Кто создал сталкер русские или украина

Обновлено: 30.06.2024

В 2014 году полуостров Крым вышел из состава Украины и стал частью России. С тех пор вхождение Крыма в состав России признали лишь шесть стран (из двух сотен): Афганистан, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Северная Корея и Сирия. Украина считает Крым оккупированной территорией.

Сергей Григорович не оставался в стороне от вопросов политики и никогда не скрывал своей гражданской позиции в отношении Крыма. В ответ на утверждения российских СМИ о воцарении в Украине «фашистской хунты» он прогулялся в мае 2014 года по Майдану Незалежности с георгиевской лентой в доказательство того, что никакой ненависти этот символ в Киеве не вызывает.

Отвечая на доводы Григоровича в Facebook, руководитель Nival Сергей Орловский задал непростой вопрос.

К дискуссии подключился креативный директор Metro: Last Light Андрей Прохоров:

Укол в сторону России в Metro: Last Light, разработанной тогда еще киевской 4A Games и вышедшей до открытого конфликта России и Украины, в 2013-м также спровоцировал волну негодования.

Переезд студии 4A на Мальту Прохоров в свое время объяснял именно войной с Россией, в условиях которой сложно привлекать инвестиции.

А в 2014-м компания «СофтКлаб» отказалась издавать в России Sherlock Holmes: Crimes & Punishments из-за упоминания Небесной Сотни в титрах игры.

Сооснователь Disgusting Men Виктор Зуев в ответ на личный отказ Григоровича и Прохорова ехать в Россию предложил бойкотировать игры GSC Game World и 4A Games.

Мы попросили Сергея Григоровича прокомментировать эту инициативу.

А вот это уже по-мужски! Я приветствую всех этих людей за честность со мной и с собой…

Возможные финансовые потери от подобных бойкотов Григоровича не интересуют:

Я на пенсии уже 5 лет и обещал себе больше никогда не работать за деньги. Я не разменяю свои убеждения на доходы.

Игровая индустрия на протяжении всей истории старалась держаться от политики как можно дальше, используя ее лишь как сценарную основу, и это абсолютно верный путь. Любые идеологические конфликты, возникающие между компаниями, — на мой взгляд, огромная глупость, как с точки зрения бизнеса, так и с моей личной человеческой позиции. Подобные двухминутки ненависти не идут на пользу никому, и в первую очередь вредят они самим разработчикам и их игрокам.

Новый S.T.A.L.K.E.R. 2 и брат Григоровича

В 2013 году GSC Game World неожиданно вышла из стазиса. Брат Сергея Григоровича Евгений решил не забрасывать окончательно разработку видеоигр и собрал небольшую команду для создания третьих « Казаков». Новая часть культовой стратегии стала своеобразным символом возрождения компании.


В сентябре 2016 года Cossacks 3 вышла в Steam. Критики негодовали, ругая игру за отсутствие новых идей, баги, глюки и неудовлетворительный ИИ. Мнения же игроков разделились. Русскоязычная аудитория приняла игру благосклонно; радовалась, что GSC вернулась — все верили, новый «Сталкер» не за горами. Западные же игроки ругали ужасную графику и бессмысленную цифру 3 в названии, ведь на деле игра стала ремейком первой части. Чего уж говорить, когда люди сравнивают Age of Empires 3 с Cossacks 3, — и последняя проигрывает (к слову, между играми 11 лет разницы!). Но так или иначе, а «Казаки» продались миллионным тиражом, что принесло компании немало звонких монет.

Как распалась GSC Game World начала «десятых». Чем сейчас занимаются разработчики канонического S.T.A.L.K.E.R.: Metro, Survarium и S.T.A.L.K.E.R. 2

В 2018 году Сергей Григорович в Facebook объявил о возобновлении разработки S.T.A.L.K.E.R. 2. Сайт компании заметно обновили, а промосайт грядущей игры получил загадочную картинку с цифрами. Григорович не стал собирать команду из ветеранов серии, решив привлечь новых специалистов, которые смогут привнести в серию что-то новое. Но всё же бывший программист оригинальной трилогии и один из авторов «симуляции жизни» A-Life Дмитрий Ясенев вернулся в компанию и работает над второй номерной частью.

Новая GSC Game World решительно идет с козырей, заявляя, что у всех персонажей будут уникальные зубы

Новая GSC Game World решительно идет с козырей, заявляя, что у всех персонажей будут уникальные зубы Новая GSC Game World решительно идет с козырей, заявляя, что у всех персонажей будут уникальные зубы

Вскоре появились первые скриншоты, тизеры и другие крупицы информации, которые слегка приоткрыли завесу таинства. Для S.T.A.L.K.E.R. 2 не стали изобретать новый движок и взяли популярный UE4, а все старые наработки 2011 года отправили в утиль.

Как распалась GSC Game World начала «десятых». Чем сейчас занимаются разработчики канонического S.T.A.L.K.E.R.: Metro, Survarium и S.T.A.L.K.E.R. 2

Мы сделаем своего «Сталкера» с блэкджеком и метро.

Оригинальная « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» была самым громким долгостроем начала нулевых. Ох, сколько же было обещаний, рассказов об огромном открытом мире, транспорте, выбросах, живом мире, искусственном интеллекте и других мелочах, которые мы так и не увидели на релизе. В те годы гуляла шутка среди геймеров: какая игра быстрее выйдет — Duke Nukem Forever или S.T.A.L.K.E.R.? Это и неудивительно, ведь разработчикам приходилось запихивать все обещания в уже устаревший движок, а времени на полировку не хватало.


Ведущим руководителем разработки «Теней Чернобыля» в те времена был Андрей Прохоров. Он пришел в GSC в 1996 году. Тогда у компании не было даже приличного офиса, только небольшая двухкомнатная квартира с 15 сотрудниками. Несмотря на небольшой опыт Григоровича как руководителя, Прохорову понравилась идея разрабатывать игры, да и зарплата была чуть лучше, чем на предыдущей работе.

Андрей Прохоров (слева) и Сергей Григорович (в центре) в Чернобыльской зоне

Андрей Прохоров (слева) и Сергей Григорович (в центре) в Чернобыльской зоне Андрей Прохоров (слева) и Сергей Григорович (в центре) в Чернобыльской зоне

В начале нулевых доходы компании заметно выросли после успеха серии « Казаки». Проект принес GSC более 100 миллионов долларов. Прохоров в одном из интервью заявил, что практически все деньги уходили в карман генерального директора, а зарплаты сотрудников были до смешного низкими. Из-за этого между сотрудниками и руководством возникали споры. Андрей вспоминает, что во времена шестилетней разработки «Теней Чернобыля» в компании трудились около 140 человек, но на парковке всегда стояло четыре машины, три из которых принадлежали Григоровичу: Porsche Cayenne, BMW X5 и Ferrari F430. И только один автомобиль принадлежал разработчику-программисту.

Андрей продолжал принимать участие в разработке «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» вплоть до отправки игры на тестирование

Андрей продолжал принимать участие в разработке «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» вплоть до отправки игры на тестирование Андрей продолжал принимать участие в разработке «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» вплоть до отправки игры на тестирование

За год до релиза несколько сотрудников GSC во главе с Прохоровым пошли на переговоры с Григоровичем по вопросу заработной платы. Разговор не заладился, все закончилось ссорой, а руководитель разработки ушел из компании, прихватив с собой двух ведущих программистов и 3D-художника. На S.T.A.L.K.E.R. это не повлияло: проект был уже завершен и находился на стадии полировки. Ушедшие сотрудники основали студию 4A Games, в которой в приоритете были люди, а не на финансы. Через год, когда «Тень Чернобыля» ушла на золото, Григорович уволил весь художественный отдел GSC. Без работы люди не остались и практически всем составом перешли под крыло Прохорова в 4А.

А дальше случилась Metro 2033 по одноименному роману российского писателя Дмитрия Глуховского. Денег на игру издатель THQ выделил немного, но даже с такими ресурсами 4A Games удалось завершить проект. Весь накопленный опыт за время разработки «Теней Чернобыля» не пропал даром. Metro выглядела и ощущалась духовным преемником S.T.A.L.K.E.R., и это сыграло команде на руку. Фанаты «Сталкера» охотно покупали игру, обеспечив коммерческий успех.


Однако проблемы с деньгами продолжали преследовать Прохорова и его компанию. Во время разработки сиквела «Метро» издатель THQ обанкротился. Доделывать Last Light было не на что, а новый проект Deep Six пришлось и вовсе отменить. Спасением стало приобретение прав на франшизу компанией Koch Media, что и позволило 4A довести игру до релиза.

Metro: Last Light спасла компанию из финансового водоворота

Metro: Last Light спасла компанию из финансового водоворота Metro: Last Light спасла компанию из финансового водоворота

Metro Exodus, следующий проект студии, вывела команду Прохорова в высшую лигу ААА-студий.


Сейчас 4A Games работает под крылом Embracer Group, дочерней компании Saber Interactive. Третью часть «Метро» перенесли на некстген-консоли, а новые проекты уже не за горами.

STALKER русская или украинская игра?

Украинская частная компания, разработчик компьютерных игр, локализировала игры на русский язык. Основана в 1995 году Сергеем Григоровичем, который является её бессменным руководителем. Название компании содержит в себе аббревиатуру его фамилии и инициалов - GSC [1]. GSC Game World первыми на Украине начали переводить игры для ПК на русский язык. Место расположения компании - Киев.

УКРАИНСКАЯ автор игры красава ради игор продал квартиру и спонсировал проэкты, истенный геймер

Немного о S.T.A.L.K.E.R. 2 из 2011 года

Отмотаем время назад, в момент, когда GSC принялась за разработку S.T.A.L.K.E.R. 2. Нельзя сказать, что команда разработчиков была в восторге от перспективы делать сиквел. Один из геймдизайнеров Андрей Верпаховский говорил о происходящем так: «устали делать трилогию, хотели новую вселенную, чтобы немного взбодрится, но пришлось делать новый “Сталкер”. Энтузиазма у команды было ноль».

Как распалась GSC Game World начала «десятых». Чем сейчас занимаются разработчики канонического S.T.A.L.K.E.R.: Metro, Survarium и S.T.A.L.K.E.R. 2

Из GSC начали уходить люди. Тот же Верпаховский чуть позже переметнулся в вышеупомянутую 4A Games. Из 200 сотрудников в команде осталось 50 человек, что мало для крупнобюджетного продолжения популярной франшизы. Но разработка не остановилась, и даже возникла приблизительная дата выхода — 2012 год. Григорович хотел выпустить игру на Xbox, что стало еще одной проблемой для разработчиков. По слитым файлам, которые совсем недавно расползлись по сети, можно понять, что S.T.A.L.K.E.R. 2 была сырой, и релиз состоялся бы намного позже заявленной даты.

В «слитых» файлах есть много интересной информации о S.T.A.L.K.E.R. 2, но нет самой игры

В «слитых» файлах есть много интересной информации о S.T.A.L.K.E.R. 2, но нет самой игры В «слитых» файлах есть много интересной информации о S.T.A.L.K.E.R. 2, но нет самой игры

В декабре 2011 года Григорович распускает команду GSC. Он не стал исповедоваться перед командой, сославшись на «личные причины». Бывший руководитель PR-отдела GSC Олег Яворский в одном из интервью вспоминал о дне закрытия: «Григорович собрал нас всех в зале для презентаций и сказал: “Я решил остановить разработку S.T.A.L.K.E.R. 2. До свидания”. Это была очень короткая речь».

Сергей Григорович и Олег Яворский на E3 2006

Сергей Григорович и Олег Яворский на E3 2006 Сергей Григорович и Олег Яворский на E3 2006

Сотрудники GSC Game World оказались в шоке. Ведь именно на этот день была запланирована презентация сюжетной составляющей для всей команды, и ждала команда точно не закрытия. Яворский даже спланировал небольшую вечеринку, чтобы поднять боевой дух команды. Но все понимали, что результаты двух лет разработки решено было безвозвратно перечеркнуть.

До конца разработки S.T.A.L.K.E.R. 2 оставался год

До конца разработки S.T.A.L.K.E.R. 2 оставался год До конца разработки S.T.A.L.K.E.R. 2 оставался год

У бывших разработчиков GSC осталось два пути: разбредаться по другим студиям или держаться вместе и по примеру 4A Games открыть свою студию. Они выбрали второе.

История создания S.T.A.L.K.E.R. Часть 1. От любительского продолжения Warcraft до культовой игры о Чернобыле

Продолжение: История создания S.T.A.L.K.E.R. Часть 2. Смена концепции, поездка в Чернобыль и работа над виртуальной Зоной отчуждения S.T.A.L.K.E.R. В названии этой игры есть что-то близкое для каждого игрока, рожденного в одной из стран бывшего Союза, понятное одновременно и украинцам, и россиянам. Да что там — даже среди игроков других стран, в том числе англоговорящих, она пользуется заслуженной популярностью за особенный стиль и выверенную атмосферу. Атмосферу, конечно, нерадостную. Но в которой однозначно чувствуется что-то «русское», даже «советское» что ли, общее для всех нас. Пускай это и атмосфера разрухи. В Чернобыльской зоне, с руинами заброшенных зданий, с давно неработающим колесом обозрения, есть особенная, как бы это не прозвучало, притягательность.

Ну и, конечно, игровой процесс этого шутера с элементами RPG, множество заданий, продвинутая баллистика оружия, а также открытость для создания модификаций, позволили игре стать одной из немногих, известных далеко за пределами страны, в которой ее создали.

Оригинальная S.T.A.L.K.E.R., имеющая подзаголовок «Тень Чернобыля», появилась на прилавках магазинов в 2007 году. Самостоятельное дополнение к ней, S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо, вышло в 2008 году. Второе дополнение, S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти, увидело свет в 2009-м. До сих пор ожидается и полноценная номерная часть серии, S.T.A.L.K.E.R. 2.

Этот материал — первая часть в цикле статей.

В них вы узнаете, с чего все начиналось, как разработчики создали знаменитую серию игр, чем они вдохновлялись, какие проблемы помешали реализации многих планов. Мы рассмотрим все игры серии, в том числе по крупицам соберем сведения о промежуточных версиях первой S.T.A.L.K.E.R.. Узнаем, какой она могла быть. И уделим большое внимание тем играм о Зоне, которым не суждено было выйти. Итак, вперед!

Survarium и проблемы с free-to-play

Основать с нуля свою компанию, не имея при этом денег и интеллектуальной собственности, сложная задача. Одно дело, если вы инди-разработчик, который занимается мобильными проектами или небольшой игрой в раннем доступе. Другое — когда у тебя уже сформированная команда, которой нужны деньги и уверенность в завтрашнем дне. Московские инвесторы в теории могли бы профинансировать продолжение «Сталкера», вот только все права были закреплены за Григоровичем.

Впрочем, Олег Яворский рассказывал, что у большинства инвесторов не было достаточных ресурсов для разработки игры, сопоставимой по масштабу с сиквелом S.T.A.L.K.E.R. В итоге коллективу пришлось утихомирить амбиции и сосредоточиться на небольшом проекте, который, как и Metro, вдохновлен «Сталкером», но в мультиплеере и с монетизацией по принципу free-to-play.


В марте 2012 экс-сотрудники GSC встретились с представителями Vostok Ventures. Они были готовы проспонсировать разработку будущего проекта: так и появилась Vostok Games. Более сорока разработчиков приступили к разработке Survarium. По внешнему виду и первоначальной концепции игра сильно походила на отмененный S.T.A.L.K.E.R. World. Мир и вселенная по факту новые, но ощущение, эдакий флер, Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС сохранилось.


Денег у команды было немного, поэтому они разделили разработку на несколько этапов. Первым делом игрокам дали пощупать PvP-режим, в котором можно было оценить работу нового движка и всласть пострелять. Геймеры, конечно, жаловались на баги, тормоза и низкий FPS, но при этом хвалили атмосферу «того самого “Сталкера”», хорошую картинку и узнаваемый дизайн. С каждым новым обновлением разработчики улучшали игру и развивали новый мир, в котором идёт войны группировок, есть аномалии и артефакты. Vostok даже выложила на своем сайте дорожную карту, в которой команда подробно расписала, что будет добавлено в игру в перспективе, и как проект преобразится через пару лет.

Время шло, а обещанные механики всё задерживались: аномалии и артефакты, новые карты, PvP-режимы и группировки добавлялись очень неспешно. В результате начался отток игроков.
Еще в 2013 году команда пообещала реализовать амбициозный режим свободной игры, который геймплейно был своеобразным Battle Royale с монстрами, артефактами, ИИ-противниками и сюжетными заданиями. Как вы уже поняли, эти обещания так и остались на дорожной карте, — но в будущем они переберутся в другой не менее амбициозный проект.
Игроки начали ругать команду за затягивание сроков, отсутствие обратной связи, повальное количество читеров и большое количество предметов, которые покупаются за реальные деньги. В июле прошлого года Vostok Games решилась на ответ: по словам разработчиков, параллельное создание движка и самой игры значительно замедлило развитие проекта.

Если сказать людям, что это скриншот из грядущего S.T.A.L.K.E.R. 2, то большинство поверит в это

Если сказать людям, что это скриншот из грядущего S.T.A.L.K.E.R. 2, то большинство поверит в это Если сказать людям, что это скриншот из грядущего S.T.A.L.K.E.R. 2, то большинство поверит в это

Появление игры в Steam обеспечило новый приток игроков, но технически Survarium еще была сырой: пользователи набросали негативных отзывов и забросили проект. Разработчики понимали, что система free-to-play для них не стала золотой жилой. Чтобы удержать платежеспособную аудиторию, пришлось добавлять внутриигровые события, контент для новичков и прочее-прочее, чтобы заработать на разработку заявленного режима свободной игры. Но отток игроков продолжался, и темп разработки снизился еще больше. Пришлось сокращать расходы и количество сотрудников.

Эй сталкер, купи шмотку! Поддержи разработчиков!

Эй сталкер, купи шмотку! Поддержи разработчиков! Эй сталкер, купи шмотку! Поддержи разработчиков!

Survarium оказалась нерентабельным проектом.

В 2017 году обрели популярность Battle Royale, которые перевернули привычные игровые жанры. Каждая крупная игровая студия теперь делала свою королевскую битву, и Vostok Games не осталась в стороне, представив Fear The Wolves.


Это была королевская битва в мире радиоактивной Чернобыльской зоны и с уже знакомыми аномалиями. Как и в случае с Survarium, игра вышла очень сырой. Слабая рекламная кампания с трудом привлекла фанатов «Сталкера», а баги, глюки и просадки FPS в последствии отпугнули и их. Можно сослаться на отсутствие финансовой подушки, вот только игру издавала отнюдь не бедствующая Focus Home Interactive. В конечном итоге, сервера Fear The Wolves опустели, и издатель их закрыл.

На скриншотах игры выглядит лучше, чем в реальности

На скриншотах игры выглядит лучше, чем в реальности На скриншотах игры выглядит лучше, чем в реальности

К 2020 году разработчикам удалось привлечь инвестиции в Survarium, что позволило набрать команду и доделать игру. Новая графика, первая PvE-миссия, новый интерфейс и другие штуки, которые должны привлечь свежую геймерскую кровь. Глядишь, и режим свободной игры когда-нибудь появится.

Как распалась GSC Game World начала «десятых». Чем сейчас занимаются разработчики канонического S.T.A.L.K.E.R.: Metro, Survarium и S.T.A.L.K.E.R. 2

А ещё в Vostok трудятся над неанонсированным проектом, который создается на UE4, и под него даже набирают новых сотрудников. Рано или поздно команде должно повезти, мы верим.

Коротко о GSC Game World

А точнее, назад. Рассказ о серии стоит начать с небольшого экскурса в прошлое, в историю компании, которая ее разработала.

GSC Game World была основана в 1995 году в Киеве. Название состоит из инициалов ее руководителя — Григоровича Сергея Константиновича. Интересно, что название и логотип были придуманы задолго до ее формального основания, еще когда Сергей учился в школе.

Вообще юный Григорович, страстно увлекавшийся тогда еще появляющимися в Украине — а это было начало 90-тых — компьютерными играми, начал коммерческую деятельность не с разработки игр, а с продажи дисков (пиратских, разумеется).

Открыв компанию, Сергей с несколькими товарищами, занимались разработкой дисковых энциклопедий и даже переводом зарубежных игр (это, кстати, малоизвестный факт). Наконец, они принялись за создание своей первой игры — квеста. Но на тот момент опыта в производстве игр было маловато и до релиза проекта дело не дошло.

Первой выпущенной в свет разработкой считается стратегия WarCraft 2000: Nuclear Epidemic. Будучи поклонниками оригинальной Warcraft от Blizzard, команда из четырех человек создала свою, новую часть серии. Графические ресурсы было решено извлечь из Warcraft 2, а код — написать самостоятельно.

Мы взяли популярную игру Warсraft 2, взломали ее, вытащили оттуда всю графику и написали к ней полностью свой код. Получилась наша программа, но с их графикой. Мы планировали продать эту игру компании-разработчику Warсraft в США. Точнее, предложить им сделать Warсraft 3. Это имело смысл, поскольку код, написанный американцами, был очень сложным, поэтому громоздким и бестолковым. А мы написали хороший. Когда мы показали [свой] Warсraft, ее разработчики очень обиделись. Но предложили с ними работать, только при условии, что мы войдем в состав их компании. Больше мы с ними не общались.

WarCraft 2000 была не только размещена на сайте для свободной загрузки, но также поступила в продажу на дисках. Сейчас сложно сказать, что это именно GSC производила диски, однако они успешно продавались. Для желающих ознакомиться: проект без проблем находится в интернете, а комментаторы оставляют положительные отзывы и делятся теплыми воспоминаниями.

В 1999 авторы занимаются игрой DoomCraft, но ее разработку закрывают, полностью переключаясь на другой проект — Казаки: Европейские войны. Эта игра в жанре стратегии в реальном времени, об украинских казаках, увидит свет в 2001 году.

Со временем «Казаки» превратятся в масштабную серию игр. Авторы выпустят два аддона к ней (2002), вторую часть и аддон к ней (2005-2006) и наконец, Казаки 3 в 2016-м, и затем еще целых четыре дополнения.

Вообще, стратегии в портфолио GSC заняли не менее важное место, чем шутеры от первого лица, даже превзошли их количественно. Помимо серии про казаков, компания Григоровича выпустила Завоевание Америки (American Conquest) и аддон к ней (2002-2003), Александр (2004, по лицензии одноименного фильма), и Герои уничтоженных империй (Heroes of Annihilated Empires, 2006).

Нам же интересны именно шутеры компании. Ведь они, по сути, стали предтечей «Сталкера».

Как распалась GSC Game World начала «десятых». Чем сейчас занимаются разработчики канонического S.T.A.L.K.E.R.: Metro, Survarium и S.T.A.L.K.E.R. 2


О S.T.A.L.K.E.R. 2 не говорит лишь ленивый. Игра получила эффектную презентацию на E3 2021, точную дату выхода и тонны обещаний — неудивительно, что игровое сообщество вдохновлено. Выглядит проект привлекательно, несмотря на то, что его делает совершенно другая команда, хоть и под пристальным вниманием главы GSC Game World — Сергея Григоровича. Сложно предугадать, как это отразится на финальном билде проекта: главное, что дела у студии пока идут неплохо.

Но что же сейчас делают разработчики оригинальной трилогии? Какой могла бы стать их версия сиквела и хорошо ли, что продолжение делают уже другие люди? Давайте разбираться.

Venom: первый шутер GSC и предшественник S.T.A.L.K.E.R.

Первым шутером компании стал Venom. Codename: Outbreak, вышедший в 2001 году.

Отправной точкой стало желание программистов Сергей Забарянского и Романа Лута создать собственный игровой движок, подходящий для разработки шутеров от первого лица. В наше время унифицированной разработки большинство компаний предпочитает покупать готовые движки у лидеров рынка, а тогда студии, в основном, делали свои собственные. Сначала вне студии, а затем и в составе GSC Game World, программисты работали над движком, названным Vital Engine.

Далее художником Андреем Прохоровым впервые предлагается концепция игры по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Эта идея позднее сыграет значительную роль в создании Сталкера. Но на тот момент авторы отвергают ее. Взамен они берут концепцию, основанную на научно-фантастическом романе «Кукловоды» Роберта Хайнлайна о вторжении пришельцев-паразитов, живущих на спинах людей и подчиняющих себе их волю.

Постепенно история видоизменилась. В конечном итоге сюжет повествует о событиях 2034 года, когда паразиты-пришельцы, занесенные на Землю в виде спор инородной жизни, начали нападать на людей. Первыми они атаковали ученых, которые занимались исследованием внеземных пород. Задачей игрока становится спасти уцелевших ученых и остановить распространение заразы.

Шутер получил неплохие оценки, а Забарянский и Лут покинули GSC и открыли свою компанию — Deep Shadows. Она известна отечественным геймерам своими шутерами в открытом мире Xenus и Xenus 2. В чем-то похожие на «Сталкер», эти игры содержали несметное количество багов, они вылетали на рабочий стол, но вместе с тем имели множество оригинальных идей, и приобрели солидное сообщество почитателей. Ну а Venom и сейчас можно купить в GOG, адаптированную под современные ОС.

От Oblivion Lost к S.T.A.L.K.E.R.

После релиза Venom в 2001 году GSC начинает разработку еще двух шутеров — FireStarter и Oblivion Lost.

Разработке FireStarter не помешали никакие обстоятельства. «Поджигатель» создавался на оригинальном движке, который обладал продвинутыми функциями для того времени: поддержка свежего стандарта DirectX 9, скайбоксы для симуляции неба, развитая система частиц. Уровни создавались по принципу BSP-деревьев, как в Quake и Half-Life. Игра успешно выходит в конце 2003 года. Несмотря на динамический геймплей, наличие сингплеерного режима из 16 уровней и сетевой игры, она не получает особенной известности.

Но вернемся к Oblivion Lost. Как и Venom, ее начали делать с игрового движка, еще не имея четкого замысла.

Началось все с того, что программисты Олесь Шишковцов и Александр Максимчук пришли на собеседование к Григоровичу, принеся с собой результат совместных трудов — движок X-Ray. До этого ребята уже успели поработать в другой студии, White Lynx, но из-за ее финансовых трудностей, начали искать нового работодателя. Григоровичу они продемонстрировали техническую «демку» X-Ray, выполненную в виде сетевого шутера. Чтобы не создавать самостоятельно «арт», они заимствовали ресурсы у Quake 3: Arena.

Сергей одобрил технологию Шишковца и Максимчука и предложил использовать движок для создания стратегий в реальном времени Pilgrims (здесь были бы даже элементы шутера от первого лица, а также массовость сражений) и Commandos (с акцентом на использование техники). Эти игры так и не увидели свет. Взамен них целью стал шутер от первого лица с тактическими элементами — Oblivion Lost.

Появился первый вариант сюжета. В мире Oblivion Lost научно-технический прогресс достиг невиданного уровня. Был открыт способ перемещения по гиперпространственным тоннелям. Такие тоннели связывали между собой планеты и позволяли перемещаться между различными мирами. Солдаты из группы «Следопыты», в числе которой и персонаж, управляемый игроком, должны были стать первооткрывателями этого способа перемещения.

Авторы хотели воплотить линейный сюжет со множеством скриптовых сценок в духе первой Half-Life. Действие разворачивалось бы на пятнадцати больших уровнях. Помимо перемещения на «своих двоих», игрок мог бы использовать транспортные средства — вертолет, военные автомобили и ховерборды.

Позднее к команде присоединяется 3D-художник Сергей Кармальский, начавший работу над первым уровнем в «ацтекской» стилистике, картой с заброшенным храмом юкатанской архитектуры. Тестовая локация, названная L1 day, напоминала чем-то de_aztec из Counter-Strike 1.6.

Так же, как и в случае со S.T.A.L.K.E.R., к которому мы вскоре перейдем, во время разработки Oblivion Lost случались утечки «сырых» сборок игры из недр компании. Это дало возможность фанатам ознакомиться со всеми этапами разработки и детально описать их на тематических сайтах и вики-ресурсах, а также вдохновило авторов модов, которые позднее создавали модификации для «Сталкера», используя материалы бета-сборок. Вы можете без особых сложностей найти такие «сырые» варианты игры в Сети, они вполне играбельны. Вышеупомянутая локация, например, появилась в сборке 749, которая утекла в сеть в 2001 году с рядом других.

Работа над Oblivion Lost продолжалась. Команда постепенно прирастала новыми участниками: кто-то приходил в GSC на работу, кто-то был переброшен с законченного FireStarter. Началось создание первых видов оружия, транспортных средств (вертолета, похожего на «Апач»), совершенствовался движок.

В конце 2001 — начале 2002 года художник Денис Волченко придумывает новую концепцию для «Обливиона». Вновь предлагается взять за основу фантастический роман «Пикник на обочине». Волченко объясняет эту идею тем, что, по его мнению, выбранная технология подходит для приключенческой игры с видом от первого лица, с поиском артефактов в запретной Зоне. Прохоров и Шишковцов предложили изменить сюжет так, чтобы вместо пришельцев в нем фигурировала авария атомной электростанции. Было предложено перенести действие в Крым, на мыс Казантип, что на берегу Азовского моря. А центром Зоны сделать Крымскую АЭС.

Кстати, о Зоне и сталкерах. Это из мифологии книги Стругацких. Там Зонами называются участки местности на Земле, в которых не могут жить люди и животные. Существуют легенды, что в одной из областей Зоны остались люди, пережившие мутации. Зона содержит множество аномалий, ловушек. Сталкеры — это люди, которые проникают на территорию Зоны, посещая ее на свой страх и риск. Они выносят из нее разные артефакты, которые затем продают, зарабатывая себе этим на жизнь. Вообще для понимания сюжетной подоплеки крайне желательно, как минимум, просмотреть статью в «Википедии» о книге.

Крым идеален для геймплея. Горы отсекут ненужную геометрию, что облегчит программирование, и сократят пространство открытых площадок, наполняя кадр. Там есть много играбельных мест, я их знаю по походам. Например, Чернореченский каньон, Долина Привидений. (. ) Недостроенную Крымскую АЭС можно подробно отснять и превратить во вторую ЧАЭС. Кстати, она очень похожа на блок, который в Чернобыле взорвался.

Планировалась поездка в Крым для сбора фотоматериалов, которые послужат референсами — примерами для моделирования локаций.

Однако как раз в то время Григорович увидел по ТВ сюжет про аварию на Чернобыльской АЭС. Ему пришла идея перенести действие в «настоящую Зону». Не всем членам команды она понравилась из-за морально-этических аспектов. Однако Григорович настоял на своем, сказав, что Чернобыль — это своего рода бренд, узнаваемость Украины, выход на европейский и американский рынки.

Читайте также: