Можно ли использовать изображение маши и медведя

Обновлено: 04.07.2024

Предпринимательница продает в магазине недорогие товары. Детский рюкзак у нее стоит 350 рублей, шапка — 69. Для Подмосковья это дешево.

И тут у нее покупают рюкзачок с картинками из известного мультфильма. Сама по себе картинка на цену рюкзака не влияет — он стоит копейки. Других рюкзаков с такими героями в магазине нет. Может быть, предпринимательница вообще не обращает внимания, что нарисовано на недорогих товарах.

Зато покупатель обращает. Им оказался представитель компании, у которой есть права на товарные знаки — «Машу» и «Медведя». Чек и видеозапись процесса покупки правообладатель несет в суд и требует с хозяйки магазина 80 тысяч рублей — по 20 тысяч за каждую картинку на рюкзаке. Цена рюкзака — 350 рублей.

Конечно, предпринимательница не согласилась столько платить — и начались суды. Расскажем, что узнали из этой истории. Если честно, зачитались судебной практикой: юристам других компаний стоит брать пример с «Маши и Медведя», а предпринимателям — следить за товаром.

Но ведь рюкзак стоит всего 350 рублей! За что такая компенсация?

Цена рюкзака не имеет значения. Права нарушены — есть основание требовать деньги. Доказывать свой реальный ущерб от продажи рюкзака компания не обязана. Так работает закон.

В судебной практике есть много историй, в которых истцом выступает та же компания. Она требует компенсацию за картинку на товаре за 390 рублей и выигрывает 60 тысяч. Даже за изображение на копеечной детской шапке правообладатель получает несколько тысяч. Тексты судебных решений легко найти в открытом доступе. В расписании заседаний арбитражных судов много таких исков к разным предпринимателям по всей стране. Осуждать за это компанию нельзя: она действует по закону.

Это касается только героев мультфильмов?

Конечно, нет. Это касается вообще всех товарных знаков и прав на интеллектуальную собственность: фотографий, текстов, рисунков, логотипов, слоганов и названий.

Эта история наглядная, потому что никто не задумывается о нарушении прав, когда продает шапки, кофты, пеналы и рюкзаки с рисунками известных персонажей. Кажется, что Человек-паук, Маша, миньоны и волшебницы Винкс — это общее достояние. Или что можно поставить галочку на спортивном костюме — и за это ничего не будет. А на три полоски на кроссовках вроде бы уже давно никто не обращает внимания, и доказать ничего нельзя. Кажется, что можно скачивать чужие книги и петь под чужие фонограммы: никто не станет этим заниматься.

Но этим занимаются — и весьма успешно. Певцы, блогеры, дизайнеры, фотографы и художники защищают свои права и получают деньги от тех, кто без разрешения использует их работы.

Если вы надеетесь, что вас это не коснется, то рискуете потерять деньги. Правообладатели легко доказывают нарушения и выигрывают суды. А если до магазина или сайта не доберется правообладатель, это сделает государство.

Магазин заплатил компенсацию?

Добровольно предпринимательница платить не захотела. Компенсация была намного больше цены рюкзака. Кстати, его стоимость тоже нужно было возместить вместе с госпошлиной и судебными расходами.

Дело рассматривали в трех инстанциях, и это еще не конец. Суды хоть и признали нарушение прав на товарный знак, но делали противоречивые выводы по поводу суммы выплат. Разбираться пришлось в Верховном суде.

Инструкция: как выпустить и продать товар с героями известных мультфильмов и не получить судебный иск Статьи редакции

Максимальный размер штрафа за незаконное использование товарного знака составляет 5 млн рублей.

Российские правообладатели и юристы рассказали, как получить лицензию на производство детских товаров и игрушек под известным брендом, сколько это стоит и что грозит предпринимателям, которые выпускают контрафакт.

В первую очередь стоит выбрать персонажа и узнать, кому принадлежат на него права. А затем — связаться с правообладателем и задать ему несколько вопросов.

У каждого мультсериала, киновселенной или серии игр существует свой жизненный цикл.

Некоторые персонажи популярны в течение ограниченного времени — например, пока длится прокат фильма с их участием («Суперсемейка» или «Головоломка»). В этом случае правообладатели рекомендуют выпускать брендированные товары ограниченной серией.

Другие персонажи остаются популярными независимо от новых фильмов, мультфильмов и мультсериалов. Например, — «Микки Маус», «Тачки», «Звёздные войны» и так далее. Такой вариант подойдёт производителям, которые планируют выпускать одну и ту же продукцию в течение длительного времени.

Также можно выбрать проекты, чья популярность только растёт — например, «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» и так далее.

Планы по развитию бренда и маркетинговая поддержка

Затем стоит поинтересоваться у правообладателей о планах по развитию бренда. Например, планирует ли создатель анимационного сериала выпускать полнометражный фильм, комиксы, книги, проводить маркетинговые и PR-кампании.

Директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова («Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и другие) советует работать с теми правообладателями, которые гарантируют выход новых сезонов и ротацию на телевидении.

Также стоит изучить портрет аудитории бренда и её возраст: чем старше потребитель, тем менее его интересуют товары с популярными персонажами.

Ещё один важный аспект — география проекта. Не факт, что проект с высокими рейтингами в Москве будет таким же успешным в Краснодаре или Новосибирске, и наоборот.

Необходимо узнать, с какими производителями и на какие товарные категории правообладатель планирует заключать сделки в будущем. Бывали случаи, когда владелец бренда продавал лицензии двум конкурирующим компаниям, и их товары оказывались на одной полке.

«Тогда лицензия теряла смысл, и в итоге проигрывали все – и оба лицензиата, и правообладатель, который терял доверие и живые деньги из-за снижения продаж обеих компаний», — вспоминает Валентина Курсанова.

Во время переговоров лицензиар запросит информацию о производителе и продукте, для которого покупается лицензия. Стоит подготовить:

  • Учредительные документы компании.
  • Список сетей, с которыми работает производитель.
  • Список регионов, в которых продаётся его продукция.
  • Данные о продукте, для которого запрашивается покупка лицензии.

Кроме того, правообладатель может запросить дополнительные документы — например, если производитель планирует выпускать продукты питания.

Мы просим предоставить состав продукции. Мы работаем с детской аудиторией, поэтому это один из приоритетных факторов.

Например, мы не разрешаем использовать красители и консерванты, запрещённые на территории Европы, но разрешённые в РФ.

коммерческий директор ООО «Кинокомпания СТВ» (мультфильмы «Три богатыря», «Барбоскины», «Лунтик», «Царевны»)

Директор лицензионного департамента «Мармелад Медиа» (представляет бренды «Смешарики», «Фиксики» и другие) Юлия Голова добавляет, что они также обращают внимание на сайт компании-производителя — чтобы он соответствовал целевой аудитории бренда.

Кроме того, правообладатель может запросить план продвижения товара для b2b- и b2с-аудитории или образцы похожих товаров.

Например, одна компания-производитель игрушек переделывала медведя из мультфильма «Маша и Медведь» для студии «Анимаккорд» четыре раза, но так и не смогла получить лицензию — студию не удовлетворило качество игрушки.

Юлия Голова объясняет это тем, что не все товары могут концептуально подойти тому или иному бренду. Правообладателю важно, чтобы продукт был качественным, а его наполнение адаптировано под бренд и визуально отражало его ценности.

Если обе стороны пришли к соглашению, то они утверждают:

  • Линейку продукции (перечень товарных позиций).
  • Объём производства и географию распространения товара.
  • Розничную стоимость.
  • Размер роялти и сумму минимальный гарантии.
Сколько это стоит: роялти и сумма минимальной гарантии

Стоимость лицензии складывается из роялти и суммы минимальной гарантии.

Роялти — это процент от оптовой отпускной цены без НДС за использование интеллектуальной собственности правообладателя. Размер роялти зависит от товарной категории, стоимости продукции и широты продуктовой линейки.

«Также размер роялти меняется в зависимости от географии, — рассказывает Людмила Цой. — В России в среднем более 40% доходов домохозяйств тратится на продукты питания. Поэтому в нашей стране одни из самых низких процентных ставок по роялти для продуктов питания».

В каждой товарной категории свой роялти, и эти величины зафиксированы участниками международного лицензионного рынка.

Роялти нужно выплачивать только после того , как фактические объёмы продаж начинают превышать объём, заявленный производителем до подписания договора.

До этого момента оплачивается только сумма минимальной гарантии — это средства, которые производитель выплатит лицензиату, даже если не произведёт и не продаст ни одной единицы товара.

Минимальная гарантия зависит от объёма продукции, оптовой цены и ставки роялти.

Например, производитель хочет приобрести лицензию для выпуска плюшевой игрушки и игрушки-антистресс по мотивам персонажей полнометражного фильма.

Он планирует за год выпустить по 5 тысяч единиц продукции и продавать оптом по 1000 и 550 рублей соответственно. Таким образом, его годовой оборот составит 7,75 млн рублей: (5000 * 1000) + (5000 * 550) = 7 750 000.

Размер роялти в категории «игрушки» составляет 12%, таким образом производитель сразу заплатит правообладателю 930 тысяч рублей в качестве минимальной гарантии.

«Важно, чтобы в расчётах принимал участие сотрудник, который имеет чёткое представление о возможных объёмах продаж, — поясняет Людмила Цой из "Кинокомпании СТВ". — На территории нашей страны очень низкая степень прозрачности бизнеса. Правообладатель старается указать в договоре объёмы, приближенные к реальным, а не стартовые партии, как это практикуется, например, в Европе».

Сумма минимальной гарантии можно разбить на аванс, который вносится после подписания договора, и несколько выплат. Чаще всего выплаты начинаются после старта продаж.

По словам Людмилы Цой, минимальная гарантия и отчисления роялти — не единственные затраты, которые ожидают производителя.

Ему стоит учитывать затраты на распространение товаров в торговых сетях (ретро-бонусы, проведение акций), участие в выставках, промо в местах продаж, работу с конечной аудиторией.

Кроме договора, производители получают свод правил, в которых прописаны стандарты использования персонажей: цветовая палитра, рекомендации по шрифтам и так далее, рассказывает директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова.

Некоторые правообладатели устанавливают дополнительные требования. Так, Disney разрешает производить товары только на фабриках, которые прошли сертификацию.

Кроме того, студия не разрешает каким-либо образом обыгрывать бренд или создавать своё видение героя. Каждое изменение необходимо согласовывать с правообладателем. Чтобы облегчить задачу, студия предоставляет производителям готовые изображения героев и шрифтов.

Что будет, если использовать известных персонажей без разрешения

Кроме того, персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда, а значит, авторское право будет защищать его отдельно от произведения.

Например, если производитель без разрешения выпустил постельное бельё с Человеком пауком, то он нарушает право на товарный знак и авторское право.

По статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель может потребовать компенсировать:

  • От 10 тысяч до 5 млн рублей.
  • Или двойной размер стоимости товаров, на которых незаконно размещён товарный знак.
  • Или двойной размер стоимости права на использование товарного знака.

Все пять миллионов, например, за кружку с «Машей и Медведем», конечно, никто не взыщет. Суд оценивает, какой ущерб был нанесен истцу, и по своему усмотрению устанавливает компенсацию.

Обычно сумма компенсации составляет около 20–30 тысяч рублей за одного персонажа.

управляющий партнёр «Башук Чичканов, юридическая фирма»

По статье 1301 ГК РФ за нарушение авторского права выплачивается такая же компенсация, как и за товарный знак.

Иногда правообладатели требуют одновременно взыскать компенсацию и за нарушение авторского права, и за незаконное использование товарного знака.

Но на этом дело не заканчивается — правообладатель может обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и полицию, продолжает Алексей Башук: раз предприниматель использует бренд без разрешения, значит он ведёт недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе и вводит потребителей в заблуждение.

За недобросовестную конкуренцию суд по заявлению ФАС оштрафует юридическое лицо минимум на 100 тысяч рублей по статье 14.33 КоАП РФ.

По иску Роспотребнадзора компанию-нарушителя оштрафуют ещё раз — на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, а директора компании — от 10 до 50 тысяч рублей по статье 14.10 КоАП РФ.

Если окажется, что нарушение совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, то оно будет рассматриваться по уголовному кодексу (пункт 1 статьи 180 УК РФ). За это грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 тысяч рублей.

Теоретически педприниматель может избежать ответственности, если докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы (третий пункт статьи 1250 ГК РФ). Однако по словам Алексея Башука, на практике это ещё никому не удавалось.

Доход от продажи лицензий составляет существенную долю выручки мультипликационных компаний. Это позволяет студиям развивать существующие проекты и запускать новые.

Например, в портфеле лицензиатов «Мармелад Медиа» более 120 компаний, которые производят 8000 наименований продукции в 40 товарных категориях.

«В среднем количество новых лицензиатов составляет 20 клиентов в год. Доля дохода компании от лицензирования достигает 54%», — сообщает директор лицензионного департамента агентства «Мармелад Медиа» Юлия Голова.

Поэтому правообладатели регулярно подают в суд на производителей контрафакта. Так, в 2017 году обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков за продажу нелицензионных игрушек с изображением персонажа.

«СТС Медиа» с 2018 по 2019 год планировала подать в суд больше сотни заявлений, связанных с незаконным использованием товарного знака «Три кота».

За продажу нелицензионных товаров наказывают как производителя, так и продавца — даже если продавец не знал, что товар контрафактный (статьи 1515, 1250 и 14.10 КоАП РФ). Поэтому стоит заранее узнать, есть ли у производителя лицензия.

По словам Алексея Башука, самый надёжный способ убедиться в этом — спросить напрямую у правообладателя.

Для начала он советует проверить сайт правообладателя, где могут быть указаны партнёры-производители и продавцы лицензионной продукции.

Если таких данных на сайте нет, то стоит попросить у поставщика копию лицензионного договора, а затем уточнить у правообладателя — подлинный ли он.

Кроме того, подтвердить подлинность товара могут таможенные сертификаты и сертификаты соответствия. Но одним только сертификатам доверять не стоит, предупреждает Башук.

В Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) товарные знаки не попадают сами собой. Внесение знака в ТРОИС — это сложная процедура, которой пользуются не все правообладатели.

Может возникнуть ситуация, когда таможня впустила товар в страну, выдала сертификаты, а потом оказалось, что товар произведён с нарушением прав на чужой знак. В таком случае отвечать за нарушение будет российский ритейлер, и сертификаты не помогут избежать ответственности.

Алексей Башук советует добавить в договор с поставщиком условие о том, что в случае суда с правообладателем тот обязуется принять участие в процессе. Более того — предоставить все документы, подтверждающие, что товар — лицензионный.

Также в договор стоит добавить условие, что поставщик компенсирует ритейлеру весь ущерб, если правообладатель или госорганы взыщут с того компенсацию за контрафакт.

Это, наверное, один такой случай. Остальным ничего не будет.

Это не один случай. Компания, которой принадлежат права на изображения героев мультфильма, уже добилась компенсации от десятков предпринимателей по всей стране. Вы не представляете, сколько этих дел уже рассмотрено и запланировано.

Предприниматели продают дешевые товары с изображениями девочки и зверей и теряют десятки тысяч рублей. Бывает такое, что иск к ним подают спустя годы, когда и торговая точка уже закрыта. ИП уже не работает и даже забыл, что там продал в 2014 году, а тут ему иск на 30 тысяч за детскую кофту с тремя рисунками и ценой 210 рублей.

Не все дела доходят до Верховного суда и не все суды уменьшают компенсацию. Они правильно рассуждают, что это невозможно независимо от цены товара.

Если у правообладателя хорошие юристы, они отсудят компенсацию и не посмотрят на масштаб бизнеса, цену товара и раскаяние продавца. Незнание закона тоже не спасет, а ИП отвечает по своим обязательствам всем имуществом, даже личным.

Могу ли я использовать персонажей из мультфильма Маша и медведь для изготовления рекламной вывески?

Могу ли я использовать персонажей из мультфильма Маша и медведь для изготовления рекламной вывески?

Ответы на вопрос:

Только с письменного согласие правообладателя.

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

Похожие вопросы

Законно ли использование образа героев современного мультфильма Маша и Медведь в видеорекламе для регионального ТВ? (Не отрывки из мультфильма, а статичный кадр с изображением Маши и медведя)

Собираюсь заняться рекламной деятельностью (световые короба, рекламные щиты, рекламные лавки ид). Можно ли заниматься данным видом деятельности являясь ИП? Куда обращаться для согласования вывески, каков порядок действий? И что может быть в плане ответственности, если я размещу несогласованную вывеску, рекламный щит (просто для информации, делать так не собираюсь). Заранее спасибо за ответ! Евгений.

Представитель ТОВ. Маша и Медведь купил в мелкой рознице у частного предпринимателя товар (1 единицу) с изображением героев этого мультфильма. Компания Маша и Медведь через суд требует огромной суммы компенсации, т.к. он якобы нарушил его исключительное право на персонажи этого мультфильма. Как бsnm?

Повесили вывеску над входом без разрешения, надпись на вывеске Стоматолог доктор Петрова. Является ли данная вывеска рекламной? Спасибо.

Моя мама И. У нее купили продукцию с изображение мультика маша и медведи. Позже ООО маша и медведи подали исковое заявление о взыскании ден средств (50000 р) за нарушение исключительных прав. Они пишут ООО Маша и Медведь не передавало И. право на использование персонажей мультипликационного сериала Маша и Медведь Данную продукцию мама покупала у оптового продавца. Законно ли это? И как быть с продукцией где изображены другие мультфильм и сериалы. Так любой правообладатель может подать иск на нее?

Могу ли я использовать картинки с героями мультфильма Маша и Медведь для изготовления своих детских товаров (книжек, блокнотов, азбуки и т.д.) с целью продажи этих товаров?

Тли это нарушает авторские права? Если нарушает, то как получить разрешение? Или может нужно покупать патент?

Могу ли я сделать на фасаде магазина с улицы, вывеску, рекламу своего магазина. С логотипом мультфильма маша и медведи, смешарики.

А государство здесь при чем?

Кроме компенсаций владельцам товарных знаков есть штрафы в пользу государства. В магазин героини этой истории однажды пришли сотрудники МВД с проверкой. Нашли там кроссовки с тремя полосками, а подтверждений, что это обувь известного производителя с его завода, не нашли.

Это продажа контрафактной продукции. За такое штрафуют даже без претензий правообладателя — например, на 50 тысяч рублей.

Почему компания пошла в суд из-за картинок?

Теперь только эта компания решает, где можно использовать изображения героев, на каких товарах можно их рисовать и сколько производитель или продавец этих товаров должен за это заплатить. Рисовать Машу или Медведя из мультфильма где угодно на свое усмотрение нельзя. Продавать товары с этими героями без разрешения — тоже.

Если правообладатель обнаружит, что его товарными знаками распоряжаются без разрешения, он может потребовать компенсацию — минимум 10 тысяч рублей за один товарный знак. А если захочет, то и больше.

Похожие вопросы

Только. Что мне принесли так сказать заказное письмо из Москвы в Арбитражный суд Челябинской обл. от ООО Маша и Медведь. Типа!9.04.2015 в магазине. Расположенном вблизи адресной таблички по адресу Челябинск. Ул. Зальцмана 10 предлагается к продаже товар футболка. На товаре имеется надпись Маша и Медведь. Изображение данной надписи сходно до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №388156. Вопрос как можно подать в суд через 1.5 года. На Зальцмана 10 3 детских магазина и у моего крыльца нет таблички с адресом там находится другой магазин. И доказательств того. Что у меня купили товар нет (товарный чек не выписывали) Что мне делать? Не мы ведь шьём эти футболки. Легче всего предъявить претензию ИП.чем производителю этих футболок. Свитеров. Курток. Тетрадок. Закладок ит.д.

Я являюсь ИП, магазин постельного белья. 25.05.16 в моем магазине сделали покупку постельного белья с изображением Маши и медведя. Сегодня получила претензию от ООО Маша и медведь о нарушении авторского права. Что я могу сделать в данной ситуации?

Купил телефон в рассрочку. Дома обнаружил что не дали кассовый чек. Вернулся в магазин, продавец сказал что кассовые чеки не выдаются при покупке а кредит и выписал товарный чек. Со дня покупки прошло 6 дней. Как взять кассовый чек?

Я купила платье, но хочу его сдать в магазин. Проблема в том что у меня есть кассовый и товарные чеки, но кассовый чек намок и половина чека не видна, могу ли я сдать товар и могут ли там придраться к этому. На товарном чеке есть и дата продажи и код товара и его цена, более того на кассовом чеке виден номер кассовой операции, а у меня есть чек на другой товар который покупался следующим и там стоит следующий номер кассовой операции, иными словами можно найти быстро в магазине копию чека моей покупки. Может ли магазин мне отказать в возврате денег?

У меня магазин, можно разместить баннер с рекламой пива на розлив? Или что можно изобразить на баннере и как написать.

Я купила платье, но хочу его сдать в магазин. Проблема в том что у меня есть кассовый и товарные чеки, но кассовый чек намок и половина чека не видна, могу ли я сдать товар и могут ли там придраться к этому. На товарном чеке есть и дата продажи и код товара и его цена, более того на кассовом чеке виден номер кассовой операции, а у меня есть чек на другой товар который покупался следующим и там стоит следующий номер кассовой операции, иными словами можно найти быстро в магазине копию чека моей покупки. Может ли магазин мне отказать в возврате денег? Платье в ценником с бирками в идеальном состоянии. Прошло три дня как купила.

Мне пришло письмо от ООО Маша и медведь. Что в моем отделе приобрели конструктор за 100₽ с изображением маши, медведя и надписи Маша и медведь. И за каждое изображение просят по 10000 т р. Прислали копию товарного чека видео съемку (диск) как происходила покупка. Претензию, подготовленное исковое заявление в арбитражный суд. Предлагают решить до судебно. Что мне делать? Торговую точку уже закрыли. Конструктор был с изображением в единственном экземпляре с этим изображением.

Но она же не сама напечатала рисунки на рюкзаке, а купила его где-то. Почему оштрафовали не производителя, а продавца?

Правообладатель имеет право предъявить иск к тому, кто нарушил его права. Он не обязан разбираться, кто напечатал рисунок и где купили рюкзак. А вот предприниматель несет ответственность за свои действия — он должен убедиться, что продает легальный товар и ничего не нарушает.

Производство, продажа, демонстрация товара на выставке или размещение логотипа на сайте — это самостоятельные факты нарушений. Даже ввоз в страну с целью продажи — это уже нарушение. Правообладатель сам решает, к кому предъявлять претензии. Может и ко всем сразу.

Товарный чек и кассовый чек не подтверждают, что куплено что то именно в кафе"Городок", как указано

ООО Маша и медведь прислали претензию за использование товарного знака Маша и рисунка Маша. требуют компенсацию в размере 720 тыс. рублей! Использовался рисунок на баннере кафе. Товарный чек и кассовый чек не подтверждают, что куплено что то именно в кафе"Городок", как указано на баннере. В товарном чеке нет даты покупки и написан совсем другой магазин. В кассовом чеке указаны только данные и. п.. Обозначения моего и.п. на баннере нет. нет никакой связи именно с кафе Городок, указанным на баннере. где изображена Маша., без надписей, только Маша.

Ответы на вопрос:

пожалуйста, в каком месте связь за использование товарного знака и какой-то товарный знак?

Вы говорите о совершенно несовместимых вещах.

В чем конкретно заключается ваш вопрос? Чтобы понимать суть претензии, нужно посмотреть саму претензию и только потом можно говорить о каких то последствиях.

Направляйте мотивированный ответ на претензию. Обязательно обоснуйте свою правовую позицию, укажите неблагоприятные правовые последствия обращения правообладателя в суд для истца.

Вам необходимо дать грамотный мотивированный ответ на претензию об отказе в удовлетворении их требований.

После чего, с большой вероятностью они обратятся в суд. Рекомендую на данном этапе более подробное проконсультироваться и выработать грамотную юридическую позицию.

Я Вам сочувствую. Это сейчас тренд: наезды на предпринимателей от (предполагаемых) правообладателей на "Машу и Медведь". По всей стране прокатились подобные наезды. Претензии предъявляют небольшим ИП, арендующим небольшие торговые площади и торгующим товарами с соответствующими изображениями. Производителей этих товаров и крупных поставщиков, торговые сети не трогают. Потому, что там ресурсы есть на борьбу. А перспективы отбиться есть.

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

Вот сама претензия от ООО "Маша и Медведь"

Ответы на уточнение:

Поясните, что изображено и написано на баннере. От этого будем отталкиваться. Вам необходимо доказать отсутствие связи в использовании изображения на баннере для обеспечения Вашей предпринимательской деятельности.

Что сказали суды?

Первая инстанция и апелляция 👎👍

Есть чек и видео — это доказательства продажи рюкзака. На рюкзаке герои из мультфильма, которые защищены как товарный знак. Правообладатель не разрешал их использовать и требует денег. Имеет право.

Минимальная компенсация за нарушение исключительных прав — 10 тысяч рублей. Меньше быть не может, а больше — запросто, даже до 5 млн.

Компания просит по 20 тысяч за каждый рисунок на рюкзаке. Судам показалось, что это много. В 2016 году похожее дело разбирал Конституционный суд. И тогда он даже признал некоторые нормы закона неконституционными.

  1. Нельзя определить реальный ущерб от нарушения прав.
  2. Продан один товар, на котором несколько товарных знаков.
  3. Компенсация намного больше цены товара.
  4. Нарушений раньше не было.
  5. Нет других товаров с такими рисунками.

Здесь вроде бы все совпало — суд решил уменьшить компенсацию в восемь раз — до 10 тысяч за все. Плюс почтовые расходы и госпошлина. Апелляция не помогла — решение оставили в силе. Компания с таким не согласилась и дошла до Верховного суда.

Факт нарушения прав на товарный знак никто не оспаривает. Рюкзак с картинками из мультфильма действительно продавался, а разрешения правообладателя не было.

В законе написано, что минимальная компенсация за незаконное использование товарного знака — 10 тысяч.

Два суда почему-то решили ее уменьшить. Якобы нарушение ИП первое, негрубое, а ущерб небольшой. Как будто Конституционный суд разрешил так делать.

Он и правда так говорил, но суды не разобрались и уменьшили компенсацию незаконно.

Важное условие для уменьшения — ответчик обязан доказать, что компенсация намного больше реальных убытков правообладателя. Суд должен изучить эти доказательства и только потом снижать компенсацию.

Просто так назначить компенсацию ниже минимального размера суд не имеет права. Минимальный размер — 10 тысяч.

Но и это еще не все. Предпринимательницу уже не раз ловили на незаконном использовании товарных знаков до и после продажи этого рюкзака. Причем это делала та же компания и даже МВД . Все решения есть в картотеках судов — их может найти и прочитать любой человек.

Это точно не первое нарушение, а значит, условия Конституционного суда не соблюдаются. Но две инстанции почему-то этого не заметили.

Итог. Решение об уменьшении компенсации до 10 тысяч отменили. Предпринимательнице придется заплатить 40 тысяч рублей — примерно как сто таких рюкзаков.

Как законно использовать товарные знаки, чтобы не потерять деньги?

  1. не использовать чужие товарные знаки;
  2. платить за их использование правообладателю или по лицензионному договору;
  3. искать юриста, чтобы уменьшить компенсацию в суде.

Если товарный знак или другой объект авторских прав не принадлежит вам или вашей компании, вы не можете использовать его без разрешения. Это просто нужно запомнить.

Чтобы разместить логотип на сайте, напечатать слоган на футболке или продать рюкзак с рисунками из мультфильма, нужно разрешение правообладателя. Отсутствие запрета — это еще не разрешение.

Используете товарный знак — подтвердите документами, что делаете это законно. Как вариант можно покупать товар только у официальных дилеров или зарегистрировать свой товарный знак.

Вариантов оформления может быть много. Правильный вам подскажет юрист, который на этом специализируется.

Читайте также: