Почему рабочий и колхозница в скульптурной группе мухиной держит в руках серп и молот

Обновлено: 08.05.2024

Когда весь мир следил за достижениями и поражениями Советского Союза необходимо было приложить все силы, чтобы порадовать союзников и показать недругам всю мощь, на которую только способен наш народ. Что может сплотить людей больше, чем противостояние? И не важно будет оно физическое или нравственное.

Когда в 1936-м году СССР было принято решение стать участником Всемирной выставки, то на самых высших рангах стали готовиться к тому, чтобы представить страну в самом лучшем свете. Для того, чтобы удивить искушённых иностранцев требовалось нечто неординарное, но при этом такое, которое олицетворяло бы непокорность, трудолюбие и силу советского народа.

Было принято предложение Бориса Иофана – знаменитого архитектора. Он видел павильон страны советов в виде трамплина. Это должно было выглядеть мощно и одновременно символично, показывая зрителям стремление рабочего класса к новым победам и достижениям. А сверху предусматривалось разместить статую огромных размеров, такую, чтобы захватывало дух.

Именно так, и никак иначе должен был выглядеть проект молодого социалистического государства. Прекрасный и величественный, чтобы каждому человеку сразу становилось ясно – это сделано в Советском Союзе.

Основа идеи была позаимствована у крылатой Ники. Споров о том, кому же будет отведено почётное место на самом павильоне не возникало. Безусловно, это должны были быть те, кому принадлежали в молодой стране земли, колхозы, фабрики и заводы – обыкновенные рабочие люди, которые на своих плечах несли строительство социализма.

Итак, было решено создавать скульптуру рабочего и колхозницы. Положение фигур было срисовано со статуи «Тираноборцы». Мухина и Иофан не стали оригинальны и в том, что вложили в руки своим творениям серп и молот. Эти элементы уже ранее встречались в искусстве. Но соединить всё это воедино получилось только у советских архитекторов.

Не оправдались предположения, что скульптура окажется «тяжёлой» и будет производить давящее впечатление. Мухина нашла неординарное решение – она предложила нарядить героев в струящиеся одежды. Благодаря такому подходу создалось ощущение полёта.

Мало кто знает, что первоначально рабочий и колхозница должны были предстать на суд публики обнажёнными, но этого правительство высокоморальной страны просто не могло позволить, поэтому скульптуру одели.

В реализации проекта были задействованы десятки специалистов. Но не всё шло гладко. Не обошлось и без доносов. Недоброжелатели писали анонимные послания Сталину о том, что скульптура не будет закончена в срок, что в складках одежды главных героев пытаются замаскировать силуэт Троцкого. На сигнал было тут же отреагировано, следов никакой подрывной деятельности замечено не было.

Несмотря на ложный донос всё-таки несколько человек, работающих над проектом были подвержены аресту. Но таковы были реалии того времени. Тем не менее работа продолжалась. Медлить было нельзя, уж слишком грандиозен был замысел.

Своими размерами статуя впечатляла и поражала даже самое смелое воображение. Её высота составляла 23,5 метра, а вес 75 тонн.

Доставить до места назначения фигуры в полный рост было просто невозможно, поэтому было принято решение монтировать скульптуру по частям. В общей сложности 65 штук. Для монтажа потребовалось 28 платформ.

Выполнена она была из нержавеющей стали. И когда все работы по воссозданию были закончены, Париж ахнул. Все ожидания меркли перед реальностью.

Был ещё один важный момент, который невозможно переоценить. Дело в том, что монументы СССР и Германии были друг напротив друга и учитывая положения на политической арене, показывали внегласное противостояние. Страна советов просто обязана была доказать превосходство над нацизмом. И цель была достигнута.

Для того, чтобы добиться ещё большего эффекта, скульптуру выполнили из стали, которая при разном ракурсе солнечных лучей меняла цвет. Она становилась то серебристой, то нежно розовой, то сиреневой, то выглядело просто неописуемо на фоне серого неба. Парижане просто влюбились в экспонат и даже стали собирать средства, чтобы шедевр остался на их Родине. Но Сталин ответил категорическим отказом. И статуя приехала в СССР. Ей отвели почётное место, и теперь произведением искусства, побывавшем за границей, могли любоваться обычные советские люди.

С 40-х годов экспонат является официальным символом известной киностудии. И в ожидании любимого фильма зрители обязательно видели на своих экранах колхозницу и рабочего. Они, тесно прижатые друг к другу, с мужественным, устремлённым в будущее взглядом, уверенно шли к победе коммунизма.

Это памятник стал гордостью нескольких поколений трудового народа и символом эпохи.

Почему рабочий и колхозница в скульптурной группе мухиной держат в руках серп и молот

Рабочий лист 24 пищевые цепи составь пищевые цепи опиши их. СРОЧНО ПЖ.

Рабочий лист 24 пищевые цепи составь пищевые цепи опиши их СРОЧНО.

помогите пожалуйста по казахскому языку даю 50 баллов​

Как происходит развитие насекомых Ты узнаешь КАочевые слова ание tyetry of tana разни насекомых Блиц-турнир Кто таене сене • Почему не называют насеко … мын? ? • Принедин примерни насекомых. віце Asus гусента кукола Она цепляется красиво и начинает обнатына себи шелковыми нитями, которые склеиваются и об Подунай разунот кокон Окраска монона маскирующая, чтобы бабинини монети на ная Почему потомство не отличаться от окружающей среды. Это помогает ни Аои тапе развития? отному остаться не заметным для трагов. Через пару недель гусеница превращается в куполку, B vorne Знаешь ли ты? и коконе происходит превращение гусеницы роди и бабочку Далее оболочка окона лопается, и из него Самая большой вред онлается бабочка Tar начинается новый этап в ее наша шерстянам и в жити. Теперь бабочка питается нектаром цветов заним вещам наносит и через несколько дней уже может отложить опрем не сама моль. , ее ли на Моль не питается ные пица Таным образом насекомое Тани, а оно отла четыре этапа развития яйцо - личинка - куколка Авает в нее віца Hauty бабочка. А кузнечик, например, имеет только три омендует налуун этапа разни, такие как яйцо, личинка и взрослое ее и на линии насекомое. При этом лиминка и прослое насекомое нее похожи и отличаются лишь размерами, Бабочка Как узеите на развитие бабочки? Рассмотри по схеме raft e painin Онии изменения, при колие с бабочо на разных вапак ее развитии Кание именение происходит е гусеницея (личникей бабочини), с куколкой? sy Исследуя Солько этапов развитие существует изненном цил рак насеѕоuѕ ? Развитие номера Определи правильную последовательности алое развитие номера на каком из этапов потомство не таете и остается неповним оцо Аое испеаное Запомни! айце rana Анчинка еуре ее Цикл развития HACEHOME озрослое насекомое яйцо Большинство насекомых откладывает яйца на листых растения. Например 4 ana Анчника КОНСПЕЕЕКТ

Составь в тетради зашифрованное письмо с помощью условных знаков. К вершинам успеха Оцени свою деятельность на уроке. Закончи фразы. Будь искренним. С … егодня на уроке я . . Мне удалось. . Я могу похвалить. . Я недостаточно. Я старался. .Срочно дам 60баллов​

Почему «тракторист» перестал обнимать «колхозницу»? История скульптуры на арке главного входа ВДНХ

Скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» известна далеко за пределами Москвы.

Но что мы знаем о действительном символе ВСХВ-ВДНХ – скульптуре «Тракторист и колхозница», расположенной сегодня на арке главного входа? О том, какие кардинальные изменения внесли со временем в ее образ?
"Тракторист и колхозница" на арке Главного входа ВДНХ "Тракторист и колхозница" на арке Главного входа ВДНХ

Первый вариант «Тракториста и колхозницы» был создан к 1939 году скульпторами Рафаилом Нахимовичем Будиловым и Александром Алексеевичем Стрекавиным. Скульптуру разместили на 50-метровом постаменте у тогда еще деревянного Главного павильона ВСХВ.

Скульптура 1939 года на постаменте перед Главным павильоном ВСХВ Скульптура 1939 года на постаменте перед Главным павильоном ВСХВ

Обновленную версию создали к 1954 году и скульптурная пара «перекочевала» уже на арку Главного входа ВДНХ. Создал эту композицию скульптор Сергей Михайлович Орлов.

Заметили разницу между скульптурами 1939 и 1954 годов?

Трудно ее не заметить, ведь последняя стала более монументальной и потеряла прежнюю легкость.

Сразу бросается в глаза, что, будто «обидевшись» на колхозницу, тракторист убрал руку с ее талии. ))) Видно, при утверждении проекта у членов комиссии взыграла пуританская этика и скульптору дали указание убрать такую фривольность, не свойственную «облико морале» советского человека. )))

Освободившуюся руку использовали на благие цели – более основательное поддержание снопа. )))

Изменилась и одежда героев: от легкой до более тяжелой!

А вам какая скульптура «Тракториста и колхозницы» больше нравится – первая или вторая?

Рабочий и колхозница

Хочу рассказать о памятнике, ставшим в Советском Союзе символом освобожденного труда и о той битве идей, с которой связано его создание.


Речь идет о 24-метровой статуе «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже , названной западными критиками «величайшим произведением скульптуры XX века», и ставшей неофициальной эмблемой Советского Союза, которое примелькалось и разбежалось по свету в бесчисленных репродукциях, на почтовых марках и монетах, плакатах и заставках «Мосфильма».

Всемирная выставка 1937 года в Париже проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.


Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования — она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.

Документальное видео о советском, немецком и испанском павильонах

Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году — на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось:

«Павильон Союза ССР должен сам служить как бы экспонатом выставки, демонстрирующим расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека».


Б.М. Иофан.Проект павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г.

Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех.

«Через тридцать лет, — писал французский журналист Филипп Ламур,– когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, — это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».


Всемирная выставка в Париже. Вид на советский павильон

Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу — великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.



А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства — в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника — советского павильона. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала — вперед, а затем — ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты — рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.


Противостояние советского и фашистского павильонов

По замыслу Шпеера павильон Германии, который был построен выше в форме римской цифры III должен был сдержать этот напор. У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха «Товарищество», чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии .

Читайте также: