Pathfinder что это

Обновлено: 07.07.2024

Судить об игре, сделанной по настольной ролёвке, и трудно, и нудно. Приходится сравнивать её не только с физической версией, послужившей прототипом для цифровой, но и с другими cRPG. С такими нашумевшими проектами, как, например, Pillars of Eternity или Tyranny. Да, претензии ко всяческим нюансам неизбежны. К тому же Pathfinder: Kingmaker выпустила русская студия Owlcat Games. Главный вопрос: получилось ли у наших?

Pathfinder: остался 1 день до завершения краудфандинг-кампании

Любители настольных ролевых игр выделили на издание почти 1 миллион рублей.

Безусловно, «тройка» — это отличная система, с длинным списком дополнительных материалов, готовых приключений и даже компьютерных реализаций. Для своего времени она была прорывом. С завидным упорством большинство российских ролевиков продолжают пользоваться именно ей, несмотря на все её недостатки и наличие более подходящих систем. Две последующие редакции D&D не вызвали энтузиазма у многих сторонников третьей версии.

Только, пока наши ребята продолжали использовать старые правила, на западе произошла настоящая революция. В 2008 году вышел Pathfinder, идейный наследник D&D 3.5. Новой игре удалось переманить значительную часть фанатов старых редакций за счёт множества мелких удачных находок в правилах. Впервые за тридцать лет «Подземелья и драконы» лишились титула самой продаваемой ролевой игры в мире. Стоит ли говорить, что у нас с Pathfinder знакома ничтожная часть сообщества мастеров и игроков? Давно пора это изменить.

Недавно компания Hobby Games с успехом издала настольную карточную игру по Pathfinder и готовит к выпуску стартовый набор для игры ролевой. Впервые в нашей стране ролевая игра мирового уровня может получить официальное издание, приличный тираж и достойную поддержку. Чтобы понять, насколько значимо это событие, постараемся рассказать о преимуществах «Следопыта» перед D&D 3.5.

Проблем в третьей редакции D&D к 2008 году накопилось много. Часть из них решалась в дополнительных книгах. Дополнения позволяли создавать нетипичных для героического фэнтези персонажей. К примеру, Complete Scoundrel содержало множество опций для героев-шпионов, шулеров и обманщиков. В Tome of Battle воинские классы получили новые боевые приёмы и стали на одну ступеньку ближе к поистине смертоносным магам.

Тем не менее многие дизайнерские просчёты «тройки» так и не были ничем компенсированы. Громоздкая система навыков заставляла тратить драгоценные очки на Использование верёвки и Мастера побега, не позволяя сноровистым персонажам вязать приличные узлы, пользуясь одной лишь Ловкостью. Классы были плохо сбалансированы. На ранних уровнях волшебники и колдуны имели слишком мало здоровья и могли колдовать от силы десять раз в день (и то в основном безобидные вещи вроде фейерверка или переносящей лёгкие предметы руки). Воины были сильнее по всем параметрам.

Pathfinder. Листы

Зато потом, на средних и высоких уровнях, колдующие персонажи значительно превосходили безграмотных коллег. Заклинанием шестого круга можно было убить, подчинить чужую волю или вызвать могущественного союзника с другого плана, к тому же опытный волшебник любое заклинание мог произнести мгновенно, бесшумно и вообще даже не моргнув. Единственная проблема для заклинателей, уязвимость в ближнем бою, решалась прокачиванием навыка Концентрации, и шанс потерять контроль над магией этот навык почти исключал.

Боевая система хорошо поддерживала различные способы нанесения урона, но пасовала в трактирной драке. Правила по захватам и подсечкам включали массу проверок характеристик, навыков и, что хуже, давали меньше преимуществ, чем обычный удар мечом. Многие классовые способности вызывали недоумение. Особенно досталось рейнджеру — его «избранный враг» позволял наносить дополнительный урон одному-единственному монстру из более чем трёх сотен антагонистов (эту же ошибку повторила компания Nival в Heroes of Might & Magic V). Именно рейнджер, лесной отшельник, в D&D числится специалистом по бою двумя клинками, хотя логичнее было бы отдать эту опцию воину. (Сказывается литературное наследие — знаменитый тёмный эльф Дриззт До’Урден в романах Сальваторе сражался именно так). Проблема возникала с друидом: каждый раз, превращаясь в нового зверя, он приобретал характеристики выбранного монстра (весьма высокие) и «забывал» собственные параметры.

Правила по созданию магических предметов и записи заклинаний вызывали у игроков приступы мигрени: за каждую попытку зачаровать предмет герой был вынужден платить… заработанным опытом. В довершение всего D&D 3.5 поддерживала далеко не все стили игры, да и большая часть сеттингов, разработанных ещё до перехода D&D под крыло владельцев карточной «Магии» Wizards of the Coast, оказалась за бортом, включая популярные Planescape и Dark Sun.

Pathfinder. Герои

Первые попытки догнать и обогнать «дракона» делались ещё в 1970-е. История забыла большинство первых клонов D&D, потому что никакие проблемы системы они не исправляли. Максимум вводили систему карьер персонажей и давали поиграть за неведомых зверушек. Более-менее известный пример, доживший до наших дней, — RPG Talislanta. Только Pathfinder сумел прыгнуть выше головы. Возможно, благодаря сильной команде разработчиков. Джейсон Балман, Эрик Мона и Джеймс Джейкобс из Paizo Publishing выпустили несколько дополнений для D&D и долгое время были редакторами журналов о ролевых играх. Эти люди не просто понимали, что такое ролевые игры, — они знали все достоинства и недостатки D&D 3.5. Когда журналы закрыли, Балман, Мона и Джейкобс нашли чем себя занять.

Главную цель Pathfinder Балман обозначил так: играть за любой класс должно быть одинаково интересно. В оригинальной D&D 3.5 самые эффективные персонажи были похожи на героев фанфиков: два уровня воина, уровень плута, а теперь колдовать научимся… Геймдизайнеры «Следопыта» не стали запрещать мультикласс — вместо этого они подняли «награду» за постоянство. Кроме роста характеристик, выбравший один класс персонаж на каждом уровне получает полезные бонусы (тогда как в D&D 3.5 на пятом уровне воин получал лишь несколько очков жизни и +1 к броску атаки, и гораздо выгоднее было брать уровни других классов). Можно не распыляться: паладину теперь не нужна высокая мудрость — святая магия становится сильнее от его харизмы. Освободившиеся очки можно потратить, например, на интеллект, разрушив стереотип о недалёких воинах света.

Вместо почти принудительных животных-спутников и фамильяров колдуны и друиды получили новые возможности — они могут научиться большему количеству заклинаний, использованию метамагии или увеличить число доступных доменов и школ. «Изгнание нежити» священника и «возложение рук» паладина стали гораздо более гибкими: первое создаёт потоки позитивной/негативной энергии, воздействующие как на нежить, так и на живых существ, второе позволяет снимать негативные эффекты. Бард, самый бесполезный класс в «тройке», умеющий делать всё, но посредственно, в Pathfinder был поднят со дна. Теперь у него гораздо больше заклинаний, а на высоких уровнях он может буквально убивать своими песнями.

Pathfinder. Dungeon

Других приятных мелочей тоже хватает. Правила по боевым приёмам стали удобными. Мелкие навыки собраны в группы — так, Зрение, Слух и Поиск объединены во Внимательность. Концентрацию как навык убрали совсем — теперь шанс потерять контроль над магией зависит от уровня заклинания и самого мага, и поддерживать колдовство стало сложнее. Спасбросок от большинства заклинаний стало проще прокинуть, Ослабляющий луч, Опутывающие корни, Истерический смех Таши и многие другие козни колдунов теперь оставляют воинам шанс отомстить. Зато «кантрипы» (заклинания нулевого уровня) маги могут использовать неограниченно. Потерю опыта за создание предметов из системы убрали вообще, на зачарование теперь требуются дорогостоящие материальные компоненты.

Но главное, что могут предложить авторы Pathfinder RPG, — поддержка своей игры. Все материалы третьей редакции с ней совместимы. И если публикация новых расширений для 3.5 давно прекратилась, для Pathfinder появляется несколько сотен страниц в месяц. Над приключениями работают и сторонние фирмы (например, Green Ronin, выпустившая серию книг о городе Freeport). Количеством дополнений, раскрывающих игровой мир, и объёмных приключений, где можно «приключаться» с первого по двадцатый уровень, «Следопыт» не уступает «тройке». Последние книги, Pathfinder Unchained (сборник дополнительных и обновлённых правил) и Pathfinder Occult Adventures (книга об оккультных персонажах с новыми классами и новым типом магии), выводят систему далеко за пределы «клона D&D 3.5».

Pathfinder. Монстры

Pathfinder превосходит большинство конкурентов благодаря налаженной системе организованной игры. Каждый год стартует новый виток сюжета (Adventure Path), в котором могут принять участие игроки со всего мира. Приключений в этих кампаниях хватит на несколько лет непрерывной игры: на официальном сайте компании Paizo есть материалы для 18 разных сюжетов (минимум на 6 игровых сессий каждый).

Поддержка игры осуществляется не только за счёт активного издания игровых материалов. Pathfinder Society — это официальное сообщество игроков и ведущих по всему миру, которые принимают участие в играх специального формата. Персонажи игроков выступают агентами Общества Следопытов и выполняют различные поручения. Принимая участие в официальных событиях, игроки напрямую влияют на то, как будут развиваться события мира. И что самое интересное — вы сохраняете прогресс вашего персонажа. Сыграв сегодня в домашней встрече, завтра вы сможете принести этого же персонажа на конвент или игротеку.

Издание Pathfinder на русском языке — новость, хорошая и сама по себе. Но, что ещё лучше, это может открыть дорогу и другим играм. Если Beginner Box «выстрелит», за ней могут последовать ролевые игры по вселенным Warhammer, Star Wars, именитые GURPS и World of Darkness. Всё зависит от нас.

Третье место — Pathfinder: Kingmaker

Ролевая игра года

Pathfinder: Kingmaker — это проект, что сначала привлекает громкими именами. У руля стоят ветераны отечественной игровой индустрии, сценарий написал легендарный Крис Авеллон, а музыку — не менее знаменитый Инон Зур. Было интересно и одновременно тревожно следить за каждым интервью создателей и наблюдать за ходом разработки. Но после выхода игры все сомнения развеялись.

Pathfinder: Kingmaker оказалась отличной изометрической RPG: большой, многоуровневой и абсолютно бескомпромиссной. На высокой сложности придётся поломать голову даже ветеранам настолки.

Однако если вам интересна лишь история, включайте соответствующий режим, и вперёд. Благо Крис Авеллон не даром ест свой хлеб. Мир досконально прописан, сюжет полон закулисных интриг и крутых поворотов, а читать диалоги не менее интересно, чем рубить троллей в лесу.

К сожалению, релиз Pathfinder: Kingmaker не обошёлся без проблем. На старте в игре было множество багов. Некоторые из них влияли на баланс, другие ломали квесты. Было сложно удержаться от того, чтобы не забросить игру до лучших времён. Сейчас разработчики поправили многие ошибки и продолжают выпускать патчи. Однако момент упущен, поэтому — третье место.

Путь будет найден

Pathfinder

Pathfinder Beginner Box, проект по изданию которой запущен на платформе CrowdRepublic, содержит всё необходимое для первого приключения в мире Голарион:

• 64-страничную Книгу героев, описывающую создание персонажей, их способности и инвентарь;
• 96-страничную Книгу мастера, в которой содержатся характеристики всех монстров, ловушек и советы по ведению игры;
• набор из 7 кубиков (d4, d6, d8, 2 d10, d12, d20);
• листы с 80 «павнами» (бумажными фигурками героев и монстров);
• 8 листов персонажей 4 разных классов (4 заполненных и 4 пустых);
• двустороннее поле, на котором можно рисовать маркером (незаменимая для любого ведущего вещь).

Фэнтези или фантастика?

Правильнее было бы сказать «космическое фэнтези», поскольку практически все фэнтезийные элементы Pathfinder перекочевали и в Starfinder. Игроки по-прежнему могут сыграть за эльфов, гномов или гоблинов, а также выбрать своему персонажу магический класс, чтобы творить заклинания. Где-то в галактике обитают самые настоящие божества, дарующие силу жрецам, а на некоторых планетах восстают живые мертвецы. И всё это сочетается с космическими кораблями, роботами, бластерами, искусственным интеллектом, чёрными дырами и другими элементами космической фантастики. Научности здесь ещё меньше, чем в «Звёздных войнах».

А ты кубик бросил?

Самое значимое достоинство Pathfinder: Kingmaker — пространство для отыгрыша персонажа. Здесь есть где развернуться. Можно быть самым отпетым негодяем в округе, а можно, наоборот, добросердечным и всепрощающим мучеником. Но необязательно ударяться в крайности, выбор достаточно широк. Контакты с людьми здесь случаются постоянно, а это превосходные подопытные для экспериментов.

Простой пример: допустим, вы наткнулись на шайку разбойников, промышляющих вымогательством денег за проезд. Бандитов можно просто отпустить или предварительно забрать у них награбленное, убить на месте или же позвать к себе на службу. Мировоззрение главного героя определяется в самом начале игры, но ничто не мешает свернуть с выбранного пути по ходу сюжета: каждый выбор в диалогах так или иначе формирует характер главного героя.

Pathfinder: Kingmaker. Правление прóклятого приключенца

Что касается остального геймплея, то здесь всё стандартно, кроме явного (и понятного) тяготения к корням ролёвки-первоисточника. Бои принципиально не обходятся без бросков кубиков. Да и не только бои: любое действие решают кубики, но результат во многом зависит от модификаторов атаки, защиты и прочих характеристик. Чем выше модификатор, тем проще набрать необходимые в разных ситуациях числа — иногда можно пройти проверку даже с нулевым показателем навыка, исключительно на «бонусах».

Однако сами «броски» вы не увидите, поэтому убедиться в их честности не выйдет, приходится верить на слово. Разработчики это понимают и не заставляют вникать в процесс. Главное — понимать, что даже слабый противник может быть силён в определённых обстоятельствах..



Кстати, на портрет главного героя разрешают загрузить собственную картинку. Этот арт, к примеру, взят отсюда

Каждый новый уровень персонаж получает несколько очков характеристик и навыков, а также ряд новых способностей. Каждые два — перк, который, как правило, позволяет обходить правила и условности игрового мира. Вдобавок у некоторых классов есть специализации и домены, указанные в книге заклинаний. На словах вроде разные вещи, но на практике одно и то же: любимое направление в школе волшебства, дающее больше заклинаний выбранного типа. Впрочем, домен учитывает ещё и то, какому божеству вы поклоняетесь, а их тут, надо сказать, предостаточно.

Разработчики вообще с тщанием подошли к ролевой системе. У каждого класса, к примеру, есть подвиды, не считая так называемых «престиж-классов» (они и так неповторимы). Есть возможность создать гибридный класс и поэкспериментировать с использованием разных способностей. Это как минимум задел на реиграбельность.

Магия

В целом магическая система почти не изменилась: у персонажей с классом заклинателя есть несколько ячеек, которые они тратят на сотворение заклинаний сколько-то раз в день. Тот же техномант — это практически колдун (sorcerer) из Pathfinder, только он черпает магию из своего хранилища заклинаний.

Примечательно, что среди основных классов нет ни одного мага с заклинаниями до девятого круга — только до шестого. Вероятно, Paizo представят подобный класс позже, но в целом понятно, почему авторы решили ограничить магию: по сути, её эффекты дублируют многочисленные технологии.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 9

Пустынная планета Эокс — пристанище нежити

Мы перечислили лишь основные изменения. Знатоки Pathfinder во время игры то и дело будут замечать: «Ага, а вот здесь стало по-другому» — проверено на себе. В статье мы не отразили правила по космическим путешествиям и сражениям, потому что им можно посвятить примерно столько же места. Впрочем, даже по этому списку можно оценить, как изменилась Starfinder по сравнению с предшественницей.

Paizo не рискнули отойти от устоявшихся механик — многие ключевые элементы остались прежними. Однако ряд новых правил и косметических изменений преобразили старенькую систему d20, позволив перенести опыт классических фэнтезийных приключений в далёкий космос. Разве что на фоне Pathfinder игра пока выглядит бедновато — нет того колоссального списка монстров, вещей, заклинаний и архетипов, что был создан за 10 лет. Но авторы об этом позаботились — в книге есть глава, рассказывающая о том, как конвертировать старые материалы.

Летом 2018 года выходит бета-тест второй редакции Pathfinder, и похоже, что Starfinder стала своего рода промежуточным этапом. Любопытно будет увидеть, какие нововведения авторы позаимствуют для второй редакции.

«Pathfinder. Стартовый набор». Коробка следопыта 4

Starfinder

Тип: настольная ролевая игра
Жанр: космическое фэнтези
Разработчик: Paizo
Издатель в России: Hobby World
Количество игроков: 2–6
Возраст игроков: 16+
Похоже на:
Star Wars Saga Edition (2007)
Dragonstar (2001)

Десять лет Paizo поддерживали Pathfinder — игру, которая стала ответом на не принятую поклонниками четвёртую редакцию Dungeons & Dragons. За это время компания выпустила десятки книг и сотни приключений, а также организовала сообщество игроков по всему миру. И когда уже самые верные фанаты начали упрекать Paizo в отсутствии прогресса, издательство анонсировало Starfinder — духовную наследницу Pathfinder, действие которой разворачивается в космическую эпоху. При этом авторы изменили не только сеттинг, но и ряд механик.

Новую игру встретили с одобрением — уже через несколько месяцев после выхода линейка Starfinder заняла второе место по продажам в рейтинге журнала ICv2. Она обошла предшественницу и игры по франшизам Star Wars и Star Trek, уступив только Dungeons & Dragons. Поэтому неудивительно, что Hobby World решили издать её в России, — сейчас для этого собирают средства на портале CrowdRepublic.

Мы решили разобраться, чем Starfinder отличается от Pathfinder и на какие пункты правил стоит обратить внимание в первую очередь.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 2

Основное действие разворачивается в системе Союзных миров. Здесь же находится станция «Авессалом»

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось?


Триста лет назад все известные космические цивилизации пережили Разрыв — необъяснимую аномалию, которая стёрла все воспоминания и записи о предшествующих временах. Единственное, что помнят обитатели галактики о тех событиях, — планету Голарион, когда-то вращавшуюся вокруг Солнца. Но во времена Разрыва планета просто исчезла, а на той же орбите возникла монументальная космическая станция «Авессалом», которая стала приютом для человечества и иных разумных видов. Многие искатели приключений задались целью раскрыть величайшую тайну в галактике — отыскать пропавшую планету.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 1

«Pathfinder. Стартовый набор». Коробка следопыта

Хороший повод познакомиться с ролевыми играми на примере одной из лучших систем.

Нет, не принцесса. Королевна!

После прохождения объёмистого пролога игра подкидывает новый финт в виде менеджмента собственного баронства (а потом и королевства). И в целом задумка неплоха, но. Механизмы игры начинают слишком сильно зависеть друг от друга.

Kingmaker, серия модулей для настольной Pathfinder, позволяла игрокам заниматься делами государственной важности. Так и здесь. На попечение героя отдают целую страну, которую предстоит упорно облагораживать. И речь, естественно, не о декорациях: нужно заботиться о политическом и экономическом здравии области, о её влиянии.


Строительство ограничивается возведением нескольких зданий на небольшом участке.

Большую часть обязательств выполняют советники, но именно вы решаете, кого назначать на должности, кто за что возьмётся, да и вообще, стоит ли разрешать тот или иной вопрос в баронстве. А таких вопросов два типа: события и проекты. На первые крайне желательно реагировать сразу, потому как обычно они напрямую влияют на безопасность региона. Проекты же можно спокойно игнорировать, не опасаясь ухудшить ситуацию. Как правило, это торговые соглашения, оказание помощи советникам и иного рода возможности, повышающие показатели баронства.


Проектов всегда больше, чем событий, но именно их почему-то не получается удалить из актуального.

По ходу прохождения основного сюжета открывается возможность присоединять другие регионы и улучшать деревни до посёлков, а потом и до городов, вот только. Терпения на это, по правде говоря, не хватает. И дело не в том, что совмещать путешествия и управление баронством нелегко. Вас попросту принуждают к игре в политику в первую очередь из-за основного сюжета.

Предполагается, что, пока вы путешествуете по окрестным землям, должно пройти немало времени. И его впрямь проходит очень и очень немало. Часто приходится прокручивать дни в надежде, что рано или поздно основной квест таки начнётся. В рамках концепции это нормально. Глобальные события не могут и не должны происходить постоянно. Но это же игра. Должна ли она быть учебником по истории от мира фэнтези?




Игра чертовски хорошо выглядит, этого у неё не отнять

Ну и напоследок пару слов о багах. Есть ли ещё люди, не слышавшие о том, сколько в Pathfinder всевозможных ошибок? За два с половиной месяца разработчики выпустили шестнадцать (!) хотфиксов, которые, по большому счёту, сломали игру ещё сильнее. Так, например, многие до сих пор не могут увидеть конец игры, что и говорить об остальных багах. Впрочем, Owlcat Games обещала в скором времени выпустить новый огромный патч, исправляющий прорву критических и не очень погрешностей. А пока все владельцы Steam-версии могут принять участие в бета-тестировании грядущего обновления.

Дебютный проект студии не всегда и не во всём получается удачным. И новое, но уже успевшее навести шороху детище Owlcat Games не стало исключением. Pathfinder: Kingmaker увлекает не меньше той же Pillars of Eternity, но впечатление от игры портят недоработки. В виде багов. В виде управления баронством, слишком тесно связанного с ролевой частью игры. В виде неидеального баланса, в конце концов.

Эх. Когда же разработчики перестанут торопиться с релизом и прекратят выпускать сырой продукт?


Действия

В Starfinder изменились правила по механике действий в бою — что-то похожее мы видели в четвёртой редакции Dungeons & Dragons. В свой ход персонаж может выполнить одно основное действие, одно сопутствующее действие и быстрое действие (причём основное можно разменять на сопутствующее, а его, в свою очередь, на быстрое). Кроме того, вместо вышеописанных действий в свой ход герой может выполнить одно действие полного хода (full action) — например, атаковать дважды с –4 или совершить атаку с разбега.

Стандартный широкий шаг (5-foot step) — то есть движение на 1 клетку без провоцирования внеочередной атаки — теперь занимает сопутствующее действие, а значит, его нельзя совмещать с действием полного хода. Также герои получают ответное действие (reaction), которое могут потратить раз в раунд на одну внеочередную атаку. Это значит, что, даже если от персонажа убегают два противника, совершить такую атаку он сможет лишь по одному из них.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 8

В разделе для ведущего описаны особенности разных видов планет и климата, а также правила по разным условиям гравитации

Достойны упоминания

Ролевая игра года

Ролевые игры из Страны восходящего солнца в этом году не смогли завоевать наши сердца. Ni no Kuni II: Revenant Kingdom утратила большую часть очарования оригинала. Она милая, добрая и красивая, но слишком поверхностная во всём, от сюжета до игрового процесса. Тактические битвы и менеджмент королевства на некоторое время отвлекали от однообразного гринда, только и в них глубины не наблюдалось.

Что же до Dragon Quest XI: Echoes of the Elusive Age, то она оказалась слишком традиционной, на наш вкус. Square Enix будто нарочно собрали в одной игре все клише жанра. Если их перетерпеть и не воротить нос от обязательных десятков часов прокачки, вы вполне можете оценить очаровательную сказку, которую кое-кто называет лучшей в серии. Но новички вряд ли захотят запрыгнуть на этот поезд.

Ролевая игра года

А вот серия Assassin’s Creed сделала ощутимый шаг в сторону жанра ролевых игр. В Assassin’s Creed Odyssey больше не нужно просто бегать от цели к цели. Во главе угла стоят прокачка персонажа, исследование мира и квесты, выбор в которых имеет последствия. Если бы Ubisoft чуть больше сосредоточилась на глубине, разнообразии и значимости подобных квестов и выборов — игра вполне могла бы оказаться на одном из призовых мест. Будем надеяться, что разработчики продолжат развивать идеи, заложенные в этой части.

Сражения

Изменились и некоторые правила сражений. Авторы упростили сложные механики, включая описания манёвров и внеочередных атак (AoO). Вот лишь некоторые обновления.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 7

Солдат-веск наносит внеочередную атаку противнику, который решился пострелять рядом с ним

Ролевая игра года. Pathfinder: Kingmaker, Pillars of Eternity II: Deadfire, Kingdom Come: Deliverance

В этой номинации мы представляем игры, которые позволят не только примерить роль избранного спасителя всего и вся, но и немного поимпровизировать. Итак, ролевая игра года!

Броня

Старые разновидности класса брони ушли в прошлое — больше нет ни «защиты от касательных атак», ни «защиты, когда вас застали врасплох». Теперь у персонажа есть энергетический класс брони (EAC, Energy Armor Class) и кинетический класс брони (KAC, Kinetic Armor Class). Если герой стал целью энергетической атаки (огнём, электричеством или холодом), значение атаки сравнивается с первым показателем, а если по нему стреляют из автомата или бьют дубиной — со вторым. Броня в разной степени защищает от энергетических и кинетических атак. Если персонажа всё же застали врасплох (например, напав из засады), то его класс брони уменьшается на 2 и он не может совершать ответные действия.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 6

В Starfinder персонажи вооружены как дистанционным оружием, так и оружием ближнего боя

Второе место — Pillars of Eternity II: Deadfire

Ролевая игра года

Второе место заслуженно занимает ещё одна изометрическая ролевая игра. А чему удивляться? После успеха первой части Pillars of Eternity разработчики из Obsidian твёрдо встали на ноги и сразу же взялись за вторую часть.

Pillars of Eternity II: Deadfire — это если и не образцовый сиквел, то как минимум достойное продолжение. Создатели бережно взяли всё лучшее из оригинала и удвоили — притом речь не только о количестве контента, но и о его качестве.

Боёвка стала интереснее, прокачка разнообразнее, а количество квестов — больше. Нашлось место и новым механикам. Например, главный герой лишился своего зáмка, зато обзавёлся неплохим кораблём. Он играет роль и игрового хаба, и средства передвижения. Единственное, что расстраивает, — короткая сюжетная линия, а ведь продолжение выйдет ещё не скоро.

Первое место — Kingdom Come: Deliverance

Ролевая игра года

Этой игре удивительным образом удаётся сочетать простоту образов и глубину игровых механик. Каждый аспект KCD продуман до мельчайших подробностей. В бою вам нужно правильно оценивать обстановку: во что одет противник, где его слабые места, в какой руке он держит оружие. Чтобы сварить зелье, нужно помнить последовательность определённых действий. Здесь даже замки́ взламывать увлекательно.

То же самое касается сюжета, диалогов и квестов. История в игре линейная, а вот способов выполнить задание — не один и не два. Даже в общении с персонажами приходится вести себя по-разному. Одних можно запугать, других обольстить, а с третьими решить вопрос более деликатно. А ведь это только то, что лежит на поверхности.

Kingdom Come: Deliverance — по-настоящему масштабный проект, который нельзя пропускать. Да, здесь нет возможности отыграть орка-друида или барда-разбойника. да и не надо, для этого есть буквально каждая вторая ролевая игра! А здесь можно закидать соседский дом навозом, напиться в харчевне и дать по кумполу настоящему средневековому рыцарю. Заслуженное первое место!

А какие ролевые игры 2018 года больше всего понравились вам? Пишите в комментариях! И не забывайте, следующая номинация откроется уже завтра!

Такое типичное фэнтези

Действие разворачивается в Украденных землях, которыми правят беззаконие и хаос. Территория довольно обширная, но ни за кем конкретным не закреплена — а всё из-за очень неблагоприятной обстановки в регионе. В частности, из-за бандитов. Чтобы определить, кто способен изгнать нечестивцев с ничейных земель, после чего и прибрать их к рукам, правительница ближайшего города, Джаманди Алдори, организует состязание между несколькими храбрецами. Среди них, разумеется, нашлось место и главному герою.


Путешествие проходит пошагово и будто бы на реальной карте. Всё по канонам настолок

Pathfinder — это фэнтези с о-о-очень небольшим уклоном в славянский фольклор. Этакая «Игра престолов» в миниатюре. Но назвать мифологию игры избитой или тривиальной нельзя, спасибо «мистической стороне» сеттинга. Вдобавок разработчики неплохо раскрывают мир игры через персонажей: об укладе жизни на Голарионе мы узнаём, по большому счёту, именно через них.

Что может быть лучше вечера в таверне в компании верных друзей?

Именно благодаря соратникам игровой процесс оживает. Во многих смыслах. Каждый сопартиец — не просто нужный группе класс и набор навыков, но личность со своими ценностями и взглядами. У всех своё мировоззрение, происхождение и даже любимые блюда, которые вы готовите на стоянках. Конечно, можно сразу глянуть на мировоззрение персонажа и решить, нужен ли вам такой товарищ, но это ничего не скажет о нём самом. Чтобы понять, чем товарищ дышит, его нужно узнать. Традиционным для cRPG способом: выполняя личные квесты и беседуя.

Радует, что сопартийцы не повинуются заезженным сочетаниям расы и характера. Есть, например, дворф, который ежеминутно напоминает о неизбежности конца, заражая всех вокруг унынием. А ведь обычно они такие весёлые ребята!


В группе может быть до шести человек. Для лагеря, по крайней мере, больше и не требуется


Навыки чаще всего используются в тех случаях, когда игра переходит в формат текстового квеста

Члены отряда дополняют друг друга прежде всего навыками. При желании можно составить непобедимую партию из встреченных персонажей — либо же нанять кого-то в таверне и лично раскинуть его очки характеристик. Поначалу играть без всех шести союзников и со слабым снаряжением воистину тяжко. Даже детальная настройка уровня сложности на первых порах не сильно помогает. Без должной экипировки незадачливых приключенцев в Pathfinder могут растерзать даже обычные волки. Главное — почаще заходить на локации, которые на первый взгляд ничем не интересны.

Снаряжение

Всё снаряжение, будь то оружие, технологические гаджеты или магические предметы, теперь обладает своим уровнем. Предполагается, что герои будут путешествовать со снаряжением плюс-минус своего уровня (однако бывают и исключения — например, очень ценная награда или ключевой предмет по заданию). Чем выше уровень снаряжения, тем выше его показатели: урон, прочность, боезапас и так далее. Растёт и цена — если бластер первого уровня стоит 350 кредитов, то 12-го обойдётся уже в 40 тысяч. Примечательно, что высокий уровень оружия не влияет на шанс попадания — даже если у вас в руках гравитационное копьё 19-го уровня с невероятным уроном в 12d6.

Если ваш любимый бластер или меч кажутся чересчур слабыми, то к вашим услугам магические сопряжения (fusion), которые позволят, например, обездвижить или заморозить врага при попадании.

Здоровье, живучесть, решимость

Производные характеристики в Starfinder тоже изменились. На них стоит обратить внимание в первую очередь, поскольку в сражениях вы наверняка часто будете к ним обращаться.

  • Здоровье (HP). В Starfinder здоровье отражает именно физические ранения персонажа, а не абстрактную стойкость. Когда HP достигают нуля, герой начинает умирать. Начальное здоровье определяется видом и классом. Каждый уровень персонаж получает ещё несколько пунктов здоровья — их число зависит от класса. При этом высокий показатель выносливости не повышает здоровье. После 8 часов отдыха герои восстанавливают несколько пунктов здоровья и все пункты живучести.
  • Живучесть (Stamina) отражает запас сил и энергию героя. Весь полученный урон снижает сперва живучесть, а уже потом здоровье, — но восстанавливать её легче. Герой может потратить 10 минут и один пункт решимости, чтобы полностью восстановить живучесть. Показатель живучести зависит от класса и модификатора выносливости.
  • Пункты решимости (Resolve Points) — это запас удачи и выдержка героя. Их можно тратить не только на то, чтобы восстанавливать запас живучести, но и на активацию особых способностей класса. Например, на 20-м уровне механик может тратить запас решимости, чтобы создавать технологические устройства. Запас пунктов решимости равен половине уровня героя плюс модификатор ключевой характеристики. Все пункты решимости восстанавливаются после 8 часов отдыха.

Виды и классы

Классические народы Голариона вроде людей, эльфов, гномов и полуросликов никуда не делись — они расселились по разным планетам, спутникам и космическим станциям. Герои вполне могут столкнуться с гоблином в скафандре или орком в красном истребителе (потому что, очевидно, красный летит быстрее!).

Однако на первый план авторы выводят новых обитателей галактики, которые встречаются куда чаще гномов-эльфов-орков. В книге правил Starfinder детально описаны семь видов:

  • рассудительные разумные андроиды, построившие новое общество после многих лет рабского служения;
  • амбициозные и гибкие в обучении люди (мало чем отличаются от собратьев из Pathfinder);
  • таинственные четырёхрукие касаты, полагающиеся на мудрость и мистические традиции;
  • одарённые экстрасенсорными способностями лашунты, чей вид разделён на две подрасы;
  • насекомоподобные ширрены, которые некогда были частью одного великого улья;
  • воинственные и агрессивные рептилии вески, в прошлом сражавшиеся со всей галактикой;
  • хитроумные и скрытные исоки, похожие на гуманоидных грызунов.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 3

Слева направо: лашунта, андроид, исоки, веск, человек, ширрен и касат

При желании игрок может выбрать для своего персонажа и классическую расу — их краткие описания приведены в конце книги.

Классы в Starfinder тоже новые, хотя в них можно узнать знакомые архетипы. Солдат — это воин в футуристическом антураже, который прошёл профессиональную подготовку и владеет специальными навыками. Как и воин из Pathfinder, он получает дополнительные черты и боевые техники. В посланнике можно узнать барда и плута — это социальный класс со множеством пунктов умений, он специализируется на хитрых уловках и особых приёмах. Но есть и уникальные классы — например, солярион, который впитывает энергию звёзд и чёрных дыр и преобразует её в убийственные атаки.

Pathfinder славилась своими архетипами, которые позволяли настраивать определённый класс по вкусу — одни способности можно было заменять другими. В Starfinder тоже описаны правила по архетипам, но пока что их представлено совсем мало — наверняка ещё введут в других книгах.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 4

Абаллон — ближайшая к Солнцу планета. На ней нет органической жизни, зато для роботов и дронов настоящее раздолье! Почти что планета Шелезяка

Здесь и далее мы приводим собственный перевод терминов, который может отличаться от официального: на момент написания статьи окончательный словарь ещё не был готов до конца.

Starfinder vs Pathfinder: что изменилось? 5

Игрок может не выбирать готовую тему, а придумать собственную

Читайте также: