это типичная практика для многих премий. Обычно в конкурсах трофей стоит $200-500, и заказывать его необязательно. Вопрос возникает, когда цена за победу достаточно высока и обязательна к уплате. Какая в таком случае цель у организаторов — выбрать лучших или раздать побольше наград? Гуцуляк говорит, что в итоге все опять сводится к качеству участников:

«Red Dot чудово відпрацьовує свої гроші: пишна церемонія, шампанське, товстий каталог і безліч додаткових послуг за додаткову плату. А от що справді нівелює нагороду — кілька відверто слабких переможців з макетами, які криво натягнуті на мокапи».

Red Dot: престижная награда или прибыльный бизнес?

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.


Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточится на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточится на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

Red Dot как волшебная палочка

Большинство агентств подаются на премии с одной целью: получить признание и привлечь клиентов. В индустрии считают, что Red Dot сразу снимает много вопросов. «Если у агентства есть награда — клиент сразу представляет уровень работ студии, и ему легче доверить свой проект», — рассказывает Дмитрий Панасюк.
По мнению Владимира Смирнова, Red Dot по своим функциям подходит и клиентам, и дизайнерам. «В мире не так много популярных, узнаваемых среди клиентов дизайн-премий, за которые самим агентствам было бы интересно соревноваться. Есть фестивали, которые ценят в дизайн-тусовке, но клиенты о них не знают. Есть Канны, но это фестиваль для рекламщиков, а мы [spiilka design buro] не занимаемся рекламой», — объясняет Смирнов.
На украинском рынке не хватает ориентиров, которые помогли бы заказчикам и дизайнерам отделить хорошее от плохого. По мнению Юрка Гуцуляка, украинским агентствам важно производить впечатление зарубежными наградами. Red Dot — подходящий для этого инструмент. «З кожним роком все менше переможців з Західної Європи (а найсильніший дизайн саме там), і дедалі більше з України, Росії та країн Азії. Це території, де враження має більше значення, ніж реальний стан речей», — считает Гуцуляк.

По его мнению, Red Dot — это капиталовложение, которое должно работать: производить впечатление на тех, кто не сильно разбирается в дизайне. «І це зовсім не означає, що роботи-переможці погані. Це означає, що нічого спільного з дизайном Red Dot не має», — подводит итог Гуцуляк.

При этом линейной зависимости между премией и притоком клиентов нет, считает Виктор Ишков. По его мнению, Red Dot повышает репутацию агентства на развивающихся рынках, где любая международная оценка ценна сама по себе. К развивающимся странам относится и Украина. «Не нужно обесценивать этот путь, он на определенном этапе он имеет право быть. На рынках с развитой креативностью эта награда имеет значительно меньший авторитет», — объясняет Ишков.
Признание и новые клиенты стоят украинским студиям немалых денег. Дмитрий Ярыныч вспоминает, как в 2018 году Banda инвестировала в получение Agency of the Year. Хайп вокруг них подхватил и других лауреатов. Окупаются ли такие финансовые вложения? По мнению Ярыныча, затраты его агентства на подачу и winner’s package оправдались: «Сколько внимания, упоминаний, публикаций. А как это превратить в лиды и проекты — это уже бизнес-процессы». Редакция Vector связалась с Banda, чтобы узнать их отношение к премии, но в агентстве отказались от комментариев.


Banda на вручении Red Dot в 2018 году


Дмитрий Панасюк тоже считает, что затраты окупились и Red Dot помог его студии: «В прошлом году к нам намного охотнее зашли несколько крупных клиентов».
Тем не менее, Red Dot — не волшебная палочка. По мнению Владимира Смирнова, если относиться к награде как к инструменту продаж — вы быстро разочаруетесь. Есть более эффективные способы привлечь внимание клиентов.
«Если вы ждете, что после Red Dot на вас свалится три контейнера клиентов с миллионам долларов просто так — нет, этого не случится. Взамен вы получите дополнительный инструмент продаж, хороший инфоповод и медийность», — добавляет Ярыныч.

Red Dot Design Award 2019: полный список российских победителей!

Коммерческий интерес организаторов

Как объясняет Виктор Шкурба, прибыль от мероприятия Red Dot напрямую зависит от количества победителей, а не только участников, как в большинстве международных и украинских премий.
«Чем больше победителей Red Dot — тем больше денег у организаторов Red Dot. Взнос при регистрации — 200-300 евро. Обязательная плата в случае победы — от 1 700 до 2 500 евро. До официального объявления победителей вам приходит уведомление о победе, и если вы оплатите взнос — вам вручат награду. В чем интерес организаторов, думаю, объяснять не нужно», — добавляет Шкурба.

По мнению Виктора Ишкова, оплата за победу противоречит самой сути «награды»: «Получается, если агентство не может заплатить за “пакет победителя”, то и победы нет. Это двойная спекулятивная логика, поэтому мы в масштабе сети BBDO смотрим на Red Dot достаточно скептично».

Разное восприятие началось с того, что премия расширила количество категорий. Любые творческие конкурсы — это бизнес, поэтому организаторы и пошли в смежные категории. «Стратегически это имело бизнес-эффект, но конкурс стал очень коммерческим. При этом в продуктовой категории он оставался знаковым. Сейчас все, что лежит за пределами этой номинации — не более, чем “наследие” оригинальной идеи», — рассказывает Виктор Ишков.
По его словам, в глобальном творческом комьюнити Red Dot имеет среднюю оценку, по сравнению с D&AD, где выиграть «Карандаш» — действительно достижение мирового уровня. По словам Виктора Шкурбы, о том, что в прошлом году украинское агентство Tough Slate Design получило первый в Украине «Карандаш» на D&AD не пишет никто. «У ребят нет PR-службы, а медиа не до конца понимают разницу в ценности между международными фестивалями и сертификатами Red Dot», — Виктор Шкурба.
Юрко Гуцуляк говорит, что подача работ на Red Dot — сложная формализованная процедура. Чтобы привлечь больше платежеспособных участников, в правилах конкурса появились поблажки: «6 років тому стало можливим замість живого продукту подати лише видрук презентації А2. Так, навіть реальність існування роботи та її фізичне втілення не перевіряють».
Дмитрий Панасюк считает: «На первый взгляд это бессмысленная трата денег: в Red Dot нужно платить за любой шаг влево или вправо. Но это может быть основой для пиара студии».

Читайте также: