Кто создал доту

Обновлено: 02.07.2024

История противостояния двух гигантов, разработчиков компьютерных игр, которая случилась из-за Dota 2. Роковая ошибка одних и находчивость других, вот, как это было вкратце. Hу а те, кто хочет узнать подробности - читайте статью до самого конца!

Все мы любим Valve за то, что они дали жизнь таким проектам, как Half-Life, Portal, Counter-Strike, Team Fortress, Day of Defeat, Left 4 Dead и многие другие. Однако, чем они на самом деле прославились в игровой индустрии - это Dota 2, которая принесла (и приносит до сих пор) им денег больше, чем все остальные игры, вместе взятые.

Однако не для кого не секрет, что Valve не создавали Доту. Они просто напросто вовремя увели ее из-под носа Blizzard Entertaiment. Но, давайте обо всем по порядку.

Итак, вернемся в 2003 год, когда Blizzard выпустили величайшую в истории игру - Warcraft 3.

Но дело даже не в Варкрафте, а в программе, которая шла к ней в придачу. Это Warcraft 3 World Editor - крайне мощный редактор карт, для игры, который позволял любому желающему создать свою карту.

Кстати говоря, досконально неизвестно, кому вообще пришла в голову идея создания такой концепции. И да, Доту создал не Icefrog, как многие считают, она появилась за несколько лет, до того, как он приложил к ней руку.
Однако, ходят слухи, что саму концепцию игры, с 3 линиями, крипами и тронами - доттеры перехватили из Starcraft 1, где что-то подобное уже наблюдалось.

Вернемся же к фактам. Именно Доту создал человек, известный как Eul (в честь которого и был назван один из предметов игры).

Но, буквально через несколько месяцев, на Warcraft 3 выходит дополнение, под названием Frozen Throne, и в этот момент, парень, показанный на скрине выше - забрасывает разработку карты и выкладывает ее исходный код в свободный доступ.

Вот тут-то и начали любители создавать, кто на что лад. Но лучше всех справлялся Guinsoo, который создал знаменитую Dota Аllstars.

Именно этот парень внес в Dota то, что мы видим и по сей день. Это полноценная механика, руны, Рошан и многое другое. Но и ему не хватило терпения, чтобы продолжить развитие Доты и завершить начатое. Он забрасывает разработку карты, и вот тут-то на сцене и появляется Icefrog.

Надо отдать ему должное. Его команда отказалась развивать карту и Icefrog занимался ее развитием в одиночку (только представьте, сколько ему приходилось работать, если даже Valve, с их ресурсами, за 10 лет не могут сбалансировать игру).

Именно Icefrog и "провел за руку" Доту в киберспорт, где она удачно конкурировала с тогдашним лидером CS 1.6. Но так продолжаться долго не могло. Графика Warcraft 3, хоть и была одной из лучших, в свое время, но после середины 2000-х, она начала заметно проседать, а волна популярности Доты - падать.

В этот момент Icefrog решил обратиться к руководству Blizzard с намерением предложить свои услуги для создания отдельной игры с тематикой Доты. Однако Близарды ему отказали (о чем, вероятно, жалеют до сих пор).

Видимо, Icefrog нашел поддержку у другой огромной компании-разработчика игр - Valve. Весной 2009 года, на официальном сайте тогдашней Доты Icefrog написал, что готовится нечто массивное, нечто невероятное для всех Любителей Dota.

Однако первые успехи стали заметны только в 2011 году, за пару месяцев до первого The International, Valve рассылают ключи всем топовым командом по Dota, чтобы они могли подготовиться к крупному турниру.

Тут я, пожалуй, приведу слова из одного интервью Вилата, самого популярного (а то и единственного) комментатора. Он говорит, что накануне турнира ему написал Icefrog и сказал, что они с Valve хотят провести турнир по Dota 2 с призовым фондом 1000000$. Сказать, что челюсть Вилата тогда отпала - не сказать ничего. Это сейчас мы привыкли к многомиллионным призовым, но тогда, в 2011 - это был рекорд в киберспорте.

Однако мы немного отошли от темы ( если хотите, я в другой статье раскрою вам закулисье первого инта, там действительно есть, о чем почитать ). Собственно, после такого анонса, после проведения Инта, после невероятного дебюта игры - Blizzard просыпаются от спячки и начинают требовать права на игру себе, понимая, какие огромные деньги они теряют.

Пресс-конференция Blizzard, на которой вице-президент компании и делает громкие заявления. Пресс-конференция Blizzard, на которой вице-президент компании и делает громкие заявления.

Они подали в суд, параллельно критикуя Valve за воровство. Ведь игра, по сути, была создана в Warcraft, который являлся детищем Blizzard. Параллельно с этим, они выпускают собственную игру, получившую название Blizzard DOTA. В ней они намешали героев из Варкрафта и Старкрафта.

Но, как вы, наверняка, знаете, Dota осталась за Valve, а Blizzard должны были убрать название DOTA со своей новой игры. Но как же так получилось, как Valve смогли отсудить Dota 2?

А все просто. Юристы Габэна - гении. Они просмотрели все документы, которые связаны с Warcraft 3 и не обнаружили там пункта, в котором бы говорилось, что все карты, созданные в редакторе, должны принадлежать Blizzard.

Соответственно, на момент разработки и дебюта Dota 2 - Valve имели все права на товарный знак Dota. Максимум, чего удалось добиться Blizzard - это забрать имена героев, ведь как вы, может быть, помните - в первой доте у героя было имя и "должность". Например, Skeleton King - Leorik, Quееn of Pain - Akasha и т.д. Поэтому в Dota 2 почти всех героев называют по "должностям".

Полная история создания Defense of the Ancients (DotA)

Конец первой части.
Ниже будут небольшие факты и подобное под спойлерами

“Моя роль в разработке DotA - мост между Guinsoo и IceFrog. Что произошло на самом деле - Guinsoo начал работу над колоссальным обновлением, но на пол пути потерял интерес. Спустя некоторое время, когда стало понятно, что интерес к карте умирает из-за отсутствия апдейтов и внимания, я убедил Guinsoo передать мне проект.


В тот момент я на некоторое время стал главным разработчиком. Я никогда не добавлял в титры свое имя. Я всего лишь сменил название с “Guinsoo's DotA” на “DotA Allstars”, и на этом все. По этой причине я не обрел особой известности. Однако, я хорошо поработал над героями; Pudge (мой любимый персонаж), Earthshaker, Tiny 2.0, Bristleback, Sandking, Axe, Phantom Lancer 2.0, Stealth Assassin 2.0, Ursa Warrior, Broodmother, Shadow Fiend, Nerubian Weaver, Enchantress, Ogre Magi, Tinker, Necro'lic 2.0, Necrolyte, Enigma, и Death Prophet 2.0 выглядели бы совсем иначе, если бы вообще были в игре (хотя я заметил, что некоторые из них очень сильно изменились после моего ухода). Так же я многое сделал для упрощения жизни игрокам, например организовал иконки и начал добавлять тултипы (подсказки при наведении мышкой) к комбинациям предметов. IceFrog был одним из моих коллег; а поскольку у него за плечами было образование программиста, которого мне не хватало (я выпускник биофака), он был гораздо более компетентен в компьютерных вопросах.

Пробыв главой проекта несколько месяцев, я потерял ко всему этому интерес. Я работал в основном для удовольствия и в свободное от учебы в колледже время, но мне было неприятно проводить часы за исправлением багов или обдумыванием свежих идей, а потом отвлекаться на что-то совсем другое. Поэтому я взвалил всю работу (в какой-то мере это было несправедливо) на плечи IceFrog и покинул проект. Было интересно наблюдать за развитием модификации на протяжении этих лет, и я желаю IceFrog всего наилучшего и успеха в дальнейшей разработке DotA вместе с компанией Valve .”

Можно считать, что DotA версий 1-4 была всего лишь “еще одной кастомной картой для wc3”, которую можно было встретить только на паблик (открытых) матчах, в которые играли либо те, кому нравится концепт карты, либо группа друзей, играющих только для фана (можно сравнить это с картами Tree tag, Vampirism, и др., хотя они не были особо популярны).


Тогда на карте присутствовало много героев, в дальнейшем заброшенных или кардинально измененных. Я все еще помню одного героя, использовавшего модельку meat wagon’а плети, он мог уничтожать деревья, давая проход, а из-за плохой планировки карты и дальности его атаки (на сколько я помню, около 1.5k) он мог пробраться в тыл вражеской базы, через бэкдор в древе жизни (тогда еще не было системы блокировки бэкдоров), а враги могли только наблюдать за вашими действиями.

Однако при выходе каждой новой версии на загрузочном экране неизменно написано "IceFrog presents". Взять хотя бы идею героя Рексара. Он был предложен одним из форумчанинов официального сайта, полностью им создан и представлен на обозрение. После чего Фрог просто импортировал его в карту. И написал крохотными, почти незаметными буквами благодарность. С неизменными словами, написанными большими "АйсФрог презентс". Как будто он сделал его сам.

Aegis of the Immortal - Щит Зевса, главного бога древнегреческого пантеона.
Aghanim's Scepter - Скипетр принадлежал последнему боссу в одной из игр серии Zelda.
Burize-Do Kyanon, Eaglehorn, granium basher, Maelstorm, Messershmidt reaver - Предметы из игры Diablo II.
Eul's Scepter of Divinity - Дань уважения одному из первых создателей DotA.
Eye of Skadi - Скади, богиняи ЗИМЫ из скандинавского пантеона.
Lothar's Edge - Дань памяти сиру Андиуму Лотару, чемпиону Азерота первой и второй части игры Warcraft.
Necronomicon - Несуществующая книга, придуманная писателем-фантастом Говардом Лавкрафтом.
Nethrezim Buckler - Nathrezim or Dreadlords, одна из рас во вселенной Warcraft.
Stygian Desolator - Оружие из игры Anarchy Online.
Hand of Midas - Мидас - персонаж из греческой мифологии, превращавший в золото все, к чему прикасался.
Heart of Tarrasque - Сердце мифического существа, состоящего из частей дракона, скорпиона и льва. Также босс из игры Star Craft и персонаж вселенной D&D.
Yasha - Вид демонов в индийской мифологии. Также меч из игры Phantasy Star Online.
Sange - Меч из игры Phantasy Star Online.
Sange & Yasha - Двойной меч из игры Phantasy Star Online.
Monkey King Bar - Оружие героя-обезьяны из китайского фольклора. Также оружие из игры Phantasy Star Online.
Black King Bar - Оружие из игры Phantasy Star Online, получавшееся там методом улучшения Monkey King Bar.

Abaddon (Lord of Avernus) - Персонаж игры Warhammer 40 000, лидер четырех легионов хаоса. Совершил кровопролитный 6-й крестовый поход.
Akasha (Queen of pain) - Один из пяти элементов в индуизме. Имя королевы проклятых в романе писательницы Энн Райс.
Atropos (Bane Elemental) - Одна из трех богинь судьбы в греческой мифологии.
Azwraith (Phantom Lancer) - Использует иконку персонажа из игры Final Fantasy - Kimhari.
Furion (Prophet) - Лидер ночных эльфов в игре WarCraft III
Lina Inverse (Slayer) - Героиня аниме-сериала Slayers. (Шел, кажется, на MTV и назывался по-русски "рубаки")
Kel'Thuzad (Lich) - Король личей в игре WarCraft III.
King Leoric (Skeleton King) - Персонаж игры Diablo, чей сын был захвачен демоном.
Krobelus (Death Prophet) - Персонаж из игры Summoner 2
Leviathan (Tidehunter) - Морской гигант. Также библейское морское существо.
Lucifer (Doom Bringer) - В христианстве падший ангел (дьявол).
Leshrac (Malicious) - Персонаж из карточной игры Magic: Тhe Gathering.
Magnus (Magnataur) - Германский физик Генрих Магнус, назвавший в свою честь эффект обратной полярности, схожий по действию с финальным заклинанием Magnus'a - Reverse Polarity.
Medusa (Gorgon) - Монстр в греческой мифологии, взглядом обращающий людей в камень.
Morphling - Персонаж из карточной игры Magic: Тhe Gathering.
Naga Siren (Slithice) - Персонаж из греческой мифологии, наполовину женщина, наполовину морское создание.
Riki Maru (Stealth Assasin) - Бесшумный ниндзя из игры Tenchu: The Stealth Assassins.
Squee and Spleen (Goblin Techies) - Персонаж из карточной игры Magic: Тhe Gathering.
Syllabear (Lone Druid) - Никнейм одного из игроков команды TDA, который разработал артефакт Guinsoo.
Zeus - Лидер богов в древнегреческом пантеоне.
Sven, the rougeknight - Назван по имени одного Шведского бодибилдера, известного на весь мир своими словами "I want to pump you up!"
Pudge - ОГРОМЕННЫЙ Босс из диабло, любящий орать "ОООО-СВЕЖЕЕ МЯСО. "
Rhasta - Так как Раста разговаривает с ямайским акцентом, на острове ямайка некоторые люди исповедуют религию "Растафари".
Rexxar - Герой Орды, полу-огр, полу-орк, защищавший Дуротар после падения Пылающего легиона!
Nortrom - Возможно, так как он анти-маг его имя - измененное название кампании Norton, известной своими антивирусами.
Barathrum - (по-латински barathrum - другой мир) - Всем известна его способность переходить длиннейшие дистанции за пару секунд.
Gondar - видимо, его имя взято из толкиеновского мира - Средиземья. Там Гондор - город-последняя опора людей перед силами зла! Схожесть между ним и дренеями заключается в том, что дренеи - также также являлись последним щитом между пылающим легионом и миром Азерота
Black Arachnia - героиня из иностранного сериала Beast wars. там она выступает за сторону Predacons
Yurnero - (по-индийски, Jagannath - одна из реинкарнаций Бога Вишны - создателя мира) - а его ульт взят у одного из героев Final Fantazy
Newermore - Демон обитающий в лондонском Тауэре, персонаж рассказа Эдгара По "Ворон"
Mortred - Мордред, по легенде, предатель, который нанес смертельное ранение Королю Артуру (ну, тому, который еще эскалибур из камня вытащил). В таверне написано, что мортред также является предателем Сентителов
Мogul Kahn - Первая часть имени - название одной татаро-монгольской династи, вторая - переделка слова Khan, что означает "предводитель"
Bradwarden - Кентавр, персонаж книги Р. Сальваторе "Луна Паука"
Merkurial - такая же быстрая, непредсказуемая, коварная, увертливая, как и бог Меркурий.

Кто создал доту

Dota 2 — невероятно успешный коммерческий проект. В период с 2015 по 2017 год, компания Valve заработала на игре 904 миллиона долларов. Однако права на Доту могли не достаться Гейбу. В 2011 году Blizzard подали в суд на Valve, чтобы не дать тем зарегистрировать торговую марку DOTA. Но суд Blizzard все же проиграли. И случилось это не из-за того, что на Valve работал IceFrog — разработчик Dota All Stars. Все оказалось несколько интересней, но обо всем поподробнее.

Чтобы разобраться в ситуации и понять, почему Valve и Blizzard судились, нужно вникнуть в контекст. А для этого придется прожать Time Lapse и рассмотреть историю Доты до того, как она стала полноценной игрой и начала приносить миллионы долларов прибыли.

Июль 2002 года. Blizzard выпускает стратегию WarCraft III, которой суждено стать культовой. Но разработчики не ограничились только игрой, вдобавок к ней был добавлен еще и бесплатный редактор карт — WarCraft III World Editor. В нем игроки могли сами создавать карты и придумывать для них сценарии. И одной из таких карт стала Defense of the Ancients(Dota), которую создал разработчик под псевдонимом Eul.

Создатель DOTA — Eul

2003 год. Blizzard выпускают дополнение WarCraft III: Frozen Throne. И в это же время Eul перестает заниматься разработкой Доты и выкладывает исходный код модификации в открытый доступ. Теперь изменять карту мог любой желающий, а единственное требование Еула было в том, чтобы будущие разработчики указывали его имя в титрах к игре.

Февраль 2005 года. Патч 6.01 становится последним для Guinsoo в роли разработчика Доты. Геймдизайнер покидает команду, и карта переходит к Neichus и IceFrog. Но и дуэт проработал вместе недолго, вскоре Neichus также уходит из проекта и оставляет Доту на АйсФрога. Это идет игре на пользу, со временем аудитория Доты становится все больше, карта локализуется на множество языков, начинают проводятся киберспортивные турниры, а сам IceFrog прислушивается к мнению игроков об обновлениях и часто отвечает им в своем блоге.

Однако время идет и не смотря на хорошую работу, которую проделывает IceFrog, компьютерные игры не стоят на месте и становятся лучше как в плане графики, так и в плане геймплея. Дота же продолжает топтаться на месте и остается в плену, теряющего актуальность движка WarCraft III. Сами же Blizzard не спешат разрабатывать собственную Доту или выпускать новую часть WarCraft, на основе которого карта могла бы обрести новую жизнь. И тогда в 2009 году на сцену выходят Valve.

И IceFrog не обманул, 13-ого октября 2010 года компания Valve анонсируют новую игру в жанре MOBA — Dota 2. Еще через год игра, наконец, будет представлена комьюнити на игровой выставке «Gamescom». И именно на этой выставке был проведен первый турнир по Dota 2 — The International, призовой фонд которого составил 1 600 000 долларов.

Победители The International — команда Natus Vincere

Причин, по которым Valve выиграли суд было две:

1. Товарный знак DOTA никому не принадлежал, поэтому ничто не помешало Valve зарегистрировать права на его использование;

2. Blizzard допустили ошибку. В пользовательском соглашении WarCraft III не было указано, что карты и модификации, созданные в редакторе WarCraft III World Editor принадлежат Blizzard. Позже этот пункт все же появится, но ситуации это не изменит.

Проигрыш в суде сильно подпортил планы Blizzard, ведь в это время компания работала над своей мобой — Blizzard DOTA и в итоге название пришлось менять на Blizzard All Stars. А затем разработка игры и вовсе загнулась. Позже Blizzard все таки выпустят свою мобу. Ей станет Heroes Of The Storm, которой прогнозировали большой успех. Но «Убийца Доты» окажется с холостыми патронами и так не сможет навязать достойную конкуренцию игре от Valve.

Кому все таки должна принадлежать Дота

Отбросим решение суда. С юридической стороны никаких вопросов нет — права на торговую марку DOTA принадлежит Valve и с этим уже не поспоришь. Однако в этой ситуации, помимо Valve и Blizzard есть третья сторона в лице Стива «Guinsoo» Фика и Стива «Pendragon» Мескона.

Guinsoo и Pendragon

В интервью журналу PC Gamer Guinsoo и Pendragon заявили о том, что Dota принадлежит коммьюнити, поэтому никто не имеет права присваивать себе торговую марку и делать на этом деньги. Такое видение ситуации обосновано тем, что в 2003 году, Eul(создатель Доты) выложил исходный код карты в открытый доступ и с этого момента над Дотой работало очень много людей, которые внесли большой вклад в развитие игры. Поэтому даже несмотря на то, что в Valve работает IceFrog, компания не должна присваивать себе труд других разработчиков.

Многие считают Айсфрога священной коровой, чуть ли не божеством, которое создало для простых смертных "дотку". На самом деле не всё так просто. У этой личности много своих скелетов в шкафу, которые не часто попадались на глаза фанатам, и о которых будет сказано ниже.

Впервые об Айсфроге заговорили в игровой индустрии после того, как он стал работать над модификацией DotA к Warcraft III . Ушедший с проекта Стив Guinsoo Фикс, передал все исходники проекта новому модмейкеру, который с усердием фанатика стал вводить новые изменения мод, управляя целой командой добровольцев, помогавших проекту.

Фанаты Доты радовались каждому новому патчу, так как с их выпусками игра действительно хорошела - очень сильно менялся геймплей, были добавлены новые герои и серьезно изменился баланс игры. К тому же все изменения выкладывались на официальном сайте, где подробно описывалось что конкретно было изменено и как это повлияло на игру. Всё было шикарно, однако о самом создателе и дизайнере игры никто ничего не знал. И это не удивительно, ведь сам Айсфрог не афишировал свою личность.

И вот, в 2010 году, анонимный пользователь Интернета опубликовывает статью The Truth About IceFrog: Behind the Bullshit. Эта статья вызвала эффект разорвавшейся бомбы. В ней раскрывалась личная информация об Айсфроге, а также все его похождения по студиям разработчиков с целью продать идею Доты и свою кандидатуру подороже в качестве главного геймдизайнера этой игры.

Итак, Айсфрога зовут Абдуил Измаил . Где и когда он родился в статье не раскрывается, однако не это главное, главное другое - Айсфрог оказался очень не простым человеком. Получив в свои руки от предыдущих создателей Доты очень перспективный проект, он решил продать его той студии, которая предложит наилучшие условия. К тому же он сам хотел стать главным гейм-дизайнером проекта и получать за это огромные деньги.

Многих фанатов эта позиция Айсфрога крайне разозлила . Они стали его обвинять в нечестном подходе к соратникам по общему делу, но ему было наплевать. В своё время Айсфрог пробовал устроиться в Riot Games в качестве ведущего дизайнера League of Legends . Интересно, что он потребовал каких-то сумасшедших условий:

  • Заработок в миллион долларов в год
  • Полное право вето на геймдизайн игры
  • Целый отдел, в котором он мог рулить и развивать Лигу, как ему вздумается

По разным данным, Icefrog работал в S2 Games до августа-октября 2010. В это же время в HoN перестали появляться порты из Доты. Скорее всего сказался факт разрыва контракта. Важно другое - в то время как он работал как над Дотой так и над Хоном, он передавал права на использование своей интеллектуальной собственности (изменения или новые добавления в Доте) разработчикам Heroes of Newearth. И потом, в какой-то момент, такое заимствование резко прекратилось.

Давайте попробуем выстроить картину с самого начала. Айсфрог приступает к работе над Дотой. Он тут же начинает бегать по рынку компьютерных игр, и предлагает заняться "клоном" Доты, разработкой которого он и будет руководить. S2 Games соглашаются, но по каким-то причинам держат в секрете. Затем также тихо Абдул увольняется и перебирается в Valve, заниматься Дота2. После смены компании, правда потихоньку начинает вылезать наружу. Отдел найма Valve ничего не знал о S2 Games. У Айсфрога было чистое резюме.

Вы думаете это бред анонимного сумасшедшего, выложившего всё это в Сеть? Нет, к сожалению это правда. В документах, относящихся к судебному разбирательству между Blizzard Entertaiment и Valve (по завершению которого интеллектуальной собственностью на Dota стала владеть именно Valve) сведения анонимного сотрудника подтверждаются.

В итоге Абдул IceFrog Измаил, является гейм-дизайнером в Valve, одной из сильнейших игровых фирм на рынке. Зарабатывает миллионы долларов в год, но какой ценой? Продав идею, которую он не создал. Судить правильно ли он поступил только вам.

Если вы дочитали текст до конца, поставьте, пожалуйста, лайк! Мне это важно, а вам ничего не стоит! Спасибо!

Читайте также: