Osv vessel что это

Обновлено: 10.05.2024

Применение системы динамического позиционирования (СДП; система ДП) в морском флоте растет, и теперь различные типы судов оборудуются системами ДП для улучшения контроля и управления судами в море.

Хотя суда с динамическим позиционированием обычно используются для операций на шельфе, многие современные грузовые и пассажирские суда также оснащаются системами ДП.

Ниже перечислены некоторые основные типы судов, обеспеченные, в настоящее время, системами ДП.

1. Судно снабжения платформ (PSV) / оффшорное судно снабжения (OSV)

Суда снабжения платформ специально спроектированы для снабжения морских платформ и буровых установок, и считаются одними из наиболее распространенных типов судов, использующих систему ДП. Эти суда могут иметь длину от 50 до 100 метров, и способны выполнять разнообразные задачи. Обычно они поддерживают работу морских платформ, подвозя необходимое снабжение на платформу или увозя с неё, и снабжают береговые базы.

Морское судно с динамической системой позиционирования

2. Суда обеспечения водолазных работ (DSV) и суда обеспечения подводных аппаратов с дистанционным управлением (ROV)

Многие суда с системой ДП специально спроектированы для обеспечения коммерческих подводных операций, таких как водолазные работы. Таким образом, судно обеспечения водолазных работ используется для этой цели. Водолазы должны проводить проверочные или исследовательские работы, установку и размещение подводного оборудования, наблюдение за работой, поиск потерянного или брошенного оборудования. ROV или дистанционно-управляемые аппараты постепенно заменяют водолазов при выполнении большинства работ, но, определенно, существуют некоторые задачи, которые не могут быть выполнены дистанционно, так как требуют участия человеческих рук.

Морское судно с динамической системой позиционирования

3. Суда с буровой установкой

Для проведения буровых работ на мелководье и на глубине, для судна жизненно важно сохранять свое место (удерживать своё положение с точностью в пределах 1 метра) над нефтяной/газовой скважиной, чтобы трубопровод (стояк), соединяющий судно со скважиной находился почти в прямом и вертикальном положении. Поэтому, суда с буровой установкой оснащены системами динамического позиционирования. Наклон нижней части главного стояка постоянно контролируется и поддерживается точно на заданном уровне, чтобы избежать нежелательных разъединений. В настоящее время, буровые суда с ДП спроектированы таким образом, чтобы работать на глубинах до 3000 м и больше с помощью высокотехнологичных дифференциальных глобальных систем позиционирования (DGPS) и акустических систем подводного позиционирования на основе длинной базы (LBL), входящих в модуль ДП.

Морское судно с динамической системой позиционирования

4. Суда для укладки и ремонта кабелей

Современные оптико-волоконные кабели, используемые для соединения всего мира через Интернет, являются более хрупкими, чем использовавшиеся прежде более толстые традиционные кабели. Поэтому, у них больше ограничений по нагрузке и перегибам. Во избежание нанесения серьёзных повреждений этим кабелям, сейчас является обычной практикой использование судов с ДП для работ по укладке и ремонту кабелей. На большинстве современных судов-кабелеукладчиков установлены системы ДП.

Морское судно с динамической системой позиционирования

5. Суда-трубоукладчики

Многие операции по укладке труб выполняются баржами или судами-трубоукладчиками, оснащенными системой ДП. На барже труба собирается или, иногда, даже изготавливается проходя нескольких этапов сварки, выполняемых на линии по производству труб.

Морское судно с динамической системой позиционирования

6. Дноуглубительные суда

В настоящее время большинство дноуглубительных судов нового поколения используют методы ДП для безопасного и точного выполнения операций по дноуглублению вдоль аналогичных путей.

Морское судно с динамической системой позиционирования

Поскольку эти пути должны находиться близко друг к другу без существенных наложений, высокий уровень точности при дноуглубительных работах в узкостях достигается с помощью применения системы ДП.

7. Кран-баржа или судно-кран (плавкраны)

Кран-баржи или суда-краны помогают в операциях по монтажу и демонтажу в отраслях, связанных с нефтью и газом. Эти типы судов используются также в спасательных операциях или в операциях по удалению затонувших судов. Многие кран-баржи и строительные суда, в настоящее время, оснащены системами ДП.

Морское судно с динамической системой позиционирования

8. Суда для насыпания каменной наброски

Суда для насыпания каменной наброски используются для укладки каменной наброски (измельченной породы) на морском дне настолько точно и безопасно, насколько возможно, чтобы обеспечить защиту трубопроводам. Поэтому, эти суда оснащены системами ДП, позволяющими хорошо контролировать путь и скорость, чтобы обеспечить ровное распределение породы вдоль запланированной трассы. Этот тип судов также полезен в обеспечении достаточно защиты против рисков эрозии, вызванной приливами и отливами, которая случается в районах течений при высоких приливах.

Морское судно с динамической системой позиционирования

9. Пассажирские суда

Современные пассажирские суда имеют небольшую осадку, чтобы получить безопасный доступ к большему количеству мест для посещения во время круизов, и спроектированы таким образом, чтобы быть способными перевозить больше пассажиров, чем когда-либо ранее, даже при большей высоте надводного борта. Эта комбинация малой осадки и высокого надводного борта может привести к многочисленным проблемам при управлении судном в местах с ограниченным местом для швартовки.

Морское судно с динамической системой позиционирования

В этих случаях система ДП позволяет этим рукотворным роскошным плавучим отелям маневрировать, швартоваться и даже становиться на якорь гораздо более безопасно для экипажа и пассажиров.

10. Полупогружные суда для перевозки тяжеловесных грузов

Морское судно с динамической системой позиционирования

Типичным примером такого груза может быть буровая установка, которую необходимо перевезти на большое расстояние. Система ДП, установленная на таких судах, может быть использована для удержания положения судна во время погрузочных и разгрузочных операций.

11. Передвижные морские буровые установки / суда (MODU)

Применение системы ДП, в этом случае, является единственным выбором при работе на глубоководных шельфовых месторождениях.

Системы ДП всё чаще используются для определения положения буровых установок перед закреплением их на якорях даже в менее глубоких водах. Системы ДП позволяют сберечь много времени, особенно при краткосрочном бурении.

12. Челночный танкер

Челночный танкер, как можно предположить из его названия, это судно, предназначенное для перевозки нефти или газа с морского нефтяного месторождения в любое место, где они могут потребоваться. Эти танкеры очень современны и хорошо оснащены оборудованием для погрузки и выгрузки, совместимым с инфраструктурами нефтяных месторождений.

Морское судно с динамической системой позиционирования

Выдерживание положения судов в течение более длительного времени обычно выполняется с помощью систем динамического позиционирования и производится в отношении расположения сооружений или плавучих установок нефтедобычи, хранения и выгрузки (FPSO). Многократно продублированные системы безопасности обеспечивают безопасное обращение с потенциально горючими нефтью и природным газом.

13. Плавучие установки для добычи, хранения и выгрузки или суда FPSO

Плавучая установка для добычи, хранения и выгрузки – это судно, используемое, в основном, в индустрии шельфовой добычи нефти и газа для обработки и хранения нефти и газа. Суда FPSO спроектированы для получения нефти и газа с находящихся рядом платформ или подводных структур, их обработки и хранения до момента, когда эти нефть или газ смогут быть отгружены на морской танкер или перекачаны по трубопроводу.

Морское судно с динамической системой позиционирования

Суда FPSO, обычно, представляют собой реконструированные нефтяные или газовые танкеры, или это могут быть суда, специально построенные для такого использования и применения. Судно, используемое только для целей хранения нефти, называется плавучее нефтехранилище (FSU).

14. Военные корабли и операции

Несколько передовых государств успешно используют системы ДП в своём военном флоте, береговой охране и вспомогательном флоте.

Морское судно с динамической системой позиционирования

Суда, используемые в море, – для противоминной борьбы, морских десантов, спасения подводных лодок и борьбы с загрязнением – все являются хорошим примером судов, оборудованных системами ДП.

12 марта 2013 г. | Bikram Singh

14 Types of Ships with Dynamic Positioning System

March 12, 2013 by Bikram Singh

As the applications of Dynamic Positioning System increase in the maritime industry, different types of ships are now being fitted with DP systems to improve control and handling over vessels at sea.

Though dynamic positioning enabled vessels are commonly used for offshore operations, many modern cargo and passenger vessels are also being fitted with DP systems.

Below are some of the main types of vessels that are provided with DP systems these days.

1. Platform supply vessel (PSV) / Offshore Support Vessel (OSV)

Platform supply vessels are specially designed to supply to offshore platforms and rigs, and are considered one of the most common types of vessels using the DP system. These ships can range from 50 to 100 meters in length and are capable of carrying out a diversity of tasks. They primarily support offshore platforms by means of transporting necessary supplies to and from a platform and supply base ashore.

2. Diving Support (DSV’s) and ROV Support Vessels

Many DP vessels are specially designed for supporting commercial sub-sea operations such as diving. Diving Support Vessels are thus used for this purpose. Divers are required to carry out inspections or survey jobs, installations and configurations of sub-sea equipment, monitoring an operation, and recovery of lost or abandoned equipment. ROVs or Remotely Operated Vehicles are gradually substituting the divers in most of the jobs, but there definitely are certain tasks that cannot be carried out remotely as they require manual involvement.

3. Drill Ships

For shallow water and deep water drilling operations, it is vital for the vessel to keep station (maintain her position within 1m) over the oil/gas well, such that the riser connecting the vessel to the well is nearly upright and vertical. Drill Ships are therefore fitted with dynamic positioning systems. The lower main riser angle is continuously monitored and maintained up to accurate levels in order to avoid unwanted disconnections. Presently, the DP rigs and vessels are configured in a way to operate in water depths of up to 3000 m or more with the help of high tech DGPS and Long Baseline (LBL) acoustic systems within the DP module.

4. Cable Lay and Repair Vessels

Modern day fibre-optic cables that are used to connect the world through the ‘World wide web’ are more fragile than previously used thicker traditional cables; hence they have more limitations and restrictions on loading and bending. To avoid heavy losses structurally to these cables it is now very common to use DP vessels for the cable laying and repairing jobs. Most of the modern cable laying ships are installed with DP systems.

5. Pipe Laying Ships

Many pipe-lay operations are carried out by DP capable lay barges or pipe laying ships. On the barge, the pipe is assembled or sometimes even constructed through a number of phases of welding which are carried out in a linear pipe manufacturing facility.

6. Dredgers

These days most of the newer generation dredgers now use DP methods to carry out the dredging operations safely and accurately along analogous tracks.

As the tracks must be close to each other without substantial overlaps, using DP system a high level of accuracy is achieved when dredging in restricted and confined waters.

7. Crane Barge or Crane Vessel

Crane barges or crane vessels help in manufacturing and de-assembly operations related to the oil and gas industries. These kinds of vessels are also utilized in salvage and wreck removal operations. Many crane barges and construction vessels these days are DP capable.

8. Rock Dumping Vessels

Rock dumping vessels are utilized so as to dump rock on the seabed as precisely in a safe location as possible to provide protection to pipelines. These vessels are thus fitted with DP systems, which enable a good track-speed control to facilitate even rock distribution along a planned track. This type of vessel is also helpful in providing sufficient protection against the risks of tidal erosion, which occur in high tidal stream areas.

9. Passenger Vessels

Modern passenger vessels have shallow draught in order to allow safe access to a greater range of cruising destinations and are so designed that they are now able to carry more passengers than ever before, even with larger freeboards. This shallow-draught and high-freeboard combination and configuration may lead to multiple ship handling issues in tighter berthing locations.

DP thus provides the answer to manoeuvring, berthing and even anchoring of these man-made lavish floating hotels to be much safer for the crew and passengers.

10. Specialist – Semi-submersible Heavy-Lift Vessels

Ships those are capable of carrying heavy equipment or lifts in general to the remotest locations will often experience difficulty while loading and off-loading their cargoes. Out of these, some of the vessels are mono-hulled or semi-submersible and can immerse themselves to loading draught, thus allowing the cargo to be floated on board.

A typical example of the cargo may be a drilling rig for transportation over a large distance. DP fitted on these vessels can be used for position maintenance during the loading and offloading operations.

11. Mobile Offshore Drilling Units / Ships (MODUs)

DP is, with the current scenario, the only option in deepwater offshore fields.

Even in shallower waters, the use of the DP system is increasingly being used for the positioning of drilling rigs before anchoring. Specially, with the short duration drilling, DP saves a lot of time.

12. Shuttle Tanker

A shuttle tanker, as the name suggests, is a ship designed for transportation of oil or gas from an offshore oil field to wherever it may be required. It is highly sophisticated and well equipped with loading and offloading equipment compatible with the oil field infrastructures.

The position keeping for longer durations of the ships is generally carried out with the help of Dynamic Positioning and is done with respect to the arrangement of the installations or FPSOs. Well backed-up safety systems ensure that the potentially flammable oil and natural gas are handled safely.

13. Floating Production, Storage and Offloading unit or FPSO Ships

Floating Production, Storage and Offloading unit is a floating vessel principally used by the offshore industry for the processing and storage of oil and gas. The FPSO vessels are designed to receive oil or gas which is produced from the nearby platforms or sub-sea patterns, process it, and store it until the oil or gas can be offloaded onto a seagoing tanker or transported through a pipeline.

FPSO’s are normally converted oil or gas tankers or can be vessels built specially for the usage and application. A vessel that is only used for oil storage purposes is called a Floating Storage Unit (FSU).

14. Naval Vessels and Operations

A number of advanced nations are making good use of DP systems within their naval, coast guard and auxiliary fleets.

Vessels used up for sea – mine countermeasures, amphibious landing, submarine rescue and pollution control are all good examples of vessels with DP systems fitted and for good use.

Osv vessel что это

В этот раздел входят компании, которые оперируют или имеют в собственности морские буксиры, разнообразные суда обеспечения, суда специального назначения, тягочи, баржи, драга (Dynamic Positioning & none DP Support, Supply & Technical Fleet)

ROV / Survey - Remote Offshore Vessel
Anchor Handling Tug Supply - AHT / AHTS
Offshore Support vessels - OSV
FAST CREW BOAT - FCB
MULTI ROLE SERVICE VESSELS - MRSV
AZIMUTHING STERN-DRIVE TUG - ASD
Diving Support Vessels - DSV
Platform Supply Vessel - PSV
DEEPWATER CONSTRUCTION VESSELS - DCV
FLEXIBLE FALLPIPE VESSELS - FFV
Jackup - Jack-up Barge
Construction Vessels
D.P. SIDE STONE DUMPING Vessel
Pipe Lay
Submersible
Semi- submersible
Drill ship
Drilling Barges
Floating Production Storage - FPS
Floating Production Storage Offloading vessels - FPSO
Support tugs
Accommodation Barges
Trailing Suction Hopper Dredgers
Cutter Suction Dredgers
Backhoe Dredgers
Bucket Ladder Dredger
Self-Propelled Split Hoppers
Water Injection Dredgers
Dredging Ploughs
Spreader Pontoons
Drilling Rig - Oil and Gas Industry
LIFTBOAT

TUGS: AHT / AHTS, OSV, DSV, PSV, IBSV, SSV, MPSV, CSV, FSIV – Fast supply intervention vessel; BARGES: Jack-up, Accommodation, Derrick Laying;

SPECIAL PURPOSE VESSELS: Oceanographic Research & Scientific vessels, Seismic & Survey vessels, Oceanographic Ship, ERRV, Pipe & Cable Layer, Turbine installation, Drill Ship, Construction (OCV), Floating Crane Vessel, Semi-submersible, FPS / FPSO, Utility, Icebreaker, Fueler & Bunkering, Fire-Fighting, Rescue, Pilot & Crew Boat, ROV, Workboat;

DREDGERS: Trailing Suction Hopper & Cutter Suction, Self-Propelled Split Hopper, Water Injection, Backhoe, Bucket Ladder, Plough, Spreader Pontoon etc.

AHTS
Anchor handling tug supply vessel ( AHTSV ) – Комбинированный Буксир-якорезаводчик с судном обеспечения снабжением.
ERRV
Emergency Responce & Rescue Vessel ( ERRV ) – Судно аварийного реагирования и спасения.
PSV
Platform Supply Vessel ( PSV ) – Судно обеспечения нефтяных платформ.
ROV SV
ROV support Vessel (ROV SV ) – Судно обеспечения работ дистанционно-управляемого мобильного робота.
WSV
Well Servicing Vessel ( WSV ) – Судно обслуживания нефтяных скважин.
Diving Support vessel
Diving Support vessel ( DSV ) – Судно обеспечения водолазных работ.
SOV
Subsea Operational Vessel ( SOV) – Судно обеспечения подводных работ
SEV
Seismic Exploration Vessel ( SEV ) – Судно сейсмической разведки
GSV
Geophysical Survey Vessel ( GSV ) – Судно геофизической разведки
PCV
Pollution Control Vessel ( PCV ) – Судно по контролю за загрязнением нефтью
PLV
Pipe-Laying Vessel ( PLV ) – Судно-трубоукладчик
OCV
Offshore Construction Vessel ( OCV ) – Cудно многоцелевого оффшорного использования
HLCV
Heavy Lift Crane Vessel ( HLCV ) – Судно-тяжеловесный плавучий кран
WIV
Windfarm Installation Vessel ( WIV ) – Судно установки ветровых электростанций
WAB
Work Accommodation Barge ( WAB ) – Плавучая база
DS
Drill Ship (DS) – Буровое судно
FPSO
Floating Production Storage Offloading Unit ( FPSO ) – Судно добычи, хранения и отгрузки нефти
SSPP
Semi-submersible Production Platform (SSPP) – Полупогруженная добывающая платформа
JUDR
Jack-up Drilling Rig (JUDR) – Подъемная буровая установка
EMSSV
Electromagnetic seismic survey vessel - судно занимающееся поиском нефти посредством электромагнитного излучения.
Господа,добавляем и комментируем.

Osv vessel что это

Вакансии для моряков|SeamensWay

AZIMUTHING STERN-DRIVE TUG (ASD) – «АЗИМУТАЛЬНЫЙ БУКСИР»

Azimuthing stern-drive tug (ASD) – «Азимутальный буксир» - буксир с кормовым расположением азимутальных «полноповоротных» винторулевых колонок. Он подобен по типу традиционному двухвинтовому буксиру, однако обычный винт и гребной вал заменены на азимутальные винторулевые устройства.

Азимутальные устройства состоят из обычных винтов, оборудованных поворотными насадками, которые могут вращаться на 360 градусов для предоставления тяги в любом направлении без использования рулей. Наиболее распространена конструкция, получившая название «Z-Drive» благодаря особенности вала который горизонтален на выходе из двигателя, вертикален по отношению к корпусу и снова горизонтален на ступице винта, в целом образует собой форму подобную букве «Z», также устанавливаются конструкции типа «L-Drive».

Как правило, буксиры типа ASD имеют буксирную лебедку на баке, но иногда и на корме. В большинстве случаев буксиры ASD используются как портовые буксиры, для сопровождения судов в акватории порта и в открытом море. Среднее тяговое усилие составляет порядка 65 тонн (и более).

Вакансии для моряков|SeamensWay

САМОПОДЪЕМНЫЕ УСТАНОВКИ / БАРЖИ | JACK UP RIGS / BARGES

Jack up Rig / barge – Самоподъемная установка [платформа] / баржа - представляет собой мобильную платформу, способную устойчиво стоять на морском дне благодаря выдвижным опорам [колоннам] (их еще называют «ногами»). Наиболее распространенные – это установки с 3-мя либо 4-мя опорами. Самоподъемная система (jacking system) позволяет достаточно быстро поднимать / опускать установку благодаря системе гидравлических цилиндров. Опоры обеспечены сенсорной системой, что дает возможность балансировать корпус установки.

Современные установки могут эксплуатироваться на глубинах до 120 м. Онако существует классы premium и ultra-premium jack up – эти установки могут работать на глубинах до 150-190 м. Самоподъемные установки могут быть как самоходные так и несамоходные (в этом случае она буксируется к месту работ, либо транспортируется судами типа Heavy Lift).

Чаще всего Jack Up платформы используются для геолого-разведочных работ в качестве морских буровых платформ (Jack Up Drilling Rigs [Platforms]). Общая глубина бурения современных jack up установок может достигать 12-ти километров.

Также эти платформы широко используются для обеспечения строительно-монтажных работ на полях ветряных турбин (Jack Up Construction Rigs [Platforms]).

На конец 2013-го года насчитывется около 540 самоподъемных установок находящихся в эксплуатации.

Jack up vessel – Самоподъемное оффшорное судно (Также смотрите Самоподъемные самоходные суда типа LIFTBOAT). Большая часть судов этого типа используется для установки / ремонта / обеспечения ветрогенераторов, так назвываемых Ветряных ферм (Wind Farm).

Вакансии для моряков|SeamensWay

САМОПОДЪЕМНЫЕ СУДА LIFTBOAT

Самоподъемные самоходные суда типа LIFTBOAT являются многоцелевыми, как правило, с большой открытой палубой, они оборудованы по крайней мере одним подъемным краном. Суда типа Liftboat - это так называемые "грузовики" оффшорного флота, способные работать на мелководье и доставлять любой вид груза, необходимого, для выполнения конкретных задач и проектов. Они способны перевозить на палубе до 1300 тонн оборудования.

Используются эти суда в основном для обслуживания нефтяных и газовых платформ, обеспечения работ по прокладке кабелей, трубоукладке, крановых операций, обслуживания водолазных платформ. В настоящее время во всем мире этот флот состоит приблизительно из 240 судов различных размеров и назначения.

Самоподъемные суда Liftboat классифицируются длиной ног (которая может достигать до 125 м), при такой длине максимальная рабочая глубина составляет около 75 м. Как правило, количество ног – 3 или 4.

Большинство самоподъемных судов построено на базе корпусов барж. В зависимости от размеров судна надстройка может быть рассчитана на экипаж до 100 человек. Несколько дизельных двигателей обеспечивают движение. Ноги обычно имеют трубчатую конструкцию и управляются обычной гидравлической системой. Современные суда этого типа оборудуются подруливающими устройствами для обеспечения лучшей маневренности.

Вакансии для моряков|SeamensWay

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ БУКСИРНЫЕ СУДА "MULTI CAT"

Многоцелевое буксирное судно типа "Multi Cat" - универсальное судно, предназначенное для внутренних и прибрежных операций. Основными функциями буксира данного типа являются транспортировка тяжелого оборудования, буксировка, выполнение функций буксира-толкача, крановых операций, борьба с аварийными разливами нефти и участие в ликвидации последствий загрязнения акватории. Надежная конструкция корпуса, как правило, включающая в себя большую рабочую палубу, обеспечивает судну отличную маневренность, хорошую остойчивость, возможность работы на мелководье.

Вакансии для моряков|SeamensWay

DEEPWATER CONSTRUCTION VESSELS (DCV)

DCV – это многофункциональные суда для проведения глубоководных строительно-монтажных работ, оборудованные системой динамического позиционирования. Суда этого типа предназначены для создания и обслуживания подводной инфраструктуры трубопроводов при освоении нефтяных полей, также производят работы по созданию фундаментов и установке свай на больших глубинах, созданию систем якорного крепления для плавучих буровых платформ, укладки кабелей на глубинах до 3500 м

Вакансии для моряков|SeamensWay

БУРОВЫЕ СУДА | DRILLING VESSELS

Буровое судно (drillship) - судно технического флота, предназначенное для бурения поисково-разведочных скважин. Обычно буровые суда работают автономно (без судов снабжения) в удаленных от баз районах. Современные буровые суда имеют длину 150-255 м, ширину 24-42 м, водоизмещение от 15000 т. до 95000 т. На них предусматриваются емкости для размещения до 6500 куб. м. буровых растворов и стеллажи для хранения буровых и обсадных труб.

При больших глубинах используется динамическая система, стабилизация производится с помощью подруливающих устройств (как правило, 3 в носу и 2 в корме). Современные суда оборудуются системами динамического позиционирования класса DP 3. Буровое судно оборудуется также пультом управления, который предназначен для контроля за положением судна и водоотделяющей колонны (marine riser*) в режиме автоматической стабилизации, и дистанционным ручным управлением при постановке судна на позицию.

Эксплуатационная скорость буровых судов 11-15 узлов. Как правило, суда этого типа оборудованы вертолетной площадкой. Надстройка может вмещать от 110 до 230 человек.

Работают буровые суда на глубинах от 400 до 3600 метров. Общая (суммарная) глубина бурения доходит до 11400 м.

Разновидностью буровых судов являются шлангокабельные суда, предназначенные в основном для инженерно-геологического бурения на глубине 200 метров при глубине моря до 600 метров. Они снабжены гибким армированным шлангом большой длины, благодаря чему требования к смещению судна относительно устья скважины предъявляются менее жёсткие, чем при использовании бурильных труб.

Marine riser - (райзер, морская водоотделяющая колонна, морской стояк) – труба большого диаметра, собранная из нескольких труб диаметром 400-500 мм и устанавливаемая между палубой плавучей буровой установки и устьевым оборудованием скважины, расположенным на дне моря; по ней буровой раствор поступает в скважину и возвращается обратно.

Системы динамического позиционирования: новые задачи и тенденции развития


Кабелеукладочные суда применяются, как для укладки кабеля, так и для его ремонта. При укладке кабеля основными режимами системы ДП являются либо управление движением судна по заданной траектории, либо управление движением точки касания кабеля дна по траектории с поддержанием скорости судна и контролем натяжения кабеля. Скорость судна может быть различной: в зависимости от типа кабеля и способа его укладки и лежит в диапазоне 0.1 - 6 узлов. Воздействие кабелеукладочного оборудования на судно может быть как минимальным (при укладке кабеля на дно), так и достигать нескольких десятков тонн (при заглублении кабеля в грунт при помощи подводного плуга).

При ремонте кабеля используется большее число ДП режимов, в том числе при поиске обрыва – сопровождение судном телеуправляемого подводного аппарата (ROV), а также позиционирование в точке при подъеме кабеля на борт для ремонта.

  • Ferry – большие автомобильно-пассажирские паромы (длиной от 70 до 290 метров). Суда оборудованы сложной пропульсивной установкой (два винта и руля, два или три носовых тоннельных подруливающих устройства или 2-4 винторулевые колонки). Швартовка судна вручную - сложная задача, сопряженная с риском. Учитывая, что швартовка производится по нескольку раз в день, становится понятной полезность применения для этой операции системы ДП. Здесь ДП система используется для ручного координированного управления пропульсивным комплексом, обеспечивая маневрирование и швартовку судна при помощи одного джойстика. Это позволяет сократить время швартовки, т.е. оставаться в рамках расписания, и сделать ее более безопасной.
  • Круизные суда – это также очень большие и мощные суда. Система ДП используется для швартовки и, кроме того, специального режима управление судном. У пассажиров таких круизов большой популярностью пользуется морская прогулка на шлюпках по коралловым рифам. Использование якоря в этих районах запрещено, поэтому для обеспечения безопасности перехода пассажиров с судна на шлюпки и обратно (tendering) используется специальный режим динамического позиционирования, реализующий функцию «электронный якорь».
  • Ледоколы – круглогодичная добыча нефти на арктическом шельфе и в высоких широтах, привела к созданию судов снабжения усиленного ледового класса и ледокольных судов снабжения. Функции ДП для этих судов являются обязательными, но вместе с тем классические системы ДП не могут работать во льдах. В настоящее время ведутся работы по созданию специализированных ДП систем - Ice DP. Одна из основных проблем здесь - необходимость работы пропульсивной установки в так называемом режиме POWER mode. Сложность реализации состоит в том, что в этом режиме отрабатываются не заданные обороты винтов, а поддерживается мощность гребных электродвигателей даже в случае остановки вращения винтов льдом.
  • Дноуглубительные суда – земснаряды. Появление больших земснарядов – землесосов с емкостью бункера до нескольких десятков тысяч тонн пульпы делает практически невозможным ручное управление судном и грунтоприемником в процессе проведения дноуглубительных работ. В результате появились DP/DT системы – специфическая ДП система для земснаряда с буксируемым грунтоприемником. Основным режимом является управление движением грунтоприемника по заданной траектории с поддержанием требуемой скорости движения и контролем силы воздействия на судно. Сложность задачи определяется большими рабочими глубинами (50 м и более), значительными силами, действующими на судно со стороны грунтоприемника (десятки тонн) и большой мощностью, отбираемой грунтонасосами земснаряда (до 80% мощности двигателей, лишь 20% остается для управления движением).
  • Crew Boat, FSIV (Fast Speed Intervention Vessels) – Скоростные суда снабжения. Первоначально появились CrewBoats – суда для перевозки персонала морских платформ. Использование стандартных PSV для этих целей малопригодно, так при стандартной для этих судов скорости 10-12 узлов может потребоваться 24 и более часов движения. Следовательно, суда должны иметь каюты и прочие помещения для 70 - 100 человек. Использование вертолетов также сопряжено с рядом сложностей, в первую очередь ввиду зависимости от погодных условий. Поэтому появились суда для перевозки до 100 пассажиров и небольших грузов (100-200 т) со скоростью 28 - 30 узлов. Время доставки при этом составляет 6 - 10 часов, поэтому каюты не требуются. Судно специально проектируется как скоростное и его конструкция оптимизируется под такие скорости и соответствующую мореходность. В результате получаются легкие алюминиевые суда с малой осадкой, водоизмещением 300 - 500 т, имеющие 4 винта или водометных движителя мощностью 1200 - 2500 л.с. каждый и два небольших руля.

В режиме ДП винты работают враздрай для создания нулевой продольной управляющей силы. ДП винты, будучи спроектированными для работы на максимальной скорости, оказываются «тяжелыми», что приводит к перегрузке двигателей уже на 50% от максимальных оборотов. Проблему можно решить либо использованием ВРШ, что существенно увеличивает стоимость судна, либо установкой двухступенчатого редуктора с использованием пониженной передачи в режимах ДП. Последнее также недешево, но позволяет обеспечить необходимое качество позиционирования. На некоторых судах устанавливаются муфты скольжения (trolling valves), позволяющие обеспечить скорость вращения винта, близкую к нулю. Это решение, немного улучшает ситуацию, но не решает проблему так радикально, как двухступенчатый редуктор.

Требования высоких скоростей (28 - 30 узлов) не позволяют использовать винты в насадке, как на традиционных ДП судах. Отсутствие насадок приводит к появлению существенных «паразитных» – боковой силы и момента на корпусе судна – wheel effect. Учет этих сил и моментов требует высококачественных математических моделей и серьезно усложняет алгоритмы ДП систем, к тому же в любом случае они не могут быть учтены полностью. Наличие четырехвального пропульсивного комплекса не позволяет разместить в корме подруливающее устройство. Поэтому единственная возможность создания боковой силы в корме – совместная работа руля и винта, при этом рули у скоростного судна имеют малую площадь и, следовательно, создают малые боковые силы. Эти особенности приводят к узким диаграммам удержания судна при боковых возмущениях и, как следствие, существенно осложняют достижение качества позиционирования.

Малая осадка скоростных судов приводит к неглубокому погружению винтов и носового подруливающего устройства, что является причиной кавитации на волнении и, как следствие, неконтролируемой потери тяги. И наконец, малый вес судна (300 - 500т.) и колоссальная мощность пропульсивного комплекса (4000 - 10000 л.с.) приводят к необходимости тщательной калибровки управляющих сил и высокого быстродействия, так как минимальный дисбаланс сил в продольном направлении приводит к быстрому уходу судна с позиции.

Приведенный анализ различных приложений ДП на судах показывает, что в настоящее время происходят изменения массового сознания и подхода к системам ДП.

Возникает все больше приложений ДП, появляются новые классы судов для этих приложений. Системы ДП становятся более массовыми и дешевыми. При этом они усложняются, приобретая способность решать задачи, для которых еще недавно их не пытались использовать. Ситуация напоминает истории с внедрением радара на судах в 50-х – 60-х годах и ECDIS в 90-х годах прошлого века: первоначально это оборудование устанавливалось только на уникальных судах, а в настоящее время оно устанавливается на все суда и является обязательным.

Для справки:






Компания «Навис» является одной из немногих в мире, успешно расширивших функциональность системы динамического позиционирования специальными режимами для дноуглубительных судов (земснарядов). Такая система установлена на судно «Reimerswaal» голландской компании «Reimerswaal Dredging», а также на одно из самых больших дноуглубительных судов в Азии «Tong Tu» китайской компании «China Communications Construction Co Ltd» с ёмкостью бункера более 15000 м³ и максимальной рабочей глубиной 90 м.

Компания «Навис» входит в пятерку мировых лидеров рынка систем динамического позиционирования, разработанных с учетом последних достижений в области технологии и дизайна, пожеланий опытных операторов систем ДП, рекомендаций Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA) и требований ведущих морских классификационных обществ (DNV, ABS, LR, BV, CCS, GL, RS).

За время работы компания «Навис» поставила более 500 ДП систем на суда самых различных типов и признана в мире надежным поставщиком систем динамического позиционирования.

Мирошников А.Н.
Генеральный директор ЗАО «Навис»

Антоненко В.П.
Заместитель директора по проектам и технической поддержке продаж ЗАО «Навис»

Читайте также: