Можно ли играть в настольные игры в пост

Обновлено: 05.07.2024

Здо­ро­вые пол­но­ценно раз­ви­тые дети ни часа не могут без игры, ведь это – их основ­ной вид дея­тель­но­сти. Во что поиг­рать на кани­ку­лах, в каран­тин и в пост с поль­зой для душев­ного раз­ви­тия? «В настоль­ные игры», – сове­туют роди­тели и священники.

Ребенок – чудотворец

Время зем­ной жизни – дар от Бога, и оно невос­пол­нимо. Неда­ром суще­ствует стой­кое выра­же­ние «убить время»: уби­того не вер­нешь. Поэтому для веру­ю­щего оче­видно – тра­тить жизнь на пустые заня­тия – грех, успеть бы молит­венно при­бли­зиться к Богу, при­не­сти пока­я­ние и совер­шить дела милосердия.

Стоит ли раз­ме­ни­ваться на игры? Не есть ли они про­сто спо­соб убить время?

Для взрос­лых вечер за шах­мат­ной дос­кой – повод для дру­же­ского обще­ния и эмо­ци­о­наль­ного обмена теп­лом, воз­мож­ность про­явить любовь, изба­виться от чув­ства тре­воги и страха, при­ве­сти свой внут­рен­ний мир в гармонию.

18073 - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Для наших детей игра – это гораздо больше, чем про­сто при­ят­ный досуг. Не забава от скуки, а спо­соб позна­ния окру­жа­ю­щего мира, инстру­мент дет­ского миро­воз­зре­ния и вос­при­я­тия, фило­со­фия дет­ской жизни.

Самый нагляд­ный и про­стой образ дет­ского мыш­ле­ния и вос­при­я­тия – кар­тинка из паз­лов. Чем чаще и осмыс­лен­нее играем вме­сте и раз­ви­ваем ребенка, тем слож­нее рису­нок, раз­но­об­раз­ней палитра, больше мел­ких дета­лей мы создаем для уни­каль­ного внут­рен­него мира дет­са­дов­ского малыша, млад­шего школь­ника и даже подростка.

Да, и не забы­ваем о важ­ном. Ребе­нок – чудо­тво­рец, при помощи игры и за счет уди­ви­тель­ной пла­стич­но­сти и гиб­ко­сти своей пси­хики может… абсо­лютно всё.

Побы­вать в раз­ных местах света и в откры­том кос­мосе. Попро­бо­вать себя в раз­ных ролях, воз­рас­тах и про­фес­сиях. Пре­одо­леть время, про­стран­ство, пре­не­бречь мате­рией и про­чими услов­но­стями, кото­рые для взрос­лых – незыб­ле­мые законы мира.

Такая готов­ность ко всему: откры­тость вооб­ра­же­ния воз­мож­но­стям, спо­соб­ность бла­го­дарно при­нять дары без раз­мыш­ле­ний и после­до­вать за зовом сердца и Бога в нём –луч­шие дет­ские осо­бен­но­сти. Не это ли имел в виду Гос­подь Иисус Хри­стос, говоря «будьте как дети»? И не эти ли каче­ства мы при­званы позаимствовать?

Каран­тин каран­ти­ном, а дети должны иметь воз­мож­ность играть, иначе они не будут раз­ви­ваться – пра­вильно воз­рас­тать физи­че­ски, душевно и духовно.

И в соот­вет­ствии с нашим, как учит Цер­ковь, трех­со­став­ным устро­е­нием – тело, душа, дух – игры тоже должны быть рас­счи­таны на все ипо­стаси чело­ве­че­ской при­роды, а мы, роди­тели, при­званы раз­вить её в детях гар­мо­нично и всесторонне.

Самые древние – шашки

Итак, во что сего­дня играют в семьях пред­ста­ви­тели раз­ных поко­ле­ний, во что играли отцы и матери, бабушки и дедушки, наши ближ­ние и даль­ние предки? Сильно ли меня­лись традиции?

Пять с поло­ви­ной тысяч лет – вот та длин­ная дистан­ция, на про­тя­же­нии кото­рой чело­ве­че­ство играет в настоль­ные игры. Может быть, подоб­ные игры были и раньше, от сотво­ре­ния мира и чело­века в нём – но, увы, более ран­них сле­дов и арте­фак­тов не сохра­ни­лось. О род­стве, общих кор­нях игр пишут мно­гие исследователи.

Ока­зы­ва­ется, самыми попу­ляр­ными в древ­нем мире, а затем в Сред­не­ве­ко­вье, эпоху Воз­рож­де­ния, Про­све­ще­ния и вплоть до сего вре­мени были вовсе не шах­маты и кости, а игры шашеч­ного типа. Именно шашки и их ста­рин­ные раз­но­вид­но­сти, кото­рые встре­ча­ются в раз­ные вре­мена в куль­ту­рах совер­шенно непо­хо­жих по мен­та­ли­тету и образу жизни древ­них народов.

Про­то­ти­пами шашек могли быть сенет в Древ­нем Египте (чет­вер­тое тыся­че­ле­тие до нашей эры), нарды на Ближ­нем Востоке (тре­тье тыся­че­ле­тие до нашей эры), древ­няя «Коро­лев­ская игра Ур» (Урарту) – кстати, эта игра до сих пор в ходу в Индии и мало чем изменилась.

Более позд­ние индий­ские «шашки» чау­пар отли­ча­лись ори­ги­наль­ной кре­сто­об­раз­ной клет­ча­той дос­кой, где фиш­ками были рако­вины каури. Эти «шашки» пере­ро­ди­лись в люби­мую совре­мен­ными испан­цами пачиси, кстати, их вари­ант полю­били и в Рос­сии, назвав по-рус­ски гово­ря­щее и ост­ро­умно: «Не злись, дружок».

В древ­нем Китае (вто­рое тыся­че­ле­тие до нашей эры) играли в ана­логи шашек го и го-моку (в играх фишки не дви­гают по доске, а только ста­вят и уби­рают обратно.

Го-моку (или гомо­ку­на­рабэ) пере­во­дится как «пять в ряд». Игра меня­лась и в 19 веке ее раз­но­вид­ность стала назы­ваться рэн­дзю, сего­дня в мире играют в более чем 10 вари­ан­тов рэн­дзю и го-моку.

Кстати, и в Европе издревле были свои «шашки» – древ­не­гре­че­ские пет­тейя и древ­не­рим­ские латрун­кули (пер­вое тыся­че­ле­тие до нашей эры).

Позже появился скан­ди­нав­ский хне­фа­тафл, тоже вид шашек с черно-белыми фигу­рами на пря­мо­уголь­ном поле из кле­ток. «Белые ста­ра­лись спа­сти короля, «чер­ные» – захва­тить, осталь­ные фигуры были его тело­хра­ни­те­лями и солдатами.

Все эти мало похо­жие игры род­нит общий прин­цип – фигурки, выстав­лен­ные игро­ками в несколько рядов, пере­ме­щают между лун­ками или клет­ками по игро­вому полю. Цель – захва­тить силы про­тив­ника или лишить его мобильности.

Не корысти и забавы ради

Дру­гие настоль­ные игры тоже известны с древ­но­сти. Ока­зы­ва­ется, домино почти в совре­мен­ном виде при­шло из Индии в конце пер­вого тыся­че­ле­тия до нашей эры (уже тогда это были плос­кие дву­сто­рон­ние таб­лички с рез­ными отме­ти­нами). Сло­но­вая кость и чёр­ное дерево делали кости пред­ме­том рос­коши. Вари­ант подоб­ной игры встре­ча­ется у инков и майя и дру­гих древ­них народов.

boris vladimisrky la partida de ajedrez 1940 - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Шах­маты до сво­его при­выч­ного нам клас­си­че­ского вида про­шли через много мета­мор­фоз, от индий­ской чату­ранги и сред­не­ази­ат­ской игры шатрандж до своих евро­пей­ских аналогов.

Кстати, зна­ко­мый нам облик мно­гие игры за сто­лом при­об­рели в Европе XVI-XIX веков.

Тогда же появи­лись пер­вые игры-бро­дилки, или кар­то­наж­ные игры, прин­цип тот же, что и сей­час – дви­гай фишки по полю (план сра­же­ния, дорога от замка к замку и так далее). Так про­изо­шли и лото, и «гусёк», и сухо­пут­ный и мор­ской бой.

Темы у «бро­ди­лок» были самые раз­но­об­раз­ные. В ста­рину было попу­лярно оса­ждать кре­по­сти или путе­ше­ство­вать на Свя­тую землю. Фишки могли быть фигур­ками ( сол­да­тики, монахи, пушки и про­чие бое­вые еди­ницы и персонажи).

В XIX веке в Рос­сии в ари­сто­кра­ти­че­ских семей­ствах были попу­ляр­ными игры на темы исто­ри­че­ских бата­лий. Над их раз­ра­бот­кой тру­ди­лись худож­ники и мастера-мини­а­тю­ри­сты. При­чем, напри­мер, в «отступ­ле­ние Напо­леона из Москвы» с под­рост­ками и моло­дыми людьми играли не из празд­ного инте­реса – а ради пат­ри­о­ти­че­ского вос­пи­та­ния юных умов.

Клас­си­фи­ка­ций совре­мен­ных настоль­ных игр несколько, проще и понят­нее всего вот такая:

  • Играль­ные кости – кубики с числами-точками
  • Игры мини­а­тюр – «желез­ная дорога», солдатики
  • Игры с каран­да­шом и бума­гой – мор­ской бой и крестики-нолики
  • Настоль­ные игры с полем – шах­маты, шашки, нарды
  • Игры с обо­зна­че­ни­ями на плит­ках – домино
  • Роле­вые, логи­че­ские и стра­те­ги­че­ские настоль­ные игры – «бро­дилки» и т.д.
  • Сло­вес­ные игры – буриме и проч.

Выби­раем и осва­и­ваем, что душа про­сит, на любой вкус, воз­раст и уро­вень сложности.

Чем полезны «настолки»?

Не будем сей­час гово­рить про ум, эру­ди­цию, вни­ма­тель­ность, хоро­шую ори­ен­та­цию в про­стран­стве, уме­ние про­счи­ты­вать ходы и преду­га­ды­вать дей­ствия сопер­ника, быст­рую реак­цию мыш­ле­ния и высо­кую ско­рость при­ня­тия реше­ний, – без­условно, всё это отлично раз­ви­вают настоль­ные игры.

rqeasq3bzkc - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Лучше поду­маем про пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и черты лич­но­сти, кото­рые вос­пи­ты­ваем, – про то, что изме­нится к луч­шему в душев­ном устро­е­нии ребенка.

Инте­ре­сен факт: все игры по умол­ча­нию абстрактны. Услов­ные фигурки и ситу­а­ции моде­ли­руют реаль­ные ситу­а­ции и отношения.

Всту­пая в игру, любой ребе­нок отлично пони­мает, что всё пона­рошку (это же каса­ется и ком­пью­тер­ных игр, насы­щен­ных зре­ли­щем, дей­ствием и высо­кими ско­ро­стями), но при этом он про­жи­вает ситу­а­цию игры как настоящую.

Он отда­ется игре цели­ком и пол­но­стью – мыш­ле­нием, вос­при­я­тием, эмо­ци­ями – а то, что увле­кает, и учит, и вос­пи­ты­вает его эффективнее.

Несмотря на сверх­ско­рост­ной «экшн» вир­ту­аль­ных игру­шек, тра­ди­ци­он­ные игры про­дол­жают удер­жи­вать инте­рес ребенка. То, что скла­ды­ва­лось тыся­че­ле­ти­ями, увле­кает и не уста­ре­вает. Почему?

Потому что наши предки неслу­чайно при­ду­мали «тихие» игры и играли в них.

Играя, ребе­нок познает мир и себя в нем. Он про­бует силы, узнает свой харак­тер, сла­бые места, учится не пасо­вать перед труд­но­стями, про­счи­ты­вать резуль­тат своих дей­ствий – а зна­чит, поне­многу науча­ется осо­знан­но­сти, без кото­рой не обой­тись взрос­ле­ю­щему чело­веку. Как не обой­тись без осо­знан­но­сти и хри­сти­а­нину в его духов­ной жизни.

Игра выстра­и­вает в мозгу новые ней­рон­ные связи, акти­ви­зи­рует мно­гие меха­низмы, боль­шин­ство из кото­рых мало изу­чены ней­ро­фи­зио­ло­гами и не до конца понятны им.

Но что можно ска­зать с опре­де­лен­но­стью – так это то, что пра­виль­ная игра про­из­во­дит пере­во­рот дет­ского созна­ния, обра­щая его от эго­цен­тризма к миру дру­гих людей. Помо­гает заду­маться: совер­шил дей­ствие – будь за него в ответе. Узнай, какой может быть резуль­тат и поду­май, как можно было (и можно ли было?) этого избежать.

В муд­рых пси­хо­ло­ги­че­ских книж­ках пишут, что настоль­ная игра помо­гает «…пра­вильно про­ана­ли­зи­ро­вать игро­вую ситу­а­цию и сде­лать вер­ный ход». Осме­лимся воз­ра­зить – игра учит, ско­рее обрат­ному: делать непра­виль­ные ходы, оши­баться, падать, про­ма­хи­ваться. А любой про­мах (именно так, кстати, в гре­че­ском языке обо­зна­ча­ется слово «грех») – это опыт, кото­рый учит и воспитывает.

Игра хороша тем, что у ребенка есть право и на первую ошибку, и на ошибку вто­рую, и на попытку номер 10, и даже на новую пар­тию, если эта вдруг не уда­лась. Это ими­та­ция реаль­ной дей­стви­тель­но­сти, где паде­ния не при­ве­дут к ката­строфе – где они игрушечные.

В реаль­ной жизни мно­гие вещи бывает не так-то про­сто изме­нить, испра­вить, «пере­иг­рать» заново (вспом­ним гре­хо­па­де­ние пер­вых людей и искуп­ле­ние греха Кро­вью и Телом Христовыми).

Но ребенку для его внут­рен­него взрос­ле­ния и душев­ного воз­му­жа­ния важно пони­мать, что, пока мы живы, ино­гда слу­ча­ется оши­баться, и кое-что можно испра­вить. Поэтому важно не отча­и­ваться и не сда­ваться – а пытаться снова, не опус­кая руки. Полу­ча­ется, про­стая настоль­ная игра учит душев­ной стой­ко­сти и выносливости.

Сло­вом, учимся на ошиб­ках безо вся­кого урона для пси­хики и «дет­ской репу­та­ции». Про­иг­рал? Ничего, в сле­ду­ю­щий раз поста­ра­ешься, и, может быть, выиг­ра­ешь. Ситу­а­ции про­ма­хов и оши­бок, кото­рые ребе­нок про­жи­вает в игре, не кажутся для него такими тра­ги­че­скими. С помо­щью настоль­ной игры он пре­одо­ле­вает син­дром неудач­ника. Больше того, играя, он про­ни­ка­ется важ­ным хри­сти­ан­ским посы­лом: упал? Зна­чит, «встань и иди».

От этики – к эстетике

Настоль­ные игры оста­вили замет­ный след не только в повсе­днев­ной жизни пред­ков, но и в искус­ствах (изоб­ра­зи­тель­ном, дра­ма­ти­че­ском, лите­ра­тур­ном) – вот, кстати, не одна тема для куль­ту­ро­ло­ги­че­ских заня­тий с ребен­ком любого возраста.

Вели­кие живо­писцы раз­ных эпох, госу­дарств, направ­ле­ний в искус­стве отдали дань изоб­ра­же­нию настоль­ных игр – что неслу­чайно, ведь выра­же­ния лиц и позы людей, увлек­шихся интел­лек­ту­аль­ной бата­лией – это инте­ресно и при­ме­ча­тельно и для зри­теля полотна, и для хоро­шего порт­ре­ти­ста, зна­тока чело­ве­че­ских душ.

161869 - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Отно­ше­ния людей, ока­зав­шихся за общей игрой, тепло семей­ного камелька и сама раз­ме­рен­ная и доб­ро­же­ла­тель­ная пат­ри­ар­халь­ная атмо­сфера ста­рин­ных семейств, – вот то, что отлично схва­чено и пере­дано художниками.

В рус­ской сло­вес­но­сти «тихие умные игры» не про­шли неза­ме­чен­ными. Кроме хре­сто­ма­тий­ных при­ме­ров из род­ной клас­сики при­хо­дят на ум стихи поэта, близ­кого к нам по вре­мени, почти современника:

В шах­маты играют на балконе
В дово­ен­ной южной стороне
Смуг­лый маль­чик в новень­кой матроске
И кур­сант при кожа­ном ремне.

У перил, где листья винограда,
Мать сме­ется и отец грустит.
Брат при­е­хал – он воен­ный летчик.
За бал­ко­ном бабочка парит.

Мы сидим за сто­ли­ком прозрачным,
А над нами лет­няя пора,
На доске рас­став­лены фигуры –
В шах­маты послед­няя игра.

Мир затих, не дви­га­ется время,
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в без­мя­теж­ном море,
До войны еще четыре дня…

Это отры­вок из сти­хо­тво­ре­ния Евге­ния Бачу­рина «Шах­маты на бал­коне», посвя­щен­ного началу Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Так гар­мо­нично и «мирно», навер­ное, еще никто не писал о войне. Это сего­дня с доски ухо­дят рез­ные чер­ные и белые фигуры, – словно гово­рит автор. Зав­тра поле боя и зем­ную жизнь будут поки­дать живые люди, и не дале­кие, абстракт­ные – а дру­зья, зна­ко­мые, близкие.

Тем силь­нее кон­траст мир­ного семей­ного дня за настоль­ной игрой – с Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной, кото­рая вот-вот при­дёт для героев кар­тины и изме­нит лицо мира.

Так, играя в шах­маты и заодно вспо­ми­ная кар­тины вели­ких, про­из­ве­де­ния клас­си­ков и стихи совре­мен­ного поэта и худож­ника Евге­ния Бачу­рина, можно нена­вяз­чиво заняться пат­ри­о­ти­че­ским вос­пи­та­нием своих чад – заве­сти с детьми раз­го­вор о войне 1941–45гг., её собы­тиях и героях, о пра­ба­буш­ках и пра­де­душ­ках, кото­рые вое­вали или рабо­тали в тылу, по-хри­сти­ан­ски жерт­вуя собой, чтобы жили мы.

Весь апрель в пред­две­рии побед­ного мая напол­нен воен­ными памят­ными датами:

  • 26 марта 1944 г. Совет­ские вой­ска вышли на гра­ницу СССР.
  • 27 марта 1944 г. наши вой­ска вошли на тер­ри­то­рию Румынии.
  • 5 апреля 1945 г. про­изо­шла встреча совет­ских и аме­ри­кан­ских войск на реке Эльбе.
  • 8 – 30 апреля 1944 г. состо­я­лась Крым­ская насту­па­тель­ная операция
  • 9 апреля 1945 г. Совет­ские вой­ска заняли Кенигсберг.
  • 11 апреля отме­ча­ется День осво­бож­де­ния узни­ков фашист­ских концлагерей
  • 16 апреля нача­лась Бер­лин­ская опе­ра­ция (1945).
  • С 16 апреля по 8 мая 1945 г. дли­лась Бер­лин­ская опе­ра­ция войск 1‑го и 20-го Бело­рус­ского и 1‑го Укра­ин­ского фронтов.
  • 20 апреля 1942 г. была завер­шена Мос­ков­ская битва.
  • 30 апреля 1945 г. мы водру­зили Знамя Победы над рейхс­та­гом в Берлине.
  • 30 апреля памя­тен как День памяти жертв Холокоста.

Каж­дая дата – повод для содер­жа­тель­ной беседы с детьми.

«Радиусы окружности, в центре которой – Бог»

maxresdefault - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Извест­ный про­по­вед­ник, высту­па­ю­щий в СМИ с интер­вью и бесе­дами на темы пра­во­слав­ной семьи, мате­рин­ства и дет­ства про­то­и­е­рей Мак­сим Пер­во­зван­ский, кли­рик храма сорока Сева­стий­ских муче­ни­ков (Москва), поде­лился мыс­лями о семей­ном досуге в дни поста, кани­кул и карантина.

Кроме клас­си­че­ских настоль­ных игр – шашек, нар­дов, «бро­ди­лок» и шах­мат – отец Мак­сим сове­тует попро­бо­вать вме­сте с детьми и неко­то­рые ком­пью­тер­ные игры – обще-раз­ви­ва­ю­щие, кото­рые не нано­сят духов­ного вреда (при уча­стии или с неко­то­рым кон­тро­лем роди­те­лей, потому как во всем – оче­видно – необ­хо­димы мера и разум­ный подход).

По его мне­нию. это «Tickets to ride», «Кар­ка­сон», «That’s life», «Селе­стия», «Uno», а также «Alias» – игра, где нужно объ­яс­нять поня­тия и слова. Её можно ска­чать на теле­фон или планшет.

На своей стра­ничке в соц­сети отец Мак­сим так объ­яс­няет свою сим­па­тию к настоль­ным играм:

«С подачи дочери в пост мы играем в «настолки».

Авва Доро­фей гово­рил, что мы нахо­димся как бы на ради­у­сах окруж­но­сти, в цен­тре кото­рой Бог. При­бли­жа­ясь к цен­тру, мы при­бли­жа­емся друг к другу. И наобо­рот, ста­но­вясь ближе друг к другу, мы ста­но­вимся ближе к Богу.

Настоль­ные игры очень сбли­жают роди­те­лей и детей. Реко­мен­дую. А как вы рабо­та­ете на спло­че­ние семьи?»

Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.


Вопрос: Сын меня спрашивает: "Все мы знаем, что в карты играть нельзя. Это азартная игра и играть в нее грех, но домино, шашки, шахматы и нарды - тоже азартные игры. Почему же в них играть можно? Или все-таки нельзя?"


Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш):
— Отличный вопрос, который показывает опасность формализма. Формализм в нашей повседневной жизни, просто недопустим. Если мы пытаемся установить формальные рамки для наших повседневных дел, кончится тем, что мы врежемся лбом в стену, набьем себе шишку и останемся с недоумением.
Степень азарта может быть очень разной. Если это происходит в местах лишения свободы, Вы можете представить, какого рода там идет игра, на какие ставки и с какими последствиями. Кто знает, тот знает, а кто нет, не дай Бог знать.
Другое дело - казино. Пока законодательно не запретили различные игровые заведения, не проходило и дня, чтобы ко мне не пришел человек и не сказал: "Не знаю, что со мной произошло. Получил зарплату, шел домой, зашел, и как-то получилось, что зарплата осталась там". Закрыли казино - и такие люди исчезли. Мы видим, как государственная власть своим участием регулирует нравственную жизнь народа. Это не значит, что исчезли азартные игроки, но массовая зараза исчезла.
Или такой пример, собрались три пенсионера, делать им нечего, ноги ходят плохо, и вот они играют в те же карты. Пусть по три копеечки, и проиграли 15 рублей за вечер. Ну, что к ним надо применять те же нравственные принципы, что в первых двух случаях? Конечно, нет.
Разве в футболе или боксе нет азарта? Колоссальнейший азарт, тем не менее, это легитимные виды спорта, и по нашим социальным обычаям этот азарт допускается. Возможно, в каких-то случаях это может служить стимулом к патриотизму, стремлению к физическому совершенству или интеллектуальному, если речь идет о шахматах. Такой серьезный взгляд должен быть на игру в целом и на нашу общественную жизнь.
Есть некие мифы и легенды, касающиеся именно карт, о том, что на них изображены какие-то бесы, что-то богохульное. Прямо скажем, что все это вздор. Эти легенды вызваны сочинениями не очень умных людей, которые пытались в позапрошлом веке отучить простых людей от картежной игры. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что когда человек обнаруживает, что все эти "страшилки" - обман, это обвинение в обмане он переносит на всю Церковь.
Карточные игры, как и другие игры, вредны потому, что они лишают человека свободы. Азартный игрок - это раб игры. Не пенсионеры у подъезда, а те, кто просаживают свои зарплаты и квартиры в азартных играх.

Великий пост – не компьютерная игра

7 марта 2011 года у православных россиян начался Великий пост. Каждый год растет число людей, впервые пробующих подвергнуть себя этому испытанию тела и духа. Испытанию нелегкому, даже странному в светском обществе, где само слово «пост» давно уже означает интернет-послание, а глагол «запостить» привычнее, чем «поститься». Елена Ямпольская обратилась со своей растерянностью к священнослужителю из Саратова игумену Нектарию. Что во время Великого поста важнее меню? Насколько все-таки принципиальна гастрономическая составляющая? Наш собеседник постарался разрешить основные, наиболее распространенные вопросы неофитов.

«Если вечером в вашем холодильнике обнаружится кусок колбасы…»


– Отец Нектарий, не секрет, что многие понимают пост как время диеты и очищения организма. Есть люди, рассматривающие пост просто как часть традиции. Так все-таки в чем смысл поста?

– В любом деле важнее всего намерение и та цель, которую человек преследует, когда к этому делу приступает. После грехопадения у первого человека оказались поражены три силы его души – воля, разум и чувства. Разум поврежден в меньшей степени, потому что любой из нас, будучи более или менее адекватным, способен различать добро и зло. А вот воля и чувство к этому абсолютно не способны: чувства наши влекутся к чему-то приятному независимо от того, добро это или зло, а воля находится в настолько расслабленном состоянии, что голосу разума отвечать не в силах. Значит, воля нуждается в некотором укреплении. Нужен опыт отказа от приятного.

– А это не рахметовщина? «Особенный человек» спал на гвоздях и тоже отказывал себе в пище…

– Речь идет не о самоистязании по собственному же произволу, а о том, чтобы склонить голову перед церковным установлением, которое на первый взгляд кажется непонятным, нелогичным, устаревшим. И знать, что исполняешь при этом волю Божию. То есть человек делает это не с гордостью, а со смирением. Сегодня это, наверное, даже важнее, чем аскетическая сторона поста.

– Значит, гастрономия не так важна?

– Все-таки надо отказываться от тех видов пищи, от которых заповедано отказываться Великим постом. Иначе получается, что человек чувствует себя умнее Церкви…

– Почему умнее? Слабее.

– Если слабее – тогда, может быть, не страшно, если вы поститесь не совсем правильно. Страшно, когда вам покажется, что вы умнее и шире Церкви.

– Мы тут в женском коллективе обсуждали строгости поста и сошлись на том, что жить без мяса – пожалуйста, сколько угодно. Самое трудное – лишить себя йогурта по утрам.

– Ни в коем случае не претендую на умственное превосходство, но вам не кажется, что такой повышенный интерес к пище пришел из времен, когда пропитание было некоторым дефицитом? Честно говоря, я вокруг себя особых гурманов не знаю, да и сама к этой категории не отношусь. Нормальный современный человек, живущий при кризисе перепроизводства, о еде думает мало – перехватил чего-ничего и побежал по делам.

– Ну да, ну да… Что вы там говорили о йогуртах?

– Есть отдельные слабости, конечно, но они же пустяковые…

– Поверьте, когда вы сделаете над собой небольшое усилие и откажетесь от такой пустяковой зависимости, вы вдруг почувствуете внутри новую силу. Маленькую, быть может, но для вас совершенно неожиданную. Господь ведет человека, как ребенка, и поначалу показывает ему самую низенькую ступеньку лестницы. Она порой вровень с землей находится. Но без этого первого шага движение дальше невозможно. И главная задача дьявола заключается в том, чтобы не дать человеку сделать первый шаг. Он говорит: это же мелочь, пустяк, просто глупость. Вообще, это люди придумали, когда есть было нечего, и они хотели себя таким образом приучить к экономии… Масса аргументов возникает как бы из ниоткуда, как бы из глубин нашего ума, нашей здравой логики, а в итоге что происходит? Минует один год – человек не начинает поститься, второй, третий. А потом возникает мысль: я уже столько лет считаю себя так или иначе причастным к Церкви, но при этом не пощусь, значит, и дальше можно не поститься.

– Наверное, вы правы…

– Если говорить о практической стороне поста, надо заранее обдумать и правильно организовать свое питание. Потому что, когда вы целый день пробегаете, а вечером у вас в холодильнике обнаружится только…

– … кусок колбасы.

– Вы его съедите. Просто ради самосохранения.

Я бы посоветовал сразу определиться, сколько раз в день вам следует есть – по медицинским показаниям. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина. Но, конечно, если пост ограничивается гастрономией, если человек не идет в храм, это ему ничего не даст. Только присутствие на богослужении и внутреннее участие в нем раскрывает для человека сущность поста.

«Господь вам что-то даст даром»

– Какие великопостные службы для понимания поста действительно необходимы? Помимо Страстной недели, разумеется.

– Прежде всего это первые четыре дня первой седмицы поста. Четыре вечера, когда читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Не прослушав чтение этого канона, не помолившись, поста уже не поймешь по-настоящему. Потому что пост – это не просто время воздержания, но время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. И Господь ему в этом помогает. Можно сказать, что во время поста небо для человека открыто.

– Четыре вечерних службы… Представляю себе радость начальника, к которому приходит подчиненный и говорит: с понедельника по четверг я с работы ухожу раньше…

– Знаете, если бы вы, не дай Бог, заболели и у вас была бы неотложная потребность в медицинских процедурах, начальник, наверное, с этим бы примирился, чтобы не потерять работника. А в данном случае это необходимая процедура для души. Подобные проблемы только кажутся непреодолимыми. Но они не трагичны и преодолевать их все-таки нужно.

Какие еще богослужения? Благовещение. Вербное воскресенье – за неделю до Пасхи. Воспоминание о воскрешении праведного Лазаря – суббота, ему предшествующая. Так называемое Мариино стояние, когда Великий покаянный канон читается не в дроблении, а целиком – среда пятой седмицы. Похвала Божией Матери – суббота пятой седмицы. Про Стояние Марии Египетской следует сказать отдельно. Особенность этой службы заключается в том, что, помимо Канона, читается Житие преподобной Марии Египетской. Это, пожалуй, единственный случай в году, когда в церкви вслух звучит история, которую, наверное, не следовало бы оглашать – потому что Житие этой святой изобилует подробностями грехов, в которых она жила. Но делается это как раз для того, чтобы можно было понять, насколько удивительным бывает восхождение из бездны греха к вершинам святости. И достигнуть этих вершин можно только через покаяние. Когда человек обращается к той или иной духовной практике, он думает, как ему усовершенствовать себя, стать лучше, подняться выше. В христианстве иной путь. Человек нисходит в глубину покаяния и смирения, абсолютно не думая, как бы ему стать святым. Нет в Церкви ни одного святого, который хотел стать святым. Если кто-то хотел стать святым, он никогда им не становился – в этом парадокс христианства. Преподобная Мария Египетская уходила в пустыню для чего угодно, только не для того, чтобы стать святой, ходить по воде и молиться, поднявшись на воздух.

– Требуется ли благословение на пост?

– Не обязательно. С другой стороны, приступая к любому важному делу, хорошо испросить благословение у священника.

– А первый пост – это очень важно.

– Конечно. Испрашивая благословения, вы тем самым признаете свою немощь, смиряетесь, а человеку, смирившемуся хотя бы в малом, Господь непременно дает Свою благодать. Это закон духовной жизни, который можно понять только на собственном опыте. Вообще, если вы сделаете этот первый шаг, Господь вам даст больше, чем Он дает, скажем, мне или тому, кто давно уже живет церковной жизнью. Со временем вам придется думать о глубине вхождения в пост. А сейчас вы просто придете, как ребенок, и Господь вам что-то даст даром – просто за то, что вы пришли. Что именно – трудно сказать, но то, что вам будет нужно и что вы сможете уже сейчас принять и не потерять.

«Двигаться вперед – единственный способ не вернуться назад»

– Я заметила, что у людей церковных предощущение Великого поста – необычайно праздничное. Они даже поздравляют друг друга. С чем именно?

– Пост неслучайно называется в церковных песнопениях «весной духовной». Вы знаете, как мы любим откладывать важные дела на завтра. А завтра с утра не получилось, что-то отвлекло, уже вечер, начинать поздно. Мы опять обещаем себе, что начнем завтра, и порой это «завтра» означает никогда. Пост становится очень хорошим поводом изменить себя и свою жизнь, а значит, и временем радости – несмотря на все скорби.

– Простые, невинные удовольствия во время поста допустимы? Не надо нарочно нагнетать в себе мрачное состояние духа?

– Мрачное настроение в себе вообще никогда нельзя нагнетать. Оно ничего общего с покаянием не имеет. Покаянное чувство – на самом деле очень светлое. Это путь к радости через мрак.

Было бы ошибкой сказать, что Великим постом категорически запрещено радоваться. Но представьте себе, что вы готовитесь к делу, требующему полной концентрации всех сил, полной сосредоточенности. Вы же не станете себя в этот момент ничем развлекать и отвлекать. Предположим, спортсмен – фехтовальщик, боксер – вышел на поединок и вдруг задумался о чем-то, помимо единоборства с противником. Он не сможет победить. Нечто подобное происходит и здесь: в невинных радостях и удовольствиях во время Великого поста греха нет. Но если вы откажетесь от какого-то удовольствия, чувствуя, что оно вас рассеивает и расслабляет, это будет правильно.

– То же самое относится к театру, кино?

– Традиционно постом люди отказывались от зрелищ.

– Да, но традиционно постом зрелищные заведения – в большинстве своем – просто закрывались.

– Сегодня все остается в рамках свободы выбора отдельного человека. Это труднее, с одной стороны, а с другой – гораздо большую ценность перед Богом имеет.

– А чтение светской литературы.

– Представьте: пришел человек в церковь, а ему там сказали: ты должен отказаться от литературы, в том числе и классической, в твоей жизни больше не будет ни живописи, ни музыки, ни стихов. Вместо этого – храм, иконы, церковные песнопения, творения святых отцов, Псалтирь и Евангелие. Если человек это примет, то скорее всего он свою жизнь – не духовную, а поначалу душевную – просто изуродует. Естественнее бывает по-другому: читает человек святых отцов, просто знакомясь, просто узнавая, и вдруг в какой-то момент понимает, что иной литературы ему больше не требуется. Не случайно земля в одно время года готова принять семя, а в другое – принести урожай. Вот Великий пост – очень благоприятный период для сеяния. Душа открывается, смягчается, и чтение духовных книг в это время становится особенно благотворным.

– Знаете, вот это и пугает. Не столько сам пост, выдержишь – не выдержишь. Но ощущение, что ты куда-то движешься и от чего-то на этом пути будешь бесповоротно отказываться. А ведь позади остаются вещи милые, теплые, привычные…

– С этого начинается путь к спасению – испугаться. В христианстве действительно нет такой точки, на которой можно было бы надолго замереть. Апостол Петр говорит: для того, чтобы сделать свое христианское звание и избрание более твердым, надо постоянно двигаться вперед. Это единственный способ не вернуться назад. Любой откат назад воспринимается душой человека как предательство, это очень опасно.

«Надо отличать болезнь от истерики»

– Если на время Великого поста выпадают праздники и торжества, передвинуть которые невозможно, – кто-то поедет в гости на Восьмое марта, у кого-то дни рождения близких…

– Тут надо руководствоваться обстоятельствами и здравым смыслом. Проигнорировав день рождения близкого человека, вы причините ему обиду и боль, потому что это не вписывается в систему вашей сегодняшней жизни. Приходя в гости постом, не надо вызывать к себе сочувствие, повышенное внимание, чтобы весь стол обсуждал, как вы поститесь, а хозяева недоумевали, чем бы вас все-таки угостить. В большой компании можно что-то положить себе на тарелку, расковырять и сделать вид, что едите. Но, если вы находитесь в обществе людей понимающих и близких, не стоит скрывать от них свое решение поститься. Зная вас как человека серьезного и основательного, они наверняка задумаются, что вас к этому решению привело.

– А вообще – начинать поститься лучше в одиночку или сразу подталкивать, «агитировать» близких?

– Начинать «подталкивать» близких стоит тогда, когда вы сами на несколько шагов их опередите. И можно будет не подталкивать, а просто позвать за собой. Только реализовав свою ответственность за себя самого, человек может отвечать за других.

– Запрещен ли в пост алкоголь?

– Кроме суббот и воскресений. По отношению к алкоголю церковный устав более демократичен. Дело в том, что устав – Типикон – создавался не в России, а на Востоке, где вино – обычный напиток за столом.

– Растительное масло – тоже только по субботам и воскресеньям?

– По уставу – да. Но на практике люди, которые начинают поститься без растительного масла, порой теряют впоследствии всякую способность к посту – по причине тех или иных желудочных заболеваний.

– Значит, с маслом допустимы послабления?

– Конечно. А если у человека давление 80 на 40, ему придется есть и скоромную пищу. Чтобы его всякий раз из храма на руках не выносили. Плоть, уже угнетенную болезнью, нет необходимости угнетать еще и постом. Лучше обратиться к священнику – желательно к тому, у которого вы исповедуетесь, и спросить: вот таковы мои медицинские обстоятельства, как в связи с этим мне лучше поститься?

– До поста можно и не знать своих медицинских обстоятельств, они позже вылезут.

– Бывает. Но тут тоже надо уметь различать – это действительно болезнь или просто…

– Истерика организма.

– Да. Плоть, не привыкшая себе ни в чем отказывать, начнет бунтовать и кричать «караул!». Первый крик «караул!» надо переждать.

– А что касается курения?

– Курение не является тем смертным грехом, каким некоторые люди пытаются его представить. В истории Церкви были даже святые, которые курили. Например, святой равноапостольный Николай Японский. Он курил достаточно много – до своей архиерейской хиротонии. Бросил, только став епископом. Но, с другой стороны, эта привычка действительно является вредной и греховной в том смысле, что человек сознательно причиняет себе вред. Вообще любое человеческое пристрастие – это вред для его души. Поэтому Великий пост – прекрасный повод узы этой привычки ослабить.

– Женатых людей волнует вопрос супружеских отношений в пост…

– Есть традиция Церкви, согласная со словами апостола Павла. Он говорит, что муж и жена не должны удаляться друг от друга, кроме как по взаимному согласию. И в качестве причины удаления по обоюдному согласию называет именно пост. Но это сложный вопрос, потому что чаще всего мы имеем дело с семьями, в которых одна нога ушла вперед, а другая осталась позади. И здесь необходимо все взвешивать на внутренних весах. Можно, заботясь о своей пользе, повредить тому человеку, который находится рядом, настроить его против Церкви, а с другой стороны – стремясь угодить человеку, повредить себе.

– Если на время Великого поста приходится событие, явно чреватое конфликтами, – как лучше поступить?

– Все ситуации, требующие столкновения мнений, лучше от поста отделять. Опыт говорит, что пост есть время не только молитвы и покаяния, но еще и искушений. На человека, который чуть больше постится и чуть больше молится, темная сила ополчается с особым рвением. Даже в храмах и монастырях Великий пост зачастую становится временем конфликтов и сложностей. Не потому, что люди голодные и оттого злые. А потому, что на этом маленьком пространстве каждый из них старается хоть самый малый духовный подвиг подъять. А кто-то между ними бегает и подбрасывает угольки, чтобы ссора разгорелась из-за пустяка.

– Если не выдержишь строгостей, нарушишь пост, что делать?

– Вы идете по скользкой дороге. Упали. Что будете делать?

– Встану и пойду дальше.

– Так и здесь. Встать, отряхнуться, продолжать идти. Пост – это не какой-то уровень компьютерной игры, который человек должен пройти без потерь, а если не прошел, то игра закончена. Хотя порой враг именно это человеку и нашептывает. Он говорит: ты нарушь, потому что один раз не считается. А когда человек нарушает, он говорит: ну, ты все равно уже нарушил, нет смысла продолжать…

Однако и выдержав пост, было бы ошибкой думать, что вслед за тем можно расслабиться. Пользы тогда не будет никакой. Пост – это повод собраться и потом не расслабляться. И, быть может, к следующему посту собраться еще больше.

Православие


Уважаемый Александр Фёдорович, православным христианам категорически запрещается играть в карты. Потому что на картах изображены орудия страдания Господа Нашего Иисуса Христа: крест, губка, копьё и другие символы, которые однозначно трактуются как христианские святыни. А карты используются для азарта, игры или просто для повседневного времяпрепровождения. Лучше это время потратить на что-то полезное, чем разложить пасьянс или перекинуться картами, на которых нанесены христианские святые символы для унижения нашей христианской православной веры.
А вот настольные игры - это добрая традиция семейного времяпрепровождения, и я бы даже рекомендовал обращаться к ним регулярно. Это хорошо, когда вся семья участвует в таких играх. Потому что современные средства связи, компьютеры разделяют домочадцев друг с другом, каждый занят своим ноутбуком, телефоном, смартфоном, планшетом, и члены семьи не общаются между собой. Настольные игры как раз то средство, с помощью которого можно общаться, оно объединяет семью.
Если дети ещё маленькие, то можно использовать детское домино, где нужно что-то подсчитывать, рассматривать рисунки, какие-то ассоциативные навыки применять, такой вид деятельности развивает ум и логику ребёнка. Что касается "Монополии" и других игр на деньги, пусть это даже условные средства, может быть, в этом тоже есть какая-то польза. Но, с моей точки зрения, есть более полезные настольные игры, которые, используя элемент игры, дают ребёнку возможность развития, интеллектуального и нравственного. От игры в "Монополию" может развиваться какая-то практическая жилка, но в то же время, она может провоцировать развитие жадности и алчности. Эта игра связана именно с накопительством, цель её - собрать некую сумму денег, приобрести заводы и недвижимость путём сделок. Ничего плохого в бизнесе нет, но всё-таки "Монополия" вносит некий элемент азарта, мало пользы, когда человек стремится приобрести как можно больше. На мой взгляд, если бы в этой игре помимо чисто экономических вещей была ещё, например, внесена благотворительная деятельность, то есть то, что практикуют многие из властьимущих, бизнесменов, тогда это было увлекательнее, интереснее и полезнее.

протоиерей Никита (Заверюха), настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца г. Тирасполя

Читайте также: