Joy division как читается

Обновлено: 07.07.2024

Удивительно, как может всё измениться ровно за год. Из перспективного коллектива, полного надежд на будущее, ваша группа превращается в полуразвалившийся ансамбль. По причине личных проблем и проблем со здоровьем одного отдельно взятого человека. А потом, когда ваш второй альбом готов, этот человек просто напросто добровольно уходит из жизни ещё совсем юным. Это история второго альбома Joy Division , ставшего окончательной эпитафией в короткой карьере группы.

Обложка альбома, созданная ещё до трагедии, но впоследствии ставшая пророческой. Обложка альбома, созданная ещё до трагедии, но впоследствии ставшая пророческой.

После выхода дебютника, который был признан удачным во многих отношениях, кроме его коммерческой стороны, что было очень важно, Joy Division практически немедленно взялись сочинять тексты и музыку к дальнейшей работе. Она началась с песен, которые появились на свет ещё в 1979 году: «Colony» , «Twenty Four Hours» , «Passover» и «A Means to an End» . Примерно в тоже время появилась и открывающая альбом «Closer» зловещая «Atrocity Exhibition» . Название, переводящееся на русский язык как «Выставка жестокостей» , дал ей одноимённый сборник рассказов британского писателя Джеймса Грэма Балларда . А началась история «Closer» по-настоящему в ноябре 1979 года, когда на очередной радиосессии Джона Пила были исполнены две песни с будущей пластинки, а также «The Sound of Music» и та самая «Love Will Tear Us Apart» , которая не стала частью альбома, но давным-давно зажила своей собственной жизнью.

Перемены наступили в личной жизни самого загадочного из всех участников коллектива. Иен Кёртис всё больше стал переживать из-за своих проблем со здоровьем – эпилепсии, преследовавшей его на сцене во время концертов. Неудачи последовали и в его личной жизни. На момент начала 1980 года он уже почти 5 лет был женат на Деборе Вудрафф , которую знал ещё со школы. В апреле 1979 года на свет появилась их дочка Натали . Но во время первого заграничного визита группы в Бельгию он познакомился с Анник Оноре и проявил к ней сильный интерес, который впоследствии очень сильно сказался на мировосприятии Иена .

Тем не менее работа продолжалась и в январе 1980 года Joy Division вовсю турили с концертами по Европе. Особых проблем с Кёртисом , как говорят очевидцы, тогда ещё не возникало. Даже к текстам, которые он писал на тот момент, прислушивались не особенно. Вот что говорил Бернард Самнер :

«Мы отправлялись на репетиции, немного отдыхали и говорили о действительно банальных вещах. Мы будем делать это до тех пор, пока не сможем больше говорить о банальных вещах, а затем возьмём в руки инструменты и запишем всё это на маленький кассетный плеер. Мы не очень много говорили о музыке или лирике. Мы никогда не анализировали это».

Позднее Самнер рассказывал, что во время работы над «Closer» Кёртис подходил к нему и говорил, что работать на альбомом ему очень странно, поскольку возникало ощущение, что слова к песням у него пишутся просто сами собой. А ещё говорил о клаустрофобии, возможности утонуть в водовороте. Вот такие дела однако были.

И действительно, как я уже отметил, альбом начинается с мрачнейшей «Atrocity Exhibition» , которая сама приглашает вас от лица Кёртиса сделать шаг внутрь: «This is the way, step inside» .

Запись растянулась ненадолго. Всего лишь то с 18 по 30 марта 1980 года. За продюсерским пультом вновь заседал тот самый студийный маньяк Мартин Хэннет , что было совершенно удивительно, поскольку почти все музыканты группы были недовольны его отношением и его продюсированием ещё во времена сессий к «Unknown Pleasures» . Но у Joy Division ещё не было особого выбора.

Собственно во время записи «Closer» продюсер использовал практически те же методики работы, что и было ранее. И удивительно, что несмотря на то, что более поздние рецензии показывают, насколько важным и влиятельным оказалось его продюсирование для Joy Division , Питер Хук и Бернард Самнер всё также были не очень довольны его работой.

Но вернёмся к тому, почему же этот альбом и звучит как эпитафия, и стал в принципе таковой. Вы не замечали, почему во многих композициях вокал Кёртиса (особенно в одной из моих любимых «Heart and Soul» ) звучит настолько отдалённо, как будто бы из другого измерения. Опять-таки, это и сила хорошего мастеринга, но и как будто бы странное предзнаменование. А на самом деле здесь как раз и проявляется то самое оно, почему же Хэннета недолюбливали все участники группы, кроме Иена . Именно в попытках соорудить необычный отдалённый вокал эти двое проводили больше часов в студии, чем обычно. Без какой бы то ни было поддержки остальной троицы.

Эта песня заслуживает отдельного важного упоминания, поскольку стала одной из четырёх в альбоме, где обильно используется синтезатор. Обильно совершенно не означает плохо. А ключевые слова песни «heart and soul, one will burn» – это одно из характерных выступлений Кёртиса , в которых он пытается безуспешно помочь себе сделать выбор. Характерной является история, то ли легенда, то ли правда, что он не мог решить, с кем он будет в дальнейшем, с Деборой или Анник , поэтому попросил Самнера разрешить за него данную ситуацию. Возможно потому то здесь и начинается всё с инстинктов, которые могут предать нас. и так далее, по тексту, где прошлое становится частью твоего будущего, а настоящее утекает из твоих рук.

Вторая сторона пластинки является моей любимой, без преувеличения. И она была бы таковой, даже если б на ней было всего две песни: помимо выше упомянутой я обращаю своё внимание на завершающую «Decades» . На все времена это одна из лучших вещей, что когда-либо закрывала чью-бы то ни было дискографию.

Начинается песня со скромного барабанного вступления от Стивена Морриса , к которому потихоньку добавляются гитара и бас. Барабаны становятся звучнее, когда появляется синтезатор. А Кёртис исполняет здесь одни из лучших своих слов, когда-либо написанных. Казалось бы, всего лишь то метафоры на тему пропадающих молодых ребят на войне. Но как же это всё теперь выглядит иначе.

А теперь к оформлению, так как на нём завязано едва ли не всё. Лично для меня всегда было весьма пугающим фактом то, насколько сильно различаются истории в оформлении «Unknown Pleasures» и «Closer» . Первая обложка превратилась едва ли не в мем. Её непомерно частое использование на различного рода мерче превратилось уже в затянувшуюся шутку. Совершенно полная противоположность этому и выглядящий иначе, и звучащий как одна большая погребальная песня «Closer» .

Оригинальное изображение, использованное Питером Сэвиллом в качестве обложки. Оригинальное изображение, использованное Питером Сэвиллом в качестве обложки.

Итак, на обложке мы видим трёх фигур в чёрно-белом цвете, оплакивающих кого-то безвременно ушедшего. Питер Сэвилл , штатный оформитель обложек Joy Division и позднее New Order , рассказывал, что просто взял это изображение из журнала, лежавшего у него в студии. Позднее выяснилось, что это было вполне реальное надгробие с кладбища в итальянском городе Генуя, а мраморную скульптуру выполнил местный архитектор в 1910 году.

Естественно, что избежать ассоциаций с Кёртисом данная обложка просто не могла, но тем не менее авторы не решились поменять изначально понравившиеся изображение, поэтому логично столкнулись с критикой. Но время показало, что они были правы.

Итак, альбом был записан к концу марта 1980 года, была выбрана и дата релиза – 8 мая 1980 года. Joy Division готовились впервые посетить с концертами США и Канаду, но, несмотря на свой энтузиазм от поездок, Кёртис продолжал испытывать страх по поводу своей разрушающейся личной жизни, а также из-за непринятия своего недуга. 6 апреля он уже предпринял одну неудачную попытку суицида, но его коллеги по группе и окружение не увидели никаких предупреждающих знаков. Его приступы на сцене участились, а душевное состояние окончательно испортилось, что привело к тому, что 18 мая он был обнаружен мёртвым. История Joy Division закончилась, не успев по-настоящему начаться.

«Closer» всё же увидел свет 18 июля 1980 года. Был он встречен восторженными отзывами. Практически все рецензисты отмечали возросшее качество материала Joy Division по сравнению с их дебютной пластинкой. NME признал «Closer» лучшим альбомом года, а затем, наряду со многими другими журналами, заслуженно поставил в число лучших альбомов всех времён.

Я люблю «Closer» за многое. За его мрачность, за абстрактность, за метафоры, за качество, за то, что каждый инструмент находится на своём месте. В общем, практически за всё. Если Иену Кёртису и вправду была уготована такая короткая жизнь, то более совершенного завершения сочинить и записать было просто невозможно. А любовь и так разорвёт нас всех на куски.

Напоследок хочу отметить, что данная рецензия далась мне очень непросто, поскольку слушать «Closer» внимательно – не самая простая затея. Фоном это просто невозможно. Поэтому если о каких-либо важных фактах я позабыл или же что-то переврал – смело прошу вас в комментарии. Там же вы можете написать, какая из двух пластинок Joy Division вам нравится больше всего.

10 фактов об Иэне Кертисе и Joy Division


В 2019-м году на русском языке вышла книга Мика Миддлза и Линдси Рид «В смятении: Жизнь Иэна Кертиса». Публикуем десять занимательных фактов из биографии одного из главных пост-панк героев, о которых рассказывается в этой книге.

1. В детстве Иэн Кертис увлекался книжками по истории, любил посещать средневековые замки и музеи. Особенно сильно его занимала история рыцарства: маленький Кертис обзавелся щитом и мечом и постоянно рисовал рыцарей в доспехах. Детская увлеченность историей переросла в интерес к теологии: его тетка шутила, что Иэну прямая дорога в священники. В университете Кертис планировал изучать как раз историю и теологию, но, к большому удивлению родителей, решил сразу после школы начать работать, и как знать, не лишился ли мир из-за этого крупного современного богослова.

«Одно время он страстно увлекался рыцарством и геральдикой, — рассказывал друг детства Кертиса Пит Джонсон. — Он прочел все, что было можно, о Ричарде Львиное Сердце. Увлеченный с головой, он мог делать это часами. Он очень гордился фактом, правда это или нет, что фамилия Кертисов происходит от рыцарского слова „куртуазный“, „учтивый“. Так он говорил. И он был таким — учтивым, дружелюбным, открытым. Никто о нем не мог ни одного плохого слова сказать».

2. Первую группу Кертис организовал в двенадцать лет, чтобы принять участие в телеконкурсе (куда его так и не позвали).

«Нам было около двенадцати, и по ящику проводился конкурс. Это было телешоу, где прослушивали молодежные группы. Иэн написал в редакцию, что хотел бы попасть на шоу. На самом деле группы не было. То есть нас было четверо, и мы назывались Treacle Teapot. Иэн, я, Алан Фиркин, и, кажется, четвертым был Стив Мосс. У нас было два инструмента. Старое пианино у меня дома и дешевая пятифунтовая укулеле у Иэна. У остальных — все только самодельное. Мы садились в кружок и бренчали. Не знаю, был ли у нас солист, но лидером был Иэн. Он никогда не говорил: „Я главный“, но инициатива исходила от него — он организовывал, у него был драйв, и он понимал, к чему стремится.

Я боялся, что нам напишут с телевидения — и через неделю уже придется выступать на шоу. У нас было всего полпесни, а точнее, припев, песня называлась „Осталось четыре дня“. По-моему, в ней было три аккорда. Мне тогда казалось, что Treacle Teapot — это отличное название. Больше всего подходило к тому, что мы могли сотворить».

3. В шестнадцать лет Иэн Кертис любил одеться как сутенер — хотя мы привыкли, что на фото и видео он обычно как будто только что оттрубил смену в офисе.

Дорин Кертис, мать:

«Иэн просто бредил Боуи. Он подстригся как Дэвид, ежиком сверху и длинно по бокам. Нелл отвела его в салон „Видал Сассун“. Он купил ужасные красные бархатные штаны. Помню, как я думала: „О боже!“»

Кэрол Кертис, сестра:

«В эру глэм-рока Иэн часто носил мою смешную меховую куртку. У него в комоде были голубые тени для глаз и черный лак для ногтей. Но он только игрался, не красился всем этим ни дома, ни тем более за его пределами. Думаю, это просто был эксперимент, но это было очень смешно».

«Это было отличное время, чтобы быть шестнадцати-семнадцатилетним. Нас окружала музыка. В основном глэм-рок. Все на чем-нибудь играли. Иэну это очень нравилось. Он всегда лучше остальных разбирался в шмотках. Носил двухцветные зелено-фиолетовые штаны. Ему это было интересно, не из тщеславия или позерства. На самом деле ему было все равно, что о нем думают другие. В одном из своих образов он был мешковат. Он делал вид, что полнее, чем есть, и ему нравилось, когда люди на это покупались».

4. 23 августа 1975 года Иэн Кертис и Дебора Вудраф сочетались браком под музыку Гайдна, и в том числе сочиненного им гимна Германии, поскольку увлекались немецкой культурой. Любовь к французским писателям-экзистенциалистам простых парней из Кроули, организовавших годом позже группу The Cure, в сравнении с этим не особо впечатляет.

«Это была зауряднейшая свадьба молодых людей из Чешира середины семидесятых: пышные галстуки, укладки и одежда — все словно специально придуманное для того, чтобы добавить фотографиям этого времени налет комизма и тут же отойти в разряд дурного вкуса и ошибок моды. На Иэне был костюм в тонкую полоску от Джонатана Сильвера, владельца магазинов „Лорд Джон“, а также друга и соратника Дэвида Хокни.

Ни в свадебной церемонии, ни в отношениях молодых не было ничего, что хоть на шаг отходило бы от принятых норм. Но выбрав Гайдна в качестве музыки (включая национальный гимн Германии), Иэн и Дебби выразили свою любовь к немецкой культуре и истории».

5. Группа Joy Division называлась сперва Stiff Kittens, то есть «Окоченевшие котята», и связано это было с одной историей, приключившейся с Buzzcocks.

Вспоминает Пит Шелли из Buzzcocks: «Мы играли в баре „Ранч“. Это было место, где происходило… ну, не то чтобы это был настоящий гей-бар, это был притон для несовершеннолетних. Чтобы там выступить, необходимо было встретиться с Фу Фу Ламарром [хозяином клуба и трансвеститом]. Мы договорились о встрече, и она состоялась у него в сауне. На нем было полотенце, и мы вели переговоры о выступлении в „Ранч“. В общем, когда мы несли вниз по крутой лестнице оборудование, там оказалась кошка с котятами, и кто-то на одного наступил. Мы подумали, что тому конец, вот откуда окоченевшие котята. Но он не умер, ни одного котенка не пострадало… Хотя в какой-то момент показалось, что так и есть.

Кто-то из Buzzcocks (может, Пит Шелли, может, Ричард Бун) сразу предложил это название молодой группе из Солфорда. Возможно, этому имени не хватало таинственности, чтобы продержаться долго, но первые слухи по Манчестеру уже поползли».

6. От второго названия, Warsaw, группа отказалась, узнав о существовании очень плохой паб-рок-группы Warsaw Pakt, а окончательную версию Кертис придумал под впечатлением от описания борделя с секс-рабынями в немецком концлагере:

«Примерно в то же время Иэн читал книгу выжившего узника Аушвица — Ка-Цетника 1355633, взявшего для псевдонима свой лагерный номер. Одни говорят, что автором был Йехиель Динур, другие — что Кароль Цетински, но переведенная с иврита история рассказывает о сестре автора и в основном базируется на ее дневнике. Книга о бедствиях семнадцатилетней еврейской девушки, которую отправляют в бордель („Кукольный дом“) концентрационного лагеря, где женщин стерилизуют и используют как секс-рабынь для нацистских офицеров. Выполняя свои обязанности, они должны излучать улыбки и изображать счастье под страхом смерти — вот каково происхождение выражения Joy Division.

Музыкант и продюсер Марк Ридер вспоминает: „Скорее всего, Иэн долго размышлял над названием. Я никогда не спрашивал у Бернарда, но вряд ли тот тоже об этом думал, хотя и читал эту книгу. Может, Бернард и дал Иэну книгу, она была у него дома. Иэну было интересно все, что касалось Германии. Когда я впервые съездил туда, он расспрашивал меня, каково там, — потому что сам в ней не бывал. Я ответил, что почти как здесь, только чище. Он интересовался Третьим рейхом, но я не хочу, чтобы люди думали, что он был каким-то скрытым фашистом, потому что он им не был. Но обычно такое приходит на ум, когда говорят о подобных вещах. Вся тайная история нацистской Германии, которую не освещали в школьном курсе истории, потрясала Иэна — например, несчастные узницы лагерей, вынужденные ублажать нацистов. Этого же не было в школьных учебниках. Думаю, его интерес в первую очередь был вызван „Ночным портье“ — довольно спорным фильмом, затрагивающим этот вопрос. Однажды он упомянул его в разговоре. Так что он его наверняка видел“».

7. На обложке альбома «Unknown Pleasures» изображен график, построенный на основе анализа Фурье, с помощью которого изучают, каким образом общие математические функции могут быть представлены либо аппроксимированы через сумму более простых тригонометрических функций. Есть ли на свете что-то более близкое этому мрачному постпанк-шедевру по духу, чем аппроксимация тригонометрических функций? Разумеется, нет.

«Великому альбому требуется такое же оформление, и задачей Питера Сэвилла [автор обложки «Unknown Pleasures»] — задним числом это кажется невозможным — было передать шокирующую простоту музыки через дизайн, который бы сразу бросался в глаза и выделял пластинку в ряду других на полке. Так вышло, что не Иэн Кертис и не Питер Сэвилл нашли график анализа Фурье, который столь загадочным образом украсил обложку дебюта Joy Division. Изображение случайно обнаружил Бернард Самнер, пролистывая „Кембриджскую астрономическую энциклопедию“ Саймона Моттона и наткнувшись на диаграмму 6.7. Эта удивительно захватывающая картина изображает сто последовательных импульсов первого радиопульсара и в то же время напоминает поперечный разрез виниловой пластинки или что-то связанное с морем. Картинку передали Сэвиллу вместе с инструкциями по ее расположению на обложке, но канонический дизайн ему еще только предстояло создать, поступив с пожеланием музыкантов видеть белую обложку с черным внутренним конвертом с точностью до наоборот. „Вопреки воле Joy Division я сделал ее черной снаружи и белой внутри, что, как мне показалось, прибавляло ей весомости, — рассказывал он журналу Mojo в 2005 году. — Я думал также добавить зернистости, потому что у нас было полно простой черноты на краях, а текстура придала бы ей осязаемости“. Зная, что названием альбома будет «Unknown Pleasures», он решил, что загадочный черный предмет гораздо лучше подходит названию, чем белое пространство».

«Роб Греттон [менеджер группы] думал, что изображение должно быть больше, что оно будет растянуто на всю обложку, а не потеряется, утонув в черноте. Закатив глаза, он проворчал: «Он, мать его, должен был быть белым. Белый конверт: мы же хотели, чтобы нас считали жизнерадостными, потому что нас тошнит от ублюдков вроде вас, которые считают нас унылыми… И картинка должна была быть большой!»

8. В 1979 году Joy Division во время своего второго европейского тура клеили в Париже наждачную бумагу на конверты первой пластинки группы The Durutti Column, просматривая при этом вполглаза порнографические фильмы. Хорошее было время.

«Ни во Франции, ни где-либо еще почти ни у кого из группы не было денег. Иэн Кертис, имевший жену и ребенка, лучше всех знал, что на тридцать пять фунтов в неделю далеко не уедешь, даже в те времена. Чтобы заработать на карманные расходы, музыканты охотно брались за разные халтуры типа склейки обложек для пластинок других музыкантов Factory. Однажды они занимались этим на первом этаже дома Алана Эрасмуса на Палатин-роуд в Дидсбери, где позже обосновался штаб многообещающей Factory Records. Вини Райли [лидер группы The Durutti Column] записал тогда свой первый альбом «The Return Of The Durutti Column» со штатным уже продюсером Factory Мартином Хэннетом, оформление альбома казалось незамысловатым: это был просто лист наждачной бумаги. Его надо было наклеить на белую обложку, и шутка заключалась в том, что, ставя пластинку на полку, человек портил конверты других альбомов. Joy Division целый день клеили обложки, включив фоном порнографию, чтобы было на что отвлечься среди монотонной рутины».

9. Пока группа записывала альбом «Closer», жена Кертиса избавилась от его собаки, которую Иэн настолько любил, что носил в кошельке ее фотографию.

«Целью следующей поездки Иэна с Joy Division в Лондон была запись «Closer» на студии Britannia Row в Камден-Тауне. Пока Иэна не было, Дебби с родителями искали новых (и как можно больше далеких) хозяев для Кэнди, собаки Иэна. Примерно в это же время Дебби узнала об отношениях Иэна с Анник, и некоторые друзья считают, что ее решение избавиться от собаки было способом отомстить Иэну. С другой стороны, забота о Кэнди являлась дополнительным домашним бременем, если учесть, что Дебби надо было заниматься маленьким ребенком.

Терри Мейсон [ударник группы в 1976–1977 годах]: „Дебби знала, как много для него значила собака. Он действительно очень расстроился. Он носил фотографию собаки в бумажнике. Думаю, она понимала, как действительно может задеть его, — причинив ему боль. Она заставила его отдать собаку кому-то из Ирлэма, очень далеко, чтобы они больше не могли увидеться“.

Это событие так впечатлило Терри, что он сам завел собаку:

„Мы как-то говорили с Иэном о том, что, когда вернемся из Америки, я заведу себе собаку и она будет нашей с ним общей“. Вышло так, что Терри действительно завел собаку в день похорон Иэна».

10. Иэн Кертис близко дружил с Марком Ридером, известным музыкантом и продюсером, который в 1991 году открыл миру трансового диджея Пола ван Дайка — а в 1978 году Ридер перебрался в Западный Берлин, где в том числе был немецким представителем Factory Records и в этом качестве занимался промоушеном Joy Division. В 2015 году он же выпустил документальный фильм «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине», посвященный немецкой независимой музыкальной сцене и богемной жизни 1980-х — отличный, рекомендуем ознакомиться.

А в январе 1980 года Марк Ридер сопровождал Joy Division во время их берлинских гастролей (они приехали, чтобы дать концерт в кинотеатре с заманчивым названием «Кант»), а также обсуждал с Кертисом хиромантию:

«Марк провел Joy Division по туристическим местам города, а перед концертом на следующий день, 21 января, свозил их в Восточный Берлин через пропускной пункт „Чарли“. На коммунистической стороне все они купили себе маленькие значки с надписью „ГДР“ на память. Терри помнит, что на обратном пути микроавтобус потерялся, потому что Марк пользовался картой 1940 года издания. Они никак не могли найти кинотеатр „Кант“, где должен был состояться концерт, и кто-то оттуда вышел их встречать. Этот кинотеатр и по сей день стоит на том же месте.

Марк Ридер вспоминает, что после шоу они с Иэном говорили о хиромантии. „Помню, сидя в баре за пивом, Иэн рассказывал мне, как Линдси Рид читала линии его ладони. Рассказывал он про это с восхищением: демонстрировал свою линию жизни и говорил, что, по ее словам, доживет до восьмидесяти. Но я, как бы ужасно это ни звучало, тогда просто в это не поверил. Это было как вспышка. Как знамение. Я интересуюсь сверхъестественным, но к хиромантии отношусь скептически, а после этого события тем более. Некоторые друзья и коллеги считают, что у меня есть способности к ясновидению, но я не верю в подобные вещи и всегда, когда случается нечто такого рода, стараюсь найти рациональное объяснение. Но в тот раз что-то в глубине меня сказало, что этого не будет. Тогда я подумал, что это просто быстрая негативная реакция сознания, хотя так бывало всегда. Я сразу же вспомнил этот момент, когда услышал, что Иэн покончил с собой“».

Первый и сразу влиятельный: Joy Division – «Unknown Pleasures»

Сегодня без особых предисловий. Мы просто будем поздравлять с Днём рождения важнейший альбом, один из тех, на ком строилась вся независимая музыка 80-ых годов прошлого века. Никакого успеха при выходе, зато мощная репутация, росшая с годами. Как вы догадались из названия, речь пойдёт о группе Joy Division и их дебютнике под названием «Неизведанные удовольствия» .

Эпохальная обложка альбома, впоследствии зажившая собственной отдельной жизнью. Эпохальная обложка альбома, впоследствии зажившая собственной отдельной жизнью.

История группы берёт своё начало ещё за три года до выхода дебютной пластинки, а именно в 1976 году. На самом деле всё это время Joy Division (тогда ещё известные как Warsaw , так называется песня Дэвида Боуи с его альбома «Low» ) попросту оттачивали своё звучание, играя попеременно в различных клубах. Их немногочисленные попытки сделать какую-либо запись в студии самостоятельно приводили к полному краху и откладывались далеко на полку. Так продолжалось до 1978 года, переломного в карьере музыкантов.

Конечно же, следует прежде всего вспомнить и о самих музыкантах. Joy Division – это барабанщик Стивен Моррис , бас-гитарист Питер Хук , гитарист Бернард Самнер и вокалист, а также автор текстов группы, печально известный Иен Кёртис . А переломным 1978 год оказался по нескольким причинам: во-первых, участники знакомятся с Тони Уилсоном , а позже и с Мартином Хэннетом . Первый тогда был телеведущим, который и предложит Joy Division впервые выступить на телевидении в своем программе. Второй же был не очень известным продюсером, которому и было предложено поработать с начинающими ребятами. Как говорится, звёзды начали сходиться.

Представленное выше видео и есть тот самый теледебют Joy Division . Можете себе представить большое удивление зрителей, увидевших на сцене строго одетых музыкантов и вокалиста, который выполняет странные телодвижения в момент проигрышей между своими партиями. Уникальное явление, не иначе.

Процесс завертелся и вот уже Уилсон и Хэннет , ранее загоревшиеся идеей создать собственный лейбл, решают воспользоваться ситуацией и поднять карьеру Joy Division . Итогом их первой работы станет сборник «A Factory Sample» , первая подлинная запись лейбла «Factory Records» . Joy Division записывают для него две композиции: «Digital» и «Glass» . Обе впоследствии будут переизданы на различных компиляциях группы.

И уже здесь мы слышим ту самую группу. Отстранённый вокал Иена Кёртиса , вкупе с его загадочным текстом, а также отличная ритм-секция остальных музыкантов. Это не страшная музыка, она притягивает к себе внимание и не спешит вас отпускать. И ведь это только начало.

В апреле состоялась запись того материала, что и войдёт на «Unknown Pleasures» . Слово Питеру Хуку :

«Мы с группой сидели слева возле пульта, а справа обычно сидел Мартин Хэннет . Если бы мы решили сказать ему что-то вроде: "Приятель, как насчёт сделать партии гитар чуть тише", то он бы нам обязательно крикнул в ответ: "Ой мой бог, почему бы тебе не заткнуться?»

Подобная история характеризует продюсера записи в полной мере.

В студии он был неуправляем, в полной зависимости от запрещённых препаратов. В любую секунду он мог потребовать от музыкантов играть « медленнее, но быстрее» . Некоторые его действия казались просто шуткой, но, согласно легенде, однажды он услышал какие-то шумы в барабанах у Стивена Морриса и приказал ему разобрать инструмент полностью, дабы убедиться в том, что с ними всё в порядке. В таких условиях дополнительные эксперименты, такие как чрезмерное эксплуатирование всех участников группы в студии, в которой была низкая температура из-за выключенных кондиционеров, даже не вызывают нынче удивления.

Собственно на выходе мог получиться либо абсолютный шедевр, либо тотальный провал. Что интересно, сами участники группы от получившейся записи не были в восторге.

Задняя сторона конверта, на которой и было обозначение название группы и альбома, а также выпускающего лейбла. Задняя сторона конверта, на которой и было обозначение название группы и альбома, а также выпускающего лейбла.

Правда не вся. Иену Кёртису с его мрачными текстами продюсирование Хэннета как раз таки пришлось по душе. Некомфортно чувствовали себя другие участники. Но всё же, что получилось на выходе:

Альбом начинается с «Disorder» , отличной быстрой композиции, в которой идеально прослеживаются нотки оставленного позади панка, которым поначалу и увлекались участники. Важно отметить, что к тому моменту уже проявились признаки серьёзной болезни вокалиста – эпилепсии. Видимо поэтому и в тексте данной песни ищется подобный смысл.

Этот альбом очень хорош, как цельная работа. В отличие от своего последователя, о котором я поговорил вот здесь , он ещё не настолько страшный, но в меру пугающий и мрачный. Трагичная фигура Иена Кёртиса , которой нет с нами вот уже 40 лет, по-прежнему отдаётся эхом в умах многих поколений. И касается это не только пост-панка, как мне думается.

Культовым данный альбом стал, разумеется, ещё из-за своей обложки, которая и вправду, как я написал в начале под ней, живёт уже давно своей жизнью. Не удивляйтесь, если вам до сих пор на улице встречается человек в футболке или толстовке с данным символом, который о самих Joy Division ничего то и не знает, так уж вышло. Данную иллюстрацию увидел Бернард Самнер (или Стивен Моррис , тут история говорит разное) в книге «Кембриджская энциклопедия об астрономии» . Изначально снимок был на бело-чёрном фоне, но позднее ставший штатным оформителем обложек у Joy Division и New Order художник Питер Сэвилл предложил изменить фон на чёрный, что полностью соответствовало духу пластинки.

А вот и оригинал этих самых радиоимпульсов, ставших впоследствии культовым изображением. А вот и оригинал этих самых радиоимпульсов, ставших впоследствии культовым изображением.

Напоследок, я могу долго ещё размышлять о том, почему же этот альбом не стал хитом сразу же после своего выхода, ведь теперь это попросту бессмысленно. О Joy Division знают уже почти все, поэтому я могу предложить своим читателям лишний раз переслушать данную пластинку и поразмышлять на тему того, насколько она хороша и заслуживает ли место в когорте лучших дебютных альбомов? NME , Rolling Stone , Pitchfork считают, что даже в числе лучших альбомов всех времён. Теперь слово за вами.

10 лучших песен группы Joy Division

Я не очень часто составляю топы. Наверное практически никогда. Но пытаюсь, чтобы это было интересно. В данном контексте я решил сегодня поступить так, поскольку дискография Joy Division очень коротка: 2 студийных альбома ( «Unknown Pleasures» и «Closer» ) и некоторая россыпь сборников лучшего и неизданного материала. Оно и немудрено, просуществовала группа несправедливо мало. Но в золотой музыкальный фонд вписала себя навсегда. Ниже 10 причин, почему. Давайте скорее начнём.

10. «Disorder» (альбом «Unknown Pleasures», 1979)

Символично, что хотелось бы начать с композиции, открывающей их дебютный альбом. Что удивительно, лично для меня, чем дальше я открывал для себя творчество манчестерцев, звучание «Disorder» всё больше выбивалось из общей массы. Оно мне кажется каким-то непомерно весёлым. Но это конечно не относится к тексту, где ещё не очень широко известный поэт Иен Кёртис поёт вовсе не о филине, как может послышаться на первый взгляд, а о том, как заблудшая душа теряет свои мироощущения. Достойный старт для альбома и моего сборника лучших.

9. «Shadowplay» («Unknown Pleasures», 1979)

Мы находимся лишь на девятом месте, а я уже обнаружил сложности в расставлении позиций. Иначе как у нас здесь мог оказаться такой культовый трек, как «Shadowplay» . Главной фишкой здесь лично для меня является её начало: постепенно набирающая обороты перкуссия и дальнейший её взрыв с появлением полного набора инструментов и, как обычно на дебютном альбоме, громким и мощным вокалом Кёртиса . Чёрт возьми, Мартин Хэннет как продюсер полнейший безумец, но как же эта композиция звучит, просто невозможно оторваться!

8. «Digital» (сборник «Substance», 1988)

Даже несмотря на свою большую любовь к этой песне, никак не могу ей отвести место выше восьмого. Вновь вынужден признать тот факт, что Кёртис многое здесь держит на себе, ведь помощь перкуссии здесь минимально заметна, за исключением барабанов Морриса. То ли дело вот эти выкрики «day in, day out, day in, day out. » . Немного фактов: это первая композиция, записанная Joy Division в студии под руководством Хэннета , первая запись на лейбле Factory Records и последняя, сыгранная вживую на финальном концерте группы в Бирмингеме.

7. «Atrocity Exhibition» (альбом «Closer», 1980)

Первым из второго и последнего студийного альбома врывается к нам тот самый открывающий трек. Одно из лучших названий песен, что мне приходилось видеть, но за это спасибо британскому писателю Джеймсу Грэму Балларду и его сборнику рассказов. «Выставка жестокостей» в полной мере даёт понять нам, чего ожидать на этом альбоме. Особенно для меня это ощущается во всех тех же знаменитых студийных эффектах, которые здесь явно напоминают мне звуки заводящегося трактора, который, кажется, вот-вот переедет слушателя. Но, несмотря на это, прослушивание этой композиции и всего «Closer» – это совершенно не трагедия, в чём я в который раз убеждаюсь.

6. «Transmission» («Substance», 1988)

Ещё один внеальбомный трек, на этот раз настоящий хит для группы. Несмотря на то, что вышла она в октябре 1979 года, это лишь первый сингл в карьере Joy Division . Учитывая тот факт, что Factory Records – лейбл независимый, то и успех песни был лишь на инди-радиостанциях. Как отмечают многие рецензенты, именно «Transmission» своей несколько танцевальной манерностью отдаёт творчеством будущих New Order . Интересная концептуальная вещь, в которой под нарочито веселенький бит Иен Кёртис часто срывается на крик, показывающий, как слепо некоторые люди следуют своей моде, слушая «тишину на радио или танцуя под радио» . Да уж.

5. «New Dawn Fades» («Unknown Pleasures», 1979)

В середину десятки я ставлю лучшую композицию дебютного альбома, один из любимейших объектов каверов современных исполнителей (на неё даже признанный электронщик Моби впоследствии обратил своё внимание). Крутость композиции в гитарной работе Самнера и Хука . В то время, как основная гитара буквально летит вверх, бас-гитара в этот же самый момент направляется вниз, куда-то в пол. Получается такое хитросплетение, мимо которого очень непросто пройти. Это одна из лучших гитарных работ Joy Division .

4. «Heart and Soul» («Closer», 1980)

«Instincts that can still betray us» , но не в этот раз. Ещё при первом прослушивании альбома я обратил внимание на то, как же завораживающе звучит данная композиция, несмотря на буквально-таки монотонно повторяющийся барабанный ритм. Ещё и синтезатор, которым всё больше стали увлекаться участники на этой пластинке, делает своё дело прекрасно. Сердце и душа, что-то одно сгорит? От восторга, если только.

3. «Atmosphere» («Substance», 1988)

Атмосфера сделала своё дело и данная песня опередила предыдущую буквально на какие-то жалкие дольки. В одном из ресурсов, когда я готовил статью для «Closer» , было написано, что Иену тексты песен буквально надиктовывались откуда-то свыше. Иначе каким образом можно объяснить столько пророчеств в простых казалось бы строчках. «Не уходи молча» . Он уже пытается оставить что-либо за собой. А помните видеоклип, снятый Антоном Корбейном в 1988 году? Целая эпитафия для группы получилась. Мрачновато, но очень притягательно.

2. «Love Will Tear Us Apart» («Substance», 1988)

Один из величайших внеальбомных синглов как минимум на британской музыкальной сцене и практически во всех рейтингах по Joy Division ТОП-1. Но не у меня. Про эту песню говорили уже очень многие. Да что уж там, она настолько отождествляет собой жизненный путь Иена Кёртиса , что его вдова, об отношениях с которой по сути и рассказывает эта песня, вывела слова «Любовь разорвёт нас на куски» на его могиле. «Когда рутина губит жизнь и амбиции находятся на нуле люди начинают слушать Joy Division » . Несложно понять причину, по которой данное творение стало единственным настоящим хит-синглом безо всяких исключений. А невключение её в альбом «Closer» только сыграло песне на руку. Но пожалуй, есть прощальная песня и куда важнее.

1. «Decades» («Closer», 1980)

Кто читал мои рассказы об альбомах Joy Division , тот уже догадался, что именно эта песня находится у меня на первом месте. Один из величайших закрывающих треков среди всех альбомов, среди всех карьер, среди всех жизней. У меня просто нет больше особых слов, что описать величие «Decades» . Каждый раз, когда я её слушаю, мне кажется, что я проживаю целую жизнь. Но совершенно не зря. «Мы стучимся в двери самых тёмных клеток Ада» : возвещает Иен , пока звуки синтезатора увозят слушателя куда-то далеко. Заслуженное первое место среди всех песен Joy Division .

На этом у меня всё. Разумеется, топ чисто субъективный, поэтому можете составлять свои личные топы из песен Joy Division в комментариях. Если конечно вам нравится эта группа.

Ещё немного о Joy Division или New Order :

Лучшие песни, завершающие альбом ( часть первая , часть вторая )

Читайте также: