Настольные игры как средство развития речи консультация для родителей

Обновлено: 02.05.2024

Материал полезен для воспитателей детских садов, родителей. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 12.81 КБ

Консультация для родителей «Дидактическая настольная игра — одно из средств развития речи дошкольника»

развивать коммуникативные навыки. Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитиезрительной памяти и внимания:

Дидактическая игра является, так же как и самостоятельная игровая деятельность детей.

Дети самостоятельно начинают играть в игру тогда, когда они проявляют интерес к игре, ее правилам, если они хорошо усвоены.

Если у детей угасает интерес к игре, то необходимо усложнить правила

Помимо самостоятельности, активности детей, в игре устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр.

Игры также развиваютречь и сенсорные способности детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, совершенствуются характерные признаки предметов при их обследовании. Так с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей. Дидактические настольные игры по развитию речи, можно изготовить самостоятельно своими руками, придумать правила игры и различные варианты игровых действий.Вот например:

Дидактическое пособие по развитию речи

«Составь слово»

Цель: составление слова при помощи иллюстраций, развитие правильного звукопроизношения, памяти, логики, совершенствование звукобуквенного анализа слова.

Игра предназначена для детей 5-7, помогает детям определять из каких звуков и букв состоит слово, проводить звуковой анализ слова, выкладывать слово из карточек с буквами, складывать слоги, а из них – слово и составлять схему слова делать.

В состав игры входят карточки с иллюстрациями – игровое поле, карточки с буквами, фишки «Цветные круги».

«Замени звуки на буквы»

Дети выбирают карточку, озвучивают название изображения и составляют слово по картинке при помощи карточек с буквами обозначают звук буквой, выигрывает тот, кто первый правильно составил слово, и прочитал его.

«Составь слово из слогов»

Всем игрокам раздают карточки с игровым полем. Дети называют изображение на своей карточке, определяют количество слогов слова на картинке, составляют эти слоги из карточек с буквами и выкладывают из них слово. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составил слово.

«Каждому звуку своё место»

Дети выбирают карточку, озвучивают название изображения. Ведущий называет один из звуков этого слова и игрок должен определить, где местоположение этого звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

«Составь схему»

Дети выбирают карточку фишками «Цветные круги» выкладывают звуки - гласные красными кругами, твердые согласные синими, мягкие согласные зелеными, затем

называют слово. выигрывает тот кто первый правильно выложил и назвал.

Детско-родительский проект «Речевичок» как одно из средств развития речи дошкольников

Детско-родительский проект «Речевичок» как одно из средств развития речи дошкольников Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и прочими гаджетами, что приводит к снижению интереса.

Консультация «Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников» «Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников» Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников В. В. Плющева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области Восприятие детьми.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших.

Мнемотехника как одно из эффективных средств развития речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста – явление.

Музыка, как одно из средств здоровьесбережения дошкольника «Укрепить здоровье человека в детстве– не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных.

Настольная дидактическая игра по развитию речи «Умные слова»

Настольная дидактическая игра по развитию речи «Умные слова» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 Приморского района г. Санкт-Петербурга идактическая игра.

Оригами — одно из средств развития самостоятельной творческой деятельности детей

Оригами — одно из средств развития самостоятельной творческой деятельности детей Терентьева Татьяна Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 76» города Рязани Оригами - одно из средств развития самостоятельной творческой.

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоров. В данное время, затрагивая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему.

Игры, которые помогут вам развить речь дошкольника.

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!».


Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников

Значение игр в воспитании детей.


Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!».


настольная игра по развитию речи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась.


Консультация для родителей "Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения.


Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»


Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей»

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. JI. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она с.


Консультация для родителей "Роль татарского народного творчества в развитии речи детей"

Национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалось в течение многих веков. Одной из ее частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого наро.


Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своев.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников

Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в частности настольная влияет на развитие речи детей.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

ФГОС ДОв основных принципах ДО указывает на необходимость поддержки детской инициативы и самостоятельности в специфических, для данного возраста видах деятельности.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

В целевых ориентирах Образовательного стандарта выдвигаются требования к речевому развитию на этапе завершения дошкольного образования.

Таким образом, считаю актуальным изучение и проектирование настольных игр для развития речи у детей дошкольного возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста?

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Настольная игра как средство развития речи дошкольников».

В ходе работы была обозначена следующая логика исследования.

Цель: Изучение и проектирование настольных игр для развития речи дошкольников.

1. Изучить возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста.

2. Подобрать и спроектировать настольные игры для детей дошкольного возраста, направленных на развитие речи.

3. Апробировать настольные игры для детей дошкольного возраста.

4. Сделать выводы.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой,нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так,ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Какие бывают настольные игры?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно.Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатныхигр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п.

В процессе обучения детей в классе Раннего Эстетического Развития я использовала следующие настольные игры:

Чуковский К. И. :Тематический словарь в картинках:ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК: Тараканище. Федорино горе

Книга состоит из двух частей: 1) для детей – картинки с героями сказки, игровое поле, персонажи для театрализации; 2) для воспитателей и родителей – методические рекомендации, вопросы и задания, текст сказки. Предлагаемая книга из серии «Любимые герои сказок» предоставит юным читателям возможность не только услышать сказку Корнея Ивановича Чуковского «Айболит», проследить за ее сюжетом, рассматривая яркие, красочные иллюстрации, но и порассуждать, оценить, например, поступки героев, сопоставляя их переживания со своими личными в похожих ситуациях. В пособии представлены интересные вопросы и задания для этого, в том числе рекомендации и материал из плотной бумаги для подготовки к кукольному спектаклю и изготовлению персонажей, игровое поле. Погружаясь в книгу, ребенок будет одновременно и слушателем, и собеседником, и соавтором, и рассказчиком, и артистом. Но главное — книга сказок научит его чтению — вдумчивому, неторопливому, осмысленному. Адресована воспитателям, педагогам, родителям, гувернерам для чтения детям. Книги серии «Любимые герои сказок» помогут возродить преемственность одной из замечательных русских традиций — семейного чтения.

Сказки на магнитах "Волк и семеро козлят"

Игра "Сказки на магнитах" помогает ребенку развить мелкую моторику рук, логическое и пространственное мышление, творческие способности, а также запомнить сюжет сказки «Волк и семеро козлят». Перемещая фигурки на магнитной подложке можно попросить ребенка рассказать сказку. Одновременно ребенку можно задать множество вопросов по сюжету сказки. Такие упражнения в легкой игровой форме развивают речь и словарный запас малыша.

Развивающее лото "Скороговорки"

Развивающее лото "Скороговорки" предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Это увлекательный и познавательный для ребенка процесс, в результате которого он приобретает навыки совместного творчества. Ведь играя в лото, ребенок попадает в волшебный мир, который он создал своими руками.

Игра для детей 5-7 лет, при помощи которой, ребёнок повторит русские народные пословицы, научится подбирать части пословиц, объяснять их смысл. Игра направлена на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения.

Игровые карты, направленные на развитие речи детей.

Цель: активизация словаря.

В ходе игры дети заполняют карты в соответствии с заданиями.

Во время занятий с детьми у меня возникла идея создания абсолютно новой настольной игры нигде ранее не использованной. Хочу поделиться опытом

Игра «Занимательная пирамида»

Настольная дидактическая игра по развитию речи предназначена для повторения, закрепления знаний в образовательной области «Речевое развитие», для детей дошкольного возраста. Может использоваться на занятиях по развитию речи, в самостоятельной игровой деятельности.

1. Подготовка к обучению грамоте

2. Формирование грамматического строя речи

3. Активизация словаря

1 вариант игры: В игре принимают участие все желающие. На столе располагаются предметные картинки, а также пирамида на каждом ряду нужно выложить картинки,отвечая на вопросы:

2)что у него есть?

4)что умеет делать?

2 вариант игры: «Придумай слово длиннее»

Ребенок выбирает любую картинку и изменяет слово так чтобы получилось два, три, а может и четыре слога. Придуманные детьми слова тщательно проговариваются, делятся на слоги и выстраиваются в пирамиду.

Создание условий для развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством настольной игры «Приключения домовенка Кузи и его друзей».

роли, взятые на себя играющими

Варианты игры:1) работа с картами; 2) работа на игровом поле.

игровое употребление предметов Карточки, игровое поле.

реальные отношения между играющими – правила игры Соблюдение правил игры.

Сюжет сказки. Характеристика героев.

Когда заканчивается игра?

Варианты, возможности безграничны. Карты-пространство можно менять.

Результат игры ….знания …. опыт)

Расширение словарного запаса по темам: город, лес…

Опыт составления монологического описания, рассказа по заданной схеме (алгоритму).

Опыт коммуникации, взаимодействию.

Опыт творческой деятельности (словестной).

Опыт педагога: Создание ситуации поддержки детской инициативы в игровой, коммуникативной деятельности.

Итак,в структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Предлагаю выбрать одно из произведений русской детской литературы и спроектировать игру,заполнив таблицу:

Создание условий для …. через….

роли, взятые на себя играющими

игровое употребле-ние предметов

реальные отношения между играющими – правила игры

Когда заканчивается игра?

Результат игры ….знания …. опыт)

В результате работы было выявлено:

1. Развитие у детей интереса к настольным речевым играм.

2. Совершенствование активной речи ребёнка.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи.

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает грамматический строй речи детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль настольных игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в настольные игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Горева Е. В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.

2. Гришвина А. В. Игры занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития. М. : Просвещение. 1988. 93с.

3. Гришвина А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М. : Просвещение, 1988. С. 4.

4. Горева Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера». № 14. 2012, С. 202.

Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается.

Сказки как средство развития связной речи дошкольников Сказки как средство развития связной речи дошкольников К. Г-к. Мерзлякова Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский.

Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников» Слайд №1 Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою.

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников Важную роль в формировании звукопроизношения играет: • Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов; • Быстрое и плавное.

Игра как средство развития математических представлений дошкольников Игра – лучший способ познания для детей дошкольного возраста. В их жизни игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых.

Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников Ст. Челбасская 2015г Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей.

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Народная подвижная игра как средство физического развития дошкольников «Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются. Снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют». Е. А.

Программа по самообразованию «Театр — как средство развития речи у дошкольников» Пояснительная записка: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные.

Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников Всем известно, что театрально игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие детей. Она обогащает детей новыми впечатлениями,.

Настольные игры в развитии речи дошкольников
консультация

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру они лучше познают окружающий мир, также благодаря этому виду деятельности у ребенка развиваются творческие умения. Как отметил А.М. Горький: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Если правильно организовать игру, то на речь можно повлиять следующим образом:

Закрепить словарный запас;

Развивать связную речь;

Сформировать грамматический строй и т.п.

Существуют различные классификации игр, но в любой из них можно встретить дидактические игры, которые включают в себя настольные, способствующие развитию речи. Отметим, что настольные игры являются средством всестороннего развития детей. Речь ребенка необходимо развивать в тандеме с его общим развитием.

Содержание таких игр достаточно обширно и разнообразно. Они включают в себя: мозаику, пазлы, пирамидки, вкладыши, шнуровочки, лото, домино и другое.

Благодаря настольным играм можно познакомить детей с предметами и их частями, признаками, действиями, животными и их особенностями жизни, с профессиями взрослых, с явлениями природы, научить дошкольников правилам поведения в разных ситуациях, которые могут произойти в жизни.

Настольные игры способствуют развитию интеллекта и творчества дошкольников, учат детей общаться со сверстниками и взрослыми. Рассмотрим некоторые настольные игры по возрастным группам.

Пирамидки и игры-шнуровки

Цель: совершенствование разных действий с предметами (нанизывать, снимать, шнуровать, накладывать), обогащение сенсорного опыта детей, развитие речи [1].

Цель: учить различать предметы по размеру, называть «большой», «маленький».

Цель: закреплять цвета, развивать мелкую моторику, речь [3].

Кто в домике живет? Кто нас позвал? И т.п.

Цель: развитие слухового внимания, расширять словарный запас, различать и называть животных, активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями [4].

Младший дошкольный возраст.

Цель: учить детей называть членов семьи, понимать роль взрослых и детей в семье; развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас [5].

Цель: научить образовывать существительные множественного числа [5].

Придумай и расскажи

Цель: продолжить формировать диалогическую речь.

Найди по описанию

Цель: способствовать формированию навыка описания предмета с помощью сравнений.

Средний дошкольный возраст

Цель: активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены, употреблять в речи глаголы [1, стр. 95].

Цель: продолжить учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии).

С какого дерева листок?

Цель: рассмотреть и назвать сходство и отличие деревьев и листьев, развитие речи, мышления.

Найди такой же цветок

Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке, воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь.

Старший дошкольный возраст

Цель: расширение кругозора, развитие связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики.

Откуда хлеб на столе

Цель: научить ребенка рассуждать логически, развивать связную речь, расширять словарный запас и кругозор.

Цель: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, в конце).

Подготовительная к школе группа

Цель: продолжить учить дифференцировать звуки [с]-[ш].

Цель: подбор противоположных понятий.

Стоит отметить, что если постоянно использовать настольные игры, то заметно улучшится грамматический строй речи дошкольников, пополнится словарный запас, развивается связная речь, сформируется правильное звукопроизношение, дети научатся правильно выражать свои мысли.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль настольно-печатных игр в развитии детей»

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две ленточки, одинаковые по цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.

Рассказ, описание по картинке с показом действий. В таких играх воспитатель не только развивает у детей речь, но и воображение, творчество. Для того, чтобы дети отгадали что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движения животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает движение и звук (собаки, кошки, коровы и др.) Такое задание даётся в игре детям младших групп.

Запоминание количества, состава и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какая картинка спрятана?» дети должны запомнить содержание картинок, затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти.

Настольно – печатные игры «Лото», «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.

Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парных картинок знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, растения, животные, птицы и т. д.). Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Такие игры хороши в том случаи, когда они требует самостоятельной умственной работы.

Читайте также: