Прекрасна как ангел небесный как демон коварна и зла средство выразительности

Обновлено: 17.05.2024

1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Теория к заданию 26

Средства выразительности делятся на следующие категории:

Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет);
Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма);
Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание);
Лексические средства выразительности (антонимы, синонимы, контекстные антонимы и синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная (разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная) лексика, архаизмы, историзмы, заимствованные слова, фразеологизмы).

Разберем каждый из них на примере!

Тропы:

— ГИПЕРБОЛА— преувеличение.

сто лет не виделись, «Волны вставали горами», тысячу раз говорил.

— ЛИТОТА — преумельшение.

мальчик с пальчик, ест рисинку в день.

— ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).

— ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

«Откуда, умная, бредешь ты, голова?» Крылов.

— МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)

— МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

— ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«. Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь..» (Пушкин)

— ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) - замена одного слова описательным выражением.

Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.

— СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)

— СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).

Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

— ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение.

добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;

Лексические средства выразительности:

— АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению.

День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный

— КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

— СИНОНИМЫ - слова, различные по написанию, но близкие по значению.

«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый»

— КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.

"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."

— ОМОНИМЫ - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная);
Ласка (животное) – ласка (нежность).

— ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению.

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент – абонемент.

— ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.

Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы.

— ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие

— ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика).

— ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.

Суффикс, метафора, гипотенуза.

— АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.

Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

— ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали.

Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

— ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимые, устойчивые словосочетания.

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.

Вторая часть ВСЕЙ НЕОБХОДИМОЙ ТЕОРИИ для успешного решения номера 26 в ЕГЭ по русскому языку уже на канале!

Пропустил первую часть? Тогда обязательно ЖМИ НА ССЫЛКУ!

Ну а теперь давайте продолжим!

📌 АНАФОРА – повторение схожих слов в начале.

ЖДИ меня и я вернусь.

Только очень жди,

ЖДИ, когда наводят грусть

ЖДИ, когда снега метут,

ЖДИ , когда жара…

📌ЭПИФОРА – повторение схожих слов в конце.

Мне бы хотелось знать, отчего я ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК? Почему именно ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК?

📌АНТИТЕЗА – противопоставление.

Прекрасна, как ангел небесный / Как демон коварна и зла.

📌ОКСЮМОРОН – сочетание несовместимого.

Горячий снег, мертвые души, сладкая горечь.

📌ГРАДАЦИЯ (ВОСХОДЯЩАЯ/НИСХОДЯЩАЯ) – последовательное расположение слов по нарастанию или убыванию.

СВЕТИЛИСЬ, ГОРЕЛИ, СИЯЛИ огромные голубые глаза.

Стерты В МИРАХ, В ГОДАХ, В ЧАСАХ.

📌ИНВЕР – нарушение порядка слов в предложении.

Досадно было, боя ждали.

📌ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – повторение одного и того же слова.

Это ещё не СКАЗКА. СКАЗКА только начинается.

📌СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – схожее расположение элементов в предложении.

Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской.

В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут.

📌ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – намеренное членение текста.

Я! Говорю! Хватит!

📌ВОПРОСИТЕЛЬНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться и узнавать новое.

📌НЕОЛОГИЗМ – новое, не так давно вошедшее в язык слово.

От Карамзина: вольнодумство, промышленность, человечность.

📌ЦИТИРОВАНИЕ – слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.

Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».

📌ДИАЛОГ – разговор двух и более героев.

📌АНТОНИМЫ – слова, противоположные по значению.

📌КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ – слова, противоположные по значению только в этом тексте.

Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая.

📌СИНОНИМЫ – слова, близкие по значению.

📌КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – слова, близкие по значению только в этом тексте.

Жалобно, грустно и тоще.

📌ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые словосочетания.

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.

📌АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение согласных.

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

📌АССОНАНС – повторение гласных.

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

Было полезно? Подписывайся, ставь лайк и следи за нашими обновлениями!

БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ УЖЕ НА КАНАЛЕ:

Хочешь набрать достаточно баллов для поступления в вуз мечты? Тогда присоединяйся к команде EXAMhack!

Более 5 лет опыта подготовки к ЕГЭ, 15.000 выпускников, официальная образовательная лицензия и лучшие преподаватели страны по целому ряду предметов!

ЕГЭ. Русский язык. Задание 26. Языковые средства выразительности. ПРИЁМЫ, ФИГУРЫ РЕЧИ. ПОДСКАЗКА.


Фигура речи (или стилистические приёмы, или просто приёмы) - различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

В задании № 26 фигуры речи чаще всего называют ПРИЁМАМИ.

Приёмы во многом близки к синтаксическим средствам, так как они тоже связаны с особенностями строения предложений. Однако в задании № 26 синтаксические средства – это чаще всего что-то, связанное со знаками препинания (восклицательные предложения, ряды однородных членов и т.д.). Об этом будет отдельная подсказка.

Как найти ПРИЁМЫ?

ПОДСКАЗКА.

Начнём с трёх – это анафора, эпифора и парцелляция. Их объединяет то, что в задании номера предложений, в которых данные приёмы используются, записаны через тире (например, 5-7, 9-10). Помните это!

Анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом (в стихотворении).

Примеры.

Железная правда – живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь.

Эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом.

Пример.

Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (М.А. Шолохов)

Парцелляция – это дробление одного предложения на несколько (то есть несколько отдельных предложений можно было бы записать как одно). Это делается для усиления акцента на смысле каждой части предложения.

Пример.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А.И. Солженицын)

Антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы.

Пример.

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

Бессоюзие – построение предложения, при котором опускаются союзы для придания речи динамичности, для передачи быстрой смены событий, картин, действий.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Пример.

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.


Градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или по убыванию

Пример.

Шли недели, месяцы, годы.

Диалог - разговор двух или более героев повествования.

Пример.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.
- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. - Если бы не вы. (Ю. Бондарев)

Зевгма – это такой оборот речи, при котором один из членов предложения (обычно сказуемое) должен быть повторён несколько раз, но употребляется только единожды, а в остальных случаях только подразумевается. Иначе говоря, зевгма – это многократный пропуск сказуемого в рамках одного предложения.

Мгновенное пренебреженье
Её могущества опять
Мне доказало, что влечение
Души нельзя нам побеждать;
Что цепь моя несокрушима,
Что мой теперешний покой
Лишь глас залётный херувима
Над сонной демонов толпой.


Инверсия — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Это позволяет выделить тот или иной член предложения, усилить воздействие речи.
Пример.

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Лексический повтор - повторение одного и того же слова.

Пример.

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (А.Н. Островский)


Многосоюзие – намеренное увеличение количества союзов, часто для связи однородных членов; подчёркивает важность каждого слова.

Пример.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г. Короленко)

Оксюморон — соединение несоединимого, это стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество: мёртвые души, горячий снег, жаркий лёд.

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений или е частей предложения.

Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет.

Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например.

Я страдал. Я хотел ответа. Не дождался. Уехал.

Цитирование – передача в тексте чьих-то мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Пример.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.

Пример.

Мы села – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги.

Примечание.

Грань между приёмами и синтаксическими средствами очень тонкая, потому запомните значение терминов, внимательно читайте предложения, думайте, какое средство использовано.

Синтаксические средства:

— АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
«Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.»

— ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
.

— АНТИТЕЗА - противопоставление.

"Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную"
"Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла”
"То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно"

— ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.

«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»

— ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении.

И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)

— ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)

— ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.

«Смотри, ей весело грустить.»
Убогая роскошь.
Горячий снег.
"Жар холодных числ" (А. Блок)
"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)

— РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.

Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

— СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.

«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»

— УМОЛЧАНИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.

«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще. » (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш. но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)

— ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.

"Татьяна ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)

— ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста.

Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

— ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)

«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

Фонетические средства:

— АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.

«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)

— АССОНАНС - повтор гласных.

«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)

— ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками.

«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)

Художественные особенности поэмы Лермонтова «Демон»

Говоря о художественных особенностях «Демона», выделим две из них, на наш взгляд, основные:

1. От начала и до конца произведение насыщено страстью к земной красоте. Причем, согласно обычаям романтиков, красота понимается как нечто непривычное, экзотическое, необычайное. Не случайно главная героиня – из мало знакомой в то время рядовому русскому страны, Грузии, и из стародавней эпохи. Поэт воспевает именно такую красоту – непривычную, необычайную, полуфантастическую.

2. Выразительность формы поэмы поистине поражает. Она наглядно отражает самые главные особенности романтического течения (любовь к контрастам, антитезам, ярким краскам, к интенсивному и напряженному эмоциональному звучанию).

Разберем на примерах обе эти особенности.

1. Эстетика необычайного в поэме

Поэма пронизана во всех своих деталях чувством прекрасного: пейзажи ли Кавказа, портрет ли главной героини, каждая строка в произведении является квинтэссенцией красоты и словно концентрированным образцом романтической поэзии.

Как это часто бывает в произведениях романтизма, широко используется понятие сверхъестественного. Так, мы видим яркие художественные детали, которые помогают передать силу натуры и силу чувства Демона:

"Он бродит: от его шагов Без ветра лист в тени трепещет".
"Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!"..

Образ Демона строится на антитезе: он вызывает у героини ужас и трепет, и в то же время неодолимое влечение. Он дарит ей свою невероятную любовь, обещая сделать ее царицей мира, и в то же время приносит ей смерть.

На уровне композиции мы наблюдаем тот же контраст: неземная любовь и готовность Демона к добру и свету в 15 главе (кульминация произведения, кульминация страсти и чувства Демона) - и вдруг, в следующей, последней 16 главе (развязке) адский холод в его взгляде на Ангела-Хранителя:

Композиция отличается строфами, неравномерными по длине. Такая прихотливость композиции была завоеванием романтизма, в его борьбе с классицизмом. Так, если большинство глав небольшие и соответствуют одной строфе, то 10 глава второй части (кульминация) и 16 последняя глава (развязка) состоят из многих строф.

Рифма в поэме перекрестная.

Стихотворный размер в начале поэмы– ямб:

Пе- ча // льный Де // мон, дух // из- гна //нья,
Ле- тал // над греш // но- ю //зем- ле й,
И луч // ших дней // вос- по //ми- на //нья
Пред ним // те- сни //ли- ся //тол- пой

Но размер стиха меняется один раз (в первой строфе 15 главы) на хорей, когда Демон, обращаясь к Тамаре, начинает ей описывать красоту космоса, противопоставляя ее жалкой, по его мнению, Земле:

На - воз-// ду ш-ном // о -ке //– а // не,

Без ру-// ля и // без вет// р ил ,

Ти- хо // пла- ва// ют в ту // ма- не//

Хо- ры// строй- ны// е све// т ил (. )

В следующей же строфе 15 главы размер меняется опять на ямб:

Лишь толь // ко ноч ь // сво- им // по- кро // вом
Лишь толь //ко мир , // вол- шеб //ным сло //вом
За- во //ро- жен //ный, за //мол- чит //(…)

2. Экспрессивность формы

Наиболее заметная особенность формы произведения – подчеркнутая, ни на миг не остывающая экспрессивность. Именно она способна, по замыслу поэта, достойно передать мощь страсти столь необыкновенного героя, как Демон, и трагический дух его существования.

Лексические средства выразительности в поэме

Приведем здесь лишь по одному примеру, тогда как в поэме их десятки.

Развернутое сравнение показывает нам в начале поэмы улыбку танцующей главной героини:

Простое сравнение: «с той улыбкой, Как жизнь, как молодость, живой».

Перифраза : "дух изгнанья", "жилище света"

Эпитет : "Столпообразные раины (пирамидальные тополя - мое прим.)

олицетворения : И золотые облака (…) Его на север провожали;

«И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой…»

простые метафоры : "Вечерней мглы покров воздушный", "Твои слова – огонь и яд…"

Гипербола : Во дни блаженства мне в раю Одной тебя недоставало.

Игра слов (каламбур): Всегда жалеть и не желать.

Синтаксические приемы

Лексический повтор : "Отец, отец, оставь угрозы"

Инверсия : «И лучших дней воспоминанья»

Анафора :

То черной бровью поведет,

То вдруг наклонится немножко (. )

Анафора из всех средств - наиболее широко представленное в поэме "Демон".

На анафоре и на синтаксическом параллелизме (здесь - повторении глаголов будущего времени) строится первая любовная песнь Демона (их первая встреча), его обещание прилетать к Тамаре каждую ночь:

Лишь только ночь своим покровом

Верхи Кавказа осенит ,

Лишь только мир, волшебным словом

Завороженный, замолчит ;

Вторая любовная песнь Демона (его второе свидание с Тамарой, уже влюбленной в него, в ее келье) также выстраивается с помощью анафоры (Я тот…, Чья мысль, Чью грусть, Чей образ) и затем на синтаксическом паралллелизме (Я бич, Я царь, Я враг, я зло).:

Я тот , которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

Чей образ видела во сне.

Я тот , чей взор надежду губит;

Я тот , кого никто не любит (. )

Третья и последняя песнь Демона Тамаре также наполнена анафорами (Клянусь. ), параллелизмами, антитезами (каждая строка - антитеза последующей). Столь насыщенная экспрессивность соответствует тому, что эпизод является кульминацией поэмы . Он предшествует согласию Тамары любить Демона. Здесь влюбленный ангел тьмы клянется девушке, что «отрекся от старой мести» и от «гордых дум»:

В данном монологе достигает вершины градация , увеличение силы чувства, которое возрастает от первого явления Демона Тамаре к третьему. Ведь в этом последнем обращении и признании он обещает Тамаре сделать ее царицей мира и навсегда отречься ото зла:

Также необходимо упомянуть и одну общую для всего произведения анафору: на протяжении всей поэмы от строфы к строфе используется начальный союз «и», который придает произведению библейское, торжественное звучание:

Восклицание (наряду с анафорой и контрастом, прием, пронизывающий всю поэму): "Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья!", "Счастливый, пышный край земли!"

Риторический вопрос : "Не ангел ли с забытым другом Вновь повидаться захотел, Сюда украдкою слетел И о былом ему пропел, Чтоб усладить его мученье. "

Эллипсис : "Не жить как ты мне стало больно, И страшно – розно жить с тобой" .

Антитеза (чуден мир – не отразилось ничего):

Многосоюзие : "И блеск и жизнь и шум листов",

Синтаксический параллелизм :

"Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!"

Градация (увеличение интенсивности сравнения: Персия - гарем - ничья рука земная - рай):

Анжамбеман словно передает прерывистость дыхания от чрезмерности эмоций: "Невыразимое смятенье В ее груди; печаль, испуг, Восторга пыл – ничто в сравненье".

Итак, поэма "Демон" для нас ценна прежде всего как лирическое произведение. Чувства, выраженные Демоном, пронизанные лиризмом пейзажи и портреты облечены в прекрасную, незабываемую форму. Поэтому, на наш взгляд, "Демон", несмотря на свое эпическое своеобразие - вершина прежде всего Лермонтова-лирика.

Читайте также: