Много лет назад мы поняли что существует только один способ расширить дело улучшить коммуникации

Обновлено: 01.07.2024

Целью работы является исследование организации ОАО «ДВНИИТС» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.
Задачи работы:
- дать общую характеристику организации;
- исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;
- раскрыть миссию и цели организации;
- описать методы управления;
- описать организационную структуру управления;
- разработать рекомендации по совершенствованию структуры управления.

Содержание

Ведение……………………………………………………………….………3
1. Коммуникации в процессе управления……………………….…. ……..5
1.1. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс…….….…5
1.1.1. Понятие коммуникации. Язык…………………………….…….………..5
1.1.2. Два аспекта коммуникации………………………………………….……6
1.1.3. Виды коммуникаций………………………………………………………7
1.1.4. Коммуникационный процесс……………………………………..……..10
1.1.5. Этапы процесса коммуникаций…………………………….……..…….10
1.1.6. Обратная связь и помехи……………………………………………. …13
1.2. Основные направления совершенствования межличностных коммуникаций………………………………………….……………..…..…12
1.2.1. Семантические барьеры………………………………………. ….……16
1.2.2. Невербальные преграды………………………………………. …….…17
1.2.3. Плохая обратная связь…………………………………………. ………19
1.2.4. Неумение слушать……………………………………………….………20
1.2.5. Приемы постановки вопросов………………………………. …..…….20
1.3. Проблемы и пути совершенствования организационных коммуникаций………………………………………………………. ……22
1.3.1. Регулирование информационных потоков……………………….…….22
1.3.2. Управленческие действия…………………………………. …..………22
1.3.3. Система обратной связи……………………………………….…. ……23
1.3.4. Система сбора предложений…………………………. ………..…..….23
1.3.5. Информационные бюллетени…………………………………..………24
1.3.6. Современные информационные технологии…………………….…. 25
2. Совершенствование системы управления ОАО «ДВНИИТС»……………26
2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……….……26
2.2. Внешняя и внутренняя среда организации………………………..……..31
2.3. Миссия и цели предприятия………………………………………………40
2.4. Методы управления………………………………………………………..42
2.5. Организационная структура управления…………………………..…….44
3. Выводы и предложения по совершенствованию системы управления..…..48
Заключение…………………………………………………………………….…61
Список использованной литературы………………………………………..…..62

Работа состоит из 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания.

Если один пример культурных различий в невербальной коммуникации - склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка нечасто не часто гостит на лицах русских и немцев.

Плохая обратная связь.

Неумение слушать.

Когда вам сообщают о задании, новых приоритетах в работе, изменение рабочих процедур, проблемах, связанных с работой, или новых идеях, способных повысить эффективность отдела или организации, важно услышать конкретные излагаемые вопросы. Но мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам.

Помимо умения эффективно слушать существует еще ряд способов, которые можно использовать для повышения отдачи межличностных коммуникаций.

Проясняйте свои идеи перед началом их передачи.

Прояснение собственных идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего руководителя, подчиненного или коллеги, вам, в принципе, нужна определенная тема, как объект передачи. Некоторые из таких тем перечислены в приложении.

Излучайте эмпатию и открытость.

Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре. Старайтесь избегать скороспелых суждений, оценок и стереотипов. Вместо этого, старайтесь увидеть, прочувствовать и понять ситуация и затрагиваемые проблемы в контексте собеседника. Это вовсе не означает, что вам следует соглашаться с тем, что говорит собеседник. Это значит только, что вы пытаетесь понять его слова.

Другой способ задавать вопросы – заставить человека пересказать ваши мысли. Вы можете сказать, например: «Боб, а не уверен, что мы охватили все моменты, поэтому будьте добры, рассказать мне, что считаете наиболее важными вопросами в связи с проектом, над которым вам предстоит работать?»

Еще один способ создания обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Например, вы даете новое задание работнику, не появляется ли в выражении его лица напряженность? Не заметно ли в нем легкое раздражение не смотрит ли человек вниз, слушая вас? Эти сигналы, если они присутствуют, должны сообщить вам, что человек, может быть, не вполне понимает задание или расстроен им. Может случиться, что работник отреагирует на ваши слова с колебаниями в голосе: «Да-да, . , конечно, я возьмусь за это». Любой из этих знаков – факт обратной связи, свидетельствующий о возможной неудовлетворенности или непонимании. Если вы чувствуете это, можно прибегнуть к методам задавания вопросов, описанным выше.

Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеривались сообщить. Это – пример выполнения контрольной функции, о чем речь пойдет дальше.

Наконец, еще один способ установления обратной связи – проведение с подчиненными политики открытых дверей. Пусть они знают, что вы готовы обсудить с ними любые вопросы, затрагивающие их интересы, и подкрепить свои слова действиями. Если работнику, пришедшему поговорить с вами, вы сообщаете о том, что заняты, ваши подчиненные узнают “реальный” стиль вашего управления. С другой стороны, вы не хотите, чтобы вас без конца прерывали. Поэтому вы, к примеру, можете выделить определенный час в течение дня, когда вы готовы выслушать подчиненных по любому интересующему их вопросу.

Очевидно, что все эти рекомендации требуют от вас концентрации и ориентирования энергии на конкретные цели в процессе обмена информацией.

Организационные коммуникации.

Понимание процесса межличностного обмена информацией и методов совершенствования вашего умения обращаться, должно способствовать росту эффективности вашей управленческой деятельности. В дополнение к межличностным контактам управляющий должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена. О сильном влиянии коммуникаций на успехи организации сообщал Артур Вуд, бывший руководитель фирмы «Сервис» Рассказывая о том, как его фирма сумела увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл./год, он заявил: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникации».

Преграды в организационных коммуникациях.

Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие


А фан асье в В . Г . Сис тем ность и общест в о . М .: Полит изд ат , 198 0 . С . 237 .


и внешняя среда , представленная в виде различных а удиторий . Предме -

том управления комм уникации является зона конфликта , этот факт н е

вызывает в среде специалистов никаких возражений . Однако погранич -

ная позиция , которую занимают специалисты , участв ующие в у пра вле -

нии коммуникациями , со временем ме нялась и , соответственно , меня -

лось ее ко нкретное содержание . На ра нних этапах а кцент при ходился на

коммуникации как официальн у ю задач у . В 60–70- е гг . широко обс ужда -

лись такие явления , как информация , реклама и т . д . Управление ком -

муникациями с тановилось особой форм ой выражения организац ии , об -

ращавшейся к общест венности , сообщ ая об отличительных свойст вах

В 80- е гг . акцент делался на с пособ ос уществления политики ор -

В наши дни коммуникации по-прежнем у , или даже в первую оче -

редь , остаются средством формирования политики . Это связано с тем ,

что политика , которая польз уется наибольшей поддержкой , и ест ь соб -

ственно легитимная политика организац ии . В рез у л ьтате за комм уника -

циями закрепилась специальная ф ункция , и она заняла свое место среди

прочих у пра вленчески х инструменто в – маркетинга , финансов , плани -

рования и управления производством . Связи с общественнос тью пере -

росли в у правленческий инструмент и стали объектом планирования

Легитимность компании зависит от спо собности компании сохра -

нять с вое место в системе рыночных отношений . Поэтому и комм у ни -

кация должна соответс твовать условиям двойной леги тимности : внут -

ренней , признаваемой за руководителе м и его подчиненными , и внеш -

ней , признаваем ой экономичес кими , политическ ими и нра вственным и

В этом свете коммуникации выступают в качестве стратегическо -

го инструмента , что указывает на рас ширение круга функционал ьны х

обязанностей специал иста по у пра влению комм уникациями и повыше -

ние организационного уровня , на котором происходит формирование

В связи с процессом интеграции комм уникаций в деятельност ь

организации возникает вопрос о том , кому и какая роль отводится

в этих отношениях . Следует ли высшим менеджерам организации само -

стоятельно формулировать основное н аправление деятельности , огра -

ничив рол ь персонала и прочих рефе ре нтных гр упп до п ростого подчи -

нения и следования в у казанном направлении , или в процессе поиска

направления должны участвовать обе стороны ? Эту дилемму часто рас -

сматривают как проб лему выбора между односторонними – дв усторон -

ними коммуникациями или ассиметри чными – симмет ричными отно -


шениями . Историческое раз витие подходов к решению проблемы полу -

чило широкое отражение в на учной и специальной профессио нальной

Этот процесс выявил необ ходимость координации сообщ ений , ка к

исходящих из организации , так и происходящих внутри нее . Вследствие

того , что термин « комм уникации » все чаще стал у потребляться рекла -

мистами для обозначения с воей деятельности в сфере ре кламы , была

разработана концепция р оли комм уникаций в корпорации . Кл ючево й

принцип этой концепции теории сост о ит в том , что все комм уникаци -

онные процессы в организаци и должны быть скоординир ованы и долж -

ны исходить из одни х центров корпора ции , выбранны х в соответствии

с организационной стра тегией и зафиксированных в ее миссии .

Общепризнанно , что коммуникац ии име ют огромное значение для

у спе ха организаций , опросы показали , что примерно 250 тысяч работ -

ников 2000 самы х разных компаний обмен информацией представля ют

как одну из самы х сложных проблем в организация х . Эти о просы пока -

зывают , что неэффективные коммуникации – одна из главных сфер воз -

Почти невозможно переоценить важность управления комм уни -

кациями в организации . Едва ли не все , что делаю т руководители , что -

бы облегчить организации достижение ее целей , требу ет эффективного

обмена информацией . Если люди не смо гут обмениваться информацией ,

ясно , что они не су мею т работать вместе , формулировать цели и дости -

гать их . Однако , как выяснится далее , коммуникации – это сложный

процесс , состоящий из взаимозависимы х шагов . Каждый из этих шагов

очень н ужен для того , чтоб ы сде лать н аши мысли п онятными др угом у

лицу . Кажд ый шаг – это п ункт , в котор ом , – если мы б удем небре жн ы

и не бу дем ду мать о то м , чт о делаем , – с мысл может бы ть у трачен .

Размышляя об обмене информацией в организации , обычно ду -

мают о людя х , которые говорят в п роцессе личного обще ния или

в группах на собрания х , разговарива ют по телефон у ил и читаю т и со -

ставляют запис ки , пис ьма и о тчеты . Хо тя на эти сл учаи при ходится ос -

новная часть комм уникаций в организации , комм уникации представля -

ют всепроникающий и более сложный процесс . Необходимо изучать

природ у комм уникации , потенциаль ные проблемы на п ути к понима -


2. Н азовит е факто ры , о пред еляющие вну трен нюю среду орг ани зации ?

4. Как коммуникации влияют на тип ор ганизации , какие типы ор -

5. Дайте характ ерис тику известным Вам типам организации .

6. По каком у критерию различается управленческая информация ?

8. Опишите роль комм уникации в орган изации , начиная с 60- х гг .

9. Какова роль коммуникации как стратегического инструмента

10. Какова роль неформальны х структур в организации ?


Эффективность управления определяет ся грамотным и умелым

использованием системы комм уникаций в организац ии , понима нием

особенностей обмена информацией на всех у ровня х . Система коммуни -

каций организации включает в себя комму никацион ные сети , которы е

предполагают посылку и получение соо бщений с целью осуществления

полезного взаимодейс твия членов организации на различны х уровнях .

Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом уча -

ствующих в комм уникационном проце ссе индивидов с помощью ин -

формационных потоков . Комм уникационная сеть обеспечивает : во -

первых , реалистичность осуществления стратегического плана органи -

зации , а также выполнения задач и инициати в структурных подразделе -

ний ; во-вторы х , способ оцен ки органи зационной кул ьтуры и отноше -

ний . Коммуникац ионная сеть – э то соединение определенным образо м

у час твующих в коммуникационном п р оцессе индивидов с помощью

информационны х потоков . В данном случае рассматриваются не инди -

виды как таковые , а коммуникационны е отношения межд у индивида -

. Коммуникационная сеть о пределяет способ , число и тип информа -

ции , котор ую получает каждый член о рганизации . Комм уникационна я

сеть является индикатором того , какие именно каналы обмена инфор -

мацией открыты , а какие закрыты для членов организации .

Коммуникационная сет ь не зависит от р асположения членов в ор -

ганизации , а исключительно характери зу е т используемые ими комму -

В каждой организации складывае тся уникальный тип упорядоче -

ния комму никативного пространства и обмена информацией между ее

членами . Это указывает на значимость фактора межличностного взаи -

модействия в любой коммуникации . За основу измерения межличност -

ной коммуникации можно взять такие две переменные , как откры тост ь

в коммуникации и адекватность обратной связи . Первое измерение

включает степень открытости инди вида в процессе комм уникации для

других в целя х получения ответ ной реа кции от них , особенно их реак -

ции , показывающей то , как они воспринимают нас и наши дейст вия .

Второе измерение показывает степень , с которой люди делятся с др у ги -

ми своими мыслями и чувствами о них . Рассматривая особенности

В и х а н с к и й О . С . , Н а у м о в А . И . М е н е д ж м е н т . М . : И з д - в о « Г а р д а р и к и » ,


у п равления межличностными комм уникациями , исследователи большое

Комм уника цио нны й с тиль – это спос об , с помощ ью кот орог о инди -

вид предпочи тает строить к омм уникаци о нное взаимод ейс твие с др угим .

Существует много различных стилей , используемых людьми в

межличностной комм уникации , так же как и много под х одо в к опреде -

лению этих стилей . Знание стилей помогает определить , как себя вести

и чего можно ожидать от поведения , связанного с тем или иным стилем .

Наряду с понятием « стиль руководства » в литерат уре также

встречается понятие « ориентация руководителя ». Здесь выделяют ори -

ентации р уководителей на интересы и потреб ности подчиненны х , на

официальные задачи о рганизации , на се бя . Каждая из этих о риентаций

представляет собой ту или иную крайность . О птимальная орие нтация

руководителя должна сочетать направленность на достижение целей ор -

ганизации с вниманием к интересам и потребностям подчиненны х .

В соответстви и с наиболее рас прост ране нной классиф икацие й вы -

деляю тся а втократичес кий , дем ократ ичес кий и номи нал ьный с тили р уко -

водства . Для дем ократ ичес кого стиля хар актерно вниман ие к инфо рмац ии ,

ид ущей от под чине нны х к руков одите лю . Авто кратичес ком у и номина ль -

ном у с тилям п рисуще не внимание к с ооб щениям под чиненн ы х .

Стили коммуникаций , по мнению многих исследова телей , пересе -

каю тся со сти лями руководств а . И это естест венно : рук оводство – это

Роль и значение коммуникации в управление

Содержание

Введение
1. Коммуникация, её значение в деятельности менеджера.

1.1. Сущность коммуникации, значение в профессиональной деятельности менеджера .

1.2. Виды коммуникаций.

1.3. Коммуникационный процесс.

1.4. Преграды на пути коммуникаций и пути их преодоления.

1.5. Управленческая информация и закономерности ее движения.

1.6. Особенности обмена письменной информацией.

1.7. Собрания и совещания как форма обмена управленческой информацией.

1.8. Организация деловых бесед.

1.9. Теория информации.

2. ООО «АлтайМАЗсервис»

2.1. Автобиография ООО «АлтайМАЗсермис» .

2.2. Исследования уровня развития коммуникативных качеств в группе работников одного из цехов.

2.3. Результаты исследований, проведенных в группе одного из цехов.

Выводы и предложения.

Список использованных источников.

Работа состоит из 1 файл

Курсачь по менед-у.doc

министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный Государственный Университет

По дисциплине: “Менеджмент”

Тема: “Коммуникация в процессе управления”

Выполнил: студент 335 группы

Проверил: кандидат наук, доцент

1. Коммуникации в процессе управления……………………….…. ……..5

1.1. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс…….….…5

1.1.1. Понятие коммуникации. Язык…………………………….…….………..5

1.1.2. Два аспекта коммуникации………………………………………….… …6

1.1.4. Коммуникационный процесс……………………………………..……..10

1.1.5. Этапы процесса коммуникаций…………………………….……..…… .10

1.1.6. Обратная связь и помехи……………………………………………. …13

1.2. Основные направления совершенствования межличностных коммуникаций………………………………………….… …………..…..…12

1.2.1. Семантические барьеры………………………………………. ….…… 16

1.2.2. Невербальные преграды………………………………………. …….… 17

1.2.3. Плохая обратная связь…………………………………………. ………19

1.2.5. Приемы постановки вопросов………………………………. …..……. 20

1.3. Проблемы и пути совершенствования организационных коммуникаций……………………………………………… ………. ……22

1.3.1. Регулирование информационных потоков……………………….…….22

1.3.2. Управленческие действия…………………………………. …..……… 22

1.3.3. Система обратной связи……………………………………….…. ……23

1.3.4. Система сбора предложений…………………………. ………..… ..….23

1.3.5. Информационные бюллетени…………………………………..………24

1.3.6. Современные информационные технологии…………………….…. 25

2. Совершенствование системы управления ОАО «ДВНИИТС»……………26

2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……….……26

2.2. Внешняя и внутренняя среда организации………………………..……..31

2.3. Миссия и цели предприятия……………………………………………… 40

2.5. Организационная структура управления…………………………..…….44

3. Выводы и предложения по совершенствованию системы управления..…..48

Список использованной литературы………………………………………..….. 62

Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешность бизнеса в целом. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий.

В современных условиях коммуникация является фактором создания добавленной стоимости. Стоимость, создаваемая коммуникационным процессом, проявляется в виде репутации организации, деловых связей, торговой марки, брэнда, патентов, авторских прав, потенциала сотрудников, ключевых компетенций… Что же делает коммуникации эффективными, а что препятствует передаче информации в организации? В чем особенность коммуникационного процесса в современных условиях?

Главным направлением совершенствование процесса коммуникации в менеджменте является совершенствование коммуникативных навыков всех участников коммуникативного процесса.

Человек приходит в организацию, руководствуясь личными целями и личными интересами. У организации также существуют свои цели и интересы. При работе человека внутри организации происходит согласование целей персонала и целей организации. В этом процессе информация является технологической основой, с помощью которой происходит это согласование.

Для исполнения роли технологической основы в менеджменте информация должна обладать определёнными характеристиками и свойствами – для этого используют различные информационные источники и учитывают факторы, влияющие на информационное обеспечение, и существующие ограничения использования информации.

Коммуникации в менеджменте выполняют интегрирующую роль. Объединение участников коммуникационного процесса происходит с помощью языкового общения. В коммуникации обязательно необходимо учитывать ёе два аспекта: личностный и информационный.

Целью работы является исследование организации ОАО «ДВНИИТС» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.

- дать общую характеристику организации;

- исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;

- раскрыть миссию и цели организации;

- описать методы управления;

- описать организационную структуру управления;

- разработать рекомендации по совершенствованию структуры управления.

Основным источником информационного обеспечения курсовой работы являются данные, отчеты и устав предприятия ОАО «ДВНИИТС».

1. Коммуникации в процессе управления

1.1. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс

1.1.1. Понятие коммуникации. Язык

Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.

Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.

По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет соплеменников. Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси.

Один из руководителей американской фирмы «Сирс», сумевший увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил свою причину успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникацию».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка (животные тоже обладают звуковыми и двигательными средствами обмена информацией, однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде»).

Язык является важнейшим средством человеческого общения. Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, то есть они говорят на одном языке и у них имеется общий социальный опыт.

Пример: фирма «Дженерал моторс» выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев – «Чеви нова». Модель не пошла на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, установила что слово «нова» по-испански означает «она не едет».

Главная цель коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).

Используя язык, менеджер устанавливает контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение.

С помощью профессионального языка менеджер осуществляет управленческое воздействие и взаимодействует с персоналом.

1.1.2. Два аспекта коммуникации

Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.

По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:

Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.

Информация – это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводиться полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.

Эти два аспекта коммуникации – информационный и личностный – необходимо обязательно учитывать в менеджменте.

Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.

При формировании и управлении коммуникациями необходимо определить, к какому виду относятся коммуникации.

1.1.3. Виды коммуникаций

Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.

В связи с этим можно выделить коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На формировании этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации.

Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.

Внутренние коммуникации – коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.

Одноканальные и многоканальные коммуникации. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.

Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот, и другой вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом, напротив, неустойчивые. Всё зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения.

Курсовая работа..docx

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности. Исходя из того, что информация представляет собой связующий процесс коммуникации, можно сделать выводы, что тема моей курсовой работы всегда будет являться актуальной. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация.

Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Основной целью коммуникации в менеджменте является обмен информацией различного рода. Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.

Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

Исходя из цели, в курсовой работе были сформированные следующие задачи:

-. теоретические аспекты коммуникаций в менеджменте;

- вербальные и невербальные коммуникации.

В курсовой работе использовались труды отечественных и зарубежных ученных, работающих по данному направлению.

1 КОММУНИКАЦИИ В Менеджменте

1.1 Понятие, аспекты и свойства коммуникации

Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.

Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.

Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом.

По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет соплеменников. Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси [8, c. 288].

Один из руководителей американской фирмы «Сирс», сумевший увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил свою причину успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникацию».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка (животные тоже обладают звуковыми и двигательными средствами обмена информацией, однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде»).

Язык является важнейшим средством человеческого общения. Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, то есть они говорят на одном языке и у них имеется общий социальный опыт [7, c. 215].

Пример: фирма «Дженерал моторс» выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев – «Чеви нова». Модель не пошла на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, установила что слово «нова» по-испански означает «она не едет»[9, c. 88] .

Главная цель коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).

Используя язык, менеджер устанавливает контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение [10, c. 191].

С помощью профессионального языка менеджер осуществляет управленческое воздействие и взаимодействует с персоналом.

Аспекты коммуникации. Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

- информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

- интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

- гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

- аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

- нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

- семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

- практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры [12, c.478].

При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств [1, c. 44].

Два аспекта коммуникации. Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.

По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:

Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.

Информация – это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводиться полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.

Эти два аспекта коммуникации – информационный и личностный – необходимо обязательно учитывать в менеджменте.

Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.

При формировании и управлении коммуникациями необходимо определить, к какому виду относятся коммуникации [8, c. 289].

Коммуникативные свойства информации.

Информационные технологии могут сделать вашу жизнь как более легкой, так и более трудной. Все зависит от вашего отношения к ней. Для того чтобы информация пронизывала организацию и повышала эффективность ее работы, необходимо осуществить ее передачу на те уровни и рабочие места, где она необходима для выполнения работ и осуществления управленческого воздействия. Для этого информация должна обладать коммуникативными свойствами.

Как управлять информацией, находящейся как внутри организации, так и вне ее? Управленческое воздействие возможно, если информация перемещается в организации по заданной траектории для реализации определенной цели. Это перемещение возможно при обоснованном выборе носителей управленческой информации [14, c.74].

Возможность использования информации как технологической основы менеджмента может быть реализована только в том случае, если есть ее целенаправленное движение в организации. А это возможно, если информация принимается, понимается и воспринимается. Таким образом, интегрирующую роль информации в менеджменте выполняет коммуникация.

Коммуникации в менеджменте

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Работа состоит из 1 файл

Читайте также: