Марья болконская как жена и мать

Обновлено: 17.05.2024

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал различные характеры. В повествовании особое место занимает характеристика Марьи Болконской, сестры князя Андрея.

Образ княжны Марьи в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Княжна Марья Болконская образ в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Княжна Марья Болконская образ в романе Война и мир. Л.Н. Толстой.

Княжна Марья Болконская образ в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Княжна Марья Болконская образ один из самых сложных в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо се внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Болконские старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом, строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге.

В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Болконский и княжна Марья

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль Курагин и Марья Болконская

В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком. Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.

Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne.

Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne.

В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.

Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.

Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно «больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его».

С твердостью, стойкостью Болконских княжна Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право па существование.

Здесь писатель «как бы ведет упорный спор с аскетами и ханжами всех видов, напоминая о том, что человек не может не жить чувственной жизнью. Чувственность перестает быть человеческой, если человек в своей любви к ней, к нему не любит весь мир. Тогда — это грубая чувственность Элен, страшная чувственность «Крейцеровой сонаты» — чуждость и враждебность жизни».

Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни».

В образе княжны Марьи здесь звучит тот же самый мотив, который сопровождает князя Андрея на протяжении всего повествования, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу. Оборотная сторона этого мотива — роковая несовместимость с жизнью.

Княжна Марья и Николай Ростов

Охарактеризовать князя Николая Ростова и княжну Марью не составит особого труда. Всю человеческую натуры героев видно по их действиям. Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко даст волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».

Бизнес в Instagrm

ПРОДАЮ СТРАЗУ И ДОРОГО

Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения.

«Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.

Княжна Марья Болконская образ героини искренний, благородный, с нравственной чистотой и сложным внутренним миром.

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого.

Марья Болконская (Война и мир)

Лев Николаевич Толстой особое внимание уделяет Марье Болконской в «Войне и мире». Это любимый автором образ милосердной девушки с добрым и искренним сердцем.

Отношение к обществу

Марья Болконская является дочерью довольно знаменитого и влиятельного князя. Семья Болконских, имеющая древние корни, занимает знатное положение в обществе.

Отсюда следует, что княжна Мари имеет полное право на светскую жизнь и на уважение знатными людьми. Однако героине не нравится находиться в обществе, она всю свою жизнь вместе с отцом провела в деревне. Несмотря на «беспричинный гнев» отца, она любит его. Героиня счастлива, что имеет такой образ жизни: «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни». Марья Болконская не умела кокетничать, как это делали другие девушки. Она не имела играть. Княжне Марье чуждо общество, в котором ценится лишь внешний облик, а на внутренние качества никто не обращает внимания.

Любовь

Марья Болконская всю свою сознательную жизнь жила с отцом, ухаживала за ним и помогала ему. Семья для героини была всем в жизни. Поэтому она мечтала, чтобы у нее был муж, который бы ее любил, и дети, которым она бы отдавала всю себя. Внешне некрасивая, героиня не имела возможности выбирать себе жениха. И когда она встретила Анатоля Курагина, все ее мечты и желания воплотились в его образе. Он понравился ей, но, возможно, потому что она хотела кого-то полюбить.

Предательство Курагина не сломило ее характер, а, наоборот, показало всю душевную доброту героини. Она прощает и Анатоля Курагина, и мадемуазель Бурьен и даже хочет устроить их счастье вместе.

Встретившись с Николаем Ростовым, когда он фактически спас ее, она понимает, что именно в нем соединились все черты, которыми должен был владеть ее будущий муж. Еще одним сближающим фактором было то, что встреча героев произошла в трудное время для Отечества, которое играло большую роль в жизни и княжны Марьи, и Николая Ростова.

Брак с Николаем сделал княжну Марью по-настоящему счастливым человеком. Любовь между героями отличается своей чистотой и искренностью.

В эпилоге романа Л. Н. Толстого Марья предстает перед читателем как любящая жена и заботливая мать. То, о чем она мечтала, воплотилось в реальную жизнь.

Характер

Внутренние качества Марьи Болконской описываются Л. Н. Толстым с помощью приема контраста. Хотя внешность героини не отличается привлекательностью и красотой, душевные качества делают героиню приятной в общении девушкой, которая привлекает к себе внимание окружающих.

Несмотря на то что робкая и скромная княжна Мари чуждается общества, она умеет строить отношения с другими людьми. Героиня дружественно настроена относительно всех тех, кого встречает на своем пути.

Героине свойственно милосердие и сострадание. Княжна Марья никогда не обманывает других людей, она не способна и на предательство. Важным в ее жизни является помощь знакомым и незнакомым ей людям. Марья Болконская в тайне от своего отца принимает в доме «божьих людей», которым от всей души старается помочь. К религии девушка относится очень трепетно. Для Марьи Болконской именно религия, а также семья являются главными в жизни.

Марья болконская как жена и мать

скачать «Гимназические чтения»

Плотникова Анастасия Ильинична

Княжна (графиня) Марья как мать и жена

(по эпилогу романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель работы: рассмотреть образ княжны (графини) Марьи с точки зрения ее женской составляющей – реализации ее в роли жены и матери. Данный аспект недостаточно полно раскрыт в литературоведческих работах, так как основное внимание критики уделяли образу Наташи Ростовой как авторского воплощения идеальной женщины. Интерес к образу Марьи обусловлен противоречием между ее первоначальным стремлением (религиозное, монашеское служение) и итогом выбора – семья, служение в семье.

Марья Болконская (Ростова) – героиня Л.Н.Толстого, в которой доминирует дух: «душа тяготилась телом». Но вместо того, чтобы дать душе свободу, писатель еще сильнее привязывает Марью к человеческому – у нее появляется семья.

В романе Л.Н. Толстого показана идея брака как соединение двух людей в единое целое. Союз Марьи и Николая представляет собой гармонию духа (Марья) и тела (Николай). Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, герои таким образом реализуют потребность в самоактуализации. Автономность персонажей подчеркивается, во-первых, разностью выполняемых ими «функций» (Марья – ум, Николай – речь, то есть «двигатель» ума, его энергичность, действие); во-вторых, наличием у героев своего собственного мира: для Николая это было «чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена»; Марья же «чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которых она не понимала», но любила. В этом достоинство Марьи – любить себя или что-то похожее на себя доступно всем, не все могут любить отличное, чужеродное.

Интересно ведет себя Марья как мать. Стоит отдать честь ее воспитательному таланту. Во-первых, она, в отличие от Николая, любила своих детей одинаково и воспитывала в них чувство справедливости, которое было и ее достоинством. Во-вторых, Марья ведет дневник, что помогает ей следить за духовным развитием детей. В-третьих, Марья относится к детям как к людям, которые уже оперируют нравственными понятиями, она предлагает детям самим анализировать свое поведение, что развивает аналитические способности и поведенческие навыки.

Таким образом, именно воспитание оказалось высшей и важнейшей задачей Марьи, причем первоначально это воспитание себя как жены, себя как матери. Думается, Марья смогла бы реализовать себя в любом служении (в том числе и монашеском, чего она желала первоначально), ведь она, делая выбор, отдавала жизнь полностью.
скачать

Внутренние качества

Княжна Марья была «кроткой и робкой» девушкой, однако сразу казалась всем «старым другом».

Для героини свойственно милосердие. Она заботится о своем племяннике, который так рано потерял своего отца. Семья для княжны Марьи имеет большое значение, она всю жизнь заботилась об отце и мечтала о любящем муже и детях. То, о чем она мечтала, воплотилось в жизнь: она обрела счастье с Николаем Ростовым.

Искренность – вот что подчеркивают другие люди, когда говорят о княжне. Героиня не способна на обман и предательство, ее душа слишком добра к другим людям.

Княжна Марья Болконская образ в романе Война и мир. Л.Н. Толстой.

Портретная характеристика

Писатель особое внимание уделяет описанию внешности Марьи Болконской. Подчеркивается то, что героиня – девушка совершенно некрасивая. Если брат Марьи – Андрей Болконский – на протяжении всего повествования описывается с помощью прилагательного «красивый», то сама княжна, наоборот, характеризуется следующими описаниями: «некрасивое, слабое тело», «богатая уродливая наследница», «некрасивое, болезненное лицо». Походка героини «тяжелая», что неоднократно подчеркивается при описании княжны Марьи. Она «неграциозная и неловкая». Даже самые красивые платья не могли скрыть «некрасивость» героини: «нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны». Из-за внешнего вида Марьи Болконской никто из девушек даже не думал соперничать с ней: «Ей уродовать себя нечего – и так дурна». Даже отец героини – Николай Болконский – говорит про внешние недостатки дочери: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Несмотря на «некрасивость всего лица», княжна Марья имеет красивые, «большие, глубокие и лучистые» глаза, которые «делались привлекательнее красоты». В этих глазах, делающих все лицо «прекрасным», были «и любовь, и грусть».

Отношение к семье

Образ Марьи Болконской в «Войне и мире» во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Героиня всю жизнь провела в деревне рядом со своим строгим отцом. Несмотря на то что он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее», она уважала, ценила своего отца и искренне его любила. Она не представляла жизни без него и была по-своему счастлива.

Сам отец понимал, что гнев его «беспричинный», он знал, что причиняет своей дочери очень много боли. Но это не значит, что он не любит княжну Марью. Маска строгости и жестокости скрывала настоящие чувства героя: он искренне любил свою дочь. Николай Болконский смог это показать лишь в финале своей жизни, когда прощается с Марьей.

Отец научил героиню трепетному отношению к собственной семье. Чтобы ни случилось, семейство всегда защищало друг друга. Княжна Марья смогла сохранить теплые отношения со своим братом Андреем. А когда он умирает, Марья Болконская берет на воспитание его сына – Николеньку. Для нее мальчик становится целым миром.

Читайте также: