Кто там впереди эрика карла

Обновлено: 02.07.2024

Текста в книге совсем немного. И он представляет собой одну и ту же варьирующуюся фразу.

– Мишка, бурый мишка,
кто там впереди?

– Красная птица
На меня глядит.

На каждом новом развороте меняется персонаж, которому задается вопрос, и следующий, которого можно увидеть в открывающемся окошке. Если у медведя «впереди» (то есть в окошке) красная птица, то на следующей странице вопрос обращен к красной птице, а «видеть» эта птица будет кого-то другого. Новый персонаж будет окрашен в другой цвет.

По сути, эта книжка – своеобразный словарик с названиями животных и пособие по различению и запоминанию цветов. Названия животных и цветов «отрабатываются» повторением. А повторение это, в свою очередь, подчиняется несложному ритму и скрашено простенькой, но запоминающейся рифмой – то есть снабжено проверенными мнемоническими средствами.

К привычному «программному» набору цветов добавляются еще и такие как бурый, фиолетовый, золотой. А на картинке синяя лошадка, например, – не просто однотонно выкрашенная лошадка. Синий здесь выглядит живым и сложно устроенным. У синего, оказывается, много оттенков.

Иллюстрация Эрика Карла к книге «Мишка, бурый мишка, кто там впереди»

А еще в книжке заложено сопоставление «большой – маленький». Животное, которое обнаруживается «впереди», прячется в картонном окошке за открывающейся дверкой. (Эта дверка – очередное удачное изобретение книжной инженерии. Хоть бы раз она застряла или заела – нет, открывается одним легким движением пальца.) Когда животное появляется первый раз в окошке, оно маленькое. А перевернешь страницу – и там то же самое животное уже большое. И развернуто в другую сторону. То есть при желании можно еще и спросить ребенка, куда оно смотрит – вперед или назад. Направление «впереди» уже задано. А направление «сзади» можно ввести самим. И это напрашивается.

Иллюстрация Эрика Карла к книге «Мишка, бурый мишка, кто там впереди»

То есть в книжке еще и скрываются первые упражнения на пространственную ориентацию.

«Много разного в одном». По-настоящему интересная и по-настоящему обучающая книжка для малышей в возрасте полутора-двух лет.

И я не удивлюсь, если эта книжка будет работать самым «волшебным» образом в руках коррекционных педагогов, работающих с «особыми детьми».

Рецензии на книгу « Мишка, бурый мишка, кто там впереди? » Мартин, Карл

Книга и правда замечательная. Большая ,качественная ,яркая . Дочке очень нравится ,прямо хит у нас ,хотя книг много ,читать любим. Заказала "Трудный день у паучка " и "мишку " ,причём переживала насчёт этой книги . А оказалось ,что к паучку дочка достаточно прохладно отнеслась, хотя тоже приносит читать ,а вот Мишка с его окошками прямо хит . Взяла со скидкой за 700 р ,и не пожалела совсем! Знала бы об этой книге раньше ,взяла бы раньше . Берите ,детям очень нравится правда эта книга

Книгу взяли в городской библиотеке. Я, когда её приметила на полке, пришла в неописуемый восторг! Это же иллюстрации для песенки, которую мои детки прошлой осенью на уроках английского учили! Тут изучение и животных, и цветов, и цифры (одна учительница, много учеников). Рассчитана на возраст от 1,5 до 5 лет.

Мишка, бурый мишка

Удивительная книжка. В ней нет супер текста или очень качественных картинок. Но она нравится абсолютно всем детям

Выбирая книги, я очень долго и тщательно читаю отзывы, рецензии. Не найдя ни одного плохого и помня свое впечатление полученное в книжном о качестве страниц и рисунков - заказала

Плотные картонные страницы. Яркие и необычные рисунки ( это черта всех книг Эрика Карла). Иллюстрации не нарисованы, а склеены из папиросной бумаги по особой технике коллажа и сфотографированы

Окошки сделаны необычно, малышу необходимо двигать в сторону «дверцу», чтобы узнать кто же там, впереди

Книга позволяет не просто читать ее, но и развивать ребёнка всесторонне. Учит таким понятиям, как «большой-маленький», показывает различные цвета, развивает моторику.

Дочка в первый вечер читала ее раз 10, показывая животных и как они «говорят». И со временем интерес к книге не угас. Большой плюс - она может «читать» ее самостоятельно. Открывает и закрывает окошки, листает сама страницы. А на последней страничке показывает глазки, носы и ротики у детишек

Книга отличная. Все в ней хорошо! Присоединяюсь ко всем положительным отзывам. Ребёнку 1 год очень нравится!

У нас есть эта книга в оригинале на английском, иллюстрации такие же, только без окошек. Позвольте, почему же перевод на русский такой скудный? Рифмы тут все равно нет (в отличии от книги на языке оригинала), так почему же не использовать дословный перевод глаголов?

Очень сомневалась перед покупкой этой книги - смущал стиль иллюстраций, но дочка (1 год) влюбилась в неё с первого раза. Любит открывать окошки, переворачивать страницы. У книги очень удобно сделан корешок, и он не портится во время чтения, книга не захлопывается и остаётся открытой на нужной странице. Качество «антивандальное». На зуб, конечно, не тестили, но в остальном сделано очень добротно. Очень хорошо, что фон белый и по одному зверю почти однотонному на каждой странице. На сегодняшний день это одна из любимейших книг из нашей коллекции

Теперь это одна из любимых книг сына) сыну 1 год и 7 месяцев, каждую страницу внимательно смотрит, в каждое окошко заглядывает) как раз сейчас адаптация в дет сад и в конце учительница и дети в тему, мы пока к ним привыкаем. все книги этих иллюстраций отличные, подходит и для более мелких, страницы картонные, плотные.

Получили свой экземпляр Бурого мишки вчера.Сегодня, "от сна восстав",первым делом рассматривали страницы.Ребёнку 1.3, и интерес его к этой книжке явно нарастает.
Поймала себя на мысли,что с тех пор,как будучи студенткой,листала в магазине Голодную гусеницу,только появившуюся тогда ,и до сего дня моё отношение к иллюстрациям Эрика Карла сильно изменилось.От неприятия до желания иметь все его книги)))) И его авторская манера,в прошлом показавшаяся мне примитивно-оскорбительной,всё бльше покоряет во мне и маму,и художника своей творческой свободой.Это признак мастерства.Думаю,дети это чувствуют)

Отличная книжка) сын с удовольствием рассматривает картинки и отодвигает створку в окошках) страницы толстые, плотные их легко подцепить маленькими пальчиками и главное, что книга находится в свободном доступе, ребёнок сам берет и смотрит) порвать невозможно) нам 1,2. Хорошая книжка

Лучшая книга для малышей! Иллюстрации, качество печати и бумаги - всё на высоте! Просто эстетический кайф!
Ребёнок с года её обожает. Я тоже :-)

Нам книжку подарили и она стала самой любимой игрушкой нашей 11 месячной дочке. У нас есть этого же автора «Очень голодная гусеница, но она пока не интересна. Недавно купили « трудный день у паука» тоже без энтузиазма. Зато от этой книги не оттащить, сама открывает клапаны, показывает пальцем на картинки и спрашивает « кто это». Самая любимая картинка на последней страницы изображение детей, смотрит на неё долго и пытается произнести слово дети.

По книгам Эрика Карла я с детьми учу английский язык. В интернете все тексты есть в оригинале, есть на ю-тюбе начитанные и даже напетые варианты. Тексты очень простые, но именно на английском они прекрасны! Еще то же самое делаю с книгами Джулии Дональдсон и Ричарда Скари. И очень интересно получается! А вот эту книгу, про мишку, очень советую найти к ней ролик на ю-тюбе: "Bear, brown bear, what do you see?". "The very hungry catapiler" и "The very busy spider" - тоже. Прекрасная возможность для изучения языка и никаких "развивающих занятий" не надо! Вроде бы, книги не дешевые, но подсчитайте, сколько стоит, допустим, одно занятие по английскому с ребенком? А индивидуально? А тут - небольшое усилие со стороны родителя и, через некоторое время, вы удивитесь результату.

Книга содержательно — проще некуда. Но какое исполнение! Крупный формат (я ожидала раза в 2 меньше почему-то), сочные цвета, толстенный антивандальный картон, идеально и без усилий работающие "створки" — качество безупречное. Ребёнок счастлив открывать, закрывать, листать. Учительницу в конце целует всегда)))) видимо, красивой кажется (нам-то взрослым — вряд ли).

Смело можно брать эту книгу примерно с полугода — все натиски выдержит. У нас она появилась в 1,5 — и тоже нравится. Любим Эрика Карла.

Лучшая книга для малышей, прекрасное исполнение! Плотный картон, открывающиеся окошки! Первая книга так заинтересовавшая малыша, с 6 месяцев стал открывать окошки! Если бы переиздали купила бы ещё обязательно, чтобы новенькая лежала в коллекции, так как за пол года немного потрепался переплет при каждодневном многочисленном просматривании!

Купила эту книгу, когда дочке было три месяца. С нее и началась наша любовь к чтению. Книга просто супер! Яркие, большие картинки, минимум текста здесь плюс. Идет знакомство и с цветом и с животным. Толстые странички удобно переворачивать, окошечки очень интересно открывать. В конце сюрприз с детьми учит счету до 10. Сейчас дочке год и месяц и это до сих пор актуальная книга для нас.

"Выдала" сыну в 8 месяцев. с тех пор пару месяцев ежедневно по нескольку раз с ней занимаемся. интерес к ней больший, чем к звуковым и разным вырезным книжкам. Эта - особенная. Мне очень правильным кажется, что животные - крупные, яркие - и на белом фоне. ничего не отвлекает, как во многих российских современных детских книжках, где маленькому ребенку и не сосредоточится на главном персонаже, столько мелочей и цветов на странице. К манере рисунка не имею претензий - звери узнаваемые, пусть тренирует ребенок образное воображение. Окошки с задвижками - на ура! - прячем в домик и выпускаем погулять. Текст примитивненький - но это повод сочинить свои истории. Качество -отличное! Будем продолжать знакомство с Эриком Карлом.

Единственная книжка Эрика Карла,которую любят мои дети.

Купила эту книжку год назад, и до сих пор она вызывает восторг у моей Маши,а ей уже 4 года. Не знаю в чём тут дело, стихи вроде не замысловатые. Она постоянно просит почитать,хотя знает уже всё наизусть, читаем хором.Книга очень добротно сделана,а для деток это немаловажно,яркие иллюстрации,немного осовремененные,окошки-так просто восторг.Открываем -закрываем, потом на полочку ставим.Спасибо,сама получаю удовольствие от этих напевных строчек,от белой бумаги,красивой обложки,всё яркое,весёлое.Жаль что книга в настоящее время отстствует.

Купила книгу по восторженным отзывам. Но ни мне, ни дочери (1год 2 месяца) книга не понравилась абсолютно! Весьма спорные иллюстрации- грубые мазки, схематичные рисунки, животные не похожи на настоящих. Люди тоже очень странные. А что говорить о цветах? Зачем делать фиолетовым кота. Есть гораздо более удачные варианты для изучения цветов с ребенком. Да, качество отличное- листы из очень плотного приятного на ощупь картона, окошечки легко отодвигаются. Но вот содержание книги. про текст уже писали. Ребенка книга не заинтересовала совершенно.

Книга достаточно большая и объёмная, страницы из толстого картона, что значительно продлевает жизнь книге, когда она попадает в маленькие цепкие ручки моего сына (ему 10 месяцев). Пожалуй, это именно тот формат книги, который я выберу для своего малыша. Особая "фишка" - это открывающиеся окошки. Сыну очень нравится их открывать и закрывать. Насколько я понимаю, сыну книга в общем-то нравится. Но меня, честно говоря, смущает сама техника рисунков. Если вас устраивают сами рисунки, то не раздумывая берите эту книгу.

В нашем случае самое приятное в этой книги, что она "не убиваемая". Сыну годик и он все интенсивно исследует (пробует на зуб, рвет и т.п.). На данный момент наш малыш открывает и закрывает окошки, перелистывает страницы сам. Но огромного интереса книжка пока не вызывает. Возможно, чуть позже мы полюбим эту книгу.

Сыну 8мес., думала не оценит, но он оказался в восторге! Несколько раз в день занимаемся с книжкой и он в полном внимании! Другие книжки пытался вырвать, сунуть в рот. А с этой сидит смотрит и слушает! Иногда только пальчиками пытается помочь отодвинуть "заставку", чтоб скорее увидеть "кто там впереди"))))

Книгу подарили моему сыну на год, сын в восторге. Книга замечательная. Иллюстрации нравятся не только моему сыну, но и всей нашей семье ))

просто удивило в книге всё,и её размер и качество ничего не рвётся ,текст не замысловатый,как раз то что нужно для сына 1,10.

Книга просто блеск. Качество и яркость иллюстраций на высоте. Но самое главное это, как все понимают, реакция ребенка, товарищи это бомба! Сын годовасик с удовольствием отодвигает окошечки и разглядывает картинки уже третий месяц подряд! В общем, отличная, долгоиграющая книга для малыша, которая также выдерживает покусы. Маст хэв ;)

Пару дней назад мы стали обладателями семейной книги,нет. книга ,конечно,детская,но читаем мы ее всей семьёй.Читала я про эту книгу много хороших отзывов и вот решили приобрести ее.Итак,Эрик Карл "Мишка,бурый Мишка,кто там впереди?До покупки эту книгу я держала в руках и уже имела о ней представление.ЕЕ мне демонстрировала организатор СП по книгам-Галина.Как только она узнала,что основному нашему читателю 6 месяцев(на тот момент),сразу же сказала:"Так Вам нужен" бурый мишка!"

Книга,как и все говорят-действительно не убиваемая,но и тяжелая. рисунки в ней выглядят так,что как-будто их нарисовали крупной кистью.Но это ни так. Иллюстрации в книге не нарисованы, а сделаны из папиросной бумаги, склеенной по особой технике, которая является фирменным знаком известного американского иллюстратора, Эрика Карла.

Книга является отличным обучающим пособием.Здесь Вам и основные цвета,и изучение понятий "большое и маленькое",а так же развитие логики и моторики рук ребенка.

А вот" кто там впереди? "можно узнать, отодвинув шторку маленького окошка на странице. "Оказалось, что на странице прячется красная птица. Переворачиваем лист и спрашиваем у красной птицы, кто же у нее впереди? И снова, благодаря окошку, узнаем, что на красную птицу глядит желтая утка. А дальше нас ждут синяя лошадка, зеленая лягушка, фиолетовый кот и другие разноцветные звери."

Книга интересная, и вызвала восторг у нашего Тимофея(7 месяцев).Уже за два дня он знает и показывает где у героев книги глазки,а еще научился сам открывать окошки,чему мы очень рады.

Откровенно говоря,мне немного не понятно почему автор изобразил овцу черной,а собаку белой,ведь в природе чаще всё наоборот, но книгу это нисколько не портит,потому что в ней привычные нам звери изображены фиолетовыми,синими. Плотный картон книги дает понять,что с этой книгой вырастит еще ни одно поколение деток.

В целом мы довольны покупкой, ребенок увлеченно ее сам листает, хоть это,признаться,тяжко ,но мы же играем и познаем книгу все вместе,поэтому для нас сложностей нет.

Розовый жираф / Мишка,бурый мишка,кто там впереди?

Розовый жираф

Книга очень понравилась. Детям 1 год, с удовольствием листают плотные странички, играют с окошками.

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Да, действительно, эта книга в размере и интерактивности круче известной гусеницы. Большая, тяжеленькая, листы-картонки словно деревянные. Окошечки приятно открывать. Представляю, как детям понравится это делать с любопытством: кто спрятался в окошечке? Купила сразу две книги. И «мишку» , и «гусеницу». Довольная! Посмотрим, как оценят дети (4 года, 2,5 года и 8 мес). Приложение отвратительно и нелогично обрезает загружаемые фото. Что-то непонятное к просмотру представляю я потенциальному покупателю, но может все ж пригодится кому-то)

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Книга просто замечательная! Мой внук (3 года) зачитал её до дыр. Вот решила подарить такую же под елочку внуку сестры. Конечно купила. Но цена просто заоблачная ( 736 р) ! Мог бы магазин под Новый год для детишек сделать скидку побольше!

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Хорошая, качественная, интересная книга. Ребёнку 1,3 года. С удовольствием листает страницы, открывает окошки с картинками.

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Замечательная книжка с крепкими страничками! Удовольствие от просмотра и просмотра окошек. Рекомендую.

Цвет: зеленый, голубой, белый

Цвет: зеленый, голубой, белый

Книги замечательные.мы познакомились с книгами Эрика Карла 5 лет назад,заказала комплектом пять книжек на день рождения сына.перечитали до дыр,так сказать.и младший теперь уже любит эти книги.цены,правда, сейчас немалые за книгу.но я взяла.еще бы про паучка и про утят привезли на wb ,было бы супер.

Кто там впереди эрика карла









Приключения маленького Бобо. Истории в картинках для самых маленьких »

В наш центр ходят самые разные дети. Может, вы удивитесь, но у нас даже существует очередь из так называемых «детей нормы». Что-то, видимо, привлекает родителей в том, как устроен наш детский сад и как мы занимаемся с детьми.

Естественно, для детей с особенностями в развитии у нас, кроме групповых занятий, существуют еще и занятия индивидуальные. Такие занятия проводят специалисты – психологи и дефектологи. И в структуру занятий, как правило, непременно входит общение с книгой. Для некоторых детей это совсем не просто. У них либо нет опыта такого общения, либо этот опыт отрицательный. Ко мне на занятия, например, ходит четырехлетний мальчик О. Он практически не говорит. И это не специфически речевая проблема. Это проблема с общением. Конечно, следствием неразвитой способности общаться оказывается и интеллектуальная задержка. Когда мама первый раз привела О. ко мне на занятие, она сказала: «Только я хочу вас предупредить: не показывайте ему книжки. Он их не понимает. Он сильно раздражается, когда ему предлагают почитать. Даже вид книжки может вызвать у него сильную агрессию».

Я понимаю, откуда у ребенка такая реакция. Родители ведь не всегда сразу смиряются с тем, что им приходится воспитывать особого ребенка. Они гонят от себя такие мысли и стараются вести себя так, как делают все остальные. Они знают, что читать хорошо. И навязывают ребенку это занятие. Что-то такое начинают ему читать, чего он не понимает. Вообще это занятие – чтение – в той форме, которую предлагает мама, оказывается для него непосильным.

Естественно, он протестует. Ему и так сложно жить. А мама «обобщает» их совместный опыт неправильно: «Он не любит, когда ему читают!» Может ведь не любить? Может. Иногда требуется время, чтобы такая «нелюбовь» нашла реальное объяснение.

Но я-то знаю, что книги для детей совершенно необходимы. И надо придумать, как сделать общение с книгой не отталкивающим и востребованным для проблемного ребенка.

Эрик Карл «Кто там впереди?»
Книжка Эрика Карла «Кто там, впереди?» была первой, которую я решилась предложить О. Тут было очень важно мальчика не напугать.

Я сказала: сейчас я тебе кое-что покажу. Не бойся: мы не будем читать. Мы с тобой только посмотрим, что это такое. И он согласился: ну, давай посмотрим – если не читать.

Так ведь я и не читала. Я ему показываю мишку: вот мишка, видишь? А кто там впереди? Хочешь открыть окошко? Открой, если хочешь.

Естественно, О. захотел открыть окошко. Это же приглашение к действию. Ни один ребенок не может против такого приглашения устоять. Мы смотрим вместе: в маленьком окошке нарисована птица. Переворачиваем страницу: а там – та же птица, только большая. Не обманули нас! Вот здорово. Это ребеночек с таким ощущением на картинку смотрит: он предположил, что там будет птица. И вот она, птица.

Иллюстрации из книги «Мишка бурый мишка Кто там впереди»

И так мы всю книжку пролистали. Но разве же мы читали? Я задавала вопросы, а он, как мог, реагировал. Переворачивал страницы. Так что я свое слово сдержала – с точки зрения ребенка. И свою задачу выполнила: у нас «в обиходе» появилась первая книжка.

Очень скоро «Кто там впереди?» стала для О. просто необходимой. А эта книжка, при кажущейся простоте и при таком малом количестве текста, несет в себе очень серьезный познавательный материал. Во-первых, названия животных. О. довольно быстро запомнил их и даже стал мне отвечать. Я спрашиваю (будто бы сама себя): кто там впереди? Он ведь уже знает, кто там, и отвечает: утка. Для ребенка-аутиста самым сложным является вступить в диалог. Но ведь когда я спрашиваю: что там впереди? – а он отвечает: утка! – это и есть шажок к диалогу. Вопрос – ответ – это диалогическая структура. То есть это просто серьезное продвижение в плане социализации.

Я говорю: здесь желтая утка (опять как бы сама для себя). Не очень понятно, понимает ли О., что значит цвет. Но он меня слышит и автоматически повторяет. И через какое-то время на вопрос «кто там впереди?» он уже не просто отвечает мне «утка», а произносит: «желтая утка».

1 Иллюстрации из книги «Мишка бурый мишка Кто там впереди»

Лена Цветаева «Где птичка живет?»
Потом наш «ассортимент» стал понемногу расширяться. Появилась книжка «Где птичка живет?»

В этой книжке тоже заложена возможность движения, возможность что-то пощупать пальчиками. Для многих проблемных детей страшно тяжело работать одними глазами. Или глазами и ушами: трудно совмещать зрительные ощущения и слуховые. А когда включается палец, он помогает глазам встретиться с картинкой.

В книжке «Где птичка живет?» ребенок должен искать птичку. Не все «наши» дети знают, что птицы живут в специальных местах, что они живут в гнездах. В городе вообще трудно увидеть гнездо; скворечники – и то не везде увидишь. Так что это для ребенка совершенно новая информация. И эта книжка, как и «Кто там, впереди?», позволяет вывести ребенка на диалог.

Я спрашиваю: где живет маленькая птичка? В яблоке? И ребенок отвечает: нет. А перед этим нужно совершить действие – отогнуть картонный клапан и проверить: действительно, в яблоке вовсе не птичка. В яблоке червячок.

Иллюстрации из книги «Где живет птичка»

Естественно, ребенок не сразу начинает отвечать. Сначала я сама и спрашиваю, и отвечаю. А он только работает ручкой, пальчиками. И когда он начинает отвечать, это не его собственные слова, это воспроизведение уже услышанного текста. Но структура все равно диалогическая. И ответ возникает после вопроса.

С книжкой Лены Цветаевой мы позволяем себе больше «вольностей», позволяем себе отклоняться от текста, обыгрывать разные детали, немного усложняем «поисковую работу». Например, в книге есть картинка с лягушками. Лягушек три. Они все «прячутся» за кувшинками. И они все разные. Это очень здорово. Я каждый раз открываю какой-то листочек, но мальчик не знает, какой именно я открою. И в этом для него состоит интрига: какая лягушка появится. И он показывает пальцем разных животных. Он что-то договаривает. Он даже теперь говорит: «Спокойной ночи, птичка».

1 Иллюстрации из книги «Где живет птичка»

Примерно так же ведет себя совсем маленький, не говорящий ребенок. Дети с задержкой часто ведут себя так, как нормальные дети на более ранней ступени развития. Но очень важно, чтобы это было зафиксировано (вот как он может себя вести) и наполнено доступным содержанием. Это точка, от которой можно вести отсчет. Это умения и знания, на которые будет ложиться новая информация. Медленно, конечно, но все-таки будет – если работать систематически и отталкиваясь от возможностей конкретного ребенка.

Эрик Карл «Очень голодная гусеница»
Мы начали с одной книги. А потом их количество выросло. Теперь я уже могу разложить перед О. несколько книг и спросить: какую мы сегодня будем смотреть?

И конечно, в этом ряду – «Очень голодная гусеница» Эрика Карла. Эту книгу любят практически все наши дети. Это для них визуальное и тактильное удовольствие. Там ведь нарисовано то, что можно съесть. Дети любят обсуждать, кто что любит есть. А как приятно говорить про клубнику зимой!

И, кроме того, эти дырочки, в которые можно поставить пальчики. Не было ни одного ребеночка, который бы не вложил пальчики в дырочки. Конечно, не все решались сделать это с первого раза. Но – пусть с третьего. С детьми говорящими мы читаем так, как написано. А с детьми, у которых с речью есть некоторые проблемы, позволяем себе замены: слово «леденец» заменяем на «конфету», «ломтик сыра» – на «сыр». Ну и, там, «колбаса», «огурец». Так проще. А если мы читаем книгу с детьми «нормы», так это раздолье для диалога: тут непременно требуется уточнить, какое именно мороженое съела гусеница. Если оно оранжевое, то, может быть, апельсиновое? И так далее.

Иллюстрация к книге «Очень голодная гусеница»

И каждый раз конец этой книжки оказывается для детей маленьким потрясением. Даже для детей «нормы», которые знают или догадываются, что гусеница превратится в бабочку. Но когда ты открываешь последний разворот, всегда раздается «ах» – такая красота тут изображена!

Сначала был какой-то червячок, и не сказать чтобы привлекательный. И вдруг – такое превращение. Тельце у бабочки совсем маленькое. А главное – это крылья. Они занимают все место. Они распахнуты и переливаются всеми цветами радуги. И какие у этой бабочки глазки!

1 Иллюстрация к книге «Очень голодная гусеница»

Все это детям очень нравится. И книжка «работает» для детей любого возраста. Особенно – на логопедических занятиях.

Вообще те три книги, о которых я говорила – «Кто там, впереди?», «Где птичка живет?» и «Очень голодная гусеница», – универсальные, они практически всегда находят у детей отклик и их всегда, с любым сложным ребенком, можно использовать для работы.

Джудит Керр «Тигр, который пришел выпить чаю»
Книги Джудит Керр, конечно, более сложные – и с точки зрения рисунков, и с точки зрения содержания. Но была у меня одна девочка с речевыми проблемами, которая зацепилась именно за книгу «Тигр, который пришел выпить чаю». Ее совершенно заворожил перечень продуктов, которые съел Тигр. И мы с ней то и дело их перечисляли. И то, что он съел, и то, что Софи и ее мама потом пошли покупать. Мы играли с муляжами продуктов, устраивали магазин, готовили «стол» для Тигра.

Но это – конкретная ситуация с конкретной девочкой, когда книга Джудит Керр оказалась такой эффективной.

Линли Додд «Храбрый пушок ростом с вершок»
Похожая ситуация была с книгой «Храбрый пушок ростом с вершок» Линли Додда. Среди моих подопечных есть девочка Д. с недоразвитием речи. Что для нее характерно, так это нежелание напрягаться. Если ей трудно что-то сказать, она лучше промолчит. Мне кажется, у нее уже даже определенная жизненная стратегия сформировалась – не справляться с трудностями, не пытаться их одолеть, а как-то обтекать. Если у нее что-то не получается, если ей не хватает информации – то есть возникает ситуация, когда надо задать вопрос, она вопроса не задает. Не получается – ну и не надо.

Но коррекция речи непременно требует напряжения. И, в первую очередь, – проговаривания. Такому ребенку нужно не молчать, а много говорить – несмотря ни на что. Поэтому нужно как-то побудить его задавать вопросы. Нужно побудить к речевому напряжению.

И книжка Линли Додда оказалась для Д. просто волшебным средством. Там такие образы и рифмы, от которых невозможно отмахнуться. Если ты произнес одно из собачьих имен – «Барон», то остальное: «Огромный, как слон» – прямо просится на язык. Или: «Валет» – «худой, как скелет». И так далее. Но, кроме того, что ты произносишь слова, ухватываешь рифмы, ты должен еще понимать, что ты говоришь. Что такое «она как сосиска, животик низко»? Это как выглядит? Можешь объяснить? Нарисовать? И Д. – что удивительно – изо всех сил пыталась себе это представить и даже изобразить. Но сначала от нее потребовалось произнести очень важное слово: «Не понимаю!». На вопрос, ты понимаешь, что это? Как это выглядит, она сказала: не понимаю – то есть совершила признание в слове и таким образом задала вопрос. И с этого момента у нас в работе с ней что-то сдвинулось.

Иллюстрация Линли Додда

Разные книги
Книги, о которых я рассказала, и для меня самой открытие и такой маленький праздник.

Я ведь специалист с большим стажем. Я училась еще в советские времени. И тогда для нас главными рабочими книгами были книги Сутеева и Радлова. Это, что называется, логопедическая классика – истории в картинках. Они были всегда, и кроме них ничего другого и не было. Мы их, конечно, и сейчас используем. Есть дети, которым эти книжки очень нравятся. Особенно, те, кто любит «читать» - имитировать процесс чтения. В частности, наши даунята. И особенно, если все это происходит на глазах у взрослого и если надо за взрослым что-то договоривать. Взрослый начинает: «Жили-были…», а ребенок договаривает: «Утята». И так далее.

Но для большинства наших проблемных детей классические истории в картинках оказываются сложноватыми. Для них в принципе не годятся многофигурные композиции. Они годятся для детей «нормы» и то на определенном этапе развития. Поэтому эти книги, безусловно, используются, но мы очень рады, что появилось что-то еще.

Ведь и логопед – человек. И дефектолог – человек. Нам, взрослым, тоже нужно что-то новенькое. Новые книги с новыми возможностями. Новая книга часто подсказывает новый ход в работе. Ведь каждый ребенок – это сгусток специфических проблем. И к их решению каждый раз подбираешь свои ключики.

Есть книги, которые мы получили в подарок, но которые еще не полностью освоили, еще не совсем поняли, что эти книжки «могут». Хотя на вскидку они обладают большим потенциалом. Вот книга Маркуса Остервальдуса «Приключения маленького Бобо». Это книжка про жизнь малыша, про семью, про бытовые ситуации. И фразы там простые. Эту книжку необязательно читать подряд, от начала и до конца (тем более что она толстенькая). Можно выбрать какую-то главку, подходящую по теме, и по ней заниматься. А оглавление очень хорошее: заглянешь в него – и сразу понятно, какому ребенку какую тему можно предложить. Правда, мне на ходу пришлось кое-что переделать. Малыш Бобо – это соня. Такое животное – соня. Но нашим детям это не очень понятно. Для них «соня» – это, в первую очередь, имя девочки, Соня. А тут папа-соня, мама-соня. Будто их зовут одинаково. А малыш – почему-то Бобо. Так что нам пришлось слово «соня» при чтении опускать. Мы читали просто «папа», «мама», «малыш Бобо».

Так что нас, взрослых, новые книги тоже стимулируют на «творческие поиски» – пусть они иногда и ведут к отклонению от «авторского курса».
Чем больше новых книг, тем больше у нас рабочих возможностей. И тем больше возможностей для развития возникает у наших детей.

Записала Марина Аромштам


Педагоги и специалисты центра лечебной педагогики «Наш дом» выражают огромную благодарность издательствам:

Клевер
КомпасГид
Мелик-Пашаев
Настя и Никита
Розовый жираф

за книги, которые так пригодились взрослым и детям центра в их сложной жизни.

Специалисты детского сада «Наш дом» будут очень вам благодарны, если и в этом году вы подарите их детям новые книги.

В детском саду также будут благодарны за игрушки и игры – в частности, такие, которые помогают формировать представления о цветах и размерах предметов, о временах года и т.п.

logo

С предложениями о помощи обращайтесь, пожалуйста, к директору Центра лечебной педагогики «Наш дом» Елене Леонидовне Цырульниковой: 8 905 766 47 12

Читайте также: