Кто убил киру трудно быть богом

Обновлено: 02.07.2024

Здешняя религия заключается в поклонении безымянному единому Богу и куче святых; церковь обладает большим влиянием, вполне достаточным, чтобы агрессивно поглощать целые королевства. Служат ей монахи и епископы, в ходу обращения «брат» и «отец». Изображена религия довольно неприглядно, наиболее запоминающаяся цитата из их писания звучит так: «И сказал Бог — прокляну. И проклял». Все державы мира делятся на светские, где религиозные ценности пока что мало уважаются («Эй, поп, хошь в лоб?»), и теократические, где все, включая дворян, бегают перед церковью на задних лапках, как собачки («Никто не имеет привилегий перед Орденом!»). В последних сам институт монархии упразднён за ненадобностью (церковь берёт на себя всю администрацию), культура сведена к минимуму, а вся духовная жизнь находится «под колпаком». Вообще книга наполнена стёбом над христианством, в частности, над культом многочисленных мощей святых: «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге»… Мика, судя по всему - примерный цуринаковский аналог Иисуса. Сходства добавляет и то, что ируканцы (СФК евреев) «продали его варварам», за что их по сей день не любят. Лишь единственный раз человек с Цуринаку употребляет слово «боги» во множественном числе вообще — это Арата, ненавидящий всякую религию и открыто это признающий.

  • Экспрессивные выражения: «спина святого Мики!», «клянусь спиной святого Мики!», «клянусь святой Барой!»
  • Ещё есть святой Тукка и Ката Праведный.
  • В честь святых называют орудия пыток, что как бы намекает… «мясокрутки святого Мики, поножей господа бога, перчаток великомученицы Паты или, скажем, сиденья… э-э-э… виноват, кресла Тоца-воителя».
  • В местной религиозной традиции также не крестятся, а омахиваются большим пальцем, отгоняя нечистого.
  • Пережитки язычества: «закрывали ставни, чтобы не привлекать злых людей и злых духов». «Искусно вырезанная деревянная фигурка веселого чертика, торчащая под карнизом крыши». «Сбивали языческие изображения».
  • Описание местности и людей: «Он шел, огибая лужи и перепрыгивая через рытвины, полные зацветшей водой. …В порту пахло, как нигде в Арканаре. Пахло соленой водой, тухлой тиной, пряностями, смолой, дымом, лежалой солониной, из таверн несло чадом, жареной рыбой, прокисшей брагой. В душном воздухе висела густая разноязыкая ругань. На пирсах, в тесных проходах между складами, вокруг таверн толпились тысячи людей диковинного вида: расхлюстанные матросы, надутые купцы, угрюмые рыбаки, торговцы рабами, торговцы женщинами, раскрашенные девки, пьяные солдаты, какие-то неясные личности, увешанные оружием, фантастические оборванцы с золотыми браслетами на грязных лапах.
  • Земляне-наблюдатели. «250 разведчиков на 9 материках планеты». «У нас отличные нервы: мы умеем не отворачиваться, когда избивают и казнят. У нас неслыханная выдержка: мы способны выдерживать излияния безнадежнейших кретинов. Мы забыли брезгливость, нас устраивает посуда, которую, по обычаю, дают вылизывать собакам и затем для красоты протирают грязным подолом. Мы великие имперсонаторы, даже во сне мы не говорим на языках Земли. У нас безотказное оружие — базисная теория феодализма, разработанная в тиши кабинетов и лабораторий, на пыльных раскопах, в солидных дискуссиях…» «Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия». «Мы пришли, чтобы помочь этому человечеству».
    • Земляне разработали новые лекарства — снотворное тетралюминал, стимулятор спорамин, могучий антиопьяняющий препарат «каспарамид». К сожалению, действие последнего имеет свои пределы, в чём Румата убедился на собственном опыте.
    • Земляне научились производить золото из любого подручного и подножного хлама. «Стоял в прочном силикетовом сейфе малогабаритный полевой синтезатор „Мидас“. Румата набрал на диске комбинацию цифр и поднял крышку сейфа …бросил в приемную воронку несколько лопат опилок, и синтезатор тихонько запел, автоматически включив индикаторную панель …посыпались золотые кружочки с аристократическим профилем Пица Шестого».
    • Характеристика правления Рэбы.
    • Шоу внутри шоу. Приводятся строчки и строфы, сочинённая местными поэтами: Цурэном и другими.

    «Теперь не уходят из жизни,
    Теперь из жизни уводят.
    И если кто-нибудь даже
    Захочет, чтоб было иначе,
    Бессильный и неумелый,
    Опустит слабые руки,
    Не зная, где сердце спрута
    И есть ли у спрута сердце. »

    Велик и славен, словно вечность,
    Король, чье имя — Благородство!
    И отступила бесконечность,
    И уступила первородство!

    "Трудно быть богом": почему погибла Кира?

    Есть два ответа на этот вопрос. Один высказан авторами -- нелепая случайность. Второй принадлежит некоторым читателям и критикам -- Кира была убита по приказу Араты, чтобы спровоцировать Румату выступить с оружием в руках против дона -- просите, уже не дона, а епископа и боевого магистра раба Божьего Рэбы. Версия эффектная, но не подтверждающаяся текстом повести. Впрочем, какое значение имеют способности (или их отсутствие) Араты, если версию опроверг сам Борис Стругацкий?

    Значит, тема закрыта и все просто?

    Нет, не закрыта и все непросто.

    Кира погибла случайно, это так, вот только если внимательно перечитать текст, понимаешь, что эта случайность закономерна.

    Ну, в самом деле, рассмотрим сцену гибели Киры подробно. С чего все начинается? Полагая, что Румата отсутствует дома, к нему ломятся монахи Рэбы, чтобы взять в заложницы Киру.

    Логичный шаг со стороны Рэбы? Конечно. Рэба не может с уверенностью сказать, что любовница-простолюдинка что-то значит для Руматы, но почему бы не попробовать, верно?

    Так почему Антон после переворота, после собственного ареста и крайне напряженного разговора с Рэбой сразу не убрал Киру из столицы? Это был бы самый разумный и логичный шаг с его стороны. Неужели надо было дождаться напоминания старшего товарища, чтобы понять, что "держать в руках дона Рэбу занятие нелегкое и опасное"?

    Но в том и проблема, что Антон действительно не думал об этом. Во-первых, он вбил себе в голову, что Рэба мелкий хулиган и дурак, как-то упуская из вида, что как раз такие люди, будучи загнаны в угол, становятся смертельно опасными. Во-вторых, он реально не ощущает опасности. И чтобы понять это стоит вспомнить не только сцену гибели Киры.

    Для здешнего общества Румата владеет сказочными приемами боя, но при этом он не воин. Вспомните, как он обращается с оружием, сколько раз авторы сообщают, что он "бросил мечи", "швыряет перевязи с мечами" или еще что-то подобное. Это даже не спортсменство, потому что спортсмен-фехтовальщик все же будет относиться к оружию с уважением. Это подход человека из доброго и ласкового мира, который так и не понял жесткую связь между оружием и жизнью. И который почему-то верит, что в мире насилия можно внушить уважение и трепет, не убивая.

    Да-да, вспомните реакцию монахов на угрозу Руматы. Он, лучший фехтовальщик Арканара, задает жуткий вопрос "Жить надоело?!", а они не боятся. Потому что все знают, что у него обет такой -- не убивать! Именно из-за этого брат Аба отправил на его арест не самых умелых бойцов, а самых толстых и сильных. И был прав! Методика была простой, но на редкость эффективной.

    Да что говорить об Абе и Рэбе. Эту особенность дона Руматы очень быстро заметили и арканарские дворяне при всей их недалекости. Сто двадцать шесть дуэлей за пять лет -- это очень много. Но благородные доны сообразили, что им ничего не грозит и поэтому упорно посылали Румате картели. А вот если бы в ходе первых дуэлей он -- хорошо, не убил, а серьезно ранил парочку забияк, количество дуэлей у него бы сократилось на порядок, да и монахи уже не столь рьяно пытались бы вышибить дверь в его доме.

    Но чего нет, того нет. Антон не чувствует, что ситуация вышла из-под контроля. Не видит опасности. Не понимает, что своим пацифизмом сам дал врагам ощущение безнаказанности. Он свято уверен, что сейчас разгонит шваль и все будет хорошо. Он надевает кольчугу.

    Стоп! Оцените ситуацию еще раз. Он надевает кольчугу -- на себя. А Кира?! Почему он не позаботился о кольчуге для нее, просто -- на всякий случай? Почему он просто не отодвинул Киру от окна? Она стоит на линии огня, а внизу у врагов арбалеты и факелы. Как же так?!

    А все так же. Антон не воин. И даже не спортсмен. Человека можно научить фантастическим приемам боя, но вот объяснить ему, что такое жизнь и смерть невозможно. Это надо понять самому, вот только в реальности люди понимают это только после потерь.

    Ну, хорошо, Антон не понимал, что такое опасность, но как же Кира? Она родилась в этом мире. Она знала, что он не добр. Почему же она сама не догадалась отойти от окна и спрятаться за ту же кровать, ведь наверняка массивное сооружение?

    А вы вспомните рассуждение Антона о том, как Кира умеет верить. Вспомните, как она смотрела на него во время беседы с Будахом. Точно так же она смотрела во время явления монахов -- с ужасом и надеждой, почти как на бога. Ей было страшно, но Румата сказал, что все будет хорошо и бояться не надо. И она верила.

    В принципе, она погибла из-за своей веры в Румату и неверия Антона в опасность.

    Снова о загадках книги «Трудно быть богом».

    1. «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге…»
    2. «Был это, ясно, сам святой Мика еще до приобщения к вере, многоженец, пьяница и сквернослов.»

    Румата, как продукт научно-технического общества, видит в вышеприведённых образцах мышления арканарских крестьян всего лишь темноту, примитивность и невежество. Ему намного ближе простой, как двуручный меч, барон Пампа или же строгий логик, учёный Будах. Окружающие его аристократы примитивны, но вполне понятны. Как и монахи-бюрократы. Хотя последнее уже должно было бы насторожить любого настоящего историка: бюрократический стиль мышления с его приоритетом писаных инструкций над реальностью на самом деле является продуктом высокоразвитого общества. В реальной Европе он получил распространение лишь в XIX веке.

    Чёрные боевые монахи в представлении современных киношников. Чёрные боевые монахи в представлении современных киношников.

    Вернёмся к парадоксам святого Мики из вышеприведённых цитат. Согласно первой, Мика мог умереть и оставить после себя могилу неоднократно — аж до семи раз (как тут не вспомнить крестражи Волдеморта, которых было столько же), и это только на одной дороге. По второй цитате, Мика мог являться не только в виде святого облика, но и в более раннем варианте своей личности. Между тем, обе эти идеи крайне нетривиальны и чтобы их воспринять (не говоря уже о том, чтобы до такого додуматься) требуется не просто высокоабстрактное, но ещё и парадоксальное мышления. Практически, постижение дзена.

    Однако в книге эти две идеи принадлежат явно не церковникам, а обычным крестьянам, мышлению которых в реальности свойственна предельная конкретность. Кстати, выходцами из простонародья явно являются такие гениальные арканарские самоучки, как тот самый отец Кабани, которого видели в Пьяной Берлоге, Вага Колесо и пресловутый дон Рэба. Последний, будучи агентом Святого Ордена, разумеется, получил соответствующее образование. Но ведь и природные задатки у него заведомо имелись.

    Кстати о Святом Ордене. Он показан как организация, в которую набирают не просто выходцев из низов, но в том числе всяких калек с убогими. Причём не просто кормят их из милости, но относятся к ним так же, как к обычным людям. А вот представителей аристократии среди орденских мы не видим, что крайне странно. В реальной средневековой Европе церковные ордена были в первую очередь аристократическими организациями. Да и церковная иерархия в целом наполнялась выходцами из дворянских семей. Епископом обычно становился какой-нибудь второй сын графа или даже герцога. А вот в якобы феодальном Арканаре ничего подобного нет, церковь там совершенно обособленная структура, и её элита состоит из талантливых выходцев из низов.

    То, что реальности Арканара не соответствуют земному Средневековью, что западному, что восточному, отмечалось критиками неоднократно. И очень странно, что историки-наблюдатели с Земли, которые занимаются изучением этого мира уже не один десяток лет, этого почему-то не замечали. По тексту книги, они упорно сводят всё, ими увиденное, к некоей «Базисной теории феодализма». Хотя даже далеко не гениальный Антон-Румата, поварившись в местных реалиях, если не мозгами осознал, то шкурой почуял неладное. Но сформулировать, в чём оно заключается, и донести своё мнение до коллег, не сумел.

    Подводя итог вышесказанному. Феодальная «надстройка» арканарского общества мало чем отличается от земного Средневековья. А вот местный крестьянский «базис», и опирающиеся на него религиозные структуры — крайне нетривиальны и прямых земных аналогов не имеют. Нечто общее можно найти разве что на Дальнем Востоке с его дзен-буддизмом и боевыми монахами. Но и эта аналогия будет неполной, поскольку китайские и японские чиновники во-первых думали иначе, чем европейские (а в книге менталитет арканарского чиновничества показан вполне европейским), а во-вторых были вполне светской структурой, жестко завязанной на государство, а не на религию.

    Поэтому загадку Арканара приходится признать далёкой от разрешения. Мы по-прежнему не знаем, почему местные крестьяне владеют настолько сложным стилем мышления. Откуда взялась уникальная местная культура. Как развивалась местная церковь, почему она настолько нетипична и почему действует методами, освоенными земными спецслужбами не раньше середины XX века. К сожалению, земных исследователей в книге все эти интереснейшие вопросы совершенно не интересовали, что также вызывает вопросы — как вообще могли профессиональные историки не заметить всех вышеприведённых крайне странных фактов?

    Кто убил киру трудно быть богом

    Перечитай Евангилие, возможно оно и пройдет.

    Кто именно из "Серых"?

    Думаешь сейчас этого нет? Серость правит миром!

    <. >
    «Одна арбалетная стрела пробила ей горло, другая торчала из груди».
    Это сломало Румату, как сломало бы любого землянина на его месте. И практически весь арканарский истэблишмент, вместе с региональной верхушкой Ордена жизнью заплатил за подлое и бессмысленное убийство.

    Для совершения убийства нужна возможность и нужен мотив.
    Киру убили арбалетными стрелами, пущенными снизу под очень острым углом. Была ночь, улица слабо освещалась светом факелов, комната была затемнена. Для того, чтобы попасть в таких условиях по мелькнувшему силуэту, арбалетчик должен быть мастером своего дела.

    Но это начисто опровергает версию с похищением и, видимо, оправдывает дона Рэбу. Прежде всего, у Рэбы, только что захватившего и весьма непрочно удерживающего власть, были в тот день сотни дел. Румата с его «золотом дьявольской чистоты» в эту сотню дел, разумеется, попадал. Но разговор с Руматой уже состоялся, определенный модус вивенди был выработан. По крайней мере — на ближайшие дни. Так что Рэба имел все основания выкинуть благородного дона из головы.

    Далее, Кира не была женой Руматы. У Рэбы не было никаких оснований полагать, что она вообще что-то значит для Руматы. (Вспомним, что по легенде у Руматы были десятки любовниц, в том числе и из знати.) Для человека, очень хорошо знающего Румату, Кира была идеальной заложницей. Для любого представителя арканарской дворянской знати — никем.

    Наконец, когда человека берут в заложники, прилагают усилия к тому, чтобы ни в коем случае его не убить. В данном же случае добивались противоположного.

    Румата ненавидел Рэбу. И связать смерть возлюбленной с наместником Святого Ордена было для него естественно. Да и вряд ли он в этот момент что-то просчитывал или анализировал. Но тот, кто на самом деле задумал это страшную провокацию, — он-то просчитал все очень хорошо. И учел все факторы.

    Итак, Рэба имел возможность (уж два-три классных стрелка в бывшем министерстве охраны короля нашлись бы). Но он не имел мотива — ни для похищения, ни тем более — для убийства.

    Семья Киры — отец и брат — надо думать, имели мотив. Хуже было с возможностью. Особенно после прихода Святого Ордена. Да и дон Румата, как противник, был для них великоват.

    Но был еще один человек.

    Великолепно знающий Румату. Абсолютно уверенный в своей правоте. Безжалостный. Прошедший в своей жизни через многие смерти и предательства. Собственно, остатков порядочности у него хватило на то, чтобы все-таки — предупредить: «В нашем деле не может быть друзей наполовину. Друг наполовину — это всегда наполовину враг».

    Арата имел возможность: арбалетчиков-виртуозов в его распоряжении было предостаточно. Арата имел мотив. Очень веский мотив. И в конце концов он добился своего, устранив руками землян дона Рэбу и создав условия для того, что, собственно, и стало «Арканарской резней». И когда арканарский люд действительно полез с топорами из всех щелей, нашлось кому его возглавить.

    Все очень просто. Обычный форсирующий прием. Человеку, который собирался «выжечь золоченую сволочь» до 20 колена, вряд ли придет в голову жалеть наложницу благородного дона.

    Очень занимательно.
    Меня всегда удивляла способность "литературоведов" (возможно и без ковычек) трактовать сюжеты самым необычным образом. Причем количество, часто прямо противоположных, трактований практически не ограничено.

    Я воспринимал смерть Киры довольно просто. И на вопрос "Кто?", ответил бы просто "Толпа".
    Совсем необязателен "тонкий замысел, далеко просчитывающего умника".
    Вот он - удачливый и богатый - этого достаточно. И не только к его дому пришли, погромы были по всему городу. И стреляли не в Киру, а в того, кто у окна, или вообще в доме.

    А "критики и толкователи" на то и существуют, что бы этим хлеб зарабатывать. И ничего более.
    Они имеют ничуть не большее право на свое видение, чем вы или я. И я давно уже не встречал (точнее очень редко) критиков, мнение которых перебороло бы мое.

    PS Кто автор хотя бы, чтоб найти книгу.

    Потому что того же Юшенка вы считаете узурпатором, а я наоборот.

    Читал. Но это одна из версий.

    А что пишет Переслегин:

    Киру убили арбалетными стрелами, пущенными снизу под очень острым углом. Была ночь, улица слабо освещалась светом факелов, комната была затемнена. Для того, чтобы попасть в таких условиях по мелькнувшему силуэту, арбалетчик должен быть мастером своего дела.

    А чтобы понять, что же движет Мечтателями, как Румата. Я считаю, что Румата и остальные прогрессоры были сами виноваты. Жестокость может победить только абсолютная жестокость(там где зло беззлобно и добро не нужно (с) Атомный сон С. Лукьяненко). Нельзя влазить в грязную политику с чистыми руками, иначе будет создано еще большее зло.

    > Сейчас придет begin. end и снова скажет что я с
    > катушек съехал:( хоть сам ничего не поймет, ну не
    > способен он к "взгляду со стороны".

    Куда уж нам. до магов-то.

    Читайте также: