Почему бог допускает войны

Обновлено: 06.07.2024

Распространённым аргументом в споре о существовании бога был вопрос о том, как же всемогущий и милостивый Господь допускает, чтобы дети мучились и страдали. Не противоречит ли это попустительство тезису о бесконечной доброте создателя Сущего?

По статистике, самые крупные конфессиональные группы в России – христианство (исповедуют 80% населения) и ислам (10%). Третья по численности группа – атеисты, а все прочие религии не набирают и процента. В этом материале мы даем краткий обзор на тему того, как на вопрос о страданиях детей отвечают представители крупнейших российских религий и скептики, придерживающиеся научного подхода к вопросу веры.

Библия о войнах

Согласно Библии и православному мировоззрению Господь не допускает ни войны, ни терроризма, ни убийств. В Священном Писании говорится, что не Господь, а падший ангел, сатана, натравливает людей друг на друга и сеет всяческие раздоры. Именно он, вселяясь в людей и делая их нечестивыми разжигает пламя вражды. Вот что говорится о таковых в Священном Писании «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). «Пути мира они не знают» (Ис.59:8).

Еще в Раю Бог говорил сатане, который поддался его соблазну: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3). Таким образом после грехопадения прародителей и как его следствие в мир вошла вражда. Она началась уже с семьи Евы и Адама. Их сын Каин по наущению сатаны убил брата Авеля и стал враждовать с Богом, отказываясь принести покаяние. Именно вражда с Богом, нежелание каяться за грехи и породило у людей вражду между собой. Господь учит, чтобы люди не завидовали друг другу, не имели зла друг на друга, не поднимали рук своих друг на друга. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) — говорил Иисус Христос.

С появления сатаны и грехопадения Адама и Евы в мире стали действовать лишь две силы — это сила любви, добра, дружбы и сила, которая называется насилием, враждой и злостью. Бог призывает к любви, а сатана к вражде. Но коль Бог не пользуется насилием, то мы, люди свободны. Мы свободны в своем выборе — стать на сторону Бога или же служить сатане. Так вот, люди, служащие сатане и устраивают войны. Именно о них сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Хотя, когда-то согласно Библии, человечество преобразится и войн не станет. Тогда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4.).

Как христианин должен относиться к воинской службе

«Убивать вообще преступно, но убивать своего врага на войне законно и похвально. Не думайте, что христианин с оружием в руках не может угодить Богу. Он доблестью своей защищает родину от варваров и тем охраняет слабых в тылу» — писал святитель Афанасий Великий. Следуя этому, а также учению других святых отцов появились великие христианские воины. Многие из них стали святыми, как, например, преподобный Илья Муромец, святой воин Иоанн Русский, Монахи Ослябя и Пересвет, святые князья-воины — Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и др. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорится в Евангелии (Ин. 15).

Святые отцы учат, что даже на войне необходимо оставаться христианами. К врагам проявлять христианское благородство, раненых ни в коем случае не добивать, щадить тех, кто просит пощады. Выбор, как вести себя на войне, впрочем, как и в каждом важном жизненном поступке остается за каждым отдельным человеком. А святые отцы учат, что самое главное, когда сердце человека принадлежало Господу, и тогда, водимое Его любовью и получая помощь от Бога, человек найдет правильное решение.

Святые отцы о войнах

Конечно война — это несомненное зло. Но ведь они бывают как наступательные, так и оборонительные. А оборонительные войны можно считать справедливые и несправедливыми. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».

А бывают еще и вынужденные войны о которых святитель Филарет говорил: «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости — в защиту правды, веры, отечества».

Святитель Николай Сербский указывал даже на пользу военных действий. По его словам, «Одни на войне губят тело, а иные — душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».

Святитель Феофан Затворник, относясь с критикой учению о несоприотивлении злу насилием говорил: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?».

В ответ на то, почему же христиане в войнах участвуют, если Иисус Христос учил любить даже врагов своих равноапостольный Кирилл сказал: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

«Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» — так кратко и убедительно высказался святитель Филарет об Отечества и о Христовой заповеди о любви к врагам. Также и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя заповедь о любви к врагам, писал: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры. Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Христианство

Христианские священники давно ищут ответ. Они считают, что люди страдают из-за собственного неправильного выбора, греховных действий или умышленной безответственности – так аргументируется истинность притчи 13:16 «Путь вероломных – их погибель».

А как быть с жертвами измены и обмана? Страдающими безвинно? Почему Бог это допускает?

Попытки связать поведение и плохие последствия или хорошее поведение и благословение Бога вполне в духе человека. Желание связать грех со страданием так сильно, что Иисус говорил об этом минимум дважды.

По дороге он увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили: «Учитель, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родился слепым?» «Ни человек, ни родители не согрешили» – ответил Иисус» (от Иоанна 9:1-3).

Ученики совершили ошибку, предположив, что невиновный не пострадает, и возложили личную вину на слепого (или на его родителей). Иисус внёс коррективы, сказав:

«Это случилось для того, чтобы дела Божьи явились в Нем» (стих 3).

Слепота этого человека не вызвана личным грехом: у Бога имелись высшие соображения для этих страданий.

Ещё Иисус прокомментировал гибель людей, погибших в результате несчастного случая:

«Восемнадцать человек, что погибли, когда на них упала башня в Силоаме, – были ли они более виновны, чем все в Иерусалиме? Нет. Но покайтесь, или погибнете» (от Луки 13: 4-5).

Иисус снова отказался от мысли что трагедия и страдания являются результатом личного греха. В то же время Иисус подчеркнул тот факт, мир полон греха и его последствий, поэтому всем нужно покаяние.

Это подводит нас к размышлению о том, существуют ли вообще «невиновные» в техническом смысле. Ведь согласно Библии, «все согрешили и лишены милости Божией» (послание римлянам 3:23). Поэтому невинных у христиан нет – точь-в-точь у российской полиции.

Вернёмся к детям. Принято считать их невинными, и вера учит, что дети страдают из-за чужих грехов: пренебрежения, жестокого обращения, вождения в нетрезвом виде и т.д. Страдание является результатом личного греха (правда, чужого): урок здесь в том, как наши грехи влияют на окружающих. Сложнее со стихийными бедствиями, несчастными случаями, онкологией и т. п. – но даже в этом случае страдание – следствие греха, потому что мир грешен.

Почему Бог не убил Гитлера?


Убийство Гитлера — популярный сюжет, и авторы книг (или компьютерных игр) иногда мечтают о том, как бы они поехали на машине времени в прошлое и убили бы будущего диктатора, сохранив, таким образом, десятки миллионов жизней.

Вопрос о том, почему бы Господу Богу — имеющему, в отличие от нас, все возможности — не проделать этого, кажется естественным. Как говорил (очевидно, о каком-то другом злодее) еще псалмопевец: «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!» (Пс. 138:19). Этот способ борьбы со злом выглядит простым и напрашивающимся. Но, увы, он не работает.

Убийство Гитлера мало что изменило бы. Нацизм, мировая война и геноцид созрели не в отдельно взятой голове озлобленного ветерана Первой мировой и неудачливого художника — все это вызревало медленно и в миллионах голов как в Германии, так и по всей Европе.

К такому развитию событий привело множество грехов множества людей.

Вождя германского нацизма могли звать и не Гитлером, он мог быть не австрийцем, а, скажем, пруссаком или баварцем — это мало что изменило бы. Зловещее движение европейской цивилизации к катастрофе, которое проходило через множество событий в военной, политической, интеллектуальной, эстетической, научной — и более всего в духовной — сфере, нашло бы себе кого-то похожего, даже если бы лично Гитлера убили на фронтах Первой мировой или во время «пивного путча».

Первая мировая война привела к обрушению привычного мира европейских империй. Оптимистическая вера в прогресс цивилизации сгнила в окопах. Миллионы людей научились убивать — и не могли найти себе места в мирной жизни. В России власть захватили большевики — и, как говорил Ленин, «превратили войну империалистическую в гражданскую войну». Германия потерпела поражение — а победители думали больше о том, чтобы наказать немцев, а не о том, чтобы установить прочный и справедливый мир. В итоге Германии был навязан так называемый Версальский договор, который ставил ее в крайне унизительное положение и вынуждал выплачивать огромные репарации, ложившиеся тяжелейшим бременем на экономику.


Веймарская республика, установившаяся после войны, страдала от чудовищной инфляции, а по итогам выборов в рейхстаг самые большие фракции получали нацисты и коммунисты — и они не могли и не хотели сотрудничать ради сохранения стабильного государства. На улицах правили нацистские боевики — SA, — а армия просто не могла их подавить из-за того, что ее численность была резко сокращена по тому же Версальскому договору. Перепуганные событиями в России германские обыватели (и часть германской элиты) были готовы поддержать нацистов, в которых видели защиту от большевиков.

Катастрофа долго зрела и на уровне идей — расовая теория, которую мы привыкли считать особенностью германского нацизма, приобретала влияние во всем западном мире со второй половины XIX века. В первой трети ХХ века в университетах Скандинавии, англо- и германоязычного мира считалось самой твердо установленной научной истиной, что человечество делится на «расы», которые в разной степени продвинулись по эволюционному пути от обезьяны к человеку, и английский джентльмен (или прусский генерал) от природы выше ирландцев или славян — не говоря уже о темнокожих — и обладает природным правом повелевать «низшими расами». Более того, самой природой «низшим расам» предопределено исчезнуть с лица земли, освободив место для «высших».

Германский нацизм просто довел до логического завершения интеллектуальный процесс, который начался задолго до него.

На духовном уровне дехристианизация Европы освободила место для воинствующих секулярных идеологий, которые, с одной стороны, претендовали на «научность», с другой — вызывали в своих сторонниках квазирелигиозную преданность.

Все это зло никак нельзя было бы остановить, просто воткнув отравленный нож в Гитлера или, скажем, поразив его молнией. Убить злого человека нетрудно — гораздо труднее победить зло.

Множество злых воль, множество актов греха и противления, множество ложных и ядовитых идей в душах огромного числа людей в Германии, в Британии, во Франции, в России, в США, в других странах поучаствовали в создании того потока, который вынес Гитлера на вершину власти. И не будь Гитлера, этот поток вынес бы кого-нибудь другого.

Зло и грех, увы, не исходят от каких-то отдельных плохих людей, которых мы могли бы вовремя убить, — так, чтобы хорошие люди устроили рай на земле. Они распределены в мире слишком диффузно, и плохих людей, которые вносят свой вклад в исторические катастрофы, слишком много.

И христианство обращает внимание на еще один важный, но неприятный факт: мы тоже входим в их число.

Ни одна капля не считает себя виновной в потопе, и ни один человек не видит свои личные грехи причиной мировых катастроф — но это так.

И вопрос «Почему Бог не убил Гитлера?» вполне может привести к вопросу «Почему Бог не убил меня?».

И ответ на него есть: потому что Бог ищет пути спасти всех этих плохих людей, которые следуют за ложными идеями. Включая меня. Он терпит зло, порожденное человеческим грехом, потому что ожидает нашего обращения к добру.

Зло побеждается не убийством злого человека — это на самом деле было бы поражение в борьбе за его душу. Зло побеждается покаянием, послушанием заповедям и удалением от греха. И ближайшее поле боя, где мы должны его победить, за которое мы несем ответственность перед людьми и Богом, — мы сами.

Зачем Господь допускает войны?


Такими вот вопросами люди задаются не первый век. Сегодня, в мире, как и всегда идут войны, происходит взаимное физическое истребление человека человеком. Потому эти вопросы остаются актуальными и жизненно важными.

Атеизм

Атеистам в этом плане проще всего – наука не признаёт веру в качестве объективного источника сведений о мире и человеке, поэтому наличие страданий никак не противоречит тезису о божественном милосердии.

Человек возникает, развивается и прекращает существование в соответствии с законами эволюции. Эпидемии, голод, этнические и военные конфликты вызваны политическими или объективными причинами. Господь здесь не стоял, ведь его нет, по мнению атеистов.

Почему Бог допускает болезни, войны и страдания

Рано или поздно каждый верующих православный человек сталкивался со скептическим отношением людей либо иной религии, либо скорее атеистами, которые с улыбкой на лице и усмешкой в голосе задают вопросы, типа: "Почему Бог допускает болезни? Войны? Разрушения?" и так далее, вопросы могут иметь различную интерпретацию, но смысл один, чтобы верующий объяснил ему, не верующему, а еще лучше доказал, что Бог есть и не он посылает болезни. Но обо всем разберемся в этой статье.

Каждый православный знает, что изначально первые люди были созданы Богом безгрешными, бессмертными, для жизни в раю, но из-за грехопадения, они были изгнаны из рая и познали смерть. С тех пор Бог стал для них спасителем и ведет человека лишь полезной для него дорогой, в том числе и через болезни.

Стоит привести лишь один пример, у воцерковленной христианки муж не верующий. Ходить ей в храм не воспрещает, но тем не менее постоянно с упреком указывает на якобы ее фанатизм, мол что это она ходит в храм каждое воскресенье, ведь можно сходить по большим праздникам и все. А жена напротив зовет и зовет его к Богу, причаститься, исповедаться, но он не идет. И что тогда остается Богу попустить болезни, неприятности, аварии, чтобы этого человека немного встряхнуть и заставить задуматься, что мы на земле временно.

У Бога все настолько правильно и во время устроено, что мы, люди даже не можем постичь его волю, так и думаем, что нас бог обижает не справедливо, одной рукой грешим, а второй пытаемся божью благодать получить, а он посылает болезни для нашего спасения.

Священнослужители говорят о том, что в первую очередь нам нужно стараться жить по заповедям Божьим, поститься, бояться обидеть или навредить друг другу, тогда болезней и войн на земле станет меньше.

Ислам

Исламский богослов Махмуд аль-Фатава писал:

«То, что Аллах позволяет детям страдать, есть великая мудрость, иным недоступная; поэтому они возражают против Божественного провидения, и шайтан использует эту проблему, чтобы отвратить человека от истины».

Среди причин, по которым Аллах допускает страдания детей, можно выделить следующие:

  1. Страдание – средство показать, что ребёнок болен; если бы не эти симптомы, было бы непонятно, чем он болен.
  2. Плач, вызванный болью, приносит большую пользу организму ребёнка (укрепляет лёгкие и голосовые связки).
  3. Уроки: семья ребёнка может совершать запретные действия или пренебрегать обязанностями, но вид страданий сына или дочери побуждает отказаться от греховных действий (ростовщичество, прелюбодеяние, курение или алкоголь).
  4. Размышления о будущей жизни, ведь нет истинного счастья и мира, кроме как в Раю, где нет страданий и боли, только благополучие и счастье. Таким образом, размышляя о страданиях, человек поступает таким образом, чтобы оказаться ближе к Раю и дальше от Ада.

Другой богослов и толкователь закона, Ибн Кайим аль-Джавзия, говорил:

«Подумайте о мудрости Аллаха, заставившего детей много плакать, и о пользе, которую это им приносит. Врачи и естествоиспытатели подтвердили, что это приносит пользу. Они сказали: в детском мозгу есть жидкость, причиняющая детям вред, а плач вытягивает её и выводит наружу, делая детей сильнее и крепче. Более того, плач и вопли расширяют и укрепляют дыхательные пути и вены, нервы человека».

Какая детям польза от плача и крика? В словах о том, что это симптом боли и знание, стоящее за этим, есть зерно истины.

Читайте также: