Многодневное голосование на выборах сколько дней

Обновлено: 08.07.2024

Положения ст. 63.1 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

Статья 63.1. Дни голосования на выборах, референдумах

1. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

2. Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.

3. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.

4. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);

5. Законом может быть предусмотрено, что указанное в пункте 4 настоящей статьи решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

6. Право принятия решения о проведении голосования с использованием дополнительных возможностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.

7. В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона, не проводятся.

8. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.

9. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

История введения многодневного голосования в России


ТАСС-ДОСЬЕ. 18 июня председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова сообщила, что голосование на выборах депутатов Госдумы VIII созыва и региональных выборах в сентябре будет проходить в течение трех дней подряд - с 17 по 19 сентября. Указ президента о назначении выборов в Госдуму на 19 сентября текущего года был подписан 17 июня. В тот же день документ был опубликован и вступил в силу, с этого момента официально началась избирательная кампания.

Впервые практика многодневного голосования была применена в России в 2020 году.

Принятие поправок в избирательное законодательство

21 июля 2020 года Госдума приняла закон, позволяющий проводить выборы в течение нескольких дней подряд, не более трех, в избирательных кампаниях любого уровня (за - 344 депутата, против - 51, воздержавшихся не было). 24 июля того же года документ был одобрен Советом Федерации, 31 июля подписан главой государства и опубликован.

Поправки о многодневном голосовании были внесены в федеральные законы (ФЗ) №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года и №20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22 февраля 2014 года. В соответствии с ними №67-ФЗ был дополнен статьей 63.1, №20-ФЗ - статьей 80.1.

СФ одобрил закон о возможности трехдневного голосования на выборах и референдумах

МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Совет Федерации одобрил на пленарном заседании в пятницу закон об изменениях в избирательное законодательство, который в том числе устанавливает возможность проголосовать на выборах и референдумах в течение нескольких дней, но не более трех. За это решение проголосовали 137 сенаторов, против 6, один воздержался.

Такая поправка была внесена при рассмотрении во втором чтении законопроекта, позволяющего освобождать члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от должности до истечения срока его полномочий. Этот документ был внесен в Госдуму еще в 2012 году Дмитрием Медведевым, занимавшим в тот момент должность президента РФ. Он позволяет избиркомам отзывать членов комиссии по мотивированному представлению политических партий, которые их назначили. При этом рассматривать такие представления избиркомы смогут только в случае, если партия одновременно внесла предложения по кандидатуре нового члена.

Решение о возможности проведения голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех, будут принимать избиркомы, причем они должны определиться в течение 10 дней после официальной публикации решения о назначении выборов или референдума. После того запрещается изменять решение о количестве дней голосования.

Многодневное голосование не предполагает участие в выборах или референдумах по открепительным удостоверениям или досрочное голосование. При этом документ разрешает проводить выборы и референдумы вне помещения для голосования, на оборудованных для этого территориях. Речь идет о придомовых территориях и территориях общего пользования.

Кроме того, законом уточняется, что административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, поступившее в суд в период избирательной кампании до первого дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней, но не позднее дня начала голосования. Если же речь идет о заявлениях, поступивших в день накануне голосования, непосредственно в период проведения голосования или после его окончания, то они должны рассматриваться немедленно. Также немедленно будут рассматриваться исковые заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и участников референдума.

Многодневное голосование в 2020 году

В законе от 21 июля 2020 года о внесении изменений в №67-ФЗ и №20-ФЗ оговорено, что новые правовые нормы применяются к выборам и референдумам, назначенным уже после вступления данного документа в силу, то есть с 2021 года.

Однако ранее, 23 мая 2020 года, был подписан закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому ЦИК России получила возможность самостоятельно определять порядок и сроки голосования граждан "в целях создания условий для защиты здоровья избирателей" (в 2020 году в России началось распространение новой коронавирусной инфекции), но не ранее чем за 10 дней до основного дня голосования. Соответствующие изменения были внесены как пункт 16 в статью 65 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, закон ввел возможность дистанционного электронного голосования граждан - без использования бумажного бюллетеня. В условиях распространения коронавирусной инфекции эти меры должны были помочь не допустить скопления избирателей на участках.

В соответствии с данными поправками Центризбирком 24 июля 2020 года принял решение провести единый день голосования в РФ (ЕДГ) в текущем году в течение трех дней вместо одного, как было ранее. ЕДГ должен был пройти 13 сентября в 83 из 85 регионов (кроме Кабардино-Балкарии и Санкт-Петербурга). По решению ЦИК основным днем голосования осталось 13 сентября, дополнительными стали 11 и 12 сентября. Голосование в течение нескольких дней проходило в регионах, где проводились довыборы в Госдуму, а также выборы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации и их административных центров и совмещенные с ними муниципальные выборы.

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в сентябре 2020 года, 84% респондентов отметили удобство голосования в течение трех дней, а 77% поддержали проведение выборов в подобном формате в будущем. По словам Памфиловой, в дальнейшем комиссия будет принимать решение по этому вопросу "в зависимости от эпидемиологической ситуации", а также с учетом других факторов, актуальных к моменту начала избирательных кампаний.

Суть законодательной нормы

Решение о проведении голосования на выборах или референдумах в течение нескольких дней подряд, но не более трех, принимает избирательная комиссия, организующая данные выборы или референдумы. На федеральном уровне решение о трехдневном голосовании принимает Центральная избирательная комиссия, в случае проведения избирательных кампаний на региональном и местном уровнях - избиркомы субъектов РФ и местные избирательные комиссии. При совмещении выборов разных уровней (в единый день голосования в РФ) решение о том, сколько дней будет продолжаться голосование, должна принимать избирательная комиссия, которая организует выборы более высокого уровня.

Решение о многодневном голосовании принимается соответствующим избиркомом в течение 10 дней после официальной публикации о назначении выборов или референдума и не подлежит пересмотру.

Предвыборная агитация должна быть завершена в 00:00 часов по местному времени первого из трех дней выборов. Проведение агитации в дни голосования запрещено.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования в последний из трех дней выборов.

Попытки оспорить новые законодательные нормы

25 августа 2020 года в Верховный суд (ВС) поступил коллективный иск от 100 кандидатов в муниципальные депутаты, выдвинутых в рамках проекта поддержки конкурентных выборов "Объединенные демократы". Заявители попытались оспорить решение ЦИК о трехдневном голосовании и норму о возможности голосовать вне помещений. По мнению истцов, Центризбирком не имеет права самостоятельно устанавливать новый порядок выборов. Однако 27 августа ВС отклонил иск.

Иски в Верховный суд, оспаривающие постановление Центризбиркома о трехдневном голосовании в сентябре 2020 года, подали также партии КПРФ (27 августа) и "Яблоко" (9 сентября). По мнению коммунистов, решение ЦИК было принято уже после начала избирательной кампании и оно противоречит правовым основам, поскольку срок полномочий действующих органов власти истекает во второе воскресенье сентября, а голосование начнется за два дня до этого. "Яблоко" также расценило постановление Центризбиркома как противоречащее федеральному законодательству. Однако ВС отклонил исковые заявления.

Опрос ВЦИОМ 2021 года

16 июня 2021 года ВЦИОМ представил на заседании ЦИК результаты опроса, проведенного 15 июня. 56% респондентов из тех, кто собирается принять участие в выборах в 2021 году, заявили, что "скорее положительно" относятся к предложению голосовать в течение трех дней, 21% дали ответ "скорее отрицательно", 22% эта инициатива оказалась безразличной.

Россиянам также задали вопрос о том, как им лично было бы удобно голосовать. 61% опрошенных заявили, что им была бы удобна возможность голосования в один из трех дней, 34% предпочли бы однодневное голосование. Наибольшее количество сторонников многодневных выборов - 81% - среди самой молодой группы респондентов (от 18 до 24 лет), наименьшее - 57% - в группе 45-59 лет.

Один, два, три

Законопроект был внесен президентом России в 2012 году, тогда же прошел первое чтение. Изначально он предусматривал право партии отозвать своего представителя из избирательной комиссии, если будут выявлены факты его недобросовестного отношения к своим обязанностям. Ко второму чтению было предложено дополнить законопроект новой статьей - о многодневном голосовании. Согласно внесенной поправке, по решению избирательной комиссии, организующей выборы, "голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более 3 дней". Такое решение может быть принято в течение десяти дней с даты назначения выборов и не подлежит пересмотру. В случае принятия решения о проведении многодневного голосования нельзя будет использовать открепительные удостоверения и голосовать досрочно. Еще одна новелла - возможность голосовать вне помещений избирательных участков, в том числе на придомовых территориях.

Как рассказала, представляя законопроект, глава комитета ГД по контролю и регламенту Ольга Савастьянова, изменения готовились, исходя из интересов граждан, и учитывали опыт, полученный в ходе голосования по поправкам в Конституцию РФ. Напомним, оно проходило в течение семи дней - с 25 июня по 1 июля.

96 процентов участников многодневного голосования назвали такой формат удобным

"По итогам плебисцита 71% наших граждан сказали о том, что им понравилась та процедура, которая была организована", - отметила она, добавив, что 96% участников многодневного голосования назвали такой формат удобным. "Нам многое что с вами, возможно, неудобно, но у нас с вами критерий один: насколько это удобно нашему избирателю. Избиратель свое слово сказал, через эти поправки мы его поддержали", - подчеркнула депутат.

Аналогичная норма вносится и в закон о выборах депутатов Госдумы. Законодатели дают право Центризбиркому принимать решение о проведении голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Ближайшая федеральная думская кампания - в сентябре 2021 года - может пройти уже по новым правилам. А вот голосования 13 сентября новые нормы не коснутся, даже если закон будет принят, подписан президентом и вступит в силу. Как пояснила Ольга Савастьянова, избирательная кампания нынешнего года уже стартовала, и менять правила по ходу нельзя.

Александр Брод, сопредседатель ассоциации российских НКО по защите избирательных прав "Гражданский контроль", член СПЧ:

- Новая форма голосования в течение нескольких дней показала востребованность гражданами. Согласно данным соцопросов, больше половины респондентов посчитали такой вариант голосования полезным. Во-первых, это снижает нагрузку на избирательные участки, а это важно в период пандемии. Во-вторых, это удобно для граждан, избирательные процессы становятся более комфортными и доступными. Многодневное голосование должно быть обеспечено общественным контролем, у наблюдателей в регионах уже есть необходимый опыт.

Марат Баширов, политолог:

- Это продолжение проводимой ЦИК политики по трансформации процедуры голосования. Голосование в течение нескольких дней оказалось удобно для граждан, эксперименты были признаны удачными, соответственно, сейчас это реализуется уже в федеральном законе, который дает возможность делать так называемое пролонгированное голосование. То есть человек будет голосовать в тот день, когда ему удобно.

Мы традиционно с вами привыкли, что у нас был только один день голосования, как правило, это было воскресенье. Хотя из-за такого ограничения явно не имели возможности проголосовать те люди, которые, например, работают сутки или находятся в удаленном месте и из-за рабочего режима не могут доехать до избирательного участка. Когда вы даете возможность голосовать в течение трех дней, то у человека появляется выбор.

Я думаю, что в результате этих поправок гораздо большее количество граждан сможет реализовать свое конституционное право - избирать органы власти.

Алена Булгакова, руководитель Исполнительного комитета Общероссийского общественного движения "Корпус" За чистые выборы":

- Значение этих поправок колоссальное. Общероссийское голосование очень четко показало, что, во-первых, данный механизм позволяет в условиях пандемии обеспечить максимальную безопасность жизни и здоровья россиян, которые приходят на участки для голосования. С другой стороны, это дает возможность гражданам выбирать удобное время, когда они могут выполнить свой гражданский долг. Это позволит в перспективе увеличить явку на голосовании, обеспечить возможность максимальному количеству людей принять в нем участие. Поэтому, безусловно, благодаря этим двум составляющим поправки дадут свои плоды.

С точки зрения наблюдательского и экспертного сообщества мы данную практику поддерживаем. Мы не раз говорили, что она применяется и на международном уровне, и входит в международные стандарты. Наблюдательское сообщество со своей стороны готово работать для обеспечения легитимности и прозрачности всех процессов.

Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР):

- На мой взгляд, это достаточно радикальное изменение в подходе работы избирательных комиссий и ЦИК в целом. Это, конечно, шаг навстречу гражданам, у которых есть так называемое активное избирательное право.

Многодневное голосование для россиян обеспечивает удобство, а в условиях пандемии еще и безопасность. Безусловно, это осмысление опыта, который был получен во время голосования по поправкам в Конституцию, и общественного одобрения, которое получила сама процедура.

Обвинения со стороны оппозиции в том, что это действия в интересах власти, на мой взгляд, голословные, потому что институты наблюдения и контроля сохраняются и применимы в этих условиях.

Читайте также: